Роль сельской библиотеки в современном обществе. Деятельность сельских библиотек на современном этапе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Служба занятости и библиотека выполняют необходимую для общества функцию социализации личности, а одно из ее направлений- профессиональная ориентация.

С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»

По результатам анкеты были оформлены тематические полки, а затем постоянно действующая выставка «Мир и мы в нем», состоящая из разделов: «Куда пойти учиться», «В мире профессий», где литература менялась в зависимости от профессии, которая представлялась: «Учитель- звучит гордо», «Механизатор- главная профессия на селе», «Техника вокруг нас» и другие.

В ходе работы по программе выставка дополнялась подборками книг из единого фонда ЦБС, информационными листками, выпущенными методическим отделом и отделом обслуживания центральной районной библиотеки в серии «Твои дороги, выпускник». В фонд библиотеки приобретено справочное пособие «Куда пойти учиться».

По разделам выставки систематически проводились обзоры литературы: «Тем, кто любит мастерить», «Шьем», «Готовим очень вкусно»; беседы «Эти не мужские - мужские профессии», «Тем, кто выберет профессию военного» и другие.

В помощь выбору профессии в библиотеке оформлена картотека «О профессиях, производстве и людях труда» с разделами «Куда пойти учиться», «В мире профессий», «Дела творческие»: о людях и их профессиях. В работе с картотекой учитывались интересы пользователей, потребности хозяйства в кадрах, а также подбиралась информация о востребованных в настоящее время профессиях. Оформлен также рекомендательный список литературы «Куда пойти учиться».

Библиотека на селе - это единственный информационный центр для учеников, учителей, работников хозяйств, пенсионеров и представителей местной власти.

В функции сельской библиотеки входит создание фонда документов органов местного самоуправления и организации свободного доступа к ним.

Не во всех селах и поселках района существует договор о передаче всех опубликованных и «неопубликованных», утвержденных главами местных администраций документов. Это представляет одну из проблем предоставления полной информации по вопросам местного самоуправления.

Свободный доступ к нормативным документам повышает информированность читателей, способствует установлению контактов между жителями сел и их властью.

Налажено сотрудничество библиотеки с отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Помимо индивидуальной работы с детьми «группы риска», библиотекарь проводит профилактические беседы правонарушений с детьми и родителями по серии информационных листков, выпускаемых методистом по работе с детьми и инспектором по пропаганде.

В рамках правового воспитания детей в библиотеке организован клуб «Юные знатоки права», на занятиях которого дети изучают свои права и ответственность за какие - либо действия.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Заключение

Библиотека современной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в мире информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания - это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

Список литературы

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://rsl.ru/datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).

2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.

3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).

4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.

5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.

6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.

7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.

8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)

9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.

10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.

11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.

12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.

13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.

14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.

15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.

16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.

17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.library.ru/1/kb/books/village_lib/ (10.09.2015).

18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.

19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/2/119/0/889/ (10.09.2015).

20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).

21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант

22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).

24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.

25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.

26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.

27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: http://www.aonb.ru/depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).

28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.

29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.

30. Степанян Г.

31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/lager-Shepsi-4-Surnina.htm (11.09.2015).

32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.

33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://tikunova-i.narod.ru/ni/sel_bib.htm (10.09.2015).

34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.

35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.

36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Идеологическая деятельность и формирование культур как главные функции журналистики. Определение понятия арт-журналистики и определение её места в мире современных информационных технологий. Сущность арт-критики и арт-анализа культуры и вкусов общества.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Ознакомление с функциями средств массовой информации, их роль в формировании местного самоуправления и общества. Изучение приемов воздействия масс-медиа на политическое сознание аудитории. Особенности формирования журнального и газетного рынков России.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Имидж и дизайн периодического издания, установление и укрепление связей с его аудиторией. Общественная ситуация политизации СМИ и общества. История формирования газеты "Сельская жизнь". Коммуникационная программа создания и продвижения бренда газеты.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Деятельность PR-специалиста и возможности ее влияния на социальное окружение. Практическое выявление методом беседы (анкетирования) роли PR-специалиста в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе ООО "Графика-Спектр".

