Русская культура XIV–XVII веков. Тема: Русская культура IX-XVII веков

В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Наступает "золотой век" фрески в средневековой Руси. Значителен опыт Феофана Грека , приехавшего из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем (фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде): смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к внутреннему миру человека, полному драматизма и скорби, темпераментная живопись - яркое явление в искусстве того времени, тем более заметное, что в творчестве Феофана отчетливо проступали его еретические настроения (он проповедовал дуализм). Иная концепция божественной сущности раскрывается в творчестве Андрея Рублева, величайшего иконописца, высокочтимого до настоящего времени на всех континентах (периодически проводятся международные симпозиумы, посвященные его творчеству). С его именем, трижды при жизни запечатленным в летописях, связывается время высокого расцвета живописи в Москве в конце XIV - начале XV вв., где в это время складывается русская национальная школа живописи. Будучи монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря, в 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца (это отмечено в летописи) создал фрески Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным воплотил идеи русского исихазма во фресковом цикле Успенского собора во Владимире, а затем итог своего духовного восхождения – в работах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев писал фрески Спасского собора Андроникова монастыря, где умер около 1430 г. и похоронен. Характерные

черты его, поистине новаторского для своего времени, стиля: композиционные открытия – впервые примененная круглая форма («Троица», «Ангел в круге»), многократно трактующийся сакральный мотив «скорбной чаши», лаконизм смыслового решения (гора, древо, палаты - в «Троице»); трехчетвертной разворот фигур для передачи импульсивного движения навстречу созерцающему икону или фреску верующему – в центральной деисусной иконе, в фигуре трубящего ангела (фресковый цикл во Владимире); талантливо разработанный в славянской интерпретации живописный византийский канон (цветовой сакрал в «Троице»), словами М.Лазарева, та «удаляющаяся прозрачность», что позволила воплотить истинную гармонию. Влияние философии Сергия Радонежского ощутимо в иконе "Троица", написанной для иконостаса Троицкого собора, по завету «великого делателя» (так называли Сергия Радонежского за его талант объединять вступавших в феодальные распри князей), с редкой художественной силой представила зримо гуманистическую идею согласия и человеколюбия, идеал нравственного совершенства, готовности к подвигу «за други своя». Философский характер творчества Рублева, благодаря силе его таланта, нашел яркое выражение в его "Спасе" из Звенигородского чина: «линией, погруженной в живописность», он очертил лик Спасителя, придав ему славянские черты. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отметил, что "в творчестве А. Рублева получил свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся в XII веке".



По инициативе государственной власти, поддержанной церковью, возникло книгопечатание (1553г). В 1563г. открыта типография во главе с дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, 1.03.1564г. издали "Апостол", первую русскую датированную печатную книгу. В 1565г. - "Часослов". Всего до конца XVI в. издано около 20 книг религиозного содержания. С конца XV в. наступает новый этап в развитии зодчества: кирпичная кладка (кирпич и терракота) вытесняла традиционную белокаменную. Москва становилась общерусским художественным центром: перестроен Кремль на рубеже XV-XVI в.в. как резиденция "государя всея Руси": возведен Успенский собор итальянцем Аристотелем Фиораванти , в русской традиции псковскими мастерами построен Благовещенский, итальянцем Алевизом Новым – Архангельский. Возник шатровый стиль, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество - храм Вознесения в Коломенском (1532г.). Покровский собор (1560) на Красной площади построен зодчими Бармой и Постником (Василия Блаженного, по имени знаменитого юродивого, погребенного в его приделе). Крупнейший представитель московской школы живописи - Дионисий (ок. 1440-150?) - иконы, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность, настроение торжественной праздничности, светлой радости - иконы "Жития" - центральный образ обрамлён рядом небольших сцен, "клейм", представляющих эпизоды из жизни, явления чудотворения и т.д. ("Митрополит Пётр с деяниями", "Сергий Радонежский с деяниями" и т.д.).

В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят изменения: растет стремление к грамотности, о чем свидетельствовал большой спрос на печатные учебные пособия. Букварь Василия Бурцева 1634 г. переиздавался многократно, продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. таблица умножения ("Считание удобное"). Создаются учебные заведения -1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве - первое в допетровской России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первые учителя - братья Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет. Здесь учились представители всех сословий и национальностей. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения. В 1678 г. напечатано первое историческое произведение украинского ученого Иннокентия Гизеля "Синопсис ", краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII в., выдержало около

30 изданий. Образец нового литературного жанра, автобиографии, - "Житие протопопа Аввакума". Обратившись к традиционному жанру жития, он смело ввел народное просторечие в книжный язык. Возник жанр демократической сатиры , обличавшей социальную несправедливость. Популярна бытовая повест ь ("Горе-Злосчастье"и др.). Архитектуру характеризует отход от средневековой строгости, стремление к внешней нарядности, усиление декоративного начала. "Дивное узорочье " - так современники определили суть нового - Теремной дворец в Московском Кремле , в архитектурных формах воплотились черты русского народного искусства. Активизируется светское строительство . Цветные изразцы, фигурный кирпич, разнообразие декоративных деталей придавали постройкам живописность. Стремление к украшению заметно в архитектуре кремлей и монастырей. Нарядный вид придают новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви. Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого "московского барокко" (вторая половина XVII в.), сочетающего внешнюю пышность и декоративность (резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов) с симметричностью, многоярусностью . "Московским барокко " завершается развитие средневековой русской архитектуры. Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата , которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий знаток искусства. Главой нового направления стал мастер палаты Симона Ушакова (1626-1686). Послание к Ушакову художника Владимирова, выступившего против слепого преклонения перед стариной, за близость искусства природе вызвало ответное "Слово к люботщателям иконного писания" (1667), где Ушаков подчеркивал, что "живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы". Самое известное произведение С. Ушакова - "Спас нерукотворный", в котором с помощью использования светотени тонко передана характерность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет "Троицы", в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), но земную, материальную. С пробуждением интереса к отдельной личности связано появление "парсуны " (от др-русск.персона) - первый в русской культуре светский жанр, прообраз портрета - изображение царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, в экспозиции Севастопольского художественного музея).

До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды с участием ряженых: выступали скоморохи, плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. создан придворный и школьный театры (при Славяно-греко-латинской академии). Пьесы писались преподавателями на евангельские сюжеты и житейские предания, ставились учащимися. В русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.


9 век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец - к правлению Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси - середина IX - начало XII века. Рюриковичи, династия русских князей - великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец IX-XVI вв., последний Рюрикович - царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до нач. XX века, потомки удельных князей. В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7-8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы. Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника. Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее - к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось а создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество. Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи и др. Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком - с другой. Уже в Х веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей - из Северной Европы в Византию. В IX-Х веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.

Культура Руси XIVXVI веков

Основные тенденции

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской
культуре, но культурные традиции Древнерусской культуры не
прервались
Со второй половины XIV века – культурное возрождение Руси
Ведущими во всех землях, во всех произведениях УНТ,
литературы, живописи, архитектуры становятся идеи единства
русской земли и борьбы с ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры с центром в Москве, в
связи с этим невероятно возрастает значение Москвы как
главного культурного центра
Русская культура – многонациональна в своей основе
Именно в этот период происходит становление самобытной
русской культуры и отход от византийских традиций
Появление культурных контактов с другими странами, в
частности с Италией

Просвещение

Изменения в технике письма

В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу, которая стала
заменять бересту и дорогостоящий пергамент, книги
стали дешеветь
Изменения в технике письма: на смену уставу приходит
полуустав
Устав
Полуустав

Распространение грамотности

Центры книжной учености – монастыри, при
которых находились книгописные мастерские и
библиотеки. Некоторые князья, также имели
свои книжные мастерские
1551 – на Стоглавом Соборе – решение открыть в
России училища при церквях и монастырях для
широкого обучения детей грамоте (умению
читать и писать)

Возникновение книгопечатания

Крупнейшее событие середины XIV века – возникновение
российского книгопечатания
1553 – появление первой типографии в Москве
1564 – издание первой печатной книги «Апостол»
(часто именно эта дата указывается, как начало
книгопечатания).
1565 – издание книги «Часословец» - для обучения
грамоте
Первые книги были изданы Иваном Федоровым и
Петром Мстиславцем
Однако в скором времени из-за религиозных обвинений,
первопечатники вынуждены были перебраться в Великое
княжество Литовское. Именно в Львове был напечатан
первый русский букварь с грамматикой.

