"М. Лермонтов. Изучение произведения. Обобщение по разделу". Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб

с. 66. «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»

Поэт называет Кремль безмятежным и зубчатым. Сравнивает его со столетним русским великаном.

Эпитеты: зубчатый, безмятежный, священный.

с. 67. Парус

Эпитеты: одинокий, мятежный.

Метафора — переносное значение слова, указывающее сходс­тво или различие сравниваемых предметов. Поэтому «одинокий па­рус» — метафора, в которой автор говорит о своём одиночестве.

Стихотворение «Горные вершины…» — метафора, автор рассказы­вает о своих чувствах и личных переживаниях.

с. 68. Утёс

В стихотворении отражены такие чувства героя: одиночество, пе­чаль, душевные переживания.

Поэт называет утёс великаном. Этот приём называется метафорой.

с. 77. Ашик-Кериб (восточная сказка)

Ашик-Кериб — нищий певец. Кудшуд-бек последовал за Ашик-Ке- рибом, и когда возле реки они увидели мост, Ашик сбросил верхнее платье и поплыл, а Куршуд-бек взял его одежду и ускакал обратно в Тифлиз. Он задумал это для того, чтобы, увидев одежду, Магуль- Мегери вышла замуж за Куршуда-бека.

В сказке «Ашик-Кериб» происходят чудеса: слепая мать Ашика прозрела после того, как он развёл комок земли с водой и помазал матери глаза.

ПЁТР ПЕТРОВИЧ ЕРШОВ

с. 83. Конёк-Горбунок

Братья по-разному вели себя в дозоре, потому что старший был трусом, второй — равнодушный. И только Иван был обеспокоен про­сьбой отца и очень хотел выполнить просьбу.

Сказка «Конёк-Горбунок» похожа на народную: было у отца три сына — двое умных, а третий — глупый.

с. 83. Кто он?

П. П. Ершов отмечает такие черты поэта в своём стихотворении: он силён, мягок, твёрд, гибок, крепок, звучен.

На этой странице искали:

  • какие чудеса происходят в сказке ашик-кериб
  • ашик-кериб лермонтов метафоры сравнения олицетворения
  • выписать метафоры из ашик- кериб
  • как лермонтов называет кремль
  • какие чудеса происходят в сказке ашик кериб

Зимний вечер

О произведении

Прекрасное стихотворение, необычайно ярко и живо рисующее картину зимнего ненастного вечера. Однако это не просто поэтическое описание природы. Снежная буря, ненастье подчёркивают настроение автора, оказавшегося в деревне, в ссылке, вдали от друзей и литературной жизни. Он грустен, подавлен и одинок. Только старая няня скрашивает его печальные вечера.

Сочинение

Александр Сергеевич Пушкин – мой любимый поэт. Его стихи просты и гениальны, читать их легко и приятно. Произведения Пушкина всегда создают светлое настроение, даже если они печальны.

"Зимний вечер" – одно из лучших стихотворений поэта. Пушкин написал его в Михайловском – имении своих родителей, – куда был сослан за вольнолюбивые стихи. В деревне Пушкин жил замкнуто, общаясь с немногими соседями и слушая по вечерам сказки своей няни Арины Родионовны. Его тоска и одиночество отразились в стихотворении "Зимний вечер".

Произведение начинается с описания снежной бури. Поэт ярко и живо рисует картину зимнего ненастного вечера:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Читатель словно слышит завывание ветра, стук снега в окошко, шорохи снежных вихрей. Буря уподобляется живому существу. Пушкин использует олицетворение, сравнивая звуки за окном то с завыванием зверя, то с плачем ребёнка. Это описание подчёркивает внутреннее состояние поэта. Он печален и одинок. Поэт обращается к няне, своей единственной собеседнице:

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

Только песни старой няни могут скрасить одиночество поэта.

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Тютчев Фёдор Иванович (1803–1873)

Фёдор Иванович Тютчев – русский поэт. Родился в Орловской губернии, в дворянской семье. Был ласковым, спокойным и одарённым ребёнком. Большое влияние на Тютчева оказал домашний учитель Семён Егорович Раич – поэт-переводчик. Он стал для своего ученика настоящим товарищем.

Поощряемый учителем, 12-летний мальчик начал писать стихи. Фёдор полюбил также заниматься литературными переводами – переводил оды древнеримского поэта Горация.

В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на словесное отделение. После окончания университета он больше 20 лет служил дипломатом в Германии и Италии.

В 1836 году стихотворения Тютчева попали в руки А. С. Пушкина. Тот пришёл в восторг и опубликовал 16 из них в своём журнале "Современник".

Первая книга стихов Тютчева вышла в свет в 1854 году. Он автор таких известных стихов, как "Весенние воды", "Ещё земли печален вид…", "Первый лист".

Тютчева высоко ценили многие известные русские писатели. Н. А. Некрасов назвал его лирику одним из "немногих блестящих явлений" русской поэзии.

Его стихам "не суждено умереть", – писал И. С. Тургенев. Без книги стихов Тютчева "нельзя жить", – утверждал Л. Н. Толстой.

Весенняя гроза

О произведении

Торжественное и радостное стихотворение. Наполнено оптимизмом, счастьем, весельем. Поэт не скрывает своих чувств: он прямо говорит о своей любви к природе и весне. Стихотворение насыщено звуками: читатель словно слышит раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Перед нами открывается картина весенней грозы в её развитии: начало дождя, сама гроза, её окончание.

Стихотворение яркое и выразительное. Поэт использует метафоры олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения Гроза не кажется опасной и мрачной стихией. Она символизирует мощь, силу природы, движение и жизнь.

Сочинение

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна – время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: "Весенние воды", "Зима недаром злится…", "Ещё земли печален вид…". Одно из самых известных стихотворений – "Весенняя гроза".

Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу – природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга.

Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса. Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет).

Всё в природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.

Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из её проявлений.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Рано потерял мать. Воспитывался бабушкой. Играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на свои стихи. Прекрасно рисовал. Побывав на Кавказе, Лермонтов услышал местные предания, сказки и песни.

Окончив кавалерийское училище в Петербурге, был произведён в офицеры. Стихотворение "Смерть Поэта" – о гибели на дуэли А. С. Пушкина – сделало имя Лермонтова известным. По приказу Николая I он был арестован, а затем отправлен в ссылку на Кавказ.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Лермонтова. К этому времени уже были созданы поэмы "Мцыри", "Демон", "Беглец", роман "Герой нашего времени". Снова оказавшись на Кавказе, поэт участвовал в боевых действиях и проявил смелость и мужество. В 1841 году погиб на дуэли.

Ашик-Кериб

О произведении

Произведение представляет собой запись народной азербайджанской сказки, которую Лермонтов услышал на Кавказе, куда был выслан за стихотворение "Смерть Поэта".

Поэтичная сказка, напоминающая древнюю легенду, повествует о любви двух молодых людей, которые преодолевают все препятствия на пути к счастью. Троекратные повторы сближают литературную сказку с фольклорным произведением. Сказка хорошо заканчивается, после её прочтения остаётся светлое и радостное чувство.

О героях

АШИК-КЕРИБ – талантливый поэт и певец, бедняк, зарабатывающий на жизнь исполнением своих песен на улице. У него есть возлюбленная, ради которой Ашик-Кериб готов покинуть мать и родные края и отправиться на поиски богатства. Он бесстрашен и решителен, готов на всё, чтобы быть с любимой. Узнав своё золотое блюдо и вспомнив Магуль-Мегери, Ашик-Кериб за три дня добирается до дома, совершив невозможное. Он добрый и внимательный сын, исцеливший свою мать, которая ослепла от горя после известия о гибели сына.

