Бианки биография кратко самое важное. Краткая биография В.В.Бианки для детей

Бианки Виталий Валентинович (1894–1959), русский писатель.

Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.

Бианки Виталий Валентинович

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье Об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Затаскали это слово, только и слышишь: лоно природы, природные явления, поехали на природу, ах, природа, ох, природа – уши вянут! И, главное, говорят одно, а видят другое. Говорят «лоно», а видят затоптанный пляж, говорят «красота», а вспоминают подстриженный газончик. И не скажут просто, без затей «дождь» или «снег», а непременно «осадки». Вот что они оставили от природы! (о слове Природа)

Бианки Виталий Валентинович

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926–1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Виталий Валентинович Бианки - фото

Виталий Валентинович Бианки - цитаты

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Биография и эпизоды жизни Виталия Бианки . Когда родился и умер Бианки, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Виталия Бианки:

родился 30 января 1894, умер 10 июня 1959

Эпитафия

«Сколько часов терпеливых провёл я
В лёгких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,
Птицам невидимый!»
Из стихотворения Виталия Бианки

Биография

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка», — размышлял Виталий Бианки о своем творчестве. Мир Бианки — это увлекательное путешествие в недра лесной природы, открывающее нам — читателям — огромный неизведанный мир, полный чудес и загадок. Неустанной работой Виталий Валентинович создал своеобразный самоучитель любви к природе, достойных аналогов которому, пожалуй, до сих пор нет. За свою карьеру писатель-натуралист создал более трех сотен сказок, рассказов и повестей, главной темой которых неизменно оставались лесные обитатели, звери, птицы и сама природа. Сам автор не раз замечал, что главная цель его творчества — напомнить людям о радостях жизни, протекающей бок о бок с живой природой, обратить их внимание на таинственность и загадочность окружающего нас мира. «Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори — весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…», — писал Бианки. И, вероятно, Виталий Валентинович мог эти голоса распознавать и переводить их на наш человеческий язык.


Родился будущий писатель в Санкт-Петербурге в семье ученого. С детства мальчик писал стихи и вел натуралистические заметки о природе и животных. Даже будучи студентом Петроградского университета Бианки не забросил своего увлечения. В молодости Виталию Валентиновичу довелось участвовать в боевых действиях Октябрьской революции, в ходе которых значительно пострадало его здоровье. Так, во время Великой Отечественной писатель уже не воевал из-за проблем с сердцем. А между тем жизнь Бианки выдалась кочевой: писатель много путешествовал (и вынужденно, и добровольно) по Центральной России и Северу, бывал на Урале и Алтае и, в конце концов, вернулся в родной Петербург. В свое время Бианки работал в газете, в школе и в музее, но главный свой талант раскрыл именно в сочинительстве. В итоге общий тираж произведений Виталия Бианки, переведенных на десятки языков, составил более сорока миллионов экземпляров.


Перед смертью Бианки сильно болел, но не прекращал работать. Рядом с ним всегда находились близкие и любимые люди — семья, друзья и коллеги. В возрасте шестидесяти пяти лет Виталий Бианки умер. Причиной смерти Бианки стали болезни сердца и сосудистой системы (известно, что при жизни писатель перенес тяжелый инфаркт и несколько инсультов). Похороны Бианки состоялись на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Могила Бианки отмечена трогательным памятником задумчивого юноши, взирающего куда-то ввысь.

Линия жизни

30 января 1894 г. Дата рождения Виталия Валентиновича Бианки.
1916 г. Призыв в армию и учеба во Владимирском военном училище.
1918 г. Работа в самарской газете «Народ».
1923 г. Публикация первого рассказа «Путешествие красноголового воробья».
1925 г. Арест и приговор к трехлетней ссылке в Уральске.
1928 г. Переезд в Ленинград и учреждение «Лесной газеты».
1948 г. Ухудшение состояния здоровья: писатель переносит инфаркт и два инсульта.
1957 г. Выход последнего прижизненного издания «Лесные были и небылицы».
10 июня 1959 г. Дата смерти Бианки.

Памятные места

1. Дом Бианки в Санкт-Петербурге.
2. Петроградский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), где учился Виталий Бианки.
3. Владимирское военное училище, где служил Виталий.
4. Город Самара, где жил Виталий Бианки после революции.
5. Город Бийск, где жил Бианки до 1922 г.
6. Город Уральск, где писатель пребывал в ссылке.
7. Богословское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Бианки.

Эпизоды жизни

В юности Виталий Бианки любил играть в футбол, и, признаться, игра ему удавалась. Он бил с обеих ног, славился резким рывком и точной прострельной передачей, великолепно подавал угловые. Неоднократно Виталий выступал за городскую сборную Петербурга, а однажды даже стал обладателем Весеннего кубка. И лишь отца не вполне устраивало его хобби: «Головой нужно работать, а не ногами», — настаивал он.

В постреволюционные годы Бианки был мобилизован в армию Колчака, но вскоре дезертировал и скрылся под чужой фамилией: на некоторое время Виталий Бианки превратился в Виталия Белянина. Собственно, вторая фамилия так и сохранилась за писателем до конца жизни.

