Обитатели пустыни ведущие кочевой образ жизни. Бедуины

Произошло это в одночасье, сразу по прибытии нашей журналистской группы в крупнейший туристический центр Египта Хургаду. «Поедете на пустынное сафари?» — спросила экскурсовод Таня. Еще бы! О чем разговор? И уже урчат моторами взнузданные по-походному джипы — целый караван, и рассаживается в них веселая, разноязыкая толпа: русские, французы, итальянцы. «Держитесь, — предупреждает Таня наш экипаж, — вам достался лихой водитель». И понеслись.

100 километров в час по песку вовсе не то же самое, что по хорошему шоссе. Да лихой водила знай себе расчетливо кидает машину то влево, то вправо. Единственная среди бескрайнего простора горка, конечно же, наша. Замерев от ужаса, все покорно ждут, пока мощная машина вскарабкается наверх, чтобы с криком отчаяния устремиться вместе с ней в бездну.

«Следующим номером нашей программы — мираж», — объявляет Таня. Мираж по заказу? Бедная пустыня! Неужели ее приручили до такой степени? Разминая конечности, все вышли из джипов и стали озираться. И — ничего. «Вы, наверно, хотите увидеть сказочный город, — засмеялась Таня, — или огромную бутылку с «пепси». А что главное в пустыне? Правильно, вода.

Так вот, если долго смотреть вдаль, на горы, а потом опустить глаза туда, где скалы смыкаются с песком, можно заметить небольшое озеро».

Мы дружно вытаращились в указанном направлении и — как планировалось — увидели наконец то самое озеро. Когда летом, в жару, едешь дорогой, часто наблюдаешь такой же эффект «мокрого асфальта». Ты приближаешься — лужа удаляется или исчезает совсем. В общем, могу констатировать: на довольного жизнью путника, за которым по пустыне тащится груженный прохладительными напитками джип, мираж не способен произвести должного впечатления.

Еще 10 минут езды — и мы в гостях у бедуинов.

Бедуины — это кочевые африканские племена. Как цыгане, с той лишь разницей, что сытому раздолью европейских столиц бедуины предпочитают гордое одиночество в пустыне. Самый нелепый вопрос: зачем они кочуют? И самый достойный ответ: потому что им так нравится. Они никуда не спешат, не ведают мирской суеты и живут вечно (или по крайней мере 90 лет). Бедуины гораздо более рьяные мусульмане, чем остальные, оседлые, арабы. В пустыне они чувствуют себя ближе к Аллаху и очень ценят эту свою богоизбранность. А воду находят, ориентируясь на поведение птиц и верблюдов.

Прекрасно разбираются в целебных свойствах каждого случайного корешка или «верблюжьей колючки», умеют ловить газелей и буквально «из ничего» печь лепешки. Но цивилизация уже добралась и до вольных странников. Всех их переписали, задокументировали, заставляют служить в армии. Появились целые деревни — страшно сказать — оседлых бедуинов. Вот в такую-то деревню, числом в 40-45 жителей, нас и привезли. Прямо в гости к «шейху района», сотрудничающему с властями и живущему в основном доходами с туризма.

Шейх сказочно богат: у него целых пять верблюдов и автомобиль «Нива». И хотя шейх оказался каким-то чересчур современным (у него даже жена только одна, и не потому, что мало денег, а потому что однолюб), экскурсия по деревне вышла очень познавательной.

Каменный дом — только у шейха — сараюшка, по нашим представлениям. Остальные жилища из картона и прочих отходов турбизнеса. Вот так — из муки и воды — пекут лепешки, можно попробовать, так — нанизывают бусины для украшений, можно купить. Там — голубятня (голуби — любимое лакомство бедуинов), здесь – загончик с двумя газелями. Дальше «ботанический сад» — если уж есть водный источник, нужно сажать кактусы и пальмы.

И в завершение экскурсии — катание на верблюдах. Я долго выбирала себе «корабль пустыни», чтобы был поменьше ростом — страшно ведь сразу оказаться на двухметровой высоте, а вдруг «понесет»? И выбрала. Но в придачу к нему прилагался погонщик лет четырех от роду. Погонщика-то я не заметила, а потом было уже поздно. Кривляясь и подпрыгивая, как любой нормальный ребенок, маленький бедуинчик поминутно дергал поводья «моего» верблюда, а мне оставалось только надеяться на то, что умное животное само знает, как себя вести.

