Сообщение о иване бунине краткое содержание. Иван бунин - биография, информация, личная жизнь

Очерк жизни и творчества

Иван Алексеевич Бунин - поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии - в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков - В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной.»

Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности - гимназии, университета - мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках. «Не прошло и года, - вспоминал Юлий, - как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы».

С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом.

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика.

Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу - «усадебную, полевую и лесную флору Орловщины», родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта А. Твардовского, Бунин «воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь».

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу - помогла глубоко понять натуру русского мужика.

И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин - в интервью «Московской газете» - скажет, что не признает «деления художественной литературы на стихи и прозу».

В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России, Украине, Крыму он совершил после работы в газете «Орловский вестник», в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке. Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов. разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец (последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие прекрасное чувство любви.

Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа «Антоновские яблоки», созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание. Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, «тут Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно».

За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его «печальные элегии» современники считают запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а своё отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни - в канун первой русской революции 1905 - 1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы «Золотое дно», «Сны» с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького «Знание» и получили высокую оценку Чехова.

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни».

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о «Деревне». Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения «в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон». Вместе с тем, нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.

Повесть потрясла Горького, который услышал в ней «скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее». По его мнению, Бунин заставил «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом - быть или не быть России».

В целом, занимая значительное место в творчестве Бунина, произведения деревенской тематики выдержали испытание временем.

В 10-е годы творчество Бунина достигает своего расцвета. По оценке Горького «он так стал писать прозу, что если скажут о нем: это лучший стилист современности - здесь не будет преувеличения». Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Одно за другим он совершает путешествия по России, отправляется и в заграничные поездки. По словам известного советского писателя В. Катаева, Бунин был легок на подъем и мечтал всю жизнь провести в путешествиях по земному шару налегке, с одним-двумя чемоданами, где было бы самое необходимое - записные книжки и бумага прежде всего.

Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. Писатель размышляет о мировой общечеловеческой душе, которую должен иметь, по его мнению, каждый художник независимо от национальности. Теперь уже не только российские, но и заграничные впечатления служат импульсом к его творчеству, и на их материале он создает немало разных по теме и идее произведений. Среди них вошедший в антологии мировой литературы рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.), а также «Братья», «Сны Чанга» и др.

Об отношении Бунина к буржуазной цивилизации можно судить по такому его высказыванию: «Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть».

В 1914 году разразилась мировая война. Писатель прекрасно понимал весь ее ужас, бессмысленность и непопулярность в народе. Один из современников приводит его высказывание тех лет: «Народ воевать не хочет, ему война надоела, он не понимает, за что мы воюем».

Бунин возмущен ура-патриотическими заявлениями писателей-оборонцев, которые выступали за продолжение войны до победного конца. Не случайно в 1915 году появляются такие его стихи:

Молчат гробницы, мумии и кости -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь.

В России складывалась неблагоприятная обстановка, в том числе не удовлетворяла писателя литературная ситуация. Это предопределило кризис в творчестве Бунина к концу 1916 года. В это время он отдает предпочтение стихам. Его поэзия обращается к прошлому, пронизана печалью воспоминаний. Что касается прозы, то большей частью он ведет дневниковые записи, на основе которых создает рассказы «Последняя весна», «Последняя осень», «Брань». Они немногочисленны, политически злободневны, носят антивоенный характер.

В канун Октябрьской революции и мироощущение, и гуманистическая направленность творчества характеризуют Бунина, казалось бы, как прогрессивно мыслящего человека. Но он считал, что лишь дворянство, с его высокой культурой, способно управлять Россией. Он не верил в разум и творчество народных масс (повесть «Деревня» наглядно продемонстрировала это). Испугавшись, не поняв смысла Октябрьской революции и не признав возникшего в результате ее победы государство рабочих и крестьян - Советскую Россию - Бунин обрек себя на добровольное изгнание.

Первый год эмиграции был для Бунина, по выражению одного из критиков, «немым». Он читает Л. Толстого, которого он любил всю жизнь, и делает дневниковые записи, сознавая, что лишился всего - «людей, родины, близких». «Ах, как бесконечно больно и жаль того счастья», - криком сердца вырываются слова при воспоминании о прошлом. Но вместе с тем, ослепленный враждой к Советской России, Бунин нападает на все, что связано с ней.

Возвращение к подлинному творчеству происходит медленно. Рассказы первых лет эмиграции весьма разнообразны по своей тематике и настроению, но преобладают в них пессимистические ноты. Особенно потрясает рассказ «Конец», где реалистически передана картина бегства писателя из Одессы за границу на стареньком французском суденышке «Патрас».

Живя на родине, Бунин считал, что не обязан всю жизнь писать на русские темы и только о России. В эмиграции он получает неограниченную возможность изучать и брать материал из другой жизни. Но нерусская тематика занимает незначительное место в послеоктябрьском периоде творчества Бунина. В чем же тут дело? По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, «обязан своим бесценным даром» России, родному орловскому краю, его природе. Еще совсем молодым в статье о поэте из народа, своем земляке Никитине, Бунин писал о русских поэтах - это «люди, крепко связанные со своей страной, со своей землей, получающие от нее мощь и крепость».

Слова эти самым непосредственным образом можно отнести к самому Бунину. Естественна и органична была связь писателя с родиной, как воздух для человека, который не замечает, что дышит. Он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался и едва ли не каждый год посещал родные места и деревню, куда его всегда тянуло с непреодолимой силой.

Но вот, оказавшись изгнанником, он как никто другой жестоко страдал вдали от родины, постоянно ощущая всю глубину потери. И, осознав, что не может без России существовать ни как человек, ни как писатель, что родина от него неотторжима, Бунин нашел свой способ связи, возвратившись к ней любовью.

Писатель обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе… И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда прелесть), что эта родина, этот наш общий дом был Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый вздох березовом лесу».

Полный поэзии и любви к родине рассказ заканчивается мотивом гибели России.

В первые годы эмиграции писатель воскрешает в своем творчестве не только прекрасные стороны русской жизни. Бунин, как и в дооктябрьский период творчества (повесть «Суходол»), беспощаден к представителям вырождающегося дворянства.

Еще в дореволюционный период творчества, касаясь самой близкой темы деревни, Бунин испытывал, по определению литературоведов, сложное чувство «любви-ненависти». Оно было вызвано несовершенствами жизни сложного пореформенного периода.

В «Жизни Арсеньева», самом замечательном произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви. Роман этот определяют как художественную биографию творческой личности. Бунин пояснял, что любое произведение автобиографично постольку, поскольку автор вкладывает в него самого себя.

Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты художника, творца, поэта. Алексей Арсеньев наделен обостренным чувством жизни, именно поэтому ему свойственно и повышенное чувство смерти, для него естественны размышления о неразгаданной тайне начала и конца существования, о смысле бытия, и, конечно, о собственном предназначении в жизни.

Эти вопросы всегда волновали Бунина, как и всякого большого художника, и он не мог не писать об этом в своей книге, посвященной жизни творческой личности.

Как считают исследователи, в «Жизни Арсеньева» объединено всё написанное ранее. Темы и настроения прежних произведений так или иначе отразились в этом романе.

Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви. Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 90-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как «Осенью», «Маленький роман», «Заря на всю ночь», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида» и многие другие. В конце 30-х - 40-х годах эта тема становится главной. В этот период создано 38 рассказов, составивших книгу «Темные аллеи», которую называют энциклопедией любви.

Если сравнивать последнюю книгу с тем, что было написано раньше, например, в 900-е годы, то нельзя не заметить, что писатель заговорил о любви иначе, по-другому, глубоко раскрывая ее интимные подробности.

Будучи натурой глубокой и страстной, Бунин сам пережил несколько драматических потрясений. И если раньше он не решался говорить о некоторых сторонах любви, то в эмигрантский период он тайное и сокровенное делает достоянием литературы. Но надо иметь в виду: Бунин опровергал слухи о том, что он описывает собственные любовные истории оп памяти. Все они, по свидетельству писателя, созданы его воображением. И уж таков уровень бунинского мастерства, что читатель воспринимает литературные персонажи как реальные лица.

Созданные фантазией художника, герои без остатка поглощены любовью. Для них это чувство - главное в жизни. Мы не находим подробностей их профессии, социального положения, но поразительны одухотворенность, сила и искренность чувств. Это создает атмосферу исключительности, красоты и романтичности. И совсем не важно, сам ли герой, предчувствуя любовь, ищет и находит ее, или она родилась внезапно, поразив как солнечный удар. Главное, что это чувство ошеломляет человеческую душу. И что особенно примечательно, у Бунина чувственное и идеальное составляют тот сплав, гармонию, которые свойственны для нормального, а не ущемленного проявления истинного чувства.

Любовь, как ослепительная вспышка, озаряет души влюбленных, она высочайшее напряжение духовных и физических сил и поэтому вечно продолжаться не может. Зачастую ее финал приводит к гибели одного из героев, но если жизнь продолжается, до конца дней она озарена великим чувством.

По форме рассказы сборника «Темные аллеи» - самые сюжетные из всего созданного писателем. Сам Бунин очень любил эту книгу. «Темные аллеи» считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства", - писал он.

33 года, около половины творческой жизни, вплоть до кончины в 1953 г., провел Бунин во Франции, живя и работая вдали от горячо любимой России. Во время второй мировой войны, оставаясь на оккупированной фашистами французской земле, он отверг все их предложения о сотрудничестве, с волнением следил за событиями на Восточном фронте и радовался победам советского народа.

Мыслями и душой он стремился в Россию, о чем говорит письмо старому другу Телешову, где Бунин признавался: «Очень хочу домой». последние годы жизни старого писателя были омрачены особо острой нуждой: постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках. Были у него основания для сомнений, ведь при жизни не выпало на долю писателя громкой славы, хотя и не был он обойден высокими почестями (присвоение звания академика императорской Академии наук в 1909 г., присуждение Нобелевской премии в 1933 г.). Однако произведения его выходили за рубежом нечасто, лишь сотнями экземпляров, и были известны самому узкому кругу читателей.

Но опасения Бунина о забвении оказались напрасными. В наши дни в СССР книги Бунина издаются огромными тиражами, вплоть до миллионных, его творчество получило признание широчайшей читательской аудитории. (...) Творчество Бунина возвратилось на родину писателя, потому что предметом его, говоря словами самого автора, является «вечная, вовеки одинаковая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти».

Список литературы

Н. Ф. Каргина. Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества.

Иван Алексеевич Бунин. Родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже - умер 8 ноября 1953 года в Париже. Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже. Семья Бунина с 1867 года снимала жилье в усадьбе Германовской (пр. Революции, 3), где родился и прожил первые три года своей жизни будущий писатель. Отец - Алексей Николаевич Бунин (1827-1906), в молодости был офицером, мать - Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова; 1835-1910).

В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки в Орловской губернии (ныне Липецкая область). До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1886 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия. Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики. В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 - дебют в печати. В 1889 году переезжает в Орёл и идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они вопреки желанию родни переезжают в Полтаву (1892).

Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

"Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы… Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству, равенству, высоко сидел на шее русского «дикаря» и призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие… Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?"

Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Вторую мировую войну (с октября 1939 года по 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе (департамент Приморские Альпы).

Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья.

В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. По словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» - это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».

По сообщению «Издательства имени Чехова», в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953). Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

В 1929-1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года - наиболее издаваемый в СССР писатель первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников).

Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки.

Иван Алексеевич Бунин - последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX - начала XX века. «…Один из последних лучей какого-то чудного русского дня», - писал о Бунине критик Г. В. Адамович.

Знаменитый русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, Иван Алексеевич Бунин (10(22) октября 1870 года – 8 ноября 1953 года) родился в Воронеже, в небогатой дворянской семье.

Отец писателя – Алексей Николаевич Бунин , был помещиком и происходил из старинного, но уже сильно обедневшего дворянского рода.

Семья

Серьезного образования Алексей Николаевич не получил, но читать любил и привил эту любовь детям. В 1856 году он женился на своей дальней родственнице Людмиле Александровне Чубаровой. В семье родились девять детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте.

