Сын поля сезанна. Биография поля сезанна

Поль Сезанн (1839–1906) - знаменитый французский художник, один из представителей постимпрессионизма.

Поль Сезанн. Автопортрет

Биография Поля Сезанна

Ранние годы

Художник появился на свет в 1839 году в местечке Экс-ан-Прованс, на юге Франции. Отец его был прославленным ростовщиком, хотя многие считали его жадным и злым. В детские годы Сезанна совсем не привлекала живопись, он занимался изучением других наук. Он закончил среднюю школу, после чего поступил в колледж, где получал традиционное образование. Он был прилежным учеником, ему прекрасно давались многие науки, за некоторые он даже получал награды. До конца жизни он занимался написанием стихотворений.

С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. В средней школе рисование входило в список обязательных предметов, его это привлекло и с 15 лет он обучался в художественной школе, но никогда не получал ежегодную награду за лучшие рисунки. Первые произведения Сезанна выделяются своей мрачностью и явными недочетами в плане техники рисования, что показывает его непрофессионализм. Сюжеты картин можно отнести скорее к романтизму, но задумки таких сюжетов связаны с психическим состоянием художника.

Дом повешенного

Жизнь и творчество

Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. Картины притягивают к себе, но в то же время и отталкивают. Живописца часто мучили противоречивые чувства. Художник был слишком самоуверенным, но одновременно с этим всегда боялся, что не сможет точно показать на картине свою задумку. Он всегда был недоволен тем, что у него не получалось вообразить на полотне желаемое, он часто сомневался в себе. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. Живопись помогала ему обрести спокойствие. Работа помогала ему обрести себя. Шли годы, и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира.

В своих произведениях Сезанн отчаянно пытался смешать классику и современное искусство. Эту задачу было невозможно выполнить, это и служило причиной его расстройств. Но даже те произведения, которые он создавал, заставили огромное количество зрителей и других художников начать уважать его. Картины художника служили для других напоминанием о том, что в любом времени нужно помнить о классике и поддерживать с ней связь, хотя бы небольшую.

Биография Поля Сезанна обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Валентина

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.

Чем отличается просто талантливый художник от гениального? Бывает так, что человек с детства поражает всех своими художественными способностями, и окружающие пророчат ему блистательное будущее, но, вырастая, он становится лишь одним из многих. А бывает и наоборот: никто не видит в ребенке или молодом человеке ничего примечательного, но по прошествии какого-то времени все вдруг начинают замечать то, что он делает великолепно и гениально. Сезанн Поль относится именно к таким художникам.

Детство художника

Биография Поля Сезанна интересна и необычна. Впрочем, разве может быть обычной жизнь гениального художника? А началось все в конце 1839 года. Именно тогда, 19 декабря, во французском городке Экс-ан-Прованс появился на свет младенец, которому дали имя Поль. Отец будущего художника - Луи Огюст - был богатым человеком. Сначала он торговал а затем стал потихоньку давать деньги в рост и, быстро поняв преимущества такого бизнеса, открыл в городе собственное банковское дело.

Матерью Поля Сезанна была продавщица из шляпного магазина. Это была скромная и малообразованная женщина, но она любила сына до безумия и как могла оберегала от сурового нрава отца. Сохранилось единственное ее изображение на картине "Девушка за пианино", на которой мать Поля сидит на заднем плане с рукоделием в руках.

Характер у Сезанна-старшего был и вправду "не сахар". В городе его не любили, так как он прослыл жестоким и очень скупым человеком. Сезанн Поль тоже не любил своего отца и боялся его. Долгие годы он сильно страдал от своего зависимого положения в родительском доме. Но нужно признать, что, несмотря на строгость и суровый нрав, отец хорошо позаботился об образовании мальчика и отдал сына учиться в самую престижную школу города - колледж Бурбон.

Годы учебы в школе и формирование характера

Поль Сезанн был способным и прилежным учеником. Он прекрасно справлялся с математикой и очень любил писать сочинения. Особой страстью будущего художника была поэзия. Сезанн Поль выучил наизусть почти всего Вергилия и Гомера. У него была превосходная память, и даже спустя многие годы он мог свободно цитировать этих поэтов наизусть.

Удивителен тот факт, что школьные уроки рисования мальчик не то чтобы не любил, а боялся их, хотя и чувствовал в себе сильную тягу к искусству. В ту пору никто, включая самого Поля, даже и подумать не мог, что из него когда-нибудь выйдет настоящий художник. В школе его успехи в учебе неоднократно отмечали похвальными грамотами. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет продолжателем семейного дела. Он заставил Поля после окончания школы поступить на юридический факультет в местном университете.

Непростые отношения в семье и внутренние противоречия оказывали не лучшее влияние на юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, он всю свою жизнь избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Дружба с Эмилем Золя

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.

Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.

После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием "Творчество", в главном герое которого - неудачнике и самоубийце - Сезанн узнал себя.

Обучение живописи

Вот и закончились школьные годы! Юный Сезанн по настоянию отца учится в университете, но вместе с тем он начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры, отпускает его в столицу.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана. Первые самостоятельные работы Поля Сезанна мрачные и романтичные, пронизаны влиянием творчества этих живописцев. С другой стороны, в ранних картинах Сезанна отобразились его сильные душевные переживания того периода.

Первые шаги в искусстве

Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией.

Первые картины, которые художник выставлял в Парижских салонах, не принесли ему никакого успеха. Публика и критика не принимали его "странного", необычного взгляда на этот мир. В это время единственным человеком, который его поддерживал, был Эмиль Золя. Сезанн чудовищно много работал, пытаясь постичь секреты ремесла, но успех был еще впереди.

Знакомство с Камилем Писсарро

Шли годы, Поль Сезанн - художник и мужчина - минует первую бурю страстей, становится спокойнее и уравновешеннее. В его жизни происходит знаковое событие - знакомство с известным импрессионистом Камилем Писсарро. Этот художник дает Сезанну совет сделать свою палитру более светлой, учит его технике раздельного мазка. Этот период творчества Сезанна - с 1872 по 1879 гг. - можно назвать импрессионистическим.

Основным жанром этого времени был пейзаж. Сезанн Поль и Писсарро часто работают вместе над одними и теми же мотивами, правда, средства при этом они используют разные. Несмотря на сильное влияние импрессионизма и Писсарро на его творчество, Сезанн так и не стал полным приверженцем этого

Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Личная жизнь художника

Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн - в своем имении в Провансе, а Гортензия - в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.

Картины Сезанна

Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.

Вот названия некоторых самых известных его картин: "Мост в лесу" (1880 г.), "Дома в Провансе близ Эстака" (1882 г.), "Море в Эстаке" (1885 г.), "Портрет мадам Сезанн" (1887 г.), "Вид Гарданны" (1886 г.), "Гора св. Виктории" (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: "Яблоками я покорю Париж". Это восклицание ребенка стало пророческим. Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.

Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество и жанровых картин, в основном написанных маслом.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник был болен сахарным диабетом, но по-прежнему много и плодотворно работал. Только в конце творческого и жизненного пути к Сезанну пришел успех, которого он, правда, не искал. Живописец был настоящим затворником, презрительно относился к мирской суете и жил, боготворя лишь святое искусство.

Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Сейчас его картины стоят миллионы долларов, и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.

Работы Поля Сезанна в России

В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты "Фрукты", "Букет цветов в вазе", "Натюрморт с драпировкой", пейзажи "Большая сосна близ Экса", "Голубой пейзаж", "Гора св. Виктории". Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн - "Автопортрет в каскетке", написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна "Пьеро и Арлекин", "Мост на Марне в Крейтеле", "Дорога в Понтуазе" и т. д.

