Московская церковь св. Архангела Гавриила

Первые упоминания о деревянной церкви в честь Архангела Гавриила в Москве (ныне - Меншикова башня) относятся к 1551 году. Перестроили ее в камне к 1657 году, а через 22 года (в 1679) году заметно расширили.

В конце семнадцатого столетия сподвижник царя Петра I Александр Меньшиков приобретает в этом районе усадьбу, расположенную на Мясницкой улице на месте нынешнего Главпочтамта .

Близкое расположение Храма архангела Гавриила к подворью именитого соседа способствовало тому, что Александр Меншиков стал прихожанином этой церкви.

В 1701 году он выделяет деньги на ремонт культового сооружения, но уже в 1704 году отдает приказ о его полном сносе.

Фото 1. Меншикова башня на старой фотографии

Храм архангела Гавриила в Москве - новая постройка

Возведение нового Храма архангела Гавриила (Меньшиковой башни) поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург.

В 1706 году Александр Меньшиков передает в дар храму икону Полоцкой Божьей Матери. Князь привез Образ из под Калища, с места своей победоносной битвы. Согласно легенде, этот Образ Божьей Матери принадлежал кисти известного евангелиста Луки.


Фото 2. Шпиль храма архангела Гавриила в Москве

Пережила икона и большой пожар 1723 года, и переезд в Петербург в 1726 в новую домовую церковь Меньшикова на Васильевском острове, но бесследно пропала в 1727 году после отставки князя.

К 1707 году Храм (Меншикова башня) был структурно завершен. Высота здания со шпилем составила 81 метр, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

В 1708 году для башни были приобретены часовой механизм и 50 колоколов (куранты отбивали каждые четверть часа, полчаса и час, а в полдень звучала мелодия из всех колоколов). Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела, а стены храма украшала искусно выполненная декоративная лепнина, утраченная в течении XVIII века.


Фото 3. Богатое убранство церкви архангела Гавриила

После отъезда Меньшикова в Петербург финансирование Храма (Меньшиковой башни) прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах Храма, набежала гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную ферму, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

Денег на восстановление не выделяли и Храм (Меньшикова башня) простоял в разрушенном состоянии вплоть до 1773 года.


Фото 4. Лепнина на входом в культовое сооружение

Именно в этом году восстановлением культового сооружения занялся Гавриил Измайлов, состоявший в масонской ложе Педагогической семинарии, т.н. мартинистов.

Исходя из этого, храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы.

Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые демонтировали лишь в 1852 году по наставлению митрополита Филарета.


Фото 5. Памятная доска на Меньшиковой башне.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меньшикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меньшикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась Храмом архангела Гавриила при Почтамте. Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия, во времена Советской Власти.

В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, его величества Патриарха Антиохского. Открытие подворья при Храме Архангела Гавриила прошло 17 июля 1948 года.

Святынями храма считаются иконы Богоматери Благодатное Небо и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.

Меншикова башня (Храм Архангела Гавриила) расположена по адресу: Москва, Архангельский переулок, 15А (метро «Чистые пруды»).

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах - самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Автором проекта называют Ивана Зарудного и предполагают участие Доменико Трезини.

Интересны обстоятельства, при которых Меншикова башня была построена. В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения находились Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников.

А внутри города рядом с воротами в 1699 г. купил усадьбу А.Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это ещё до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго.

Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать своё дело, а отходы производства сбрасывали в пруды, расположенные неподалёку. Пруды эти источали дурной запах, отчего и получили у москвичей неблагозвучное название «Поганых» прудов. Крепостная стена могла защитить город от врага, но защитить от дурных запахов она была не в состоянии. Так что ароматы доносились до носа Александра Даниловича и, надо думать, сильно ему досаждали.

