Проверим себя и оценим свои достижения - чудесный мир классики. Тема: Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики

Современный урок литературного чтения должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, ориентированным на практическую составляющую образования. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии УУД учащихся, которые предусмотрены ФГОС

Проектирование как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Поэтому на данном уроке дети обобщают полученные знания по изученному разделу, составляя мини-проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская СОШ № 2

Урок литературного чтения

Тема: « Чудесный мир классики»

4 класс

Провела учитель высшей категории

О.М.Юмашева

Венгерово 2014

Цели: обобщить полученные знвния по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности, гордости и восхищения отечественной литературой.

Планируемые результаты:

Предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и реккомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;

Метопредметные:

регулятивные: формироание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

познавательные: анализ прочитанного текста, выделение основной мысли

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 4класс Л.Ф.Климановой,выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями,словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.

  1. Организационный момент

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

  1. Вступительное слово учителя

У нас сегодня обобщающий урок по разделу: « Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?

Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»? Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.

В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

  1. Работа над проектом.

*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. (ПП ЕРШОВ)

*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.(АС ПУШКИН)

*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.

*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.

Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.

4. Игра «Составь слово»

А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»

Басня.

Дети, кто из вас может объяснить,что такое, басня?

(БАСНЯ, - краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ).

Рассказ.

Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?

(РАССКАЗ - малая форма эпической прозы , Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.)

Сказка.

Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?

СКАЗКА - один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)

Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы

А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр.

Как вы думаете, как Л.Н.Толстой назвал своё произведение

Сказка, рассказ, или басня??

Почему? (Очень короткий, поучительный)

Можно ли из услышанного за 1 минуту чему- нибудь научиться?

5. Инсценировка басен

Вам было дано домашнее задание, подготовить инсценировку басен Л.Н.Толстого. «Белка и волк». «Собака и волк».

Какова мораль басен Л.Н.Толстого?

6. Работа в группах

Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно…..

На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.

  1. «И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
  2. «Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
  3. «Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
  4. « И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)

7. Чтение стихотворений

Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.

8. Работа в парах

Игра: « Узнай произведение по слову».

У меня в мешочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и его автора. (7 человек). А класс ответить ещё и на вопросы учителя.

* ЗЕРКАЛЬЦЕ

Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.

* КАМЕНЬ с.121.

Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?

* ДАРЬЯЛ с.98

Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.

* ПЕРО с.41 (44)

Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.

* СААЗ – Что такое СААЗ? /турецкая балалайка./

* МОЛНИЯ

Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»

* АМЕРИКА

Зачем мальчики решить уехать в Америку?

9. Работа с иллюстрациями

И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.

– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?

10. Подведение итогов

В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.

  1. Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
  2. Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
  3. Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
  4. Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
  5. Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока. Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).

10.Рефлексия

Замечательно! Ведь вы сейчас тоже превратитесь в писателей и напишите синквейн

первая строка – название темы (одно существительное);

Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Классика

Чудесная запоминающая

Учит, воспитывает, развивает

Вижу прекрасный мир

Незабываемо

А закончить наш урок я хочу замечательными словами Радина Виктора Викторовича

Дети и книга

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни

– Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Книги им помогают

Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.

Мудрость книжных страниц

– Это жизни уроки

О дне предстоящем

И о наших истоках.

Они побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать

– О потомках далеких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей

– Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить.

Так давайте же будем

Их беречь и любить.


Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Тема: «Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Класс : 4

Тип урока : урок обобщения и коррекции знаний.

Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).

Цели урока:

  • Скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики";
  • Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

Педагогические задачи урока:

  • обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»;
  • формировать умение определять жанровую принадлежность,
  • пополнить словарный запас.
  • развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.
  • уточнить смысл понятий «классика», «проза»;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
  • создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;

Требования к уровню усвоения материала на конец урока:

Общая характеристика урока

  • Форма организации – самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов.
  • Тип урока – контрольный и обобщающий.
  • Стратегия – диагностическая и коллективно-соревновательная.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Обеспечение урока:

  • учебник;
  • демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
  • презентация.

Литература:

  1. Литературное чтение, 4 класс. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, С.В. Кутявина Изд-во «Вако» 2011г.
  2. «Литературное чтение», учебник для 4 класса, 1 часть авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд-во «Просвещение» 2011 г.

Ход урока

I. Вступительное слово

– Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу, и присядем на места.

