Лев Толстой – биография. Лев Николаевич Толстой: краткая биография

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

Русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне — Щекинский район Тульской области).

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, Мария Толстая (1790-1830), урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было еще двух лет. Отец, Николай Толстой (1794-1837), участник Отечественной войны, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница семьи Татьяна Ергольская.

Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом Пелагеи Юшковой, сестры отца и опекунши детей.

В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет.

Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", он отправился в Ясную Поляну, где пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), Толстой вскоре уехал сначала в Москву, затем в Петербург. Образ его жизни в этот период часто менялся. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Тогда же у него появились первые незавершенные литературные наброски.

В 1851 году Толстой уехал на Кавказ с братом Николаем, офицером российских войск. Принимал участие в военных действиях (сначала добровольно, потом получив армейскую должность). Написанную здесь повесть "Детство" Толстой отправил в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Она была напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н. и вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют принес Толстому признание.

Кавказские впечатления отразились в повести "Казаки" (18520-1863) и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855).

В 1854 году Толстой отправился на Дунайский фронт. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь, где писателю довелось пережить осаду города. Этот опыт вдохновил его на реалистические "Севастопольские рассказы" (1855-1856).
Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел большой успех в литературных кругах.

Он вошел в кружок "Современника" , познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым, Николаем Чернышевским и другими. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде.

Осенью 1856 года он уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года отправился за границу. Толстой побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — снова в Ясную Поляну.

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, а также помог устроить более 20 подобных заведений в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. В Лондоне часто виделся с Александром Герценом, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал педагогические системы.

В 1862 году Толстой начал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения. Позднее, в начале 1870-х годов, писатель создал "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения".

Логика же идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров ("Поликушка", 1861-1863), эпический тон повествования ("Казаки"), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа "Декабристы", 1860-1861) — вела его к замыслу романа-эпопеи "Война и мир" (1863-1869). Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. В начале 1865 года первая часть произведения была напечатана в "Русском вестнике".

В 1873-1877 годах был написан еще один великий роман Толстого — "Анна Каренина" (опубликован в 1876-1877 годах). Проблематика романа непосредственно подводила Толстого к идейному "перелому" конца 1870-х годов.

На вершине литературной славы писатель вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий . В конце 1870-х — начале 1880-х годов философия и публицистика в его творчестве выходят на первый план. Толстой осуждает мир насилия, угнетения и несправедливости, считает, что он исторически обречен и должен быть коренным образом изменен в ближайшее время. По его мнению, этого можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, ему противопоставляется непротивление. Непротивление не понималось, однако, как исключительно пассивное отношение к насилию. Предлагалась целая система мер, нейтрализующих насилие государственной власти: позиция неучастия в том, что поддерживает существующий строй — армия, суды, подати, ложное учение и т.п.

Толстой написал ряд статей, в которых отражено его миропонимание: "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-1886, опубликована полностью в 1906 году), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892 году, на русском — в 1954 году), "Что такое искусство?" (1897-1898) и др.

Религиозно-философские трактаты писателя — "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера?" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).

В это время были написаны такие рассказы, как "Записки сумасшедшего" (работа велась в 1884-1886 годах, не закончен), "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886) и др.

В 1880-е годы Толстой охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Главной художественной работой Толстого в 1890-е годы стал роман "Воскресение" (1889-1899), который воплотил весь спектр проблем, волновавших писателя.

В рамках нового миропонимания Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, это вызвало огромный общественный резонанс. Годы перелома привели также к семейному разладу.

Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Толстой поздней осенью 1910 года тайно ушел из Ясной Поляны. Дорога оказалась для него непосильной: в пути писатель заболел и был вынужден сделать остановку на железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние несколько дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, следила вся Россия.

20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года Лев Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.

С декабря 1873 года писатель являлся членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне — Российская академия наук), c января 1900 года — почетным академиком по разряду изящной словесности.

За оборону Севастополя Лев Толстой был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость" и другими медалями. Впоследствии его также наградили медалями "В память 50-летия обороны Севастополя" : серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора "Севастопольских рассказов".

