Развитие ребенка от рождения до трех месяцев. Этапы развития ребенка. Игрушки, используемые для эффективного развития. Психология развития ребенка от рождения до года

В этой статье:

В вашей семье счастливое прибавление: родился малыш. Все трудности родового периода позади, и вот счастливая мама держит на руках свой драгоценный комок счастья. Мутными серыми или голубыми глазками малыш смотрит в пространство, еще не понимая, что он рожден на свет. Сейчас самое важное для него – быть с мамой, чувствовать её, слышать голос, знать запах. Так ребенок чувствует себя в безопасности.

Первые минуты вместе

Новорожденные дети похожи на маленькие бутоны цветов: они словно сжаты в плотный кулачок на цветоножке, но уже завтра вы увидите массу изменений. Кожа младенца разглаживается буквально по часам, приобретает нормальный цвет, личико становится милее, и ребёнок уже как будто начинает фокусировать взгляд на мамином лице.

Выписка и прибытие домой

После родов мама и малыш на несколько дней остаются в послеродовой палате под наблюдением врачей. Мама получает необходимый инструктаж по обращению с ребёнком, учится пеленать, мыть и обрабатывать пупочек, ушки, носик. После выписки мама и малыш остаются наедине. Да, часто старшие родственники и близкие подруги спешат на помощь молодой маме.

Однако во многих случаях случаях у женщины после родов просыпается материнский инстинкт, который можно сравнить с животным. Мамочка не рада гостям, её раздражают советы, у нее возникает чувство дискомфорта, даже от действительно искренней помощи родной бабушки ребёнка. Это нормальное поведение здоровой родившей женщины. Поэтому подругам и родственникам лучше договариваться о возможном визите заранее.

Мама посвящает все свое время уходу за малышом. Разглядывает его, ухаживает, радуется каждой минуте, проведённой вместе. А малыш, улавливая положительные флюиды мамы, начинает своё развитие.

Первая неделя жизни: как должен вести себя малыш

Первая неделя жизни – это адаптация. Сейчас главными для маленького человечка являются хорошая еда и сон. Малыш может вдруг начать плакать и также быстро успокаивается. На это есть ряд нормальных причин.



Взяв малыша на руки, мама интуитивно начинает догадываться, почему плачет её ребёнок. Как происходит такое взаимопонимание, для науки остаётся загадкой. Принято считать, что инстинкт основан на общей, связующей все живое хромосоме в составе ДНК.

Вторая неделя: что нового?

На второй неделе адаптация к окружающей температуре, воздуху, запахам подходит к концу. Малыш начинает более активно вести себя в кроватке. У него формируется фокусировка взгляда, и он может несколько минут разглядывать мамино и папино лицо. Чтобы осознание визуального общения пришло к нему как можно скорее, нужно улыбаться в ответ своему ребёнку, говорить добрые слова.

Утверждается сосательный рефлекс. Ребёнок видит грудь и уже осознаёт, что это его «тарелка вкусной еды». Часто недельный ребёнок может сосать и одновременно дремать – это здоровое умение. В такие моменты вашему малышу особенно хорошо. В конце первой недели вы заметите, что ваш малыш лежит и просто моргает, рассматривает люстру, карусель в колыбельной или шторку.

Три недели правильного развития ребёнка

В три недели ребёнок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг него. Если вы перевернёте его на животик, он будет поднимать голову на короткое время, чтобы видеть, что происходит прямо перед ним. Хаотичные движения конечностей сменяются последовательными, и малыш осознаёт, что перед ним его собственные ручки. На данный момент ребёнок уже запомнил мамин запах и основные очертания, он знает, что есть папа и ещё несколько близких людей (бабушка, дедушка), но с изменением маминой прически или сменой духов может возникнуть проблема ассоциации, и ребёнок не признает родственника.

Что должен уметь малыш к первому месяцу жизни?

