Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших. Эпископио

Задолго до приближения к самой древней метрополии Кипра - Тамасосской, взгляд невольно притягивается к сияющим на фоне кипрских полей золотым куполам. Недавно (в марте 2017 года) на Кипре была открыта еще одна русская церковь. Построена она в соответствии с канонами и традициями русской православной церкви.

Закажите индивидуальную поездку по православным святыням Кипра

Email:

Skype: elena_skype555

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ НА КИПРЕ

Согласно статистике, на Кипре постоянно проживает около 30 тысяч русско-язычного населения. Почти 20 тысяч киприотов (большинство из них либо получали высшее образование в России, либо женаты на русских женщинах) считают русский язык своим вторым родным языком. Примерно 780 тысяч туристов из России ежегодно отдыхают на Кипре, из которых около 100 тысяч приезжают на остров, чтобы совершить паломничество по древним православным святыням. И потому совершенно естественным является тот факт, что на сегодняшний день на Кипре существует несколько православных приходов, где богослужение проходит на церковно-славянском языке, и для русскоговорящих прихожан построено уже две православные церкви – церковь Богородицы Семистрельной в селении Алефрико, и открывшаяся на днях церковь Андрея Первозванного и Всех святых на земле Российской просиявших, на территории Метрополии Тамассоса.

Торжественное открытие новой церкви состоялось в присутствии президента Республики. На открытии также присутствовали епископы Кипрской и Русской Церкви, духовенство и сотни верующих.

Церемонию открытия возглавил митрополит Тамассоса Исаия, пел хор под управлением монаха Антипы с Афона.

Во время поздравительной речи президент Кипра Никос Анастасиадис поблагодарил господина Вячеслава Заренкова – известного русского мецената, на средства которого и была построена церковь Андрея Первозванного. Никос Анастасиадис наградил российского бизнесмена-миллиардера, владельца ХК «Эталон» Вячеслава Заренкова, учредителя программы «Созидающий мир», высшей государственной наградой Кипра, назвав его «великим благодетелем».

Закажите индивидуальную поездку по достопримечательностям Кипра

с журналистом Еленой Николаевой

Телефон, Ватсап, Вайбер (+357) 99 163 404

Email: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Skype: elena_skype555

Новая церковь, построенная в старинных российских традициях, способна вместить одновременно до 650 прихожан. Ее золотые купола были доставлены из России, как и оконные витражи с изображением русских берез.

Иконостас был расписан художниками из Санкт-Петербурга.

Этот величественный храм был возведен меньше, чем за 2 года.

Стоимость строительства не раскрывается. Согласно подсчетам экспертов на строительство нового храма было потрачено примерно 6-8 миллионов евро. Проект храма был разработан архитекторами из Санкт-Петербурга.

По древней христианской традиции табличка у входа в храм сообщает имя жертвователя, на средства которого храм был построен - Вячеслав Заренков. А в зале богослужений, у входа, расположена картина, на которой Вячеслав Заренков и его семья изображены передающими храм церкви. На этой картине также изображен и нынешний Митрополит Тамасосский и Оринийский Исайя. В.Заренков говорит, что заказана вторая картина, которая будет изображать передачу храма нынешнему руководству Метрополии Тамассоса, самой древней из девяти Метрополий Кипра.

К слову, храм на Кипре - не первый на счету президента «Эталона». Господин В.Заренков пожертвовал крупные средства и на церкви в родном Санкт-Петербурге, а также открыл деревянную церковь в Сербии.

Вероятно вскоре возле нового храма будет построен дом для паломников, а на базе храма возможно будет открыт русский культурный центр. Пока эти проекты находятся в стадии обсуждения.

А тем временем новая церковь будет жить полноценной жизнью. По просьбе Архимандрита Тамасосской и Орнийской Епархии Серафима мы публикуем официальное объявление:

«Мы рады объявить вам, что начинаются регулярные богослужения в храме Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших при Тамасосской митрополии. Начало богослужения по субботам в 18.00, будет совершаться Всенощное бдение (Вечерня и утреня вместе), а также таинство Исповеди. Начало утреннего богослужения по воскресеньям в 9.00 (Часы и Литургия). Всем будем рады!»

Закажите паломническую поездку по церквям и монастырям Кипра

с журналистом Еленой Николаевой

Телефон, Ватсап, Вайбер (+357) 99 163 404

Email: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Skype: elena_skype555

При церкви открыта лавка, где посетители смогут приобрести иконы, сувениры и кипрские традиционные сладости.

Рядом с церковью открыта великолепная детская игровая площадка.

Кроме того, при посещении церкви, посетите и замечательный музей византийских икон, открытый в здании Метрополии.

В понедельник, 27 марта, глава Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) освятил храм во имя Андрея Первозванного и всех святых, в земле Русской просиявших. На мероприятии присутствовал президент Республики Кипр Никос Анастасиадис. Торжественный вечер открыл хор Санкт-Петербургской духовной академии.

ВСЁ НАЧАЛОСЬ ПОЛТОРА ГОДА НАЗАД

Строительство храма на территории митрополии Тамасосской и Оринийской началось полтора года назад после встречи главы фонда «Созидающий мир» Вячеслава Заренкова с митрополитом Тамасосским и Оринийским Исаией.

В основе его архитектурной концепции лежит традиционный русский стиль: белые стены, крестообразная форма и золотые купола. Храм расписан в стиле «русского ренессанса» XIX века, уникальности ему добавляют витражи, на которых изображены русские березы и российские пейзажи. Рядом с ним будет разбит парк с фонтанами.

- Храм в честь апостола Андрея и всех святых, в земле Русской просиявших, будет являться олицетворением веры и единства православного народа России и Кипра. Он станет настоящим домом для верующих, который сможет объединить все русскоязычное православное население Кипра и гостей из России. Это первый храм, в котором служба будет вестись на церковнославянском языке по русскому православному канону, - рассказали РИА Новости в фонде «Созидающий мир».

БОГОСЛУЖЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

В воскресенье митрополит Волоколамский Иларион вместе с митрополитом Тамасосским и Оринийским Исаией и ректором Санкт-Петербургской​ духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием совершил первую божественную литургию в новом храме.

За богослужением молились митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийский патриархат), епископ Моравичский Антоний (Сербский патриархат), митрополит Пловдивский Николай (Болгарский патриархат), митрополит Бресфенский Феоклит (Элладская Православная Церковь).

- Богослужения станут совершать на славянском языке, а проповедь будет звучать на русском и греческом. Прихожанином этого храма может стать любой православный человек. Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и всех Русских святых также станет домом для русскоязычной общины острова Кипр, - сказал митрополит Волоколамский Иларион после литургии.

По словам иерарха, в последние годы очень многие русские люди перебрались со своими семьями на постоянное жительство «на этот благодатный и благословенный остров, который освящен стопами святых апостолов Павла, Варнавы, евангелиста Марка, где был епископом святой Лазарь Четверодневный, где находится множество православных святынь и центров паломничества».

Митрополит выразил уверенность в том, что «с особой радостью наши русские люди будут приходить в храм, где богослужение совершается на родном для них языке, где они будут слышать родные, с детства знакомые напевы, где со стен и с иконостаса на них будут смотреть образы русских святых, столь близких их сердцу».

Митрополит Иларион передал в дар для новопостроенного храма евхаристическую чашу ювелирной работы, изготовленную на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино».

БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ КИПРИОТОВ

В понедельник митрополит Волоколамский встретился с президентом Республики Кипр в его резиденции в Никосии. Никос Анастасиадис отметил, что связи между Россией и Кипром не ограничиваются хорошими отношениями между политиками, но простираются гораздо глубже благодаря многовековым узам дружбы между русским и кипрским народами и Церквами. Он назвал открытие русского храма в Тамасосской митрополии волнующим событием и большой радостью для всех киприотов.

Об основании известного монастыря апостола Андрея Первозванного, расположенного на одноименной оконечности оккупированной Карпасии, известно очень немного. По преданию, апостол Андрей побывал в этих местах в Ι веке по Р.Х., когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в близлежащем небольшом порту. Там по молитвам апостола из скалы забил родник, «который с тех пор стекает в ров возле Старой церкви, а потом из источника близ моря вытекает уже освященная вода» . Источник обладает чудодейственными свойствами, его водой исцелился слепой сын капитана корабля, который, согласно преданию, на том же самом месте построил храм, посвященный первозванному ученику Христа.