МАГУЛЬ-МЕГЕРИ – восточная красавица, единственная любимая дочь богатого купца, изящная, грациозная и нежная, как газель. Она верная и преданная, обещает ждать Ашик-Кериба и сдерживает своё слово. Магуль-Мегери мудра и решительна. Она придумывает способ, как отыскать Ашик-Кериба и напомнить ему о себе. Благодаря её находчивости герои обретают счастье.

Сочинение

"Ашик-Кериб" М. Ю. Лермонтова – поэтичная восточная сказка, полная приключений и чудес. Произведение является записью народной азербайджанской сказки, услышанной поэтом на Кавказе и литературно обработанной.

Эта сказка о любви двух молодых людей, Ашик-Кериба и Магуль-Мегери, и препятствиях, которые они преодолели на пути к своему счастью. Главный герой, Ашик-Кериб, бедняк, который поёт на улице свои песни и этим зарабатывает на жизнь. Он влюблён в Магуль-Мегери, единственную дочь богатого купца, прекрасную и нежную, как газель.

Ашик-Кериб готов покинуть родину и мать, чтобы добыть богатство и жениться на любимой. Он бесстрашно отправляется в путь, претерпевая лишения и опасности. Верная Магуль-Мегери семь лет ждёт его возвращения. Не дождавшись любимого, героиня придумывает хитрость с золотым блюдом. Ашик-Кериб вспоминает возлюбленную, возвращается домой и обретает заслуженное счастье.

Эта сказка прекрасна и поэтична. Всё заканчивается хорошо и для положительных героев, и для отрицательных. Это светлое и доброе произведение никого из читателей не оставит равнодушным.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей рабо­ты на уроке, П - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориен­тироваться в учебной и художественной книге, К - ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность поло­жительных качеств характера), проявление интереса к произве­дениям М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг писа­теля, карточки, аудиоприложение к учебнику, диафильм со сказ­кой «Ашик-Кериб» или ее аудиозапись (по возможности), геогра­фическая карта Турции.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.

Сейчас послушаем стихи М.Ю. Лермонтова, которые вы приготовили к уроку.

(Выразительное чтение стихотворений учащимися.)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

Разгадайте кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают самостоятельно.)

1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Зо­лушка.) 2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит). 6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7. Яльмару рассказывал сказки Оле-... . (Лукойе.) 8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11. Купец,побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)



- Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)

- По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)

- Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую мы будем сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик - в переводе «народный певец, музыкант». Кериб - бедный человек, бедняк.)

- Какая это сказка? (Турецкая.)

Почему она помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю. Лермонтов.)

IV. Работа по теме урока

Подготовка к чтению сказки. Словарная работа

Предположите, о чем эта сказка.

Объясните значение слов.

ПРОРОК - 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ - родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК- клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ - турецкая балалайка.

ПАША - в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, но­сящее этот титул.

НАМАЗ - (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ- Бог.

AHA - мать.

ХАДЕРИЛИАЗ - святой Георгий.

РАШЙД- храбрый.

ЧАПРА - занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ - скоро узнаете.

МАУЛЯМ - создатель.

АГА - господин.

ОГЛАН- юноша.



КАРАВАН-САРАЙ - постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ - башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ АЛЁЙКЮМ - здравствуйте.

Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

Подберите синонимы к словам.

УПРЕКАТЬ - (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ - (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ - (возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ - (остынь, утихомирься, угомонись).

Подберите антонимы к словам.

БЛЕЩУТ- (гаснут).

ИСТИНА - (ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ (рука) - (спокойная).

ПРОЗРЕТЬ - (ослепнуть).

- Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в словаре учебника. (Аяп-ага - знатный господин, чауш - сторож, рассыльный, оглан - мальчик, парень.)

V. Физкультминутка

Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Вскоре он представил ее в собственной фольклорной обработке. И теперь, чтобы глубже понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб», начнем с совершенно другого.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры - турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.