Книгопечатание

Книгопечатание продолжает
развиваться и в России,
однако еще очень долгое
время печатная книга
существовала параллельно с
рукописной
Печаталась в основном
богослужебная литература, а
летописи, повести и сказания
продолжали переписываться
от руки
Книгопечатание имело
огромное просветительское
значение: печатная книга
была дешевле, а значит
доступнее для людей
Первопечатник Иван Федоров

Устное народное творчество

Основные тенденции

XIV-XVI вв. – время расцвета героического былинного эпоса.
Возврат к традициям Древней Руси.
Любимый герой – Владимир Красное Солнышко
Популярными становятся Новгородские былины с их
главными героями купцом Василием Буслаевичем и богатым
гостем Садко
Появляется новый жанр УНТ – исторические песни, герои
которых – простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с
завоевателями.
Наиболее известными из них - песня об Авдотье Рязаночке
– освободившей из плена жителей Рязани и песня о Щелкане
Дудентьевиче, о ханском баскаке Чолхане, против которого
было восстание в Твери в 1327
Множество песен было посвящено взятию Казани Иваном IV
Целый цикл эпических песен был посвящен присоединению
Сибири и его герою Ермаку

10. Литература XIV-XV вв.

11. Основные особенности

Центральной темой стала борьба с ордынским
владычеством
Одним из распространенных жанров стала
воинская повесть, в основе которой лежали
конкретные исторические события и факты, а
персонажами были реальные люди
Возрождение летописания

12. Повесть о разорении Рязани Батыем

В ней рассказывается о взятии
древнего города Батыем в 1237
году и о трагической судьбе
княжеской семьи. Кроме того, в
этом произведении
описывается подвиг рязанского
богатыря Евпатия Коловрата.
Самые ранние версии повести
относятся к XIV веку.
Наиболее ранний рассказ
содержится в Ипатьевской
летописи. Кроме того, этот же
рассказ содержится и в
Лаврентьевской и в
Новгородской летописью
Повесть о разорении Рязани
Батыем. Миниатюра. Лицевой
свод XVI в.

13. «Задонщина» Софония Рязанца

Памятник древнерусской
Куликовская битва
литературы конца XIV -
начала XV вв. Рассказывает о
победе русских войск,
возглавляемых великим князем
Московским Дмитрием
Ивановичем (Донским) и его
двоюродным братом
Владимиром Андреевичем
Серпуховским, над монголотатарскими
войсками правителя Золотой
Орды Мамая.
Многие художественные приемы
«Задонщины» перекликаются со
«Словом о полку Игореве»
Автор – рязанский боярин –
подчеркивает особую роль
Москвы в достижении победы

14. Сказание о мамаевом побоище (XV в.)

В «Сказании» повествуется о
небесных видениях, предвещавших
победу русского народа на
Куликовской битве, приводится
множество интересных подробностей
этого события. Наряду с исторически
достоверными фактами (маршрут
движения русского войска из
Москвы через Коломну на Куликово
поле, перечисление князей и воевод,
участвовавших в сражении, рассказ о
действиях Засадного полка и т. д.)
содержит и некоторые легендарные
эпизоды.
Автор сказания находился под
большим влиянием «Слова о полку
Игореве» и «Задонщины»
«Сказание» дошло до нас в большом
количестве списков. Некоторые из них
имеют очень позднюю дату - конец
XVIII-начало XIX века, что говорит
об огромной популярности
произведения в России.
Миниатюра из Сказания о Мамаевом
побоище. 17 век.

15. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Тверской купец Афанасий
Памятник Афанасию Никитину в
Твери
Никитин в 1466 г.
Отправился с торговыми
целями на Северный Кавказ
Превратности судьбы
привели к тому, что эта
поездка вылилась в
многолетнее путешествие
по Востоку – Ирану, Индии.
В Индии он прожил три
года, с глубоким вниманием
изучая местный язык,
культуру, религию и быт.
Итогом наблюдений и
размышлений русского
купца стала книга
«Хождение за три моря»

16. Путешествие Афанасия Никитина

Три моря, «за которые
ходил» Афанасий Никитин
это Каспийское
(Дербентское), Аравийское
(Хвалисское)и Черное
(Стамбульское)
Находясь далеко от родины
купец молит Бога: «Да
сохранит Бог землю русскую!
Боже, сохрани её! В сём мире
нет подобной земли…».
Афанасий Никитин очень
тревожился за её судьбу «Но
почему князья земли русской
не живут друг с другом как
братья! Да устроится земля
Русская!»

17. Возрождение летописания

В XV веке возрождается общерусское летописание
Первая общерусская летопись – Троицкая - составлена в
Москве в начале XV века. Московские летописцы провели
большую работу по объединению и обработке
разрозненных местных летописей.
Одним из самых значительных произведений русского
летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о
необходимости единства и сильной великокняжеской
власти. Они последовательно проводили идею о том, что
Москва является наследницей и преемницей Киевских
политических традиций. И чтобы ярче подчеркнуть эту
идею, московские летописные своды начинались с
«Повести временных лет».

18. Литература XVI века

19. Основные особенности

Литература все больше и больше внимания уделяет
проблеме крепнувшей великокняжеской власти, а
затем и царской власти
Появление нового жанра – публицистики
Особое место в средневековой литературе занимали
хронографы – появившиеся со второй половины XV
в., представлявшие собой попытку систематизации
исторических сведений. К данным, почерпнутым
из византийских хронистов, присоединялись
довольно отрывочные сведения
о болгарской и сербской истории и
вносились русские известия; в позднейших
редакциях заметны заимствования из польских
хроник

20. «Сказание о князьях Владимирских»

В основе этого произведения лежало две легенды.
Одна из них утверждала, что московские государи
ведут свое происхождение от римского императора
Августа (от его брата по имени Прус, который был
родственником Рюрика).
В другой рассказывалось, как византийский
император Константин Мономах передал киевскому
князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии,
которыми Владимир якобы венчался на царство.
Отсюда следовало, что и преемники Владимира
Мономаха имели законное право на царский титул
Эти легенды обосновывали право московских князей
на самодержавную власть

21. Публицистика

Одним из наиболее
известных публицистов
был Иван Семенович
Пересветов. В своих
челобитных,
адресованных Ивану
Грозному, он
предложил проекты
реформ, укрепляющих
самодержавную власть
царя, опирающегося на
дворянство
Миниатюра из Лицевого свода 16 в.

22. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Происходил из княжеского
рода, входил в Избранную
Раду. Принимал
деятельное участие во
взятии Казани в 1552.
Действуя, по его словам, из
опасения "неправедной"
опалы Ивана IV, бежал в
Литву (1564); член
рады Речи Посполитой.
Участвовал в войне против
России, что делает его
предателем при любой
причине бегства.
П. В. Рыженко. Андрей Курбский

23. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного

Основными вопросами в их переписке были вопросы
о характере царской власти и её взаимоотношениях с
подданными
Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о
великом князе московском» и посланиях Ивану
Грозному.
А. М. Курбский считал наилучшим вариантом гос.
власти такую форму, когда монарх правит вместе с
выборным органом, представляющим все слои
населения
Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею
божественного происхождения самодержавной
власти и её неограниченный характер

24. «Хронограф » (1-ая ред. - 1512)

«Хронограф «– сборник интересных и
нравоучительных сочинений по всемирной
истории
Автор этого сборника неизвестен, но это был
очень образованный человек, имевший
представление о ходе мировой истории
Большое внимание «Хронограф» уделяет
славянским народам, и прежде всего русскому.
Он рассматривает русскую историю как часть
всемирной истории

25. Великий че́тьи-мине́и

Четьи – книги,
предназначенные для чтения, а
не для богослужения. Минеи –
длящиеся месяц.
Великие четьи-минеи - сборник
XVI в. из 12 книг, на каждый
месяц года, включающий в себя
жития святых на каждый день.
Великие четьи-минеи были
составлены под руководством
митрополита Макария
Четьи минеи вобрали в себя и
сгруппировали все книги,
читавиеся на Руси. Они стали
своего рода церковнолитературной энциклопедией
русского средневекового
общества
Икона «Минеи на год» (календарь на год)

26. «Домострой»

Составил «Домострой»,
Андрей Рябушкин. Купеческая
семья 17 века
или во всяком случае
отредактировал
священник Сильвестр
«Домострой» содержал
наставления по ведению
домашнего хозяйства,
воспитанию детей,
исполнению в семье
религиозных обрядов.
Одной из главных идей
«Домостроя» были идея
подчинения в государстве
царской власти, а в семье
её главе

27. Архитектура XIV-XVI вв.

Московский Кремль при Иване III. Васнецов А. М.

28. Москва

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство
При Иване Калите строятся 4 каменных храма: Успенский и
Архангельский Соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору
(все храмы перестроены, в первоначальном виде не сохранились).
Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало
возведение в 1367 крепости – белокаменного Кремля (при Дмитрии
Донском)
Формирование единого государства поставило Москву в особое
положение – она превратилась в столицу Русского государства, в ней
размещалась резиденция великого князя всея Руси – становится
центром русского зодчества
При Иване III – Московский Кремль был радикально перестроен. Были
приглашены лучшие мастера со всей Руси, приглашены иностранцы из
Италии (Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро
Антонио Солари).
Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских
великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов
московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от
ордынского владычества

29. Аристотель Фиораванти

Фамилия Фиораванти – дословно
Монета, предположительно
отчеканенная Аристотелем
Фиораванти
переводится, как цветок, гонимый
ветром
Аристотель Фиораванти 0 итальянский
архитектор, инженер
Иван III – срочно искал талантливого
архитектора, так как в 1474 г. в Москве,
рухнул новый, только достроенный
Успенский Собор.
Под руководством А.Ф. русские мастера
сложили из кирпича стены и башни
Московского Кремля, Успенский и
Архангельский Соборы, колокольню
Ивана Великого
А. Ф. построил первый в России
кирпичный завод, построил завод по
отливке пушек

30. Успенский Собор в Московском Кремле (15 век)

Выдающееся творение
Аристотеля Фиораванти
– Успенский Собор.
Иван III мечтал о
создании самого
внушительного собора
на Руси.
За образец был взят
Успенский собор во
Владимире
Строительство в 14751479 гг.

31. Грановитая палата Московского Кремля

Построена по указу Ивана III
в 1487 – 1491 архитекторами
Марко Руффо и Пьетро
Антонио Солари
1487- 1491 гг.
Снаружи палата была выложена
белыми гранеными камнями, от
которых и получила свое название
Предназначалась для
торжественных приемов и
празднований

32. Архитектура Московского государства в XVI веке

Дальнейшее развитие Русского государства сказалось на
развитии русской культуры. Со всех концов страны в Москву
переселялись лучшие мастера
Появились специальные органы, занимающиеся вопросами
архитектурного облика столицы – Городовой приказ, Приказ
каменных дел.
Москва становится центром русского зодчества. Здесь
появляются новые архитектурные стили и направления
Изменяется внешний облик Московского Кремля: с его
территории были выведены почти все боярские усадьбы,
выселены ремесленники и торговцы. Появляются
дипломатические представительства иностранных государств, а
также гос. учреждения – Печатный и Посольский дворы,
строятся здания приказов
Появляется новый - шатровый стиль

33. Шатровый стиль

В русском деревянном
Воскресенская церковь,
Суздаль (18 в.)
зодчестве шатер – был
распространенной
формой завершения
деревянных церквей (при
строительство церквей из
дерева чрезвычайно
трудно передать форму
купола)
Каменные шатровые
храмы появились на Руси
в начале XVI века и не
имеют аналогий в
архитектуре других стран

34. Церковь Вознесения в Коломенском (1532)

Ц. Вознесения в
Коломенском –
выдающийся памятник
шатровой архитектуры
Первый каменный
шатровый храм в
России
Воздвигнут в 1532 г. в
честь рождения у
Василия III
долгожданного
наследника – будущего
Ивана Грозного
Церковь Вознесения в селе
Коломенское

35. Собор Василия Блаженного (1555-1560)

Вершина русского зодчества
этого периода – Покровский
Собор, построенный в
непосредственной близости от
Кремля
Его называют собором Василия
Блаженного по имени
знаменитого юродивого,
погребенного у его стен
Храм строили русские мастера
Барма и Постник
Идея храма: как Москва
объединила вокруг себя русские
земли, так и огромный
центральный шатер храма
объединяет в единое целое
красочное разнообразие восьми
отдельных его главок

36. Новгород

37. Основные особенности

В XIV веке одним из центров каменного
строительства становится Новгород
Отход от строгих, простых форм, им на смену
приходят легкость, нарядность и торжественность.
Классические образцы такого новгородского стиля –
церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса
Преображения на Ильине улице.
Крупное строительство велось и в XV веке. В 1433
немецкими и новгородскими мастерами была
построена Грановитая палата в Новгороде для
торжественных приемов и заседаний Совета Господ

38. Церковь Федора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручье на Ильине улице

Церковь Федора Стратилата
на Ручье
Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице

39. Псков

40. Основные особенности

Псков к середине XIV века окончательно
обособился от Новгорода
Большое значение здесь получило оборонное
зодчество, так как Псковская земля находилась
на окраине Руси
В 1330 году вблизи от города была построена
крепость Изборск
В самом Пскове был возведен большой каменный
кремль
Вся архитектура Пскова имела крепостной облик,
здания были суровы и лаконичны

41. Изборская крепость (1330)

Изборская крепость стала одним из
крупнейших военных сооружений
Руси
Изборская крепость и Никольская
церковь

42. Живопись

43. Живопись XIV века

XIV век – начало расцвета русской живописи
Большой вклад внес Феофан Грек
В конце этого века в русских церквях как самобытное
культурное явление стали появляться иконостасы
(византийская культура не знала таких больших
иконостасов)
Иконостас – перегородка, отделяющая алтарь (часть
храма, предназначенную для священнослужителей) от
остального помещения
Иконы на иконостасе располагались в строгом порядке. В
нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в
честь которого была возведена церковь. Далее следовал
ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по
обеим сторонам в молитвенных позах – Богоматерь,
Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы и святители

44. Феофан Грек

Феофан Грек – приехал на
Спас Вседержитель или Пантократор.
Фреска в новгородской церкви Спаса
Преображения на Ильине улице
Русь из Византии, будучи
уже известным
живописцем.
Он смело
экспериментировал с
гаммой, умел выписывать
фигуры святых, что они
смотрелись не застывшими
в определенной позе, а как
бы в движении
Главным творением
Феофана Грека стало
создание иконостаса
Благовещенского
собора

45. Живопись XV-XVI вв.

