Русская культура в монголо-татарского - Россия, Russia. Татары: Материальная культура татар Чингисхана

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 вв. ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные. С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. ЛЕТОПИСАНИЕ Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь. Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси. В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире. Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе. Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои — Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды. ЛИТЕРАТУРА РУСИ В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского». Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси. Воинская повесть Задонщина, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком. В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол. Типография работала в основном на нужду церкви. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА. Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой. Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии. Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе. Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам. Иван Грозный очень любил и уважал этого человека, поэтому болезненно перенес его отъезд. Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам на себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле. Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые). Иван Грозный ДОМОСТРОЙ В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в. Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи. ЖИВОПИСЬ РУСИ Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев. В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи — икона Троица. «Икона Троица». «Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама. Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи. В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах. Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции. АРХИТЕКТУРА РУСИ В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века. По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств. Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

Распад большого государства раннего Средневековья был естественным. Аналогичные процессы происходили и в Европе. Однако для Древней Руси обстоятельства складываются иначе. Русь оказалась под длительным и мощным воздействием Золотой Орды, стоявшей вне христианского мира.

Ордынское вторжение являет собой особую страницу в развитии русской культуры и формировании ее ядра - национального менталитета. С началом монголо-татарского нашествия условия культурного творчества изменились коренным образом. Молодая, только определившая свои духовные основы страна была фактически сызнова варваризирована. Неудивительно, что вторжение монголо-татар было воспринято русскими людьми как вселенская катастрофа, как вмешательство божественных сил.

Прекратил свое существование когда-то знаменитый путь «из варяг в греки». Прервались связи юга и центра Руси с Западной Европой. Теперь прямое общение с Западной Европой стало проблематичным. Монголо-татарское завоевание повлекло за собой многочисленные беды на русские земли. По расчетам археологов, из 74 русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, 49 подверглись разорению ханом Батыем. Причем 14 городов не были восстановлены и еще 15 понемногу превратились в села. Во Владимире-Волынском, Торжке, Козельске не осталось ни одного живого человека.

Мощное потрясение испытал русский культурный генофонд. Татары брали в плен исключительно красивых и физически сильных людей, а также талантливых мастеров, искусных ремесленников. Это обернулось для Руси утратой знаний многих технологий, навыков, умений.

Промежуточное положение древней Руси между Западом и Востоком понемногу меняется в сторону Востока. При помощи татар русские перенимают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Ордынское владычество повлияло на образ самой княжеской власти. В Орде русские князья усваивали понятия абсолютной деспотической власти, ранее незнакомые им ценности самоуничижения, обидные для русского человека формы политического этикета (например «бить челом»). Формировалась генерация безропотных князей, для которых закон - это воля хана. Эти обстоятельства вызывают глубокие изменения в русском национальном характере и образе мышления. До такой степени длительное положение национальной подчиненности не могло не сформировать рабскую психологию во всех социальных слоях русского населения. Таким образом, одним из последствий монголо-татарского владычества становится формирование изоляционизма в сознании русских людей.

В этих условиях закрепляется статус города как военноадминистративного центра. Произошло общее огрубление нравов как следствие варваризации культуры. Новая ситуация более всего способствовала развитию идеи ценности власти и государства, а не человека и общества.

Уровень демократичности всего феодального общества зависел от характера отношений внутри господствующего класса. Монгольское общество было пронизано взаимоотношениями безропотной покорности. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Став ханскими служебниками, русские князья усваивали безоговорочное повиновение подданных и беспредельную власть правителей.

На Руси в период монголо-татарского ига распространялась организация особого типа социальных связей - подданства, когда слуга находится в прямой и абсолютной подчиненности господину. Владычество кочевников дало Руси систему беспощадного принуждения, террористических и грабительских способов управления страной, унижающих достоинство человека и национальное самосознание народа.