Женой Льва Толстого была дочь врача Софья Берс (1844-1919), на которой он женился в сентябре 1862 года. Софья Андреевна на протяжении долгого времени была верной помощницей в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем произведений. В их браке родились 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

МОУ школа № 10

Проект по литературе

Тема: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Выполнили:

Ученицы 10 класса

Казанцева Ю.

Штыкова А.

Проверила:

Балдина О.А.

г.о. Жигулевск


Введение. 3

1. Жизнь Л.Н. Толстого. 5

1.1 Родовое гнездо. 5

1.2 Детство. 7

1.3 Отрочество. 10

1.4 Юность. 11

1.5 Молодость на Кавказе. 13

1.6 Второе рождение Л.Н.Толстого. 14

1.7 Уход и смерть Льва Николаевича Толстого. 17

2. Творческий путь Л.Н. Толстого. 21

2.1 «Детство». «Отрочество». «Юность». 21

2.2 «Казаки». 23

2.3 «Война и мир». 27

2.4 «Анна Каренина». 32

2.5 «Воскресение». 38

Заключение. 43

Список использованной литературы.. 45


Мы выбрали для написания проекта тему: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», потому что его личность и его произведения показались нам интересными, и мы захотели подробно изучить его биографию и его творческий путь.

В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

В нашем проекте встречается всё: и рассуждения, и похвала, и даже критика, но вы точно не увидите здесь безразличия по отношению ко Льву Николаевичу и его произведениям.

Наша цель: изучить биографию и произведения Толстого, а также понять его мысли и чувства, которые он испытывал, когда работал над своими произведениями.

Наша задача: рассказать людям о величии и таланте знаменитого писателя, подтверждая это достоверными фактами.

Проблемы:

Когда мы работали над проектом, у нас возникли следующие проблемы: каждый человек, прочитавший хотя бы некоторые романы Толстого, воспринимает их по-разному, и поэтому мы долго не могли прийти к общему мнению по поводу его романов; а также в разных источниках по-разному трактуется биография Льва Николаевича и критика его произведений, и нам пришлось достаточно долгое время искать достоверную информацию.


Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств.

Род Толстых существовал в России шестьсот лет. Прадед Льва Толстого - Андрей Иванович - был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. После падения Софьи он перешёл на сторону Петра. П. А. Толстой в 1701 году в период резкого обострения русско-турецких отношений, был назначен Петром I на важный и трудный пост посланника в Константинополе. Ему дважды приходилось сидеть в Семибашенном замке, изображенном на фамильном гербе Толстых в честь особых дипломатических заслуг знатного пращура. В 1717г. П. А. Толстой оказал царю особо важную услугу, склонив царевича Алексея к возвращению в Россию из Неаполя. За участие в следствии, суде и тайной казни непокорного Петру царевича П. А. Толстой был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной правительственной канцелярии.

В день коронования Екатерины I он получил титул графа, поскольку вместе с Меншиковым энергично содействовал ее воцарению. Но при Петре II, сыне царевича Алексея, П. А. Толстой оказался в опале и в возрасте 82 лет был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре и скончался. Лишь в 1760г., при императрице Елизавете Петровне, потомству Петра Андреевича было возвращено графское достоинство.

Дед писателя, Илья Андреевич Толстой, был человеком веселым, доверчивым, но безалаберным. Он промотал все свое состояние и вынужден был с помощью влиятельных родственников выхлопотать себе должность губернатора в Казани. Помогла протекция всесильного военного министра Николая Ивановича Горчакова, на дочери которого Пелагее Николаевне он был женат. Как старшая в роде Горчаковых, бабушка Льва Николаевича пользовалась их особым уважением и почетом (Эти связи впоследствии попытается восстановить сам Лев Толстой, добиваясь должности адъютанта при главнокомандующем Южной армии Михаиле Дмитриевиче Горчакове-Севастопольском).

В семье И. А. Толстого жила воспитанница, дальняя родственница П. Н. Горчаковой Татьяна Александровна Ергольская и была тайно влюблена в его сына Николая Ильича. В 1812г. Николай Ильич семнадцатилетним юношей, несмотря на ужас, страх и бесполезные уговоры родителей, определился в воинскую службу адъютантом к князю Андрею Ивановичу Горчакову, участвовал в военных походах 1813-1814 годов, попал в плен к французам и в 1815 году был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж.

