Краткая биография гайдара аркадия петровича. Гайдар Аркадий Петрович (Голиков) - биография, фото, личная жизнь

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился 22 января 1904 года в Льгове, Курская губерния, Российская империя.
Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили Льгов, с 1912 года жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 года - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 году учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 году - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против «императора тайги» И.Н. Соловьёва, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы "РВС", 1925, "Серёжка Чубатов", "Лёвка Демченко", "Конец Лёвки Демченко", "Бандитское гнездо", все 1926–1927, Дым в лесу, 1935; повести "Школа", первонач. назв. "Обыкновенная биография", 1930, "Дальние страны", 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время "Сказку о Военной тайне", "Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове", 1935, "Бумбараш", неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»).

Псевдонимом (тюркское слово - «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу "Угловой дом", созданную в 1925 году в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - "Жизнь ни во что" (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга.
С 1927 года жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть "Лесные братья" (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести "Жизнь ни во что").

Летом 1927 года, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть "На графских развалинах" (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н. Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л. Кассилем, Р. Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 века (в т.ч. рассказы "Голубая чашка", 1936, "Чук и Гек", повесть "Судьба барабанщика", оба 1938, рассказ для радио "Четвёртый блиндаж"; вторая, незавершённая часть повести "Школа", оба 1930).

Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий ("Судьба барабанщика", где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи - всё это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришёлся на 1940 год - время создания повести и одноимённого киносценария (кинофильм реж. А.Е. Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 году Гайдар пишет продолжение Тимура - "Комендант снежной крепости", в начале 1941 года - киносценарий продолжения и сценарий фильма "Клятва Тимура" (постановка 1942, реж. Л.В. Кулешов).

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 года в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.

Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников ("Василий Крюков", "Поход", "Маруся", "Совесть", 1939–1940).
Автор киносценария "Прохожий" (1939), посвящённого Гражданской войне.

Аркадий Гайдар погиб в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 года.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы "Чук и Гек", 1953, реж. И.В. Лукинский; "Школа мужества", 1954, реж. В.П. Басов и М.В. Корчагин; "Судьба барабанщика", 1956, реж. В.В. Эйсымонт, и другие).

Аркадий Гайдар - человек удивительной судьбы и замечательный писатель. Это один из самых читаемых детских писателей Советского Союза и один из самых юных командиров полка.

Родители

Родился Аркадий Петрович Голиков (такова его настоящая фамилия) в Курской области неподалёку от города Льгова в семье преподавателя. Его родители были людьми с активной жизненной позицией, что в полной мере передалось их сыну. В 1905 году они вели активную революционную деятельность. Предки по линии отца - обычные крестьяне, а вот мать находилась в дальнем родстве с М.Ю. ым, что в какой-то степени является символичным.

Первая Мировая война

С 1912 года Голиковы жили в городе Арзамасе. В 1914 году, когда началась , старший Голиков ушёл на фронт. Да и сам Аркадий тоже мечтал взять в руки оружие и встать на защиту Родины, поэтому сбежал из дома и пытался добраться до фронта самостоятельно. Но план не удался: его поймали почти в 100 км от дома и отправили назад .

Гражданская война

В 1918 году четырнадцатилетний Аркадий Голиков вступил в компартию, и в конце этого же года добровольно пошёл в Красную Армию, правда, для этого он схитрил и скрыл свой настоящий возраст. А по окончании обучения в центре по подготовке военных кадров стал помощником командира.

Несмотря на свой ещё юный возраст (15 лет), во время принимал активное участие в больших боях, где получил ранение и контузию. За время службы Аркадий Голиков воевал на Петлюровском, Польском и Крымском фронтах.

Через три года красноармеец Голиков прошёл обучение в Высшей стрелковой школе, по окончании которой его назначили командиром запасного стрелкового полка, а немногим позднее и всего батальона. Вёл активную борьбу с бандитизмом.

Личная жизнь

Ранение и контузия сильно подорвали здоровье будущего писателя, и в 1924 году он вынужден был оставить службу в армии. Был дважды женат. Первая жена родила Аркадию Гайдару сына Тимура. Но этот брак распался через пять лет.

Во втором браке детей у А.П. Гайдара не было. Но он удочерил дочь супруги от предыдущего брака.

Великая Отечественная война

Будучи настоящим патриотом, человеком, горячо переживающим за судьбу свой Родины, Гайдар не мог спокойно сидеть дома, когда страна подвергалась смертельной опасности. В 1941 году, в самом начале , Аркадий Петрович ушёл на фронт военным корреспондентом.

В сентябре этого же года попал в отряд партизан, покинуть который не захотел и остался там рядовым пулемётчиком. В октябре, 26 числа, Аркадий Петрович Гайдар погиб в бою. Его могила находится в городе Каневе.

Творчество

Творческая деятельность Аркадия Гайдара началась с 1925 года, когда он закончил армейскую службу. Первое произведение, появившееся в печати, - «В дни поражений и побед». После переезда в Пермский край, работал корреспондентом в местной газете.

В Перми впервые в печати Аркадий Петрович стал использовать псевдоним Гайдар. Первое произведение, написанное им для детей, - «Р.В.С.». Именно в этой книге появилась особая манера разговора автора с читателем-ребёнком: доверительная интонация, значимость показываемых событий, юмор и серьёзность.

Самые известные произведения Аркадия Гайдара

  • «Тимур и его команда»
  • «Голубая чашка»
  • "Судьба барабанщика"
  • «Школа»
  • «Горячий камень»
  • «Четвёртый блиндаж»
  • «Дальние страны»

По мнению самого А.П. Гайдара, его лучшие творения «P.B.C.» «Дальние страны» «Четвертый блиндаж» «Школа» «Тимур и его команда» Во всех произведениях, написанных детям, Гайдар рассказывает о настоящей, искренней дружбе и товариществе.

А после выхода в свет «Тимура и его команды» в стране стали появляться отряды тимуровцев, которые оказывали помощь пожилым людям и ветеранам. Главным героям повести Аркадий Петрович дал имена своих детей - Тимура и Жени. Многие его произведения переведены на другие языки, а некоторые экранизированы.

Биография Гайдара для 4 класса кратко расскажет Вам о жизни советского писателя, автора детских книг, киносценариста, участника Гражданской и Великой Отечественной воен. Сообщение о Аркадие Гайдаре можно дополнить интересными фактами.

Аркадий Гайдар биография для детей кратко

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 в городке Льгов в семье учителей. Детские годы провел в Нижегородской области, городе Арзамасе. Здесь он и обучался в реальном училище. В начале Первой мировой войны его отца призвали на фронт, и мальчик сбегает из дому, что также воевать с ним. Но по дороге Аркадия задержали и вернули домой.

В 1918 году в возрасте 14 лет он вступает в коммунистическую партию и начинает работать в газете «Молот». В этот же году юношу зачисляют в Красную армию. Будущий писатель оканчивает Высшую стрелковую школу и был назначен командиром отделения Нижегородского полка. Голиков участвовал в боевых действиях на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи. В 1922 году принимал участие в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии.

Аркадий Петрович проявил себя довольно таки строгим начальником, который с жестокостью справлялся с врагом. По его распоряжению были расстреляны улусы. После случившегося Голикова демобилизовали, поставив диагноз «травматический невроз». С этого момента началась литературная деятельность.

В 1925 году он публикует первую повесть в ленинградском альманахе «Ковш» под названием «В дни поражений и побед». Со временем Аркадий Петрович переехал в Пермь и стал издавать свои произведения под псевдонимом Гайдар. В 1930 году закончил работу над «Школой», «Четвертым блиндажом».

Начиная с 1932 года, писатель работает в газете «Тихоокеанская звезда» разъездным корреспондентом. В период 1932 – 1940 годов свет увидели такие его повести как «Военная тайна», «Голубая чашка», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда».В годы Великой Отечественной войны работает корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Создает очерки произведений «Ракеты и гранаты», «Мост», «У переправы», сказки «Горячий камень» и«У переднего края».

В 1941 году Аркадий Петрович служит в партизанском отряде Горелова пулеметчиком.

26 октября этого же года Гайдара Аркадия Петровича убили немцы около села Лепляво, Каневский район.

  • В 1939 году его наградили орденом «Знак почета», а в 1964 был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.
  • Писатель страдал от постоянных головных болей и перепадов настроения, поэтому не раз проходил курс лечения в психиатрической клинике.
  • Аркадий Петрович был трижды женат. Его первой женой была медсестра Мария Плаксина. В браке родился сын Женя, который не стало в возрасте около 2-ух лет. Второй раз он женился на Лии Соломянской, подарившей ему сына Тимура. Третьей женой писателя стала Дора Чернышева. Гайдар стал приемным отцом для ее дочери.
  • Гайдар близко дружил с писателями Фраерманом,Паустовским и Зоей Космодемьянской.
  • Своему лечащему врачу Аркадий Петрович не раз жаловался, что его во сне преследуют призраки людей, которые были убиты им или по его приказу.

Литературно-познавательный материал о жизни и творчестве А.П. Гайдара

Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) Аркадий Петрович (1904-1941), прозаик.