Своеобразные отношения сформировались у татарских ханов с православной церковью. Как и многие язычники, они почитали чужих богов, полагая, что это умилостивит их. Русские митрополиты принимали от ханов ярлыки (грамоты), которые гарантировали личную неприкосновенность и привилегии духовенства, а также неприкосновенность имущества церкви. Ханы под страхом смертной казни не позволяли своим подданным грабить монастыри. Сам институт православной церкви не был уничтожен, однако эта веротерпимость не была бескорыстной.

Лишь со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве 1380 г.

Это событие стало важным шагом освобождения страны от монголо-татарского ига. Победа в сражении восстановила славу и могущество Русской земли. Постепенно определяется ведущая роль Москвы, возглавившей борьбу за объединение русских земель.

Сергеева Ольга Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Шинкарова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Введение

Данная работа посвящена изучению влияния культуры Золотой Орды на культуру Древней Руси.

Изучением Истории Золотой Орды занимались многие ученые XIX-XX веков, такие как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Савицкий, А.Н. Насонов и др. При этом тема культурного наследия татаро-монгольского государства практически осталась без внимания.

Актуальность работы : в силу многонациональности нашей страны и культуры, неубывающей остроты национального вопроса, проблем толерантности, а также возрождения религий - ислама и христианства в России, после атеизма советского периода, возникает потребность в изучении двух культур. В современной общественной мысли всё острее становится понимание того, что живя рядом сотни лет, наши культуры (культура предков татаро-монгол и культура славян) хоть и остались очень различными, но все же имели взаимовлияния друг на друга. В частности, в этой работе рассматривается влияние татаро-монгол на культуру Древней Руси.

§ 1. К вопросу изучения истории Золотой Орды. (Улус Джучи)

К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, Северный Хорезм, Западная Сибирь. Город Сарай («дворец»), расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды.

Древняя Русь не входила в состав Золотой орды, а попала в вассальную зависимость - население государства платило дань и подчинялось распоряжениям ханов.

В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Исторически это колоссальное полугосударство-полукочевье просуществовало недолго - около 200 лет . Самым простым было государственное устройство Золотой Орды. Единство Орды держалось на системе жестокого террора .

Падение Золотой Орды было предрешено следующими признаками: огромная территория, населенная народами с непохожими культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), свирепым походом Тамерлана в 1395 году, Куликовской битвой и др.

§ 2. Проявления влияния Золотой Орды в разных областях современной русской культуры.

Негативные последствия монголо-татарского нашествия известны всем, поэтому в этой работе не будем останавливаться на данном вопросе. А сразу перейдём к положительным следствиям влияния культуры Золотой Орды.

2.1. Элементы русской бытовой культуры, сформировавшиеся под золотоордынским влиянием.

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами , цветными шароварами и сафьяновыми сапогами . В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

Они привнесли в русскую культуру счеты , которых и сейчас не знает Запад, валенки , пельмени , кофе , тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока .

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах . В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела .

Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

2.2. Слова, пришедшие из Золотой Орды

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. Его, так же как и другие сферы жизни, коснулись существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.

Где-то пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения. Они давно уже стали неотъемлемой частью русского языка, и не расцениваются нами как заимствованные.

Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня), товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Некоторые другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма .

Арбу́з (заимств. через кыпч. χarbuz, тур., крым.-тат. Karpuz, из перс. χarbūza, χarbuza - дыня) - большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения из семейства тыквенных .

Кирпи́ч (заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. Kärpχič) - искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек .

Таракан (тюрк. taraqan) - Прямокрылое всеядное насекомое, приносящее вред в домашнем хозяйстве .

Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать,

что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными.

2.3. Пословицы и поговорки о времени монголо-татарского ига

Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. Из иноземцев самый значительный блок пословиц посвящен татарам, которые у русского человека ассоциируются с монголо-татарским нашествием и последующим игом. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига.

В качестве основного источника использовался следующий труд: Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. - М. Художественная литература. 1984 .

«Бей сполох, татарин идет» (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

«Это сущая татарщина» (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

«Рано татарам на Русь идти»

«Неволей только татары берут»

«Не пожелаю и злому татарину» (Так худо).