После Отечественной войны он вышел в отставку, приехал в Казань, но смерть отца оставила его нищим со старой, привыкшей к роскоши матерью, сестрой и кузиной Т. А. Ергольской на руках. Тогда-то на семейном совете и было принято решение: Пелагея Николаевна благословила сына на брак с богатой и знатной княжной Марией Николаевной Волконской, а кузина с христианским смирением приняла это решение. Так Толстые переехали на жительство в имение княжны - Ясная Поляна.

Легендой был окружен в семейных воспоминаниях образ прадеда Толстого по матери Сергея Федоровича Волконского. Генерал-майором он участвовал в Семилетней войне. Тоскующей жене его однажды приснилось, что некий голос повелевает ей послать мужу нательную икону. Через фельдмаршала Апраксина икона была немедленно доставлена. И вот в сражении неприятельская пуля попадает Сергею Федоровичу в грудь, но икона спасает ему жизнь. С тех пор икона как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок: "Что хочешь думай,- говорит она,- но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах...".

Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был государственным человеком, приближенным императрицы Екатерины II. Но, столкнувшись с ее фаворитом Потемкиным, гордый князь поплатился придворной карьерой и был сослан воеводой в Архангельск. Выйдя в отставку, он женился на княжне Екатерине Дмитриевне Трубецкой и поселился в усадьбе Ясная Поляна. Екатерина Дмитриевна рано умерла, оставив ему единственную дочь Марию. С любимой дочерью и ее компаньонкой-француженкой опальный князь прожил в Ясной Поляне до 1821 года и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Крестьяне и дворовые уважали своего важного и разумного барина, который заботился об их благосостоянии. Он построил в имении богатый усадебный дом, разбил парк, выкопал большой яснополянский пруд.

В 1822 году осиротевшая Ясная Поляна ожила, в ней поселился новый хозяин Николай Ильич Толстой. Семейная жизнь его поначалу сложилась счастливо. Среднего роста, живой, с приветливым лицом и всегда грустными глазами, Н. И. Толстой проводил жизнь в занятиях хозяйством, в ружейной и псовой охоте, в судебных тяжбах, доставшихся по наследству от безалаберного отца. Пошли дети: в 1823 году первенец Николай, потом Сергей (1826), Дмитрий (1827), Лев и, наконец, долгожданная дочь Мария (1830). Однако появление ее на свет обернулось для Н. И. Толстого неутешным горем: во время родов скончалась Мария Николаевна, и семейство Толстых осиротело.

Левушке не было тогда еще и двух лет, как он лишился матери, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много". На мать был очень похож любимый брат Толстого Николенька: "равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стыдились этих преимуществ". И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах - они никогда никого не осуждали. Однажды в "Житиях святых" Димитрия Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но по смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. Слуги вспоминали, что, столкнувшись с несправедливостью, Мария Николаевна, бывало, "вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова".

Мать заменила детям необыкновенная женщина, тетушка Татьяна Александровна Ергольская, которая была человеком решительного и самоотверженного характера. Она, по словам Л. Толстого, по-прежнему любила отца, "но не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых, поэтических отношений с ним и с нами". Татьяна Александровна имела самое большое влияние на жизнь Л. Толстого: "Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви".

До пяти лет Л. Н. Толстой воспитывался с девочками - сестрой Машей и приемной дочерью Толстых Дунечкой. У детей была любимая игра в "милашку". "Милашкой", исполнявшим роль ребенка, почти всегда был впечатлительный и чувствительный Лева-рева. Девочки его ласкали, лечили, укладывали спать, а он безропотно подчинялся. Когда мальчику исполнилось пять лет, его перевели в детскую, к братьям.

В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. В семье Толстых жила, например, сестра отца Александра Ильинична, пережившая в молодости тяжелую драму: ее муж сошел с ума. Это была, по воспоминаниям Толстого, "истинно религиозная женщина". "Любимые ее занятия" - "чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые всегда жили в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку". Александра Ильинична "жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуг, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было".

Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Важнейшие события «дописательской» биографии Толстого — раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 г. по 1847 г.). После ухода из университета Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца.