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185-1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191-1571), так и в эпоху турецкого (1571-1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения - 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене - вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827-1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854-1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916-1926), эконом Панкратий (1926-1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931-1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935-1937), иеромонах Николай Сандамас (1942-1947), эконом Леонтий Яковидис (1948-1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897-1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа - день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа - день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати - апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой - в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года - это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Об основании известного монастыря апостола Андрея Первозванного, расположенного на одноименной оконечности оккупированной Карпасии, известно очень немного. По преданию, апостол Андрей побывал в этих местах в Ι веке по Р.Х., когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в близлежащем небольшом порту. Там по молитвам апостола из скалы забил родник, «который с тех пор стекает в ров возле Старой церкви, а потом из источника близ моря вытекает уже освященная вода» . Источник обладает чудодейственными свойствами, его водой исцелился слепой сын капитана корабля, который, согласно преданию, на том же самом месте построил храм, посвященный первозванному ученику Христа.

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185–1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191–1571), так и в эпоху турецкого (1571–1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения – 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене – вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827–1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854–1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916–1926), эконом Панкратий (1926–1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931–1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935–1937), иеромонах Николай Сандамас (1942–1947), эконом Леонтий Яковидис (1948–1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897–1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа – день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа – день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати – апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой – в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года – это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.


В северо-восточной части острова Кипр есть узкий и длинный полуостров Карпасия. Правда, эта территория примерно с середины XV известна больше как мыс Святого Андрея. Это один из самых отдаленных уголков острова. Именно на этом полуострове в давние времена был основан монастырь Апостола Андрея Первозванного (в переводе с греческого языка «Андрей» означает «мужественный»). Первозванным его нарекли за то, что он первым последовал за Спасителем. Это был самый преданный и верный ученик Иисуса Христа. Он пребывал со Спасителем в течение всей его земной жизни.

Об основании этого монастыря известно очень немного. Предание гласит: в 34 году новой эры Андрей Первозванный плыл на корабле в Эфес. Когда корабль приблизился к берегам Кипра, начался штиль. Кораблю пришлось три дня стоять на якоре в небольшом порту. Запасы питьевой воды закончились. Андрей посоветовал капитану отправить матросов на берег, и заверил его, что они обязательно найдут там воду. Сначала поиски не принесли результата. Но убежденность святого подействовала на команду.

Поиски были продолжены. Андрей Первозванный сошел на берег вместе с моряками. Неподалеку оказалась груда камней. Святой остановился рядом с грудой, помолился и легко отодвинул один из валунов. Из-под земли тут же забил источник чистой воды. Но на этом чудеса не закончились. Апостол смочил водой из источника глаза слепого сына капитана. Ребенок прозрел. Пассажиры были потрясены. Они начали расспрашивать Андрея. Апостол стал рассказывать им об Иисусе Христе и его учении. К концу пути все пассажиры обратились в христианскую веру.

Прошло много лет, и в один прекрасный день жители деревни Ризокарпасо узнали: к ним приехали люди, которые собираются возвести над святым источником храм, посвященный Андрею Первозванному. Ни старый капитан, ни его чудесным образом исцеленный сын не забыли о том чуде, которое когда-то совершил здесь великий Апостол.


Первое свидетельство, в котором англо-саксонский паломник Сивульф упоминает название небольшого причала неподалеку от монастыря, относится к 1003 году. Он называет его «причал Апостола Петра». Специалисты считают это свидетельство самым важным, поскольку оно говорит о том, что имя Андрея Первозванного связывалось с мысом в Карпасии уже в византийские времена, и предание об Апостоле Андрее уже существовало.

Есть еще одно важное свидетельство, доказывающее, что в то время в этой местности уже был монастырь. Английский священник Бенедикт Петерборский рассказывал в 1191 году о том, как Ричард Львиное Сердце захватил в плен Исаака Комнина (в те времена – правитель Кипра, правил островом с 1185 по 1191 год). По словам священника, правитель перед пленением долго скрывался в хорошо укрепленном монастыре, называвшемся «Мыс Апостола Андрея».

