Народ в изображении шергина. Шергин борис викторович

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поморская сторона Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 года в Архангельске. Маленький Борис с детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Русский север Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать - коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.

Учился Борис Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники). Резьба по кости

В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. - на профессиональной литературной работе. Первая публикация - очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). М.Д.Кривополенова - русская сказительница, песенница, сказочница

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина). Первая книга

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) - «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры. Вторая книга

В третьей книге - «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска, Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных « гисторий » XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. Третья книга

Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах писателя - обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества. Книг Бориса Шергина

Биография

Борис Викторович Шергин (16 (28) июля 1893, Архангельск - 31 октября 1973, Москва) - русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 - мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать - коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.

В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903−1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).

В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. - на профессиональной литературной работе.

Первая публикация - очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже - литературные произведения.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля 1892 г. в Архангельске, в семье корабельного мастера, потомственного морехода. От отца Борис унаследовал страсть к «художеству», а от матери - любовь к народному творчеству северян.

С детских лет Шергин постиг культуру Поморья: писал северные иконы, расписывал утварь, изучал орнаменты и заставки старинных книг, записывал народные сказки. С 1903 по 1912 г. учился в архангельской губернской гимназии. В 1917 г. окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Первый очерк Шергина «Отходящая красота» опубликован в газете «Архангельск» (1915). Позже статьи литературоведческого и искусствоведческого характера стали часто появляться в различных изданиях.

Накопленный опыт помог художнику-реставратору внести свой вклад в возрождение местных промыслов, в т.ч. техники холмогорской резьбы по кости. Вместе с тем Шергин увлекался археологической работой: собирал древние лоции, тетради шкиперов, книги «старинного письма», стихи и песни поморцев.

С 1922 г. Шергин навсегда переезжает в столицу и поступает на службу в Институт детского чтения Наркомпроса. Все творчество Шергина пронизано любовью и ностальгией по Северу. Он выступает с рассказами о культуре Севера, исполняет сказки и былины. В 1934 г. Шергин профессионально приступает к литературному творчеству. Тексты, пестрящие северным фольклором, сделали произведения уникальными. «Поморские были и сказания» (1957) и «Океан – русское море» (1959) принесли писателю широкую известность. При жизни Шергина вышли 9 авторских книг. Скончался известный публицист и художник 30 октября 1973 г. в Москве.

(1893-07-28 )

Бори́с Ви́кторович Шерги́н (16 июля , Архангельск - 30 октября , Москва) - русский писатель , фольклорист , публицист и художник , известный главным образом историями из жизни поморов .

Биография

Борис Викторович Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, (по анкете самого Шергина отец - крестьянин, выходец с реки Вычегда , но с детства попал в моряки и дослужился до «государя-кормщика») передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать - коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера .

С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья . Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1913-1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции , записные тетради шкиперов , альбомы стихов, песенники). Печатался с 1912 г.

В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса , выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. - на профессиональной литературной работе, тогда же вступил в Союз писателей СССР.

Первая публикация - очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск» за 21 ноября 1915 г.). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже - литературные произведения. В 1934 г. с иллюстрациями Б. Шергина вышла поэма Василия Каменского «Иван Болотников».

Разрушению стены молчания вокруг Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан - море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия» от 3 июля 1959 г.).

Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах писателя - обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.

«АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ»

У истоков научной школы стоит Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, почётный член Российской академии юридических наук Анатолий Павлович Шергин.

А. П. Шергин

А. П. Шергин родился 19 июня 1935 г. в г. Алейске Алтайского края. В 1958 г. закончил юридический факультет Казахского государственного университета в г. Алма-Ате, после окончания которого работал в учебных и научных учреждениях системы МВД СССР и России. В 1965–1968 гг. обучался в очной адъюнктуре Высшей школы МВД СССР, в 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Административные взыскания по советскому праву», докторскую – в 1980 г. на тему: «Проблемы административной юрисдикции».

В 1983 г. ему присуждено звание профессора, в 1999 г. присвоено почётное звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Имеет государственные награды, в том числе орден Почёта и орден Дружбы. Научно-преподавательский стаж – 57 лет, из которых 45 лет – работа во ВНИИ МВД России (СССР). Профессор А. П. Шергин активно участвует в делах научного сообщества, в обсуждении научных проблем, проектов нормативных актов, в парламентских слушаниях, работе многих международных, всероссийских конференций, симпозиумов, круглых столов, является одним из инициаторов создания Небугского клуба административистов.

