Легенды о драконах: истина, скрывающаяся за рассказами. Откуда пошли легенды о драконах

Из всех мифов и сказок о легендарных существах истории о драконах, обладающих невероятным могуществом и внушающих страх и благоговение, являются, пожалуй, самыми распространенными во всем мире. Удивительно то, что очень похожие между собой образы этих змееподобных крылатых созданий присутствуют в разных культурах, не имевших друг с другом никакого исторического соприкосновения.

В современном мире драконы невероятно популярны в книгах жанра фэнтези, в анимационных и художественных фильмах, в изобразительном искусстве и компьютерных и играх.

Европейские крылатые создания, изрыгавшие пламя и обладавшие ядовитым дыханием, чаще всего ассоциировались со злом, как, например, в англосаксонской эпической поэме «Беовульф» или в русских народных сказках о Змее Горыныче. В христианской иконографии легендарное чудовище символизировало темные силы. Но были и добрые исключения в виде красного валлийского дракона, который красуется на флаге Уэльса и является официальным символом страны. Дабы увековечить славную легенду, в городе Рексхэме местные жители собираются возвести башню высотой 42 метра, увенчанную огромным красным драконом, которого будет видно за многие километры. В здании планируется открыть кафе, рестораны, художественную галерею, центр по изучению языков и смотровую площадку на крыше.

В отличие от большинства европейских драконов, похищавших принцесс и сжигавших целые селения, в Азии и странах Южной и Центральной Америки эти существа пользовались почетом и уважением как повелители сил природы, обладающие магическими способностями. Кетцалькоатль - помесь птицы и змея - в ацтекской мифологии был символом древней мудрости и одним из главных богов пантеона.

У индейцев майя аналогичное божество называлось Кукулькан и изображалось с человеческой головой. В Корее драконы приносили на землю дождь, покровительствовали рекам и рисовым полям, а во Вьетнаме символизировали нравственную добродетель. Начало поклонения китайцев драконам уходит в далекое прошлое.

Традиционно крылатое создание являлось божеством дождя и плодородия, ассоциируясь со стихией воды. Древние правители Поднебесной почитали дракона как символ имперской власти. В честь мифического животного в стране устраивается ежегодный праздник драконьих лодок, а танец дракона - очень красивая традиция и важный ритуал празднования китайского Нового года, который является одним из главных и самых продолжительных торжеств в стране. А во всем мире обожают изучать китайский гороскоп, соответствующий 12-летнему циклу, где каждым годом управляет определенное животное. По китайской легенде, Будда позвал к себе на праздник всех животных, пожелавших прийти добровольно. И явилась дюжина зверей, которым он подарил по году правления. Дракон, подоспевший пятым, был единственным из всех мифическим созданием.

Традиционно, готовясь к встрече Нового года, мы заранее знаем, кто из представителей китайского календаря будет сопутствовать нашим деяниям, и с интересом читаем гороскопы. В магазинах появляется масса красочных календарей, плюшевых игрушек и самых разнообразных фигурок, изображающих животное, соответствующее последующим 12 месяцам. Гороскопы утверждают, что Дракон — это благоприятный знак, приносящий удачу, успех и благополучие.

Драконы и легенды
Мы с вами уже встретили Новый Год 1 января, а теперь, 23.01.12, Новый Год наступил и по восточному календарю. И это, как известно, Год Дракона .
Дракон - единственный мифический персонаж среди 12 животных - покровителей года в восточном календаре. Но написано и рассказано о нем очень много - и мифы, и легенды, и сказки, и множество романов… Даже наука такая возникла - драконология…
Китайцы устраивают свой Новогодний праздник с красочными фонарями, с карнавальным шествием. И в каждом году, а в этом тем более, одно из главных шествий дня - Танец с Драконом.

А мы постараемся здесь вспомнить самые известные рассказы и легенды о драконах…

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье.


Основные породы китайского дракона следующие:

В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка .

В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре , а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии .

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона).
Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в озере жил змей, нападавший на людей.
Ему отдавали на съедение красивых девушек, и вот, дошла очередь до царевны.
Картина Паоло Учелло


Увидев плачущую царевну, Георгий спросил о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами.
…………………
Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎ (чит. ливьята́н) «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей , упоминаемый в Ветхом Завете , иногда отождествляемый с сатаной , в современном иврите — кит .
Некоторые креационисты считают, что описание левиафана соответствует описанию плезиозавра или другой крупной рептилии.

Западные драконы

Их много, и у каждого своя история.
Широко распространены рассказы о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Также часто в мифах и сказках мы видим сражения героев и рыцарей с драконом.

Самые известные драконы и драконоборцы

Дракон Фафнир - в скандинавской мифологии один из двух братьев-карликов, Фафнир принял образ дракона и стал хранителем золота (волшебное кольцо Нибелунга), которому было суждено нести гибель тому, кто им владеет. Убит Сигурдом (Зигфридом).


(Зигфрид или Сигурд — один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса , герой «Песни о Нибелунгах» .)
Убив дракона, Зигфрид съедает его сердце, и тогда ему становится понятен язык птиц и зверей. А выкупавшись в крови дракона, Зигфрид покрылся панцирем и стал неуязвимым.

Тристан и Изольда

Битва Тристана с драконом
Поселился в ирландской земле змей, который опустошал и разорял всю страну. Король объявил награду тому, кто убьет дракона.

И Тантрис (имя, под которым скрывался Тристан) отправился навстречу змею.

Когда змей, разинув пасть, бросился на него, Тантрис, всадил меч прямо ему в глотку и разрубил пополам сердце. Тут змей издох, а Тантрис отрезал у него язык, но тут же упал отравленный ядом драконьего языка.
Сенешаль короля наткнулся на мертвого змея, отрезал ему голову и решил, выдать себя за победителя.

Но Изольда и королева нашли Тристана и вылечили его. И когда сенешаль сообщил королю, что он убил дракона, Тантрис сказал:
— Взгляните, сир, не вырезан ли язык из пасти змея?
И Тантрис достал язык, приложил его туда, откуда он был отрезан. Сенешаль был опозорен, а Тантрис удостоился почестей и похвал.

Сражались с драконом и такие известные рыцари, как Беовульф, Ланселот и другие, но об этом в другой раз.

О драконах мы вспоминаем не только в сказках и мифах.
Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези , а также используется в фэншуй , в гороскопах (год Дракона) и астрономии .

На ночном небе сверкает созвездие Дракона.
Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей . В частности, он изображён на флаге Уэльса .

В алхимии дракон — это вещество, металл и физическое тело, а его сестра — дух, металлическая ртуть и душа. Дракон с хвостом во рту — символ бесконечного — означает символ духовной работы алхимиков.

Драконы в современной литературе.
Сейчас идёт драконий бум в фантастическом жанре.
В фантастической и сказочной литературе, в особенности в фэнтези , драконы стали постоянными фигурантами приключений героев.
Драконы из книг фэнтези — это фантастические существа, которые часто отличаются от мифологических. Такой дракон не только выдыхает пламя и способен летать. Часто драконы наделяются магией, большой мудростью или коварством. Иногда в романах-фэнтези дракон может принимать облик человека.

Дракон очень популярен и как изображение на теле (татуировка). Еще Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. У Николая Второго также была японская татуировка дракона.
……….
Много, очень много написано о драконах, в один пост все не вместить, поэтому будут еще посты на драконью тему.
А сегодня закончу рассказ красивой и трогательной легендой.

По восточному календарю наступает год Дракона. Существует интересная легенда, связанная с его приходом на Землю…

…Тысячи, миллионы раз Земля в компании с Луной совершала путешествия вокруг Солнца. Любуясь сиянием далеких звезд, они улыбались планетам-соседям, вспоминая давнюю историю, связанную с появлением человека.
Обитавшие в лесах звери и птицы жили в мире и согласии, по очереди они правили царством животных. Однажды, собрались обитатели леса отдать почести новому королю. Каково же было их удивление, когда на троне они увидали крохотное розовое существо. Оно не было покрыто ни шерстью, ни птичьим пухом, ни змеиной чешуей.

