Виды танго. Танго - это что такое

К одному из наиболее романтичных и зажигательных танцев можно смело отнести танго, неудержимая страсть и энергия которого способно вскружить голову любому зрителю! Огромное разнообразие видов легко удовлетворит даже наиболее взыскательные пожелания будущих танцоров, решивших открыть для себя это направление. Среди них есть и классические бальные стили, полное страсти и пылкости аргентинское танго, необычное и запоминающееся финское…. Однако вне зависимости от стиля, танго удивительным образом совмещает в себе строгость и страсть, необычайную нежность и пылкую агрессию, играя на контрастах.

Наиболее известные разновидности танго

Без сомнения, аргентинское танго сегодня пользуется необычайной популярностью как среди начинающих танцоров, так и для профессионалов в своих стилях. Обилие его разновидностей открывает необычайный простор для фантазии и сочетаний, импровизации и выражения чувств и эмоций.

  • Танго Милонгеро появилось более полувека назад. Его характерной особенностью является соединение плеч партнеров и наклонное положение во время исполнения. Этот стиль можно назвать весьма интимным, так как женщина находится весьма близко к партнеру. В Милонгеро присутствует постоянный верхний контакт и крепкие объятья, необходимые для ярких поворотов. Стиль идеально подходит для влюбленных, так как его исполнение строится на взаимном уважении и внутренней гармонии.
  • Танго Салон предполагает некое вертикальное положение танцоров, со смещением партнера от центра при объятиях. Левое плечо партнерши находится ближе к правому плечу мужчины, нежели ее правое к его левому. Для выполнения определенных элементов принято расслаблять объятия.
  • Клубный стиль танго причудливо сочетает в себе стили Салон и Милонгеро. В нем во время поворотов сохраняются близкие объятия.
  • Новое танго или танго Нуэво – это более техничный подход к созданию структуры танца, при котором появляется ряд новых комбинаций шагов и движений. В нем присутствуют открытые объятия и индивидуальность каждого партнера, они сохраняют собственные оси во время движений.
  • Танго Орильеро отличается маневренностью, при которой между партнерами сохраняется большое расстояние, присутствуют шаги вне объятий. В атмосфере стиля присутствуют некие игривые нотки, общий вид восхищает своей притягательностью и роскошностью.
  • Каженге относится к историческим формам танго, для которых характерно сгибание коленей во время движения, близкие объятия и продуманные, четкие шаги.
  • Танго Лисо может показаться самым простым при взгляде со стороны. Ясность и отсутствие сложных элементов стиля привлекает начинающих танцоров, которые стремятся в идеале освоить базовые фигуры и шаги.

Финское танго отличается ярко выраженным бальным характером. В нем присутствует плотный контакт в районе бедер, отсутствие резких движений головой и следование четким и ровным линиям. Не стоит забывать бальное танго, которое относится к наиболее узнаваемым стилям, ставшим обязательными в международных конкурсах. Это строго выдержанный танец без импровизации, характерной для аргентинского танго. В нем присутствует набор определенных правил и норм.

Выбор вида танго напрямую зависит от предпочтений отдельных танцоров и их пожеланий. Разнообразие вариантов позволит каждому подобрать идеальный вариант под собственный вкус!

В Москве почти каждый день (а бывает, что и несколько раз в день) где-нибудь проходит милонга — вечеринка, где танцуют танго. Количество школ и студий танго, появившихся в России начиная с конца 90-х, растет — все больше людей хотят найти пространство для того, чтобы спокойно и красиво выражать свои самые сложные эмоции. «Газета.Ru» решила выяснить, в чем секрет этого магического и популярного танца.

Недавно австралийские ученые из университета Новой Англии обнаружили благотворное влияние аргентинского танго на душевное здоровье человека. Участники эксперимента в возрасте от 18 до 75 лет, жалующиеся на депрессию, тревогу, стресс и бессонницу, две недели посещали уроки танго.

В результате у большинства заметно улучшился общий эмоциональный фон, возросла самооценка и способность радоваться жизни. Эффект сохранялся еще около месяца после окончания занятий.

Теория страсти

Изначально танго появилось в Аргентине в конце XIX века среди низших слоев общества. В 1910-х танец проникает в элиту и быстро завоевывает всеобщую любовь. Примерно тогда же он попадает в Европу, где начинается настоящая тангомания, а к началу 20-х — в США. 1935-1955 годы — «золотой век» танго, время создания музыки, под которую в основном и танцуют сегодня — под оркестры Хуана Д"Арьенцо, Освальдо Пуглиезе. С середины 50-х творчество композитора Астора Пьяццоллы окончательно возводит танго в ранг серьезной музыки. Формируются разные стили: салон, милонгеро, фантазия, нуэво, модерно…

Базовые элементы танго - это шаг и поворот, представленные в огромном количестве вариаций. Особенность танго в том, что это танец-импровизация, и его невозможно выучить — каждый раз, сочетая элементы по-новому, вы создаете абсолютно новый танец. При этом инициатором выступает мужчина, а роль женщины — чутко улавливать направление и пульс танца. В то же время это не игра в «угадалку» — мужчина должен достаточно ясно давать понять партнерше, как танец будет идти дальше, а она в свою очередь — его понимать.