И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана - мать, ага - господин, гёрурсез - узнаете, сааз - балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» - любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой - Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери - дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», - однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип - чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса - встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.


Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Цели урока и учебные задачи.

  1. Познакомить с новыми темами стихов М.Ю. Лермонтова (О Родине, о природе.);
  2. Обобщение представлений о жанрах произведений поэта (стихи, сказки, сказания, песни, поэмы);
  3. Закреплять понятия «рифма», «строфа», «пауза», «логическое ударение»;
  4. Отрабатывать навык выразительного чтения;
  5. Воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

Учебные умения.

  1. Называть произведения М.Ю. Лермонтова;
  2. Определять тему и жанр произведений;
  3. Выделять эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в произведениях поэта;
  4. Читать выразительно и наизусть произведения М.Ю. Лермонтова.

Ход урока.

I . Вступительная беседа.

С творчеством какого поэта мы познакомились на уроках литературного чтения?
- Что вы знаете о М.Ю. Лермонтове? (Прожил всего 26 лет; писал прекрасные стихи, сказки, поэмы, повести, которые прославили его имя.)
- Лермонтов любил стихи А.С.Пушкина;
- Он был современником А.С.Пушкина.

МОЙ ДОМ
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает,
И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
Жилец не взором, но душой.

Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем
И в нем лишь буду я спокоен.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- О каком доме писал поэт?

II. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученному разделу;
- Вспомним и назовем произведения;
- Проведем конкурс «Лучший чтец стихов Лермонтова».

III . Посмотрите на выставку книг М.Ю. Лермонтова и назовите эти книги.

IV . Да, в своих произведениях Лермонтов отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. И, перечитывая его книги, мы можем прочесть историю его души и понять как поэта и человека.
Сейчас мы перелистаем страницы жизни Лермонтова, немного расскажем о нем.

Биография М.Ю.Лермонтова .

1. М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве, в семье капитана в отставке. Мальчику не было и трех лет, когда умерла его мама, и воспитывать его взяла бабушка Е.Л. Арсеньева.
Детство поэта прошло в имении бабушки в селе Тарханы пензенской губернии. Михаил получил превосходное образование (языки, рисование, музыка)
2. В 14 лет М. Лермонтов поступил в пансион при Московском университете, там он начал писать свои первые стихи.
Среди друзей Михаил Юрьевич прослыл любителем русской поэзии.
Позднее Лермонтов стал студентом Московского университета, но из университета он был исключен, так как оказался причастным к студенческому протесту против профессора.
Поэтому Лермонтов поступает в юнкерскую кавалеристскую школу в Петербурге. После окончания школы он был выпущен корнетом в гвардейский гусарский полк, где познакомился с жизнью аристократов.
3. Русское общество узнало имя Михаила Юрьевича Лермонтова в дни прощания с Пушкиным, предательски убитым на дуэли. В те дни стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта», словно раскаты грома, прозвучало над Петербургом.
(Читается отрывок их стихотворения)
Император Николай I выслал поэта в ссылку на Кавказ. Там Лермонтов создал поэмы «Демон», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» и другие произведения.
4. Лермонтов глубоко любил свою родину и русскую природу. Он видел природу глазами художника, слышал её как музыкант. Он обладал русской музыкальностью- играл на скрипке, на рояле, пел арии из опер, даже сочинял музыку.
Он рисовал и писал маслом картины, легко решал сложные математические задачи и был сильным шахматистом. Был начитан, владел несколькими иностранными языками.
5. В поэтическом мире М. Лермонтова всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается кристаллами. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное сияние ночи.
Придя в русскую литературу, как наследник Пушкина, Лермонтов и погиб, как Пушкин. Он был убит на дуэли 15 июля 1841 года, не дожив до 27 лет.

Учитель-
Десять лет М. Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Только две поэмы и два десятка стихотворений для того, чтобы составить небольшой сборник. Зато никто еще не выступал с таким сборником.