С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. С 1847 г. и до конца жизни он вел дневник, в котором отразились его напряженные нравственные искания, мучительные сомнения в правильности принимавшихся жизненных решений, радостные моменты обретения смысла существования и горькое расставание с тем, что еще недавно казалось незыблемой истиной... Записи в толстовской! дневнике стали «человеческими документами», которые подготовили появление его автобиографических книг. Познание человеческой души, длившееся всю жизнь, Толстой начал с себя.

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».

В произведениях 1850-х гг. Толстой-художник избегал критики действительности, соприкасаясь, но не сливаясь с критическим направлением в русской реалистической литературе. Писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.

Повесть «Казаки» (1853-1863) — художественный «манифест» толстовского «руссоизма». Несмотря на «литературность» сюжета, восходящего к «кавказским» произведениям Пушкина («Цыганы») и Лермонтова («Герой нашего времени»), повесть стала итогом творческого развития писателя за десять лет. Произошло знаменательное, важное для последующей работы над романом «Война и мир» сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и традиционной для Толстого темы нравственных исканий дворянина (образ Оленина). В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.

В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. С 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир». Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

Подвижнический труд — создание «Войны и мира» — завершился в 1869 г. В течение нескольких лет Толстой вынашивал замысел нового произведения на «узловую», по его мнению, историческую тему — тему Петра I. Однако дальше нескольких глав работа над романом о петровской эпохе не продвинулась. Только в 1873 г., пройдя через новое увлечение педагогикой (были написаны «Азбука» и «Книги для чтения»), он вплотную приступил к реализации нового замысла — романа о современности.

Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь, ... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье.

Любовь и брак, по убеждению Толстого, нельзя рассматривать лишь как источник чувственного наслаждения. Самое важное — нравственные обязанности перед семьей и близкими людьми. Любовь Анны Карениной и Вронского основана лишь на потребности в наслаждении, поэтому и приводит к духовному разъединению героев, делая их несчастными. Трагизм судьбы Анны предопределен не только черствостью человека, за которого она вышла замуж не по любви, а по расчету, жестокостью и лицемерием света, легкомыслием Вронского, но и самой природой ее чувства. Конфликт между наслаждением, добытым ценой разрушения семьи, и долгом перед сыном оказался неразрешимым. Высшим судьей для Анны Карениной становится не «свет пустой», а сын Сережа: «он понимал, он любил, он судил ее». Смысл отношений Кити и Левина — иной: создание семьи, понимаемой как духовный союз любящих людей. Любовь Кити и Левина не только соединяет их друг с другом, но и связывает с окружающим миром, приносит им подлинное счастье.

Каждый перелом в мировоззрении Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Толстой возвращался в литературу — в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х гг.

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879-1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882-1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?» (начат в 1892 г., завершен в 1897-1898 гг.). В работе с характерной для позднего Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя — формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни.

Жизнь главного героя повести Ивана Ильича — «самая обыкновенная и самая ужасная», хотя в ней осуществилось все, чего он хотел. Переоценка прошлого, открывшегося ему с новой стороны, нравственная самокритика и беспощадно-трезвый взгляд на ложь и лицемерие окружающих помогли Ивану Ильичу преодолеть страх смерти. В нравственном просветлении героя Толстой показал победу истинной духовности. В отличие от произведений 1850-х — 1870-х гг., прозрение Ивана Ильича не было итогом длительных поисков истины. В повести ярко проявилась черта поздней толстовской прозы: писателя интересовал уже не процесс нравственного развития героев, а внезапное духовное преображение, «воскресение» человека.

Повесть «Крейцерова соната», написанная в 1887-1889 гг., отразила представления позднего Толстого о губительной силе чувственной любви, «похоти». Семейная драма Позднышева, в трактовке автора, — следствие «власти тьмы», то есть нездоровых, распаленных страстей, вытесняющих подлинную основу семейно-брачных отношений — духовную близость. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой объявил идеалом жизни целомудрие и безбрачие.

В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней».

Работая над «Воскресением», Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» (1890-1898) и «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Оба произведения были впервые опубликованы (с цензурными купюрами) только в 1912 г. В 1903 г. написан рассказ «После бала» (опубликован в 1911 г.). Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» к «Живой труп».

Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XX

в. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и « учителем жизни », примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х гг. Святейший Синод отлучил Толстого от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

Уход Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 г. стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 г. был похоронен в Ясной Поляне.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Раздел:

Навигация по записям