Спрашивается, а зачем он тогда покупал усадьбу здесь? С его возможностями можно было приобрести владение и в более подходящем месте. Дело, наверное, заключалось в Мясницкой, по которой проходила одна из дорог в Немецкую слободу. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить пруды, которые с тех пор стали называть «Чистыми». Нынешний пруд - искусственный, вырытый уже после пожара 1812 года. Все старые пруды видимо тогда же засыпали.

Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меншиков попытался «уязвить» их.

В Москве существовал строжайший запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. Есть версия, что постройку башни Меншиков затеял не по своей воле. Превышать высоту Ивана Великого ради своей амбиции ему бы не позволили. Ясно, что строить велел сам Пётр Первый. И то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта.

В Москве Петра волновала судьба Немецкой слободы, которую ещё недавно хотели вырезать стрельцы. В ней был спешно построен дворец Лефорта (фактически крепость). До смерти Лефорта в 1699 г. был даже Лефортовский полк. Нужна была надёжная связь Слободы с Кремлём и не только гонцами. Скорее всего, Меншикову башню строили, чтобы принимать тревожные сигналы из Немецкой слободы и передавать их в Кремль, а возможно также в верный Петру полк Лаврентия Сухарева, располагавшийся у только что выстроенной Сухаревой башни. В Москве говорили, что через башню Меншикова Кремль переговаривается с Кукуем (Немецкой слободой).

О том, что башня использовалась в системе государственной сигнализации, можно судить по следующим фактам. Почти сразу же после завершения строительства башню надстроили. Похоже, выявились недостатки зрительной связи между Сухаревой башней и Кремлем. На верхнем этаже Сухаревой башни располагалась обсерватория, она была снабжена приборами и устройствами для приема зрительных сигналов. Заведовал обсерваторией Яков Брюс - лицо, не просто сведущее в точных науках, но и пользовавшееся огромным доверием царя.

Если в Московском Кремле принимали сигналы со стороны, то удобнее всего это было делать с колокольни Ивана Великого. Такое допущение объясняет, почему в Москве запрещалось строить высокие сооружения (чтобы не заслонять обзор) и почему Меншикова башня была построена с нарушением этого запрета (чтобы установить зрительную связь как с Кремлем, так и с Немецкой слободой).

Расположение Меншиковой башни вблизи от нынешнего Московского почтамта также наводит на интересные догадки. Зрительные и звуковые сигналы могли передавать лишь самую краткую информацию типа «Опасность!». Но подробности приходилось дублировать при помощи гонцов. Отсюда ясно: где-то поблизости от Меншиковой башни должны были находиться дома и дворы гонцов. Вот почему уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт.

А в 1723 году башню постигла страшная участь. Произошло событие труднообъяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол.

Когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола и проламывать церковные своды. Упавшие колокола и огонь погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Таким образом, по мнению москвичей, само провидение наказало Меншикова за гордыню.

В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. В 1787 году церковь взялся восстановить Гавриил Измайлов, принадлежащий к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. В Кривоколенном переулке, недалеко от церкви Архангела Гавриила, в доме профессора Шварца проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.

Долгое время власти снисходительно взирали на существование в стране масонских лож. Екатерина II считала, что это всего лишь безобидное увлечение мистическими учениями. Все изменилось, когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором. Из расшифрованной тайной переписки явствовало, что «поборники просвещения» готовили государственный переворот. В итоге несколько высокопоставленных масонов были арестованы и заточены в Шлиссельбургскую крепость.

Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. В 1852 г. митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал все это уничтожить. Дошедший до нас многочисленный скульптурный декор - это не просто лепка или резьба, это «сюжетная скульптура» на евангельские темы, едва ли не первая в московской традиции.

Напоследок, для любителей мистики, несколько фактов. Если мы взглянем на карту Москвы, какой она сложилась после Петра, когда к круглой Кремлевской Москве прибавили квадрат Петровской Яузы, и образовалась неправильная ромбовидная фигура со своим смещенным центром. Где этот центр?