Начнем наш урок с речевой разминки. Сегодня на уроке вам придется много обсуждать, и поэтому мы вместе подготовимся к активной речевой деятельности.

В четверг четвёртого числа, четыре четверти часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа, чрезвычайно чисто.

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? (Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры).

Сегодня мы с вами играем в КЗУ, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». О что такое КЗУ? Есть КВН? (Клуб веселых и находчивых) Может кто-нибудь предположить как расшифровывается КЗУ? (Клуб знающих учеников). Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Играть будем по командам.

В жюри предлагаю пригласить наших гостей.

1. Конкурс «Речевая разминка». Слайд (продолжить фразу строкой и досказать следующее четверостишье. Определить название произведения и автора)

1. «… В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

………… (И пшеницу шевелить )…»

Мужики такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать и галать –

Как бы вора соглядать.

2. «…Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

……………(Давно, давно ты ждёшь меня)…»

Ты под оком своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

3. «…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла
…………………….(Поднялась и расцвела)…»

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

4. «Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

……….. (Слезы брызгами летят )…..

Но по степи, разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

2. Конкурс “Биография”.

Дайте определение слову “биография”.

Биография – (био + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.

Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. (Петр Павлович Ершов)

2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. (Александр Сергеевич Пушкин)

3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. (Лев Николаевич Толстой)

4.Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. (Антон Павлович Чехов)

Физкультминутка

1. Показать части тела (глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, выя - шея, длань - ладонь, персты - пальцы, десница - рука).

2. Дыхательная гимнастика (вдыхаем приятный запах, задуем свечки)

3. Зрительная гимнастика (глазами круговые движения, помассировать, зажмурить, расслабить)

3. Конкурс «Узнай произведение по слову».

1. ЗЕРКАЛЬЦЕ «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин

2. КАМЕНЬ

« Как мужик убрал камень» Л. Н. Толстой

3. ДАРЬЯЛ «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов

4. АМЕРИКА «Мальчики» А. П. Чехов

5.КАРАУЛЬЩИК «Конек-горбунок» П. П. Ершов

6. ПОДРУГА «Няне» А.С.Пушкин

7. ТИФЛИЗ «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтов

8. НИКОЛЕНЬКА «Детство» Л.Н.Толстой

4. Конкурс «Разгадай кроссворд».

Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на странице 137 – 138, (ЗАДАНИЕ 3) ответить на последний вопрос к нему, объяснить, как вы понимаете слово – отгадку из кроссворда.

(Прозаическая. Проза – нестихотворная литература в отличие от поэзии.)

Назовите автора и произведения, которые относятся к прозаической литературе из изученных в разделе «Чудесный мир классики» (М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал»;А.П.Чехов «Мальчики».

5. Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора» (Дети вытаскивают из ящика предмет и определят)

«Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - зеркальце, яблочко, собака, месяц.

«Мальчики» - ножницы, карта, чечевица.

«Как мужик камень убрал» - камень, рубль.

Подведение итогов

Давайте подведём итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная, слушаем жюри.

Итог – победила дружба, недаром наш урок – это конкурс знающих учеников.

Рефлексия

Предлагаю поздравить друг друга крепким рукопожатием и бурными аплодисментами.

Но ведь на каждом уроке необходимо оценить знания учеников, проверить самих себя – как хорошо усвоен материал урока. Я предлагаю написать каждому из вас небольшой тест по изученным произведениям. Сложность состоит в том, что у вас он будет одинаковый. Я думаю, что каждому из вас хотелось проверить свои знания. Отметку каждый получить на следующем уроке, после моей проверки. Я надеюсь что у вас будут только четверки и пятерку, ведь мы так хорошо все повторили.

«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин

«Мальчики» Л.Н.Толстой

«Детство» А.П.Чехов

Чехов Александр Сергеевич

Ершов Антон Павлович

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Пётр Павлович

Королевич кобылица Калифорния

Царевна царь башлык

Царица братья Монтигома

Богатыри сестры

«Мальчики»

«Конек – горбунок»

Приложение №1

  1. Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин

«Мальчики» Л.Н.Толстой

«Детство» А.П.Чехов

  1. Соедини имя отчество и фамилию автора.

Чехов Александр Сергеевич

Ершов Антон Павлович

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Пётр Павлович

  1. По опорным словам определи название сказки.