Детство и юные годы

За несколько лет до рождения Ивана Алексеевича семья переехала в город, чтобы старшие дети Юлий и Евгений могли учиться в гимназии. В 1874 году семья вернулась в родовое поместье на хутор Бутырки Елецкого уезда, где и прошли детские годы Бунина. К этому времени старшие братья Ивана уже закончили гимназию, причем Юлий – с золотой медалью.

Сначала Иван учился дома, а в 1881 году поступил в Елецкую гимназию. С учебой, однако, дело не заладилось. Особенно тяжело давалась математика. Освоив за пять лет четырехгодичный гимназический курс, будущий писатель уехал на рождественские каникулы домой. В гимназию он уже не вернулся.

Хорошего системного образования Бунин не получил, но выручил старший брат Юлий, занимаясь с которым Иван прошел весь курс гимназии за исключением, правда, математики, о которой писатель всю жизнь вспоминал с ужасом. Заметив это, Юлий благоразумно исключил злополучный предмет из программы .

К этому периоду относится и начало серьезных занятий литературой. Стихи Иван писал еще во время учебы в гимназии, тогда же написал и свой первый роман, который дружно отвергли все редакции и издательства. Но увлечение литературой не прошло, а вскоре состоялась и первая публикация. В февральском номере журнала “Родина” за 1887 год было опубликовано стихотворение “Над могилой С. Я. Надсона”. Эта дата отныне считалась знаменательной . Страсть к литературному творчеству полностью захватила Бунина.

В январе 1889 года, получив одобрение родителей, Иван Алексеевич начинает самостоятельную жизнь. Несмотря на молодость, он был уже вполне сложившимся человеком с ясным пониманием своего жизненного пути. В это время Бунин получает предложение занять должность помощника редактора в газете “Орловский вестник”. Он принимает это предложение, предварительно совершив путешествие в Крым.

В 1891 году в Орле вышел его первый сборник стихов. Тираж сборника составлял всего 1250 экземпляров и рассылался бесплатно подписчикам “Орловского вестника”. Там же, в Орле, состоялось знакомство Ивана с будущей гражданской женой Варварой Пащенко, которая работала в газете корректором. Отец Варвары был против брака , так как финансовое положение Ивана Алексеевича было весьма незавидным.

Стремясь к созданию семьи, Бунин покинул Орел и переехал в Полтаву. При поддержке брата Юлия он получил работу в губернской управе, вскоре туда приехала и Варвара. Однако, семейной жизни не получилось. В 1994 году Варвара разорвала их отношения и покинула Полтаву, выйдя замуж за писателя и актера Арсения Бибикова. По общему мнению , причина была проста – богатый Бибиков выгодно отличался от постоянно страдающего от нехватки средств Бунина. Разрыв Иван Алексеевич переживал очень тяжело.

Литературная среда

В январе 1995 года Иван Алексеевич впервые посетил Петербург. За несколько дней, проведенных в столице, Бунин познакомился с поэтом К. Бальмонтом, писателем Д. Григоровичем, другими известными литераторами. Несмотря на то, что Иван Алексеевич был лишь начинающим поэтом , в литературном Петербурге он встретил благожелательный прием.

Встречи были продолжены в Москве, а затем и в других городах. Л. Толстой , В. Брюсов, А. Чехов не отказывали молодому поэту в общении.

Тогда же состоялось его знакомство и сближение с А. И. Куприным . Они были ровесниками и сохранили дружеские отношения на протяжении всей жизни. Вхождение в литературную среду далось Бунину легко, чему во многом способствовали его личные качества. Он был молод, полон сил и одним из тех, кто легко сходился с людьми.

Через несколько лет писатель стал членом литературного кружка “Среда”. Собираясь по средам, кружковцы в неформальной обстановке обсуждали написанные ими произведения. Участниками, в частности, были М. Горький, Л. Андреев, В. Вересаев, А. Куприн, А. Серафимович. У всех были шутливые прозвища. Ивана звали “Живодерка” – за худобу и особую ироничность.

Первый брак

Отличительной чертой характера Бунина было нежелание долго жить на одном месте. Находясь в Одессе, Иван Алексеевич познакомился с редактором издания “Южное обозрение” Н. Цакни и в сентябре 1998 года женился на его дочери Анне. Брак оказался неудачным, вскоре он распался.