Закат в пустыне, когда красное солнце, послушно вписываясь в твою программу, усаживается именно на ту скалу, где его удобнее всего сфотографировать, достоин отдельной книги. Ни длинных сумерек, ни рассеянных лучей, ни полутонов — только что был день, и сразу ночь. Причем «белая ночь», почти как на Севере. Просто лунный свет отражается не от снега, а от песка. А звезд на небе — целый астрономический атлас.

Потянуло вкусным дымком из бедуинской деревни — на костре дошли до кондиции городские куры, которых всю дорогу тащил за нами джип-трудяга. Нарезаны салаты, очищены фрукты, готовы горячие лепешки. Разложены подушки на деревянных настилах — никаких столов, конечно, не полагается. Зато есть салфетки и одноразовые тарелки, так что санитарно-гигиенических проблем тоже не возникает. Здесь же, возле «раздачи», вертится наглый, откормленный приезжими бедуинский кот — рыжий и усатый. Протянул лапу к ближайшей тарелке и — хвать с нее куриную ногу! Даже убегать поленился, прекрасно знает, что, пока он под защитой туристов, наказания не последует.

Уставшие и слегка осоловевшие после застолья все медленно бредут к джипам. Довольные тем, что их наконец-то оставляют в покое, бедуины достают свои музыкальные инструменты — какие-то дуделки и стучалки типа бубнов — и вдохновенно исполняют заунывную прощальную песню. «Спасибо вам, — комментирует Таня, что вы скрасили наше одиночество». Уезжать не хочется. Не зря же гиды постоянно рассказывают об одной европейской туристке, которая так вдохновилась простой и здоровой жизнью бедуинов, что попросилась к ним. На время. Две недели ее, воздевающую руки к небу, еще встречали в деревне следующие группы. А потом она пропала. «Ее приняла пустыня», — сказал шейх, положив тем самым начало красивой легенде.

Нас тоже приняла пустыня. И пусть все выглядело несколько театрально, но песок и скалы, честное слово, были настоящими. Так добрый, могущественный великан может приласкать, а может, играючи, продемонстрировать свою силу. И тогда ласковое солнце прожжет все живое насквозь, а колючий ветер иссушит останки несчастного странника. Мы не нарушали законов пустыни, и она отпустила нас с миром.

P. S. В последнее время современные бедуины все больше живут за счет туризма. Правда и им теперь приходится думать о таких туристически-бюрократических вещах, как например, гостиница отчетные документы и прочая, прочая.

Бедуин (или бадави) по-арабски - это «житель пустыни». Так называют кочевников пустыни, которые разводят одногорбых верблюдов-дромадеров и живут в шатрах. Главные достижения бедуинской культуры - это одомашнивание верблюда и изобретение шатра. Вот уже более трёх тысяч лет верблюд определяет жизненный уклад скотоводов Аравии, да и всего Ближнего и Среднего Востока. На него можно навьючить до четверти тонны груза, и хотя двигается он чуть быстрее обычного пешехода, зато способен обходиться без воды несколько дней. Кроме того, верблюжье молоко и мясо идут в пищу бедуинам, шерсть - на одежду, циновки и верёвки, кожа - на упряжь, ремни и утварь.


Бедуин кочует налегке, не обременяя себя лишним имуществом. К верблюжьему вьюку приспособлена и утварь, и переносное жилище - прямоугольный шатёр из узких полос тёмной ткани, изготовленной из козьей или овечьей шерсти. Верблюжья шерсть не годится для шатра, так как легко впитывает влагу (зимних редких дождей и ночной росы). Числом шестов измеряется вместительность бедуинского жилища. В обычном шатре - два подпорных шеста, а у вождя племени могут быть шесть или восемь шестов.




Бедуины кочуют вместе с семьями. Те из них, кто исповедует ислам (среди них есть немало исповедующих христианство), могут иметь до четырёх жён. Причём только после рождения сына бедуинка становится полноправной женой.




В условиях скудной природы бережливость становится жизненно необходимой для выживания. С кустов растения арак собирают ягоды, а его ветви служат для изготовления зубочисток. Растение ушнан, или солянка, используется как мыло, из её пепла изготавливается щелочь. В водном настое солянки сушат ягоды, грибы или саранчу. Последняя для кочевников - это вкусная и питательная пища. Насекомым отрывают крылья, ножки и голову (хотя есть любители и голов), а затем жарят, варят в солёной воде или сушат. Приготовленную впрок саранчу хранят в мешках, как зерно.



Библейская еда - манна небесная - до сих пор используется в пищу. Её собирают бедуины Синайской пустыни в июне с кустарника тарфа - тамариска. Имеющая сладковатый вкус, она хорошо сохраняется и служит приправой к хлебным лепёшкам.




После осенних дождей бедуины собирают в Аравийской пустыне белые, красные или чёрные трюфели. Кстати, существует поверье, что эти грибы возникают от ударов грома. Сбор грибов - особый промысел, в котором участвуют и специально обученные собаки.



Бедуины обожают охоту. Когда-то они охотились на дикую корову (орикса), дикого осла (онагра), газель. Каменного козла (ибекса) и кролика. Из птиц предпочитали страуса, дрофу, журавля, различных куропаток, диких голубей. Для охоты использовали охотничьих собак породы салюки, дрессированных пантер и ловчих птиц.



Бедуины - одни из лучших следопытов в мире. Они создали науку «чтения пустыни». По следам на песке они в состоянии выяснить, сколько пеших, всадников и верблюдов прошли этой тропой. В ночное время - а путешествовать с караваном лучше всего в прохладную лунную ночь - проводники легко читали звёздное небо, определяя путь по положению светил. Не зря древние арабские поэмы начинались описанием следов от покинутого становища, которые тогда были понятны и поэтам, и слушателям.



Бедуины считаются носителями подлинного арабского зыка, настоящей поэзии и старых духовных ценностей, ставящих во главу угла храбрость и презрение к невзгодам.


Слово «Бедуин» происходит от арабского يود‎‎ب badawi - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник». Обычно этим термином принято называть всё население арабского мира, которое ведёт кочевой образ жизни, независимо от их национальной принадлежности или вероисповедания. По данным современной науки, бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

В древние времена, большинство людей поселялись возле рек, но бедуины предпочитали жить в открытой пустыне. Бедуины в основном проживают в арабских и сирийских пустынях, на Синайском полуострове в Египте и пустыне Сахара в Северной Африке.

Бедуинские общины есть во многих странах мира, включая Египет, Сирию, Палестину, Иорданию, Саудовскую Аравию, Йемен и Ирак на Ближнем Востоке, а также Марокко, Судан, Алжир, Тунис и Ливию в Северной Африке. В общей сложности численность бедуинского населения составляет около 4 млн. человек.

В этой статье речь пойдёт о бедуинах Синайского полуострова, в частности о бедуинах, проживающих в окрестностях Дахаба.

На сегодняшний день в Дахабе можно найти примеры культур всего мира. Люди из разных стран и разных национальностей решили поселиться в Дахабе или сделать этот городок своим вторым домом. Это придает Дахабу яркость и колорит.

Вторая по величине группа, населяющая Дахаб, состоит из бедуинских племен, которые поселились здесь около 800 лет назад и являются коренными жителями. За последние 30 лет они претерпели много изменений. Некоторые изменения оказали положительное влияние на их образ жизни, в то время как другие сказались отрицательно. Внедорожники «Jeep» уже давно заменили верблюдов в качестве транспортного средства, но, к счастью бедуинская культура в Дахабе осталась практически неизменной. Почти все бедуины живут на севере Дахаба – в районе «Ассала», главной бухте когда-то бедуинской деревни.

Сегодня в Дахабе проживает около 10 000 бедуинов и около 20 000 человек из остальной части Египта. Примерно 3 000 человек со всего мира живут или работают здесь.

Кто такие бедуины?

Бедуины, говорящие на арабском диалекте кочевых племен, являются выходцами из Аравийского полуострова (в основном из Саудовской Аравии), путешествующие по пустыне в поисках воды и подходящих мест для стоянки. Иногда, их путешествие до прибытия в пункт назначения, продолжалось несколько дней. Когда то каждое племя было ответственно за свой участок земли, от которой они получали доход, предоставляя ночлег, еду и безопасность путешественникам и торговым караванам. Как опытнейшие гиды в пустыне, они контролировали торговые пути и сопровождали караваны.

Бедуинам удалось сохранить свои природные качества пустынного образа жизни на протяжении многих тысяч лет. Они выживали в сухих и суровых районах пустыни Ближнего Востока, при этом, поставляя излишки скота, мяса и молочной продукции в близлежащие города. Бедуины на Синае могут научить вас выживанию в экстремальных условиях пустыни. Они отлично знают все повадки животных (в том числе и человека), так же они в состоянии найти свой путь в пустыне без компаса или карты.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют различные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. На сегодняшний день некоторые из них работают, как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Женщины работают преимущественно в доме, занятые домашними хлопотами, семьей и поголовьем коз, овец и верблюдов.

Как правило, бедуинские женщины общаются только с мужчинами из их семьи или гостями, приглашенными в их дом. Однако эта традиция начинает немного меняться в Дахабе, и некоторые бедуинские женщины начинают работать вне дома, присматривая за детьми или в магазинах. Большинство бедуинских женщин Дахаба отлично владеют техникой изготовления ожерелий и браслетов, бисероплетением. Все эти изделия обычно продают их дети в городе и вокруг него.

Одежда бедуинов

Бедуинские мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно белого цвета, хотя могут встречаться и другие цвета. На голове носят «смагг» (красно-белый платок, в России и странах СНГ, именуемый «арафаткой») или «аймемма» (белый платок), иногда удерживаемый на месте при помощи чёрного обода («агал»).

Бедуинские женщины обычно носят яркие длинные платья (также как и у мужчин, называемые «джалабея»), но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абая» (тонкие, длинные черные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Также они всегда покрывают свои головы и волосы, когда они покидают свои дома при помощи «тарха» (черный, тонкий платок). Когда-то, женское лицо по традиции было скрыто за богато украшенной «буркой», что сейчас можно увидеть только у старшего поколения. Представительницы молодого поколения сегодня покрывают свои головы просто платком («тарха»).

Бедуинское гостеприимство

Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, и вы непременно почувствуете себя желанным гостем в их доме. Это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Вам обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая и пустынных трав «хабак» и «мармарея».

Это придаёт чаю особый аромат, вкус «хабака» немного напоминает вкус шалфея. Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями.

Другая часть гостеприимства бедуинов – это пища, предложенная гостю. Традиционная еда это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также рис, мясо, рыба и овощные блюда. Пища всегда готовится из свежих продуктов. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие.

Для усталых пустынных путников вид бедуинских палаток был равнозначен оазису. По бедуинскому обычаю пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трех дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне. Хотя, в современном мире легковые автомобили, изменили необходимость такого гостеприимства, оно по-прежнему формирует важную часть культуры бедуинов, и как и раньше приют предлагается в случае необходимости.

Бедуины обладают удивительным даром рассказчиков и могут поведать вам многочисленные истории о том, «какие события происходили в древние времена». Большинство историй это необычные рассказы о поведении верблюдов, о чудотворном лечении лекарственными травами, которые они применяют в своей семье. Многие бедуины обладают настоящим поэтическим талантом, часто используя его для особых случаев, таких как свадьбы.

Траволечение

Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление при болезнях в пустыне. Им известны сотни травяных лекарств и различных лекарственных средств, одним из наиболее популярных является верблюжье молоко. Оно используется при многих недугах, включая расстройство желудка и пищеварения, проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Бедуины обладают обширными знаниями пустынных растений и тем, для чего они могут применяться. В Дахабе мы находим множество свидетельств тому, насколько эффективно эти лекарственные растения воздействуют на человеческий организм.

Религия и вера

Синайские бедуины являются мусульманами суннитского толка и исповедуют свою религию – Ислам с глубокой верой и искренностью. В рамках своей религии они сохранили тесную связь с миром природы. Как правило, бедуины знают, о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Множество современных бедуинов Дахаба часто оставляют свои дела и уходят, чтобы уединиться в удалённые, укромные места в горах или пустыне и насладиться первозданными ощущениями тишины и умиротворения.

Бедуинская традиция основана на строгих племенных законах и обычаях. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3 двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят, что "убийство дерева подобно убийству души".

Бедуинская свадьба

Бедуинские свадьбы обычно проводятся во время полной луны, и это событие является отличным способом познакомиться с этой уникальной культурой. Свадьба может длиться от 2 до 5 дней и большинство праздничных действий происходит в ночное время. Преимущественно это проходит в частных домах. Однако, большие свадьбы, один раз или два раза в год, проводятся в большой долине пустыни. Одни из кульминационных моментов включает в себя специальную ночь племенных танцев и живой музыки. В это время незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность общаться, в надежде найти свою любовь. Так же как и свадьбы в других странах мира, во время бедуинской свадьбы, каждый наряжается в свои лучшие одежды, и празднества проходят с едой, музыкой и танцами.

Бедуинские ремёсла

Традиционно бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли.

Сегодня бедуинские женщины владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелья, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блестками и монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколения в поколение. Местная флора и фауна находит своё отображение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе. В центре Дахаба вы встретите множество бедуинских детей, продающих эти красивые изделия.

Что такое племя?

Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущую к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции и т.д. Во главе племени всегда есть лидер, которого называют Шейхом.

Кто такой Шейх?

Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние, он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племен. Шейх всегда избирается из благородной семьи, и любой из семьи имеет право на эту позицию, однако обычно Шейх - старейший мужчина. Шейх является представителем своего племени и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика в целях урегулирования разногласий.

Самая большая задача, стоящая сейчас перед бедуинами Синайского полуострова заключается в поиске баланса между старым (кочевым) образом жизни и новым (городским укладом), который возник из-за развития туризма на Синае. Число кочевых бедуинов сегодня снизилось и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры при попытке идти в ногу с современным миром.

Бедуины

Бедуины это главным образом арабы-кочевники, живущие на протяжении большей части пустыни в Северной Африке и полупустынных регионах Северной Аравии. Бедуины также могут быть найдены на Ближнем Востоке, прародине арабов. Бедуины прибыли в Северную Африку вскоре после восьмого века н.э. во время арабских завоеваний этого региона. Как и другие арабы, бедуины говорят на диалектах арабского языка. Подавляющее большинство бедуинов являются мусульманами. Бедуины - кочевники-скотоводы (животноводы), которые путешествуют с места на место в поисках пастбищ и воды для своих стад. Они держат овец, коз, верблюдов, и, реже, крупный рогатый скот. Наряду с этим они хорошо используют маршруты миграции для выращивания растительных культур, которые могут быть собраны на обратном пути. Также бедуины занимаются торговлей. (Encyclopedia of the Peoples of Africa and the Middle East. С. 105-106).

Бедуины взяты в качестве объекта изучения, исходя из того, что они населяли как территорию Аравии, так и территорию Северной Африки. Бедуины изначально кочевники, сохранили свои традиции до сих пор. Таким образом, они являются наиболее удачным примером для рассмотрения.

Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов

Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопоставляется оседлому населению деревень и городов. По мнению А П Першица, источники позволяют выделить три формы скотоводческого хозяйства: 1) собственно кочевников-бедуинов, 2) полукочевников, сочетающих скотоводство с земледелием, 3) полукочевников, отдающих предпочтение земледелию.

(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134-136).

Северо-восточная и Северная Аравия, расположенная между Месопотамской низменностью, с одной стороны, и плоскогорьем внутренней Аравии - с другой, за исключением немногих и далеко друг от друга разбросанных оазисов, представляет собою маловодную степь и фактически находится во власти арабов-бедуинов

На дружественных отношениях с оседлым населением по берегам пустыни зиждется экономическая жизнь кочевников, т.е. сбыт ими своих продуктов и закупка необходимых им товаров. (Аравия и европейские державы. Сборник./под ред. Ротштейна Ф.М., 1924. С. 131-132).

Эль-Хаса представляет собой узкую низменную полосу, почти нигде не выше 100 метров над уровнем моря, у подножья, перед внутренним углом, Аравийского плоскогорья. Внутренне пространство Эль-Хасы почти не имеет оседлого населения; через них проходят лишь бедуины со своими стадами.

Жаркий, здоровый, чистенький городок, но лишенный собственного источника питьевой воды, которую привозят издалека и продают за деньги, Ковейт представляет собой гавань, через которую небольшая бедуинская область вывозит шерсть, овечий сыр и шкуры. (Аравия и Европейские державы. С. 133-135).

Бедуины - крупнейшая группа североаравийских кочевников. Их преимущественное занятие составляло верблюдоводство.

В условиях огромных песчаных и каменистых пустынь Аравии верблюд являлся единственно пригодным средством передвижения, делавшим возможным самые перекочевки бедуинов.

Бедуины отдавали земледельцам верблюдов внаём, занимались караванным извозом, а, главное, создали обширный рынок сбыта верблюдов. Продажа скота давала состоятельным кочевникам возможность покупать финики, зерно, ремесленные и промышленные товары.

Отдавались внаём и шли на продажу главным образом верблюды-самцы, которыми сами бедуины пользовались в качестве вьючных животных (баир).

Самки ценились как объект молочного скотоводства; их же (гораздо реже кастрированных самцов) использовали как верховых животных (далул).

Труд кочевника-верблюдовода не был простым и лёгким. От скотовода требовалось детальное знание пастбищной территории, её кормовых и водных ресурсов. Жизнь аравийских пустынь зависит от дождей, которые выпадают здесь не часто и не регулярно. Одни районы славятся своими обильными, но кратковременными травяными пастбищами (хашиш), другие покрыты скудными, но надежными многолетними кустарниками (хатаб), в третьих известковая почва подолгу удерживает дождевые пруды и лужи. Чтобы прокормить и сохранить свой скот, чтобы получить нормальные надои молока и поддерживать животных в «рабочей форме», бедуин должен был умело чередовать пользование различными участками и различными видами пастбищ, тщательно рассчитывать сроки поения скота, вовремя перегонять его на солончаки для подкормки солью и т.д. (Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в ХIX-пер. трети ХХ в. М., 1961. С. 27-29).

С началом зимних дождей пустынные пастбища покрывались свежей растительностью и стада перегонялись туда. С наступлением первых холодов скот переводили в зоны кустарников, а во время сильных морозов укрывали стада в долинах. Весной кочевники возвращались на открытые степные пространства, где стада давали обильные удои. С началом жары кочевники перемещались в холмистую и возвышенную местность.

Жаркие, засушливые месяцы бедуины проводили у постоянных водных источников на возвышенностях. Недостаток в молочной пище кочевники восполняли собирательством съедобных растений. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 137).

Большим подспорьем в хозяйстве в это время становилась охота. С собаками и ловчими соколами, в одиночку и загоном охотились на ориксов, газелей, онагров, горных козлов, лисиц, зайцев, тушканчиков, дроф, куропаток, диких голубей. Самой желанной добычей был страус, жир которого вытапливали на пищу, а перья продавали за высокую цену, не уступавшую цене бегового верблюда. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).

Уход за животными требовал от кочевника неослабного внимание и немалого труда. Весной верблюдов стригли. Весной же, когда верблюдицы телились, пастухи присматривались к молодняку и отбирали верблюжат под вьюк или под седло. Как вьючных, так и беговых животных подвергали длительному обучению, постепенно приручая к ноше, седоку, командам, управлению поводом. Подросших верблюжат отучали от вымени, вставляя им в носовую перегородку острую деревянную палочку (хилал).

Дважды в день, утром и вечером верблюдиц пригоняли к шатрам и доили. Утренняя дойка считалась обязанностью женщин, вечерняя - мужчин. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 29).

У бедуинов существовали отхожие промыслы. Наибольшую роль в экономике играл караванный извоз. Бывало, что состоятельные кочевники, начав с караванного извоза, с течением времени превращали его в самостоятельную посредническую торговлю зерном или финиками.

Другим распространенным видом отходничества был сезонный уход на жемчужные промыслы Красного моря и в особенности Персидского залива.

Еще одним видом стороннего приработка, практиковавшимся наименее обеспеченными кочевниками, было выжигание на продажу древесного (вернее кустарникового) угля.

Таким образом, хозяйственно-культурная деятельность бедуинов строилась относительно потребностей их главной ценности - верблюда. Сезонные переходы с одного пастбища на другое, торговля с оседлым населением, отхожие промыслы существовали для того, чтобы обеспечить жизнь стада. Вся кочевая жизнь была направлена на сохранение и увеличение численности стада. Поскольку скотоводство было главным источником их дохода.

(араб. البدو قرية ; англ. Bedouin villages)

Где находится: несколько бедуинских деревень располагаются по периметру в 10 - 30 км от Хургады.

Как добраться: добраться их Хургады можно на джипах или квадрациклах. Есть более экзотичный способ – отправится по пустыне к бедуинам на верблюде, но ввиду того, что эти животные крайне медлительны, до деревни Вы можете добираться целый день. Внимание: ввиду неординарного менталитета бедуинов, и своих собственных законов и правил не рекомендуется посещать бедуинские деревни самостоятельно, без местного проводника или гида. Лучший и безопасный способ попасть в бедуинскую деревню – купить экскурсию в Хургаде.

Бедуи́ны – жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Это один из самых древних народов на земле, и один из самых этнически чистых. Этим кочевым семистским племенам, живущим в пустыне, не менее 4 - 5 тысяч лет, и до недавнего времени они ни с кем не смешивались. Только в VI веке язычники бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами.

Подсчитать общее количество бедуинов в мире не представляется возможным, как из-за кочевого образа жизни, так и из-за упорного неучастия в переписях населения. Бедуины, до наших дней, сохранили свои древние обычаи и способ жизни. Они пребывают в полной уверенности в своём высоком происхождении и благородстве крови. Беднейший бедуин посчитает унизительным отдать свою дочь за обеспеченного человека. У бедуинов трудная жизнь: они кочуют с места на место, живут в палатках, у них нет электрических приборов. Но самое главное – в пустыне очень мало воды, поэтому они, экономно используют воду, делают колодцы для хранения воды.

Бедуинская деревня на карте

Бедуины поделены на племена, каждым из которых управляет шейх. Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущюю к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также, кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие, как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции, и так далее. Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние: он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племён. Шейх является представителем своего племени, и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика, в целях урегулирования разногласий. Звание шейха наследуется от отца к сыну.

Дома бедуинов стоят в пустыне на расстоянии приблизительно 10 метров друг от друга, на крыши бедуины стелют мешки, это защищает от дождей, которые бывают в пустыне, приблизительно, 10 раз в году, и идут по 2 - 3 часа. Внутри каждого дома находится по две комнаты: гостиная и спальня. Вещей у бедуинов немного, в основном, разная посуда, тарелки, одежда, подушки и маленькая печь. В домах нет телевизора и других электрических приборов.


Летом в пустыне днём жарко, а ночью – холодно. Разница летней и зимней температуры иногда достигает 40 градусов, поэтому, по ночам кочевники укрываются меховыми одеялами. Иногда они ставят в комнате печку, чтобы было тепло.


Жизнь в пустыне без воды, конечно, невозможна, поэтому, когда бедуины кочуют, ищут место, где под землей есть вода, и выбирают это место для стоянки. Раньше они копали колодцы вручную лопатами, поэтому глубина была в среднем 15 - 20 метров, но теперь они копают не вручную, а с помощью машины-экскаватора, поэтому глубина таких колодцев 35 - 40 метров. Каждый день, на рассвете, жители деревни наполняют водой большие сосуды, где она должна отстояться, а потом используют её для питья и приготовления еды, водой из этого же колодца, бедуины умываются и стирают. Найти место, где есть вода и можно копать колодец, бедуинам помогают верблюды, которые могут жить без воды 10 дней. Примерно через 10 дней, верблюд, который долго не пил, ложится на место, где под землёй есть вода и лежит без движения. Бедуины отмечают значками это место. Здесь они будут копать колодец.

Верблюд для бедуина – священное животное. Каждое племя бедуинов имеет своё кладбище для верблюдов, когда умирает верблюд, бедуины хоронят его на этом кладбище.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют разные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. Некоторые из них работают как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Традиционно, бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи, из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли. Женщины работают, преимущественно, в доме, занятые домашними хлопотами, семьёй и поголовьем коз, овец, верблюдов. Многие владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелье, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блёстками монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколение в поколение. Местная флора и фауна находит своё отражение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе.


Одежда бедуинов, также, довольно примечательна. Мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно, белого цвета, а на голову они одевают «смагг» (красно-белый платок, именуемый по-другому «арафаткой»), или «аймемму» (белый платок), иногда удерживаемый на месте, при помощи чёрного обода («агала»). Женщины обычно носят яркие длинные платья, но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абаю» (длинные чёрные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Покидая свой дом, они всегда покрывают свои головы «тархой» (чёрным платком).


Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Они обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая, и пустынных трав «хабак» и «мармарея». Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями. А традиционная еда – это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также, рис, мясо, рыба и овощные блюда. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие. По бедуинскому обычаю, пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трёх дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне.


Бедуины имеют тесную связь с миром природы. Они знают о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3-ёх двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят: «убийство дерева подобно убийству души».


Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки, и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление, при болезнях в пустыне. Они очень хорошо знают лекарственные травы, собирают их и сушат. Они знают, что пить от простуды, от головной боли, от отравления, что делать при ревматизме и других болезнях. Одним из наиболее популярных лекарственных средств бедуинов является верблюжье молоко. Оно используется при недугах, таких как расстройство желудка и пищеварения, при проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Лекарственные растения, применяемые бедуинами в лечении, очень эффективно воздействуют на человеческий организм.

Бедуины любят охотиться, в пустыне есть газели, волки, зайцы, птицы. Еще бедуины ловят скорпионов, чтобы иметь яд для бальзамирования. Они используют яд, чтобы сделать чучело волка, лисы, совы, павлина, орла и других убитых животных.


Сегодняшние бедуины – мусульмане. Если бедуин хочет жениться, он сначала выбирает маленькую свободную территорию и строит на ней домик из тростника, потом платит за девушку калым: отдаёт семье девушки несколько верблюдов или деньги. Если он захочет иметь вторую жену, то строит еще один домик, в ста метрах от первого домика, и опять платит калым – так бедуин может иметь четырёх жен. В этом случае, он живёт с одной женой неделю, потом с другой неделю и так далее, то есть живёт со всеми женами по очереди. У бедуинов практикуется многоженство, конечно если глава семьи сможет содержать всех жён: обеспечить материально и не обойти ни одну из них заботой и лаской.

А если бедуин хочет жениться на девушке из другого племени, он должен поговорить со старейшиной этого племени. Если старейшина будет согласен, эта девушка должна будет жить в племени будущего мужа. Мужчине нужно забрать девушку из её племени, и на коне добраться в своё племя быстрее, чем глава её семьи. Если он не будет первым, значит, он не заслуживает её, и не может жениться на ней.


Бедуинские свадьбы отмечаются широко и очень торжественно, и обычно проводятся во время полной луны, и могут длиться от 2-ух до 5-ти дней, при этом, большинство праздничных действий происходит в ночное время. На свадьбу собираются семьи жениха и невесты, и практически, все родственники. Накрываются столы и щедро угощают гостей, в том числе менсафом и кофе. Иногда на стол подают целого жареного верблюда (самое большое свадебное блюдо в мире). Это блюдо можно сравнить с русской матрёшкой: рыба, фаршированная вареными яйцами, укладывается в кур; куры – в жареную овцу; овца – в целого жареного верблюда. В эти дни, невеста с женихом меняются цветом свадебной одежды, невеста одевает белое платье, а жених – чёрный костюм.

Один из кульминационных моментов свадьбы включает в себя специальную ночь танцев и живой музыки. На свадьбе незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность пообщаться, в надежде найти свою любовь. Гости развлекаются танцами и скачками на верблюдах по пустыне.

Все обязательно дарят подарки молодым: одежду, украшения, домашнюю утварь, мебель и многое другое. В конце торжества невесту сажают в свадебные носилки, устроенные на верблюде и доставляют в дом к мужу.

Рождение ребёнка в семье целое событие. В честь новорождённого бедуины проводят специальный обряд: приносят в жертву телёнка или ягнёнка, а мясо раздают соседям и нуждающимся. Женщина может свободно уйти от мужа, если посчитает, что он плохо о ней заботится. За ней сохраняется право, ещё раз выйти замуж. Дети остаются с одним из родителей по договоренности.


Многие современные бедуины, так же, как и их предки, ведут кочевой образ жизни, перегоняя по пустыне стада верблюдов, коз и овец в поисках новых пастбищ. Но довольно большая часть бедуинов занимается исключительно обслуживанием туристов, демонстрируя им «настоящий быт и обычаи бедуинов». Для этого строятся целые бутафорские деревни, где туристы могут ознакомиться с укладом жизни бедуинов. Здесь можно увидеть технологию выпечки пресных лепешек, покататься на верблюде и отведать бедуинскую еду.


Огромное количество туристов со всего мира, желающих взглянуть на египетскую диковинку, ежедневно приезжает в бедуинские поселения. И бедуины Египта давно уже научились извлекать выгоду из туристического бума. Именно из-за стремительно развивающегося туризма, число кочевых бедуинов сегодня заметно снизилось, и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры в нашем современном безумном мире.

Туры в Египет спецпредложения дня