Завет

«Соединение леса и моря дало поколение моряков, охотников, биологов, путешественников. Что посеешь в детстве — взрастишь в зрелые годы».

Мультфильм по мотивам сказки Виталия Бианки «Сова»

Соболезнования

«Бианки — фамилия сказочная. Будто и не фамилия вовсе, а имя волшебного героя — Карлсон, Хоббит. Отчасти такое впечатление создается потому, что для русского уха она звучит непривычно, но главное, конечно, — множество сказок и рассказов Виталия Валентиновича Бианки. А поскольку знакомимся мы с ними в детстве, когда слово еще чудеснее, то вся необыкновенно увлекательная жизнь лесов, рек, морей, зверей, птиц и насекомых, которую открывает нам автор, становится одним огромным миром. Имя ему — Бианки».
Александр Горяшко, писатель

«Больше всего поразила, прямо потрясла отца природа Алтая. Там он прожил четыре трудных, но счастливых года. Жил в Бийске, преподавал биологию в школе. Тяжелые были условия жизни в то время — плохо с питанием, с дровами, подстерегали страшные болезни. Но были молодость, энергия, ощущение огромности окружающего мира и неизведанности его тайн, которые можно открывать всю жизнь».
Елена Бианки, дочь

«Даже Ю. Васнецов свой путь в детской книге начинает с рисунков к повести Бианки „Карабаш“».
Валентин Курдов, художник

Виталий Валентинович Бианки

Фото с сайта bvi.rusf.ru

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894-10.06.1959), детский писатель. Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. Плодом богатых наблюдений над природой явилась «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928).

Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. Бианки - тонкий и своеобразный мастер слова. Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе - обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.

Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. В народной творческой стихии художник видел опору собственным исканиям и распространял это суждение на литературное творчество вообще: «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения - народной веры, мифотворчества своего народа» (из письма в редакцию, сопровождавшего рукопись сказки-календаря, 1944).

Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях - он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Бианки Виталий Валентинович - прозаик.

Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».

С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).

Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год», которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем - «Новый Робинзон»), первое отдельное издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала, но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения, подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела, получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это, наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).

Любимый жанр Бианки - жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,- ежик («Лесной колобок - колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам - сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже - в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).

Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты» принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки, развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.

А.А.Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 212-214.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Лесные были и небывальщины. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Лесная газета на каждый год. 10-е изд. Л., 1961.

Лесные были и небылицы. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;

Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.

Литература:

Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1958;

Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;

Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;

Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей. Л., 1967. Вып.12. С.167-196;

Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса, 1993.

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) — русский писатель, автор многих произведений для детей. Абсолютное большинство сказок Бианки посвящены русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию: « », « », « », « », « » и многие другие.

Популярные сказки Бианки Виталия Валентиновича

Сказки и рассказы Виталия Валентиновича Бианки

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Писателя с детства приучали к биологическим наукам, отец постоянно водил его в Зоологический музей, а также поручал писать заметки натуралиста. Бианки проникся любовью к природе еще в детском возрасте, он продолжал делать натуралистические заметки всю оставшуюся жизнь. Чего только не было в его тетрадях: записи о повадках птиц и зверей, охотничьи рассказы, небылицы, а также местные диалекты, касающиеся природы того или иного края.

Писатель очень любил путешествовать и всегда проводил летние месяцы на природе, изучая лесную флору и фауну в самых отдаленных уголках нашей необъят ной родины. Именно поэтому сказки и рассказы Бианки так колоритны и разнообраз ны.

Виталий Валентинович основательно занялся писательской деятельностью в 1922 году. В это время он знакомится с Маршаком, который впоследствии окажет значительное влияние на творчество писателя. Маршак знакомит своего нового друга с Чуковским и Житковым, которые пришли в восторг, услышав сказки и рассказы Бианки. Как раз в тот момент писатель понял, что заметки, которые он так старательно собирал всю жизнь – не были напрасным трудом. Каждая такая запись – повод для новой сказки, или очерка. В скором времени в детском журнале «Воробей» Бианки будет впервые опубликован.

В 1923 году, увидят свет множество книг Виталия Валентиновича, которые затем принесут ему широкую известность: , и многие другие. Через пять лет выйдет самое знаменитое творение Бианки – «Лесная газета», она выпускалась вплоть до 1958 года и была признана образцовым детским произведением. Позднее, в 1932 году, будет выпущен сборник «Лесные были и небылицы», который объединит в себе как ранее написанные сказки и рассказы Бианки , так и новые работы писателя.

Абсолютное большинство сказок и рассказов Виталия Валентиновича посвяще ны русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию.

Бианки умел наблюдать жизнь глазами детей, именно благодаря такому редкому дару любое его произведение читается ребенком легко и непринужденно. Благодаря путешествиям писатель знал очень многое, однако в книгах он концентрирует внимание ребенка только на самых значительных и драгоценных моментах. Сказки и рассказы Бианки крайне увлекательны и разнообразны. Некоторые смешные и веселые, некоторые драматические, а какие-то произведения полны лирического раздумья и поэзии.