Признание

Довольно долго критики оставались равнодушными к творчеству начинающего писателя. Ни его первый сборник стихов, изданный еще в Орле, ни вторая книга, изданная в Петербурге в 1997 году, не произвели на них впечатления. Отзывы были снисходительными, но не более того. На фоне таких фигур, как М. Горький или Л. Андреев, Бунин поначалу был просто незаметен .

Первый успех несколько неожиданно пришел к Бунину-переводчику. Литераторы с одобрением встретили перевод “Песни о Гайавате” американского поэта Г. Лонгфелло.

До сих пор этот перевод на русский язык, сделанный Иваном Алексеевичем в 1896 году, считается непревзойденным.

В 1903 году перевод “Песни о Гайавате” совместно со сборником стихов “Листопад”, который вышел в издательстве “Скорпион” двумя годами ранее, был представлен на Пушкинскую премию – самую престижную литературную премию России. В итоге Ивану Алексеевичу была присуждена половинная премия (500 рублей), вторую часть премии получил переводчик П. Вейнберг.

В 1909 году Бунину за третий и четвертый тома собрания сочинений была вторично присуждена Пушкинская премия. На этот раз совместно с А. Куприным. К этому времени Иван Алексеевич стал уже известным писателем, а вскоре был выбран почетным академиком Императорской Академии Наук.

Второй брак

4 ноября 1906 года в Москве на литературном вечере в квартире писателя Б. Зайцева состоялось знакомство Ивана Алексеевича с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей второй женой писателя. Несмотря на то, что Вера Муромцева (1881 – 1961) была совершенно далека от той литературно-богемной среды, в которой постоянно находился Бунин, брак оказался прочным . Анна Цакни не давала согласия на брак и официально их отношения были узаконены только в 1922 году.

До революции Бунин и Муромцева много путешествовали. Они побывали в Европе, посетили Египет, Палестину, Цейлон, а путевые впечатления послужили темами некоторых рассказов, написанных Иваном Алексеевичем. Талант Бунина получил признание, пришла известность. Однако, настроение писателя было сумрачным, тревожные предчувствия угнетали его.

Окаянные дни

Революция застала Бунина в Москве. Советскую власть Иван Алексеевич не принял категорически. “Окаянные дни” – так называлась книга писателя, написанная на основе дневниковых записей того времени. 21 мая 1918 года Бунин и Муромцева покинули Москву и уехали в Одессу, там писатель работал в местных изданиях. Как вспоминали современники, в Одессе Бунин постоянно находился в угнетенном состоянии.

24 января 1920 года Бунин и Муромцева, поднявшись на борт французского парохода “Спарта”, покинули Россию. Навсегда.

В эмиграции

Через несколько месяцев писатель появился в Париже. Годы жизни Бунина в России закончились. Началась жизнь Бунина в эмиграции.

В первое время писатель работал мало. Только с 1924 года начинают публиковаться произведения Бунина, написанные в эмиграции. Повесть “Митина любовь” , роман “Жизнь Арсеньева”, новые рассказы вызвали широкие отклики в эмигрантских изданиях.

Зимой Бунины жили в Париже, на лето уезжали в Приморские Альпы, в Грас, где снимали виллу “Бельведер”. Когда началась война, переехали на виллу “Жаннет”, а в 1946 году вернулись в Париж.

После войны Бунину официально было предложено советское гражданство и возможность жить в СССР, но он эти предложения не принял.

Нобелевская премия

Идея выдвижения Бунина на Нобелевскую премию принадлежала писателю М. Алданову. Она была высказана еще в 1922 году, но реализовалась только в 1933 году. В нобелевской речи Бунин особо отметил, что впервые эта премия присуждена литератору-изгнаннику. Всего писатель получил три литературных премии:

  • Пушкинская премия в 1903 году
  • Пушкинская премия в 1909 году
  • Нобелевская премия в 1933 году

Премии принесли Бунину известность и славу, но не принесли богатства, писатель был удивительно непрактичным человеком.