Младенец (а это был именно малыш) тихонько хныкал, а из его глаз стекали блестящие росинки. Многим животным не понравился незнакомец; они требовали покарать посягнувшего на трон.
Лишь двенадцать добрых сердец вступились за беспомощного малыша. Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья назвали малыша Человеком.


Они воспитали ребенка, передав ему свои качества: мудрость и доброту, отзывчивость и преданность, смелость и ловкость. Когда пришло время расставаться, Дракон, подхватив своих товарищей на крылья, перенес их на небо, откуда они и поныне наблюдают за своими подопечными…
………
Надеюсь, Дракон будет править мудро!
………………
Источники:
http://dragons-nest.ru/
http://myfhology.info/index.html
И Википедия
…………

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: "И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой — твердь земную..." В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании "Энума элиш" говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал — бога Йаму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом. Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий. Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя. Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.

Литература Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002

Боди Ходж

В книге Иов Бог говорит о бегемоте и огнедышащем левиафане (Иов 40:15–24; 41:1–34 ). В современном мире подобных животных не существует. Возможно ли, что речь идет о динозаврах и других рептилиеподобных морских и наземных существах?

Постоянно появляются в исторических записях многих культур и народов мира. Изображения этих существ мы также находим в живописи и изделиях из глины. Сходства в рассказах и рисунках указывают на то, что они основываются на фактических описаниях этих животных. Речь идет о динозаврах и других рептилиях, сотворенных Богом на пятый и шестой дни недели Сотворения (Бытие 1:20–25 ), которые пережили Потоп в Ноевом ковчеге (Бытие 6:19 ).

Мы не видим сегодня динозавров по тем же причинам, по которым вымерли многие другие животные: изменения климата, трудности с питанием, истребление людьми. Посмотрим правде в глаза: большинство легенд заканчиваются гибелью драконов, но память о них продолжает жить.

Легенды о драконах, Австралия

На крайнем севере Квинсленда австралийские аборигены из племени Куку Яланжи обнаружили и зарисовали монстра, обитающего в море и озерах. Это существо было удивительно похоже на плезиозавра.

Легенды о драконах, Вавилон

Ранней цивилизации, образовавшейся после Потопа. Известные ворота под названием Иштар были построены царем Навуходоносором II, могущественным правителем во время Вавилонского пленения Израиля. На этих воротах изображено пресмыкающееся животное с четырьмя лапами, которое так же как и динозавры стоит на задних лапах.

Легенды о драконах, Китай

Хорошо известные по всему миру китайские драконы присутствуют даже в китайском двенадцатилетнем календаре. Одиннадцать животных из этого календаря мы встречаем в современном мире (собака, крыса, обезьяна и т.д.), так почему же мы должны думать, что двенадцатое животное (дракон) мифическое? В книге «Путешествия Марко Поло» описываются высокие и длинные «драконы», у которых были короткие лапы и когти. По словам Поло, китайцы использовали специальные методы убиения этих драконов. Некоторые части тела этих животных они применяли в медицинских целях, а другие ели в качестве деликатеса.

Легенды о драконах, Египет

Древнегреческий писатель Геродот, записал в своих произведениях: «Мне сказали, что у города Бута, в Аравии, находится место, где существуют летучие змеи. Оттого я пошел туда и увидел множество кучек костей. Здесь горы ограничивают долину, сообщенную с обширною равниною на стороне к Египту. Говорят, что эти змеи улетают весною из Аравии, но встречают, при выходе из ущелья, птицу ибиса, которая убивает их и потому очень почитается у египтян. Летучая змея походит на водяную; её крылья не имеют перьев, как и у летучей мыши».

Легенды о драконах, Англия

Немалый интерес представляет гравировка на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла. Выгравированные на надгробии украшения содержат изображения животных, напоминающих некоторых видов динозавров, как например, длинношеего зауропода или рогатого цератопса.