Королевич кобылица музыкант

Царевна царь невеста

Царица братья мать

Богатыри сестра

«Мальчики»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Конек – горбунок»

  1. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого Б) чёрного В) серого

  1. Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо Б) зеркало В) венец

  1. Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол Б) Соколко В) Соколик

  1. На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка Б) гармонь В) гусли

  1. В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку Б) в Индию В) в Америку

  1. Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер Б) мужик В) мэр города

Фамилия_______________________________________

Приложение №2

Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.

Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.

Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.

Задание: Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. (Антон Павлович Чехов)

Приложение №3

«… В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

……………………….

Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.

«…Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

……………………………….

Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.

«…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла
…………………………

Продолжите фразу строкой и доскажите следующее четверостишье. Определите название произведения и автора.

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

……….. …………………

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Контрольная работа № 2 по теме: «Чудесный мир классики»

Вариант 1

Фамилия, имя: ________________________________________________

«Конёк-горбунок» ___________________________________________________

«Дары Терека» _____________________________________________________

«Няне» ____________________________________________________________

«Как мужик убрал камень»_____________________________________________

2. Определите жанр произведения «Дары Терека».

1) басня 2) рассказ 3) стихотворение 4) сказка

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

1) «Детство» 2) «Мальчики» 3) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»

Гости лавки отпирают,

Люд крещеный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары!»

1) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2) «Туча»

3) «Няне» 4)«Конек-Горбунок»

5. Вставьте пропущенные рифмующиеся слова.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,...

Теснят твою всечасно....

1) заботы, грудь 3) заботы, муть

2)тревоги, грудь 4)заботы, жуть

6. На каком языке сочинял маленький Александр Пушкин?

1)на английском 2) на французском 3) на русском 4) на итальянском

7 . О каком писателе эти строки?

Порой в свои поездки отец брал сына. Каждая такая поездка ода­ривала поэта богатством новых впечатлений и знакомила со сказками и преданиями, услышанными от встреченных в дороге людей.

    об А.С. Пушкине 2) о М.Ю. Лермонтове 3) о П.П. Ершове 4) о Л.Н. Толстом

8. Найдите правильный порядок того, к кому обращался Елисей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

    солнце, месяц, ветер 3) месяц, солнце, ветер

2)солнце, ветер, месяц 4) ветер, месяц, солнце

9. Найди лишнее в определении характера царицы

1) кроткая 2) равнодушная 3) жадная 4) завистливая

10. Объясните значение слова «алчный».

1) жадный, корыстный, страстно желающий чего-нибудь

2) грустный, печальный

3) унылый, тоскливый

4) веселый, жизнерадостный

11. Что в переводе означает слово «Ашик»?

    певец 2) бедный человек 3)странник 4) музыкант

… Сомнения Володи.

… Подготовка к Новому году.

Маленький гость.

… Возвращение детей.

Бурная встреча Володи.

Странное поведение мальчиков.

13. Укажите к какому произведению подходит эта пословица? Мудрым никто не родился, а научился.

1)«Мальчики» 2) «Дары Терека» 3) «Детство» 4) «Как мужик камень убрал»

14. Напишите названия двух-трех сказок А.С. Пушкина

Контрольная работа № 2 по теме: «Чудесный мир классики»

Вариант 2

Фамилия, имя: ____________________________________________________________________

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» _____________________________________

«Ашик – Кериб __________________________________________________________________

«Мальчики» ___________________________________________________________________

«Детство» ____________________________________________________________________

2. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

1) сказка 2) басня 3) стихотворение 4)рассказ

3. Узнайте произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) «Мальчики» 2) «Няне» 3) «Дары Терека» 4) «Детство»

4. Из какого произведения эти строки?

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет...

1) «Конек-Горбунок» 2) «Няне»

3) «Унылая пора! Очей очарованье!» 4) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

5. Подберите рифму к отрывку.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя...;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила....

1) обвивала, дождем 3) освещала, водой

2) освещала, дождем 4) обвивала, водой

6. Перед кем разыгрывал свои комедии маленький Саша Пушкин?

    перед братом 2) перед гостями 3) перед сестрой Оленькой 4) перед друзьями

7. О каком писателе эти строки?

По вечерам отец читал вслух. Чтец он был превосходный: читал с же­стами и мимикой, как настоящий актер. Дети аплодировали и стучали ногами, выражая свое восхищение.

    об А. С. Пушкин 2) о М.Ю. Лермонтове 3)о П.П. Ершов 4) о Л.Н. Толстом

8. Найдите лишнее в делах Ивана из сказки «Конек-Горбунок».