Детство и юность

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе во Франции в семье шляпника и ростовщика, который ко всем окружающим относился холодно и надменно. У мальчика не было друзей из-за того, что его отец пользовался плохой репутацией как человек. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Ему часто приходилось оставаться в одиночестве в поместье и изучать науки или различные виды искусства. У мальчика было хорошее образование, которое покрывало большую часть популярных в то время предметов, но все же его отдали в школу Святого Жозефа. В школе он стал изгоем, с ним никто не хотел дружить или играть поэтому мальчик старался быть лучшим во всем чтобы поскорее завершить обучение. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон».

Выбор жизненного пути

Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.

Начало творческого пути

В Париже молодой человек изучал работы современных художников и великих мастеров прошлого, однако не пытался поступить в Академию художеств. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Он работал неумело и было слишком заметно отсутствие базовых знаний необходимых для работы на холсте. Но Сезанна это не останавливало и он решил нарабатывать свой стиль многочисленными пробами различных сюжетов. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Палитра красок не была предопределена заранее каждый раз цвета менялись в зависимости от душевного состояния рисовальщика. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Тот открыл для молодого художника множество различных приемов и помог перестроить технику на более раздельную мазковую. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты.

Неоцененный талант

Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Его картины были лишены плановой композиции и всегда сливались в одно сплошное цветовое пятно. Вопреки сильной поддержке со стороны других более успешных у публики постимпрессионистов, художник оставался в тени. Несмотря на необычную манеру исполнения отдаленно напоминавшую реализм, Сезанн был яростным противником декоративного изображения реально существующих предметов. Он абсолютно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Манера подачи Сезанном пейзажа была уникальна в своем роде в ней можно было разглядеть первые ростки кубизма. В будущем в работах художников, работающих в кубизме хоть и была схожесть с его манерой исполнения, но не было той яркой и живописно классической передачи формы и чувств.

Признание таланта последователями

В 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим прорывом в признании художника обществом. Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».

Последние годы творчества и смерть

В попытке привести свою жизнь в порядок художник приобрел небольшой домик в Эксе, который он использовал как студию и школу в которой обучал своих учеников. Многие хоть и считали по началу его грубым и неприветливым познакомившись с ним ближе влюблялись в его доброту. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Рисование стало всем для Поля. С юных лет и до глубокой старости он отдавал всего себя, чтобы доказать себе и миру что у него есть талант. Именно живопись, которую он так любил его и погубила, после того как он попал под грозу во время пленэра он заболел. Пожилой организм не смог справиться с болезнью, и художник скончался в 1906 году.

  • «Игроки в карты» во время выставки в Париже в 1961 году были украдены прямо из музея с некоторыми другими картинами. Подробная информация относительно их возврата неясна: одни источники говорят, что картины были возвращены несколько месяцев позже после уплаты выкупа, а другие утверждают, что все картины были найдены год спустя в Марселе в заброшенном автомобиле.
  • В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл.
  • Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
  • В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор.

Французский живописец, чьи работы легли в основу перехода к новому, совершенно иному миру искусства 20 века. Сезанн проложил мост между импрессионизмом конца 19 века и новым художественным направлением начала 20 века - Кубизмом.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провас, он был старшим сыном, кроме него в семье было еще двое детей. Поль крещен 22 февраля в церкви Сент-Мадлен, его родители поженились только в январе 1844 года.
Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.

Мать художника, Анн-Элизабет Онорин Обер, – дочь токаря по дереву из Марселя.

В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе, и Жаном-Батистом Байлем. Трое молодых друзей, “неразлучные”, как их называли в гимназии, в свободное время отправляются в длительные прогулки по окрестностям, охотятся, ловят рыбу, купаются и плавают в небольшой речке Арк. Они без конца спорят об искусстве, вместе читают Гомера и Вергилия, восхищаются романтиками Виктором Гюго и Альфредом Мюссе. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований.