Легенды о драконах, Северная Африка

Римский историк Кассий Дион описывает, как однажды римская армия убила дракона. Оригинальный отрывок из его утерянной Книги 11 под названием «Римская история» переписал преподобный Иоанн Дамасский (ок. 676–749 гг.) в своем произведении «О драконах и приведениях». Вот что он пишет: «Однажды, когда римский консул Регул воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом римского войска; римляне по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали ее в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу сената, то она оказалась ста двадцать футов в длину; подобающей длине была и толщина».

Легенды о драконах, Швеция

В англосаксонской эпической поэме под названием Беовульф рассказывается о трех сражениях Беовульфа, короля гаутов (Готенбург, современная Швеция), с необычными существами. Последнего дракона, с которым ему довелось встретиться, он описал как «огнедышащий летающий змей, который живет под землей и выходит иногда на поверхность» . Беовульфу удалось победить и это чудовище, но от полученных в схватке ран он умер.

Легенды о драконах, Перу

Перу хорошо известна своими изображениями драконоподобных существ и других артефактах. К примеру, в Национальном музее Перу представлен глиняный кусочек, на котором изображен напоминающий дракона динозавр. Эта глина относится к периоду процветания культуры Моче (400–1100 гг.).

Штат Юта (США)

На некоторых петроглифах (наскальные рисунки) изображены летающие или наземные драконы. В пиктограмме на скале в Сан-Рафаэль-Свелле изображены существа, напоминающие птеранодона или птеродактиля. Животное на одном из наскальных рисунков в парке «Natural Bridges National Monument» очень похоже на динозавра-завропода.

Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы. Начертание иероглифа «лун» (дракон), представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.).

Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа луна (дракона) с крокодилом.

Изображения дракона отличались разнообразием и причудливостью форм. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Вот одно из описаний: «Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; над его пастью растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти».

Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, чтобы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать. -

Изображение дракона использовалось в качестве геральдической эмблемы на знаменах знатных родов. В средневековом Китае дракон был символом императора, его изображали на троне, на халате государя. Высшие сановники и придворные носили халаты с изображением дракона с четырьмя когтями, и лишь за особые заслуги кому-либо из сановников жаловалось право носить халат с пятикоготным драконом — как на халате императора.

Культ драконов был связан прежде всего с водой. Драконы, олицетворявшие собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Драконы почитались также в качестве хранителей рек, озер и водоемов, воды которых использовались для орошения (искусственного и естественного).
Драконы, дарующие дождь, могли быть в то же время виновниками слишком обильных дождей, вредных для посевов. В таких случаях они оборачивались к людям своей «темной», «злой» стороной.

Но особенно страшны были драконы-божества рек. Это они, по представлениям древних китайцев, были виновниками страшных разливов китайских рек, сметающих на своем пути сотни селений, несущих гибель посевам и тысячам людей. Именно с этим связаны представления людей о злобности и кровожадности драконов. Обезумевшие от страха люди приносили многочисленные жертвы повелителям этой страшной стихии, в том числе человеческие. Этот обычай сохранялся очень долго.

Невероятная и необъяснимая сила драконов способствовала необыкновенной популярности этих существ в мифических сказаниях. В более позднее время в фольклоре появляются мотивы обуздания рек и их повелителей — драконов-богов, единоборства героев-борцов с наводнениями и потопами.

Существует много преданий о царе драконов Лун-ване. Согласно одной из легенд, однажды царь драконов заболел. Среди обитателей водного царства не нашлось лекаря, который мог бы его вылечить, и Лун-вану не оставалось ничего другого, как принять облик старика и отправиться к людям. У многих врачей побывал владыка моря, но ни один из них не мог определить, что у него за болезнь. Наконец он попал к знаменитому целителю, который, пощупав пульс пациента, очень удивился, обнаружив, что сердце бьется совсем не так, как у обычных людей.