И вот тут начинается самое интересное: чтобы диалог состоялся, партнеры вынуждены научиться доверять и открываться друг другу.

«Люди становятся более открыты к отношениям. Танго учит решать проблемы в парах. Если ты хочешь от кого-то что-то получить, ты должен дать ему то, что нужно ему, — рассказывает Джиджио Джованни , танцор и преподаватель танго с 20-летним стажем из Аргентины, живущий в Москве. «Обычно мы прячемся за словами, а когда танцуешь, тебе некуда деваться. Все становится ясно».

Невербальное общение, происходящее в танго, не может быть лживым, в отличие от повседневной жизни. «Танго учит мужчину быть мужчиной, — продолжает Джиджио. — Ведь на самом деле это непростая задача.

Быть мужчиной как животным может каждый. Танго учит быть джентльменом, понимать, что ты хочешь и как это получить.

В свою очередь женщины становятся более женственны, учатся слушать, чувствовать ситуацию».

Танго не только проигрывает историю общения изнутри, но и выстраивает отношения людей вокруг себя. Жизнь в танго-сообществе очень активна: неизбежно появляются новые знакомства, не нужно задаваться вопросом о том, куда пойти вечером. Для женщин это повод сменить джинсы и майки на платья и изящные туфли, для мужчин — почувствовать себя неотразимыми.

«Конечно, в танго гендерный дисбаланс достаточно ярко выражен, — рассказывает Анна Зюзина , преподаватель танго и сооснователь одной из первых московских танго-школ. — И мужчина, который реально научился танцевать, будет пользоваться успехом у женщин. Самооценка растет — у некоторых она даже иногда перепрыгивает порог адекватности. Конечно, нравиться девушкам — это уже момент интересный. А хорошая самооценка потом помогает и в других областях жизни».

«Для меня танго — аллегория жизни, — продолжает Джиджио. — Бесполезно идти в танго с целью найти что-то определенное, например семейное счастье, если ты сначала не нашел самого себя. А если ты нашел себя, тогда возможно все остальное. Танго — это и страдание, и страсть, и меланхолия. Кто танцует танго, легче преодолевает эти чувства в жизни. Грусть — тоже мастерство, нужно уметь ее проживать».

Практика любви

iStockphoto

Но танго — это, безусловно, не только о грусти, иначе оно бы не было так популярно. Прежде всего этот танец привлекает возможностью по-настоящему красивого общения между мужчиной и женщиной.

«В жизни обычно проходит довольно много времени, прежде чем ты в первый раз обнимешься с любимым человеком, — говорит Джиджио. — А танго с объятия начинается, и притом это просто объятие, просто танец.

Конечно, есть игра, есть флирт, но мы это любим, и русский народ это любит. Потому что они страстные. Как мы».

Кроме того, танго — хороший повод разобраться со своими психологическими проблемами. «Танго — социальный танец, и все это сообщество работает по всем законам общества, — говорит Анна. — Если человек видит, что у него что-то не получается не только «там», но и здесь, он корректирует свое поведение, и ему потом становится проще общаться с людьми».

Навыки, полученные на занятиях, отрабатываются на учебных танцевальных вечерах, иногда под присмотром преподавателя. Во многие школы можно прийти на такую практику, даже если вы учитесь в другой. А те, кто уже достаточно уверен в своих силах, могут отправляться на настоящую милонгу — вечер, где танцуют танго.

Излюбленные площадки московских тангерос — кафе «Теплица», Сад им. Баумана, Екатерининский парк, Музей Москвы, студия ТИР, дизайн-завод «Флакон», «Ритм-Блюз» кафе. Музыку принято ставить блоками из трех-четырех композиций танго почти без пауз — это «танда». Между тандами идут «кортины» — короткие вставки другой музыки, например сальсы или рок-н-ролла, когда можно побеседовать с партнером или найти нового.

Прерывать танду — грубое нарушение «кодигос», танго-этикета. Он, кстати, расписывает нормы поведения на милонгах до мельчайших деталей. Запоминаются они легко, помогая и избежать неловких ситуаций, и почувствовать себя на настоящем танцевальном ретровечере.

Частный случай

iStockphoto

Конечно, личная история взаимоотношений с танго у каждого уникальна. Но мы все равно попросили двоих московских тангерос — мужчину и женщину — рассказать свою.

Максим Муравьев, танцует с 2010 года :
«Я пришел в танго после окончания учебы в университете. Захотелось изменить свою жизнь… На поставленный себе вопрос «Как?» в голове зажглась лампочка с надписью «Аргентинское танго». Мне это показалось странным — я не знал, что это за танец, и никогда ничего не танцевал… Через полгода шумно отметил свой день рождения на милонге, а через год постепенно узнал, что такое «кодигос», и втянулся окончательно. Учиться всегда было интересно, и сейчас тоже. Считаю, для танго это обязательный бесконечный процесс.

Танго привносит баланс — жесткому человеку добавляет мягкости, мягкому — жесткости…

Мужчине дает уверенность в собственных силах, возможность реализовать скрытые потенциалы, веру в себя.

Я благодаря танго нашел свою любовь и связал с ней дальнейшую жизнь. Появилось новое окружение, много знакомств. Ритм танго прочно вошел в ритм жизни… Или скорее наоборот».

