Исследовательская работа на тему: “Бородинская битва” в творчестве Ф. А


В сознании каждого человека есть опорные точки истории и культуры. Их надо знать, периодически следует к ним обращаться, а ещё лучше увидеть. Такой опорной точкой и является «Бородинская панорама», написанная великим русским художником Францом Алексе́евичем Рубо́ (Одесса, 1856-1928, Мюнхен).

Рубо создал три панорамы: «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго» и панорама «Оборона Севастополя», всего автор написал более двухсот монументальных полотен.

Ранние работы Рубо относятся к Русско-персидской войне. Затем он пишет серию полотен о кавказских войнах. Первой крупной работой стала «Оборона Севастополя», написанная в 1902-1905 годах.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую Бородинское сражение. Работа над полотном шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году.

Музей-панорама на Кутузовском

«Бородинская панорама» находится в специально построенном в 1962 году здании на Кутузовском проспекте.

Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”. Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинка:

“Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся».

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненого Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование,собрал войска и организовал их отступление с флешей. Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих,ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.

Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Вторая точка. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche -стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге. В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Третья точка обзора называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.

На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардия, численностью примерно 20 тысяч солдат. Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи». На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на нескошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 г. по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Пятая точка – «Командный пункт Кутузова».Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского.Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг.

Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая. Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская.

В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев. С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:” Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника”.

По словам Наполеона “из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты”.

В описании панорамы использованы материалы

Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

Музей-панорама «Бородинская битва» — это, пожалуй, единственное место в Москве, и даже во всей России (а возможно и в мире), где можно увидеть в таком масштабе, в полном развороте, Бородинское сражение 1812 года.
В музее собраны коллекции: живописи, эстампа, рисунка, фарфора и др. — ознакомление с которыми позволяет прикоснуться к атмосфере начала 19 века.
Вы получите максимальное удовольствие, если хотя бы немного знакомы с историей России данного периода. А если вы собираетесь прийти в музей с детьми, приготовьтесь к тому, чтобы взять хорошего экскурсовода, так как в противном случае детям, особенно младше десяти лет, будет несколько скучно.

Мое посещение музея-панорамы «Бородинская битва» совпало с Днем бесплатных посещений музеев на Рождество.

В этот день мерзли и кутузовцы, и французы, и все, кто стоял в очереди и пытался взять музей штурмом.

Кутузов гордо возвышался над нами и молча наблюдал за происходящим.

Бравые офицеры охраняли покой полководца.

Грозные пушки, наводящие ужас на врага.

Чтобы не терять времени в очереди и немного согреться, я решила обойти вокруг музея и осмотреть местные достопримечательности.

Часовня Архистратига Михаила

Братская могила воинов — героев отечественной войны 1812 года.

«Кутузовская изба»

Бюст М.И.Кутузова

В этой избе состоялся Военный совет в Филях

Военный совет в Филях. А.Клименко с оригинала А.Д.Кившенко 1880 года 1889 год (картина из зала музея).

И вот, наконец-то, я в музее.

Горожане 1812 года встречают посетителей в просторном вестибюле музея.

Первый экспонат музея.

Великие полоководцы:

М.Б.Барклай де Толли

П.И.Багратион

Карта, представляющая Европу по новейшему разделению. А.Савинков, Санкт-Петербург. 1812 год

«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумашедших» (Александр I, Георг III и Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века Санкт-Петербург 1880-е годы.

Экспонаты музея

Залы музея

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский генерал-фельдмаршал, светлейший князь главнокомандующий Российскими армиями в 1812 году. Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца 1-го класса — самой почетной награды в Российской армии. Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. О своей награде полководец писал жене: «Теперь украшать меня уже нечем…».

Бюро из семьи Кутузовых. Россия. Конец XVIII века.

Готовальня, принадлежала М.И.Кутузову.

«Малая галерея» участников Бородинского сражения была выполнена в 1960-1970-х годах специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» группой ленинградских художников.