Родился 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, в 1918 г. ушел на фронт Гражданской войны. Он был физически крепким и рослым парнем и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 г. Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые критиковали первые рукописи Аркадия и объясняли приемы литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести «Р.В.С.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж» и «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Аркадий Петрович много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. После выхода повести «Тимур и его команда» стал одним из самых популярных писателей детворы и подростков.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель вновь отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 г. на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. Погребен в Каневе.

Сказка про военную тайну, Мальчиша Кибальчиша и его твердое слово

Вот приходит вечер, и лег Мальчиш спать. Но не спится Мальчишу — ну, какой тут сон?

Вдруг он слышит на улице шаги, у окошка — шорох. Глянул Мальчиш и видит: стоит у окна все тот же человек. Тот, да не тот: и коня нет — пропал конь, и сабли нет — сломалась сабля, и папахи нет — слетела папаха, да и сам-то стоит — шатается.

— Эй, вставайте! — закричал он в последний раз. — И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

Глянул Мальчиш-Кибальчиш на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота — некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли — никого не осталось.

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал...

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:

— Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Пло- хиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.

Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. «Эге, — подумал Плохиш, — вот это мне и нужно».

А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:

— Ну что, буржуины, добились вы победы?

— Нет, Главный Буржуин, — отвечают буржуины, — мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.

Очень удивился и рассердился тогда Главный Буржуин, и закричал он грозным голосом:

— Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трусищи-буржуищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Скачите скорей и не возвращайтесь назад без победы.

Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это все я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажег я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами. То-то сейчас грохнет!..

Вдруг как взорвались зажженные ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.

— Измена! — крикнул Мальчиш-Кибальчиш.

— Измена! — крикнули все его верные мальчиши.

Но тут из-за дыма и огня налетела буржуинская сила, и схватила, и скрутила она Мальчиша-Кибальчиша.

Заковали Мальчиша в тяжелые цепи. Посадили Маль- чиша в каменную башню. И помчались спрашивать: что же с пленным Мальчишем прикажет теперь Главный Буржуин делать?

Долго думал Главный Буржуин, а потом придумал и сказал:

— Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам всю их Военную Тайну. Вы идите, буржуины, и спросите у него:

— Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

— Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь?

— Отчего, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, и в моем Высоком Буржуинстве, и в другом — Равнинном Королевстве, и в третьем — Снежном Царстве, и в четвертом — Знойном Государстве в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамена несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают?

Вы спросите, буржуины:

— Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Пусть он расскажет секрет.

— Нет ли у наших рабочих чужой помощи? И пусть он расскажет, откуда помощь.

— Нет ли, Мальчиш, тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому как у вас кликнут, так у

нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над тем у нас задумаются?

Ушли буржуины, да скоро назад вернулись:

— Нет, Главный Буржуин, не открыл нам Мальчиш- Кибальчиш Военной Тайны. Рассмеялся он нам в лицо.

— Есть, — говорит он, — и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы.

— Есть, — говорит, — и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, все равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в темную ночь.

— Есть, — говорит, — и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, все равно не найдете. А и нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам, буржуинам, ничего не скажу, а самим вам, проклятым, и ввек не догадаться.

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

— Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу- Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.

Ушли буржуины, а вернулись теперь они не скоро. Идут и головами покачивают.

— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

И погиб Мальчиш-Кибальчиш...

Горячий камень

(Отрывки из рассказа-сказки А. Гайдара)

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дайка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

По мнению сына писателя, Т.А. Гайдара, в этой сказке заложено жизненное кредо писателя — жизнь дается

человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело». Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

Одним из основоположников детской советской литературы стал Аркадий Гайдар, биография которого охватывает сложное для нашей страны время. Именно это, вероятнее всего, определило основную направленность его произведений – в большинстве из них читатель слышит отголоски войны.

Детские и отроческие годы

Будущий писатель родился в семье внука крепостного и дворянки незнатного рода. Отец, Петр Исидорович Голиков, работал учителем и много внимания уделял самообразованию. Просвещению народа посвятила свою жизнь и Наталья Аркадьевна, которая для этого рано покинула родительский дом. Краткая биография Аркадия Гайдара для детей весьма интересна. Мальчик рано начал сочинять. По воспоминаниям, первое его стихотворение появилось, когда он еще не умел писать. Истоки такого таланта видят в том, что родители много времени отводили на занятия с сыном и тремя младшими дочерями. Да и в общении друг с другом они часто читали стихи, исполняли народные песни.

Нравственное воспитание сына

Персонажи писателя совершают героические поступки, в их чертах можно разглядеть даже качества средневековых рыцарей. Объяснение этому также дает биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса, к примеру, рекомендуется использовать рассказ «Тимур и его команда», в котором повествуется о том, как подростки, отличающиеся высокими нравственными принципами, бескорыстно помогают людям. Так вот, в детстве Аркаша разбил стекло и, как обычно случается в подобных случаях, испугался и убежал. А потом была беседа с мамой, которая терпеливо объяснила сыну, что человек смелый и честный всегда найдет силы признаться в содеянном, при любых обстоятельствах будет честен и искренен. С той поры не было случая, чтобы мальчик попытался скрыть от других свой проступок.

А еще Аркадий Гайдар, биография которого изобилует фактами преодоления жизненных невзгод, чувствовал ответственность за младших сестер и потому никогда не капризничал и не жаловался.

В грозные годы

Когда началась Первая мировая, Аркадию было десять лет. Его отец ушел на фронт, и мальчик решил отправиться вслед за ним. Его догнали недалеко от Арзамаса, родного города, и возвратили назад. Но на этом тяга подростка к подвигам не пропала. С приходом к власти большевиков Аркадий Гайдар (биография для детей включает лишь краткие сведения об этом периоде жизни писателя) полностью встал на их сторону. Сначала он выполнял мелкие поручения и охранял в ночное время город. Но его все больше тянуло к серьезным действиям. Осенью 1918-го подросток, добавив к своим четырнадцати еще два года (благо, был рослым и физически крепким), наконец-то добился зачисления в Красную Армию. Адъютант, командир отряда, а затем и полка – такой боевой путь за 6 лет прошел Аркадий Гайдар. Биография его включает такие славные эпизоды, как разгром банды Битюга и опытного атамана Соловьева. При этом он параллельно получил два военных образования и потому полагал, что его будущее навсегда будет связано с армией.

Начало литературной деятельности

Однако судьба распорядилась по-своему: в 1924-м Аркадий Петрович вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Сказались и ранения, полученные в боях, и контузия, и в какой-то мере нервное истощение - он вступил на эту дорогу еще совсем мальчишкой. "Писать", – так ответил себе на вопрос о том, что делать дальше, Аркадий Гайдар. Краткая биография в период второй половины 1920-х годов демонстрирует становление Голикова-литератора. Сначала он писал для взрослых. В 1925 году появилось первое произведение, но оно не радовало автора, впрочем, как и несколько следующих рассказов и повестей. И только «Р.В.С» (1926 г.) писатель назвал по-настоящему серьезным и зрелым.

Псевдоним

Настоящая фамилия писателя - Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия – результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г (оликов) А (ркади)Й Д (с фр. – «из») АР (замаса). Другой вариант: "Д" среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д"Артаньяну. Сторонники еще одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» - таким был по жизни Голиков. Это самые распространенные версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования.

Произведения для детей

Как-то Аркадий Гайдар (биография, представленная здесь, основывается и на личных воспоминаниях самого писателя) отмечал, что война так прочно вошла в его детство, что он решил поведать о ней и о настоящих героях младшему поколению. Так появились рассказы и повести для детей: «Р.В.С.» о подростках, ставших свидетелями противостояния «красных» и «белых», автобиографическая «Школа», «Горячий камень», героем которого является старик, переживший революцию и гражданскую войну, и другие. Шедеврами детской литературы называют «Голубую чашку», «Чука и Гека», «Судьбу барабанщика». Очень часто основу их сюжета составляли события, которыми пестрила биография Аркадия Гайдара.

Для 4 класса произведения писателя интересны тем, что их героями являются такого же возраста девчонки и мальчишки, попадающие в непростые ситуации. Благодаря своим качествам: доброте, способности сочувствовать и сострадать, стойкости, бескорыстию, готовности всегда прийти на помощь, смелости – они становятся победителями и являют собой образец для подражания.

У истоков тимуровского движения

В 1940 году появилось, пожалуй, самое известное произведение, автором которого стал Аркадий Гайдар. Биография для детей обязательно включает историю создания рассказа «Тимур и его команда», главный герой которого назван по имени сына писателя. О невероятной популярности литературного произведения свидетельствует тот факт, что сразу же по всей стране стали появляться отряды школьников, бравших шефство над теми, кто нуждался в их помощи. На несколько десятилетий тимуровское движение стало неотъемлемой частью жизни советских подростков. Да и сейчас порой можно услышать знакомое слово, если речь идет о благих делах.

Героическая смерть

После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт, теперь уже в качестве военного корреспондента, где написал несколько очерков об оборонительных операциях Юго-Западного фронта. Однако на этот раз его боевой путь был не долог. В октябре 1941-го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражен пулеметной очередью в возрасте тридцати семи лет.

Такова краткая биография Аркадия Гайдара. Для 4 класса знакомство с его произведениями сегодня может стать настоящим уроком доброты, дружбы, любви к родной стране.