А. П. Шергин внёс весомый вклад в разработку общей теории административного права и административно-деликтного права. Научные интересы связаны преимущественно с исследованиями законодательства об административной ответственности, административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, её эффективности. Разработанные им концептуальные идеи об административной юрисдикции, административной политике, административно-деликтного права нашли отражение в законопроектной работе, учебниках и других публикациях. Всего им лично и в соавторстве опубликовано более 200 научных работ, в том числе шесть монографий, пять учебников, многочисленные комментарии к КоАП РСФСР и КоАП РФ, учебные пособия, статьи. Научные труды А. П. Шергина изданы в Китае, Казахстане.

Научные исследования профессора А. П. Шергина тесно связаны с подготовкой юристов высшей квалификации и научных кадров. В разные годы преподавал в Высшей школе МВД СССР, МГУ, Волгоградской высшей следственной школе, Академии экономической безопасности МВД России, Московском университете МВД России.

За время существования научной школы под руководством её основателя и лидера подготовлено 48 кандидатов и 12 докторов юридических наук. Золотой фонд школы составляют учёные: А. В. Губанов, А. С. Дугенец, С. М. Зырянов, А. В. Мелехин, Н. П. Мышляев, М. И. Никулин, Н. В. Румянцев, С. А. Сойников, Ю. В. Степаненко, В. Г. Татарян, В. А. Тюрин, А. Ю. Якимов, которые заявили о себе весомыми научными разработками теоретических и прикладных проблем административно-деликтного права, активным участием в подготовке проектов многих законодательных и иных нормативных правовых актов, научной смены. Ученики Анатолия Павловича работают во многих городах России, Республики Казахстан и других странах СНГ и продолжают научные традиции учителя.

Н. П. Мышляев А. С. Дугенец В. А. Тюрин

Наиболее значимые достижения, сделанные на различных этапах развития научной школы «Административная юрисдикция» в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, следующие.

К фундаментальным научным исследованиям можно отнести:

– разработку Концепции административной юрисдикции, которая заложила основу научной школы (1974–1980 гг.). Исследования доктрины правоприменения, анализ законодательства об административной ответственности и практики его применения позволили обосновать вывод об административной юрисдикции как деятельности, ориентированной на разрешение конфликтов в публичной сфере. Основные составляющие Концепции: понятие, правовые основы, содержание, субъекты и процессуальные формы осуществления административной юрисдикции. Суть этой деятельности состоит в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принятии по ним решений в порядке и формах, установленных законом. Следует отметить, что положения Концепции получили дальнейшее развитие при разработке проблем административно-юрисдикционной деятельности налоговых, таможенных органов в Российской налоговой академии, Южно-Уральском государственном университете и других учебных и исследовательских центрах;

– разработку методики исследования эффективности административно-правовых санкций и её апробацию исследованием эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. В её рамках впервые определена концептуальная модель эффективности административно-правовых санкций как степень достижения её целей, разработана методология и методика исследования эффективности этих санкций, проведено исследование их эффективности в сфере охраны общественного порядка в нескольких регионах страны. Развитие данного направления связано с работами И. И. Веремеенко, Л. Л. Попова, М. Я. Саввина, А. П. Шергина;

– разработку доктринального кодекса РСФСР об административной ответственности, которая впервые была осуществлена в рамках научной школы. Потребность такой работы обусловлена критическим состоянием законодательства страны об административной ответственности, его разрозненностью, различным уровнем нормативного регулирования и др. В 1976 г. авторским коллективом ВНИИ МВД СССР была разработана концепция Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, подготовлен её проект, который прошёл обсуждение на расширенном заседании Учёного совета ВНИИ МВД СССР и на заседании Научно-методического совета МВД СССР. Представители научной школы участвовали в консультировании проектов КоАП всех союзных республик;

– разработку Концепции административно-деликтного права, его основных институтов, разработанную профессором А. П. Шергиным, которая явилась логическим продолжением предшествующих научных разработок и обусловлена необходимостью определения статуса норм об административной ответственности, впервые кодифицированных в 1984 г. Основу Концепции составили общетеоретические критерии самостоятельности отрасли права: предмет, метод, уровень нормативной организации, а также научная оценка действующих КоАП союзных республик. Автором обоснован вывод о том, что совокупность норм, регулирующих административную ответственность, образует самостоятельную отрасль российского права – административно-деликтное право, предложена его структура и основные институты, макет учебной программы;