Лена Щекина, танцует с 2008 года:
«Незадолго до знакомства с танго я решила, что хочу заниматься парными танцами. И тут коллега предложила сходить с ней на закрытие московского фестиваля танго. Выйдя после концерта, я уже точно знала, какими именно танцами буду заниматься. Начала буквально через неделю, а после первого же занятия поехала покупать весьма недешевые профессиональные туфли. Так что это была любовь с первого взгляда.

Первый раз на милонгу я отправилась после четырех месяцев обучения: было очень страшно и интересно одновременно... Конечно, первые месяцы — самые сложные: изучаешь движения, пытаясь еще и в музыку попадать, и с партнером контакт сохранять. А потом становится легче, хотя это процесс многоэтапный, есть свои взлеты и падения. Сейчас я не учусь, но хожу на практики и милонги. Танго привносит в жизнь атмосферу праздника…

Моей подруге танго помогло выбраться из депрессии после развода, несколько знакомых нашли свои вторые половинки благодаря танго. Я встретила много замечательных людей.

А еще я стала свободней. Танго помогает, с одной стороны, научиться управлять телом, а с другой — внутренне раскрепоститься. Ведь не так-то просто в первый раз ответить на приглашение на танец или самой пригласить мужчину взглядом.

А еще танго учит классно обниматься».

Где научиться танцевать танго в Москве

ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Школа аргентинского танго «ТангоМио» . Основана в 2004 году одной из первых тангер Москвы, Милой Вигдоровой, и Анной Зюзиной. Здесь на постоянной основе обучают преподаватели, приглашенные из Буэнос-Айреса, а также регулярно проводят мастер-классы лучшие мировые мастера танго.

Первая московская школа танго Casa del Tango . Создана в 1998 году хореографом и преподавателем танго Валентиной Устиновой. Первые ученики Casa — ныне известные всей Москве тангеры.

Театр-студия аргентинского танго Влады Захаровой. Руководитель — чемпионка России по аргентинскому танго, профессиональный педагог-балетмейстер, преподает с 2000 года. Школа постоянно организует выступления учеников и педагогов на различных площадках и даже поездки в Аргентину.

Школа аргентинского танго GoTango. Существует с 2004 года. Форум на сайте этой школы известен, пожалуй, всему русскоязычному танго-сообществу и живет невероятно активной жизнью — здесь обсуждают самые разные вопросы, связанные с танго, узнают расписание танго-событий, а также ищут (и находят!) пару для занятий и милонг.

Клубы «Планетанго» и «Ла Милонга» . Помимо уроков танго эти клубы организуют регулярные практики, милонги (часто тематические — например, при свечах или по случаю праздника), семинары и мастер-классы зарубежных преподавателей, фестивали.

Российское танго-сообщество охватывает множество городов: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Ярославль, Краснодар и т.д. Да и приехав в другую страну, вы точно не будете чувствовать себя одиноким — во многих странах есть с кем потанцевать.

Чтобы понять характер и душу танго, необходимо познакомиться с историей появления этого удивительного танца, танца с печальной и эксцентричной, по-настоящему человеческой историей.

Происхождение Танго.

Есть несколько предположений происхождения слова «танго»:
конголезский танец "ланго",
бог нигерийского племени йоруба "шанго",
слово народности банту "тамгу", означающее танец вообще или «танго», которое в Конго означает "закрытое место", "круг", слово, которым позже стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль.

Cчитают, что не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос-Айресе и Монтевидео (важными перевалочными пунктами работорговли), где он возник на танцевальных вечеринках черных – "sociedades de negros" предположительно из танца кандомбэ. Кандомбэ было ритуальным танцем, объединяющим в себе элементы религий банту и католицизма. Танцоры выстраивались в ряды и шли навстречу друг другу. Переход состоял из пяти хореографически определенных сцен, которые исполнялись не парами, а как групповой танец. Так как во время праздников черных дело часто доходило до кровавых драк, эти мероприятия были вскоре запрещены администрацией, данное противоборство сохранилось и во времена переселения европейцев на территорию Аргентины. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить в закрытых помещениях. Пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились, имитируя жесты первоначального кандомбэ. Этот новый танец переняли "компадриты", живущие в пригородах и принесли его в салуны, где до тех пор танцевали лишь традиционную милонгу.

С созданием первых "sociedades de negros" в начале 19 века в Буэнос-Айресе и Монтевидео словом "танго" стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио де ла Плата с середины 19 века. В портах Буэнос-Айреса и Монтевидео различные культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы, появилось известное нам танго.

При сравнении танго с кандомбэ, музыкой черного населения Буэнос-Айреса, уже по используемым инструментам видно, как мало общего у этих музыкальных стилей. Ни один из многочисленных ударных инструментов, составляющих основу кандомбэ, никогда не применялся в танго.

Танго и кандомбэ объединяет ритмическая формула, которая в принципе лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию. Эта ритмическая формула оказала свое влияние и на три музыкальных стиля, непосредственных предшественников танго:
афрокубинскую хабанеру;
танго Андалуз;
милонгу.