Произведения

Краткая биография Бунина не может, конечно, охватить все аспекты его творчества. Вот некоторые из наиболее известных произведений Ивана Александровича:

  • роман “Жизнь Арсеньева”
  • повесть “Митина любовь”
  • повесть “Деревня”
  • рассказ “Господин из Сан-Франциско”
  • рассказ “Легкое дыхание”
  • дневниковые записи “Окаянные дни”

Иван Алексеевич Бунин скончался в Париже 8 ноября 1953 года и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.


В Воронеже в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но проучился лишь пять лет, так как семья не имела средств. Осваивать программу гимназии ему помогал старший брат Юлий (1857-1921).

Свое первое стихотворение Бунин написал в восемь лет .

Его первой публикацией стало стихотворение "Над могилой Надсона", напечатанное в газете "Родина" в феврале 1887 года . В течение года в том же издании появились несколько стихотворений Бунина, а также рассказы "Два странника" и "Нефедка".

В 2004 году в России учреждена ежегодная литературная Бунинская премия.

В Париже прошла презентация первого полного 15-томного собрания сочинений Ивана Бунина на русском языке, включающее в себя три тома его переписки и дневники, а также дневники его жены Веры Муромцевой-Буниной и подруги писателя Галины Кузнецовой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Через столетье говорит
Поэт — и слог его звенит —
В багряном расписная осень.
А кладбище печально спит,
Где на чужбине он лежит.
И грустно смотрит сверху просинь…»
Из стихотворения Тамары Ханжиной памяти Бунина

Биография

Удивительный факт, но этот талантливый, гениальный, образованный и утонченный человек не получил в молодости хорошего образования. Большую часть знаний и интерес к литературе, философии и психологии Ивану Бунину привил его старший брат, который с отличием окончил университет и много занимался с мальчиком. Возможно, именно благодаря брату Юлию Бунин и смог раскрыть в себе литературный талант.

Биографию Бунина можно читать словно роман с захватывающим сюжетом. Всю свою жизнь Бунин менял города, страны и, что не секрет, женщин. Одно оставалось неизменным - его страсть к литературе. Свое первое стихотворение он опубликовал еще в 16 лет и уже в 25 — блистал в литературных кругах обеих столиц России. Первой женой Бунина стала гречанка Анна Цакни, но брак этот продлился недолго, единственный сын Бунина скончался в пятилетнем возрасте, а спустя время писатель встретил главную женщину в своей жизни - Веру Муромцеву. Именно с ней, ставшей впоследствии официальной женой Бунина, писатель эмигрировал во Францию, так и не сумев принять большевистскую власть.

Живя во Франции, Бунин продолжал писать, там он создал свои лучшие произведения. Но он не переставал думать о России, тосковать по ней, тяжело переживая свое отречение. Впрочем, эти переживания только шли на пользу его творчеству, недаром повести, стихи и рассказы Бунина сегодня считаются золотым наследием русской литературы. За мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы, восьмидесятилетнему Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе - первому из русских писателей. Все годы эмиграции рядом с Буниным была его жена, Вера, которая стойко переносила и нелегкий характер мужа, и его увлечения на стороне. До самого последнего дня она оставалась ему верным другом, а не только женой.

Находясь во Франции, Бунин постоянно думал о том, чтобы вернуться в Россию. Но видя, что происходит с его соотечественниками, поверившими в благосклонность советского правительства и вернувшимися домой, писатель год за годом отказывался от этой затеи. Смерть Бунина наступила на 84-м году его жизни в его скромной квартирке в Париже. Причиной смерти Бунина, по заключению врача, стал целый букет болезней - сердечная недостаточность, сердечная астма и склероз легких. Отпевание Бунина прошло в русской церкви в Париже, затем тело было помещено в цинковом гробу во временный склеп - жена Бунина надеялась, что все-таки сможет похоронить мужа в России. Но, увы, этому не дано было случиться, и 30 января 1954 года прошли похороны Бунина с перенесением его гроба из временного склепа. Могила Бунина находится на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Жены Бунина — первая жена Анна (слева) и вторая жена Вера (справа)