1)поймал Жар-птицу 2) ездил за копьем 3) похитил Царь-девицу 4) был на небе послом

9. Найди лишнее в определении характера царевны

а) добрая б) равнодушная в) кроткая г) нежная

10. Что такое Терек?

    река 2) утес 3)гора 4) вулкан

11. Что означает слово «своенравна»?

1) упряма, капризна, поступающая как вздумается

2) красива, приятна в общении

3) добра, внимательна к другим

4) ленива, любящая отдых

12. Восстановите деформированный план.

… Чудесный помощник Ашик-Кериба

… Зарок Ашик-Кериба

… Ложь Куршуд-бека.

… Знакомство с Пашой

… Отъезд Ашик-Кериба

… Ашик-Кериб возвращается домой.

… Наказ Магуль-Мегери купцу.

… Первая встреча с Магуль-Мегери

13. Укажите к какому произведению подходит эта пословица?

Кто сильно хочет, тот того и добьется.

    «Детство» 2) «Мальчики» 3) «Ашик-Кериб» 4) «Как мужик камень убрал»

14. Напишите названия двух-трех басен Л. Н. Толстого ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ершов. Конек-горбунок

1. присказка - за горами, за лесами, за широкими морями

зачин - Против неба - на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак.

сказочные герои - Конек-горбунок, кобылицы, Жар- птица, Рыба-кит.

троекратные повторения - дежурство в поле трех братьев по очереди, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка и ответ конька «Велика беда, не спорю; но могу помочь я горю».

2. Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре.

Устаревшие слова: живот-желудок, в загреби-сжал ладонями, не клепли - не клевещи, седмица - неделя, не померил - не понял, пастуший балаган - шалаш, виснет пластью - плашмя, лубки - лубочные картинки, пенять - выговаривать, несподручно - не удобно

3. Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман.

Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, щедрость, ответственность, сообразительность, стойкость.

4. Пересказ от лица Ивана

1 .Жил я с братьями и батюшкой, землю пахал.

2. Повадился кто-то пшеницу топтать, мы с братьями стали дежурить в поле.

3. Братья никого не увидели, а я поймал коней и спрятал их в балагане.

4. В подарок кобылица обещала мне Конька-горбунка, который выручит из любой беды.

5. Вернувшись домой я рассказал отцу и братьям небылицу, как и кого я поймал в поле, чтобы не выдать своей тайны.

6. Братья узнали, что я прячу от них коней и отняли их у меня, чтобы продать царю в столице.

7. Пришел я в балаган, а коней нет, Конек-горбунок открывает мне, кто коников моих свел.

8. Я стал выговаривать братьям, но они не послушали меня и решили продать в столице моих коней царю, а я за подарки с этим согласился.

9. В столице кони Ивана произвели настоящий фурор, таких там еще не видели.

10. Сам царь восхитился, я назвался хозяином коней и предложил меняться на пять шапок серебра.

11. Мои кони другим не давались, царь послал за мной и стал я служить у него конюхом.

12. Братья мои с деньгами вернулись в родную деревню, женились, отец не мог нарадоваться такому богатству и счастью, а моя жизнь и служба у царя только еще начинались.

5. Сказка о рыбе-ките

1. Где проживает рыба-кит.

2. Как выглядит, как проводит свое время.

3. Какие существа населяют рыбу-кита.

4. Какие опасности подстерегают тех, кто живет на спине рыбы-кита.

5. Неожиданное происшествие, которое изменило жизнь рыбы-кита.

6. Куда делась рыба-кит, как покинули место жительства населяющие спину рыбы существа.

7. Рыба-кит возвращается, новые поселенцы, новая жизнь на спине рыбы-кита.

Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Тема: «Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Тип урока : урок обобщения и коррекции знаний.

Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).

Цели урока:

    Скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики";

    Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

Педагогические задачи урока:

    обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»;

    формировать умение определять жанровую принадлежность,

    пополнить словарный запас.

    развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.

    уточнить смысл понятий «классика», «проза»;

    развивать творческие способности учащихся.

    воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.

    создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.

    воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;

Требования к уровню усвоения материала на конец урока:

    знать изученные литературные произведения и их авторов;
    знать основное содержание изученных произведений;

Общая характеристика урока

    Форма организации – самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов.

    Тип урока – контрольный и обобщающий.

    Стратегия – диагностическая и коллективно-соревновательная.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Обеспечение урока:

  • демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);

    презентация.