На первом месяце жизни ребёнок учится смеяться, фокусировать внимание на родственниках, тянуть ручки к маме и папе. На 4-й неделе вы всё чаще слышите, как малыш «гулит», и видите, как он тянется к вам навстречу осознанно и с радостью. К этому времени многие детки начинают смеяться взахлёб и повизгивать, выражая свои эмоции. Малыш интересуется звуками, реагирует на улыбку, слушает сказки и песенки.

Дальнейшее развитие ребёнка по неделям до года

После первого месяца жизни ваш маленький «цветочный бутончик» окреп и готов распускаться, показывая себя с новых сторон. Перемены приходят ежедневно, радуя

родителей открытиями.

На 5-й неделе малыш всё чаще поднимает голову в любопытстве и упорстве. Ему становится скучно просто лежать в кроватке. Он требует маминых и папиных рук. Лёжа на животе всё дольше с поднятой головой, он может начинать петь протяжные «угу – ауу». Смех и визг в доме слышится всё чаще и говорит о хорошем настроении вашего малыша. Если по какой то причине ребенок не выполняет что-то из вышеперечисленного, значит, начнёт это делать на следующей неделе. Помните об индивидуальности развития каждого ребёнка и не забывайте о ежемесячных походах к участковому врачу, ведущему карточку здоровья вашего малыша.

6-я неделя

На шестой неделе ребенок покажет вам готовность к познанию мира. Вы заметите движения, напоминающие ползанья. Совсем скоро ваш карапуз будет передвигаться по дому на коленках. Но пока он похож на маленького лягушонка, проделывающего свой небольшой путь при помощи смешных движений ножками и тельцем.

Ребёнок на 6-й неделе умеет подпевать любимой мелодии, взвизгивает, если видит яркую картинку – она ему нравится. Несмотря на то, что ваш малыш часто выглядит довольным при виде телевизора или звуков музыки, не стоит увлекаться этими процедурами. Сейчас ребёнок очень быстро устаёт. Иногда он и сам не понимает, что ему уже пора спать – начинаются капризы, выгибания спины, отказ от приёма пищи. В таких случаях ребёнка необходимо отвлечь ласковыми мамиными словами, умыть, приласкать и накрыть мягким одеяльцем. После непродолжительного сна малыш придёт в норму.

7-я неделя

В этот период разжимаются детские кулачки, и ребёнок начинает показывать вам свои ладошки. Кроме того, с удовольствием демонстрирует точное попадание «ладушек» и захват любимой игрушки. К трём месяцам ребёнок способен переворачиваться с боку на бок и даже на живот. Ползательный рефлекс развивается очень динамично – оставлять малыша одного на кровати уже не рекомендуется. Понятие о расстоянии от края дивана до пола ещё не сформировано, а вот навыки падения запросто могут быть приобретены, если вы недоглядите за чадом.

Малыш объясняется с вами интонациями: плачет, если ему неудобно или больно, смеётся, если у него игривое настроение, распевает свои песенки «агулюлю», если находится в состоянии комфорта.

8-я неделя

Недели в уходе за ребёнком пролетают, как пара дней. Не успели вы осознать всю важность родительской опеки, как ваш маленький сын или крошечная дочка уже поняли, что именно вы их родители, а не та тётя, которая пришла с большим подарком в руках. Ребёнок запомнил голоса родственников и знает, как они выглядят. Он продолжает стремиться к ползанью, захвату игрушек. На этой неделе его начинает интересовать гремящая посуда, цветные погремушки.

9-я неделя

Начинают интенсивную работу слюнные железы. Идёт подготовка к первым зубкам. Малыш знакомится с окружающим миром посредством пробования на вкус всего, что попадает в его маленький кулачок. В том числе и сам кулачок на данный момент имеет поразительное свойство то и дело оказываться во рту у юного исследователя. Первый зуб не обязательно появляется именно на 9-й неделе. Есть дети, уже рожденные с молочными зубками, а есть такие, у кого зубки начинают пробиваться на 7-9 месяце жизни. Но обильное выделение слюны – стопроцентный знак скорого появления первых зубов.

10-я неделя

К 3 месяцам ребёнок уже осознаёт полезность общения. С удовольствием «гулит», «поёт», общается с людьми. Просится на ручки, требует внимания. Его движения становятся осмысленными, не спонтанными. Можно заметить, как он плавно перебирает игрушки в руках, разглядывая их со всех сторон, и уже не так часто засовывает предметы в рот.

11-я неделя

Сейчас ребёнок уже не только держит головку, но и поднимается до груди. Его опорой служат локотки и раскрытые ладошки. Ползает малыш по простыням и по полу с удовольствием, но недолго. Укрепляются его кости, мышцы, суставы. Теперь можно чаще держать малыша в вертикальном состоянии.

12-я неделя

Достигнув трёхмесячного возраста, маленький принц или принцесса вашего родительского сердца вступает в полноправные мыслящие члены семьи. Да, до первых разумных разговоров ещё далековато, но интонация, жесты и мимика безошибочно дают вам понять, чего хочет ваш ребёнок.

Ползанья по дому превращаются постепенно в гонки по кругу. Актуальным становится манеж. В 3 месяца ребёнок способен самостоятельно поднять бутылочку с соской и употребить питание. Развитие мышления вносит коррективы в желание общаться, и ребёнок становится несколько настороженным к незнакомым людям. То же самое можно сказать и о незнакомых местах, куда малыш может попасть в сопровождении родителей.

4 месяца

В четырёхмесячном возрасте начинается закрепление всех навыков и постепенное развитие новых. За одну неделю происходят небольшие сдвиги в развитии. Это вовсе не означает, что само развитие останавливается
или у вашего ребёнка какие-то отклонения.

Просто малыш взрослеет, и его элементарные навыки, требующие закрепления, открывают ему новые возможности, бо́льшие, чем просто битье игрушек друг о друга. Скоро малыш поймет, что монотонные удары скучны, и захочет собирать и раскладывать другие игрушки, открывать коробки, играть со своим отражением и т.д. Но для этого ему необходимо подготовиться и закрепить все то, чему он научился, прожив на земле всего 3 месяца.

5-6 месяцев

Малыш переходит в новую фазу – назовем её вертикальной. Косточки и суставы ребёнка достаточно окрепли, чтобы он начал свои собственные тренировки по вставанию на обе ноги. Для этого ему требуется пол или кровать и любая подручная устойчивая вещь.

Используя опору, расположенную выше его сидячего положения, малыш начинает подтягиваться и занимает вертикальное положение. Такие действия могут начаться и в 7-8 месяцев. Также может случиться, что именно ваш малыш вовсе не захочет ползать, зато в 8 месяцев уже пойдёт без опоры. Если случится недостаток в развитии, его обязательно увидит участковый педиатр, к которому вы обязаны регулярно водить ребёнка до 12 месяцев и после по назначению.

От полугода до года

За первые полгода ваш ребёнок постепенно превращается в маленького требовательного человечка, похожего на сказочного эльфа. Его смешной голос высказывает на непонятном языке недовольства и предпочтения. Он с удовольствием бьёт пальчиками по игрушечному пианино, издавая волшебные мелодии маленького гения. Ребёнок может взять в руки карандаш и начать водить на листе зигзаги и круги. Ему очень нравится орудовать разными яркими карандашами.

Он может проползти через весь дом и после с упоением и хихиканьем «рассказывать» о своем маленьком – большом путешествии. Ребёнок хорошо обращается с поильничком, сидит в коляске на прогулке. Его сон сокращается до одного полного раза в день или иногда двух раз короткого отдыха. В отрывистых звуках можно расслышать нечастые «мама, папа, дай». Осмысленны эти слова или нет, откровенно говоря, не может доказать никто, но именно в этот период они звучат наиболее трогательно.

Ребёнок не умеет разговаривать, но прекрасно понимает родную речь и может обращать внимание на предметы, о которых разговаривают взрослые. Развитие позволяет ребёнку самостоятельно учиться ходить и запоминать короткие слова. К рубежу 12-го месяца становится понятно, что ходить лучше в туалет, а не в трусики, что кушать надо из ложки, что домашние животные – это друзья. Иными словами, за первый год жизни ребёнок осваивается в своём мире и уже подготавливается шагнуть навстречу сознательному общению со своими сверстниками.