В конце XV – начале XVI века в Москве складывается
национальная школа живописи.
Наиболее ярким её представителем был гениальный
русский художник Андрей Рублёв
В его творчестве процесс отделения русской живописи от
византийской получает свое логическое завершение
Рублёв и его последователи окончательно отказались от
византийской суровости и аскетизма.
Другим крупнейшим представителем московской школы
живописи был знатный князь, ставший монахом
Дионисий
В период правления Ивана Грозного все чаще в
религиозную жизнь включались сюжеты, отражающие
реальные исторические события

46. Андрей Рублёв

Андрей Рубёв был монахом
Троице-Сергиева
монастыря, а затем СпасоАндронникова монастыря
В 1405 г. Вместе с Феофаном
Греком и Прохором из
Городца расписывал стены
Благовещенского собора во
Владимире, а затем собора
Троице-Сергиева
монастыря
В своих произведениях он
создавал образы живых
людей, передавал душевные
переживания и настроения
русского человека того
времени
Троица. Самая известная работа А.
Рублёва. Написана для иконостаса
Троицкого собора

47. Андрей Рублёв

Спас. Звенигородский
чин.
Чин – в иконостасе –
один ряд икон
Спас – эпитет,
приписываемый
Иисусу Христу, от
«Спаситель»

48. Дионисий

Дионисий - крупнейший
представитель московской
школы живописи конца XV –
начала XVI
Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва
Написал часть икон и фресок
Успенского собора
Московского Кремля
Работы Дионисия отличались
утонченным рисунком,
изысканным и нежным цветом
Справа представлена икона
Святой митрополит Алексий с
житием, написанная для
Успенского Собора
Московского Кремля

49. Дионисий

Пожалуй, самыми
известными
произведениями
Дионисия были
росписи на стенах
Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря
Собор Рождества Богородицы.
Стенопись Дионисия 1502.
Святитель Николай Чудотворец

50. Эпоха Ивана Грозного

В период правления Ивана Грозного все чаще в религиозную
живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические
события
В середине XVI в. В Москве была написана огромная, 4 метра длиной,
икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию
Казани
На ней изображено торжественное шествие победоносного русского
войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир
Святославич с сыновьями Борисом Глебом, Александр Невский,
Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди
на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура
византийского императора Константина с крестом в руке. Войско
встречает Богоматерь с младенцем.
Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех
как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов
как победу православия над «неверными басурманами»

Культура Московской Руси XIV-XVII веков

культура татарский нашествие

Вместе с закатом Киевской Руси с середины XIII в. в истории русской культуры начался процесс становления и развития великорусской народности и ее духовных характеристик. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали Северо-Восточная Русь и Москва. Естественным образом сложилась новая этнокультурная общность -- великороссы, т.е. новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русской православной самобытности перед лицом внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами. В таких условиях произошло становление собственно русского культурного архетипа, получившего название Московской Руси.

Монголо-татарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но не смогли се уничтожить, не произошло даже синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сохранила очаги своей самобытности и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Уже в конце XIII в. наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения русской культуры, но при этом изменилась география культурных центров. В истории этого периода особое место принадлежит Новгороду и Пскову, уцелевшим от монголо-татарского погрома. В этих городах сохранились традиции древнерусской письменности, живописи и зодчества; они стали крупнейшими центрами русской культуры своего времени.

В середине XIV в. начался период подъема и интенсивного формирования русской культуры как национальной. Монголо-татарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1237-1480), легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Самым пагубным образом нашествие сказалось на художественной культуре Руси, так как привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. Наиболее значительно пострадали ремесла, а такие, как производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали, исчезли совсем. На целое столетие -- с середины XIII в. до середины XIV в. -- прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, особенно фресковой росписи.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство сосредоточилось в основном в двух районах -- на северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь). Преимущественно строились небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них заметны отход от крестообразной композиции домонгольского образца, влечение к классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) -- наследие владимиро-суздальской традиции.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор - кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров - они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей - Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля - колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту - более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

В живописи XIV в. постепенно усиливалось эмоциональное и вместе с тем живописное начало. Этот стиль нельзя еще назвать экспрессивным, но развитие происходило именно в этом направлении. При этом новгородско-псковская живопись склонялась к большей внешней свободе стиля, а московская -- к сдержанности. К этому толкали и храмовая архитектура, и интерьер. В Новгороде и Пскове это были тесноватые уютные пространства с неярким освещением, а в Москве -- возносящиеся ввысь хорошо освещенные стены.

После долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью Москва становится политическим и культурным центром Руси, где постепенно формируются общее русское искусство и русская культура. Переезд в Москву митрополита еще более возвысил ее, так как превратил город в общерусский религиозный центр. Со второй половины XIV в. Москва -- общепризнанная столица формирующегося русского государства. О растущем потенциале города свидетельствовала Куликовская битва (1380), победа в которой позволила говорить о формировании современного русского этноса и начале нового периода в истории нашей страны. Это время становится рубежным в развитии культуры России, разделившим периоды национального унижения и нового подъема.

В Москве как политическом и религиозном центре Руси развивались все виды художественного творчества, среди которых особенно много перемен испытала русская живопись, в первую очередь иконопись и фреска. Новации проявились в пространственном решении фона и пристальном интересе художника к личности. Так, на иконе начала и середины XIV в. еще чувствуется робость народа, который боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Кажется, что иконописец еще не смеет быть русским. Лики на иконах продолговатые, греческие, бороды короткие, нерусские. Архитектура церквей, составляющих неразрывное целое с иконой, или греческая, или носит печать переходной ступени от греческого к русскому. Церковные главы еще слабо заострены и имеют почти круглую форму греческого купола, а русская луковица пока находится в процессе образования. Внутри храмов присутствуют греческие верхние галереи.

В иконах XV и XVI вв. поражает полный переворот. В них решительно все обрусело. Русский иконописец пережил глубокий национальный подъем, как и все общество. Руси были более не нужны иноземные учителя, ее путь определился. В иконописи это выразилось в смене греческого лица на широкое русское, нередко с окладистой бородой. Причем так пишутся не только русские святые, но и пророки, апостолы, даже Христос. Такая же трансформация видна в той храмовой архитектуре, которая изображается на иконах. Подвиг национального возрождения возвеличил и русские храмы, и русский народный тип, и даже русский народный быт. Раньше русский народ знал Русь как место страдания и унижения, а теперь он воспринимал се в ореоле божественной славы. Иконы стали выражением души народа, его духовного облика, в них проявились глубокие философские идеи, четко показавшие суть идеи соборности, ключевой для русской культуры.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV вв. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем, которой был русский художник Андрей Рублев.

Религиозная концепция, лежащая в основе творчества Андрея Рублева, отлична от принятой Феофаном Греком. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев в отличие от Феофана видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия, и его Спас -- не грозный вседержитель и беспощадный судия, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог, справедливый и благожелательный, который один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало.

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области монументальной живописи являются фрески Успенского собора во Владимире, написанные вместе с Даниилом Черным. Внешне изображение ими сцены Страшного Суда кажется вполне традиционным, но по тональности оно представляется новым явлением в мировой живописи. Победа русских дружин на Куликовом поле вселяла надежду на освобождение от монгольской зависимости. Этим объясняется светлый колорит рублевской росписи. Важнейшими особенностями фресок Успенского собора являются лица русского типа в противоположность традиционно удлиненным византийским, а также тяготение художника к массовым сценам.

Иконостас - еще одно особое явление художественной культуры, возникшее в период монголо-татарского нашествия. Это было чисто русским изобретением, так как до того времени алтарь в русских и византийских храмах отделяла от прихожан только невысокая преграда. Одним из создателей иконостаса также стал Андрей Рублев.

Важным событием в истории русской культуры XVI в. явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государственным потребностям и началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, т.е. не содержали имен издателей, выходных данных. В настоящее время всего таких изданий известно семь. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. С этого времени книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной их московских церквей Иван Федоров и его помощник и соратник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел “Апостол” - первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. “Часослов”. Дело Ивана Федорова продолжали его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было издано около двадцати книг и все церковно-религиозного содержания.

В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

Итак, культура Московской Руси XIV-XVI I вв. - это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры.

  • · Естествознание
  • · Безопасность жизнедеятельности
  • · Маркетинг

Основные понятия: воинская повесть, «куликовский цикл», литература путешествий, агиография, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, русское книгопечатание, «Апостол», книжная миниатюра, Четьи-Минеи, Домострой, Стоглав, шатровый стиль, «нарышкинское барокко», обмирщение, секуляризация, «Москва – третий Рим», парсуна, раскольничество, старообрядство, иосифляне, нестяжатели, рифмованная поэзия, партесное пение, песни «разинского цикла»

Русская культура XIV – XV вв. Культуре Московской Руси соответствует исторический период приблизительно с XIV по XVII века. Она многолика и отражает все сложные события, происходившие в это время на русской земле.

Под натиском монголо-татар изменяются регионы культурной активности. Юг (Киев и Приднепровье) уступает место северо-востоку (Северо-Восточная Русь и Москва), благодаря чему русской культуре удается сохранить свою самобытность и основополагающие черты. Первые признаки начавшейся стабилизации обнаруживаются уже в конце XIII века. Особое место здесь принадлежит Новгороду и Пскову, выстоявшим в суровое лихолетье монголо-татарского нашествия, и сумевшим не только сохранить, но и приумножить художественные традиции Руси.

К началу XIV века Новгород предстает крупным центром торговли, городом высокой культуры. Новгородская самобытность проявляется в зодчестве, произведениях изобразительного искусства, былинах (сказания о купце и певце Садко и богатыре Василии Буслаеве), поэтическом творчестве.

И.Э. Грабарь, подчеркивая своеобразие новгородского искусства, пишет: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, – доброго вояки, не очень отесанного … но себе на уме.… В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое с его точки зрения «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».

Здесь родились былина-новелла, содержащая по сравнению с киевской больше бытовых штрихов, а также скоморошина – былина социально-обличительного характера с печатью грубого юмора. Создателями и исполнителями былин, как правило, были скоморохи, с искусством которых связано появление в городе кукольного театра. Народный театр Петрушки, имевший популярность у народа на протяжении нескольких столетий, был основан именно в Новгороде. Примечательным является театрализация церковного обряда, что демонстрирует обратное влияние светского искусства на искусство церковное. Представления на религиозные сюжеты, шедшие в декорациях, костюмах, с богатым музыкальным сопровождением, являли собой яркое зрелище и пользовались успехом. По мнению Н.А. Бердяева, подобные языческие элементы постоянно играли в русском мировоззрении значимую роль. Он подчеркивал, что «в русской стихии всегда сохранялся и сохраняется и доныне дионисический, экстатический элемент … С этим связана огромная сила русской хоровой песни и пляски» .

Высочайшего совершенства достигли в Новгороде знаменное пение (была сложена богатая традиция распева) и искусство колокольных звонов, ставшее впоследствии существенным признаком русской музыки XIX и XX веков (колокола воспроизведены в операх «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, в музыке Рахманинова, Шостаковича).

С середины XIV века на Руси начинается период культурного подъема, названный академиком Д.С. Лихачевым Предвозрождением, которое, тем не менее, не вылилось как на Западе в Ренессанс. Полное влияние церковной идеологии на духовную жизнь вплоть до XVII века не позволило нашей стране пойти по западному пути формирования гуманистических начал. Однако нельзя отрицать продвижение к человечности в русском православии XIV века. Именно ему принадлежит особая роль в становлении духовного единства Руси в условиях монголо-татарского ига.

Огромный вклад в пробуждение национального самосознания и поднятие народа против иноземцев внес основатель и игумен Свято-Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, ставший выразителем русского идеала святости. По сравнению с домонгольскими временами Сергий – это иной тип преподобного, стоявший у истоков нового подвижничества пустынножителей. Личные чаяния о единстве русской земли, о прекращении смут он сумел превратить в религиозно-нравственный и политический идеал своей эпохи. Законодатель дум всего народа благословил Дмитрия Ивановича на ратный подвиг («Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь»), освятил предстоящее воздвижение воинов на притеснителей Руси. Появление в рядах русского ополчения двух воинов в черных схимах (Александра Пересвета и Андрея Ослябю, посланных преп. Сергием Радонежским) произвело неизгладимое впечатление на людей и укрепило их волю к победе .

Указывая на значимость фигуры преп. Сергия Радонежского в деле подъема патриотизма историк В.О. Ключевский пишет: «народ привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями» . После победы на Куликовом поле до полного свержения татарского господства должно было пройти еще долгих сто лет, но возросшее ощущение собственной силы, достигнутой в результате объединения русских земель вокруг Москвы, перечеркнуть было нельзя. Разумеется, истинный расцвет культурной жизни начался уже после Куликовской битвы.

Духовной консолидации русского народа в большой степени способствовала и просветительская деятельность монастырей, постройки которых сами по себе, как правило, памятники архитектуры. Здесь хранились уникальные собрания рукописных, а позднее печатных книг, развивались школы иконописи. Например, при Иосифо-Волоцком (Волоколамском) монастыре, основанном в 1479 году проповедником Иосифом Волоцким, было организовано училище. А такие монастырские просветители, как писатель Епифаний Премудрый, святой Феофан Грек, преподобный (с 1989 года святой) Андрей Рублев, инок Даниил Черный, святой Дионисий Глушицкой внесли неоценимую лепту в развитие русской культуры.

История русской культуры неотделима от истории русской православной церкви. Внутри нее существовало два противоположных друг другу идейных направления, но ориентированных, по сути, на общую задачу – противостояние секуляризационной политики государства. Окончательное разрешение этого длительного противостояния не в пользу церкви, реализованное в результате церковной реформы Петра I, по большому счету, и означает логическое и историческое завершение рассматриваемого периода культуры. Главным камнем преткновения между иосифлянством (течением, основанным волоколамским игуменом, писателем Иосифом Волоцким (1439 – 1515) и нестяжательством (сосредоточенном в Заволжье и возглавляемом старцем Нилом Сорским (1433 – 1508) стала сфера государственно-церковных отношений. Этот спор во многом предопределил не только характер политической борьбы, но и идейно-философскую сущность художественной культуры Московской Руси. Он также нес в себе зародыш резонансной концепции «Москва – третий Рим».

Постулат Иосифа Волоцкого: «государь … всем нам общий государь, которого Господь Бог устроил Вседержитель во свое место и посадил на царском престоле, суд и милость предать ему и церковное и монастырское и всего православного христианства всея Руси земля власть и попечение вручил ему» , – во многом объясняет, почему спор проиграл его оппонент. В контексте идеи целостности, единства Руси линия иосифлян оказалась на практике как нельзя более уместной и полезной. Укреплению московского самодержавия, по мнению Иосифа Волоцкого, должна содействовать церковь мощная экономически (т.е. владеющая землями, населенными крестьянами, использующая их труд), что оценивалось современниками как стяжательство. Нестяжатели, по сути, с самого начала обреченные на объявление их течения ересью, проповедовали принципы консервативного гуманизма и стремились создать церковь, независимую от светской власти. Проигрыш политический не смог затмить культурно-нравственного значения нестяжательства, продвигавшего идеалы «чистой» духовной жизни, свободной от мирских страстей, нацеленной не на материальное богатство и накопительство, а на правду, добро, человеческое достоинство и совесть. Эти заветы стали характерными чертами русской культуры.

В XIV – XV веках смелость и мужество русских воинов воспевается в наполненной духом патриотизма воинской повести – одном из ключевых литературных жанров («Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского»). К «памятникам куликовского цикла» относятся знаменитые «Сказания о Мамаевом побоище», созданные в первой четверти XV века, дающие подробное описание победы Дмитрия Донского над Мамаем, а также поэма «Задонщина», написанная, как принято считать, Софонием Рязанцем в 80 – 90-х гг. XIV века. Автор поэмы взял за образец древний памятник киевской литературы «Слово о Полку Игореве». Объединяет два произведения, между которыми пролегло два столетия, один идейный смысл – призыв к объединению русских княжеств для спасения страны от врагов. К данному циклу примыкает и большая летописная «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву».

Удивительным литературным явлением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, свидетельствующее об интересе русских людей к «тридевятым царствам, тридесятым государствам». Путешественник подробно и красочно описал свои впечатления о далекой Индии XV века за 30 лет до того, как путь в эту страну был открыт Ваской де Гама.

Широкое распространение получает жанр жития (агиография). У его истоков стоят митрополит Киприан («Житие митрополита Петра»), Пахомий Логофет (Пахомий Серб; «Житие Кирилла Белозерского»), оказавшие влияние на развитие русского литературного языка и распространение христианских идеалов. Но, пожалуй, самым известным автором житийного жанра был писатель-монах Епифаний Премудрый («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»). Для него характерен эмоционально-экспрессивный стиль словесной похвалы, получивший название «плетение словес». Именно у агиографов наиболее полно раскрывается такая черта литературы этого периода, как «абстрактный психологизм: если раньше предметом описания были поступки персонажей, то теперь для читателя открывается их психология (но не характер, о котором речь пойдет лишь в XVII веке); писатели экспрессивно, хотя достаточно схематично и прямолинейно, стремились показать индивидуальность человека, его эмоциональный отклик на события внешнего мира .

Уже к 90-м годам XIV века московское искусство обладало всеми характеристиками «большого стиля», в котором не остается ученической подражательности и провинциальной ограниченности. Москва после долгих лет соперничества с Новгородом и Тверью превращается не только в политическую и духовную, но и художественную столицу крупного православного государства. Ее авторитет признается и в русских землях, и в Константинополе. Развиваются контакты с Византией, Болгарией, Сербией. Приезжают крупные духовные деятели, художники, ремесленники.

Значительное воздействие на формирование столичного стиля оказала деятельность Феофана Грека (1340 – 1410). Личность этого византийского иконописца для древнерусского искусства имеет огромную роль. Феофан около трех десятилетий своей жизни провел на Руси, расписывая храмы, украшая рукописи и создавая иконы. Его живописные манеры в полной мере соответствовали подъему национального самосознания народа. Художественное совершенство и духовная глубина образов этого автора предстали как неподражаемый идеал творчества. Людей восхищали образованность, исключительный талант, необыкновенное творческое дерзание Феофана, служившие примером для русских иконописцев. Епифаний Премудрый называет его «прославленным мудрецом, хитрым философом», умом обдумывающим высокое и мудрое, разумными очами видящим разумную доброту . Влияние мастера на церковное искусство XIV – XV века было очень плодотворным.

В творчестве Феофана Грека воплощены две основные линии византийской духовной жизни: с одной стороны, классическое начало, выражающееся в созерцании красоты сотворенного мира, а с другой – устремление к аскезе, которая заключается в отречении от всего тленного материального. Мастер выработал собственную манеру письма в русле экспрессивного стиля византийской живописи XIV века, отличающуюся некоторой эскизностью, динамичностью и свободным рисунком. Византийские произведения Феофана не сохранились, о характере его письма можно судить исходя из работ, созданных на Руси. До нас дошла лишь малая их часть: роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (в Новгороде Великом), иконы Преображение и Богородица Донская, икона Успения (на обороте Донской; возможно, не его кисти); из книжных миниатюр – инициалы «Евангелия Кошки». Вместе с Семеном Черным и учениками Феофан Грек расписал в Московском Кремле церковь Рождества Богородицы (1395) и Архангельский собор (1399), а вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым – Благовещенский собор (1405). Для последнего мастер с учениками выполнил и деисусный чин (второй ряд высокого иконостаса храма). Это первый иконостас на Руси с фигурами в полный рост. Кроме перечисленных работ существуют другие миниатюры и иконы, которые нельзя с полной уверенностью отнести к произведениям этого мастера. Например, ростовая икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля, а также икона небольшого размера «Четыредесятница». Из миниатюр – оформление Псалтири Ивана Грозного. Исследования возможных работ Феофана Грека все еще продолжаются.

Живительное влияние иконописца Феофана Грека испытал на себе и гениальный Андрей Рублев (ок. 1360-1370 – 1427), чье искусство стало гордостью нашей страны. Мастер высоко ценил экспрессию, психологизм, динамичность образов своего предшественника, но в собственном творчестве утверждал иные, глубоко национальные художественные идеалы, сочетающиеся с ценностью духовного могущества и величия человека. Можно предположить, что в ранний период своего творчества он учился и работал в Византии и Болгарии. Инок Андрей общался с лучшими людьми своего времени – военноначальниками, философами, публицистами, богословами. Иконописец был хорошо знаком с Епифанием Премудрым. По духу же Андрей Рублев является учеником Сергия Радонежского, всю жизнь призывавшего к прекращению распрей на Руси. Именно ему была посвящена самая известная икона творца – «Троица», отражающая идею мира, гармонического согласия, любви к ближнему. Чтобы понять ее величайшую гуманистическую ценность, следует обратить внимание на исторический контекст рождения этого произведения. Размышляя о рублевской Троице, известный ученый-богослов П.А. Флоренский пишет: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставлялись взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних… эту невыразимую фацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольное, эту бесконечную друг пред другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы» .

Темой иконы является ветхозаветное сказание о гостеприимстве праотца Авраама – приеме и угощении им трех странников, пришедших возвестить Аврааму и его жене Саре о рождении сына Исаака. Христиане видят в этом событии обращенный в новозаветную историю смысл. Странники – это и указание на троичность Бога, и на воплощение Бога Сына и Его искупительную жертву, и на установление Христом Таинства Причастия. Ко времени Рублева существовала давняя и вполне единообразная изобразительная традиция данного библейского эпизода. Но икона Рублева представила новый образ знакомого сюжета, который основывался на оригинальном иконографическом решении – безупречном с позиции богословского прочтения и в то же время облеченном в совершенную художественную форму. В ней нет обычных повествовательных деталей, живая конкретика эпизода уступает место возвышенному образу предвечного совета и предопределенности Христовой жертвы. Все поле средника занято тремя фигурами Ангелов, спокойно сидящих вокруг стола с угощением; их позы, движения, взгляды становятся предметом драматического действия иконы, объектом созерцания и богословской рефлексии. Никогда еще столь убедительно средствами искусства не раскрывалась троичность Божества, единого по природе, но множественного в лицах-ипостасях. Фигуры Ангелов равномасштабны, но каждый воспринимается как свободная личность, пребывающая в абсолютном единении с остальными. Правая рука центрального Ангела, традиционно отождествляемого с Христом, благословляет стоящую на столе чашу с головой тельца – образ ветхозаветной жертвы. Очертания чаши повторены в форме будто растущего ввысь пространства, разделяющего двух боковых Ангелов: силуэт центрального Ангела «отражается» в границах стола, очерченные нижней частью их фигур. Тонкий рисунок, легкая уплощенность фигур, суженность пространственных планов способствуют музыкальной ритмике подобных соотношений. Кисти художника здесь присуще античное чувство меры, пропорций. Рублев крайне деликатно оперирует категориями пространства и объема, оставаясь в заданных рамках иконописного художественного канона. Образ рублевской Троицы возникает словно на грани перехода потока времени человеческой жизни в вечность и, наоборот, вневременного бытия в историческую действительность.

Икона Троицы была признана обязательным образцом постановлением Стоглавого собора 1551 года: «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловутые иконописцы, и подписывати святая тройца, а от своего замышления ничтоже претворяти» . Сегодня она хранится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год на Троицын день ее переносят в музейную церковь Святителя Николая в Толмачах, где икона участвует в праздничном богослужении и становится доступной для поклонения.

К основным работам Андрея Рублева более или менее уверенно относят: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, росписи и иконостас Успенского собора во Владимире, икону «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора в Звенигороде, деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Многие работы выполнены совместно с другим замечательным художником «золотого века» русской иконы Даниилом Черным (около 1350 – 1428).

Наследие Андрея Рублева неотделимо от истории русской культуры. Каждый его образ превращается в предмет философского, художественного созерцания, это совершенная гармония, где соединяются истина, любовь и красота. Обаяние искусства Рублева связано, пожалуй, не столько с высочайшим мастерством, не вызывающим сомнений, сколько с благодатью и святостью, заключенными в его произведениях.

Во второй половине XV столетия особым преемником рублевских традиций стал Дионисий (ок. 1440 – 1502), самый крупный художник этого периода. Среди его грандиозных работ фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, иконы для Успенского собора Московского Кремля, икона «Богоматерь Одигитрия» для Вознесенского монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, росписи храма Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре. Духовные идеалы Дионисия формировались в среде книжников и философов того времени – Вассиана Рыло, Спиридона-Саввы, идейных противников Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, что нашло отражение в его творчестве. Работы автора демонстрируют повышенный интерес к проблеме человеческой личности, ее самостроительства. Если в центре внимания Рублева стояла жизнь сокровенная, то Дионисий в идею духовного пути человека добавляет элемент внешнего «благоустроения» через постоянное совершенствование, блюдение и воспитание своей души. В его творчестве отсутствует острый драматизм, свойственный Феофану Греку, нет здесь и философской глубины Андрея Рублева. Определенная глубинная скованность задана стремлением к парадной пышности в период правления Ивана III, требованием прославления величия московской государственности. Изящный мир Дионисия наполнен легкостью, светом, радостным ликованием. Мастера круга талантливого живописца создали икону Покров Богоматери из суздальского Покровского монастыря, расписали алтарную преграду и алтарь Успенского собора в Москве, Воскресенский собор в Волоколамске. В последующем столетии его ученики достойно продолжили дело своего учителя, однако, по мнению большинства исследователей, имя Дионисия знаменует собой последнюю эпоху расцвета русской живописи.

Идеологема «Москва – третий Рим». На рубеже XV – XVI веков процесс объединения русских земель завершается, Московская Русь выходит на арену европейской политической жизни как мощное единое государство. Молодому самодержавию требовалась не только военная и политическая поддержка, но, в первую очередь, подспорье духовное. Естественно, что культура страны целиком подчиняется делу служения русскому государству. Четко и строго обосновать идею самодержавия удалось старцу Псковско-Печерского монастыря Философею в «Послании на звездочетцев» (около 1524).

Однако первые шаги на пути к рождению его концепции, получившей название «Москва – третий Рим», столь важной для понимания идеологии Московского царства, можно обнаружить гораздо раньше. В XV веке московское летописание утратило локальность и развивало идею русского единства. Оно имело тенденцию приписать Москве центральное место в истории. Оформлению концепции предшествовало сочинение московского митрополита Зосимы «Изложение пасхалии», в котором впервые Москва открыто и официально объявляется царствующим градом. В 10-е годы XVI века тверской монах Спиридон-Савва составил «Послание о Мономаховом венце», где утверждается преемственность власти московского князя от Августа-кесаря, римского императора. На основе «Послания» в свою очередь было создано «Сказание о князьях владимирских», содержащее ряд легенд о происхождении русских великих князей от Августа и о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха. Известно также, что Филофей назвал Москву третьим Римом под влиянием болгарского перевода Хроники Константина Манассии, провозгласившего Тырново «новым Царьградом».

Архетипическим источником доктрины Филофея небезосновательно можно считать культ иконы Владимирской Богоматери, благодаря которой согласно летописям в 1395 году Москва была чудесным образом сохранена от армии татарского хана Тамерлана. Между культом главной константинопольской иконы Богоматери Одигитрии, охранявшей византийскую столицу, и культом Владимировской иконы прослеживается явная параллель. Последняя защищает Москву, и это означает, что покровительство Богородицы перенесено на русский город, тем самым он равен и подобен Константинополю – второму Риму – и вправе называть себя третьим Римом.

Согласно Филофею, только Москва сохранила истинную христианскую веру, «первый Рим» и «второй Рим» (Константинополь) пали жертвами ересей. Покорение Константинополя турками (1453) фактически совпало с окончательным свержением на Руси татарского господства (1480), поэтому оба эти события естественно связывались и истолковывались как перемещение центра мировой святости . «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».

Исследователи Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский подчеркивают двойственность идеи «Москва – третий Рим»: символ Византии распадается на два символических образа – Константинополь понимался как новый Иерусалим (святой теократический город) и вместе с тем – как новый Рим, имперская государственная столица мира. Обе идеи и находят воплощение в осмыслении Москвы в качестве нового Константинополя, с одной стороны, и третьего Рима – с другой [Там же]. Таким образом, концепция Филофея была призвана сформировать идеологический облик Москвы, оправдать действия правительства по созданию сильного централизованного государства.

Русская художественная культура XVI века. Новая политическая концепция глубоко отразилась, прежде всего, в литературе XVI века, полной назидательности и поучительности. Книжная культура, поддерживающая самодержавную власть, представлена такими произведениями как «Стоглав», «Великие Минеи-Четии», «Домострой». В них была заложена программа культурной стабилизации, определяющая порядок во всех областях жизни: духовной, мирской, домовой.

В каждом из двенадцати томов «Великих Минеях-Четьих» (чтение по месяцам), написанных под руководством новгородского архиепископа Макария, были собраны жития святых, память которых отмечалась в определенном месяце. Повествование ведется в житийном жанре с позиции высшего духовного смысла, что наставляет читающего на оставление «всякого житейского попечения» и размышление «о вечном».

«Домострой» протопопа Сильвестра содержит правила частной жизни, домового строительства. Это идеальная модель православного мира в ее максимальном приближении к человеку, его бытовым заботам и мелочам жизни.

«Стоглав» включает в себя постановления Стоглавого церковного собора 1551 года и отражает столкновение различных взглядов на сложные проблемы церковной обрядности, духовной жизни человека и общества. В книге звучат призывы Ивана Грозного к защите христианской веры от «богомерзких книг», от «арганников и гусельников», от «иконников», пишущих не «с древних образцов», а «самосмышлением». «Стоглав» закрепляет официальную идеологию и предлагает запрещение любых нововведений церковного и культурного характера.

Отстаивает идею сильной государственной власти талантливый публицист первой половины XVI века И.С. Пересветов, написавший «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче» и др. Его формула царской власти заключается в выражении: «Государство без грозы – что конь без узды».

Особым парадоксальным миром являются сочинения самого Ивана Грозного, с одной стороны, проповедующего Божьи заповеди, а с другой – проклинавшего на грани сквернословия инакомыслящих. Среди его литературных текстов выделяются послания к князю А.М. Курбскому, бежавшему из Москвы в Ливонию. В них царь-деспот пытался доказать необходимость неограниченной самодержавной власти для процветания Московского государства.

Анализируя культурный механизм маргинального поведения Ивана Грозного, Ю.М. Лотман показывает, что главной причиной крайней непредсказуемости царя является своего рода сознательный эксперимент по реализации теории вседозволенности, стремление к преодолению любых запретов. В поведении царя ученый указывает на следующие моменты: а) исполнение роли Бога-Вседержателя; б) непредсказуемые переходы Ивана Грозного от святости к греху и наоборот, вытекающие из безграничности его власти); в) исполнение роли юродивого, при которой роли Бога, дьявола и грешного человека совмещаются; г) постоянная реализация противоположных действий: с одной стороны, безграничного властелина, а с другой – беззащитного изгнанника.

В целом же, по мнению Ю.М. Лотмана, в основе поступков царя лежало самодурство, возведенное в государственную норму. Его поведение не отличалось последовательностью, а представляло собой ряд непредсказуемых взрывов. Однако именно смена взрывов жестокости и эксцессов покаяния как раз и позволяет говорить о несомненной их упорядоченности . Возможно, личность способна высвечивать существенные тенденции развития культуры, и в личности Ивана Грозного находят воплощение разные облики русской культуры, «осознающей себя в категориях взрыва» [Там же, с. 269]. В этом состоит специфика и одновременно драматизм ее судеб.

Запретить развитие культуры в любой исторический период практически невозможно, тем не менее, постановления Стоглавого собора имели серьезные последствия для процветавшего в XVI веке искусства. Как отмечает Л. Лифшиц, оно превратилось в нормативную систему, где ценится только то, что освящено традицией, авторитетом церкви и государства. Личный духовный опыт подменялся суммой знаний, точно определяющими смысл всех явлений жизни. Проблемы взаимоотношения личности с Богом и миром переводились в план взаимоотношения личности с государством. Даже нравственные нормы рассматривались теперь под углом зрения государственной пользы. Из искусства, по мнению искусствоведа, уходит поэтическая интонация спокойного созерцания .

Большим событием культурной жизни страны в XVI веке стало знакомство наших соотечественников с достижением европейской технической мысли – книгопечатанием, ставшим государственной монополией. В 1553 году в Москве открылась первая типография. Выдающийся просветитель Иван Федоров спустя 10 лет организовал Печатный двор. Высокой техникой оформления отличалась первая русская датированная книга – «Апостол», напечатанная в 1564 году. По неизвестным причинам Иван Федоров покинул пределы московского государства, но дело было продолжено его учениками (Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа, Андроник Тимофеев Невежа).

Развитие столичной архитектуры конца XV–XVI веков обусловлено тесными культурными связями Москвы, возвышение которой положило конец обособлению княжеств. На этой почве происходит заимствование традиций владимиро-суздальской и псково-новгородской архитектуры. Монументальное строительство имело для столицы государственное значение. Символом ее мощи стал Кремль, стены которого были заново возведены во время царствования Ивана III. Перестраивать Кремль пригласили итальянских инженеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и др., сумевших сохранить старое расположение стен, сделав их еще более величественными. Под их началом возвели Тайницкую, Водовзводную, Спасскую, Боровицкую башни. После завершения строительства стен и башен Кремль стал одной из лучших крепостей всей Европы.

Идее государственности того периода отвечало и возведение нового Успенского собора, призванного превзойти по своему величию новгородскую Софию и стать главным храмом Руси. Талантливый архитектор Фиорованти сумел соединить в нем красоту древнерусской архитектуры со своими ренессансными взглядами. Такие черты владимирского Успенского собора как пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурный пояс на фасадах, перспективные порталы повторялись в московском, который по величественности все же превзошел свой первоначальный образец.

После возведения Успенского собора в Кремле были построены новые здания: Архангельский собор, расположившийся на центральной площади, предназначенный быть усыпальницей для московских царей (итальянский зодчий Алевиз Новый); Благовещенский собор, служащий домовой церковью царской семьи и великих князей, единственный из основных храмов Московского Кремля, созданный русскими мастерами.

В XVI веке модификация Предвозрождения (так назвал монологически-назидательную художественную культуру Руси этого периода искусствовед Г.К. Вагнер) выразилась в появлении новых типов храмов – шатровых и столпообразных. В архитектуре модификация была связана с тем, что языком ренессанса приходилось доносить достаточно отвлеченную символику, идущую от христианской древности. Церковь Вознесения в Коломенском стала первым и, возможно, самым совершенным памятником шатровой архитектуры (столпообразные сооружения с конструкцией верха в виде шатра). В коломенском храме заметен разрыв с византийской традицией, воплощена самобытная архитектурная идея. Он стал эмблемой священной власти государя, монументальным символом могущества Московского государства. Рождение новой архитектурной формы, отличающейся от привычного пятиглавия, было с воодушевлением воспринято современниками. Появляются храмы, подражающие Коломенской церкви (например, церковь Воскресения в селе Городня под Коломной).

Другим замечательным памятником архитектуры, отразившим основные тенденции зодчества XVI века, стал храм Покрова Богородицы на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, возведенный в ознаменование победы над Казанью. Барма и Постник, мастера руководившие строительством, сумели достичь единства разных по стилистике и истокам элементов: собственно русских, ренессансных и готических. В его объемно-плановом решении сочетаются формы шатровой церкви Вознесения в Коломенском, церкви Воскресения в Кремле, построенной Петроком Малым, и многопридельных храмов типа собора Авраамиева монастыря; в конструктивных решениях и декоре – формы, заимствованные из сооружений, созданных итальянцами, работавшими в Москве, и из готической архитектуры западных соседей.

Воздвигнутое здание стало храмом-иконой, в облике которого получили отражение идеи нераздельности Священной истории и творимой тогда политической истории «Москвы – третьего мира». Мощное соотнесение архитектуры собора Василия Блаженного с отвлеченными понятиями демонстрирует характерное для того времени усиление аллегоризма. Близкой аналогией этого грандиозного храма считается замечательная шатровая церковь Преображения в подмосковном селе Остров, сооруженная примерно в то же время.

Негативные моменты постановлений Стоглавого Собора не могли не отразиться на зодчестве. Требование дидактической наглядности, заставляющее зодчих прибегать к аналогиям, приводит к определенному утяжелению форм и усложнению композиционных принципов. Утрачиваются черты аристократизма и изящества, присущие храмам периода правления Василия III и сохранившиеся еще в архитектуре тридцатых годов XVI века.

Воспрепятствовал Стоглав и органическому развитию русской школы иконописи. Начиная с середины XVI века, официальное искусство Московской Руси постепенно утрачивает свои достоинства. По словам М.В. Алпатова, в нем начинает преобладать шаблон, усиливается ремесленность. Неудивительно, что между иконами XV века и иконами XVI века существует такое же существенное различие, как между греческими оригиналами и римскими копиями . В иконописи XVI века широко распространяется символико-аллегорический жанр с его назидательностью и нравоучительством. В композициях икон могли сочетаться отвлеченные религиозные идеи и конкретные, взятые из жизни образы, что было неприемлемым для иконописи XV века. В круг изображаемых сцен входит быт с его подробностями. Особенно это касалось икон, написанных в честь новых русских святых. Так, жизнь преп. Сергия Радонежского часто изображалась не по канону, а по «самосмышлению» художника (ростовая житийная икона Сергия Радонежского). Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя»), возвеличивающая апофеоз московского войска под предводительством Ивана Грозного, наглядно демонстрирует идейно-политические мотивы в живописи XVI века.