    дипломная работа , добавлен 06.10.2015

    История, классификация и система информационных технологий медиаиндустрии. Влияние современных информационных технологий на развитие российской киноиндустрии. Современное состояние кинопроката в России. Перспективы развития цифрового кинопоказа.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Серийные издания и особенности их оформления. Краткие сведения о серии книг о Гарри Поттере. Недостаток, выявленный в процессе анализа передней сторонки переплёта книг. Общее стилевое оформление титульных листов. Макет аннотированной каталожной карточки.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    История возникновения информационных агентств и понятие современных информационных агентств. Особенности сбора новостей, жанры материалов. Виды крупнейших мировых информационных агентств. Принципы предоставления новостей средствам массовой информации.

    реферат , добавлен 11.10.2012

    Журналы в системе СМИ. Общая типологическая характеристика журнальной периодики. Особенности моделей изданий в связи с интересами и потребностями аудитории. "Общение" читателя с журналом. Анализ профессионального издания для журналистов "Журналист".

Доклад подготовлен для выступления на семинаре «Сельская библиотека как центр социокультурной жизни села»

В настоящее время сельские библиотеки являются неотъемлемой и самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующие социальному и духовному возрождению сёл, сохранению историко-культурного наследия России.

Находясь в максимальной близости к населению и его потребностям, являясь единственным источником информации и знаний для сельчан, сельские библиотеки в значительной мере выполняют функции социальной коммуникации, остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.


Наше учреждение - Муниципальное бюджетное межпоселенческое учреждение культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» - осуществляет свою деятельность в соответствии с:

1) Уставом

2) и предметом и целями деятельности, определёнными законодательством в сфере культуры и библиотечного дела.

Остановимся на некоторых позициях федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)"

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:

¾ воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;

¾ развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

¾ сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

¾ поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Некоторые теоретики и практики считают библиотеку посредником, транслирующим информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уже о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Например, советский и российский библиотековед, библиотечный деятель и публицист, Заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Поликарпович Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, … обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья».

Этой же точки зрения придерживается зам.директора ОГОНБП им. Пушкина (г. Омск) О. В. Московцева. В своем выступлении «Оценка эффективности культурно-просветительских мероприятий библиотеки» на методическом семинаре «Социокультурная и просветительская деятельность публичных библиотек: пространство творчества» (25 сентября 2018 г.) она говорила о том, что «наша задача – формирование качественной личности», поэтому библиотеки осуществляют не культурно-досуговую, не социокультурную деятельность, а КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ.

Эта же точка зрения отражена, соответственно, и в «Региональном стандарте деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Омской области» (2016 г.):

Культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ.

Там же информационное обслуживание трактуется как обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг;

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. (систематизация, хранение и распространение культурного наследия)

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Образовательная функция может проявляться как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Т. о., библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. В этом проявляется культурная функция современной библиотеки.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Многие коллеги выделяют функцию социальной поддержки и консолидации жителей (помощь в оформлении документов для получения социальных льгот пожилым людям и малоимущим семьям, содействие социальной адаптации мигрантов и др.)

Целями деятельности Учреждения являются (из УставаЦБС):

Сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и других носителей информации;

Распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения;

Культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.

Основными задачами библиотеки являются (Региональный стандарт):

-обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга граждан Омской области;

-сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

-организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

-обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» и мобильные приложения.

Для достижения целей, предусмотренных нашим Уставом, Учреждение (то есть мы с вами) осуществляет (виды деятельности – прописаны в Уставе )…


Сегодня библиотеки выполняют не только информационную функцию, но становятся душой и сердцем местного сообщества. Схема социального партнерства библиотек этого региона мало чем отличается от нашей, библиотекари:

¾ сотрудничают практически со всеми имеющимися в населенных пунктах учреждениями,

¾ принимают участие в проведении праздников села, проводят Недели детской книги, организовывают мероприятия к Международному дню семьи, Дню матери и др.