«Кто кого?» В.В.Мазуровский. Конец XIX начало XX века.

Солдаты и офицеры Российской армии 1812 года

Экспонаты

Часы каминные 1800 год, каска нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года, кираса нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года.

Часы дорожные. Конец XVIII века.

Атака Литовцев. Эскиз. Н.С.Самокиш. Начало XX века.

Предметы быта XVIII — XIX век.

Комплект дуэльных пистолетов с принадлежностями. 1807-1810 годы.

Походная аптечка

Каска нижних чинов тяжелой кавалерии образца 1808 года и кираса нижних чинов кирасирских полков образца 1812 года.

По красивой винтовой лестнице поднимаемся выше

Перед нами открывается великолепная панорама.

«На панораме Ф.А.Рубо «Бородинская битва», изображены события, относящиеся примерно к 10.30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года. Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семеновское – ключевом пункте позиции левого крыла Российской армии, среди полков 2-й Западной армии, обороняющих восточный склон оврага.
С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг – основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы Великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.»

«Панорама «Бородинская битва» была написана профессором Императорской академии художеств Францем Алексеевичем Рубо к 100-летнему юбилею войны 1812 года.
Живописное полотно больших размеров (длиной 115 метров, высотой 15 метров) подвешено по кругу.
Площадь между смотровой площадкой и полотном занята предметным планом, незаметно переходящим в живопись, что усиливает впечатление погруженности в пространство.
Особое освещение, сочетающее отраженный и рассеянный свет, дает ощущение залитого солнечным светом простора и высокого летнего неба над головой.
Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года.»

«Накануне Бородинского сражения (26 августа (7 сентября) 1812 года) численность регулярных войск и казаков в соединенных 1-й и 2-й Западных армиях составляла 123500 человек при 624 орудиях. К этому времени к армии присоединились части Московского и Смоленского ополчений (не более 10 тысяч человек). У Наполеона при Бородино было 136 700 человек при 597 орудиях. Наполеон был уверен, что одержит убедительную победу в предстоящем сражении, которая заставит Александра I пойти на мирные переговоры. Начавшаяся в 6 часов утра битва продолжалась 15 часов. Армии Кутузова, сохранив целостность боевого порядка, отступили на 1-1,5 километра.
Потери Великой армии составили до 38 тысяч человек убитыми и ранеными, среди них 50 генералов и один маршал. Потери российской армии составили 43 тысяч человек, в том числе 27 генералов.
Надежда Наполеона на победу, которая подарит ему «почетный мир», не сбылись: Российские войска устояли в сражении и представляли собой силу, способную продолжать войну. Предвидение Кутузова, что французов «нечем будет доканчивать» оказались верным: после Бородинского сражения российские войска, ослабленные большими потерями, вынуждены были продолжить отступление.»

Блюдо с изображением Дома Пашкова. Англия, Стаффордшир. 1820-1830 годы.

«Русская армия и жители оставляют Москву 1812 год». А.Н.Семенов, А.С.Соколов. 1958 год.

«Пожар Москвы». Неизвестный художник. Начало XX века.

Приказ начальника Генерального штаба маршала Бертье от 17 сентября 1812 года о прекращении грабежей.

Шпага французская чиновничья. Первая Империя (1804-1814 годы).

Медали. Франция. Парижский монетный двор.

Русские солдаты на привале.

Самовар походный. Конец XVIII — начало XIX века.

Псалтирь. Киевская Лавра, 1768 год.

Фляга для воды казачья, чернолощенная, переметная. Конец XVIII — начало XIX века.

Набор ампутационных инструментов (двенадцать предметов в футляре). Шотландия, фирма «Still». 1800 годы.

«Князь Кутузов отвергает предлагаемый Наполеоном через генерала Лористона мир» И.Иванов. Санкт-Петербург 1813 год.

«Калмык Ставропольского калмыцкого полка» 1812 год. М.В.Борисов 2007 год

«Уральский казак». А.О.Орловский. 1821 год

Денис Васильевич Давыдов. М.А.Ананьев с портрета Дж.Доу 1820-х годов. 1959 год

«Партизаны». Неизвестный художник. Первая четверть XIX века.

На картине с высоты птичьего полета изображен момент Малоярославецкого сражения. Через два дня 15 (27) октября Наполеон отдал приказ об отступлении на разоренную уже в ходе первого этапа кампании Старую Смоленскую дорогу.

«Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году». М.О.Микешин. 1854 год

Прибор чернильный XIX век

«Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». А.Г.Венецианов. 1813 год

«Вологодский ратник». Неизвестный художник. 1813 год

«Ретирада французских генералов». И.И.Теребенев. 1813 год

Скульптура Наполеона со съемной верхней частью (шкатулка). Конец XIX — начало XX века.

Скульптура «Французский солдат, опирающийся на лошадь». Россия. Завод Гарднера. 1880-1890-е годы.

Плакетка с шестью миниатюрными портретами членов семьи участника Отечественной войны 1812 года. Неизвестный художник. Начало XIX века

Великая княжна Екатерина Павловна. 1815 год

Медальон «Сражение при Арсис-Сюр-Об». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Медальон «Родомысл». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Бокалы с вплавленными медальонами с изображениями русских военачальников Отечественной войны 1812 года.

Прибор чернильный. Россия. 1830-е годы.

Скульптура «Русский гренадер» Конец XIX — начало XX века.

Сабля рядового и офицерская шпага.

Бородинское поле в наши дни.

Время работы
Музей работает: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг - с 10.00 до 21.00.

Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.

Санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный

Стоимость билетов:

Входной билет взрослый 250 руб, детский 100 руб., льготный 100 руб.

Экскурсионный билет
(по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00 посещение музея только с экскурсионным обслуживанием по сеансам): взрослый 400 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Комплексный»

(экскурсия по Музею-панораме, музею «Кутузовская изба» и территории историко-мемориального комплекса на Кутузовском проспекте)

взрослый 550 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Семейный»
Два взрослых и один ребенок в возрасте до 17 лет включительно приобретают один билет. Входной билет - 500 рублей
Экскурсионный билет -900 рублей

Билет «Повторный»
При предъявлении билета, подтверждающего прошлое посещение музея, предоставляется скидка 20% скидка от стоимости входного билета.

«Билет 3-го воскресенья»
Билет предоставляет право получить экскурсионное обслуживание в Музее-панораме и музее «Кутузовская изба» в дни бесплатного посещения (третье воскресенье каждого месяца). 225 рублей

Входной билет на выставку 100 руб., льготный 50 руб.

Адрес музея-панорамы:

Москва, Кутузовский проспект, дом 38

Как добраться до Музея-панорамы «Бородинская битва»:

Проезд до станции метро «Кутузовская», далее пешком в сторону Триумфальной арки или автобусами 91, 116, 157, троллейбусами 2, 7, 39, 44;
или до станции метро «Парк Победы», далее пешком в сторону Триумфальной арки.

Официальный сайт музея-панорамы www.1812panorama.ru

: 55°44′19″ с. ш. 37°31′24″ в. д.  /  55.738740° с. ш. 37.523227° в. д.  / 55.738740; 37.523227 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 1962 году

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях , восстановленная после пожара в 1887 году , и сама панорама Бородинской битвы , завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году .

История

Детали полотна панорамы «Бородинская битва»

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Кутузовская изба в Филях

Рядом с Кутузовской избой в 1912 году был выстроен храм-часовня Архистратига Божия Михаила работы архитектора Н. Д. Струкова .

Другие экспонаты музея

  • Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила , в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году .

    Savrasov izba.jpg

    Изба совета в Филях.jpg

    Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Фрагмент панорамы

Напишите отзыв о статье "Бородинская панорама"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бородинская панорама

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения - когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную , председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов и . Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАСС
сайт oldmos.ru