Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость. Направление «смелость и трусость

Урок подготовки к сочинению по направлению «Смелость и трусость»

Тема сочинения - Какими качествами должен обладать смелый человек?

План урока:

Беседа по теме сочинения :

    Как мы можем объяснить лексическое значение слов «смелость» и «трусость»?

    Смелость и трусость – это нравственный выбор человека.

    В каких ситуациях проявляется смелость и трусость?

    Какие черты человека позволяют ему проявить смелость?

Практикум.

    Анализ конкретных литературных аргументов.

    Напишите разные варианты вступления к данной теме.

    Написать варианты основной части сочинения по данной теме (каждая группа составляет свой вариант работы).

    Напишите варианты заключения по данной теме.

    Проверка и обсуждение сочинений.

План-схема к сочинению

Смелость Трусость

Рабочие материалы к сочинению .

Смелость - это умение трезво оценить ситуацию и себя в ней, это умение побороть страх и эмоции.

Смелость - это не отсутствие страха, это власть над ним.

Смелость – это умение быть сильнее страха.

Смелость противостоит трусости.

Смелость - это основание для уважения.

Смелость связана с умением противостоять страх

Смелость-это не отсутствие страха, а понимание того, что есть что-то более важное, чем страх.

Страх-первый помощник врага.

Иногда человеку не хватает капли смелости, а ведь она может изменить жизнь.

Трус не может называться достойным человеком, так как в любой ситуации может предать, бросить, спасая самого себя.

Умение владеть собой перед лицом страха - это главное свойство смелого человека.

Трусость-это поведение человека, выраженное отказом к какому-либо действию по причине страха.

Вариант итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость»

Т ема - Какими качествами должен обладать смелый человек?

1.Вступление .

Смелость и трусость... Любой из нас относится к этому по-своему, каждый сам отвечает за свои действия и поступки… Встречаются люди, которые без особых усилий преодолевают возникшие в жизни трудности. И есть такие, для которых смелость является преодолением страха в повседневной жизни или в экстремальных ситуациях. Смелость-это не отсутствие страха, это власть над ним. Значит, проявить смелость или струсить - это нравственный выбор человека. Какие же качества присущи смелому человеку? Почему один становится сильным и смелым, а другой проявляет трусость? От чего это зависит? Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях литературы.

2-а. Основная часть. Первый литературный аргумент.

Так, герой романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, оказавшись в Белогорской крепости, с первых же дней влюбляется в дочку капитана Миронова-Машу. Но Гринёву сразу же пришлось испытать и другое чувство. Ему нужно было бороться за свою любовь, преодолевать враждебность со стороны Швабрина, который испытывает не любовь к девушке, а страсть, именно страсть является причиной низких поступков Швабрина. Соперничество-явление довольно сложное в жизни. Швабрин вызвал Гринёва на дуэль. Пётр быстро решился на поединок , так как считал своим долгом проявить в данной ситуации смелость : ведь он боролся за свою любовь!

Мы видим, как герой Пушкина проявил смелость и в другой труднейший момент своей жизни. Когда в крепость ворвался Пугачёв со своими войсками, Гринёв, видя всю тяжесть сложившейся ситуации, понимал, что переход на сторону врага может спасти ему жизнь, но честь, долг, верность, достоинство, решительность, смелость и самоуважение не позволили герою стать предателем. А Швабрин, перейдя на сторону Пугачёва, оказался трусом.

Гринёв в одиночку спасает свою возлюбленную из стана врага. Из соседней крепости, где Пётр хотел заручиться поддержкой, он один поскакал через все преграды, чтобы спасти Машу Миронову.

Вот так проявилась смелость героя Пушкина в разных сложившихся ситуациях ! Мы убеждаемся в том, что Пётр Гринёв умеет взвешенно оценить ситуацию и себя в ней, смело противостоит трусости. Все эти действия и поступки ценятся в жизни очень высоко.

2-б. Основная часть. Второй литературный аргумент.