Врач сказал об этом старику. И тот был вынужден признаться, что он царь драконов. Целитель заявил, что определить болезнь и вылечить его он сможет лишь в том случае, если старик снова превратится в дракона. Хотя обычно драконы людям не показываются, на этот раз владыка вод, чтобы исцелиться от недуга, согласился выполнить требование целителя. В условленный день врач пришел на берег моря, и дракон появился над волнами. Лекарь осмотрел его и обнаружил, что за чешую дракона на пояснице заползла сколопендра, которая и причиняла ему сильную боль.

Удалив сколопендру, врач смазал поврежденную чешую мазью, и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь драконов обещал целителю ниспосылать людям по их просьбе хорошую погоду, благодатные дожди и полное благополучие. С тех пор каждый год в этот день (День исцеления) по всему Китаю исполняется танец дракона.

По традиционным представлениям, дракон символизирует счастье. Засуха и наводнение приносили китайскому народу разорение, нищету, голод. Кто мог помочь в борьбе со стихийными бедствиями? Конечно же, царь драконов. Если какой-нибудь район подвергался засухе или наводнению, местные жители исполняли ритуальный танец дракона, умоляя владыку моря ниспослать дождь. Продолжительная засуха рассматривалась как отказ дракона послать дождь. Тогда перед изображением дракона устраивались молебствия. Если же и после этого поля оставались сухими, то исполнялся обряд «бичевания дракона»: по сделанному из глины или из другого материала изображению дракона наносили удары плетью или бамбуковой палкой, требуя ниспослать дождь.

Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, строились в городах, деревнях, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили по окрестностям, чтобы показать Лун-вану размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде.

Gustave Moreau - Une péri

И наконец, говоря о драконах, нельзя не вспомнить о духе Чжулуне — Драконе со Свечой с горы Чжуншань, который, согласно одному из вариантов мифа о создании, был творцом Вселенной.
Рассказ о нем записан в древней «Книге гор и морей». Этот дух с лицом человека, телом змеи и кожей красного цвета был ростом в тысячу ли. У него были глаза, напоминавшие два оливковых дерева.

Когда он закрывал их, то они превращались в две прямые вертикальные щели. Стоило ему открыть их, как в мире наступал день, а когда веки его смыкались, на землю спускалась ночь. При малейшем дуновении дракона появлялась пелена облаков, падал хлопьями обильный снег и наступала зима.
Стоило ему дохнуть жаром — и тотчас наступало лето, а солнце начинало палить так, что плавились металлы и камни. Дракон лежал свернувшись, подобно змее. У него не было потребности ни в еде, ни в питье, ни в сне, ни в дыхании. Но от одного его вдоха поднимался ветер на добрых десять тысяч ли в округе. Светом свечи, которую Чжулун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие недра земли, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его еще называли Чжуинь, т. е. «Освещающий мрак»*.

Примерно так же, как драконы выделялись среди зверей, среди птиц выделялись фениксы* (этим словом европейцы привыкли заменять китайское название «фэнхуан»). Согласно одному из описаний, «спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога-цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки, петушиный клюв». На бронзовых сосудах с рельефами фэнхуан изображалась с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем в виде трезубца. Фэнхуан принадлежала к типу царских животных: она считалась символом императора (чаще — императрицы). Что касается происхождения этого сказочного образа, то наиболее достоверной представляется версия, согласно которой первоначально это были павлины, которые водились в Китае вместе со слонами и носорогами в незапамятные времена, до изменения климата.

В числе четырех священных животных, издревле особо почитавшихся китайцами, наряду с драконом и фениксом, были единорог-цилинь и черепаха.

Единорог-цилинь, как полагали китайцы, являлся людям лишь раз в несколько столетий. Он символизировал мир и процветание и обычно возвещал о рождении великого мудреца (существует легенда, что он появился незадолго до рождения Кон-фуция), поэтому почитание цилиня было связано с надеждами на рождение мудрых и добродетельных людей. Традиция предписывала изображать его непременно с младенцем «на руках»**.?

«Великая черепаха» — единственное реальное животное рядом с тремя остальными священными существами. Она была наиболее почитаемой еще со времени эпохи Инь, когда панцири считались на-дежным материалом для гадания, т. е. для общения со сверхъестественным миром. Позже черепаха стала символом долголетия, силы и выносливости. Каменные изваяния черепахи служили излюбленным фундаментом для стел (быть может, не без влияния индийских легенд о черепахах, на которых стояли слоны, державшие на своих плечах мир). Такие же каменные изваяния стали затем сооружаться и на берегах рек — черепаха почиталась в качестве духа - покровителя речных дамб. Кроме того, считалось, будто самка черепахи обладает сверхъестественными способностями и может производить на свет детенышей без участия самца***.

Другие удивительные животные

Объектами благоговейного почитания в Китае, подчас даже культа, были и другие животные, причем насчитывалось их довольно много. Вот наиболее популярные.

Пожалуй, первое место среди них всегда занимал тигр, в представлении китайцев — царь зверей. Тигр почитался в первую очередь как гроза демонов: почти все великие маги-устрашители демонов изображались сидящими на тигре. На лбу тигра часто изображали иероглиф «ван» (царь). Кроме того, тигр считался грозой демонов болезней, а следовательно, в какой-то мере покровителем здоровья. Его клыки и когти, изящно обрамленные в серебро, служили ценными амулетами; истолченные в порошок кости тигра добавляли в воду или в чай в качестве лекарства от лихорадки и других болезней. Даже просто вышитые на детских туфельках морды тигра, по поверьям китайцев, могли спасти малыша от напастей.

Подобно тигру, грозой вредителей и демонов в Китае с древности почитался кот. Поскольку главным вредителем шелководства считались крысы, кот рассматривался в качестве покровителя этого ремесла. В ряде местностей духу кота даже приносили жертвы в специально построенных для этого кумирнях. Потеря домашнего кота воспринималась как признак несчастья. Однако появление в доме чужого кота тоже было предвестием беды — полагали, что кот предвидит обилие крыс и мышей в доме, а это, в свою очередь, явный признак обнищания и бедности хозяйства. Кроме того, считалось, что кот, как и тигр, обладает магической силой: его способность видеть в темноте воспринималась как доказательство умения общаться с демонами. Сохранились даже легенды о том, что после смерти можно превратиться (переродиться) в кота, чтобы отомстить своим преследователям и врагам.

Важным объектом ритуального почитания в Китае был и петух. Во-первых, он рассматривался как символ солнца, глашатай прихода божества дня, во-вторых, как защитник от огня и пожара. Изображение красного петуха, обычно на высоком шесте, воздвигалось каждый Новый год у дверей дома. Петух, как и тигр с котом, тоже был грозой демонов: живого белого петуха привязывали к крышке гроба в дни погребальных процессий для отпугивания демонов. Подарить петуха или хотя бы леденец в виде петушка было принято в момент брачной церемонии.

Кроме перечисленных выше животных, можно упомянуть льва, обезьяну** и змею (в ее честь иногда воздвигали специальные кумирни, где монахи разводили змей).?

Наряду с драконом тигр, кот, петух, обезьяна и змея стали символами 12-летнего календарного цикла китайцев, где каждому из этих животных отведено по одному году (т. е. год проходит под покровительством этого животного).

Лиса

Но, пожалуй, самое заметное место во всем «зверином» фольклоре занимали лисы. Культ лисы, лисы-демона, лисы-монстра, был необычайно распространен в Китае. Проделкам лис, «лисьим чарам», многочисленным историям о вмешательстве лис в жизнь людей посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Начало культа лисы в Китае уходит в глубокую древность. Поскольку лисьи норы нередко бывали по соседству с могилами, выползающий из-под старых могил лис считался мистическим во-площением души мертвеца. Лисам приписывали искусство перевоплощения: в возрасте 50 лет лиса может превращаться в женщину*, в 500 лет — в обольстительную девушку, а в 1000 — становиться «небесным лисом», владеющим всеми тайнами природы.