Если мы положим линейку между самыми отдаленными ее заставами, Лужнецкой и Преображенской, центром Москвы окажется участок у Мясницких ворот с Меншиковой башней. Похоже, что Петр и Меншиков интуитивно нащупали новый городской центр.

Более того, Меншикова башня оказалась близ вершины Сретенского холма, самого высокого холма Москвы, превышающего Кремлевский холм. Здесь же, возле почтамта, располагался тогда «нулевой километр», начало всех российских дорог.

А в начале Второй мировой войны военное управление осуществлялось не из Кремля, а из подземелий метро Кировская, ныне Чистые пруды.

Ну а во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: «Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра».

Немного Питера в Москве. Церковь архангела Гавриила на Чистых Прудах - один из самых необычных храмов для Москвы. И архитектура для столицы необычная («питерское барокко»), и сама судьба церкви (долгое время она была местом собраний масонов). Москвичи этот храм называли так: башня Меньшикова.

Храм на Чистых Прудах, история

Храм архангела Гавриила был построен в самом начале XVIII века по указанию Александра Меньшикова - одного из самых видных государственных деятелей времен Петра I.

От прочих московских церквей храм отличался именно своим питерским - «латинским» - стилем. Сейчас этот стиль называют Петровское (или Питерское) барокко.

Первое время церковь имела высокий шпиль. Отсюда и название в народе «башня Меньшикова»: построил Меньшиков, видно отовсюду вокруг.

Считается, что храм архангела Гавриила стал прообразом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге - строил их один и тот же архитектор Доменико Трезина (хотя в Москве итальянец был формально помощником «главного» архитектора).

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге начали строить сразу же после московской церкви архангела Гавриила. Идея у них одна и та же.

В общем, храм на Чистых прудах типичная питерская дворцовая архитектура в Москве. И даже кварталы рядом, - хотя и возведены были гораздо позже, - чем-то напоминают Питер. Кривоколенный переулок. Типичный, холодный, северный модерн.

«Питерские колодцы» во дворах:

…В общем, первое время благодаря шпилю этот храм был самым высоким храмом в Москве ( был построен гораздо позже - в начале XX века). Потом Меньшиков оставил все дела, уехал в Петербург, храм стал разрушаться, обрушился, потом был восстановлен и на какое-то время стал местом собраний масонов, которые украсили церковь своими символами. В 1863 году по приказу святителя Филарета (Дроздова) - тогда он был Митрополитом Московским, - они все, или почти все, были сбиты.

Кстати, после реконструкции церковь на Чистых прудах потеряла облик башни. Шпиля больше нет. Просто большая, красивая, высокая церковь, пропорции стали чуть-чуть более оседлыми. Некоторое время храм на Чистых стоял на попечении Главпочтамта. Фото со стороны Главпочтамта:

К тому времени рядом был построен храм великомученика Феодора Стратилата: вот этот - желтый.

Он играл роль «зимнего» храма с отоплением и роль храма с колокольней, потому что после того обрушения в XVII веке на храме архангела Гавриила колокола больше не вешали.

В 1930-м году храмы на Чистых Прудах, как и почти все церкви в Москве, были закрыты.

Церковь на Чистых Прудах - теперь Антиохийское Подворье

Однако вернули их Церкви гораздо раньше, чем остальные: сразу после Войны. В 1948 году храм архангела Гавриила стал Подворьем Антиохийской Православной Церкви.

Вид «двора» Подворья:

К Антиохийской Православной Церкви относятся территории современной Сирии, Ливана, Ирана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Омана, Бахрейна. В общем, «израненные» территории - и в основном мусульманские на сегодняшний день …

Эти фотографии делались в марте. В Москве еще льды, снега и слякоть 🙂

Архангельский переулок. Вид, если стоять спиной к Бульварному кольцу:

Впрочем, зимой церковь архангела Гавриила видно и с самого Бульварного кольца - листвы нет, все «прозрачное»:

Архангельский пер., 15а

На станции метро «Чистые пруды» стоит церковь Архангела Гавриила. Первые упоминания о ней в истории относятся к 1551 году, а до начала XVIII на ее месте стояла деревянная церковь. Современное здание появилось благодаря князю Александру Даниловичу Меньшикову. Он приобрел себе усадьбу, которая выходила на мясницкую улицу, и стал частым прихожанином еще тогда деревянного храма Архангела Гавриила. А в 1704 году по приказу князя храм был снесен, и на его месте возвели современное здание церкви. Тогда там же был водоем, называемый Погаными прудами. Опять же благодаря приказу Меньшикова их очистили, и они стали называться Чистыми. Строительство прудов было поручено архитектору Зарудному и длилось оно три года.

В церкви Архангела Гавриила в 1706 году появилась очень ценная вещь в виде образа Полоцкой Божьей Матери, которую Меньшиков привез после битвы под Калищем, где войска во главе с князем одержали победу. По легенде эту икону писал сам евангелист Лука. Александр Данилович пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела.
Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей - возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе - во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. «Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меншикова - ее сестра», - говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.

А в 1723 году церковь постигла страшная участь. Произошло событие, трудно объяснимое. 13 июня один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день во время отпевания над церковью сгустились тучи, загремел гром, и молния ударила прямо в крест, загорелся купол. Пожар тушили около двух часов, трудность заключилась в том, что башня была очень высокой. А когда огонь перекинулся на ферму, сделанную из дуба, то стали обрываться колокола (их было 50) и проламывать церковные своды. Упавшие колокола погубили людей, выносившие в это время ценности и реликвии. Верх башни был целиком утерян. Однако драгоценную икону удалось спасти, и в 1726 году по приказу тяжело больного Меньшикова ее перевезли в Петербург, где на Васильевском острове находилась домовая церковь князя. В 1727 году Меньшиков был сослан в ссылку, а икона исчезла.

Церковь имела много отличительных черт. Она была практически на три метра выше колокольни Ивана Великого, которая считалась гордостью и одной из достопримечательностей Москвы. Горожане, невзлюбившие князя, считали, что этим самым Меньшиков попытался «уязвить» их. На башне церкви был установлен шпиль с флюгером в виде парящего ангела с крестом в руке. На последних, самых верхних трех сквозных ярусах располагались 50 колоколов. В 1708 году в Лондоне были куплены куранты за немалые деньги и установлены на башню. Они били каждые 15, 30 и 60 минут, а в полдень звонили все колокола сразу.

В истории есть одно предположение о причине разрушения церкви. Меньшиков недолго прожил на Мясницкой улице. Он уехал из своего дворца, когда был назначен губернатором Петербурга. Храм начал разрушаться. Архитектор Зарудный еще в 1721 году (за два года до злополучного пожара) в письмах предупреждал князя и о протекающей кровле, о том, что куранты уже остановились, иконостас так и стоит недоделанным, а деревянные части церкви гниют и могут вот-вот упасть.

После пожара, долгое время простоявшую в разрушенном состоянии церковь, в 1787 году стал восстанавливать Гавриил Измайлов. Он убрал один ярус, колокола и шпиль. Купол он оформил в виде свечи, винтообразным. Гавриил принадлежал к масонам Педагогической семинарии, которые называли себя мартинистами. Как снаружи, как и внутри он украсил церковь масонскими символами, эмблемами и латинскими надписями. Многие из представителей масонов были арестованы после уличения их в связи с прусским двором, с которым тогда враждовала Россия, но оставленные Измайловым на стенах церкви знаки продержались там еще несколько десятилетий до того, как в 1852 году вышел приказ митрополита Филарета уничтожить их.

В доме Меньшикова на Мясницкой улице разместился почтамт в 1792 году. Ныне здание московского почтамта расположено как раз на месте дворца князя. К нему причисли и Меньшикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при почтамте. Произошло это событие в 1821 году.
Меньшикова башня как драгоценная жемчужина, спрятанная в раковине двора, окруженного домами.
Башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге.