Кнут Гамсун: писатель, друг Геббельса, крестьянин, гений. Кнут гамсун - краткая биография

Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители. Тора (Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где Г., его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство.


Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Г. по материнской линии. Следующие шесть лет Г. провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний Г. вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, Г. в 1873 г. убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 г. юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный человек» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 г., когда Г. было 18 лет.

В следующем году Г. преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время Г. выпускает роман «Бергер» ("Bjorger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца Г. в 1878 г. отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и Г. вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда Г. приехал в 1884 г. в Осло, все симптомы болезни, по-видимому бронхита, исчезли Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, Г. опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакотыю. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид Г., так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Suit").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал Г. репутацию серьезного писателя. В этой повести Г. порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

Как сказал один из переводчиков Г., современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы Г. потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр , Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы Г. сформулировал в эссе, озаглавленном «Из подсознательной жизни души» ("Fra det ubevidste Sjaeleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод». Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств»

Г. снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mystener", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался Г. своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам Г., и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который в конечном счете приводит героя к самоубийству.

Г. – признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 г. он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrode", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах Г. оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений Г. сжигал до их публикации, однако в 1904 г. он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.

С начала XX в. Г. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Bern av tiden", 1913) и его продолжение «Город Сегелфосс» ("Segelfossby", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков Г., эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде Г. на ферму в 1911 г. отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Соки земли» ("Markens grede"), который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

Именно «за такое монументальное произведение, как "Соки земли"», Г. в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман Г. с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию Г. отказался.

Год спустя после выхода «Соков земли» Г. приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 г. Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Г. недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах Г. вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман Г. «Кольцо замыкается» ("Ringen sluttet") издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который тем не менее остается, по словам Г., «властелином в своем роде».

С возрастом Г. становится все более реакционным: в 1934 г. он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 г. он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Г. и его жена были арестованы. Осенью 1945 г. писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «По заросшим тропам» ("Pa gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 г., когда Г. было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение Г. во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 г. Г. женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 г. супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 г., у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела Г. в 1947 г. Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный Г. отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 г. они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952 г.

Многие критики сходятся во мнении, что Г., с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день Г. – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги Г. подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

Гамсун Кнут Га́мсун Кнут

(Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспел труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 20-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920, «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. В творчестве Гамсуна - сложное переплетение реализма, иррационализма и мистики. Нобелевская премия (1920).

ГАМСУН Кнут

ГА́МСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).
* * *
ГА́МСУН (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом - 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.
Детство и годы странствий
Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 - на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.
Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения - повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном (см. БЬЕРНСОН Бьернстьерне Мартиниус) , но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».
В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже - помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.
«Голод»
Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.
«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния - чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души - единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.
Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) , влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» - прежде всего в более объективной манере повествования.
«Мистерии» (1892)
Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал - цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости - это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.
«Пан»
В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу - повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву - оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна - не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.
Виктория
В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви - это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы - мертва.
Завершение романтического периода
Романы и повести 1890-х гг.: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» - это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они - лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений - драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).
Старость
В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, - старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его - Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами - он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции - ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).
«Мне не остановить чумы»
С конца 1910-х гг. писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», - против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека - патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев - в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.
Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса - в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август» , 1930; «А жизнь идет», 1933) - панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания - Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.
«Англосаксы пустили жизнь под откос»
Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга (см. КВИСЛИНГ Видкун) , Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».
На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное - стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.
26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.
«По заросшим тропам»
В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Гамсун Кнут" в других словарях:

    Гамсун, Кнут - Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кнут. Кнут Гамсун Knut Hamsun … Википедия

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

    - (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

    - (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь

(настоящая фамилия - Педерсен) (1859-1952) норвежский писатель

Кнут Педерсен родился в семье портного в небольшой деревушке Лом, находившейся в самом сердце Гудсбранс-далленской долины, главного сельскохозяйственного района Норвегии. Он был младшим из четырех детей. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась на север страны и поселилась на хуторе Гамсунд, расположенном неподалеку от городка Хаморой. Хутор принадлежал дяде Кнута по материнской линии, который предоставил жилье семье своей племянницы, обязав их работать вместо наемных батраков. До девятилетнего возраста Кнут прожил в традиционной обстановке северной деревни: помогал братьям пасти коров, ходил за водой, чистил хлев. После смерти отца семья оказалась в долгах. Чтобы рассчитаться с дядей, Кнуту с братьями пришлось трудиться не покладая рук. Впоследствии он вспоминал эти годы как самый тяжелый период в своей жизни.

Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он убежал из дома к родственникам в Лом. В течение нескольких месяцев мальчик прожил у них, но потом вернулся к матери. Правда, он отказался жить в доме дяди и начал работать помощником продавца в сельском магазине. Поскольку у него впервые появилось свободное время, Кнут начал учиться. За два года он освоил программу начальной школы. Получив аттестат, Кнут стал бродячим торговцем, но ожидаемого заработка не получил.

Тогда он снова изменил профессию: переехал в норвежский город Буде и поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей. Тогда он и написал свое первое произведение - повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но она осталась практически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель он написал стихотворную балладу «Свидание», которая была напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где он проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение - роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, Педерсен подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Скопив немного денег, он решил попытать счастья в столице и в 1878 г. отправился в Христианию (современный Осло). Там Кнут Гамсун предлагал свои произведения столичным издателям. Но никто не хотел печатать прозу начинающего автора. Гамсуну удается передать свой роман видному норвежскому писателю Б. Бьернсону. Прочитав произведение, тот откровенно признался автору, что у него есть литературный талант, но необходимо работать над стилем.

Но Кнут Гамсун не смог продержаться на случайные литературные заработки, поскольку ему удавалось печатать лишь небольшие газетные статьи и рецензии. Истратив все сбережения, он решил отправиться в Америку. Друзья снабдили его рекомендательными письмами, и в 1882 г. Гамсун приехал в США, где поселился в штате Висконсин.

Он не чурается никакой работы: служит приказчиком в лавке, конторщиком, разводит на свиноводческой ферме, но все свободное время посвящает литературному труду. Ему удается напечатать несколько очерков о жизни в США. На полученные деньги он даже смог совершить небольшое путешествие по стране. Через два года от тяжелого труда и недоедания Гамсун серьезно заболевает тяжелой формой бронхита и по совету врача возвращается на родину. В Норвегии он поселяется в усадьбе своих знакомых. Постепенно его состояние улучшается, и писатель возвращается к работе.

В 1885 г. Кнут Гамсун печатает книгу о творчестве Марка Твена и переводы нескольких его рассказов. На полученные деньги он снова отправляется в США. Поселившись в Чикаго, зимой Гамсун работает кондуктором трамвая, а летом ездит по стране, перебиваясь случайными заработками. По вечерам он работает над новой повестью. Но так и не сумев обустроиться в Америке, писатель возвращается в Норвегию. По совету знакомых он посещает Копенгаген, где показывает начатую повесть редактору ежедневной газеты Э. Брандесу. Тот приходит в восторг от прозы Гамсуна и убеждает его написать роман на данном материале.

Кнут Гамсун приступает к работе, и через несколько месяцев в одном из копенгагенских издательств выходит его роман «Голод». В нем писатель рассказывает историю становления художника. Главный герой во многом напоминает персонажей Достоевского, под влиянием которого в то время находился Гамсун. Писатель наделяет своего героя богатым воображением, он живет в мире, полном видений и снов.

Критика восторженно оценила роман, который был переиздан большим тиражом. Гамсун становится профессиональным писателем и теперь уже может позволить себе сосредоточиться только на литературной работе. Издатели наперебой приглашают его выступить со статьями, обзорами, критическими эссе. Кнут Гамсун печатает книгу впечатлений о США «Духовная жизнь Америки» . Через два года выходит его второй роман «Мистерии», в котором рассказано о жизни небольшой норвежской деревушки, все жители которой занимаются рыболовством.

После выхода романа в творчестве Гамсуна четко определились две линии: почвенническая и психологическая. Первая предполагала рассказы о жизни норвежской глубинки, а вторая - глубокое исследование психологии личности. В романе «Пан» (1894) Гамсун рассказывает о жизни философа и художника Т. Глана. Тот покидает город и живет кочевой жизнью охотника в прибрежных районах Норвегии. Писатель поэтически описывает норвежскую природу, которая становится полноправным художественным персонажем романа. Гамсун показывает, что нельзя абстрагироваться от окружающего мира, иначе наступает душевный надлом. Поэтому главный герой в конце романа и кончает жизнь самоубийством.

Параллельно с прозой, Кнут Гамсун пишет и драматургические произведения, в частности трилогию, в которой показывает пессимистические настроения героя, принадлежащего к высшему обществу. Внешне его жизнь благополучна, но на самом деле, как и другие герои писателя, он страдает от неразрешимых противоречий, приводящих его к гибели. Хотя пьесы Гамсуна были поставлены в нескольких театрах, они не имели такой популярности, как его романы.

В 1898 г. Кнут Гамсун женился на своей давней знакомой Б. Бех, вскоре у них родилась дочь. Правда, брак продолжался недолго: в 1906 г. супруги развелись. Через два года писатель женился на известной норвежской актрисе М. Андерсен, в браке родилось четверо детей: два сына и две дочери. Супруги счастливо прожили почти сорок лет, но в 1947 г., во время судебного разбирательства, они поссорились. Гамсун покинул семью и в течение трех лет не встречался со своей женой. Только в 1950 г. супруги вновь стали жить вместе.

В начале XX в. писатель создает объемные романы, действие которых происходит на хуторах и в селах Норвегии. После развода с первой женой он приобретает небольшую ферму на юге страны в местечке Гримстаад. Там писатель ведет уединенный образ жизни, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

Гамсун вновь возвращается к истории Т. Глана. Но теперь он ведет повествование в подчеркнуто элегическом тоне, изображая норвежскую деревню как идеальное общество. В романе «Городок Сегельфос» он рассказывает историю двух богатых норвежских семейств. Сюжет произведения - приключенческая история о поисках клада - является лишь фоном, на котором писатель разворачивает перед читателями панораму жизни провинциального городка. Каждая глава романа представляет собой законченный эпизод с локальной интригой.

Одновременно Кнут Гамсун работает над своим самым крупным произведением - романом «Соки земли» (1917). В нем писатель рассказывает историю любви двух норвежских крестьян, основой сюжета становится эпизод из библейской Книги Руфи. Главная героиня романа Ингер нанимается работницей в богатое имение, а затем становится женой хозяина. Гамсун показывает, что только связь с землей помогает героям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах.

После выхода «Соков земли» Гамсун ненадолго переехал в Осло. Вскоре он приобретает усадьбу Нерхольм и навсегда уезжает из города. В. Нерхольме Гамсун прожил почти безвыездно до конца своих дней. Он писал и работал в поле. Известность его продолжала расти. Сразу же после публикации в Норвегии роман «Соки земли» был переведен на многие европейские языки.

В 1920 г. Кнут Гамсун был отмечен Нобелевской премией по литературе. В постановлении о награждении говорилось, что премия присуждена за «монументальное произведение, в котором рассказывается о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился». К этому времени у Гамсуна нарастает отчуждение от мира. Он пытается отгородиться от происходящих в нем перемен и даже отказывается выступить с традиционной нобелевской лекцией.

Со временем, начинают меняться и политические убеждения Кнута Гамсуна. Из сторонника прогрессивных взглядов он превращается в приверженца фашизма. В 1934 г. писатель публикует статьи, в которых приветствует приход фашистов к власти в Германии и призывает к установлению подобного режима в Норвегии. Поступок Гамсуна вызывает яростные протесты со стороны его читателей, из многих стран ему приходят бандероли с книгами, которые возвращают писателю разочарованные поклонники.

Хотя Кнут Гамсун никогда не состоял в фашистской партии, после начала оккупации Норвегии он активно сотрудничает с немецкими властями. Писатель выступает в профашистской печати, призывает прекратить сопротивление новой власти. В 1943 г. он совершает поездку в Германию по личному приглашению Гитлера. Он встречается с Геббельсом и Гитлером и выступает с восторженными статьями, в которых одобряет то, что происходило в Германии.

Осенью 1945 г. Кнута Гамсуна и его жену арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Писатель пробыл в тюрьме четыре месяца, но после инсульта его перевели в психиатрическую клинику, а затем в дом для престарелых. В 1947 г., когда врачи нашли состояние здоровья Гамсуна удовлетворительным, он предстал перед судом, был признан виновным и приговорен к штрафу в 500 000 норвежских крон (около 100 000 долларов). После Гамсун вернулся в свое имение, где возвратился к литературной работе. В 1949 г., когда писателю исполнилось 90 лет, он выпускает свою последнюю книгу - «По заросшим тропам», в которой рассказывает о собственном судебном процессе.

Кнут Гамсун был полон творческих планов и даже начал работу над новым романом, но последовавшие один за другим два инсульта помешали ему завершить задуманное. В начале 1952 г. Гамсун скончался. На его похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции. Кнут Гамсун является третьим норвежским писателем (наряду с Г. Ибсеном и С. Унсетт), которого считают классиком мировой литературы.

Гамсун Кнут - известный норвежский писатель-импрессионист, драматург, поэт, публицист и литературный критик. В 1920 году стал лауреатом Нобелевской премии за книгу «Соки земли».

Детство

Гамсун Кнут родился в Ломе (район Центральной Норвегии). Его родители (Педер Педерсен и Тора Олдсдаттер) поселились на небольшом хуторе в Гармутрете. У Гамсуна было две младшие сестры и три старших брата.

Когда мальчику исполнилось 3 года, всё семейство переехало в Хамарой. Там они арендовали ферму у Ханса Олсена (дядя Гамсуна по матери). Следующие шесть лет жизни будущего писателя прошли в идиллической атмосфере: он пас коров и постоянно любовался красотой заснеженных гор и норвежских фиордов.

Аренда фермы закончилась для семьи долговой кабалой, и 9-летний Кнут стал работать на дядю. Тот был набожным человеком, не давал ему есть и часто бил. В 1873 году, устав от издевательств, мальчик сбежал в соседний город, но через год вернулся и устроился работать в местный магазин.

Первое произведение

В 1875 году юноша стал бродячим торговцем. Когда это занятие ему поднадоело, Гамсун Кнут остановился в городе Буде и устроился помощником башмачника. Именно тогда он и написал свою первую повесть «Загадочный человек». Опубликована она была в 1877 году, когда юноше исполнилось 18 лет.

Через год Гамсун преподаёт в школе, а потом решает стать помощником судебного шерифа. В его библиотеке он знакомится с произведениями таких скандинавских писателей, как Бьернстерн Бьернсон и т.д. В 1878 году Кнут выпустил роман «Бергер», где главный герой пишет стихи о своей нелёгкой жизни. Однако славы ему это не приносит и, заняв деньги у нурланского торговца, он уезжает в Осло. В последующие годы юноша растрачивает все средства, так как не может заработать писательством. В итоге Гамсун Кнут становится дорожным рабочим.

Переезд в США и болезнь

Первый успех

Разочаровавшись в жизни и литературных начинаниях, автор возвращается в Европу (Копенгаген) и показывает одно из начатых произведений Эдварду Брандесу - редактору ежедневной газеты. И измождённый писатель, и отрывок из повести произвели на Эдварда сильное впечатление. В 1890 году в Копенгагене вышла книга, на обложке которой красовалась надпись «Кнут Гамсун "Голод"». Эта повесть произвела сенсацию и наделила автора репутацией серьёзного писателя.

Повесть «Голод»

В этом произведении Кнут отказался не только от традиции обличительного реализма, характерного для скандинавской прозы, но и от господствовавшей в то время идеи о том, что литература должна улучшать условия человеческого существования. По сути, сочинение не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке, живущем в Осло и мечтающем стать писателем. Ну, понятное дело, что повесть автобиографическая и прототип главного героя - Кнут Гамсун. «Голод» получил восторженные отзывы критиков. Например, Альрик Густафсон написал: «Это словно герой Достоевского, который болен телом и душой, испытывает муки голода и делает свою внутреннюю жизнь сплошной галлюцинацией».

Главный персонаж произведения страдает не только от отсутствия еды, но и от нехватки социальных контактов, невозможности самовыражения и сексуальной неудовлетворённости. Уверенный в своей гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от мечты и амбиций. Многие критики писали, что своей отчуждённостью данный герой предвосхитил антигероя литературы 20 века. Кстати, повесть до сих пор очень популярна. Об этом свидетельствует высокая частота поискового запроса, когда люди ищут «Голод» (книга). Кнут Гамсун известен и в 21 веке.

Развитие собственной концепции

Не менее важно и то, что в своём первом успешном произведении писатель выработал специфический стиль. «Голод» был написан короткими и ёмкими фразами. А ясные и чёткие описания намеренно чередовались с многозначительными и субъективными. Создание «Голода» совпало со временем, когда Стриндберг, Ницше, Гартман и Шопенгауэр призывали обращать внимание на подсознательные силы, управляющие человеческой личностью.

Собственную субъективную концепцию прозы Кнут Гамсун, собрание сочинений которого можно купить почти в любом книжном магазине, сформулировал в эссе под названием «Из подсознательной жизни души». Это произведение появилось в том же году, что и «Голод». В нём автор отказался от особенностей объективной прозы и предлагал изучать «движения души в отдалённых уголках подсознания и анализировать хаос впечатлений».

Второй и третий романы

Второе удачное произведение, которое написал Кнут Гамсун - «Мистерии». В романе рассказывается о шарлатане, появляющемся в приморской деревушке и удивляющем жителей странным поведением. Так же как и в «Голоде», писатель вновь использовал субъективный метод, и это отлично сработало, обеспечив книге популярность.

«Пан», изданный в 1894 году, стал третьим успешным романом автора. Кнут Гамсун, биография которого была насыщена событиями, написал его в форме воспоминаний некоего Томаса Глана. Главному герою чуждо цивилизованное существование, и он живёт за городом в Нурлане, занимаясь рыболовством и охотой. По аналогии с Руссо, автор хотел показать культ природы и сверхчувствительности души. Эйфорию главного героя Кнут выражал с помощью возвышенных описаний природы и пытался отождествить его личность с нурланской деревней. Пламенная страсть Томаса к Эдварде, своевольной, избалованной дочери купца, создаёт в его душе настоящий эмоциональный хаос и в итоге приводит к самоубийству.

Четвёртый роман

Четвёртое монументальное произведение, которое написал Кнут Гамсун - «Соки земли» (издано в 1917 году). В романе отразилась атмосфера 1911 года, когда писатель переехал жить на ферму и оказался в отчуждении от общества. Автор с большой любовью рассказывает о жизни двух норвежских крестьян Ингер и Исака, которые, несмотря на все проблемы, смогли сохранить верность патриархальным традициям и преданность своей земле. В 1920 году его удостоили за это произведение Нобелевской премии.

Многие считают, что существует ещё один роман, который написал Кнут Гамсун - «Плоды земли». На самом деле они ошибаются. Это просто другой перевод оригинального норвежского названия «Соков земли».

Поддержка нацизма

С возрастом Кнут становится всё более реакционным. С 1934 года он открыто поддерживает нацистов. Гамсун не вступал в фашистскую партию, но ездил в Германию на встречу с Гитлером. Когда немцы оккупировали Норвегию, вышло много профашистских статей, под которыми стояла подпись «Гамсун Кнут». Книги писателя были возвращены ему тысячами читателей в знак протеста.

Арест и суд

В конце войны он был арестован вместе с супругой. Осенью 1945 года Гамсуна поместили в психиатрическую клинику. После четырёх месяцев лечения его перевели в Ландвик в дом престарелых. Спустя два года писателя судили и признали виновным в пособничестве врагу. Также его обязали выплатить 425 000 Тюремного заключения Кнуту удалось избежать из-за «интеллектуальной деградации».

Последнее произведение

Очерки «На заросших тропинках» стали последним произведением писателя. Трагизм книги копился на протяжении нескольких десятилетий. Кнут Гамсун (цитаты из его произведений можно прочесть ниже) мечтал восстановить былое величие скандинавов. Речи Гитлера о возвышении (в частности норвежской) сильно «зацепили» писателя. Именно поэтому Гамсун проникся идеологией фашизма и лишь спустя годы осознал собственную неправоту. В книге «На заросших тропинках» Кнут рассказывает о своих трагических ошибках, но не просит за них прощения у народа. Писатель никогда не признавал собственной неправоты.

Смерть

Кнут Гамсун, биография которого была представлена в этой статье, умер в своём имении Норнхольм. Послевоенные издания драматурга стали появляться в Норвегии только с 1962 года: его простили как писателя, но не смогли простить как общественного деятеля. В заключение приведём наиболее известные цитаты автора из его произведений.

Цитаты

«Не злитесь на жизнь. Не нужно быть жестоким, строгим и справедливым к жизни. Будьте милосердны и возьмите её под свою защиту. Вы даже не представляете, с какими игроками ей приходится иметь дело».

«Сочинять - это значит, вершить над собой суд».

«Для всех я чужой, поэтому часто разговариваю сам с собой».

«Самым великим является тот, кто придаёт человеческому существованию смысл и оставляет после себя наследие».

«Чаще всего хорошее проходит бесследно, а злое влечёт за собой последствия».

«Со скамейки я вижу звёзды, и мои мысли уносятся вверх с вихрем света».

«Жизнь - это ежедневная война с демонами в своём мозге и сердце».

Гамсун-2009 Год Гамсуна: мероприятия Статьи о Гамсуне Книги и рецензии Малая проза Гамсуна Гамсун в стихах и прозе Гамсун и театр Международная конференция в ЦДЛ Эссеистика Гамсуна Конкурс кукол - Сказочная страна Гамсуна Дни Гамсуна в Санкт-Петербурге

Кнут Гамсун - краткая биография

Hamsun, Knut
4 августа 1859 – 19 февраля 1952
Нобелевская премия по литературе, 1920

(настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в долине Гудбрансдален, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители, Тора (урождённая Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде по материнской линии. Следующие шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, в 1873 убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 , когда было 18 лет.

В следующем году преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время выпускает роман «Бьёргер» ("Bjørger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца в 1878 отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 , заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда приехал в 1884 в Осло, все симптомы болезни, по-видимому, бронхита, исчезли, Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакоты. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид, так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Sult").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал репутацию серьезного писателя. В этой повести порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

Как сказал один из переводчиков, современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы сформулировал в эссе, озаглавленном «О бессознательной духовной жизни» ("Fra det ubevidste Sjæleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод».

Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств» снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mysterier", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам, и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который, в конечном счете, приводит героя к самоубийству.

– признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrøde", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений сжигал до их публикации, однако в 1904 он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.

С начала XX в. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Børn av tiden", 1913) и его продолжение «Местечко Сегельфосс» ("Segelfoss by", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков, эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде на ферму в 1911 отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Плоды земли» ("Markens grøde"), который был издан в 1917 В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

Именно «за такое монументальное произведение, как "Плоды земли"», в 1920 был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию отказался.

Год спустя после выхода «Соков земли» приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман «Круг замкнулся» ("Ringen sluttet") издан в 1936 В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам, «властелином в своем роде».

С возрастом становится все более реакционным: в 1934 он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны и его жена были арестованы. Осенью 1945 писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «На заросших тропинках» ("På gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 , когда было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 , у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела в 1947 Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952

Многие критики сходятся во мнении, что, с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

Основные произведения:

  • "Голод" (1890)
  • "Мистерии" (1892)
  • "Пан" (1894)
  • "Виктория" (1898)
  • "Под осенней звездой" (1906)
  • "Бенони" (1908)
  • "Странник играет под сурдинку" (1909)
  • "Плоды земли" (1917)
  • "Женщины у колодца" (1920)
  • "Последняя глава" (1923)
  • "Бродяги" (1927)
  • "Август" (1930)
  • "А жизнь идëт" (1933)
  • "Круг замкнулся" (1936)
  • "На заросших тропинках" (1949)
  • Кнут Гамсун - краткая биография