Леонардо да винчи схема человека. Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Витрувианский человек

Витрувианский человек сейчас сделался идолом поп-культуры – вы можете увидеть его на плакатах, в рекламе, на майках и сумках.

Этот рисунок Леонардо создал в начале 1490-х. На самом деле это иллюстрация к трудам римского ученого Витрувия, и сохранилась она в одном из дневников Леонардо. Иногда ее называют «совершенный человек Леонардо». Это наложенные друг на друга идеальные по пропорциям фигуры обнаженного мужчины. Одна фигура (со сведенными вместе ногами и раскинутыми руками) вписана в квадрат, а фигура с раскинутыми руками и разведенными ногами касается в четырех точках окружности.

Витрувианский человек – иллюстрация к каноническим (идеальным) пропорциям человеческой фигуры.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. Перо, чернила, металлическая игла. Галерея Академии. Венеция. Рисунок иллюстрирует пропорции идеального человеческого тела

Римский архитектор Витрувий оставил десять книг по архитектуре, в которых собрал и изложил практически все знания Античности в этой области. В первой главе третьей книги он записал пропорции человеческого (мужского) тела, которые отвечали идеалам Античности. Вот они:

длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони;

ступня составляет четыре ладони;

локоть составляет шесть ладоней;

высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно, 24 ладони);

шаг равняется четырем ладоням;

размах человеческих рук равен его росту;

расстояние от линии волос до подбородка составляет 1 / 10 его высоты;

расстояние от макушки до подбородка составляет 1 / 8 его высоты;

расстояние от макушки до сосков составляет 1 / 4 его высоты;

максимум ширины плеч составляет 1 / 4 его высоты;

расстояние от локтя до кончика руки составляет 1 / 4 его высоты;

расстояние от локтя до подмышки составляет 1 / 8 его высоты;

длина руки составляет 2 / 5 его высоты;

расстояние от подбородка до носа составляет 1 / 3 длины его лица;

расстояние от линии волос до бровей 1 / 3 длины его лица;

длина ушей 1 / 3 длины лица;

пупок является центром окружности.

Леонардо фактически заново открыл эти пропорции.

«Человек – есть модель мира», – утверждал Леонардо. И символом этой модели стал Витрувианский человек. Кстати, надо помнить, что это пропорции взрослого тела – у ребенка они совсем другие.

Мне в детстве казалось, что совершенный человек Леонардо – это человек с четырьмя руками и четырьмя ногами, способный сделать в два раз больше обычного. Такой вот не совершенный, а усовершенствованный человек. Может быть, именно таким и видел себя Леонардо – способным на то, что не по силам никому?

Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий Петрович

Человек В 800 году ему исполнилось пятьдесят восемь лет. Находясь в зените славы, он пребывал в расцвете сил и здоровья. Легенда навечно сохранила образ величественного старца с огромной белой бородой, облаченного в пышное одеяние, увенчанного золотой короной, с

Из книги Повесть о пережитом автора Дьяков Борис

Сам человек… «Как быстро проходит день и как долго тянется год!» - признался я в открытке, которую удалось отправить домой сверх нормы. А через день Эмир принес мне двенадцать писем. Открытка с ними разошлась. Вера писала: «День без тебя - как год. А годы бегут, убегают.

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

ЧЕЛОВЕК В минералогии принято упоминать о практическом значении того или иного минерала в хозяйственной деятельности. Писал об этом и Вернадский в своих минералогических работах. Сделал он это по особому.«Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов. Эти

Из книги О себе, о людях, о фильмах автора Ромм Михаил Ильич

«Человек № 217» Весной 1943 года я приехал в Москву для того, чтобы договориться о своей следующей постановке. В Москве в это время уже начиналось восстановление «Мосфильма». Снимался какой-то концерт, проектировалась постановка «Кутузова», картины Герасимова, картины

Из книги Дневник автора Пипс Сэмюэль

3. ЧЕЛОВЕК ДОМ И СОСЕДИ Сегодня утром, обнаружив, что некоторые вещи лежат не там, где им надлежит, схватил метлу и стал колотить горничную до тех пор, пока она не закричала на весь дом, чем крайне мне досадила. 1 декабря 1660 годаЗа обедом и ужином я, сам не знаю почему, выпил

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Человек Баланчин: Чайковский-человек и Чайковский-музыкант - это, по-моему, совершенно то же самое, одно и то же. Делить их нельзя. Чайковский все время о музыке думал. Но конечно, он был человек чрезвычайно воспитанный и гостям не показывал: я занят, оставьте меня в покое.

Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт Бенгт

Человек В период наиболее интенсивной деятельности «кафе-футуризма», в феврале 1918 года, Маяковский издал новую поэму «Человек» в издательстве АСИС (Ассоциация социалистического искусства) на деньги друзей, в частности Льва Гринкруга. Одновременно в том же издательстве

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

ТОТ ЧЕЛОВЕК Опять я проснулась так рано И встала не с той ноги! Нет, я не больна, но странно - Все кажется мне другим. И ветер шумит иначе, И тополь стучится в дверь, И кто-то в камине плачет, Скулит и рычит, как зверь… Нет, нам выходить не надо! Давай запремся на ключ. Смотри,

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Человек или человек-компьютер Меня лично тюрьма тоже, несомненно, изменила, несмотря на то, что я сюда попал, будучи уже взрослым и устоявшимся человеком. Наиболее сильной переоценке подверглось понимание важности отношений с близкими людьми, семьей. Да и понимание мира

Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей Андреевич

Человек Человек меняет кожу, боже мой! - и челюсть тоже, он меняет кровь и сердце. Чья-то боль в него поселится? Человек меняет голову на учебник Богомолова, он меняет год рожденья, он меняет убежденья на кабинет в учрежденье. Друг, махнемся - помоги! Дам мозги за три

Из книги Собрание сочинений. Т.25. Из сборников:«Натурализм в театре», «Наши драматурги», «Романисты-натуралисты», «Литературные документы» автора Золя Эмиль

Из книги Домой, ужинать и в постель. Из дневника автора Пипс Сэмюэль

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Человек Конечно, он может быть лучше, чем ты, Сотворенный тобой портрет, И скульптура, которую ты изваял, Может быть лучше, чем ты, - Может большей быть высоты И красивей, чем оригинал. Если ты стихи написал, Могут больше сказать они, Чем сказал бы в беседе ты. И конечно,

Из книги Чётки автора Саидов Голиб

«Наш человек» Прошло месяца два, прежде чем я осознал, что следует либо, срочно менять место работы, либо – я сойду с ума и меня пора отправлять в «дурку». И поводов для этого накопилось предостаточно.Во-первых, изумляла стойкость и упёртость арабских соплеменников,

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Человек Шу В исторических летописях «Новая книга [о династии] Тан» упоминается появление «потомков священного Желтого Владыки» (Хуан-ди) в «Западном крае», откуда они «в начале периода Шэньлун» перебрались в Западное Ба (часть современной провинции Сычуань), где

Из книги Дидро автора Акимова Алиса Акимовна

X Человек К любимым мыслям возвращаешься постоянно. Дидро несколько раз в «Племяннике Рамо», в «Парадоксе об актере», в разговоре с Уранией - мадам Лежандр, в письме к Софи развивал мысль о том, что из двух Расинов он выбрал бы не Расина - доброго отца, хорошего мужа,

"Витрувианский человек" - рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата "10 книг об архитектуре" занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.

Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи

Картина "Витрувианский человек" была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как "Дама с горностаем", написанная в 1490 году, незадолго до создания "Витрувианского человека", или "Тайная вечеря", увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной "Джокондой", созданной в период с 1505 по 1519 гг.

Каноны

Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:

  • Ordinatio - абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas - красота, utilitas - польза, firmitas - прочность конструкции.
  • Dispositio - основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
  • Eurythmia - определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
  • Symmetria - эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
  • Decor - декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
  • Distributio - описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.

Геометрия

Картина "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность, вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести - только опосредованно.

"Витрувианский человек" - самая известная картина Леонардо да Винчи после "Джоконды". Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека "ноги вместе, руки врозь" вписывается в геометрическую фигуру, которая называется "Квадрат древних", а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется "пупок", то есть место отхода пуповины при рождении человека.

Расчеты

Вот как выглядит "Витрувианский человек", значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа :

  1. Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
  2. Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
  3. Шесть ладоней равны длине локтя.
  4. Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
  5. Шаг равен одному локтю и одной ладони.
  6. Руки в размахе равны росту человека.
  7. Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
  8. Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
  9. Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
  10. Ширина плеч - 1/4 роста.
  11. Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
  12. Расстояние от локтя до подмышки - 1/8 роста.
  13. Длина руки - 2/5 роста.
  14. Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
  15. От бровей до линии волос - треть длины лица.
  16. Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.

Символика

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.

При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это "пупок" человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.

"Витрувианский человек" преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы "Модулор", отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и "Модулору" в его практическом применении.

Плащаница

Также существует предположение, что рисунок "Витрувианский человек" - это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.

Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня "Витрувианский человек", смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.

Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего "Витрувианского человека" напоказ


Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".

2. Сочетание искусства и науки


Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия


Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо


В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл


В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

6. "Витрувианский человек" — только один из многих набросков


Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины


Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет


Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал "Витрувианского человека" с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа


Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему


Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий".

11. Тело расчерчено мерными линиями


Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия


Эскиз также называют "Канон пропорций" или "Пропорции мужчины".

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз


На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности


Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике


Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. "Витрувианский человек", как правило, хранится под замком в "Галерее Академии" в Венеции.

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

Эскиз витрувианского человека был обнаружен случайно, в рукописях Леонардо. Создано оно было примерно в 1490-1492 гг.

При обнаружении эскиза – рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека:

"Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий" .

Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия , именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения . В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной ".

В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной .

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни , в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.

В изображении "витрувианского человека" принято усматривать два тела - две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая - в квадрат.

Толкование такой композиции имеет следующее значение:

Квадрат - символ земного, материального . Центр квадрата находится в паховой области.

Круг - символ божественного , в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности - пупок человека.

Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа – круга, и материи - квадрата. Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера , то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину , который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

Витрувианский человек – это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.

Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в "витрувианском человеке" - слишком просто и плоско.

Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе. Таким образом он хотел показать нам смысл «золотого сечения» . Изображение витрувианского человека – это и есть зашифрованное «золотое сечение».

Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение - "Мона Лиза". Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

Есть еще одна интересная теория , согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.