Хабанера

Хабанера, возникшая примерно в 1825 году в пригородах Гаваны, – это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-х гг. стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. На Рио де ла Плата хабанера пришла из Парижа. После того, как она стала салонным танцем в Париже, ее с восторгом приняли аристократические круги Латинской Америки, культурного пространства Рио де ла Плата, повторявшие все, что было модно во Франции.

В портовых тавернах Буэнос-Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурировать с самыми модными танцами той эпохи – мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одной ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых (первые такты из всемирно известной оперы Бизе "Кармен": "Любовь дитя, дитя свободы…").

Этот ритм хабанера передала танго Андалуз и милонге. Так как эти три музыкальных стиля отличаются друг от друга только мелодически, публика и композиторы часто путали их еще в то время. Танго Андалуз

Танго Андалуз, возникшее примерно в 1850-х гг. в Кадисе, относится к классическим формам фламенко и исполняется в сопровождении гитары. Это как песенная форма, так и танец, который исполнялся сначала только женщиной, а затем одной или несколькими парами, причем партнеры не прикасались друг к другу. Однако в Аргентину танго Андалуз пришло не в качестве танца. Здесь оно использовалось только как песня или куплеты народного театра.

Милонга

Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе частью культурной истории. У негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова «milonga» – "слова", "разговор", В Уругвае "милонга" означала "городское пение", в Буэнос-Айресе и его окрестностях – "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально-песенной формы, к которой добавились milonguera – танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita – женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам"

Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и танцевали более ритмично. Очевидна ее родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклорное наследие еще до 20-х гг. XIX в., милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Танцевали под милонгу, прежде всего, в пригородах на танцевальных балах "компадритов".

Первые мызыкальные исполнения хабанеры, милонги и танго Андолуз.

Хабанера, милонга и танго Андалуз занимали существенное место в репертуаре трио и менестрелей, гастролировавших в конце XIX в. в районе Буэнос-Айреса. Эти музыканты были почти сплошь самоучками, игравшими на флейтах, скрипках и арфе на танцах в рабочих кварталах, закусочных и борделях пригородов. Новости узнавались только от пайадорес - местной разновидности странствующих менестрелей. Как раз песни пайадорес и дали начало песенному стилю, а позже и танцу, называемому милонга. Дошедшие до нас записи милонги в исполнении пайадорес крайне несовершенны, но в те времена милонга пользовалась у обитателей окраин Буэнос-Айреса огромной популярностью.

Арфа часто заменялась мандолиной, аккордеоном или просто гребнем и впоследствии была полностью вытеснена гитарой, которая со времен конкисты играла важнейшую роль как национальный инструмент гаучо и паядоров. Вскоре гитарист стал определять гармоническую основу, на которой импровизировали скрипач и флейтист. Мало кто из тогдашних музыкантов мог читать ноты. Все играли на слух и изобретали каждый вечер новые мелодии. То, что нравилось, часто повторяли, пока не возникало своеобразное музыкальное произведение. Но так как эти мелодии не записывались, на сегодняшний день не известно, как они в точности звучали.

Репертуар менестрелей был более чем пестрым. Они играли вальсы, мазурки, милонги, хабанеры, андалузское танго и в какой-то момент – первое аргентинское танго. Сегодня невозможно сказать, какое трио в какой забегаловке города сыграло первое наиболее чистое танго.

Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров, записывали исполняемую ими музыку. Это были, прежде всего, пианисты, играющие в элегантных салонах в одиночку. В отличии от своих анонимных коллег из пригородов, они имели музыкальное образование, обменивались нотами, создавали свой стиль и записывали композиции.

Самые ранние записанные танго пришли к нам от одного из известнейших композиторов того времени, Розендо Мендисабаля. Днем Розендо Мендисабаль обучал игре на фортепиано девушек из знатных семей, а вечером встречал их братьев в таких увеселительных заведениях как "Мария ла Васка" и "Лаура", и играл танго. Классическим ранним танго было, например, "El entrerriano", написанное Розендо Мендисабалем в 1897 году. Опубликованные партитуры "Tangos para piano" дают представление о том, как радостно и энергично должна была звучать эта музыка.

Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали. Танго, или то, что понималось под этим словом в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. «Академией» называли обычное кафе, где посетителей обслуживали женщины, и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать с дамами.

Музыкальные инструменты танго

Шарманка была в то время одним из важнейших инструментов распространения молодой музыки танго. Итальянцы проходили с ней по улицам центра города и дворам рабочих кварталов. Семьи переселенцев танцевали по воскресеньям на своих праздниках между вальсом и мазуркой раз-другой и танго. Итальянская шарманка упоминается в аргентинском национальном эпосе "Мартин Фиерро". Танго "El ultimo organito" и "Organito de la tarde" упоминаются там как "голос окраин". Поначалу танго игралось на гитаре, флейте и скрипке. Однако вскоре лидирующим инструментом стал бандонеон. Часто говорят, что бандонеон - душа танго и само танго обязано своим появлением на свет именно этому "инструменту дьявола". Нужно заметить, что в те годы бандонеон как музыкальный инструмент был еще весьма далек от совершенства. Он представлял собою меха, средние по размеру между мехами гармоники и аккордеона. По бокам эти меха заканчивались деревянными планками с рядами кнопок. Играть на бандонеоне было довольно сложно. Бандонеон – инструмент, напоминающий своим звучанием орган. Он добавил ноты драматизма в музыку танго. С его появлением танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности, танго приобрело тот меланхолический характер, с которым и до сих пор ассоциируется музыка Рио де ла Плата.