Любая встреча с лисой, как правило, плохо заканчивалась для человека. Попасть в лапы к лисе, поддаться «лисьим чарам» считалось последним делом в глазах каждого китайца, тратившего обычно немало сил и средств, чтобы обзавестись амулетами, призванными обезопасить его от влияния лис. Даже иероглиф лисы нередко избегали писать, заменяя его другим, сходным по звучанию. Страх перед лисой и накликаемыми ею бедами всегда был очень велик**. На первый взгляд лиса, этот своеобразный «царь демонов», должна была бы стать в Китае чем-то вроде европейского черта. Однако получилось все совершенно иначе. Лиса, невзирая на все ее злые чары, была объектом ритуального почитания. В ее честь по всей стране воздвигали кумирни, ей приносили немалые жертвы, Конечно, в какой-то степени это объяснялось страхом, желанием задобрить злого демона. Однако была и другая причина — лиса считалась существом, которому ведомы все тайны природы и которая может поэтому (если к ней отнестись соответствующим образом) вылечить от болезни, избавить от беды, даже поспособствовать обогащению.

Чудесные птицы

Бытовали в Китае представления и о других фантастических животных.
Например, встречались предания о чудесных птицах (наряду с фениксом).

Так, чудесные птицы бииняо («птицы, соединившие крылья») были похожи на дикую утку с красно-зеленым оперением. У каждой птицы было по одному крылу, одной ноге и одному глазу. Они могли летать по небу только парами, а поодиночке могли лишь ковылять по земле на одной лапе мелкими шажками. По некоторым источникам, в каждой паре одна из птиц была зеленая, другая — красная. Из-за своей неразлучности птицы бииняо считались символом счастливого супружества. Поэты слагали о них стихи.

Появление птицы бифан обычно сопровождалось вспышкой удивительного пламени. Птица бифан походила на журавля, но при этом была зеленая, с красными полосами, белым клювом и одной ногой.

Чудесная птица чунмин («двойной свет») поселилась во дворце императора Поднебесной в древние времена, когда государством правил легендарный Яо. Дивную птицу, в каждом глазу которой было по два зрачка, подарили Яо жители страны?

Чжичжи. Чунмин напоминала петуха, но пела, как феникс. Когда наступало время линять, она сбрасывала все свое оперение и улетала. Птица чунмин могла изгонять нечистую силу и прогонять волков, тигров, барсов и шакалов. Питалась она лишь нефритовой пастой. После того как птица поселилась у Яо, она по-прежнему часто улетала к себе на родину и иногда не возвращалась по нескольку лет. Если она не прилетала вовремя, то люди делали ее изображение из дерева или металла и ставили в воротах для того, чтобы отгонять злых духов. Позже изображения чунмин, в том числе рисунки, стали ставить на окнах в первый день Нового года с такими же целями.

Некоторые, совсем разные животные составляли удивительные пары. Так, рассказывали о птице Ту и мыши Ту, живших на горе с Норой Птицы и Мыши. Эти птица и мышь вместе выкопали в горе нору глубиной около четырех чи (т. е. несколько глубже метра) и жили там вдвоем в полном согласии, как любящие супруги. Птица выходила наружу добывать пищу, а мышь в норе занималась домашним хозяйством.

Совсем иную пару составляли разноцветный феникс и черная змея, жившие на двух разных горах, находившихся по соседству. Феникс все время наблюдал за змеей и не позволял ей совершать злых дел.

Странные существа

Сохранилось множество рассказов о странных живых существах, внешний вид которых поражал своей неестественностью. Это были, например, черные пчелы и красные мотыльки, размерами превосходившие слона, и летающий заяц с мышиной головой, крыльями которому служила шерсть на спине. Не менее странно выглядела похожая на фазана.