¾ сотрудничают с храмами и их настоятелями

¾ реализуют творческие программы и проекты, ведут краеведческую работу и создают уголки русского быта

¾ выпускают мультимедийные альбомы о защитниках Отечества всех времен

¾ становятся площадками для клубов по интересам

¾ оказывают помощь учащимся в подготовке докладов и рефератов, и многое другое.

Что касается современного положения сельских библиотек, то тут мне импонирует точка зрения Тикуновой Ирины Петровны (РГБ, начальник управления научной и методической деятельности – заведующая центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе):

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции.

- Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

- Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

- Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

- Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

- Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

…И тут, говорит она, следует задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять свою роль, поскольку библиотека в сельской местности очень сильно ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации. (Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации, нерегулярное получение профессиональных знаний, редкое профессиональное общение сотрудников сельских библиотек, неучастие в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровней и мн.др.)

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (при условии, что есть доступ в Интернет? ) ,

- развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

А Маргарита Михайловна Куликова, ведущий методист национальной библиотеки Руспублики Корелия, выделяет общие направления деятельности успешных сельских библиотек: Библиотека - площадка для реализации творческого, профессионального, образовательного, культурного потенциала пользователя. Библиотекарь - организатор, помогающий подобрать для этого ресурсы, показывающий посетителям неограниченные возможности библиотеки для организации мероприятия, значимого для каждого читателя.

Конференция «Проблемы местной культуры в контексте государственной культурной политики»
(Котлас, Архангельская обл., 11-15 ноября 2002 г.)

Сельская библиотека − центр жизни местного сообщества [Текст] / И.П. Тикунова // Экология культуры: инф. бюллетень. − 2003. − № 3 (31). − С. 112-116 .

В условиях формирования информационной цивилизации одной из главных составляющих успешного социально-экономического развития любого общества становится свободный доступ к информации всех его граждан. Информированность граждан важна для обеспечения любого аспекта их жизнедеятельности: для поддержания здоровья и для развития творческих способностей, для правильного выбора жизненного пути и для получения образования, для производственной деятельности и для ведения домашнего хозяйства, для участия в управлении государством и местным сообществом. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре отношения к образованию, информации, культуре, возрастает значение правового воспитания и просвещения граждан, обучения их основам организации местного самоуправления, привития правовой и информационной культуры.

Из всех существующих социальных институтов муниципальная библиотека наиболее готова обеспечить реализацию этих потребностей общества. Огромная сеть муниципальных публичных библиотек была специально создана в советское время для доведения политики партии до каждого жителя страны. И сегодня эти библиотеки обслуживают основную часть всего населения страны в городах и деревнях. «Являясь для местных жителей одной из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп» (Манифест ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994) библиотеки способны исполнять в обществе роль социального гаранта реализации демократических прав граждан. Особенно это важно в условиях небольшого городка или села.

Сельская библиотека, как правило, оказывается единственным окном в мир знаний, информации, культуры и духовной «отдушиной» для людей. Она максимально приближена к людям и включена в жизнь местного сообщества. Это обеспечивает ей прекрасное знание интересов и потребностей своих пользователей. В связи с распадом социальной и культурной инфраструктуры на селе библиотека нередко берет на себя функции других, оказавшихся не способными социальных институтов, объединяется с другими учреждениями культуры.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции. Наряду с традиционной просветительской и информационной деятельностью сельская библиотека оказывается вовлеченной в решение, на первый взгляд, несвойственных непосредственно для нее задач.

Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

Такая миссия библиотеки невольно заставляет задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять эту роль. Библиотека в сельской местности в большей степени ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации сельских библиотек. Из 111 сельских библиотек Архангельской области телефонизировано только 38, имеют компьютеры - 7 библиотек, подключение к сетям Интернет - 4 библиотеки. Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации снижают качество культурного и информационного обслуживания населения. Отсутствуют возможности актуализировать профессиональные знания сельских библиотекарей. Профессиональное общение сотрудников сельских библиотек сведено к минимуму, отсутствует эффективная система повышения квалификации библиотечных специалистов. Библиотекари села практически не участвуют в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровня.