Беззаботное время для трех друзей внезапно кончилось, когда в феврале 1858 года Золя покидает Экс уезжает в Париж. Золя, который с болью воспринимает отсутствие друга, уговаривает Сезанна приехать к нему в Париж, чтобы там избрать путь живописца. Отец же Сезанна видит своего единственного сына в будущем продолжателем его банковского дела.

Следуя желанию отца, Сезанн после окончания гимназии сначала поступает на юридический факультет университета в Эксе. Два года Поль проводит в университете, изучая нелюбимое право, но каждую свободную минуту он рисует или сочиняет стихи. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста. Он получает премию за живописные этюды фигур.

Все больше и больше Поль пренебрегает изучением права и отдается живописи, часто копирует в музее Гране. Но, как и прежде, его желание поехать в Париж встречает сопротивление отца.

В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан), и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Он все больше удаляется от семьи, и отец, наконец, отказывается от своего жесткого запрета и разрешает сыну покинуть Экс. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. “Лувр, - писал Сезанн позже, - это книга, по которой мы учимся читать”. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. У Сюиса он знакомится с Камилем Писсаро, который старше его на девять лет, а также с Арманом Гийоменом, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.

Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе. “Я думал, - писал Сезанн другу, - что, уехав из Экса, я избавлюсь от скуки, преследовавшей меня. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне”.

Поль Сезанн, 1861 год. Фотография В 1862 году Сезанн сооружает в Жа де Буффан мастерскую, покидает банк отца и карьеру юриста, а в ноябре едет снова в Париж. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Сразу по приезде он вернулся в академию Сюиса и по настоянию отца предпринял попытку поступить в Эколь-де-Бозар. Немногочисленные работы, представленные Сезанном на конкурс, в том числе портрет отца и автопортрет, заставили экзаменаторов вполне справедливо оценить его живопись как “буйную”. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. К этому времени он утратил склонность и интерес к академической живописи и продолжал занятия в академии Сюиса, где регулярно работает до 1864 года.

Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.

При отборе присланных картин члены Академии руководствовались строгими критериями: всякая оригинальность, любые новшества и отклонения от академической манеры строжайшим образом отвергались. И тем не менее заветной целью каждого художника оставалось желание быть выставленным в Салоне, поскольку это была единственная возможность предстать перед публикой, стать известным и продать картины. Но когда в 1863 году в Салон не было допущено слишком много картин и это вызвало массовые протесты со стороны художников, Наполеон III согласился устроить параллельную выставку отвергнутых произведений. Этот “Салон отверженных” должен был дать возможность зрителям самим судить об отвергнутых работах.

В 1863 году Сезанн выставляется вместе с Мане, Писсаро, Йонкиндом, Гийоменом, Уистлером, Фантен-Латуром в “Салоне отверженных”. Часто копирует в Лувре картины Делакруа.
Публика, не привыкшая в какой-либо мере к самостоятельным суждениям о современном искусстве, восприняла выставку в “Салоне отверженных” как повод для насмешек и издевательств. Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Постепенно начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры.

На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. он ставил перед собой задачи не только формальные, но и содержательные, и решить их было не просто. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Живописные создания Сезанна полны огрехов: фигуры неуклюжи и непропорциональны, пространство изображено недостоверно. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Когда летом 1870 года разразилась франко-прусская война, Сезанн перебрался из Экса в рыбацкую деревню Эстак под Марселем и избежал угрожавшего ему призыва в армию. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. В течение восьми лет Сезанн хранит эту связь в тайне от отца, боясь сокращения ежемесячного содержания. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.

После окончания войны Сезанн и Ортанз вернулись в Париж, где в январе 1872 года родился их сын Поль. Сезанн переезжает с семьей в Овер-сюр-Уаз, где работает вместе с Писсаро. Сезанн надеется получить от Писсаро то, чего ему не хватает для дальнейшего развития, - живописное ремесло, живописную технику. “Писсаро был для меня словно отец… словно добрый Бог”, - скажет потом Сезанн о своем старшем друге и наставнике, который твердо верил в необычное дарование Сезанна.