Изображение чудесной птицы бифана — она напоминает журавля, однако зеленая, с красными полосами, белым клювом и одной ногой Со старинных гравюр

Птица бинняо, от которой пошла легенда о двух половинках — символе счастливого супружества Со старинной гравюры птица, у которой росли усы по обе стороны головы, заменявшие ей крылья. Говорили, что мясо этой птицы исцеляло глазные болезни. А еще существовала одноглазая четырехкрылая птица с собачьим хвостом. Согласно преданию, тот, кто съедал ее, навсегда излечивался от болей в животе.

Многие странные животные были отнюдь не безобидны. Например, птица, подобная пчеле, но величиной с утку, несла смерть зверям и пернатым; стоило ей клюнуть дерево, и оно засыхало. Чудовищами-людоедами были зеленый зверь, напоминавший собаку, и крылатый тигр, чье тело покрывали иглы, как у ежа. Появление полосатого, как тигр, быка сопровождалось сильнейшим наводнением. Бык с белой головой, одним глазом и змеиным хвостом, на пути которого пересыхали реки и увядала трава, предвещал мор повсюду в Поднебесной. А когда на землю какого-либо царства опускалась пятицветная птица с человеческим лицом и длинными волосами, то это царство погибало. Как только в небе появлялась змея, называемая фэйи, с шестью ногами и четырьмя крыльями, на земле тотчас начиналась страшная засуха. Появлялась и другая птица, похожая на змею, с четырьмя крыльями, шестью глазами и тремя ногами; куда бы она ни прилетала, там обязательно начиналось общее смятение.

Мифические существа — неиссякаемый источник пищи

Особую группу мифических существ составляли животные, служившие для людей неиссякаемым источником пищи. Чаще других упоминается волшебное животное шижоу. Это было живое существо, совершенно лишенное костей и конечностей, представлявшее собой только ком мяса, но с парой маленьких глаз. Согласно преданию, его мясо нельзя было съесть без остатка: съешь кусок, а на этом месте вырастает такой же, и шижоу вновь обретает прежнюю форму. Рассказывали также о корове, от которой отрезали большой кусок мяса, а через день оно снова нарастало на прежнем месте. Ее тело было черного цвета, рога тонкие и длинные — более четырех чи (то есть почти полтора метра). По меньшей мере, через каждые десять дней нужно было срезать у нее часть мяса, иначе она могла погибнуть. А еще сохранилось предание об овцах с необычайно толстым и жирным хвостом, который весил около десяти цзиней (пять килограммов), люди отрезали этот хвост и готовили из него пищу. Через некоторое время у этих овец вновь вырастал такой же хвост.

Фантастические морские обитатели

Встречались фантастические существа и среди обитателей моря.

Однажды некий купец отправился на судне в море по своим торговым делам. Далеко в открытом море он увидел маленький островок, поросший изумрудно-зелеными деревьями. Купец велел морякам пристать к острову. Все выпрыгнули на берег и привязали судно. Затем нарубили веток и разожгли костер, чтобы сварить еду. Но вода еще не успела закипеть, как они почувствовали, что островок задвигался и деревья стали погружаться в воду. Перепуганные люди в смятении бросились к судну, перерубили канат и, спасая свою жизнь, поплыли прочь от тонущего островка. Оказалось, что это был вовсе не остров, а огромный краб, которому огонь костра опалил панцирь.

Рассказывали также, что в южных морях жили люди-рыбы. И хотя они обитали в море, но занимались обычным человеческим трудом. В тихую ночь, когда море спокойно и нет волн, на берегу был слышен исходящий из глубины моря шум ткацких станков. Изумительные по красоте морские жемчужины, каких немало в глубинах южных морей, — не что иное, как следы людей-рыб.

Люди-рыбы были очень похожи на обычных людей, причем все они — и мужчины и женщины — отличались необычайной красотой. Их тонкая белая кожа напоминала нефрит, а их волосы, похожие на конские хвосты, достигали пяти-шести чи (более полутора метров) в длину. Когда у прибрежных жителей умирала жена или муж, они ловили человека-рыбу, поселяли в маленьком пруду и нарекали ее своей женой или мужем.