Существующие проблемы невозможно решить без привлечения общественности, органов власти, самих жителей и библиотекарей. Отрадно, что на них обратили внимание на самых верхних уровнях власти: в рамках целевой Федеральной программы «Культура России. (2001-2005гг.)» реализуются проекты, нацеленные на создание на базе сельских библиотек информационных центров по вопросам развития местного самоуправления. Проблемы сельских библиотек активно обсуждаются в профессиональной среде: им посвящены статьи на страницах профессиональной печати, целые конференции и отдельные заседания секции сельских библиотек Российской библиотечной ассоциации.

В ходе дискуссий, а также из современной библиотечной практики вырисовались несколько перспективных решений, обеспечивающих создание условий для реализации современной миссии сельских библиотек. Среди них:

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (например, электронного корпоративного краеведческого каталога «Русский Север»), подключение к существующим моделям информационного обслуживания населения (например, межбиблиотечный абонемент, система информирования специалистов сферы культуры «АОНБ - центральная районная библиотека - пользователь»), участие в реализации корпоративных проектов, инициируемых Архангельской областной научной библиотекой им.Н.А.Добролюбова, выступающей в качестве регионального библиотечно-информационного ресурсного центра;

Развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

Реализация перечисленных задач позволит превратить сельскую библиотеку в необходимый обществу социальный институт, составляющий основу единого национального информационного пространства России и обеспечивающий реализацию прав граждан на свободный доступ к информации для образования, культурного и духовного развития.

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки // Энциклопедия Нестеровых

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // URL: http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ URL: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84

Казахстан находится на стадии формирования мощной информационной инфраструктуры, в которой библиотеки являются органичной и существенной составляющей, выполняют большую информационную, образовательную, культурную и социальную функции. Сегодня библиотеки переживают поворотный момент своей истории, происходяший под влиянием изменения социально-экономического развития общества. Новое время является переломным для библиотеки как культурного и социального института (6, С. 325).

Максимально приближенная к населению, сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни, единственным учреждением, предоставляющим бесплатное пользование книгой, обеспечивающим конституционное право жителей села на свободный доступ к информации. Именно сюда сельские жители идут за любой справкой, консультацией, да и просто за советом (19).

Сельская библиотека ответственна как за будущее, за сохранение и развитие социально-культурной сферы местного сообщества, так и за предоставление полноценных, качественных услуг в настоящем.

Значение сельской библиотеки как социального института особенно велико, ведь её читателями являются практически все жители села, и взрослые, и дети (14).

Основные функции и категории пользователей

Основные функции.

В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными. Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума. По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество. Перечень социальных функций библиотеки обширен. В "Библиотечной энциклопедии" выделяются информационная, просветительная, образовательная, досуговая (рекреационная, гедонистическая), воспитательная, ценностно-ориентирующая, социализирующая. Именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (3, С. 26).

Тикунова И.П. в своей статье "Сельская библиотека - центр жизни местного сообщества" выделяет такие функции сельской библиотеки как:

  • - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций;
  • - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры;
  • - содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории;
  • - опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения;
  • - социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию (20, С. 112-116).

Мне больше нравится, как определяет основные функции сельской библиотеки - Бражникова С. в 3 главе статьи "Моя многофункциональная профессия...: Деятельность сельских библиотек на современном этапе" (7, С. 15-17). социокультурный библиотека книжный

Она говорит, что увеличилось не только количество функций сельской библиотеки, но и изменилось содержание традиционных.

Функции, которые реализуют массовые сельские библиотеки, и соответствующие им основные направления работы, следующие:

Информационная:

  • * сельский информационный центр - собирает, хранит исходные документы местных органов власти, связанные с деятельностью местного сообщества;
  • * деловая библиотека - информационное обеспечение и поддержка деятельности специалистов различных профилей;
  • * справочная библиотека - обслуживание фактографических запросов;
  • * центр правовой информации;
  • * центр социально-бытовой информации - реализуя этот и предыдущее направление, библиотеки часто выполняют консультативную функцию;
  • * центр экологической информации;
  • * доступ в Интернет (одновременно выполняет посредническую роль);
  • * информационный центр защиты прав потребителей.

Образовательная:

  • * центр поддержки систематического образования;
  • * центр самообразования;
  • * центр компьютерной грамотности;
  • * центр обучения

Культурная (шире - культурологическая):

  • * библиотека популярной литературы;
  • * центр продвижения чтения;
  • * центр межкультурной коммуникации;
  • * центр межличностного общения;
  • * центр досуга;
  • * центр меценатства и культуротворчества (библиотека ищет талантливых людей, предоставляет им площади для выставок и выступлений, выдает на собственные средства произведения местных авторов, делая их творчество общественным достоянием).

Мемориальная:

* хранение документального наследия (книжных памятников).

Аналитическая:

* аналитико-синтетическая обработка информации по заявленным темам и ее предоставление потребителям информации.

Краеведческая:

  • * центр летописания территории;
  • * лингокраеведческий центр (словарь местного говора, словарь местной топонимики);
  • * центр возрождения и сохранения народной культуры (музейная функция);
  • * центр местной генеалогии.

Идеологическая:

  • * центр, что способствует реализации государственной политики и идеологии (по реализации национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных социальных программ);
  • * центр формирования гражданского общества (общественные форумы);
  • * связующее звено между властью и населением, особенно если библиотека собирает вопросы от населения к власти и ответы на них, организует встречи населения с руководителями; виртуальная приемная;
  • * социологический центр - изучает проблемы и перспективы развития местной власти.

Педагогическая:

* воспитательно-образовательная деятельность с детьми и подростками.

Социальная:

  • * центр поддержки незащищенных слоев населения (социальные центры типа "Милосердие", "Забота" и т.д.);
  • * центр социальной коррекции (работа с подростками девиантного поведения, в том числе с колониями для несовершеннолетних);
  • * центр социокультурной реабилитации для незащищенных слоев и особых групп местного населения (пенсионеры, участники войны, дети из малообеспеченных семей, переселенцы, инвалиды);
  • * библиотерапевтический центр;
  • * центр поддержки семьи;
  • * библиотекарь как социальный работник (книгоношество, доставка на дом продуктов, лекарств и т.д.);
  • * консультационный психологический центр.

Разрешительная:

  • * центр сельских мероприятий;
  • * клубы, гостиные, встречи.

Просветительская (традиционные направления работы).

Коммуникативная:

* развитие социального партнерства.

В материалах Международной библиотечной ассоциации (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам.

Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются следующие: дети, молодежь, взрослые, среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этнические группы; люди, имеющие инвалидность; люди, помещенные в специальные учреждения - больницу, тюрьму; группы и учреждения, представляющие другие структуры общины: местные бизнесмены, руководство местного самоуправления, учебные и культурные организации и т.п.

Значительную часть основных пользователей современных сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы. В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п. Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, "Крестьянка", "Ваши 6 соток" и др. (13, С. 30-43).

Таким образом, наибольшие изменения претерпели функции именно сельских библиотек, даже в большей степени, чем городских. Именно на селе библиотека остается единственным реально действующим институтом, способным удовлетворить различные запросы граждан. Благодаря такой полифункциональности, библиотека выступает сегодня как фактор создания единого социокультурного пространства (7, С. 15-17).

На сегодняшний день существенно меняется функция библиотек. Они трансформируются в своеобразные "центральные зоны современного общества", где одно из ведущих мест занимает образование на протяжении всей жизни. Это продиктовано требованием высокой конкурентоспособности и профессиональной компетенции, для которых необходимы навыки поиска, быстрого отбора и использования качественной информации. Библиотека выполняет также важную социальную функцию: она предоставляет равный доступ к информации всем гражданам, независимо от социального положения, расовой, этнической и религиозной принадлежности, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями. Для последней категории населения библиотеки подчас являются единственным каналом социальной мобильности (6, С. 310).

Современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА) (13, С. 30-43).