«Злее зла татарская честь» (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

«Незваный гость хуже татарина» (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

«Злее злого татарина» (Очень злой)

«Много нам бед наделали - хан крымский, да папа римский»

«Старших и в Орде почитают»

«Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться»

«Пусто, словно Мамай прошел» (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

«Настоящее мамаево побоище»

«Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве»

«Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить»

«И сидячего татары берут» (Бесчестность)

2.4. Фамилии, пришедшие из Золотой Орды

Изрядная часть русских дворянских родов (около 15 %.) считала своими основателями выходцев из Золотой Орды . Большая их часть бежала под покровительство Московского государя во время Великой смуты (Великой Замятни) в Золотой Орде, которая длилась с 1359 по 1380 год.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Например, царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской , и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

К проблеме возникновения татарских фамилий обращались многие исследователи, среди которых наиболее полно и детально два учёных: историк С.Б. Веселовский в своей книге «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» и Н.А. Баскаков в книге «Русские фамилии тюркского происхождения». Их работы и архивные документы использовали в Исследовательском Центре МГУ имени Ломоносова, не полный список Исследовательского Центра я использовала в своей работе.

Известнейшие фамилии русской истории, вышедшие из Золотой Орды:

1. БУНИНЫ (прим. русский писатель, поэт - Бунин Иван Алексеевич) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде

2. КАРАМЗИНЫ (прим. писатель, поэт, историк Николай Михайлович Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара «чёрный», мурза ~ мирза «господин, князь» .

3. РАХМАНИНОВЫ (прим. российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов) От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман «милостивый») из Орды.

4. СКРЯБИНЫ (прим. русский композитор и пианист - Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачна тюркская - «слепой бей» .

5. ТУРГЕНЕВЫ (прим. русский писатель Иван Сергеевич Тургенев) От мурзы Тургеня Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу - качественное прилагательное turgen монгольск. "быстрый", "скорый", "спешный", "вспыльчивый" .

6. ЯЗЫКОВЫ (прим. известный поэт, друг Пушкина Николай Михайлович Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV-XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны

И ещё многие другие учёные, военные, писатели были из родов, основатели которых, когда-то вышли из Золотой Орды.

Заключение

В ходе проведенных исследований удалось прийти к следующим выводам:

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло изменения во все сферы жизни русского общества - социально-экономическую, политическую, культурную. Преобразования коснулись русской национальной одежды, украшений, сферы строительства и сферы торговых отношений.

В общем, был прерван процесс традиций Киевского государства. Но при всем трагизме эпоха монгольских завоеваний не была проста и однозначна. Ученые не пришли к одному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, думается, не совсем правомерно. В какой-то мере монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси.

Нашествие Золотой Орды принесло множество бед. Разрушались города, погибало население от голода, пожаров и стрел. Исчезали многие ремесла, техника некоторых из них утеряна навсегда. Погибли многие памятники культуры древности. Но страна, по историческим меркам, быстро восстановилась. И на месте старой культуры возникла новая, обновленная и дополненная притоками восточных культур.

Обновился язык, как история покажет, актуальными словами. Многие из которых не кажутся сейчас заимствованными.

Русская знать сильно дополнилась во времена владычества татаро-монгол. Около 15 % русских дворянских родов считала своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить. Выходцами из той среды были знаменитые ученые, музыканты, писатели, государственные и военные деятели и т. д. Без них невозможно представить Россию.

Подводя итог данной работы, следует ещё раз подчеркнуть, что изучение данной темы не может быть односторонним, а оценка влияния Золотой Орды на русскую культуру - однозначной.

Список литературы:

  1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
  2. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. - Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: ACT,2001. - 325 с.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. - М. Художественная литература. 1984. - 196 с.
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 424 с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 432 с.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: АСТ, 2004. - Т. 2. - 671 с.
  7. Эренжен Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. 2-е изд. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.

