Можно ли развить абсолютный слух? Сверхвозможности человека: абсолютный слух.

В этой статье речь пойдет о таком понятии как музыкальный слух , и о том, как его развить.

Итак, музыкальный слух - это способность мозга определять высоту нот и вообще узнавать ноты, к обычному слуху он не имеет никакого отношения. Существует заблуждение, что музыкальный слух может отсутствовать. Наверняка вам доводилось слышать от людей: «у меня нет слуха».

Так вот, музыкальный слух есть у каждого человека, у одних он развит лучше у других хуже.

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха , это не миф. Развивать его лучше с детства, но это актуально и для взрослых людей. Если человек способен обучаться новым вещам, то и развитие музыкального слуха не станет непреодолимым препятствием.

Если у человека хорошо развит музыкальный слух, то он может различать ноты, даже есть такое упражнение, когда исполняется мелодия - нужно записать ноты на слух. Но если музыкальный слух развит плохо, то это сделать очень трудно.

Для проверки того насколько развит музыкальный слух, можно использовать следующую схему. Играется несколько различных нот, например три, далее играется одна из этих нот и нужно ответить какая по счету эта нота, первая вторая или третья.

Чем выше развитость музыкального слуха, тем проще угадать ноты. Человек с плохим музыкальным слухом и одной из пяти нот не угадает, а с хорошем, девять из десяти легко дается.

Также критерием развитости музыкально слуха служит способность отличать тональность нот. Между нотами существует промежуток, полтона или тон. В итоге, чем лучше чувствуется это расстояние, тем лучше музыкальный слух.

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность. Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых - умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук. Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.

К музыкальному искусству стремится приобщиться много людей, если не на профессиональном уровне, то хотя бы на любительском. Однако это невозможно сделать без и наличия слуха. Абсолютный относится к одному из нескольких видов музыкальных способностей и вызывает массу споров о природе своего формирования. Возможно ли его развить? Давайте попробуем разобраться.

Общие и специальные способности

Общие способности, без которых невозможно даже начать занятия музыкой - это музыкальная память и здоровая психомоторика. Под музыкальной памятью подразумевается несколько типов памяти, позволяющих в той или иной форме запоминать и воспроизводить музыкальные произведения - на слух или же визуально запоминая расположение нот на клавиатуре, зрительно «фотографируя» нотную партитуру и т. д.

Ядро музыкальности также составляет:

  • ладовое чувство, позволяющее человеку различать эмоциональную окраску музыки и ее гармонию;
  • музыкально-слуховые представления о высоте звуков, о характере их воспроизведения, порядке движения (сюда же относится умение воспроизводить услышанное на слух);
  • восприятие ритма и умение работать в заданном ритмическом рисунке.

Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.

Общие и специальные способности не исчерпываются только вышеперечисленными компонентами, к тому же границы между этими двумя группами не вполне четкие.

Виды музыкального слуха

Музыкально-слуховые представления по-другому еще именуются музыкальным слухом. Существует несколько его разновидностей:

  1. Внешний (восприятие музыки в реальном времени) и внутренний (умение воспроизводить музыку в воображении).
  2. Абсолютный (умение абсолютно точно распознавать и воспроизводить отдельные звуки и мелодии) и относительный (умение выстраивать мелодию или звукоряд, исходя из ладовых связей и гармонии).
  3. Гармонический (восприятие многоголосных аккордов и партий) и мелодический (восприятие одноголосных мелодий).

Что такое абсолютный музыкальный слух

В свою очередь абсолютный музыкальный слух делится на 2 категории: пассивный и активный. Пассивный - это когда человек в точности может назвать высоту воспроизведенного звука, распознать взятый аккорд или даже назвать ноты, из которых состоит мелодия. Хорошо развитый активный абсолютный слух позволяет человеку в точности воспроизводить заданную мелодию, звукоряд или аккорд.

Абсолютный музыкальный слух относится, по идее, к общим музыкальным способностям, ведь музыкально-слуховые представления находятся именно в этой категории. Однако исследователи ведут жаркие дискуссии по поводу данной классификации.

Во-первых, относить абсолютный слух к общим способностям было бы неправильно, потому что для любого вида музыкальной деятельности более важен относительный слух - умение выстраивать относительные ладовые связи (именно под этим понимают музыкальность). Абсолютный же слух - это уникальное явление. Вместе с тем его наличие не говорит о способности человека понимать музыку, а скорее свидетельствует о хорошей слуховой памяти, которая с точностью фиксирует музыкальную информацию. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что абсолютный музыкальный слух относится к специальным способностям. Опять же, до сих пор не установлено - врожденная ли это способность или приобретенная.

Как осуществить тест на музыкальный слух

Тест на наличие музыкального слуха проходят ученики перед зачислением в музыкальную школу, студенты перед поступлением в музыкальное училище и т. д. Для людей, планирующих заниматься музыкой профессионально, такие проверки - обычное дело. Однако для того, чтобы превратить музыку в своё хобби, также необходимо удостовериться в наличии способностей. Как проверить слух музыкальный в домашних условиях?

Для этого не потребуются изощренные методы - достаточно выполнить несколько простых заданий с помощью напарника.

Задание №1

Желательно, чтобы человек, который проходит тест, стоял спиной к инструменту. Напарник должен взять на клавиатуре произвольную ноту. Испытуемому дается пара секунд, чтобы запомнить её звучание. Затем помощник одна за другой должен играть ноты вразнобой, а испытуемый должен узнать среди них ту ноту, которую держит в памяти. Повторить тест следует несколько раз.

Задание №2

Если человек, который проходит тест, знает название нот, то можно попробовать ту же самую методику: напарник берет произвольную ноту - испытуемый озвучивает её название.

Задание №3

Музыкальный слух подразумевает и хорошее восприятие ритма. Помощник должен карандашом настучать о твердую поверхность определенный ритмический рисунок, который будет длиться 5-7 секунд. Испытуемый должен в точности повторить его.

Выполнить досконально тест на музыкальный слух может не получиться с первого раза - это нормально даже для людей, у которых есть слух. Но если при многократных повторах количество правильных ответов меньше 20-30%, то, скорее всего, музыкальный слух отсутствует или очень слабо развит.

Как развить абсолютный музыкальный слух

Поскольку абсолютный музыкальный слух относится к еще плохо изученной сфере человеческих способностей, при большом желании можно все-таки попробовать его развить: даже если тест был пройден неудовлетворительно, это не гарантия, что у человека вовсе отсутствуют задатки. Выполнение систематических упражнений на развитие слуха окончательно может прояснить ситуацию: подтвердить или опровергнуть результат первого прослушивания.

Упражнения для развития абсолютного музыкального слуха

Когда осуществляется развитие музыкального слуха, упражнения стоит выбирать для начала самые простые. Когда они будут освоены - можно усложнять задания. Для тренинга понадобится помощник.

Упражнение №1

Упражнение в целом повторяет упражнение №1 из теста на музыкальный слух. С той лишь разницей, что на этот раз, когда ученик ошибается, ему необходимо сообщить правильный ответ и дать еще раз запомнить звучание ноты, а также ее название (если он владеет Педагогические исследования показали, что сообщение правильного ответа улучшает результаты дальнейших упражнений на 25-30%.

Упражнение №2

Когда предыдущее упражнение будет освоено, стоит перейти к более сложному варианту - музыкальному диктанту. Для него необходимо взять самую простую мелодию - из учебника за 1-й класс музыкальной школы.

Для первого диктанта напарник должен медленно, соблюдая размер и все паузы, сыграть всего несколько тактов, а испытуемый - на слух записать мелодию нотами. Со мелодии можно увеличивать, пробовать писать более сложные диктанты. Проверка и работа над ошибками - обязательная составляющая этого упражнения.

Заключение

Тест на музыкальный слух может сказать многое о но далеко не всё. Некоторые испытуемые слишком волнуются, и это мешает им показать весь свой потенциал.

Однако если вы приняли решение развивать музыкальный слух, нужно понимать, что выполнение упражнений должно стать если не ежедневным занятием, то осуществляться не менее 3-4 раз в неделю. При несистематических упражнениях результата достичь будет сложно, а в некоторых случаях его придется ждать годы. Развитие абсолютного музыкального слуха - дело непростое, необходимо вооружиться терпением.

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.