Фольклорная традиция сильна во многих произведениях Бианки. Виталий Валентинович дал своим творениям все лучшее, что он смог почерпнуть в народных сказках, байках бывалых охотников и путешественников. Сказки и рассказы Бианки полны юмора и драматизма, они написаны простым и естественным языком, им свой ственна сочность описания и стремительность действия. Любые произведения писателя, будь то сказки, или рассказы, основаны на глубоком научном знании, они оказывают великолепное воспитательное воздействие. Писатель учит детей не только наблюдать за природой, но и стремиться познать ее красоту, а также беречь естественные богатства, столь нужные человеку, особенно в наше непростое время.

Хотя сказки и рассказы Бианки написаны в одном жанре, они весьма разнообразны и совершенно не похожи друг на друга. Это могут быть как коротенькие сказки-диалоги, так и многостраничные повести. Юные читатели, знакомясь с творчеством Виталия Валентиновича, получают свои первые уроки естествознания. Описание в произведениях настолько сочное и красочное, что ребенок без труда сможет представить себе обстановку, либо душевное состояние персонажей.

Для самых маленьких любителей литературы Бианки написал небольшие юмористические рассказы, содержание которых основывается на любопытном, и в тоже время поучительном приключении. Наряду с отдельными произведениями писатель публикует целые циклы рассказов для маленьких, например «Мой хитрый сынишка». Главный герой – любопытный мальчик, который в ходе прогулок с отцом по лесу по стигает лесные тайны и делает для себя множество открытий.

Для более взрослых читателей Виталий Валентинович публикует сборник «Нечаянные встречи», все произведения в котором имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Казавшийся вначале бесхитростным, сюжет в окончании заставит читателя в серьез задуматься над тем, что произошло.

В заключение хочется отметить, что сказки и рассказы Бианки подойдут для детей любого возраста, они помогут ребенку не только расширить кругозор, но и разовьют тягу к знаниям. Недаром произведения писателя включены в золотой фонд детской литературы, не только в России, но и за ее пределами.

Без преувеличения можно сказать, что все дети советской, а затем и российской эпохи открывали и открывают удивительный мир родной природы через рассказы Виталия Бианки. В любой домашней библиотеке можно найти потрепанные книжицы с воробьями и ёжиками на обложках. Их более презентабельные потомки в ярких глянцевых переплетах красуются сегодня на полках книжных магазинов. Спросите у любого: «Кто лучше всех пишет детские рассказы о природе?» - и вам, не задумываясь, ответят: «Писатель Бианки». Биография этого человека и станет темой нашей статьи. Как же жил и работал главный «природовед» нашей страны?

Виталий Бианки. Биография краткая

Виталий Валентинович Бианки родился 30 января 1894 года в городе Санкт-Петербурге. Судьба отмерила ему не слишком длительный срок - 65 лет. За это время он многое пережил, побывал в разных городах, но умер там же, где и родился - в родном Ленинграде (бывшем и будущем Санкт-Петербурге).

Отец писателя был ученым-орнитологом. Это он воспитал в сыне умение наблюдать и понимать природу.

Молодые годы будущего писателя

Биография Бианки говорит о том, что по окончании школы он поступил в Петроградский университет на естественное отделение физмата, откуда в 1916 году его призвали в армию. В 1917-м он был избран в Совет солдатских и рабочих депутатов, затем вступил в партию эсеров.

В 1917-1918 годах Виталий Бианки входил в состав комиссии, отвечавшей за охрану художественных памятников в Царском Селе, работал в газете «Народ» в Самаре. Затем были переезды в Уфу, Екатеринбург, Томск и Бийск. В Бийске его мобилизовали в Русскую армию, откуда он дезертировал и скрывался под фамилией Белянин. После того как в городе установилась Советская власть, Виталий Валентинович работал в отделе образования, заведовал музеем, читал лекции в университете, состоял в местном обществе любителей природы.

Дальнейшая биография Бианки созвучна жизнеописаниям миллионов его современников. В 1921 году его несколько раз арестовывали. В 1922 году, после получения предупреждения об очередном аресте, Бианки уехал с семьей в Петроград, где в следующем году (1923) вышли его первые литературные произведения: рассказ «Путешествие красноголового воробья» и книга рассказов «Чей нос лучше».

Биография Бианки напоминает слоеный пирог, где нормальная жизнь, полная научной и литературной деятельности, перемежается с периодами арестов и ссылок:

Во время войны писатель был эвакуирован на Урал, затем снова вернулся в Ленинград. В конце жизни страдал тяжелейшим заболеванием, практически полностью парализовавшим работу конечностей.

Дата, которой заканчивается биография Бианки Виталия Валентиновича, - 10 июня 1959 года. В этот день он умер, оставив после себя 120 книг, в которые вошли более трехсот сказок, повестей, рассказов и статей.