– разработку Концепции административной политики Российской Федерации, которая осуществлена профессором А. П. Шергиным и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Дерюги, А. С. Дугенца, Н. П. Мышляева, М. И. Никулина, Л. И. Поспеловой и других исследователей. Её необходимость обусловлена, прежде всего, масштабностью применения административной ответственности, высоким уровнем социальной конфликтности её применения, наличием многосубъектности правоприменителей в этой сфере, неуправляемостью обширной административно-юрисдикционной деятельности. Отсутствие научно обоснованных ориентиров в данной области правоприменения отрицательно сказывалось как на качестве и системности административно-деликтного законодательства, так и на организации административной практики. В Концепции определён политический вектор административной политики, средства и механизм её реализации, в качестве основного её направления представлено предупреждение административной деликтности;

– разработку научных основ административной деликтологии, которая продиктована необходимостью выяснения детерминации административной деликтности и разработки теории профилактики многочисленных и разнообразных административных правонарушений. Концептуальные основы административной деликтологии, методика изучения причин административных правонарушений и экспериментальная проверка теоретических посылок представлена в работах А. Н. Дерюги, Н. П. Мышляева, М. И. Никулина.

Фундаментальные разработки создали возможности для широкого спектра прикладных научных исследований, начиная от участия в законопроектных работах и заканчивая вопросами организации деятельности органов внутренних дел (полиции). Основными из них являются:

  • участие в первой (1976–1984 гг.) и второй (1998–2002 гг.) кодификации законодательства об административных правонарушениях. Принимали участие в составе рабочих групп: а) по подготовке проекта КоАП РСФСР – М. И. Еропкин, Л. Л. Попов, А. П. Шергин; б) по консультированию проектов КоАП всех союзных республик – Л. Л. Попов, А. П. Шергин; в) по подготовке проекта КоАП РФ (2001) – А. С. Дугенец, А. Ю. Якимов. Учёные школы в настоящее время выступили инициаторами третьей кодификации административно-деликтного законодательства и принимают участие в подготовке новой редакции КоАП РФ;
  • участие в составе рабочих групп в подготовке проектов закона РФ «О милиции» 1991 г. (И. Н. Зубов, А. П. Шергин), федерального закона «О полиции» 2011 г. (А. С. Дугенец);
  • участие в разработке иных союзных, РСФСР, Российской Федерации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе об изменениях и дополнениях КоАП РФ, приказов МВД России по вопросам административной деятельности милиции, принимали сотрудники ВНИИ МВД СССР, РСФСР, России в рамках научной школы.

Одной из важнейших форм внедрения научных разработок в правоприменительную практику органов внутренних дел и учебный процесс учебных заведений МВД России явилась подготовка учебников и учебных пособий и многочисленных комментариев к законодательству, в том числе комментариев к КоАП РСФСР 1987 г.; комментариев к КоАП РФ, издаваемых с 2002 г. по настоящее время, в проведении в период с 1969 г. по настоящее время научных исследований по различным аспектам административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (организация, информатика, профессиональная подготовка кадров, эффективность, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний и др.). Их результаты нашли отражение в решениях коллегии Министерства, приказах МВД РСФСР и России, методических указаниях, в учебных программах (введён курс «Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел), в авторских публикациях, представлены в выступлениях на парламентских чтениях и круглых столах, Научно-методическом совете МВД СССР, коллегии МВД России, Гуманитарной секции Совета МВД России по науке и передовом опыту, научно-практических конференциях, внедрены в административную практику органов внутренних дел.

Учёные-административисты ВНИИ МВД России вносят свой вклад в развитие науки административного и административно-деликтного права, в совершенствование административного законодательства и практики его применения органами внутренних дел.

* Правильное ударение фамилии писателя на первом слоге – ШЕргин.

«Тот не художник, кому за сказкой надобно ехать в Индию или в Багдад. Человек-художник с юных лет прилепляется душой к чему-нибудь “своему”. Все шире и шире открываются душевные его очи, и он ищет, находит и видит желанное там, где нехудожник ничего не усматривает. Ежели твое “упование” есть любовь к красоте Руси, то “эти бедные селенья, эта скудная природа” радостное “извещение” несут твоему сердцу», – так сформулировал в Дневнике свое творческое кредо великий русский национальный сказочник Борис Викторович Шергин.

Будущий писатель родился 28 июля 1893 года в Архангельске. Отец его Виктор Васильевич Шергин был известным в городе человеком – работал главным механиком Мурманского пароходства, числился корабельным мастером первой статьи. В молодости он служил матросом, затем штурманом и шкипером, ходил в Скандинавию и на Новую Землю. Шергин был замечательным рукодельцем, изготовленный им макет парусника оставался талисманом сына до конца его дней. Мать, Анна Ивановна, урожденная Старовская, была из староверов, коренных поморов. У Бориски имелась младшая сестра Лариса.