А в повести Василя Быкова « Обелиск» рассказывается о скромном сельском учителе Алесе Ивановиче Морозе, для которого не багаж знаний учеников, а то, какими станут его воспитанники, было важнее всего. Борьба за детские души продолжалась и во время оккупации. Ученики Алеся Мороза устроили диверсию на дороге с целью с целью убить местного полицая. Фашисты обещали оставить детей в живых при условии, если явится их учитель. Мороз понимал всю ситуацию. Он был достойным человеком, поэтому не мог бросить своих учеников, чтобы спасти себя. И, проявив решительность, мужество, самоуважение и смелость , Алесь Иванович ушёл ночью из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Вот в какой труднейшей ситуации проявилась настоящая смелость учителя!

3. Вывод (заключение)

К какому же выводу привели меня данные рассуждения? Смелый человек-тот, кто уважает себя и свой выбор, находит мужество в сложной ситуации, собирается с силами и верит в победу над страхом. Пётр Гринёв и учитель Алесь Иванович Мороз проявили умение владеть собой перед лицом страха, а это и есть отличительное свойство смелого человека. Такие люди достойны истинного уважения! Смелость - самая большая в мире добродетель! Без неё в жизни не обойтись. Поэтому очень хочется надеяться на то, что и в нашей сегодняшней жизни смелость будет активно работать. Тогда и мир наш станет добрее, чище, светлее!

(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.

Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.

Об истинных героях в своей повести «А зори здесь тихие…» поведал и Б.Л. Васильев. Героизм старшины Васкова и его подопечных девушек действительно поражает воображение. Эти отчаянные люди шли на верную смерть и полностью осознавали свои действия, но об отступлении или спасении собственной шкуры даже не задумывались: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать…». Их вели вперед патриотизм и святая вера в победу. И ради такой великой цели они без сожаления готовы отдать самое дорогое, что у них было. В ситуации, когда даже мужчины иногда покидали боевые посты, героини Васильева проявили истинную отвагу и не отступили. Их доблесть прошла проверку смертельным риском, поэтому никто не может сомневаться в ее подлинности.

В конечном итоге, настоящая смелость – черта, которая проявляется в обстоятельствах, представляющих реальную опасность для жизни. Если человек способен на подвиг, его не остановят безвестность и страх смерти. Трус же при любом раскладе увильнёт от ответственности и найдёт себе место поуютнее, где его ничто не потревожит, даже если для этого придётся предать умное, светлое, вечное и перейти на сторону врага.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чувствую невысказанный вопрос: боялся ли? Конечно, боялся. Может иногда и трусил. Но страхов на войне, вообще говоря, много, и все они очень разные. Страх перед немцами - могли взять в плен, застрелить; страх перед огнем противника, - в особенности перед артиллерийскими налетами и бомбежками. Если разрывы рядом, тело само - без участия разума - падает на землю, а сердце готово разорваться от мучительных предчувствий. Но был и иной страх, идущий, так сказать, сзади - от начальства, от всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Может быть, даже больше. Когда командир грозит расстрелять тебя, если ты не возьмешь оставленный хутор, высоту или траншею (а угроза эта была вполне реальной), то еще не известно, кого ты будешь бояться сильнее - немцев или командира. Враги могут промахнуться. А свои - командиры (или трибунал, если дойдет до него) - эти промаха не дадут. Тут уж всё определенно и категорично.
Василь Быков. Мемуары

Глупая храбрость не даст победы. А смешаешь ее с военной хитростью, тогда это можно назвать военным искусством.
Александр Суворов

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,
Как стать железом - мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле.
Но ты - солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти - тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
Михаил Львов

