Какова система жанров древнерусской литературы? Охарактеризуйте основные жанры. Презентация на тему "Древнерусская литература

Древнерусская литература начала формироваться после принятия христианства и на первых порах должна была знакомить с историей религии и способствовать ее распространению. Немаловажной на этом этапе была и другая ее функция - воспитывать читателей в духе христианских заповедей. По этой причине первые произведения (древнерусская литература охватывает период с 11 по 17 век) носили в основном церковный характер. Постепенно все большей популярностью стали пользоваться истории из жизни обычных людей, что способствовало возникновению, а затем все большему распространению «светских» произведений. Под влиянием этих факторов формировались основные жанры древнерусской литературы. Все их вплоть до 15 века объединял общий подход к изображаемым событиям: историческая основа не допускала авторского вымысла.

Особенности формирования жанров

Существует мнение, что литература Древней Руси вышла из византийской и болгарской. Это утверждение отчасти правомерно, так как система жанров у всех этих народов на самом деле имеет определенное сходство. Однако нужно иметь в виду, что государства в тот момент находились на разных стадиях развития (Русь значительно отставала от Византии и Болгарии), да и задачи перед авторами стояли различные. Поэтому правильнее будет сказать, что древнерусская литература переняла имеющийся опыт Запада. Она формировалась с опорой на народный фольклор и потребности общества. Жанры древнерусской литературы конкретизировались в зависимости от практической цели и делились на первичные и объединяющие. В целом же они представляли собой динамическую систему, живо отзывавшуюся на любые изменения в обществе.

Первичные жанры древнерусской литературы

В их число входили житие, поучение, слово, повесть, летописный рассказ или сказание, погодная запись, церковная легенда. Наибольшую известность получили первые четыре.

Житие - произведение, содержащее рассказ о жизни святых. Оно воспринималось как образец нравственности, которому следует подражать, и строилось по определенным канонам. Классическое житие содержало историю рождения (обычно вымоленный ребенок) и благочестивой жизни, описание чудес, связанных с героем, прославление святого. Одним из известнейших произведений этого жанра стало «Житие святых Глеба и Бориса», написанное в суровое для страны время. Образы князей должны были поспособствовать объединению в общей борьбе с захватчиками.

Более поздним вариантом стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Воспринимаемое в большей мере как вариант автобиографии, оно интересно тем, что в нем предстает картина общественной жизни в период раскола церкви.

К жанрам древнерусской литературы относятся и поучения, содержавшие правила поведения человека независимо от его положения. Они имели мощное воспитательное воздействие на читателя и касались различных сфер жизни. Самое известное поучение составлено Владимиром Мономахом и адресовано отрокам. Его содержание полностью соответствует христианским заповедям, поэтому воспринималось как книга жизни для потомков.

Древнерусское красноречие в полной мере проявилось в таком жанре, как слово. Оно могло иметь разную направленность. Пример торжественного произведения - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, написанное в начале 11 века в связи со строительством в Киеве военных укреплений. Это прославление русских князей и русского государства, которые ничем не уступают могущественной Византии и ее правителям.

Вершиной же этого жанра стало произведение о походе русского князя против половцев.

«Слово о полку Игореве»

Несмотря на непрекращающиеся споры относительно подлинности и авторства этого произведения, оно стало абсолютно новаторским для своего времени. Любые жанры древнерусской литературы, как уже отмечалось, обладали определенными канонами. «Слово…» же существенно отличается от них. Оно включает в себя лирические отступления, нарушение хронологии в повествовании (действие то переносится в прошлое, то обращено к настоящему), вставные элементы. Нетрадиционны и средства изобразительности, многие из которых соотносятся с элементами фольклора. Многие исследователи ставят «Слово…» в один ряд с раннефеодальными эпическими произведениями разных народов. По сути, это поэма о мужестве и стойкости воинов, выражение скорби по погибшим, призыв к необходимости объединения всех русских князей и земель. Кроме того, «Слово о полку Игореве» позволяет оценить место и роль государства в международной истории.