Учился мальчик в Архангельской мужской губернской гимназии с 1903 до 1912 годы. Там он увлекся собиранием северных народных сказок, былин, песен.

После гимназии юноша уехал в Москву, где поступил в 1913 году в Строгановское художественно-промышленное училище. Занимался он в нескольких мастерских: живописно-декоративной, набойной, резьбы по дереву и эмали.

В Строгановке началась литературная жизнь Шергина. Первая его публикация – очерк «Отходящая красота» о концерте в московском Политехническом музее Марии Дмитриевны Кривополеновой* – поморской старушки-нищенки, знаменитой сказительницы былин, песенницы, сказочницы. Очерк был опубликован в газете «Архангельск» за 21 января 1915 года.

* Об этой женщине Б.В. Шергин записал уже в 1920-х годах: «Русский Север – это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен».

После окончания Строгановки в 1917 году Борис вернулся в Архангельск. Поначалу молодой человек работал в «Обществе изучения Русского Севера», а затем – в кустарно-художественных мастерских художником-реставратором и резчиком по кости. Занимался он и археографией: собирал старинные книги, лоции, шкиперские тетради. Познакомился с девушкой, посватался к ней, влюбленные обменялись кольцами…

В 1919 году Архангельск был захвачен англо-американскими оккупантами. В числе многих горожан Шергин был схвачен и отправлен на принудительные строительные работы, где по неосторожности попал под вагонетку – ему отрезало правую ногу и пальцы на левой ноге. Современный Интернет переполнен россказнями о том, как будущий писатель по пьяному делу попал под трамвай, но это чистой воды клевета. Сразу по возвращении домой Борис Викторович вернул невесте кольцо и расторг помолвку. Девушка не возражала. С этого времени Шергин с женщинами не имел близких отношений. До 1940-х годов он ходил на костылях, потом инвалиду сделали протез.

В 1922 году Борис Викторович навсегда переехал жить в Москву. Поселился в двух комнатах полуподвальной коммуналки в Сверчковом переулке близ Рождественского бульвара. Там он прожил до конца своих дней – более 50 лет.

Поначалу Шергин работал сотрудником Института детского чтения Наркомпроса. Тогда же он начал выступать перед слушателями с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины. Всю жизнь Борис Викторович подчеркивал, что он прежде всего артист-рассказчик, а уж потом писатель, и что все им написанное создано для выступления перед публикой.

Известность к писателю Шергину пришла в 1924 году с его первой книгой «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В ней автор рассказал шесть архангельских старин, услышанных от матери. Через 6 лет появилась вторая книга – сборник сказок «Шиш Московский». До войны у Шергина вышли еще две книги – «Архангельские новеллы» (1936) и «У песенных рек» (1939). Вместе эти четыре тома составили основу его литературного творчества, в том числе и сказочного мира писателя.

С ростом популярности пришла к Борису Викторовичу известность и среди писателей. Шергина позвали в оргкомитет Первого Всесоюзного съезда советских писателей. После учреждения Союза писателей СССР в 1934 году Борис Викторович перешел на профессиональную литературную работу. Он часто выступал в различных аудиториях с устным исполнением народных сказок, былин, баллад и собственных произведений. Особую любовь получил писатель от радиослушателей, постоянно выступая со своими сказами по всесоюзному радио в 1933–36 годах.

В годы Великой Отечественной войны Шергин периодически выезжал с концертами на фронт, нередко бывал в госпиталях, клубах и школах. Голодал и сильно, отчего по причине недоедания у Бориса Викторовича стал отмирать глазной нерв, что впоследствии завершилось полной слепотой. Отмечу, исследователи называют довоенное творчество писателя языческим, а со времени войны – православным. Борис Викторович открыто обратился к Богу. Изменения оказались столь явными, что вскоре это отразилось на судьбе писателя.

В 1947 году издали очередную книгу Шергина «Поморщина-корабельщина», в которую вошли его произведения военного периода. Книга появилась через полгода после обнародования постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Хотя постановление являлось этапом в подковерной политической сваре кремлевских бонз и призвано было вывести ленинградскую интеллигенцию из-под удара со стороны бериевского МВД, но творческой интеллигенции тогда досталось по полной программе.