6. Ребята, назовите жанры произведений Лермонтова, на доске прочитайте названия жанра.
1) всё ли верно в этих записях? Найдите и исправьте ошибку (Лермонтов не писал басни)

На доске (схема)
Жанры произведений М.Ю. Лермонтова

1. Стихи; 2. Сказки, сказания; 3. Басни; 4. Песни; 5.Поэмы

Назовите произведения поэта:

  1. Стихи – «Москва», «Парус», «Утес»
  2. Сказка – «Ашик-Кериб»; Сказание «Три пальмы»
  3. Песня – «Казачья колыбельная песня»
  4. Поэмы – «Демон», «Мцыри», «Беглец».

2- Рассмотрим схему «Стихи М.Ю. Лермонтова»:

На доске (схема)


Прочитайте названия стихов и отрывок к нему

V . Проведем литературную викторину «Послушайте и назовите» по произведениям М.Ю. Лермонтова
(Назвать произведение и зачитать отрывок из учебника или учебной христоматии.)

1. «Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…» (ст. «Москва! Москва!...)

2. «Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…». (ст. «Парус»)

3. «Не пылит дорога,
Не дрожат листы…» (ст. «Горные вершины»)

4. «Но остался влажный след в морщине
Старого утеса…» (ст. «Утес»)

5. «…Взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку…». («Ашик – Кериб», стр. 70).

6. «Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал…» (Сказание «Три пальмы», хр. с. 93).

7. «Богатырь ты будешь с виду
И казак душой…» («Казачья колыбельная песня», с. 95)

  1. «Парус». – (об одиночестве поэта; метафора – сравнивает себя с одиноким парусом).
  2. «Москва, Москва!» - (главная мысль – чувство – любовь к Родине, воспевает Кремль, гордится своей Родиной)
  3. «Утес». – (одиночество, печаль; утес – великан – эпитет).
  4. «Тучи».
  5. «На севере диком».
  6. «Спи, младенец мой прекрасный»
  7. «Ангел». – (Природа наделила Лермонтова страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано ушедшей матери и о песне он написал своего «Ангела»).
  8. «Вечер после дождя»
  9. «Бородино».
  10. «Горные вершины». – (свободный перевод из «Ночной песни странника» ст. Гете, немецкого поэта. Состояние природы – спокойное, тихая ночь, усталость путника).

Молодцы! Все постарались! Подготовили много стихов.

На стихи Михаила Лермонтова написаны романсы, песни.
(Слушание «Горные вершины» на музыку Варламова – аудизапись).

VII Самостоятельная работа в тетради.

1. По рубрике «Проверь себя». С. 55 – 56.
Задания.
а) Эрудит . Перечитайте строфу из стихотворения «Утес». Подчеркните рифмы. Выпишите эпитеты.
б) Схема . Заполните схему «Жанры произведений М.Ю. Лермонтова».
в) Поиск . Впишите пропущенные слова из ст. «Парус».
2. Коллективная проверка работы и индивидуальный опрос.
3. «Кроссворд».

VIII . Подведение итогов урока .

Сегодня на уроке мы повторили все изученные произведения М.Ю. Лермонтова, активно отвечали, зачитывали отрывки, старались выразительно прочитать его стихи. Через всю жизнь пронесем мы в душе образ этого человека-
Грустного, строгого, нежного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

I Х. Просмотр видеофильма «Прикосновение», «М.Ю. Лермонтов»
авт. М. Фезеров.

Х Домашнее задание: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения М.Лермонтова.

Используемая литература.

  1. Учебник Л.А. Ефросиньиной «Литературное чтение» 4 класс.
  2. Учебная хрестоматия. Автор Л.А. Ефросиньина.
  3. М.Ю. Лермонтов Сочинения т.1, т.2.
  4. Таблицы с иллюстрациями «Биография М. Лермонтова».