Ордынское вторжение являет собой особую страницу в развитии русской культуры и формировании ядра культуры - национального менталитета. Монголо – татарское завоевание принесло немало бед русским землям. По подсчетам археологов, из семидесяти четырех русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, сорок девять были разорены Батыем. Причем четырнадцать городов вовсе не поднялись из пекла и еще пятнадцать постепенно превратились в села.

Сильный удар был нанесен по русскому культурному генофонду. Татары уводили в плен не только красивых и физически сильных людей, но также талантливых мастеров, искусных ремесленников. Не удивительно, что Русь потеряла знание множество технологий, навыков, умений. Не случайно в конце 15 века Ивану III придется пригласить зарубежных, в основном итальянских мастеров для строительства московского Кремля.

Промежуточное положение древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется предпочтением Востоку. При посредстве татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. В Орде русским князьям прививаются прежде неизвестные им ценности самоуничижения, оскорбительные для русского человека формы политического общения (например, «бить челом»). Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Все это приводит к глубоким изменениям русского национального характера и образа мышления. Столь длительное положение национальной зависимости не могло не формировать рабской психологии во всех социальных слоях русского населения.

Ведь степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса. Естественно, что русские князья – «служебники», обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, не могли уже примириться с независимостью своей дружины, ее былыми правами.



Монгольское общество было пронизано отношениями жестокого подчинения. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей. В подобные отношения втягивались и жители русских городов, а домонгольский период обладавших своими правами и вольностями. В условиях постоянной внешней опасности роль и значение князя неизменно возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей, да и подавить теперь было легче, так как горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защищать. На Руси шел неумолимый процесс формирования особого типа социальных связей - подданства. Подданство, в отличие от западного вассалитета, - это служба недоговорного характера, при которой слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина.

Владычество кочевников принесло на Русь жестокую систему насилия, террористических и грабительских методов управления страной, унижающих человеческое достоинство и национальное самосознание народа. За два с половиной века иноземного господства резко снизилась ценность человеческой жизни и личности, уровень благосостояния страны и каждой семьи, состояние общественной нравственности и социальная активность населения. Можно наблюдать значительную деградацию древнерусского общества. Многие исконно славянские формы и явления культуры стерлись, будучи вытеснены феноменами кочевнической культуры. Несмотря на то, что терпение и покорность народа прерывалось бунтами, сама кочевая монгольская империя воспринималась Русью как эталон государственного могущества.

Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили «чужих» богов, считая, что это умилостивит их. В результате русские митрополиты получали от ханов «ярлыки», которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также неприкосновенность имущества церкви. Ханы под страхом смертной казни запрещали своим подданным грабить монастыри.

Многие богатые и знатные русские люди в этот период искали душевного мира за монастырскими стенами, меняя одежду княжескую и боярскую на мантию инока. Всякий, готовясь умереть, часть имущества завещал церкви. Поэтому она чрезвычайно окрепла и разбогатела за два столетия.

Церковь, оставаясь единственным общенациональным институтом, позволяла в условиях татарского ига осознавать свое единство и принадлежность к единой вере, формируя идею богоизбранности русского народа.

Понадобилась, примерно, сотня лет зависимого униженного положения, чтобы в сознании наших предков возникли идеи единства «всей Русской земли». Единство – и в борьбе с «татарами» – вот важнейший итог изменений геополитических представлений русских князей. Расширение политических и владельческих прав московской династии породили общерусский кругозор; без этого качества едва ли можно было победить на Куликовом поле. Не вызывает сомнений, что именно мотив защиты единой Русской земли и христианской веры был наиболее сильным моральным фактором, обуславливающим победу.

Искусство Руси 13 – 15 веков

Монголо – татарское завоевание подорвало экономический потенциал Руси, что привело к стагнации каменной архитектуры, тем не менее, строительство деревянных церквей не прекращается и в период татарского завоевания.