Сейчас от храма, который был построен первоначально, не осталось практически ничего. В 1430 году, во времена латинского господства, здесь был построен новый готический храм. Средства на его возведение выделил франкский дворянин. К сожалению, имя его не сохранилось. Этот храм сохранился до наших дней.

С появлением игумена Иоанна Эконома (отец Иоанн Николай Диаку) паломническое и монашеское движение, связанное с именем Андрея Первозванного, обрело новую жизнь. После того как Иоанн овдовел и потерял ребенка, он решил полностью посвятить себя служению Господу Богу. В 1855 году отец Иоанн начал строить новый храм, а в 1866 году – обустраивать обитель. Строительство велось на пожертвования от верующих киприотов. Торжественное освящение храма состоялось 15.08.1867, при архиепископе Софронии.

Потолок в храме сводчатый. Его укрепляют шесть поясов. Центральный храмовый амвон и трон тоже деревянные. Справа от иконостаса расположен позолоченный резной амвон, в котором установлена икона святого Андрея Первозванного. Кроме того, в монастыре есть несколько икон XIX века и некоторые другие святыни того же времени.

Новый величественный храм был возведен на 3.5 м выше древней готической постройки XV века. Однонефную церковь освятили именем Святого Андрея Первозванного. Это был просторный, очень вместительный храм. Несколько позднее вокруг церкви была построена открытая арочная галерея. Ее использовали в качестве опоры для второго этажа, где были размещены кельи для монахов. Ряды новых келий образовали широкую площадь. Вокруг этой площади посадили инжирные деревья (в Библии - смоковница). В те времена эти деревья были особо почитаемы за тень, которую они даровали людям, и за сладкие плоды. Святая обитель была возведена на крутом берегу. ПО виду ене можно было принять за сторожевой пост. Архитектурную композицию завершала колокольня прямоугольной формы, выдвинутая к морю как маяк.

Если вы побываете в этом храме, обратите особое внимание на его внутреннее убранство. Деревянный позолоченный иконостас украшают древние символы христианства. Здесь можно увидеть и птиц, которые клюют виноград (в христианстве – олицетворение верующих), и плоды граната, символизирующие искупительную жертву Спасителя, и ветви пальмы – символ торжественного въезда Иисуса Христа в Иерусалим, и множество растений, животных и птиц, среди которых летают ангелы.

На трехрядном иконостасе можно увидеть иконы кисти художника Франгулидиса. В местном ряде иконостаса размещаются полнофигурные изображения. Особенно интересен образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Над этим образом вырезаны два ангела. Они парят с венцом над голубем, символизирующим Святой Дух. Справа от Царских Врат можно увидеть образ Спасителя. Его венчает рельеф, на котором изображены два льва, поддерживающие корону. В храме есть одна очень редкая икона Святителей Филона и Синесия. Предание гласит: именно Святитель Филон в IV веке обратил местных жителей в христианство.

В храме очень необычные Царские Врата. Это отодвигающиеся перегородки. На них изображен Иисус Христос в архиерейском облачении. Его золотой нимб окружают херувимы, славящие Царя Царей. В руках Иисуса – жезл, увенчанный двуглавым змием. В прежние времена убранство храма завершала позолоченная икона Апостола Андрея Первозванного. Но, к сожалению, до наших дней она не сохранилась.


Отец Иоанн многое сумел сделать в своей достойной жизни. Прославлению святой обители он посвятил примерно полвека. Сейчас в монастырском саду установлен бюст этого священника.

В прежние времена монастырь Апостола Андрея был одним из самых богатых и известных на острове. В дни празднования памяти святого сюда собирались паломники не только с острова, но и изо всего христианского мира.