Насколько заметно понедельное развитие до года?

Первые 3 месяца вы можете замечать изменения в своём ребёнке каждый день. Развитие элементарных навыков происходит достаточно быстро. За один день ребёнок может приобрести до 3 навыков и за ближайшие сутки закрепить их. После трёх месяцев явные изменения можно замечать с разницей от недели до двух, когда головка малыша начинает беспрестанно быть поднятой, когда он попытается уползти от вас, когда потянет в рот игрушку – всё происходит несколько медленнее, поскольку действия ребёнка становятся сложнее и осознаннее. В следующие месяцы, при достижении полугодовалого возраста ребёнок приобретает ещё более сложные навыки. У него появляется желание учиться ходить, самостоятельно есть, общаться с родственниками.

Если развитие ребёнка не совсем отвечает этим нормам, это еще не повод переживать за его здоровье. Скорее всего, здесь играет роль окружающая среда и генетический фактор.
Если к 6 месяцам у ребёнка ещё нет зубов – это не отсталое развитие. Если ваш малыш отказывается ползать – это тоже не означает плохое развитие ребёнка. Главное – вовремя обращаться за советом к специалисту. Даже если вы полностью уверены, что у вас всё отлично, необходимо записать все положительные показатели в карточку ребёнка для удобного сравнения его роста и развития в дальнейшем.

Если вы читаете эту статью, значит недавно в вашей семье произошло счастливое событие - родился ребенок. С этого момента ему предстоит пройти долгий путь от крохотного кулечка, который вы торжественно принесли домой, до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, все детки уникальны и у всех развитие проходит по-разному (конечно, что-то общее все же есть). Но, за первые 12 месяцев жизни он научится очень многому и никогда больше малыш не будет обучаться всему с такой скоростью. Ваш малыш научится наблюдать за окружающими, держать голову, задорно улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ползать, ходить, играть с развивающими игрушками и еще много чему. Если ребенок первенец в семье, очень часто молодые мамы не всегда могут разобраться, есть ли у малыша проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель этой статьи - помочь разобраться, рассказать, какие изменения будут происходить с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему научится малыш в первый год своей жизни и как он будет воспринимать мир вокруг себя.

Развитие ребенка от рождения до года: 1 месяц

Первый месяц — самый сложный месяц не только для малыша, но и для мамочки. Его также называют периодом адаптации. Девять месяцев малыш жил и развивался в мамином животике, теперь же ему нужно приспосабливаться к новой жизни: новому способу дыхания, питания и кровообращения, а также к наличию зрительных, слуховых и осязательных ощущений. Также, у него есть два ярко выраженных рефлекса — глотательный и сосательный, и несколько обычных — плавательный (если ребенка положить животиком на воду, он начнет делать плавательные движения), хватательный (попробуйте приложить палец к ладошке, она тут же сожмется в кулачок) и поисковый (поиск груди). Спустя несколько месяцев часть этих рефлексов пропадет.

Ребенок проводит этот месяц в основном между сном (сон занимает 70 % времени)и едой, практически не обращая внимания на родителей и не отличая день и ночь. Самая главная потребность ребенка в это время — телесный контакт с мамой и теплое молочко. Главное, что должна сделать мама до конца первого месяца — это хорошо кормить малыша и приучить к режиму день-ночь.

К концу 1 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 600-700 грамм и подрастает на 2-3 см;

— спит около 22 часов в сутки;

— кушает примерно каждые два часа;

— двигается рефлекторно и хаотично;

— фиксирует взгляд на неподвижных предметах;

— реагирует на резкие или громкие звуки;

Развитие ребенка от рождения до года: 2 месяц

Второй месяц развития ребенка более оживленный. Ваш малыш уже узнает маму и, видя вас, начинает улыбаться самой очаровательной в мире беззубой улыбкой. А когда вы подходите к его кроватке он начинает махать ручками и ножками. Он и раньше вам улыбался, но делал это еще неосознанно. Сейчас же, улыбка малыша это его способ общения с мамой и папой.

К концу 2 месяца ребенок:

— прибавляет в весе около 800 грамм и вырастает еще на 3 см;

— спит примерно 18-20 часов в сутки;

— более уверенно держит головку;

— переворачивается с бока на спинку;

— активно и громко гулит, пытается агукать;

— поворачивает голову на звук;

— если вложить в ручку легкую погремушку, он попытается ее удержать;

— любит рассматривать свои ручки и ножки и сосать пальчики.

Развитие ребенка от рождения до года: 3 месяц


В 3 месяца малыш немного меняется внешне и внутренне, он уже не такой беспомощный. Он умеет держать голову около 30 секунд. Нужно как можно чаще выкладывать малыша на животик, это не только поможет избавиться от газиков и коликов, но и укрепит мышцы шеи и спины. В этот период ребенок уже может разглядывать яркие игрушки, пытается дотянутся до них ручкой. Детский организм уже полностью приспособился к внеутробному существованию, он активно растет и развивается, ему интересно абсолютно все, что есть вокруг него.

К концу 3 месяца ребенок:

— прибавляет в все около 800 грамм и подрастает на 3-3,5 см;

— ночной сон становится длиннее, дневной короче;

— уверенно держит головку, опирается на локти;

— узнает близких, улыбается им;

— становится более эмоциональным, учится смеяться;

— иногда хватает игрушки и тянет их в рот.

Развитие ребенка от рождения до года: 4 месяц

В 4 месяца ребенок становится спокойнее, меньше капризничает, жизнь его родителей становится более упорядоченной. Его желудок стал больше, и теперь он может побольше покушать, а потом подольше поспать (около 6 часов подряд). Ночной сон стал еще дольше. Его любимое занятие трогать себя ручками, пробовать и сосать пальчики и кулачки, как будто он пытается понять кто он. Малыш начинает интересоваться игрушками, умеет захватывать понравившуюся игрушку ручкой, правда сразу же тащит ее в рот.

К концу 4 месяца ребенок:

— переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и крутит ее в разные стороны;

— пытается сесть, приподнимая верхнюю часть туловища;

— лежа на животе дрыгает ножками и ручками, как будто хочет поползти;

— появляются первые любимые игрушки, он их выделяет из остальных;

— говорит слогами, вроде «ба», «ма»;

— реагирует на музыку, затихает и слушает ее.

Развитие ребенка от рождения до года: 5 месяц

Пятый месяц это огромный скачок в развитии. Ваш ребенок уже столько всего умеет — переворачиваться, держать голову, многие дети уже пытаются сесть. Также ребенок узнает близких, улыбается им и умеет читать эмоции на лицах, так он может понять злится мама или радуется. Малыш уже отличает своих от чужих, и на руках у незнакомых людей ведет себя настороженно, а многие и вовсе отказываются идти на ручки к малознакомым людям. Он активно играет погремушками, сначала, конечно, попробует на вкус, но потом пытается ее потрясти или стукнуть об пол и посмотреть, что получится.

К концу 5 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;

— может сидеть с опорой;

— дневной сон разделяется на 2 сна по 3-4 часа, остальное время ребенок бодрствует;

— различает своих и чужих;

— узнает родителей на фотографии;

— обожает общаться, лепечет, тянет ручки к маме и папе;

— играет с погремушками, бросает их, тянет к себе, облизывает, гремит;

— понимает эмоциональную окраску разговора, пугается громких слов;

— у многих детей начинают прорезываться зубы.

Развитие ребенка от рождения до года: 6 месяц


Шесть месяцев — это солидный возраст среди малышей. Ребенок уже отличает свое имя от других и отзывается на него (если пожелает). Без помощи и поддержки может сидеть на попе, подолгу играя в игрушки. Больше всего ему в это возрасте нравятся громкие погремушки, музыкальные игрушки с громкой музыкой. Лежа на животике малыш подтягивает ножки и, стоя на четвереньках, раскачивается, но ползать еще слишком сложно для него. Так как 6 месяц — это месяц ввода прикорма, многие малыши с удовольствием пробуют новую еду.

К концу 6 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;

— самостоятельно садится на попу и сидит некоторое время;

— пытается ползать, но мало у кого получается;

— сидя, наклоняется и поворачивается в разные стороны;

— может понимать простые слова, такие как «кушать», «пойдем», «нельзя»;

— умеет пить из кружки, если ее придерживать, кушать с ложки;

— умеет играть (и делает это с удовольствием) в столь обожаемую малышами игру в «ку-ку».

Развитие ребенка от рождения до года: 7 месяц

В 7 месяцев малыш начинает ползать, передвигаться по комнате и превращается в непоседу, неутомимого исследователя. Многие дети ползают назад, ничего страшного, это скоро пройдет. Этот как раз тот период, когда нужно убираться все опасные предметы с нижних полок и шкафов, потому что ребенку интересно абсолютно все. Также, в этом возрасте все малыши обожают купаться, имеется ввиду, конечно же, не мытье ребенка, а полномасштабное купание с уточками, игрушками, плесканием и брызгами. Во время купания, рассказывайте ребенку какая часть тела как называется, просите показать.

В 7 месяцев ребенок прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда будет подчиняться, испытывая мамино терпение. В целом, ребенок знает довольно много слов. Попросите его показать где, например, часы, диван, и другие предметы, малыш немного покрутит головой и обязательно найдет.

К концу 7 месяца ребенок:

— уверенно сидит, прямо держит спинку;

— учится или уже умеет ползать;

— пробует вставать у опоры;

— любит ходить, когда мама держит его за ручки;

— с удовольствием играет в «ку-ку», «ладушки» и «сороку-ворону»;

— показывает где у мамы и у него носик, ротик, глазки, и т.д.;

— играет с игрушками, перекладывает их из одной ручки в другую, стучит ими.

Развитие ребенка от рождения до года: 8 месяц

Ребенок продолжает активно развиваться. Он оттачивает свое мастерство в ползании, умеет вставать у опоры, не стоит оставлять его одного в кроватке, если он не спит. С удовольствием играет с близкими, умеет махать ручкой привет и пока. Если дает малышу ложку, он попытается кушать самостоятельно. Также, ребенок обожает слушать музыку, встает и пытается танцевать по-своему.

К концу 8 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;

— как правило, детки в этом возрасте очень привязаны к маме, не любят расставаться ни на минут;

— сам садится, уверенно сидит, встает и ходит у опоры приставными шагами;

— понимает и может выполнять простые просьбы — например, принести и показать;

— начинает играть в развивающие игрушки, собирает пирамиду, ставит кубик на кубик;

— начинает говорить первые осознанные слова — мама, папа, баба, дай;

— с удовольствием слушает музыку, танцует под нее.

Развитие ребенка от рождения до года: 9 месяц


Девять месяцев — отличная дата, внеутробное время сравнилось с внутриутробным, и теперь будет его только превышать. Ваш малыш с каждым днем становится все менее беспомощным и более самостоятельным. Он уже довольно подвижен и требует постоянного присмотра.

К концу 9 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 600 грамм, подрастает на 2 см;

— садится из положения лежа, встает из положения сидя, ходит приставным шагом, держась за опору;

— пытается залезть на диван или кровать и слезть самостоятельно;

— пытается открывать полки и ящики, так что лучше убрать все ценное куда-нибудь повыше;

— умеет разворачиваться во время ползания;

— активно проявляет эмоции;

— запоминает все больше слов, умеет выполнять небольшие просьбы.

Развитие ребенка от рождения до года: 10 месяц

В этом возрасте дети с удовольствием выполняют простые просьбы родителей, а иногда и сами сбе придумывают «важные» дела, подражая взрослым. Старается помогать маме в домашних делах (хотя по большей части мешает), но не стоит ругать его. если он сделал что-то не так, малыш ведь искренне хотел помочь.

К концу 10 месяца ребенок:

— быстро, как метеор передвигается ползком, пытается ходить без опоры на короткие расстояния;

— любит танцевать под музыку, хлопать в ладоши;

— умеет держать в руке 2, а то и 3 предмета;

— повторяет движения взрослых;

— может повторять, как говорят собачки, кошечки, петушки.

Развитие ребенка от рождения до года: 11 месяц

И вот малышу 11 месяцев, оглядываясь назад вы понимаете как же быстро он подрос. Он уже столько всего умеет, знает и понимает — настоящий маленький человечек. В этот период нужно быть особенно осторожными и следить за ребенком в 4 глаза, а лучше в 6. Если раньше его интересовали игрушки — разные яркие погремушки, пищалки, музыкальные игрушки, то теперь ребенок стал более наблюдательным и его все больше интересуют предметы из мира взрослых. Тут лучший совет это разделить все предметы в доме на три части: первое то, что категорически нельзя, то есть предметы опасные для ребенка, второе — то, что можно всегда, и то, что вроде как нельзя, но иногда можно.

К концу 11 месяца ребенок:

— прибавляет в весе 350 грамм, подрастает на 1 см;

— активно передвигается по дому;

— пытается проявлять самостоятельность - ест ложкой, пьет из кружки, одевается.

— понимает строгую речь, знает, что значит «нельзя», понимает по реакции родителей, хорошо или плохо он поступил; также, наоборот очень любит когда его хвалят;

— много разговаривает на своем языке. отчетливо говорит «мама», «баба», «папа», «дай»;

— машет рукой при прощании;

— развивает мелкую моторику.

Развитие ребенка от рождения до года: 1 год

Вот он долгожданный день, вашему малышу исполнился один годик, кто бы мог подумать, что время пролетит так быстро. Только вспомните каким он бы крохой, а сейчас уже почти самостоятельный малыш. Весь следующий год малышу нужно будет совершенствовать 2 основных навыка — речь и умение ходить.

В 1 год ребенок:

— самостоятельно ходит, без опоры, поддержки или маминой руки;

— говорит несколько простых слов, и понимает практически все, что говорят ему родители;

— умеет кусать и жевать пищу;

— помогает маме во время одевания и раздевания — поднимает и просовывает ручки и ножки;

— знает как пользоваться различными предметами, например, телефоном, молотком или веником;

Конечно, все приведенные показатели условны, все детки развиваются по-разному, кто то быстрее развивается физически, но долго не говорит, а кто-то наоборот. В любом случае не стоит слишком остро реагировать, просто помогайте малышу учится и обязательно хвалите его за успехи.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.


Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.


Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.


Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.


Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.


Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.


Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.


В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.


Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.


Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.


Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?


Тесный контакт с мамой - главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Описать психологию детей до года довольно трудно, поскольку сам карапуз не может, по понятным причинам, ничего рассказать в доступной для исследователей форме. Тем не менее, с точки зрения народной мудрости и элементарного здравого смысла, понять, что нужно ребенку, очень просто: если дитя плачет, значит, что-то его не устраивает; если оно спокойно и довольно, значит, потребности ребенка удовлетворяются. Соответственно, в идеале, если родители настроены на создание малышу максимально комфортных условий, они должны стремиться к тому, чтобы понять, , и стараться сделать так, чтобы он не плакал вообще. Другой вопрос: стоит ли пытаться удовлетворить все потребности младенца по первому крику?

Большинство современных педиатров и специалистов в области психологии детей до года (к примеру, известный американский врач Уильям Серз) склоняются к тому, что пытаться успокоить ребенка всеми возможными способами (здесь идет речь о ребенке, не обладающем базовыми двигательными навыками и, соответственно, не могущем удовлетворять свои потребности) стоит при первых сигналах его беспокойства. Дело в том, что тактика “оставить в кроватке покричать” может быть чревата серьезными последствиями для нервной системы дитяти (минимум – проблемы с засыпанием, максимум – серьезные неврозы). Популярное некогда утверждение, что “ребенку покричать полезно, он разрабатывает легкие”, признается одним из небезопасных заблуждений, связанных с психологией ребенка до года. Кстати, скажем немного и о других.

Распространенные заблуждения, связанные с психологией ребенка до года

Заблуждение первое , о котором мы уже упоминали: плач полезен для младенца.

Это неправда. Дети первых месяцев жизни никогда не кричат “просто так”: плач свидетельствует либо о физическом дискомфорте, либо о психологическом стрессе. Ни то, ни другое никогда не будет полезно ребенку. Сам по себе крик истощает ресурсы организма, ослабляет нервную систему, может спровоцировать перепады кровяного давления.

Заблуждение второе: все, что происходит с малышом в первые месяцы, никак не влияет на его дальшейшую жизнь, ведь он, вырастая, ничего не помнит!

Действительно, взрослый человек редко помнит о том, что происходило с ним в возрасте 5-6 месяцев (хотя вызвать такие воспоминания можно в ходе сеанса регрессивного гипноза); тем не менее именно в первый год жизни закладываются основы того, как ребенок будет воспринимать окружающий мир (позитивно или враждебно), насколько он будет активен и инициативен или, наоборот, осторожен и тревожен.

Заблуждение третье: если уделять малышу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении.

Если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе – к другим детям. Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм.

Потребности ребенка до года

Физиологические потребности

Для ребенка первого года жизни характерно, что с полноценным удовлетворением этих потребностей (в пище, сне, тепле) во многом связано и удовлетворение остальных. Например, во время кормления грудью (удовлетворяется потребность ребенка в пище) кроха удовлетворяет эмоциональные потребности (получение первых навыков общения) и когнитивные (познание свойств объектов окружающего мира). Распространенная в недавнем прошлом концепция, что потребности ребенка более дифференцированы (или их нужно принудительно дифференцировать, например, приучить карапуза за счет сосания груди удовлетворять только потребность в пище, а потребность в общении с мамой удовлетворять игрой в ладушки), связана с отношением к ребенку как к маленькому взрослому, что в современной детской психологии не считается правильным.

до года

Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова: он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего “я”. То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого крохи разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга.

Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: ; ; . В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности; если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности – стремление активно познавать окружающий мир.

Дети с особыми потребностями

Термин “дети с повышенными потребностями” для описания психологии детей до года ввел американский педиатр Уильям Серз. Так он назвал малышей, которые традиционно относились к разряду “беспокойных” или “трудных”: часто плачущих, не приспосабливающихся к режиму, постоянно стремящихся быть на руках у родителей. До него такое поведение считалось признаком капризного характера и избалованности, и к таким детям рекомендовалось применять особо суровые воспитательные меры. После наблюдения за одной из своих дочерей, отличавшейся как раз таким темпераментом, и множеством своих маленьких пациентов доктор Серз высказал предположение, что базовые потребности, в безопасности, в познании, в эмоциональном контакте, у таких карапузов просто выше, чем у сверстников. А поскольку удовлетворить эти потребности ребенка в возрасте до года может только взрослый, такие дети и стремятся (весьма упорно) к постоянному контакту с родителями. Именно для таких детей оптимально подходит методика , названная Серзом “стиль сближения”, которая позволяет родителям с первых месяцев установить контакт с беспокойным крохой, а в дальнейшем развивать его сильные стороны (волю, чувствительность, интеллект) и нивелировать недостатки (упрямство, неуправляемость).

Психология ребенка и новые навыки

Естественно, с возрастом (ближе к году) ребенок будет овладевать новыми навыками: он научится самостоятельно передвигаться по квартире, брать понравившиеся ему вещи. В этот период ему уже меньше хочется “висеть” на маме, тем не менее лишать его тактильного контакта с родителями, конечно, не стоит: сейчас он просится на руки, когда он переполнен новыми впечатлениями, обеспокоен, его поцарапала кошка или он ушиб коленку. Ему все еще необходимо утешение, и тактильный контакт с любимым взрослым дает ему ощущение защищенности и позволяет спокойно “переварить” полученный негативный опыт. Есть дети, которые просятся на руки чаще, есть более независимые карапузы – это зависит от особенностей темперамента и черт характера ребенка.