Объединяющие

Есть еще и объединяющие жанры древнерусской литературы. С примерами летописи знакомы все читатели. Сюда же относятся четьи-минеи («чтение по месяцам», включали рассказы о святых), хронограф (описание событий 15, 16 веков) и патерик (о жизни святых отцов). Эти жанры получили название объединяющих (введено Д. С. Лихачевым), так как в их состав могут входить и житие, и поучение, и слово, и т. д.

Летопись

Наибольшего внимания, конечно, заслуживают произведения, в которых велась запись о происходивших событиях по годам, которая могла носить общий характер или же быть более конкретной: с деталями, диалогами и т. п.

Летопись как жанр древнерусской литературы начала формироваться предположительно уже в конце 10 века. Но собственно произведение этого жанра складывается при Ярославе Мудром.

В начале 12 века на основе имевшихся записей монах Нестор, живший в Киево-Печерском монастыре, составил «Повесть временных лет». Ее события охватывают большой период: от происхождения славянских племен до современности. Лаконичное и выразительное описание позволяет по прошествии нескольких веков представить историю становления и развития русского государства.

Повесть

Этот жанр древнерусской литературы основывался на переводах византийских и фольклорных произведений и является самым изученным на сегодняшний день. Повести делились на:

  • воинские - в центре историческая личность и важная битва («Повесть о битве на реке Калке»);
  • сатирические - об общественно значимых проблемах, часто носили характер пародий («Повесть о Шемякином суде»);
  • бытовые - («Повесть о Горе-Злосчастии»).

Вершиной стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую называют гимном верности и любви.

Популярны были на Руси и хожения (или хождения), повествовавшие сначала о путешествиях паломников в святую землю («Хожение Игумена Даниила»), а позже, в связи с развитием торговли, о поездках купцов. Это был рассказ о том, что было увидено собственными глазами.

Созданная к 17 веку система, включавшая разнообразные жанры древнерусской литературы, ознаменовала переход к литературе нового времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жанры древнерусской литературы

Древнерусская литература начинается в Х веке. В 988 году Русь приняла христианство, которое стало государственной религией. Именно в тот период появилась письменность. Здесь большую роль сыграли монахи Кирилл и Мефодий: они придумали славянский алфавит.

В то далекое время книги были только рукописными. Создавали их жившие в монастырях монахи. Писали книги не на бумаге, а на пергамене (это специально выделанная кожа телят или ягнят).

Как это происходило? Начинали с листа: губкой или пемзой заглаживали его шероховатости, циркулем отмечали поля, карамсой (дощечка с натянутыми нитями) намечали строки. Потом принимались за перо: очинивали его ножом -- делали косой срез. Чаще всего употреблялись гусиные перья, реже -- лебяжьи и павьи. Писали чернилами, которые делали из сажи, чернильных орешков, дубовой или ольховой коры. Украшали книги орнаментами, миниатюрами, портретами. Выполнялись они чернилами, твореным золотом (золотой порошок и клей), красной краской или киноварью (минерал красного-оранжево цвета) и т.д. У орнамента было и утилитарное значение -- он разбивал текст на главы.

Обычно писец держал лист на коленях. Слова в строке не разделялись, только абзацы выделялись киноварной буквицей -- инициалом.

Хорошо известные слова писались сокращенно под особым надстрочным знаком «титлом».

Если случались ошибки, их соскабливали специальным ножом. Когда все листы были готовы, их сшивали толстыми нитками или тонкими веревками. В качестве обложки использовались обтянутые кожей доски. Как правило, кожа была черного или темно-коричневого цвета. Если рукопись была дорогой, ее украшали драгоценными камнями. Чтобы книги не портились, их застегивали при помощи специальных ремешков. «Кто книгу не застегнет, будет проклят», -- говорили наши предки.

Конечно, все мы знаем летописи , они дошли до нас в немалом количестве. Повествование в летописях велось по годам в хронологической последовательности. Рассказ о событиях каждого года начинался словами «В лето…», отсюда и название -- «летопись». О чем писали летописцы? О военных походах, смерти князей, эпидемиях, затмениях солнца. Бывало, в летописи включались тексты грамот, договоров, развернутые сюжетные повествования. Д.С. Лихачев говорил, что летопись относится к числу «объединяющих жанров».

Начало русского летописания -- «Повесть временных лет». Сохранилось две ее редакции, датируемые 1116 и 1118 годом. Первый вариант 1113 года, выполненный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошел.

Надо сказать, повестью в Древней Руси называли не только летописные своды, но и жития (повесть о житии…), сказания. Таким образом, повесть -- это общая жанровая форма, в которую входят произведения разных или одного жанра, объединенные мыслью повествователя.

В древнерусской литературе были распространены повести : переводные («Повесть о Еруслане Лазаревиче»), о княжеских преступлениях (об убиении Андрея Боголюбского), воинские. Воинские повести изображали воинские подвиги русского народа, многочисленные битвы (о битве на реке Калке, о нашествии хана Батыя, о Куликовской битве). Центральным героем воинской повести была реальная историческая личность, князь. Как правило, образ князя идеализировался, наделялся большим количеством положительных качеств. Ярким примеров воинской повести является «Слово о полку Игореве».

С течением времени повесть претерпевала изменения: исторические факты вытеснялись художественным вымыслом. В повести появлялись черты любовно-приключенческой новеллы («Повести о начале Москвы»). Сформировались новые жанры -- бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»), сатирическая повесть («Повесть о Шемякином суде»). В сатирических повестях говорилось о важных общественных проблемах: о взяточничестве, продажности суда, социальном неравенстве и т.д. Иногда они были пародиями на челобитные, церковные службы и другие популярные тексты.

Важным жанром древнерусской литературы были жития -- произведения, в которых рассказывалось о жизни святых. Первым русским житием было «Житие Бориса и Глеба». Борис и Глеб -- это сыновья великого князя Владимира. Житие рассказывает о том, как старший брат Бориса и Глеба Святополк убил их, чтобы стать киевским князем. В начале XV века было составлено житие Сергия Радонежского, в котором говорилось о его подвигах и чудесах.

Как правило, житие включает в себя краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу. Биографическая часть рассказывает о происхождении святого, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и кончине. В древнерусской литературе различается несколько видов житий: мученические (о святых, которые претерпели за свою веру мучения и смерть), исповеднические (о святых, которые подвергались при жизни преследованиям за проповедь христианства), преподобнические (о праведных, святых монахах) и т.д. Позже, в XVII веке, стали появляться жития, в которых рассказывалось о простых людях. Так, например, широко известно «Житие протопопа Аввакума», которое он написал сам. Аввакум (1621-1682) был лидером старообрядцев, противников церковной реформы, которую провел царь Алексей Михайлович. Власть преследовала раскольников, поэтому Аввакум провел в тюрьме и ссылке половину своей жизни, а затем был казнен. В своем «Житии» он говорил о своих страданиях за веру, о том, что эти страдания не могли заставить его отказаться от своих идей. рукописный книга летопись хожение

Большой популярностью пользовались на Руси хожения (или хождения). Хожения -- это произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Одно из ранних древнерусских хожений -- «Хожение игумена Даниила». Основной принцип этого жанра был сформулирован Даниилом следующим образом: «Писать надо о том, что видел и слышал сам: не хитро, но просто». В хожениях XIV-XV веков богомольцы вытесняются государственными послами и торговцами, которые описывают неизвестные доселе земли.

В 1564 году произошло знаменательное событие. В Москве И. Федоровым и П. Мстиславцевым впервые была напечатана книга «Апостол». Первые печатные книги походили на рукописные: они сохранили особенности шрифта, ударений, орнамента. Надо сказать, рукописная литература сосуществовала с печатной вплоть до VXII века.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.

    реферат , добавлен 20.11.2002

    Период древнерусской литературы. Ораторская проза, слово и поучение как разновидности жанра красноречия. Писание древнерусских книг. Историзм древнерусской литературы. Литературный язык Древней Руси. Литература и письменность Великого Новгорода.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Ознакомление с литературными памятниками Древней Руси, исследование жанров и арсенала художественных приемов. Проблема авторства и анонимности произведений "Слова о полку Игореве", "Сказание о Мамаевом побоище", "Слово о погибели Русской земли".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Выявление и описание языковых особенностей, антропонимов и зоонимов повестей-сказок Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья" и "Дядя Федор, пес и кот". Толкование значений имен героев произведений Успенского, анализ основных художественных средств.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

    Проза К.Д. Воробьева как замечательный образец русской литературы середины XX века, ее специфические признаки и достоинства произведений данного автора. Анализ диалектов, которые непонятны современному читателю, определение их сущности и значения.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений как основные жанры в литературоведении. Общая характеристика документально-публицистических жанров. Эссе как жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки.

    реферат , добавлен 18.06.2015

    Особенности древнерусской литературы, функциональная и территориальная её дифференциация. Лексическая, фонетическая, морфологическая и синтаксическая структура древнерусского языка. Мифологические символы как символы замещения, уподобления или знамения.

Билет. Специфика древнерусской литературы.

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Особенности древнерусской литературы.

Историзм содержания.

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г. московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор. При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.

Рукописный характер бытования.

Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков. Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как "рукопись" (написанный от руки текст) и "список" (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин "редакция", т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно-политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые "украшения". Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.

Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным "плетением словес". Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.

Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.

Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский "писатель" сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.

Литературный этикет.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д.С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности - "литературный этикет".

Литературный этикет слагается:

Из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;

Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

Из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.

Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

Основные жанры древнерусской литературы

Литература нового времени подчинена законам "поэтики жанра". Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.

Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.

1. Житийный жанр.

Житие - описание жизни святого.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу, - определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения. Такую атмосферу создает и стиль повествования - высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.

Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

2. Красноречие.

Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- "слово". (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. "Словом" могла называться и воинская повесть.) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания "слов"- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. "Поучение к братии" Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить "срамные" слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря. Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу. В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.

3. Летопись.

Летописями назывались погодные (по "летам"- по "годам") записи. Годовая запись начиналась словами: "В лето". После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т.д., а также просто необычные происшествия.

Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.

Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет. Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был "свести" их, т. е. соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.

По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).

Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название "Начальный свод". Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.

"Повесть Временных Лет"

На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси - "Повесть временных лет".

Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями. При создании "Повести временных лет" ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель "Повести временных лет" поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В "Повести временных лет" подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в "Повести" центральное место.

Богатство исторических и политических идей, отраженных в "Повести временных лет", говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя "Повести", стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.


  • Летопись - так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».
  • Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

  • Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).
  • Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.
  • Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.




  • Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.
  • Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

  • Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.





  • Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава».
  • При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.

  • Не только князья, но и простые люди описаны в летописи. Это простой юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.




  • «Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг.


  • Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца XIII – начала XIV в. В житие изображена деятельность правителя и полководца.


Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:

  • Житие
  • Слово
  • Поучение
  • Повесть

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития

  • Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
  • Святой рождался святым, а не становился им.
  • Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
  • Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
  • Святой не боялся смерти.
  • Заканчивалось житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Древнерусское красноречие

Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

  • Дидактическое (поучительное)
  • Политическое
  • Торжественное

Поучение

Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

"Архангельский мужик", первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские,

"посредственный" (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, "средние" - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, "низшие" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал преимущественно в "высоких" жанрах.

Так, "Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.

"Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде".

Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений "Вечернее размышление", "Случались вместе два астронома в пиру…".

Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности учении", которое делает человека творцом. "Сами свой разум употребляйте", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу"….

При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его "Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице". Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного;

Проступки снисхожденьем правишь,

Как волк овец, людей не давишь,

Ты знаешь прямо цену их.

Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как "ленивого мурзу". В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом,

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе "Фелицы". Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении "На птичку".

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой! "

Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. "Человек богат своими чувствами".

Эпоха сентиментализма

С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых "Писем русского путешественника", которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра "путешествия" и "романов воспитания".

Вернувшись в Россию летом 1790 г., Карамзин развивает бурную деятельность, собирая вокруг себя молодых литераторов. В 1791 г. начинает издавать "Московский журнал", где публикует свои "Письма русского путешественника" и повести, положившие начало русскому сентиментализму: "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь".

Главной задачей журнала Карамзин видел перевоспитание "злых сердец" силами искусства. Для этого требовалось, с одной стороны, сделать искусство понятным людям, освободить от высокопарности язык художественных произведений, а с другой стороны, для воспитания вкуса к изящному, изображать жизнь не во всех ее проявлениях (подчас грубых и некрасивых), а в тех, которые приближаются к идеальному состоянию.

В 1803 г. Н.М. Карамзин начал работу над задуманной им "Историей государства Российского" и ходатайствовал об официальном назначении его историографом. Получив эту должность, он изучает многочисленные источники - летописи, грамоты, другие документы и книги, пишет ряд исторических работ. Восемь томов "Истории государства Российского" были выпущены в январе 1818 г. тиражом 3000 экз. и сразу же разошлись, так что потребовалось второе издание. В Петербурге, куда Карамзин переехал для издания "Истории... ", он продолжал работать над последними четырьмя томами.11-й том вышел в 1824 году, а 12-й - уже посмертно.

Последние тома отразили перемену в воззрениях автора на исторический процесс: от апологии "сильной личности" он переходит к оценкам исторических событий с моральной точки зрения Значение "Истории... " Карамзина трудно переоценить: она пробудила интерес к прошлому России в широких кругах дворянского общества, воспитывавшегося в основном на античной истории и литературе, и о древних греках и римлянах знавших больше, чем о своих предках.

Н.М. Карамзин умер 22.5(3.6).1826 г.

Творчество Николая Михайловича Карамзина сыграло в русской культуре огромную и неоднозначную роль. Карамзин-писатель выступил как реформатор русского литературного языка, став предшественником Пушкина; основоположник русского сентиментализма, он создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа. Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества. Как журналист, Карамзин показал образцы самых разных видов периодических изданий и приемы тенденциозной подачи материала. Как историк и общественный деятель, он был убежденным "западником" и повлиял на целое поколение пришедших ему на смену творцов отечественной культуры, однако стал настоящим просветителем дворянства, заставив его (особенно женщин) читать по-русски и открыв ему мир российской истории.

Заключение

Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.

И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

Дополнение:

Литература 18-го века.

Одной из основных задач при изучении литературы 18 века явлется раскрытие характерных особенностей динамики историко-литературного процеса в России того времени. Поэтому основное внимание на уроке уделяется анализу идейно-эстетического содержания, формированию, взаимопроникновению, борьбе и смене литературных направлений, а также деятельности тех писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Известно, что определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в 18 веке оказался период петровских преобразованиий, когда перед лицом европейских стран появилась "новая Россия"

Рост интереса русских писателей 18 века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. А просветительская снова русской литературы 18 века влекла за собой утверждение ценности человека.

С 60-х годов 18-го столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. Анализируя с учащимися произведения художественной литературы 18 века, обращаем пристальное внимание именно на "результат воздействия" на личность окружающей среды и внешних обстоятельств. А именно: в определённую идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились, но формирование реализма (как и романтизма) начинается в 18 веке. С этого времени начинает увеличиваться интенсивность одного из основных процессов развития русской литературы- её неуклонная демократизация.Таким образом, школьники получают представление о том, что к концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода "К милости" Карамзина, ряд произведений Радищева). И, наконец, в одном из важнейших произведений русской литературы 18 века- "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев придёт к твёрдому выводу о необходимости и неизбежности народного востания.

При изучении литературы 18 века следует ознакомить учащихся с периодизацией в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит ученикам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно наметить 4-е периода:

1-й период- литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

Сентиментализм особенности жанры.


Похожая информация.