Литература:

    Литературное чтение, 4 класс. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, С.В. Кутявина Изд-во «Вако» 2011г.

    «Литературное чтение», учебник для 4 класса, 1 часть авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд-во «Просвещение» 2011 г.

Ход урока

I. Вступительное слово

– Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу, и присядем на места.

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики». Давайте вспомним, что такое классика в литературе? (Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры).

Сегодня мы с вами играем в КЗУ, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». О что такое КЗУ? Есть КВН? (Клуб веселых и находчивых) Может кто-нибудь предположить как расшифровывается КЗУ? (Клуб знающих учеников). Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания.

1. Конкурс «Речевая разминка». Слайд (продолжить фразу строкой и досказать следующее четверостишье. Определить название произведения и автора)

1. «… В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

………… (И пшеницу шевелить)…»

Мужики такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать и гадать –

Как бы вора соглядать.

2. «…Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

……………(Давно, давно ты ждёшь меня)…»

Ты под оком своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

3. «…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла
…………………….(Поднялась и расцвела)…»

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

4. «Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

……….. (Слезы брызгами летят )…..

Но по степи, разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

2. Конкурс “Биография”.

Дайте определение слову “биография”.

Биография – (био + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.

Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. (Петр Павлович Ершов)

2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. (Александр Сергеевич Пушкин)

3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. (Лев Николаевич Толстой)

4.Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. (Антон Павлович Чехов)

Физкультминутка

1. Показать части тела (глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, выя - шея, длань - ладонь, персты - пальцы, десница - рука).

2. Дыхательная гимнастика (вдыхаем приятный запах, задуем свечки)

3. Зрительная гимнастика (глазами круговые движения, помассировать, зажмурить, расслабить)

3. Конкурс «Узнай произведение по слову».

1. ЗЕРКАЛЬЦЕ «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин

« Как мужик убрал камень» Л. Н. Толстой

3. ДАРЬЯЛ «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов

4. АМЕРИКА «Мальчики» А. П. Чехов

5.КАРАУЛЬЩИК «Конек-горбунок» П. П. Ершов

6. ПОДРУГА «Няне» А.С.Пушкин

7. ТИФЛИЗ «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтов

8. НИКОЛЕНЬКА «Детство» Л.Н.Толстой

4. Конкурс «Разгадай кроссворд».

Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на странице 135 – 136, (ЗАДАНИЕ 3) ответить на последний вопрос к нему, объяснить, как вы понимаете слово – отгадку из кроссворда.

(Прозаическая. Проза – нестихотворная литература в отличие от поэзии.)

Назовите автора и произведения, которые относятся к прозаической литературе из изученных в разделе «Чудесный мир классики» (М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал»;А.П.Чехов «Мальчики».

5. Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора» (Дети вытаскивают из ящика предмет и определят)

«Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - зеркальце, яблочко, собака, месяц.

«Мальчики» - ножницы, карта, чечевица.

«Как мужик камень убрал» - камень, рубль.

Подведение итогов

Давайте подведём итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная, слушаем жюри.

Итог – победила дружба, недаром наш урок – это конкурс знающих учеников.

Рефлексия

Предлагаю поздравить друг друга крепким рукопожатием и бурными аплодисментами.

Но ведь на каждом уроке необходимо оценить знания учеников, проверить самих себя – как хорошо усвоен материал урока. Я предлагаю написать каждому из вас небольшой тест по изученным произведениям. Сложность состоит в том, что у вас он будет одинаковый. Я думаю, что каждому из вас хотелось проверить свои знания. Отметку каждый получить на следующем уроке, после моей проверки. Я надеюсь что у вас будут только четверки и пятерку, ведь мы так хорошо все повторили.

«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин

«Мальчики» Л.Н.Толстой

«Детство» А.П.Чехов

Чехов Александр Сергеевич

Ершов Антон Павлович

Пушкин Михаил Юрьевич

Лермонтов Пётр Павлович

    По опорным словам определи название сказки.

Королевич кобылица Калифорния

Царевна царь башлык

Царица братья Монтигома

Богатыри сестры

«Мальчики»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Конек – горбунок»

2.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого Б) чёрного В) серого

3.Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо Б) зеркало В) венец

4.Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол Б) Соколко В) Соколик

5.На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка Б) гармонь В) гусли

6.В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку Б) в Индию В) в Америку

7.Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер Б) мужик В) мэр города