В обители хранится множество легенд и преданий. Самая известная легенда гласит: монастырь стал местом паломничества всего христианского мира после того, как гречанка Мария Георгиу увидела вещий сон. Турки похитили у нее маленького сына и тайно вывезли его в Константинополь. Несчастная женщина много лет искала своего сына. Она верила, что Апостол Андрей поможет ей, и горячо молилась. И вот через 17 лет после исчезновения сына ей приснился вещий сон. К ней явился Апостол Андрей и повелел отправиться на Кипр, на полуостров Карпасия. Во время плавания она рассказала своим попутчикам о вещем сне. Этот рассказ заинтересовал молодого дервиша. Когда на горизонте уже показались монастырские строения, он подошел к Марии и спросил: как она узнает своего сына? Мария сказала, что на плече ее сына должна быть родинка. Юноша понял: перед ним – его мать, которую он искал долгие годы. Он скинул с себя плащ и бросился к ногам своей матери. Благодарность женщины Апостолу Андрею, подарившему ей встречу с сыном, была безгранична. Пересказать все легенды и предания, которые хранит монастырь, просто невозможно. Но люди помнят их и верят в них. А великий Апостол Андрей Первозванный продолжает творить чудеса.

После того как в 1974 году Кипр был разделен на Северный и Южный, количество паломников в монастыре существенно уменьшилось. Попечительский совет монастыря неоднократно обращался в ООН. Но первое массовое посещение монастыря стало возможно только 17.08.1997. Тогда здесь побывали 600 жителей греческой части Кипра. После того как в 2004 году была открыта граница между Южным и Северным Кипром, из Южного Кипра в монастырь приехали тысячи верующих, чтобы почтить память Апостола Андрея. Сейчас сюда едут люди со всего мира. Они верят, что Апостол Андрей поможет им решить их сложные проблемы, исцелит от болезней. Те, кто не может сам отправиться в путешествие, пишут записки с просьбами, вкладывают их в бутылку и бросают в море. Ведь, как известно, Андрей Первозванный особо благоволит странникам и путешественникам. Люди верят, что святой поможет их просьбам попасть в руки священников святой обители. Люди приходят в величественный храм, чтобы поклониться святому, испить целительную воду. Ведь в старинной часовне и в наши дни журчит животворный источник, чудотворная вода которого связана с историей основания этой святой обители.

Апостол Андрей Первозванный закончил свою земную жизнь в Патрах Ахайских. В то время начались гонения на христиан. Правитель области Егеат, которого раздражала чудодейственная сила святого обращать людей в христианскую веру, заключил Апостола в темницу и приговорил к казни. Андрея Первозванного распяли на косом кресте. Святой проповедник мучился два дня, и наконец, мирно отошел к Господу. Мощи святого с 357 года хранились в Константинополе. После того, как город заняли крестоносцы, они были переправлены в Италию. В 1458 году, во времена Папы Римского Пия II, честную голову Андрея Первозванного перенесли в римский собор Святого Петра.

Каждый год 30 ноября монастырь отмечает свой праздник. Но погода в это время уже довольно прохладная. Поэтому главный престольный праздник отмечается 15 августа. В 1867 году именно в этот день храм был освящен. А через 100 лет, 7 октября 1967 года, из Патр на остров Кипр привезли мощи Апостола. В течение недели все верующие могли поклониться святыне. Сопровождал мощи Константин, митрополит Патрский. В порту Фамагусты их принял архиепископ Макарий (в то время он был президентом Республики Кипр). До самого монастыря святыню сопровождал кортеж. Когда он проезжал через город, люди выходили из домов и кланялись честным мощам. Многие верующие стремились крестить детей именно в этом храме.

Сейчас в монастырь приезжает множество верующих со всего мира. От поселка Дипкарпаз до него можно доехать всего за 20 минут. По дороге можно любоваться на километры песчаных пляжей, посмотреть на редких птиц и диких животных, увидеть, как живут селяне на Северном Кипре. В обители живут монахи, официально проводятся церковные службы. Монастырь признан объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В России память Апостола Андрея Первозванного почитают с давних времен. Это почитание началось во времена царствования Петра I. Первый русский орден государь учредил в 1698 году и дал ему имя Апостола Андрея, «святым крещением первоначально пределы наши просветившего». Орден выполнен в виде креста. На нем начертаны латинские буквы SAPR - «Святой Андрей - покровитель России». На обратной стороне ордена начертан девиз «За веру и верность». Как известно, Петр I был основоположником российского флота. Поэтому на полотнище морского флага он поместил изображение Андреевского креста. Много славных побед совершил русский флот под Андреевским стягом.

И сейчас имя Апостола Андрея Первозванного, преданного последователя и вдохновенного проповедники Иисуса Христа все больше и больше укрепляет связи между Россией и Кипром, между христианами всего мира.