Русская служба Би-би-си – Информационные услуги. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

Недавно завершилась программа 19-го фестиваля молодёжи и студентов в Москве и Сочи. А это значит, что самое время напомнить историю фестиваля тем, кто с ней уже знаком, и ликвидировать пробелы в знаниях у тех, кто ничего о нём не слышал.

Как всё начиналось?

Осенью 1945 года в Лондоне прошла Всемирная конференция демократической молодёжи, где приняли постановление о создании Всемирной федерации демократической молодёжи.

Целью организации было содействие во взаимопонимании молодых людей по различным вопросам, а также обеспечение безопасности и отстаивание прав молодёжи. Также было решено ежегодно отмечать Всемирный день молодёжи 10 ноября.

Почти через год, в августе 1946-го, в Праге собрали 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), объявивший своими целями борьбу за мир, социальный прогресс и права студентов. Именно под эгидой ВФДМ и МСС проходил самый первый фестиваль молодёжи и студентов в Чехии.

Многообещающий старт

На фестиваль в Прагу приехали 17 тысяч участников из 71 страны.

Главной темой было продолжение борьбы с фашизмом и необходимость объединения всех стран для этого. Конечно, обсуждались и итоги Второй мировой войны, вопрос сохранения памяти о людях, чьи жизни были отданы во имя победы.

На эмблеме фестиваля были изображены два человека, темнокожий и белокожий, их рукопожатие на фоне глобуса символизировало единение молодёжи всех стран, вне зависимости от национальности, в борьбе с главными мировыми проблемами.

Делегаты всех стран подготовили стенды, рассказывающие о восстановлении городов после войны и о деятельности ВФДМ в их стране. Советский стенд отличался от остальных. Большую его часть занимала информация об Иосифе Сталине, о конституции СССР, о вкладе Советского Союза в победу в войне и в борьбу с фашизмом.

На многочисленных конференциях в рамках фестиваля подчёркивалась роль Советского Союза в одержанной совсем недавно победе, о стране говорили с уважением и благодарностью.

Хронология

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов изначально проводился раз в 2 года, но вскоре перерыв увеличился до нескольких лет.

Напомним хронологию его проведения:

  1. Прага, Чехословакия - 1947 г.
  2. Венгрия, Будапешт - 1949 г.
  3. ГДР, Берлин - 1951 г.
  4. Румыния, Бухарест - 1953 г.
  5. Польша, Варшава - 1955 г.
  6. СССР, Москва - 1957 г.
  7. Австрия, Вена - 1959 г.
  8. Финляндия, Хельсинки - 1962 г.
  9. Болгария, София - 1968 г.
  10. ГДР, Берлин - 1973 г.
  11. Куба, Гавана - 1978 г.
  12. СССР, Москва - 1985 г.
  13. Корея, Пхеньян - 1989 г.
  14. Куба, Гавана - 1997 г.
  15. Алжир, Алжир - 2001 г.
  16. Венесуэла, Каракас - 2005 г.
  17. ЮАР, Претория - 2010 г.
  18. Эквадор, Кито - 2013 г.
  19. - 2017 г.

Впервые в СССР

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве прошёл в 1957 году. Он собрал 34000 участников из 131 страны. Такое количество делегатов до сих пор осталось непревзойдённым.

Страна радовалась открытию "железного занавеса", весь Советский Союз и столица тщательно готовились к фестивалю:

  • в Москве строились новые гостиницы;
  • разбили ;
  • на Центральном Телевидении была создана "Фестивальная редакция", выпустившая несколько программ под названием "Вечер весёлых вопросов" (прообраз современного КВН).

Лозунг фестиваля «За мир и дружбу» отражал его атмосферу и настроение. Произносилось множество речей о необходимости независимости народов и пропаганды интернационализма. Символом Фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года стал знаменитый "Голубь мира".

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве запомнился не только своим масштабом, но и рядом очень интересных фактов:

  • Москву накрыла настоящая "сексуальная революция". Молодые девушки охотно знакомились с иностранными гостями, заводили с ними быстротечные романы. Создавались целые дружины по борьбе с этим явлением. Они выезжали на московские улицы ночью и отлавливали такие парочки. Иностранцев не трогали, а вот советским барышням приходилось несладко: дружинники состригали им часть волос ножницами или машинками так, что девушкам ничего не оставалось кроме того, как постричься налысо. Спустя 9 месяцев после фестиваля на свет начали появляться темнокожие граждане Их так и называли - "Дети Фестиваля".
  • На церемонии закрытия звучала песня "Подмосковные вечера", её исполнили Эдита Пьеха и Мариса Лиепа. До сих пор у многих иностранцев Россия ассоциируется именно с этой композицией.
  • Как отмечал один из журналистов, приехавших тогда в Москву, советские граждане не желали пускать в свои дома иностранцев (он считал, что так проинструктировали их власти), однако на улицах москвичи общались с ними очень охотно.

Двенадцатый, или второй

Двенадцатый по общему счёту, и второй в Москве, Фестиваль молодежи и студентов провели в 1985 году. Помимо участников (а их было 26 000 из 157 стран), в фестивале приняли участие и многие знаменитые люди:

  • на открытии с приветствием выступил Михаил Горбачёв; "забег мира" открывал председатель олимпийского комитета Самаранч;
  • Анатолий Карпов показал мастерство игры в шахматы на тысяче досок одновременно;
  • на музыкальных площадках выступил немецкий музыкант Удо Линденберг.

Уже не тот?

Такой свободы слова, как в 1957 году, уже не наблюдалось. Согласно рекомендациям партии, все дискуссии должны были сводиться к определённому кругу вопросов, прописанных в документе. Провокационных вопросов старались избегать, либо обвиняли спикера в некомпетентности. Однако большая часть участников Фестиваля приехали вовсе не за политическими дискуссиями, а ради общения с делегатами из других стран и приобретения новых друзей.

Церемония закрытия Фестиваля молодежи и студентов в Москве прошла на стадионе имени Ленина (нынешние «Лужники»). Помимо речей делегатов и политических деятелей из разных стран, перед участниками выступали знаменитые и популярные артисты, например, свои песни представил Валерий Леонтьев, были показаны сцены из "Лебединого озера" в исполнении труппы Большого театра.

Девятнадцатый, или третий

В 2015 году стало известно, что фестиваль 2017-го года будет в третий раз принимать Россия (хотя, если быть точными Россия принимает его впервые, ведь два предыдущих раза страной-хозяйкой был СССР).

7 июня 2016 года были названы города, где пройдёт XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Москва и Сочи.

В России как всегда с усердием принялись готовиться к предстоящему событию. В октябре 2016 года перед зданием МГУ были установлены часы, отсчитывающие дни до начала Фестиваля. К этому событию была приурочена сдача норм ГТО, презентация кухонь мира, концерт с участием российских звёзд. Подобные мероприятия прошли не только в Москве, но и во многих других городах.

Проходило открытие Фестиваля молодежи и студентов в стартовал от и прошёл 8 км до спорткомплекса "Лужники", где состоялся грандиозный концерт с участием современных звёзд российской эстрады. Финалом праздника стал большой салют, длившийся 15 минут.

Торжественное открытие состоялось и в Сочи, где также выступили артисты и спикеры фестиваля.

Программа фестиваля - 2017

Программа фестиваля молодежи и студентов в Москве и Сочи была очень насыщенной. Столице отводилась роль "обрамления" мероприятия, его красочного открытия и закрытия. Основные же события разворачивались в Сочи:

  • В ходе культурной программы прошёл джазовый фестиваль, организованный Игорем Бутманом, выступила Manizha, получившая известность в сети Инстаграм. Участники посмотрели спектакль "Площадь революции. 17" в исполнении "Московского театра поэтов", насладились музыкой многонационального симфонического оркестра и даже поучаствовали в танцевальном батле от Егора Дружинина.
  • Спортивная программа тоже включала немало событий: сдачу норм ГТО, мастер-классы, забег на 2017 метров, встречи с известными российскими спортсменами.
  • Не менее обширной и важной стала образовательная программа фестиваля. В ходе неё участники встретились с учёными, бизнесменами, политиками и экспертами в различных областях науки, посетили многочисленные выставки и лекции, принимали участие в дискуссиях и мастер-классах.

Заключительный день Фестиваля был ознаменован личным присутствием на нём Владимира Путина. Он обратился к участникам с напутственной речью.

Завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 22 октября. Организаторы подготовили впечатляющее пиротехническое шоу под музыку, написанную специально к закрытию Фестиваля.

Фестиваль молодежи и студентов в Москве год от года становится всё насыщеннее и ярче. Наверное, он вернётся в нашу страну не так скоро, как хотелось бы, ведь ещё очень много государств хотят принять его на своей территории. Пока же мы будем бережно хранить память о трёх прошедших у нас фестивалях и ждать новых побед и открытий от российской молодёжи.

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года . Организаторы - Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). С 1947 фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», с 1968 - под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу»

Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах. В программу фестивалей входят спортивные соревнования по различным видам спорта, политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества, а также - обязательное красочное шествие делегаций. [ ]

История

После окончания второй мировой войны (октябрь-ноябрь 1945) в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир . На ней было принято решение создать Всемирную федерацию демократической молодёжи и начать проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

Первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны . Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х - начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма . Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда - даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги , фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира , что в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестивали проводились не только на территории соцстран и программа зачастую была настолько неформальной, что результат фестиваля был противоположен ожиданиям глав социалистических делегаций. В 1959 году VII фестиваль молодёжи и студентов впервые прошёл в капиталистической стране , в столице Австрии городе Вене. Затем фестиваль принимали Хельсинки (1962) и София (1968).

С 1960-х годов перерыв между фестивалями начал увеличиваться до нескольких лет.

Перерыв в 6 лет между фестивалями 1962 и 1968 годов , ранее проводившимися каждые 2-3 года, объясняется тем, что в 1965 году IX фестиваль было намечено провести в Алжире , в 1962 году получившем независимость от Франции. Были проведены все подготовительные мероприятия, но в 1965 году в Алжире произошёл военный переворот, к власти пришёл Хуари Бумедьен , провозгласивший курс на строительство прагматичной экономико-политической системы, с учётом алжирской специфики и без ориентации на какие-либо образцы. В стране установилась однопартийная система. IX фестиваль был отменён. Состоялся он только через три года, в 1968 году, в столице Болгарии - Софии.

На фестивалях в дружеской обстановке могли общаться делегаты из стран капитализма и социалистического лагеря, в том числе вступивших в военное противостояние. Например, из США и Северной Кореи.

В 1940-х - 1960-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В 1970-х годах фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

В 1978 году XI фестиваль впервые был проведён на Американском континенте - в столице Кубы Гаване .

К 1980-м годам фестиваль, задуманный для свободного общения, стал сильно формализованным мероприятием. На прошедшем в Москве в 1985 году XII всемирном фестивале молодёжи и студентов советским гражданам, не входившим в состав делегаций, не разрешалось общение с гостями фестиваля, а программа была рассчитана на то, чтобы минимизировать общение иностранцев со случайными, непроверенными людьми.

В 1989 году XIII всемирный фестиваль молодёжи и студентов побил два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии . Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным - в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли.

В результате крушения социализма в странах Восточной Европы и Советском Союзе в конце 1980-х - начале 1990-х годов между фестивалями произошёл самый длительный перерыв - около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций - членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства во второй половине 1990-х годов фестивальное движение было возрождено. В 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване . Исчез формализм, фестиваль вернулся к первоначальным целям.

В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире . Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке . В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения - 6500 человек.

XVI всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.

XVII фестиваль успешно прошёл в Претории , ЮАР 13-21 декабря 2010 года, а XVIII - в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран.

Следующий XIX Фестиваль состоится в России в 2017 году . Решение о его проведении было принято на прошедшем в Москве 7 февраля 2016 года международном консультативном совещании ВФДМ и международных студенческих организаций по заявке российских молодёжных организаций - членов ВФДМ. Только одна из российских организаций-членов ВФДМ - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи - отказалась подписать эту заявку, выразив опасения, что правительственные чиновники попытаются превратить фестиваль в выражение лояльности российским властям. Ранее заявку поддержали администрация президента России и Федеральное агентство по делам молодёжи , она была презентована делегацией Росмолодёжи во время Генеральной Ассамблеи ВФДМ на Кубе 10 ноября 2015 г. К заявке присоединились Российский союз молодёжи, Международный молодёжный центр и др. При этом сроки Фестиваля и даты его проведения не были определены .

Даты и место проведения Фестиваля, а также логотип и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были определены на первом заседании международного подготовительного комитета в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Решено, что Фестиваль пройдёт 14-22 октября 2017 г. в Москве (торжественный парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль) .

Гимн

Музыкальная эмблема фестиваля - Гимн демократической молодёжи мира (музыка Анатолия Новикова , текст Льва Ошанина). Гимн впервые исполнен на Страговском стадионе в Праге на открытии I фестиваля .

Хронология

Дата Место Участников Стран Девиз
25 июля - 16 августа 1947 17 000 71 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!»
14-28 августа 1949 20 000 82 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру, демократии, национальной независимости и лучшему будущему для людей»
III 5-19 августа 1951 26 000 104 «За мир и дружбу - против ядерного оружия»
2-16 августа 1953 30 000 111 «За мир и дружбу»
31 июля - 14 августа 1955 30 000 114 «За мир и дружбу - против агрессивных империалистических союзов»
28 июля - 11 августа 1957 34 000 131 «За мир и дружбу»
VII 26 июля - 4 августа 1959 18 000 112 «За мир и дружбу и мирное сосуществование»
VIII 27 июля - 5 августа 1962 18 000 137 «За мир и дружбу»
28 июля - 6 августа 1968 20 000 138 «За солидарность, мир и дружбу»
X 28 июля - 5 августа 1973 25 600 140
XI 29 июля - 7 августа 1978 18 500 145 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XII 27 июля - 3 августа 1985 26 000 157 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIII 1-8 июля 1989 22 000 177 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIV 29 июля - 5 августа 1997 12 325 136 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XV 8-16 августа 2001 6 500 110 «Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма»
XVI 4-19 августа 2005 17 000 144 «За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны»
XVII 13-21 декабря 2010 15 000 126 «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения»
XVIII 7 - 13 декабря 2013 8 000 88 «Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены»
XIX 14 - 22 октября 2017 ~20 000 ~150 «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»
VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...