Каменное строительство в Новгороде возрождается уже в 1292 г. Возводится церковь Николы на Липне. Во второй половине 14 века наблюдается расцвет новгородской архитектуры, зодчие сохраняют принципиальную структуру храма: четырехстолпные, одноглавые, одноапсидные. В это время построены церкви Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата на Ручью, Успения на Волотовом поле. Постепенно возобновляется каменное зодчество и в других городах Руси: Пскове, Владимире, Суздале, Ростове.

Вторжение татар, длительная изоляция Руси от Византии, разобщенность русских городов способствовали созданию региональных художественных школ. Можно говорить об особенностях новгородской, псковской, московской иконописных школ, обладающих своеобразием и неповторимостью. Так, новгородская школа создает краснофонную икону. Иконопись Новгорода тяготеет к повествовательности, ярким красочным пятнам, икона переполнена сюжетными подробностями. Характерными образами второй половины 13 века новгородской школы являются «Спас на престоле», «Св. Георгий с житием», « Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий».

В псковской школе иконописи доминирует драматизм, который передается беспокойным линейным ритмом, сочетанием красного и зеленых тонов. Такая напряженность ощущается в иконе «Сошествие в ад».

Рост национального самосознания способствовал такому значительному подъему русской художественной культуры на рубеже XIV – XV вв., что некоторые исследователи проводят параллели между последним и европейским Ренессансом.

Творения мастеров новгородской и, особенно, московской школ обретают и свое уникальное лицо, и высокую степень художественного совершенства. Самые яркие и философски глубокие шедевры русской иконы мы находим в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева.

Знаменитый Феофан Грек появился в 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи. Мало того, что он был «преславный мудрец, философ зело хитрый…книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец » (Епифаний Премудрый), он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько вошел в русское искусство, что его имя неотделимо от последнего.

В византийском искусстве, где главенствовал принцип безличного творчества, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером со столь ярко выраженной индивидуальностью. Мир грозовой, тревожный, мир кипящий, огненный, где все в движении и неудержим порыв страстей, открывается нашему взору в феофановской росписи. Трудно представить композиции более динамичными, более властно захватывающими зрителя в свой круговорот. Тут и грозный Пантократор, и лик Серафима, выглядывающий из могучего шестикрылья, и ангел, под чьими крылами, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир, и праотцы Ной, Иов, Мелхиседек, и Макарий Египетский, шесть десятилетий проживший аскетом в пустыне, и отшельники, именуемые столпниками и другие еще подвижники и святые. Формально все как будто бы в соответствии с догмой. Но дух беспокойный, испепеляющий рвется в каждом наружу, рождая тот трагический пафос, ту великую напряженность, которые и являются истинным содержанием феофановской росписи. Суровые и вдохновенные феофановские аскеты – это не царственно мудрые проповедники веры и ревностные обличители зла, а метущиеся, одолеваемые собственными страстями искатели истины.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежды, под час образующие молниеподобные зигзаги, беличьи «движки» и в результате – нервная, предельно динамичная живопись, передающая во всей их реальности не самих людей. Чьи фигуры условны и кажутся приведениями, а людские страсти, сомнения, раздумья, порывы.

Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению русских художников передать внутренний мир человека.

Если творчество Феофана прежде всего связано с художественной школой Новгорода и только последние годы жизни и деятельности с Москвой, то Андрей Рублев – гениальный иконописец московской школы живописи. Как свидетельствуют письменные источники, Рублев вышел из иконописной мастерской Троицкой обители. Он еще застал в живых Сергия Радонежского, любимый ученик которого Никон впоследствии заказал ему знаменитую «Троицу», где царит мир согласия и взаимной любви. Сюжет иконы очень традиционный. Библейскому патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и он заклал тельца, и пышно угостил их, угадав в дивных странниках воплощение троичного начала божества. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенного Христа во имя любви и спасения рода человеческого. Среди всех созданий древнерусских художников рублевские ангелы представляются самыми бесплотными. Ничто не отягчает их: ни крылья, ни облачения; они предельно легки, как и вся композиция, в своем чисто плоскостном ритме.

Московская живопись лишена ярко выраженного драматического оттенка, она тихо размышляет над проблемами мира.

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

Они привнесли в русскую культуру счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела .

Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

Русские многое переняли из татарской еды и напитков. О том, что чай вошел в Россию благодаря татарам, писали русские исследователи. Приготовлению хлеба, известного в России как «калач» (пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок), русских тоже научили татары. По определенным оценкам, количество тюркских заимствований, обозначающих предмет одежды, насчитывает не менее 300 слов, а связанных с кулинарией, - порядка 280. В целом в русском языке существует около 2000 тюркизмов. Акдес Нимет Курат (Akdes Nimet Kurat) занимался активным изучением этого вопроса в своих работах о тюркских народах в России и Северном Причерноморье. В книге под названием «Золотая Орда и Россия» (автор - Ильяс Камалов) приведены исчерпывающие сведения на эту тему.

Многие князья и русские высокопоставленные лица брали монгольских девушек в жены. Русский высший слой претерпел культурную монголоизацию. Множество татар из ханств, возникших после распада Золотой Орды (Крымское, Казанское, Касимовское), поступали на службу к русским князьям и со временем становились христианами. Многие русские аристократы, сыгравшие важную роль в русской истории, имели татарское происхождение. Государственные деятели с татарскими корнями учили Московское княжество монгольской государственной организации и концепции управления. Большое влияние на русских оказала золотоордынская военная система.

Влияние монголов наблюдается также и в экономической и финансовой областях. По примеру Золотой Орды были созданы налоговая и денежная системы. Отголоски этого процесса мы можем видеть в русском языке. Например, слово «таможня» происходит от слова «тамга» (или «торговая пошлина»), слово «деньги» - от монгольского «тенге». У татар русские научились более распространенному использованию почтовой организации, конных повозок. Велико влияние татар и в дипломатической области. Правила и традиции дипломатии русские князья почерпнули в золотоордынском государстве.

Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Две крайние позиции противостоят друг другу.

1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов). Традиционна она и для советской историографии. Главная идея в том, что Русь развивалась в период монгольского нашествия по европейскому пути, но ста- ла отставать из-за масштабов разрушений.

2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского царства (Н. Карамзин, Н. Костомаров, Н. Загоскин). Н. Карамзин, осуждая насилие монголов на Руси, считал, что в целом их влияние было положительным: ханы мешали сворам князей, усилению удельной раздробленности и привели русские земли к единодержавию. Эта точка зрения получила свое развитие в работах евразийцев и особенно выделяются здесь публикации Л. Гумилева. Прежде чем определить позицию по данному вопросу, обратимся к проблеме этносоциальных факторов в истории, без чего неясна будет аргументация евразийцев, и в частности Л. Гумилева. Согласно теории «пассионарности» Л. Гумилева физические факторы оказывают влияние на исторический процесс. Поведение этносов (народов) определяется во многом явлениями, происходящими в биосфере. Это естественно-научный подход к осмыслению истории. В основе теории «пассионарности» лежит учение В. И. Вернадского о биосфере как «живом веществе», наделенном биогеохимической энергий. Благодаря ей существует жизнь. Энергию биосфера получает благодаря лучистой энергии солнца, атомной энергии радиоактивного распада внутри Земли, космической энергии рассеянных эле- ментов, исходящих из галактики. В. И.Вернадский писал о крайне редких энергетических вспышках, в результате которых планета получает больше энергии, нежели необходимо для поддержания равновесия биосферы. Это ведет к пассионарным взрывам. Исходя из открытой В. И. Вернадским биогеохимической энергии живого вещества нашей планеты Л. Гумилев разделил людей и целые этносы по способности поглощения данной энергии. Соответственно выделяются три типа людей. Первый – гармоничные люди – люди с достаточной энергетикой, работающие, чтобы просто жить. Второй – пассионарии – люди с избыточной, экстремальной энергетикой. Третий – субпассионарии – люди с недостаточной даже для обывательской жизни энергетикой, живущие за счет других. Пассионарностью в данной концепции называется врожденная способность человеческого организма поглощать из внешней среды энергию и выдавать ее в виде работы. Л. Гумилев определяет ее как способность организма к изменению окружения. Те, кто обладает этой энергией в избытке, пассионарии, играют значительную роль в историческом процессе. Именно пассионарии осуществляют значительный прорыв в ходе исторических событий. Пассионарность проявляется прежде всего в стремлении к изменению среды обитания этносов. Природа ее энергетическая. Психика лишь получает импульсы, стимулирующие повышенную активность. Механизм переработки энергии внешней среды в энергию организма – это предмет физиологии. Пассионарные взрывы ведут к микромутации в организме, и изменения эти передаются генетически. Люди-пассионарии – это люди вне нормы, очень энергичные, стремящиеся к переменам, осознающие свое отличие (культурное, этническое, психическое). Энергетические выбросы, по мнению Л. Гумилева, возникают редко – приблизительно два или три раза за тысячу лет. Точки захватывают зону, вытянутую или в меридиальном или в широтном на- правлениях. Создается впечатление, что земной шар исполосан неким лучом. Зоны пассионарного толчка – это узкие полосы шириной не более трехсот метров. Пассионарностью этносов Л. Гумилев объясняет создание таких империй, как Арабский халифат (арабы испытали пассионарный взрыв в V – VI веках), Монгольской империи (монголы в ХII веке) и др. Следствие пассионарного взрыва IХ века в Европе распад империи Карла Великого и оформление трех этносов: французского, немецкого, английского. Этносы, по Л.Гумилеву, проходят определенные фазы развития: подъема, расцвета, надлома и затухания. Длительность существования этносов в истории во многом зависит от природно- географического фактора. В результате этнических контактов в одних случаях возникают новые этносы, в других этого не происходит, что объясняется комплиментарностью этносов. Если между этносами положительная комплиментарность, то ассимиляция идет естественно: легко женятся, усваивают культуру друг друга, нет пафоса взаимного уничтожения (например, русские и монголы, испанцы и индейцы Южной Америки). Часто это приводит к обогащению этносов (генетическому, культурному, психологическому, социальному и т. д.). Но между этносами существует и отрицательная комплиментарность, ассимиляция невозможна, метисы уничтожались. Для отрицательно комплиментарных этносов характерен пафос взаимного уничтожения. Примером могут быть монголы и китайцы: покорение последних сопровождалось страшной жестокостью со стороны монголов. Русские и американоиды – индейцы северной Америки. Одной из причин продажи Русской Америки являлся именно пафос взаимного уничтожения, присутствующий у этих народов по отношению друг к другу. Согласно концепции Л. Гумилева русский этнос имел две стадии этногенеза. Первая – V – ХII вв., вторая – ХIII в. и по настоящее вре- мя. Логика рассуждений Л. Гумилева следующая. Монголы, став пассионариями, в ХII веке объединились вокруг Тэмучэна, будущего Чингисхана, и создали за короткое время величайшую империю. Русские же к началу ХIII века переживали фазу надлома своего этноса, что проявлялось в падении нравственных ценностей, отсутствии чувства патриотизма, раздробленности государства. Поскольку русские и монголы комплиментарные этносы, ассимиляция шла естественно и давала талантливых потомков. Шло заимствование культуры, языка, элементов общественного устройства. Пассионарность монголов, которая передается генетически, позволила русским не просто сохранить себя как этнос, но и вступить в новую стадию этногенеза. При этом у русских произошли изменения физиологического типа. Так, на киевских иконах – овальные лица, тонкие черты, светлые глаза и т. д., на владимиро-суздальских иконах тип другой – круглые лица, мягкие невыраженные черты, темные глаза и т. д. Изменения произошли и в ментальности. Это отразилось прежде всего в языке, в восприятии окружающего мира, в отношении к природе. Изменилась и общественная жизнь русских. Монголы оказали такое сильное воздействие на русских, их судьбу в истории, что позволяет говорить о домонгольской и послемонгольской эпохах отечественной истории.