Сначала Писсаро заставил его убрать с палитры темные краски. Он показывает ему, как следует строить картину на основе светотеневых контрастов, он побуждает его прежде всего добросовестно наблюдать природу и только эти наблюдения переносить на полотно. Без собственного толкования, без привнесения фантазии. Живописец не должен быть ни чем иным, как внимательным и честным зрителем.

В 1873 году Сезанн знакомится с доктором Гаше, в доме которого он пишет картины. Знакомится с торговцем красками Жюльеном Танги. Встречается у Танги с Ван Гогом. Танги – счастливый случай для Сезанна: он приобретает многие его картины, освобождая от заботы о материалах для живописи.

В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов у фотографа Надара, где картины Сезанна (Дом повешенного в Овере, Пейзаж близ Овера, Современная Олимпия) вызывают отчаянные споры. Лето Поль проводит в Эксе, с сентября снова в Париже. В 1875 году Сезанн вновь отвергнут Салоном. Ренуар знакомит его с таможенным инспектором и любителем искусства Виктором Шоке, который становится одним из самых преданных собирателей его картин. В 1878, 1879, 1885 году – вновь отвергнутый Салоном, Сезанн принимает решение более ничего туда не посылать.

“Сезанн – художник, которого вот уже пятнадцать лет пресса и публика атакуют и третируют наиболее ожесточенно. Нет такого оскорбительного эпитета, который не прилагался бы к его имени; оглушительный хохот – вот единственная награда, выпавшая до сих пор на долю его произведений… А вот я сознаюсь, что не знаю живописца, который давал бы меньше оснований для веселья, чем Сезанн”. Так во время третьей выставки импрессионистов в мае 1877 года защищает живописца Жорж Ривьер, художественный критик и друг Ренуара.

С начала 80-х годов Сезанн все больше использовал в своих работах геометрические формы и подчеркивал смысл гармонии. Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций.

В 1886 году Эмиль Золя публикует роман “Творчество” о неудачливом художнике. В этой книге Золя отчетливо наделил чертами Сезанна главного героя, художника Клода Лантье, который тщетно стремится к осуществлению своей цели и кончает жизнь самоубийством. Гордость художника была глубоко оскорблена и между двумя друзьями произошел разрыв.

В октябре 1886 года умирает отец Сезанна, оставив сыну значительное состояние.
В период 1888-1899 годов Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом.

На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами.
В 1890 году Сезанн выставляет три картины на брюссельской выставке “Группы двадцати”. Летом пять месяцев проводит с семьей в Швейцарии. Осенью возвращается в Экс. Заболевает диабетом.
1900-е годы отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Поля Гогена и художников группы “Наби”, фовистов и кубистов, русских “сезаннистов” из “Бубнового валета”. Сезанна рассматривали порой как “художника для художников” и представителя “чистой живописи”, иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

В 1897 году Сезанн большую часть времени проводит в Эксе, а в октябре умирает мать художника. Национальная галерея в Берлине покупает картину Сезанна, первое произведение художника попадает в музей.
В 1902 году умирает Золя, а в 1903 году – Писсаро. При распродаже с аукциона собрания Золя цены на картины Сезанна достигают в среднем 1500 франков.
В 1906 году Сезанн принимает участие в Осеннем Салоне.
15 октября 1906 года во время работы на пленэре Сезанна застигла сильная гроза, и долгое время он мок под холодным дождем, пока его не подобрала повозка и не привезла домой совершенно лишенного сил. Сезанн умирает 22 октября 1906 года ранним утром от воспаления легких. Похоронен художник в Эксе на кладбище Сен-Пьер.

“Мой возраст и мое здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить мое искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено”. Поль Сезанн