Линия жизни

10 октября 1870 г. Дата рождения Ивана Алексеевича Бунина.
1881 г. Поступление в Елецкую гимназию.
1892 г. Переезд в Полтаву, работа в газетах «Полтавские губернские ведомости», «Киевлянин».
1895 г. Успех в литературном обществе Москвы и Петербурга, знакомство с Чеховым.
1898 г. Брак с Анной Цакни.
1900 г. Расставание с Цакни, поездка в Европу.
1901 г. Выход сборника стихотворений Бунина «Листопад».
1903 г. Присуждение Бунину Пушкинской премии.
1906 г. Начало отношений с Верой Муромцевой.
1909 г. Присуждение Бунину Пушкинской премии, избрание почетным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
1915 г. Публикация полного собрания сочинений Бунина в приложении к журналу «Нива».
1918 г. Переезд в Одессу.
1920 г. Эмиграция во Францию, в Париж.
1922 г. Официальный брак с Верой Муромцевой.
1924 г. Написание повести Бунина «Митина любовь».
1933 г. Присуждение Бунину Нобелевской премии по литературе.
1934-1936 гг. Публикация собрания сочинений Бунина в Берлине.
1939 г. Переезд в Грас.
1945 г. Возвращение в Париж.
1953 г. Завершение сборника рассказов Бунина «Темные аллеи».
8 ноября 1953 г. Дата смерти Бунина.
12 ноября 1953 г. Отпевание, помещение тела во временный склеп.
30 января 1954 г. Похороны Бунина (перезахоронение).

Памятные места

1. Деревня Озерки, бывшее имение Буниных, где прошло детство писателя.
2. Дом Бунина в Воронеже, в котором он родился и прожил первые три года своей жизни.
3. Литературно-мемориальный музей Бунина в Ельце, в доме, где Бунин квартировался гимназистом.
4. Дом-музей Бунина в Ефремове, где Бунин периодически жил и работал в 1906-1910 гг. и на котором установлена мемориальная доска памяти Бунина.
5. Санкт-Петербургская академия наук, почетным академиком которой был избран Бунин.
6. Дом Бунина в Одессе, где Бунин вместе с Муромцевой жили в 1918-1920 гг. до своего отъезда во Францию.
7. Дом Бунина в Париже, где он периодически жил с 1922 по 1953 гг. и где скончался.
8. Дом Бунина в Грасе, вилла «Жаннет», при въезде на которую установлена мемориальная доска памяти Бунина.
9. Дом Бунина в Грасе, вилла «Бельведер».
10. Памятник Бунину в Москве.
11. Памятник Бунину в Орле.
12. Памятник Бунину в Воронеже.
13. Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронен Бунин.

Эпизоды жизни

Бунин обладал не только литературным, но и актерским талантом. У него была очень богатая мимика, он отлично двигался и танцевал, был отличным наездником. Известно, что сам Константин Станиславский приглашал Бунина играть в театре роль Гамлета, но тот отказался.

Последние годы жизни Иван Бунин жил практически в нищете. Те деньги, что он получил как нобелевский лауреат, писатель сразу же спустил на вечеринки и приемы, помощь эмигрантам, а потом неудачно вложился в какое-то дело и совсем прогорел.

Известно, что Иван Бунин, как и многие писатели, вел дневник. Последнюю запись он сделал 2 мая 1953 года, за несколько месяцев до смерти, которую, видимо, уже предчувствовал из-за ухудшения здоровья: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

Завет

«Какая радость - существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только - видеть и дышать».


Документальный фильм, посвященный Ивану Бунину, из цикла «Гении и злодеи»

Соболезнования

«Великая гора был Царь Иван!»
Дон-Аминадо (Аминодав Пейсахович Шполянский), поэт-сатирик

«Необыкновенный был писатель. И необыкновенный был человек».
Марк Алданов, прозаик, публицист

«Бунин — явление редчайшее. В нашей литературе, по языку — это та вершина, выше которой никому не подняться».
Сергей Воронин, прозаик

«Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал пути к нему. Он нашел его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни и к своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим. Бунин прожил сложную, иногда противоречивую жизнь. Он много видел, знал, много любил и ненавидел, много трудился, иногда жестоко ошибался, но всю жизнь величайшей, нежнейшей, неизменной его любовью была родная страна, Россия».
Константин Паустовский, писатель