Бандонеон сопровождал и выступления певцов, исполнявших танго. Благодаря бандонеону, в танго превращались мелодии, вовсе и не писавшиеся изначально как танго. Яркий пример тому - знаменитая "La Cumparsita", написанная в 1916 году Джерардо Родригесом как военный марш. Когда же "La Cumparsita" превратилась в танго, она стала музыкальным символом всех карнавалов. Еще одно знаменитое танго было написано в 1905 году. Это "El Choclo" Анжело Виллольдо. "El Choclo" пережило десятилетия, а в 1950-х годах в новой аранжировке и под новым названием - "Огненный поцелуй" - надолго вошло в американские хит-парады.

Благодаря глубокому, звучному голосу бандонеона танго стало тверже, напряженнее, шире, а порой - хотя и не всегда - меланхоличнее. Слова, сопровождавшие мелодию, выражали озабоченность утомленных жизнью людей. Поэты, писавшие слова для танго, как правило, говорили о судьбе, о роке, испытаниях, одиночестве. Была в них и ностальгия по далекой родине. Величайшим певцом танго на все времена считается Карлос Гардель. Кареглазый красавец, типичный герой-любовник, Карлос Гардель трагически погиб в авиационной катастрофе жарким летом 1935 года. Его могила на кладбище Ла Чакарита в Буэнос-Айресе и по сей день остается местом паломничества для сотен почитателей.

Танго на рубеже 19-го и 20-го веков.

Последние годы девятнадцатого века. Европу одолевают голод и разруха. Молодые люди, лишенные работы, лишенные надежд на лучшую жизнь, покидают свои дома и переселяются в поисках счастья за океан, в Южную Америку. Тысячи таких обездоленных людей сходят с кораблей на причалы Буэнос-Айреса, новой столбцы Аргентины, или высаживаются на грязной пристани Рио-де-Ла-Платы.

Хотя в те годы жизнь в Аргентине была легче, чем в Европе, приехавшие молодые люди оказывались здесь на положении чужаков и оседали в нищих грязных кварталах на окраинах городов. Несмотря ни на что, число иммигрантов постоянно росло и к 1914 году уже превысило количество коренных жителей Буэнос-Айреса в соотношении три к одному. Приблизительно половина приехавших была родом из Италии. Около трети иммигрантов прибыли из Испании. Ла Бока, старый портовый район Буэнос-Айреса, стал тем местом, где селились большинство приехавших итальянцев. И именно с Ла Бокой связаны самые яркие страницы в истории танго.

Выходцы из Европы старались держаться общиной, хотя и она зачастую не спасала от отчаяния и крушения. Все это находило отражение в песнях, где грусть одиночество и тоска смешивались с надеждой и стремлением к счастью. Именно из этих песен в узких портовых кварталах Буэнос-Айреса вскоре и родилось танго. С приходом иммигрантов из Ла Боки вскоре исчезли жившие здесь прежде аргентинские ковбои, которых; звали "гаучо".

Подавляющее большинство выходцев из Европы составляли молодые люди - их было в пятьдесят раз больше, чем женщин-иммигранток. Эти молодые люди были частыми посетителями так называемых "академиас" - танцевальных школ и "прегундинес" - дешевых кафе, где можно было за дополнительную плату потанцевать с официантками.

Умение хорошо танцевать становилось жизненно необходимо - ведь именно таким образом молодой человек мог произвести на девушку впечатление, привлечь ее внимание. Отбросив традиции европейского танца, молодые иммигранты активно искали собственные пути самовыражения, создавая новый танцевальный стиль призванный покорить женское сердце.

Закон о Всеобщем избирательном праве, принятый в 1912 году, не только принес долгожданную свободу людям, но и придал новый импульс развитию аргентинского танго. Очень скоро танго перестало быть танцем бедняков с окраины и принялось завоевывать высший свет. Во всех фешенебельных районах Буэнос-Айреса как грибы после дождя вырастали Танго-салоны. Затем танец покорил Северную Америку и докатился до Европы. Танго зазвучало и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Париже. Танцоры танго стремительно входили в моду.

Танго в 20-ые

В годы Первой мировой войны, несмотря на все ее ужасы и страдания, люди не забыли про танго. Воздух войны был пропитан не только запахом пороха, но и ветром перемен. Танго как нельзя лучше отвечало ожиданиям людей, мечтающих о свободе, и потому его популярность продолжала расти. Наконец война закончилась, и танго вступило в свои золотые годы - в 1920-е. И если уж танго было настолько популярно в Европе и Северной Америке, то что тогда говорить о Буэнос-Айресе? Здесь по танго буквально сходили с ума.

Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! Поэтому танго стало танцем воплощающим дуэль и противоборство и потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Поэтому, если вы будете слушать лирику танго, то это всегда будет женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины - портенье существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго.

Герои эпохи танго.

В 20-ые некоторые музыканты целиком переключились на совершенствование танго как музыкальной формы. Этих людей знал каждый житель Буэнос-Айреса, их имена становились нарицательными. Аккордеонисты купались в золоте. Еще одними героями эпохи танго стали танцоры.

Самым известным танцором - исполнителем танго считался легендарный Эль Качафас (Жозе Овидио Бьянкет). Выступая в паре с Карменситой Кальдерон, он приводил публику в экстаз. Другую выдающуюся пару танцоров составляли Хуан Карлос Колес и Мария Нуэвес. Они заслуженно считались живым воплощением танго, и тот, кто видел их на сцене, не мог забыть этого до конца своих дней.

Танго в 30-ые.

Сразу же после военного переворота, происшедшего в Аргентине в 1930 начался период гонения на танго. Новая власть - озабоченная и не уверенная в себе, увидела в этом танце опасность для себя. Танго казалось захватившим власть военным излишне свободолюбивым и бунтарским танцем.

В Европе танго переживало период трансформации. Классическое аргентинское танго не укладывалось в новые музыкальные формы и идеи, а потому его стиль быстро и жестко начал меняться. Дорожка была заменена кружением по всему периметру бального зала, сам характер танца стал более быстрым, угловатым, музыка танго приобрела агрессивный характер. На первый план в оркестре стали выходить ударные, которые до этого использовались крайне редко и то только в больших оркестрах. Из современных европейских танцев в танго ввели несвойственные ему резкие движения головой. Начал складываться некий усредненный международный стандарт танца, все больше и больше уходивший от оригинала.

Танго в 1950-ые года.

В самом Буэнос-Айресе в 1950-е годы происходил закат танго. Стареющий президент Перон не справлялся с управлением страной, и положение в экономике оставалось нестабильным. Да и бывшие иммигранты не чувствовали уже себя таковыми - они стали стопроцентными аргентинцами. Так ушли из танго важные его составляющие - ностальгия по родине, грусть, одиночество.

В разваливающейся стране стало не до оркестров танго. Их золотые 1940-е годы канули в Лету. Танго продолжали играть небольшие группы музыкантов, но теперь публика только слушала музыку - и не танцевала.

В 1955 году в Аргентине наступает военный режим. Танго все также неугодно высшим и средним слоям общества, так как танго - это танец бедноты, танец народа, танец свободных чувств.

Неудивительно, что при таком отношении музыканты и композиторы принялись в 1960-х годах разрабатывать "El nuevo Tango" - стиль, рассчитанный прежде всего на слушателя, а не на танцора. "Нуэво Танго" слушали многие. Танцевали единицы. Танго продолжали играть - уже как концертную музыку - многие оркестры, в том числе оркестр Освальда Пульезе, причем не только в Аргентине, но и за рубежом.

В 1980-х этот оркестр совершил мировое гастрольное турне, после чего возник новый интерес к танго. Новое поколение заново открыло для себя и эту музыку, и этот танец.

Всемирная «тангомания»

Танго оказалось настолько жизнеспособным, что очень быстро вырвалось не только за пределы портов и улиц бедных кварталов Буэнос-Айреса, но и за границы Аргентины. В начале XX в. танго и его музыка вошли в жизнь европейских стран. Это был золотой век танго. Париж начала века влюбился в танго с первого взгляда, куда оно попало благодаря нескольким танцорам из Аргентины.

Возникло даже новое слово – "тангомания", мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру – в Англию, Штаты, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно.

Танго в России.

В России танец тоже нашел свою аудиторию, хотя и был официально запрещен. Но как бы ни запрещали аргентинское танго, он становился еще более популярным и любимым людьми. В России тоже было свое танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ в, хоть и танцевать его запретили официально. В 1914 г. появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька. И в 20–30-е гг. в советской России оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Хотя предшественницей танго на Руси по всем критериям танцевальной критике, техническим характеристикам, манере исполнения, музыкальному сопровождению (гармоника, балалайка, бубен) и многого другого, является родная русская кадриль. Единственным отличием можно считать эмоциональную наполненность ведь кадриль несет в себе праздность и веселость присущую русскому народу.

Несмотря на ограничения, танго становилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского.. А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было русское танго.

Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире, и оно завораживает каждого, кто к нему прикоснется.

Заключение

Танго прошло огромный путь, но этот путь еще далек от конца. История этого танца насыщена легендами, романтикой и ностальгическими воспоминаниями о давно прошедших временах. Танго и сегодня остается удивительно ярким танцем, передающим всю гамму человеческих чувств и переживаний, надежд и разочарований. Как говорят в Аргентине, "Esto es Tango". Танго - это Танго.

Основные разновидности танго:

Танго Салон:

Танго Салон отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием». Это пространство позволяет танцевать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы танго. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго и также, как и танго Милонгеро, основан на принципах импровизации, ведения-следования и т. п.

Танго Лисо:

Танго Лисо очень похоже на простые шаги, ходьбу или прогулку (коминада), как их называют в танго. В этом стиле используются только самые основные шаги и фигуры танго, нет множества поворотов, фигур и вращений.

Танго Нуэво:

Танго Нуэво - это новое направление танго, это изобретения молодого поколения танцоров по части оригинальности шагов. Они стремятся найти в танго свой собственный неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Танго Нуэво требует для исполнения много места, его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах. Более того, танцевать сложные фигуры рядом с парами, танцующими Милонгеро, считается просто дурным тоном.

Танго Фантазия:

Танго Фантазия - название постановочного танго, которое исполняется в шоу для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных (социальных) стилей - законы постановочного и сценического жанра. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.

Финское танго:

Стиль зародился в Финляндии в середине 40-х гг. XX века. Наибольшую популярность финское танго приобрело в 1950-е - 1960-е, после появления на свет музыкальной композиции Унто Мононена «Satumaa» («Сказочная страна»), которая стала известна в исполнении Рейо

Наиболее известные исполнители финского танго - Олави Вирта, Рейо Тайпале, Эйно Грён, Эско Рахконен, Вейкко Туоми, Тайсто Тамми, Райнер Фриман и другие. Также к этому стилю обращались Тапио Раутаваара, Хенри Тиль, Георг Отс, женские вокальные ансамбли Metro-tyt

Музыкальный стиль, который существовал в Аргентине, дал начало и новому виду танца под названием милонга. Странствующие музыканты наигрывали веселые песни, а публика в такт пританцовывала под эту музыку. В XIX веке эмигранты, танцуя милонгу, добавляли движения танцев своей страны, формируя первые элементы танго, того самого, в котором выражается эмоциональный накал, внутренний надрыв и переживания людей, покинувших свою родину. В какой стране зародился танец танго? Поговорим об этом в нашей статье.

Что такое аргентинское танго?

Как-то Луи Армстронг сказал: "Если ты спросишь, тебе никто не ответит". Также и аргентинское танго. Оно имеет много общего с джазом. в которой нет правил, но есть практики и способы. При изучении танец, в первую очередь познаются варианты импровизаций.

Зрелищно и страстно танцуют танго в кинофильмах Ричард Гир с Дженифер Лопес («Давайте потанцуем») или обворожительный Аль Пачино («Запах женщины»).

Профессионалы танго - Себастьян Арсе, Хавьер Родригез - танцуют просто великолепно. Но это шоу, постановочные танцы. Настоящее аргентинское танго - это простой танец обычных людей. Он глубокий и чувственный, не для зрителей. Он для двоих, вернее для троих: двое танцующих и музыка. в котором объятия важнее шагов, можно сказать, что это язык тела, на котором говорят партнеры.

Прелесть танца заключается в том, что партнеры друг друга не знают. Однако если ты начал танцевать с одним партнером, нужно пройти с ним четыре блока, на которые разбита милонга. Протанцевать один или два танца с партнером, а затем уйти - это неприлично. Здесь все события разворачиваются, как в жизни. В первом танце партнеры знакомятся, во втором - "притираются", в третьем, когда уже достаточно познакомились, происходит кульминация отношений, а четвертый танец - прощание.

Место рождения танца

Родина танго - Буэнос-Айрес. В трущобах этого города, ставшего приютом эмигрантов, зародился танец, объединивший в себе элементы и мотивы фламенко, африканские ритмы, кубинскую хабанеру и милонгу, исполняемую странствующими музыкантами. Таким образом, появившееся в период с 1860 по 1880 годы танго, стало сложным переплетением музыкальных и танцевальных традиций разных стран Европы, откуда прибывали эмигранты в поисках лучшей жизни.

Следует отметить, что первая волна эмигрантов - это в основном мужчины. Они приехали заработать денег, чтобы впоследствии перевезти свои семьи. Были среди них и одинокие, приехавшие в Буэнос-Айрес, чтобы разбогатеть. Работа занимала большую часть дня. Вечером наступала пора развлечений и отдыха. Каждый выбирал сам, чем заниматься. Многие шли в клубы, где был алкоголь, музыка, танцы. Именно там была благодатная почва для рождения танго - симбиоза многих культур и танцевальных традиций. С этого времени начинается история танца танго.

Первоначальная репутация танца

Место, где жили эмигранты, прибывшие со всего мира, было на окраине Буэнос-Айреса. Район назывался Arrabal (пригород). Здесь же прямо на улице жили нищие, промышляли воры и женщины легкого поведения - проститутки. Эта публика танцевала танго как в игорных клубах и публичных домах, так и просто на улице, либо в кабаре и барах.

Со временем идея танца и его эмоциональная подоплека приобрела самые разнообразные оттенки: от несчастной любви и тоски до сарказма. Но никогда танцующие люди не передавали через танго свое хорошее настроение или эйфорию.

Аргентинское танго танцевали мужчины в увеселительных заведениях со своими приятелями. Даже бытовало мнение, что это только мужской танец. Он для них был способом показать себя, продемонстрировать таланты и понравиться женщине. Но в конце XIX века в мир танго впервые вошли женщины. Это были проститутки из публичных домов. Танец мачо и проститутки - так в середине прошлого века называли танго, и в связи с этим считали его неприличным.

Как танец попал в Париж?

До сих некоторые выясняют, в какой стране зародился танец танго: в Аргентине или Уругвае. Но, где бы он не появился, в Европу он все-таки был привезен. Молодых людей из богатых аргентинских семей родители отправляли на учебу в европейские страны. Предприимчивые маэстро, не стеснявшиеся на родине получать уроки жизни в борделях, где и освоили танго, привезли его в Париж, заразив местную молодежь тангоманией. Танец нравился парижанам. Его исполняли на всех городских мероприятиях. Вскоре вся Европа познакомилась с этим танцем, в вот на родине танго, в аргентинском обществе, танец был принят только после признания в Париже.