Капитан Гривцов, это же трусость и предательство, сказал он себе. С тебя же надо сорвать погоны и расстрелять полевым трибуналом. Да? Пусть сначала те, кто расстреливает, хлебнут войны с мое. Пусть им судьба даст пять минут стояния под дождем с любимой женщиной, чтоб потом самому отвезти ее почти на верную смерть. А откуда ты знаешь, что они хлебнули и что дала судьба? У всех любимые женщины, у всех война. А тем, у кого любимых нет, лучше? Легче. Но не лучше. А тем, у кого их уже не будет? Тем все равно. И все-таки лучше всего будет, если они не найдут сегодня этих костров. И совесть будет чиста. А дело-то ведь не в том, что ты хочешь уберечь Катю. Все равно не убережешь. Завтра же сам отвезешь и сбросишь. Просто сутки побыть с ней хочешь.
...
И Гривцов понял, что к утру они вернутся с продрогшей родной Катей в бомбоотсеке и обнимутся, и подбежит понятливый Никодимыч с фляжкой, и весь день, с утра до ночи, будет их. А ради следующего такого дня можно воевать еще два года. И следом понял, что все это понимают. И лежащий в хвосте с пулеметом Паша, и Сашка в своем плексигласовом колпаке сверху, и даже командир полка, наверное, тоже это понимает. И все даже сочувствуют. И никто не посмеет упрекнуть ни малейшим подозрением. И весь полк прекрасно поймет, что командир второй эскадрильи капитан Гривцов плюнул на боевое задание, чтобы провести день с бабой. И не подкопаешься. Он вспотел. Ему же еще много раз отправлять экипажи на смерть. И они будут смотреть на него понимающими глазами: «Сам ты, конечно, здорово разок сошкурничал, но что ж – ты командир…» Хуже того. Даже если они на самом деле не смогут отыскать костров, ему никто не поверит. Белыми нитками шито. Мол, знаем, понимаем, верим, молчим. Влип ты, капитан Гривцов. И так плохо, и эдак нехорошо. Эх, сказал себе Гривцов и провел взглядом по приборной доске. Будем выполнять задание на совесть. Что ж поделать, Катенька…
Михаил Веллер. Баллада о бомбере.

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.


У каждого из нас есть свой тернистый путь проб и ошибок. Мы ежедневно боремся за успех, благополучие, счастье. Преодолевая те или иные жизненные трудности, добиваемся желаемого, исполняем свои мечты. Но порой требуется не малая смелость, чтобы достойно повести себя в той или иной ситуации, справиться с какой-либо проблемой. Смелость сказать правду, смелость помочь нуждающемуся, смелость спасти любимого человека.

Во многих литературных произведениях знаменитые писатели размышляют о том, как проявляется смелость в мирное время. Один из наиболее ярких примеров- роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная героиня, встретив Азазелло, понимает, что попадет в «какую-то странную историю», испытывает страх, но соглашается на все ради Мастера. На балу у Воланда «каждую минуту она боялась заплакать» от боли, но тем не менее терпела.

Благодаря ее смелости Маргарита вновь была с Мастером в их подвале на Арбате. Через страх и боль она смогла обрести счастье.

Нужно отметить, что тема проявления смелости и трусости очень остро поставлена в данном произведении. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - это один из ключевых уроков, который можно извлечь из романа. Из чего можно сделать вывод, что самому М. А. Булгакову была неприятна трусость. Все его герои, которые однажды не смогли преодолеть свой страх, испытывают тяжелые душевные муки, как Мастер и Понтий Пилат. Смелых же героев своего произведения автор наделяет лучшими качествами: самоотверженность, целеустремленность, способность к сопереживанию.

Смелость простого человека в мирное время была показана и в повести В.К. Железникова «Чучело». Лена Бессольцева, понимая, что обречет себя быть изгоем, все же берет на себя вину за одноклассника Диму. Она не спасла ни чью жизнь, не совершила подвиг, за который наградят медалью, но она проявила смелость и это, без сомнений, достойно уважения.

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна также проявила смелость, стремясь помочь мальчику, но рискуя своим положением.

Таким образом, можно сделать вывод, что смелость может проявить каждый из нас и в мирное время. «Храбрым судьба помогает», -гласит латинская поговорка. Значит, от того, насколько мы способны смело противостоять тем или иным ситуациям, помогать другим людям, отважно жертвуя своим благополучием, зависит наша собственная судьба.

Обновлено: 2017-11-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме