Свердлов М. И.: "Красота" - Конфликт значений (анализ "Грозы")

Соловьёва Алёна, 10 класс

Доклад, в котором представлялась работа по заявленной теме, на районной и городской конференциях НОУ в 2012 году.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Внутрисемейные отношения в «Домострое» Сильвестра и драме А.Н.Островского «Гроза».

Русская литература богата прекрасными образами женщин: Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Анна Каренина, Катерина Островского… Споры о роли женщины в семье, обществе велись в литературе 19 и 20 веков, и сейчас эта тема актуальна и интересна, это одна из вечных тем.

Я очень люблю драму Островского «Гроза». Когда я знакомилась с критической литературой по этой пьесе, я увидела много сравнений с неким Домостроем. «Тёмное царство» города Калинова – это мир, построенный по законам Домостроя. Кабаниха и Дикой – зловещие представители того же Домостроя. И только Катерина – «луч света в тёмном царстве» домостроевского общества. Меня очень заинтересовало, что же такое Домострой, ставший символом угнетения, закабаления русской женщины в семье и обществе.

Цель данной работы: выяснить, как «Домострой» Сильвестра определял внутрисемейные отношения и какую роль отводил в их системе русской женщине; действительно ли спустя три столетия после его создания, в 19 веке, влияние этого произведения определяло положение женщины в российском обществе.

Задачи:

Познакомиться с «Домостроем» как литературным памятником древнерусской литературы.

  1. Познакомиться с традициями изображения образа русской женщины в древнерусской литературе.
  2. Выяснить, как определял «Домострой» роль женщины в семье и обществе.

4.Выяснить, соответствуют ли истине представления авторов 19 века об идеях «Домостроя»: провести сравнительный анализ памятника древнерусской литературы и пьесы А.Н.Островского «Гроза».

В процессе работы были изучены труды российских учёных – историков и литературоведов о «Домострое», древнерусской литературе, в работе дан обзор этих исследований.

Традиционные представления о «Домострое» - это нечто, давно ставшее нарицательным и обозначающее самодурство, жестокость, ограниченность и ханжество в семейных отношениях. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что известен не столько сам Домострой, сколько его название, Сегодня он вызывает к себе самый пристальный интерес, что выразилось в неоднократных переизданиях.

Что же такое Домострой? Это русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения. Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI в. переработан приближённым молодого царя Ивана IV Васильевича протопопом Сильвестром, который заключил изложение «Домостроя» посланием к своему сыну Анфиму. Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками.

Итак, каковы же были внутрисемейные отношения в древнерусской семье и какую роль отводил Домострой в их системе женщине?

Удивительно то, что авторы Домостроя не знают современного разделения на «права» и «обязанности». У членов семьи, и женщин, и мужчин, по Домострою, нет прав, так что если бы исследователь задался целью изучить права мужчины того времени, он вынужден был бы сделать вывод о закабалении мужчины семьей.

Следовательно, трудно говорить и о правах женщины на Руси 16-17 веков.

Для русских людей того времени семья – это дом. Во главе дома стоит хозяин – мужчина, муж, государь, но рядом с ним – его жена, государыня.

Роль мужчины: Глава дома (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право, а как обязанность-забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

Роль женщины: Жена(государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине, жена вместе с мужем принимает гостей.

Но самое главное то, что женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье. Вся её деятельность в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Отношения жены и мужа и наказания: Только лишь совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Если же жена порядка, как такового, не знает, то должен муж ее вразумлять, за вину и ослушание «великое и страшное» и при отсутствии раскаяния наказывать наедине, «с любовью», а наказав, «примолвить» и «пожаловать», главное, чтобы после наказания ни гнева не было, ни обиды, ведь именно так призывает строить отношения Домострой.

Итак, является ли «тёмное царство» пьесы А.Н.Островского отражением «домостроевских порядков»? Или позиция Добролюбова - сильное преувеличение и даже искажение действительного положения дел? Проанализировав содержание Домостроя и пьесы Островского «Гроза» по некоторым показателям, мы обнаружили следующее.

И в том, и в другом произведении звучит тема закрытости, замкнутости дома.

«Домострой»

Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

  1. Закрытость дома – необходимое условие жизни семьи для сохранения мира и правильного порядка

А в Калинове закрытость дома – необходимое условие сохранения «семейных секретов .

  1. Глава дома.

Глава дома - мужчина, муж (государь) занимает господствующее положение, которое трактуется не как его право , а как обязанность (социальная и духовная). Все заботы о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов - обязанность главы семьи, мужчины.

Полновластная и единственная хозяйка в доме – Кабаниха. Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи,- безвольный и полностью подчиненный матери. Он не соответствует роли мужа в патриархальной (домостроевской) семье: быть государем, властелином, но также опорой и защитой жены. Слабый человек, он мечется между требованиями матери и состраданием к жене .

  1. Положение жены в семье.

Жена(государыня) в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно.

Катерина – жена Тихона - также совершенно бесправна. Она не имеет права, как и её муж, участвовать в хозяйственных и иных делах семьи.

  1. Роль женщины в семье.

Женщина, жена в Домострое – регулятор эмоциональных отношений в семье.

Вся деятельность женщины в доме направлена на обеспечение домашнего мира, основанного на искренней любви, уважении к каждому члену семьи.

Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царстваСвою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. Может она и защищает домостроевские порядки, но она потеряла главную составляющую, суть этого порядка – любовь к Богу и ближнему.

5.Отношения детей и родителей.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Послушание основано не на страхе, а на любви.

Тихон - сын Кабанихи – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей из страха перед ней. О сыновней любви говорить трудно.

6.Отношение к материальному достатку в семье.

По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность в имущественном и эмоциональном планах, избыток имущественный ликвидируется через благотворительность и нищелюбие, которым следует заниматься «по силе».

Безграничная власть Дикого и Кабанихи основана на их богатстве. Деньги, нажива – это и цель жизни, и средство материального и морального закабаления ближних.

7.Наказания в семье.

Муж, государь, неся ответственность перед Богом и людьми за нравственное устроение каждого члена своей семьи, может и должен наказывать не только детей, но и жену, если вина её серьёзна, доказана и сама жена признаёт себя виновной. Наказание провинившихся – тоже необходимое средство сохранения нравственного здоровья и мира семьи.

Наказание и виновных, и невинных Кабанихой и Диким - необходимое средство психологического закабаления ближних.

Итак, «тёмное царство» Кабанихи и Дикого не является отражением «домостроевских» порядков, а сами они, особенно Кабаниха, нарушают гендерные роли, определённые Домостроем. И всё же есть в драме «Гроза» героиня, которая действительно является истинным представителем домостроевского мира. Как ни странно, это Катерина. Если Кабаниха требует выполнения обрядов, то Катерина с детства усвоило главные требования Домостроя:

Искреннюю любовь к Богу, к церкви;

Искреннюю любовь к людям.

Она любила заниматься рукоделием, слушая рассказы странниц и богомолок, которых было много в их доме; всегда, по мере своих возможностей, старалась помогать нищим.

Свобода и любовь – главное в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, и власти старших покорялась с полным доверием. Потому и замуж выходит, доверчиво покоряясь воле родителей, с готовностью полюбить и мужа, и всех его родных, ожидая ответную любовь, потому что так должно быть – по законам Домостроя, по законам её родительского дома.

Попав в семью Кабанихи, где отношения, построены не на добре, любви, а на грубости, ханжестве, безоговорочном повиновении, лжи и обмане, Катерина стремиться найти опору, любовь; полюбив Бориса, она согрешила, нарушила законы, которые искренне принимала, поэтому и каялась искренне перед Богом и людьми. Измена недопустима в её «домостроевском» мире. По мнению Кати, единственный способ хоть частично избавиться от этого греха – покаяние. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина, которая, найдя в себе силы, по собственной воле, во всём призналась мужу и Кабанихе. Кабанихой в покаянии Катерины было отказано. А вот Тихон простил жену, только она себя простить не смогла. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Как ни странно, даже самоубийство Катерины по причине её «домостроевского» воспитания. Самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к любви, свободе оказался у нее сильнее страха загробных мучений; сказалась и её надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, - воплощенная доброта и прощение.

Именно Катерина, а не Кабаниха, - «представитель» Домостроя, так как все ценности её жизни, в борьбе за которые она погибла, и есть «домостроевские устои».

Заключение.

Итак, «Домострой» - русский литературный памятник XVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно-бытового поведения

Удивительно, но традиционные представления о Домострое – символе всего отжившего, устаревшего, ханжеского и жестокого, сложившиеся под влиянием революционной идеологии, совершенно не соответствуют его содержанию.

Сравнительный анализ содержания пьесы «Гроза» и «Домостроя» позволяет сделать выводы:

1.Некоторые внешние черты «домостроевской» семьи присущи семьям Кабанихи и Дикого: закрытость дома, строгая иерархия, соблюдение традиций, послушание главе дома.

2.Однако, порядки «темного царства» города Калинова не только не являются «домостроевскими», но и противоречат духу Домостроя.

Отношения в семье по «Домострою» должны быть основаны на любви к Богу, любви и уважении друг к другу. Все правила в нём направлены на сохранение мира и благополучия семьи и каждого члена семьи: мужа, жены, детей, родителей и даже слуг. Это то главное, что Кабаниха не взяла из Домостроя, следуя в обрядах, мелочах его законам.

3. Именно Катерина, а не Кабаниха, - «представитель» Домостроя, так как все ценности её жизни, в борьбе за которые она погибла, и есть «домостроевские устои». Именно она хотела быть женой, хозяйкой, дочерью, уважать и любить мужа, свекровь, получать уважение и любовь от родных, стремилась выполнять гендерную роль, определённую женщине Домостроем.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».


Первый период жизни и творчества драматурга (1847 - 1860) - пьесы, отражающие жизнь дореформенной России: 1) обличительные пьесы в духе гоголевской традиции («Семейная картина», «Свои люди - сочтемся!», «Утро молодого человека», «Неожиданный случае», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами». Второй период жизни и творчества драматурга (1860-1875): 1) пьесы, отражающие жизнь пореформенной России - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа («Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и исторические пьесы, изображающие сильные характеры («Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»). Третий период жизни и творчества драматурга (1875 - 1886): пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о тружениках, разночинцах, актерах («Богатые невесты», «Правда. - хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы - действие 1: социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта; действие 2: непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с «темным царством»; действие 3: свобода, обретенная Катериной, - шаг к трагической гибели героини; действие 4: душевное смятение Катерины - следствие свободы, обретенной ею; действие 5: самоубийство Катерины как вызов самодурству. Каждое действие распадается на отдельные сцены, т. е. на такие отрезки текста, в которых конфликт изображается в каком-либо одном ракурсе, видится глазами какого-либо одного персонажа. Конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряженно, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная от завязки конфликта, растет напряженность (драматический накал) борьбы. Эта напряженность усиливается и другими приемами: во-первых, соблюдением закона ретроспекции в расположении некоторых сцен; во-вторых, изображением таких явлений, которые, выражая предчувствие беды, вызывают у зрителя состояние эмоциональной тревоги. Сцена 1: «хозяева жизни» - Дикой и Кабаниха - в общественном мнении города. Дикой и Кабаниха представлены так, как их видит и понимает Кулигин. Первая сцена дает представление о времени и месте действия, о характере действующих лиц и жизненной позиции, которую каждый из них занимает. Дикого еще нет на сцене, но мы уже получаем об герое ясное представление по тому, что о нем говорят Кудряш, Шапкин, Кулигин. Затем появляется Дикой, он грубо ругает Бориса Григорьевича, ругает просто так, ни за что, только потому, что тот попался ему па глаза. Из того, что говорят о Диком, и из его реплик, обращенных к Борису Григорьевичу, мы заключаем, что Дикой - грубый, жесткий, деспотичный человек, самодур и что Борис Григорьевич находится и экономической зависимости от него. Появление Дикого означает завязку социального конфликта: в экономической зависимости от него находятся очень многие люди. Какую роль сыграет этот социальный конфликт в личной драме героев, пока еще не ясно. Сцена 2: семейные отношения Кабановых. С первого появления Кабанихи нам ясен ее характер. Нас пугают ее представления об отношениях между родителями и детьми. Она ежечасно тиранит своих детей, требует, чтобы они боялись ее, подчинялись ей во всем беспрекословно, чтобы без ее дозволения шагу не осмеливались ступить. Она упрекает сына, называет его дураком только за то, что Тихон, как ей кажется, жену любит больше матери, за то, что он не понимает, почему жена должна бояться мужа. Мы еще не знаем, как будет развиваться личная драма героев, но уже видим, что столкновение неизбежно, раз Катерина оказалась рядом с такой натурой, как Кабаниха. Катерина в этом действии кажется пассивной. Но ее молчание настораживает: у нас возникает предчувствие беды. Первое представление о Катерине мы получаем раньше, чем она появляется на сцене: Борис Григорьевич признается Кулигину в любви к Катерине. Во второй сцене мы видим Катерину рядом с Кабанихой, Тихоном и Варварой: ее молчаливая реакция па «урок» Кабанихи детям говорит о полной психологической несовместимости ее со свекровью и мужем. Ясно, что она не может любить мужа: в ее молчании во время наставлений Кабанихи Тихону мы вместе с ней переживаем досаду за Тихона и жалость к нему. Мы чувствуем: быть беде, если Катерина ответит на любовь Бориса Григорьевича. Но уже в этой сцене Катерина на прямое обращение к ней Кабанихи ответила репликой, в которой содержится «зародыш протеста» (Добролюбов): «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна», «напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Видя забитость Тихона, его полную зависимость от матери, его неумение постоять за самого себя (где уж ему постоять за жену!), мы понимаем, что в борьбе с Кабанихой Катерина будет одна - Тихон ей не опора. Сцена 5: отъезд Тихона. Центральный момент этой сцены - прощание Кате- -рины с мужем перед его отъездом. Тихон отказывается взять Катерину с собой: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Отвечая на вопрос жены: «Да неужели же ты разлюбил меня?»,- Тихон обрушивает на Катерину, жаждущую любви и сочувствия, все свои обиды и недовольство жизнью: «Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так и убежишь и от жены. Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на но-ч гах нет, так до жены ли мне?» Слова эти сказаны без желания обидеть, не под горячую руку, не в гневе, а в самом хорошем расположении духа. Это норма его отношения к жене. Можно ли оправдать такую грубость и откровенность Тихона по отношению к Катерине его подневольным положением? Виновата ли Катерина, что у пего на ногах «кандалы»? Не является ли такая позиция предательством по отношению к Катерине, пусть стихийным, неосознанным? «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» - эти полные душевной боли слова Катерины усиливают паше презрительное отношение к Тихону. И когда Катерина на упрек Кабанихи, что она не воет после отъезда мужа, заявляет: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», мы воспринимаем это как начало протеста. Сцена 6: душевное смятение Катерины после отъезда мужа. Перечитаем еще раз явление 10 - историю с ключом. Какое значение в развитии действия имеют объяснение Катерины с Тихоном перед его отъездом и история с ключом? Они означают завязку конфликта. Суть конфликта в том, что напряжение душевных сил Катерины, обреченной в доме Кабановых па полное одиночество, на унизительное положение человека, достоинство которого грубо попирается, достигло предела. Кончилось се терпение, так жить она больше не может: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..» Почему стремление Катерины быть человеком, остаться самой собой нашло выражение в любовном порыве, понять нетрудно. Вспомним, как она самой себе боится признаться в любви к Борису, как она хочет любить мужа, как ищет в Тихоне поддержки и борьбе с чувством, охватившим ее. Любить или не любить - это единственное, в чем женщина, замкнутая в кругу семейных, домашних обязанностей, могла проявить свою свободу. Других форм проявления независимости у женщины из мещанско-купеческой среды не было.

Вражда между близкими
бывает особенно
непримирима
П. Тацит
Нет страшнее возмездия
за безумства и заблуждения,
чем видеть, как собственные
дети страдают из-за них
У. Самнер

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о жизни провинциальной России XIX века. События разворачиваются в городе Калинов, расположившемся на высоком волжском берегу. На фоне великолепной красоты природы, царственного спокойствия, происходит трагедия, нарушившая спокойную жизнь этого города. Не все так благополучно в Калинове. Здесь, за высокими заборами, царствует домашний деспотизм, льются никому не видимые слезы. В центре пьесы жизнь одной из купеческих семей. Но таких семей в городе сотни, а по всей России миллионы. Однако так устроена жизнь, что все соблюдают определенные законы, правила поведения, и любое отступление от них является позором, грехом.
Главное действующее лицо в семье Кабановых – мать, богатая вдова Марфа Игнатьевна. Именно она диктует в семье свои порядки и командует домочадцами. Не случайно и ее фамилия – Кабанова. В этой женщине есть что-то животное: она необразованна, но властна, жестока и упряма, требует, чтобы ей все подчинялись, чтили устои домостроя и соблюдали его традиции. Марфа Игнатьевна – сильная женщина. Она считает семью самым главным, основой общественного порядка и требует безропотного повиновения своих детей и невестки. Однако она искренне любит своих сына и дочь, и об этом говорят ее реплики: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить». Кабаниха снисходительна к Варваре, отпускает ее погулять с молодежью, понимая, как несладко ей придется в замужестве. Но на свою сноху Катерину сыплет постоянные упреки, контролирует каждый ее шаг, заставляет Катерину жить так, как сама считает правильным. Возможно, она ревнует невестку к своему сыну, поэтому так неласкова с ней. «С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», - говорит она, обращаясь к Тихону. А он не в силах возразить своей матери, так как человек слабохарактерный, воспитан в послушании, уважает мнение своей матери. Обратим внимание на реплики Тихона: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, маменька, из вашей воли ни на шаг» и т.д. Однако это лишь внешняя сторона его поведения. Он не хочет жить по законам домостроя, не хочет сделать жену своей рабой, вещью: «Да зачем же бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Тихон считает, что отношения между мужчиной и женщиной в семье должны строиться на принципах любви и взаимопонимания, а не на подчинении одного другому. И все же он не может ослушаться властной матери и заступиться за любимую женщину. Поэтому Тихон и ищет утешение в пьянстве. Мать своим властным характером подавляет в нем мужчину, делая слабым и беззащитным. Тихон не готов исполнять роль мужа, защитника, заботиться о семейном благополучии. Поэтому в глазах Катерины он ничтожество, а не муж. Она и не любит его, а лишь жалеет, терпит.
Сестра Тихона Варвара намного сильнее и смелее своего брата. Она приспособилась к жизни в доме матери, где все держится на обмане, и теперь живет по принципу: «Делая что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варвара тайком от матери встречается со своим возлюбленным Кудряшом, не отчитывается перед Кабанихой за каждый свой шаг. Однако ей проще жить – незамужняя девушка свободна, и поэтому ее не держат под замком, как Катерину. Варвара пытается объяснить Катерине, что в их доме без обмана жить нельзя. Но жена ее брата неспособна к этому: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Катерина чужая в доме Кабановых, здесь все для нее «будто из-под неволи». В родительском доме ее окружала любовь и ласка, она была свободна: «…что хочу, бывало, - то и делаю». Ее душа подобна птице, она должна жить в свободном полете. А в доме свекрови Катерина будто птица в клетке: она тоскует в неволе, терпит незаслуженные упреки свекрови и пьянство нелюбимого мужа. У нее даже нет детей, чтобы подарить им свою ласку, любовь, внимание.
Спасаясь от семейного деспотизма, Катерина ищет опору в жизни, такого человека, на которого она могла бы положиться, по-настоящему полюбить. И поэтому слабый и безвольный племянник Дикого Борис становится в ее глазах идеалом мужчины, непохожим на ее мужа. Она будто не замечает его недостатков. Но Борис оказался человеком, неспособным понять Катерину, так же самоотверженно ее полюбить. Ведь он бросает ее на растерзание свекрови. И Тихон выглядит намного благороднее Бориса: он все прощает Катерине, потому что по-настоящему ее любит.
Поэтому самоубийство Катерины – это закономерность. Она не может жить под гнетом Кабанихи и простить предательство Борису. Эта трагедия всколыхнула тихую жизнь провинциального города, и даже робкий безвольный Тихон начинает протестовать против матери: «Маменька, это вы ее погубили! Вы, вы, вы…»
На примере семьи Кабановых мы видим, что отношения в семье нельзя строить по принципу подчинения слабых сильному, домостроевские устои разрушаются, власть самодержцев проходит. И даже слабая женщина может бросить вызов этому дикому миру своей смертью. И все же я считаю, что самоубийство – не лучший выход из создавшейся ситуации. Катерина могла бы поступить и по-другому. Например, уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу, ведь она очень религиозная женщина. Но героиня выбирает смерть, и в этом и ее сила, и ее слабость.

Большой вклад произведений А. Н. Островского неоспорим, и это касается не одной русской литературы, но и развития русского театра. Многие писатели, драматурги восхищались его творчеством и умением описывать эпоху той жизни, в которой переплелись противоречивые характеры героев. Именно А. Н. Островский был назван автором, который превознес национальную культуру. Он был автором, которым гордились и которого очень любили как истинно русского писателя-драматурга.

Он прославился в эпоху развития промышленности, когда начинали складываться новые социально-экономические отношения. Этот факт и стал основой сюжетов его произведений, в которые были вплетены трагизм и комизм человеческих отношений.

А. Н. Островскому выпала честь описать солидный временной отрезок, где человек непрерывно сталкивается с выбором между добром и злом. В ту эпоху добром выступали человеческие отношения, которые не были зашорены властью денег, в которых ценились, в первую очередь человеческие качества, которые не позволяли унижать, лукавить и хитрить во благо собственной выгоды. Злом же в данной пьесе выступают экономические отношения, в которых власть получают только при наличии финансового капитала. Именно его наличие или отсутствие и определяло положение человека в обществе. А. Н. Островский показал, как пылкие сердца героев испытывают нечеловеческие терзания между моральными устоями и алчными законами действительности. Многие авторы пытались отобразить проблему материального неравенства и противоречивое отношение к нему. У некоторых получались нейтральные образы, которые любили деньги и пытались приумножить их количество. Некоторые показывали, что деньги не имеют в жизни людей решающей роли, так как не служат их обогащению. Но именно А. Н. Островскому это удалось просто блестяще. У него тема денег является решающей, которая определяет судьбы людей, изменяя их души.

В драме «Гроза» четко показана трагедия человеческих судеб, как они остаются у «разбитого корыта», поскольку не могут расстаться с деньгами. Возьмем к примеру, образ Дикого, которому тяжка сама мысль о потере хотя бы копейки. В этом раскрыта жадность героя. Его племянник, Борис не женится на чистой и горячей любви Катерины, потому как потеряет возможность получить наследство. Да и сами родители Катерины показаны очень ярко, которые не хотели выдавать ее замуж за Тихона Кабанова, только лишь потому, что тот во всем слушался свою «маменьку», так как зависел от ее денег.

В «Бесприданнице» же все отношения определены и крутятся вокруг денег. Начиная с бедной вдовы, матери Ларисы, которая всегда считает каждую копейку и за нее отчитывает кухарку. В этом произведении четко видна линия, что именно деньги, состояние или капитал играют решающую роль в судьбах главных героев. Именно деньги искаверкали судьбы, заставляя совершать не совсем хорошие поступки. Да и отсутствие денег иногда толкает героев на опрометчивые шаги. Возьмем Кнурова, солидный человек с огромным капиталом, а поговорить не с кем. Тогда он решает подкупить Ларису. Вожеватов, приходясь Ларисе другом детства, отказывает ей в помощи, поскольку дал кому-то свое «купеческое слово», что навсегда определило отношение Ларисы к этому человеку. Паратов поражает своей готовностью поплатиться свободой в пользу денежного состояния, хотя искренне любит и ценит настоящие чувства. Трагизм этих судеб предрешен с самого начала, хотя они в произведении играют роль людей, которые имеют власть не только над капиталом, но и над людьми. На самом деле - это не единственные трагические роли, которые решают судьбу Ларисы.

Значительную нагрузку несет и образ Карандышева, мелкого начальника почтового отделения. С первого взгляда нам импонирует его желание спасти Ларису от подлости и жестокости мира. Но впоследствии поступает не совсем честно, чем и подталкивает ее к неприглядным поступкам, что провоцирует ее в обществе, которое с удовольствием предаст моральному суду.

Лариса же была с ним честна с самого начала. Она сказала, что не любит его, но, не смотря на это, она приложит максимум усилий, чтоб стать ему хорошей женой. При этом просит только одного - чтоб он увез ее поскорей туда, где они смогли бы жить спокойно, вдалеке от городской суеты. Но Карандышев, будучи человеком мелочным и тщеславным решает свадьбу играть в городе, чтоб всем показать, кто его невеста. Карандышев, который терпел столько лет унижения и насмешки, вдруг получает шанс хоть не на много, но приподняться к «сильным и властным».