9 всемирный день коренных малочисленных народов мира. Праздник коренных народов мира

Всем коренным народам мира
Шлём нынче поздравленья мы.
Из чумов поселив в квартиры,
Хотели «дикости» и «тьмы»
Их всех лишить, но там, где это
Смогли уже осуществить,
В стремленьи дать им «лучик света»
Людей заставили забыть
Традиционный образ жизни.
Изрядно меньше их число
Во всех краях родной отчизны —
Народам здесь не всем везло…

Но право людям возвращают
По родовым законам жить,
И мы сегодня им желаем
Обычай предков сохранить!

Пусть их традиции, преданья
О быте в стойбище, в селе,
Навеки частью мирозданья,
Пребудут с нами на Земле! ©

Подождите...

Второе десятилетие приближается к концу с тех пор, как у коренных народов мира появился Международный день, провозглашённый в 1994 году. Его празднуют ежегодно 9 августа.

Кто же такие «коренные народы»? Кого относит к этой категории международное право?

  1. Это те, кого принято называть аборигенами, то есть исконные жители — народы, жившие на какой-либо территории раньше, чем проживающие там сейчас.
  2. Речь идёт о самобытности, проявляющейся в сохранившихся языке и культуре, но постепенно исчезающих под воздействием современной цивилизации.
  3. Разумеется, для того, чтобы сохранить самобытность, населению необходим традиционный образ жизни.

Сколько же на земле коренных народов? Оказывается, их, живущих больше чем в 70 странах, около 370 млн. — 5% мирового населения. Однако живут многие коренные народы в нищете и составляют 15% самого бедного населения нашей планеты.

Культура и быт коренных народов, о которых с давних пор рассказывали путешественники, всегда вызывали большой интерес, а книги о жизни аборигенов разных стран пользуются большой популярностью.

Если вы любите читать приключенческую литературу, романы, где действие происходит в таинственных чащобах ещё неисследованных земель или в прериях, а героями являются гордые коренные народы, не покорившиеся своим завоевателям, то множество интересных книг в жанре «Приключения» вам предоставит Бесплатная электронная библиотека . Здесь вас ждут «Вестерны» и «Исторические приключения», а также фантастические произведения, в основу которых положено пребывание действующих лиц среди диких племён или их внезапное попадание в иные эпохи («Альтернативная история»).

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Поскольку объявлен­ный в 1993 году Между­народный год коренных народов мира был «ус­пешно» провален, и не только у нас в России, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, начиная с 10 декабря 1994 года.

Цель Десятилетия со­стоит в укреплении меж­дународного сотрудничес­тва в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких обла­стях, как права человека, окружающая среда, раз­витие, образование и здравоохранение. Девиз Десятилетия «Коренные народы - партнерство в действии».

В рамках Десятилетия Генеральная Ассамблея ООН постановила - каждый год 9 августа будет отмечаться как Между­народный день коренных народов мира, начиная с 1995 года, и обратилась к правительствам, чтобы они празднование этого дня подняли на наци­ональный уровень. Именно в этот день 14 лет назад установлены офи­циальные контакты меж­ду ООН и коренными народами. В этот день созданная Комиссией по правам человека ООН Рабочая группа по ко­ренным народам провела свое первое заседание. Представители коренных народов Кузбасса - шор­цы и телеуты - приняли участие в трех ее засе­даниях.

Не всем представи­телям коренных малочи­сленных народов России, равно как и у нас в Кузбассе, известно о существовании такого праздника. Уже второй год коренные народы отмечают свой праздник. В Российской Федерации этого праздника не существует, в средствах массовой информации эта тема никак не прозвучала, несмотря на то, что в России создан Нацио­нальный оргкомитет по проведению Международ­ного десятилетия, раз­работана и принята про­грамма. Вот только рабо­ты этого комитета на местах не видно. Даже поздравления коренным народам сделано не было, как и не было никаких мероприятий на федераль­ном уровне, приурочен­ных к этой дате. Видимо это связано с тем, что с начала работы оргкоми­тета назначен уже третий председатель - Сергей Шахрай, Николай Его­ров и назначенный месяц назад Леонид Колодкин.

А у нас же в Кузбассе нет оргкомитета, нет и программы Десятилетия, несмотря на поручение Правительства Главам Администраций всех регионов, на территории которых проживают ко­ренные народы, данное еще в 1994 году. А на нет и суда нет.

Не всем известно о том, что именно Рос­сийская Федерация высту­пила с инициативой проведениия Международно­го десятилетия по итогам международной конфе­ренции, проведенной в сентябре 1993 года в Хабаровске. Столь гло­бальными оказались про­блемы, стоящие перед коренными народами ми­ра. Накануне праздника из штаб-квартиры Цент­ра по правам человека ООН в Нью-Йорке при­шло единственное поздравление в Кузбасс и при­глашение принять учас­тие в праздновании Меж­дународного дня корен­ных народов мира, в программе которого была церемония священного ритуала раскуривания Трубки мира.

За прошедшее столетие в России исчезло семь коренных малочисленных народов Севера. Это айны, водь, камасинцы, кереки, омоки, тазы и юги. Наши народы умирают молча, наш голос не слышен миру. На грани этнического и физичес­кого исчезновения нахо­дятся еще 9 народов: алеуты, кеты, нганасаны, нигедальцы, ороки, оро­чи, тофалары, энцы, юкагиры. К ним сегодня можно причислить и коренные народы, про­живающие у нас в Куз­бассе: колмаки, телеуты и шорцы.

Каждый народ уника­лен, и исчезновение эт­носов «это трагедия не только самих коренных народов, но и беда всего человечества. Каждый народ представляет бу­синку в ожерелье циви­лизации, и если теряется, выпадает хоть одна бу­синка, ожерелье рассыпается.

Надежда Печенина ,
депу­тат Законодательного Собрания Кемеровской области
1996 год

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников