Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству дошкольников. Презентацию подготовили: Афанасьева Екатерина Геннадьевна Безрукова Ольга

людмила варламычева

Об этой нетрадиционной технике рисования "фроттаж " мне рассказала моя подруга, которая тоже работает воспитателем в детском саду. Посмотрев её работы, работы в интернете, меня эта техника заинтересовала . И я решила предложить её своим детям.

Название техники "фроттаж " французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги






Для рисования я использовала дощечки от мозаики. Пригодилась москитная сетка, которую я разрезала на квадраты. В ход пошла алюминиевая сетка от вытяжки. Для безопасности края сетки обклеила двухсторонним скотчем.



Объяснив детям порядок выполнения работы, мы принялись за дело.





Ребятам очень понравилось. Каждый нарисовал по несколько рисунков. Сначала работали одним цветом, а потом стали делать разноцветные рисунки. Вот что получилось у нас в первый день .

Фроттаж (от фр. frottage - натирание) – нетрадиционная техника рисования, заключающаяся в получении оттиска на бумаге фактурной поверхности, подложенной под него.

Старшее поколение, вероятно, помнит, как в детстве они играли в «магазин», подкладывая под бумагу монету, а сверху заштриховывая её карандашом, чтобы на бумаге остался след (оттиск) с изображением орла или решки. После получения двух таких оттисков монетки вырезались и склеивались, становясь, таким образом, бумажной копией реальной монеты. Так вот данное занятие и представляет собой фроттаж. У этой техники есть несколько разновидностей и видов применения, которым и посвящена данная статья.

Материалы для творчества

Предметами для фроттажа может быть, в принципе, почти любой объект вокруг вас, осмотритесь – рельефный чехол телефона, кружевная салфетка, конструктор, подошва домашних тапочек, всё это можно использовать в качестве инструмента для оттиска на бумаге.

Можно раскрашивать в технике фроттажа детские раскраски – просто распечатайте любую, которая вас устроит, из интернета (благо в настоящее время их можно легко найти на специальных сайтах), после чего закрашивайте, подкладывая под листы фактурные предметы.

Вам может быть интересно

Также можно купить готовые наборы в магазинах – в них находится комплект специально разработанных текстур, бумага и карандаши, для её раскрашивания. В России такие наборы найти довольно проблематично, однако что мешает вам заказать их через интернет? Английское название данных наборов – rubbing plates .

Наконец, можно создавать аппликации из фроттированной бумаги. Просто сделайте несколько листов с разными текстурами и цветами, а потом вырезайте из них все, что душе захочется и создавайте красивые композиции.

В заключение этой статьи расскажем вам про, наверное, самый необычный вариант фроттажа. Дело в том, что детям чаще всего больше важен процесс рисования, нежели результат, а вот взрослые любят, чтобы после 2-3 часов какой-то деятельности у них остался четкий результат их работы. Описанная ниже техника удовлетворит как взрослого, так и ребенка, ибо доставит удовольствие в процессе, по итогу которого получится красивая «дизайнерская» бумага, которую потом можно будет использовать для упаковки подарков, создания красивых открыток или для той же аппликации.

Техника называется «мраморная бумага» - для неё вам потребуется:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски или пищевые красители;
  • большая плоская тарелка;
  • кусок картона/скребок;
  • чистая бумага.

Положите на стол плоскую тарелку, равномерно нанесите на неё пену, после чего смешайте акварель или пищевой краситель в воде, чтобы сделать жидкий, но насыщенный цветом раствор. Теперь кистью, пипеткой или шприцом без иголки произвольно капайте этим раствором по поверхности пены. После этого берите кисть и создавайте ею различные узоры и переливы на поверхности пены, размазывая капли краски по ней. Это самый увлекательный момент! Ребенок будет заворожён тем, как легко он создает различные узоры своими руками. В завершение возьмите лист бумаги и положите его на слой пены с краской, после чего поднимите и скребком или какой-нибудь картонкой снимите с поверхности остатки пены. Вы увидите под ней причудливые узоры из краски, которая, благодаря своей водной основе, уже впиталась в лист. Все, теперь осталось только высушить готовые мраморные листы, и можете их использовать так, как вам хочется.

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Название работы: "Золотая рыбка"

Технике Фроттаж.

    Оселкова Елена Викторовна.
    Преподаватель МАУДО "ДШИ г. Ялуторовска им. С.И. Мамонтова". Назначение: данный мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
    Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".
    Задачи:
    1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
    2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами.
    3. Подучить детей работать с трафаретом.
    4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
    5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
    Материал: Два листа писчей бумаги формата А4 и один лист ватмана формата А5, восковые мелки, скотч.

    Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, и применения их к уже готовым работам.

Примеры существующих.

Мы будем применять Фроттаж . Это метод, лучше всего подходит для создания абстрактных и декоративных картин. Очень красив в графике. В натюрморт можно ввести оттиск, снятый со столешницы или грубого куска ткани. С этой методикой легко экспериментировать, поскольку подходит практически любая фактурная поверхность – деревянная столешница, кора дерева, грубая шероховатая стена и даже искусственные материалы, например ткани, обои, пробки или рифленые подставки под горячие блюда. Фроттаж не ограничивается цветным карандашом; оттиск можно сделать любой сухой средой, например обычным карандашом, графитом, сухой или масляной пастелью.

Эту технику наверняка все помнят с детства. А те кто еще мал обязательно попробуйте. Делается все прост, берём монетку, кладём под писчий листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом. Фроттаж готов. И таким образом любую рельефную, фактурную поверхность можно скопировать.

.

    Подготовьте рабочее место для рисования.


2 . Берём лист бумаги и выкладываем на нем трафарет «Золотую рыбка». Трафарет можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленькими кусочками скотча.

3. Под писчий лист подкладываем 2-3 монетки в брюшко рыбки Тем самым задаем узор чешуи. Чем меньше монетки, тем лучше.

4. Затем желтым и оранжевым восковым карандашом протираем по монеткам, придерживая их, чтоб пропечаталось посильнее.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения казалось объёмным.



5. К плавникам применяем серую подложку с рельефом в полоску. И протираем красным мелком. (можно поиграть с разными цветами).

6. У головы применяем оранжевый цвет и не везде, а небольшим пятном по низу кабы создавая тень.

7. Для глаза на ажурном трафарете нам нужно найти большой завиток, и постараться поместить его под листом так, чтоб он оказался в месте, где и должен быть глаз.

8. С этим же трафаретом делаем фон, добавляем любые другие напоминающие волны и водоросли.

9. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами. Порисовав зеленым цветом водоросли, бежевым мелком песочное дно. Цвет воды, как всегда красим синим.

«Нетрадиционные способы рисования» - Кляксография. Раздувание. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Дошкольный возраст. Рисование через копировальную бумагу. Воскография. Рисование мыльными пузырями. Диотипия. Печать. Рельефное рисование. Монотипия. Рисование витражей. Граттаж. Рисование по сырой бумаге. Ниткография.

«Нетрадиционные техники рисования» - Получаются разноцветные ветвистые отростки. Старое золото. КАМЕШКИ. Монотипия. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. По окончании выполнения организуется выставка «Юных художников». Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Должно получиться что-то очень интересное.

«Нетрадиционные методы рисования» - Монотипия пейзажная. Средства выразительности. Развитие творчества у детей. Старая форма. Акварель. Монотипия. Рисование восковыми мелками. Рисование. Душа человека. Новый образ. Рисование точками. Техники. Нетрадиционное рисование. Творческое развитие учащихся на занятиях в кружке. Работа по-сырому.

«Нетрадиционное рисование» - Можно нарисовать целую семью осминожков. Цветок. Рисование по сырому. Восковые мелки + акварель. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения. Ангелочек. Ежик. Оттиск пробкой. Порисуем вместе. Рисование пальчиками. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Свеча + акварель. Мыльная живопись.

«Рисование нетрадиционной техникой» - Оттиск мятой бумагой. Рисование ладошкой. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия предметная. Рисование пальчиками. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах. Восковые карандаши. Оттиск поролоном. Рекомендации родителям. Отпечатки листьев. Рекомендации педагогам. Нетрадиционные изобразительные техники.

«Использование нетрадиционных техник рисования» - Цветной граттаж. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Монотипия пейзажная. Пример рисунка в технике «печать листьями». Восковые мелки + акварель. Печать листьев. Транспорт. Штампики-цветочки. Штампики из приклеенной банковской резинки для денег. Картина из отпечатков от стаканчиков.

Всего в теме 6 презентаций