Попал под эту политическую кампанию и Борис Викторович со своей «Поморщиной-корабельщиной». В «Литературной газете» появилась статья, в которой в частности, говорилось: «Книга Шергина псевдонародна. С каждой страницы ее пахнет церковным ладаном и елеем, веет какой-то старообрядческой и сектантской философией». Немедленно поступил приказ прекратить публикации сомнительного автора. Одноногий, тогда еще полуслепой старик остался без средств к существованию. С ним перестали общаться знакомые. На письмо к руководству Союза писателей и лично к А.А. Фадееву: «Обстановка, в которой я пишу свои книги, самая отчаянная. Двадцать лет я живу и работаю в темном и гнилом подвале. Я утратил 90 % зрения… Семья моя голодает. У меня нет сил продолжать свою работу», – Шергину ответили презрительным молчанием.

Выжил писатель благодаря помощи сестры Ларисы Викторовны Поплавской (по мужу) и дальнего родственника Анатолия Крога. В конце жизни, когда старец уже окончательно ослеп, ему стал близок еще один дальний родственник и названный племянник Михаил Андреевич Барыкин – музыкант, он играл на контрабасе где придется, попивал, часто болел, но заработанным делился с Шергиным. Умер Михаил Андреевич следом за писателем, чуть ли не в тот же год.

Положение начало постепенно меняться после кончины И.В. Сталина. В 1955 году в ЦДЛ состоялся творческий вечер Шергина, после которого издательство «Детская литература» опубликовало в 1957 году его книгу «Поморские были и сказания». Но тут грянула новая беда, самая омерзительная из всего, что довелось пережить Борису Викторовичу.

Среди хороших знакомых Шергина был Константин Сергеевич Бадигин, знаменитый полярник, капитан ледокола «Георгий Седов». В начале 1950-х годов Бадигин взялся защищать кандидатскую диссертацию о ледовых плаваниях русских людей в древности. Писатель передал ему некоторые материалы из своего архива, в частности, т.н. «Морской уставец Ивана Новгородского», подлинник которого, хранившийся в Соловках, Шергин, будучи подростком-гимназистом, переписывал в 1910 году. Сохранилась лишь часть текста, да и та написана рукой Шергина. На основании этого уставца Бадигин сделал вывод, что начало русского мореходства следует отнести к XII веку. Диссертация была успешно защищена. Однако вскоре на съезде Географического общества этот вывод был оспорен краеведом К.П. Гемпом. Тогда НИИ Арктики обратился в Пушкинский дом с просьбой рассмотреть представленные Бадигиным материалы. И эксперты в лице будущего академика Д.С. Лихачева и др. дали ответ: «Бадигин привлек к исследованию грубые подделки под старинные документы и на основании их пытался пересмотреть всю систему наших знаний о великих русских географических открытиях… подобные исследования принесли не пользу, а вред нашей науке». Следом за выводами Лихачева в «Литературной газете» появилась разгромная статья, в которой утверждалось, что слепой Шергин совершил сознательный подлог исторических документов с целью поправить свое материальное состояние, якобы промотанное в результате беспробудного пьянства. Эта гнусная клевета московско-ленинградской интеллигентской элиты на гениального русского сказочника официально не опровергнута по сей день!

Никакие попытки Бадигина защитить старца не помогли. Самое обидное, в Географгизе выкинули из планов готовившуюся книгу Бориса Викторовича и потребовали вернуть аванс. Здесь помог великий русский писатель Леонид Максимович Леонов: его хлопотами книга «Океан – море русское» вышла в 1959 году в издательстве «Молодая гвардия». Всего при жизни Шергин успел издать 9 книг.

О последних годах сказочника ярко сказал друживший с ним писатель Юрий Иосифович Коваль: «Часто на Рождественском бульваре можно было встретить сухонького хроменького старичка с березовой клюкой, сидевшего себе на лавочке и покуривавшего. Всем табакам он предпочитал папиросы «Север». На бульвар слепца приводили соседские дети, и сидел он там весь световой день.

Борис Викторович Шергин умер 30 октября 1973 года в Москве. Похоронен на Кузьминском кладбище. У государства настоящего признания великий русский поморский сказочник не получил по сей день.

ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО

В. Гроссман. Волшебное кольцо. Инсценировка.

ЗОЛОЧЕНЫЕ ЛБЫ

Я. Пулинович. Золоченые лбы. Инсценировка.

А. Смирнов. Золочены лбы. Инсценировка.

ШИШ

В. Апраксин, В. Семушкин. Просто Шиш. Скоморошина в восьми картинах.

Л. Браусевич. Роман о Шише Тверском. Пьеса в трех частях.