Запреты и гонения

Однако, не всем по нраву была близость партнеров в танце. Не обошлось без гонений со стороны церкви. Папа Римский Пий X собирался наложить запрет танцевать неприличный танец христианам. Ситуацию спасли румынские танцоры, которые без эмоций и страсти станцевали танго в Ватикане. Хитрость и расчет сработали, запрет был снят.

В России этот удивительный танец также стал популярен в начале XX века. Хотя указ министра народного просвещения с официальным запретом танго был издан в 1914 году. Судьбу танго в свое время разделили венский вальс, мазурка и полька. Невзирая ни на какие запреты танец, что называется пошел в массы и пришелся по душе людям. Томную и страстную одновременно мелодию слушали с заигранных патефонных пластинок. В ритме танго звучали "Брызги шампанского" и "Утомленные солнцем", задушевные песни в исполнении Петра Лещенко и Александра Вертинского.

Популяризация танца

Единство двух элементов танца: мира музыки и танцевального искусства смог пронести через свою жизнь аргентинский певец и композитор Карлос Гардель, сын эмигранта из Тулузы. Ему принадлежит значимая роль в популяризации танго. В какой стране зародился танец? В Аргентине, именно она стала родоначальницей танго. Отсюда и пошла популяризация танца в мире. Хуан Дарьенцо создал ритмичное танго, пользуясь современными аранжировками. Карлос Ди Сарли - классик мелодичного и лиричного танца. Сценическое танго создал Освальдо Пуглиезе. С 90-х XX века началась новая волна тангомании. Повсеместно начали открываться школы танго, в которые на работу приглашали преподавателей из Аргентины.

Феномен мегаполиса

Танго, которое видят зрители на соревнованиях бальных танцев - это только шоу. Настоящее аргентинское танго, как говорилось выше, это импровизация, без эффектных па. Танцоры пропускают музыку через себя, это разговор двух тел, драма, заканчивающаяся с последними тактами музыки. Этот танец нужно чувствовать. У русских это получается. Они считаются лучшими в европейских странах танцорами, а признали это аргентинцы. И без разницы, в какой стране зародился танец танго, главное, он живет и развивается. У него есть любители и почитатели.

Конечно, Россия не Аргентина, где каждый вечер в десятках кафе двери открыты для любителей танго. Танцевальные вечера (милонги) проводятся даже днем. Во время обеденного перерыва аргентинцы бегут потанцевать. В России, в частности, в Санкт-Петербурге милонги проходят несколько раз в неделю. Они являются настоящим феноменом мегаполиса, на таких вечерах можно на несколько часов погрузится в атмосферу аргентинских улиц, страсти и любви.

Как танцевать?

Аргентинское танго сильно отличается от других танцев. В его хореографии последовательность шагов не заучена, она рождается в ритме танца партнером под заданную музыку.

Но если говорить об обучении танго, то в танце есть несколько основных движений: "восьмерка", "поворот" и "перенос". Его красота заключается в импровизации и сиюминутном вдохновении партнеров. Каждая танцующая пара трактует звучащую музыку по-своему и выражает это движениями. Стоит немного попрактиковаться и можно приходить на милонги - танцевальные вечера, которые устраивают любители танго по всему миру.

На уроках танго учатся чувствовать партнера, ощущению ритма и пространства и при этом умению импровизировать. Этот танец, как никакой другой выражает чувства без слов, демонстрирует зрителю уникальные истории и просто дарит наслаждение совершенной гармонией. Очень проблематично, если партнерша начинает контролировать себя, свои ноги, напрягать тело, бояться ошибок, превращаясь в комок мышц. В танце детали должны уходить на второй план. Можно сказать, что этот танец сравним с трансом под музыку, во время которого за несколько минут перекачивается огромное количество энергии.

Школы танго

Как правило, в школах уроки танго берут люди, для которых танец - потребность, а не времяпрепровождение. Причем, возраст не имеет значения. Обучаясь танцу, люди понимают, как выражать свободу своих эмоций через движения. Идея танца заключается во взаимодействии партнера и партнерши, которое передается через руки и соприкосновение тел.

Партнёров учат "водить", то есть делать такие движения, чтобы партнёрша совершала определённые шаги или фигуры. Это, конечно, весьма упрощённый подход к танцу. В нормальном танце такого фактически нет. Будет правильным сказать, что существует зависимость движений партнёрши от движений партнёра. В танце мужчина не задумывается о шагах, он думает о направлении движения, куда он переместит женщину в следующую секунду.

При обучении танго партнер должен понимать, что партнерша может не пойти в том же направлении или сделать не те шаги. Порой женщины стараются украсить танец, делая движения ногами, которые, как им кажется, партнер не заметит. Ничего страшного в этом нет. Ничего не мешает ему пойти за ней. В танце нет превалирующей роли ведущего и ведомого, главное в нем - это чувствовать партнера, а это проявляется, как в умении вести партнершу, так и следовать за ней.

Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.