Михал иванович глинка. Михаил иванович глинка краткая биография о самом главном

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние - это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником - брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени - Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача - писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

ГЛИНКА Михаил Иванович , русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. "Патриотическая песня" Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

Детство. Учеба в Благородном пансионе (1818-1822)

Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: "Что же делать?... Музыка - душа моя!".

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.

Начало самостоятельной жизни

После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда "сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке", тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры "Бедный певец" на стихи В. А. Жуковского(1826), "Не пой, красавица, при мне" на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Е. А. Баратынского "Не искушай меня без нужды" (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали "Лирический альбом", где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини, Ф. Мендельсоном и Г. Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс "Венецианская ночь" на стихи И. Козлова. Зиму и весну 1834 Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857).
Основоположник русской классики, первый в истории страны композитор, с необычайной широтой и силой раскрывший в своей музыке национальный характер. Михаил Глинка поднял музыку русского народа до высочайших вершин мирового искусства. Совсем неслучайно Глинку сравнивают с прародителем новой русской литературы поэтом А.С. Пушкиным.

В родном селе Новоспасском Смоленской губернии, с детских лет будущий композитор впитывал яркие интонации и душевную широту народных крестьянских песен. К десяти годам с оркестром дяди, где он освоил игру на разных инструментах, вошла в его жизнь и классическая музыка.

Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в Петербургском Благородном пансионе, где впервые обратился к сочинительству. Здесь же он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В.К. Кюхельбекер) и общение с ними оказало большое влияние на становление личности юного музыканта.

Постепенно музыка становится делом всей его жизни. Однако в то время в России еще не существовало систематического композиторского образования и чтобы усовершенствовать свое мастерство, композитор отправляется за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, которая особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Широко известные увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.

Вернувшись из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом театре Петербурга была поставлена опера патриотическая «Иван Сусанин», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный напев прозвучал в «серьезном» оперном жанре.

Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы горячо любимого им А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он работает в течение шести лет. В 1842 году с неизменным успехом прошла премьера новой оперы. Как и сам поэт, композитор сумел в ней проникнуть в характер и музыкальные интонации других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка вновь посещает Берлин, намереваясь глубже изучить европейскую школу полифонического мастерства. В его замыслах – воскресить древнерусские церковные напевы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.

Михаил Иванович Глинка - композитор, чьи сочинения оказали сильнейшее влияние на становление следующих поколений музыкантов. Идеи его произведений развивали в своем творчестве А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский.

Михаил Глинка. Краткая биография: детские годы

Появился на свет Михаил в июне 1804 года в далеком селе Новоспасском, которое принадлежало его родителям и находилось от Смоленска в 100 верстах, и в 20 - от маленького городка Ельни. Систематически обучать мальчика как музыке, так и общим дисциплинам начали довольно поздно. Первой с ним занималась приглашенная из Петербурга гувернантка В. Ф. Кламер.

М. Краткая биография: первые опыты в сочинении

В 1822 году, как раз после завершения учебы в пансионе, Михаил написал для арфы и фортепиано несколько вариаций на тему одной из модных опер того времени. Они стали первым опытом Глинки в сочинительстве музыки. С этого момента он продолжал совершенствоваться и вскоре писал очень много и в самых разнообразных жанрах. Неудовлетворение своей работой, несмотря на признание, приводит его к поиску новых форм, к знакомству с творческими людьми. В сочинении музыки ему не могли помешать ни светские вечеринки, ни ухудшение здоровья. Это стало его глубокой внутренней потребностью.

М. И. Глинка. Краткая биография: путешествие за границу

Задуматься о поездке за рубеж его побудили несколько причин. Это, во-первых, возможность получить новые впечатления, знания, опыт. А также он надеялся, что новый климат поможет ему поправить здоровье. В 1830 году он отправился в Италию, но по пути остановился в Германии и провел там лето. Затем Глинка поселился в Милане. В 1830-1831 годах композитор особенно много сочиняет, появляются новые произведения. В 1833 году Глинка отправился в Берлин. По пути он ненадолго задержался в Вене. В Берлине композитор намеревался привести в порядок свои теоретические познания в музыке. Он занимался под руководством З. Дена.

М. И. Глинка. Краткая биография: возвращение на родину

Прервать занятия в Берлине Глинку вынудило известие о кончине отца. Когда Михаил Иванович приехал в Петербург, он стал часто гостить у Жуковского. У поэта каждую неделю собирались литераторы и музыканты. На одной из встреч Глинка поделился с Жуковским своим желанием написать впервые русскую оперу. Тот одобрил намерение композитора и предложил взять сюжет Ивана Сусанина. В 1835 году Глинка обвенчался с М. П. Ивановой.

Счастье не только не стало помехой для творчества, а наоборот, подхлестнуло активность композитора. Оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») он написал достаточно быстро. Осенью 1836 года уже состоялась ее премьера. Она имела огромный успех у публики и даже у императора.

М. И. Глинка. Краткая биография: новые труды

Еще при жизни Пушкина возникла у композитора идея написать оперу, взяв за основу сюжет его поэмы «Руслан и Людмила». Готова она была в 1842 году. Вскоре состоялась и постановка, но опера имела меньший успех, чем «Жизнь за царя». Нелегко было композитору пережить критику. Через два года он отправился в путешествие по Франции и Испании. Новые впечатления вернули композитору творческое вдохновение. В 1845 году он создал увертюру «Арагонская хота», которая прошла с немалым успехом. Через три года появилась «Ночь в Мадриде».

На чужой земле композитор все чаще обращался к русским песням. На их основе он написал «Камаринскую», которой заложил основы для развития нового типа.

Михаил Глинка. Биография: последние годы

Михаил Иванович жил то за границей (Варшава, Берлин, Париж), то в Петербурге. Творческих планов у композитора было еще полно. Но ему мешала вражда и преследования, пришлось сжечь несколько партитур. До последних дней рядом с ним оставалась Л. И. Шестакова, его младшая сестра. Умер Глинка в Берлине, в феврале 1857 года. Прах композитора был перевезен и похоронен в Петербурге.

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».

Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства. Это сделали, прежде всего, они сами - Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.

Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки. Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка - душа моя»,- сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. Глинка М.И. Портрет.

Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем - гувернером - стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов). Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия. Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное - на равных - музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания. После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения

Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, - в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений. Он впитывал их всюду и везде - на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.

Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.

С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами. Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен. Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.

Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны. Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты - к созданию оперы. Опера Глинки “Иван Сусанин”

Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским. Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов. Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина - с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года. Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки. Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.

27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам. И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”

Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка - разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.

Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.

«Волшебник Глинка»,- назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора. В них преображены звуковые образы реальной действительности - и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки

«Руслан и Людмила» - сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.

Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» - тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» - своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.

Михаил Глинка с супругой

Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие - во Францию, а оттуда - через год - в Испанию. Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота - жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»- сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике». Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» - фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.


Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа. Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин. Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.

3 февраля (15 - по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С. Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир - историк, археолог, критик и Дмитрий - юрист), В. П. Энгельгардт - музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу. Глинка стал учителем и основоположником.

Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:

Славься, славься, родина - Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь - Отчизна моя!

Но новый Президент В. Путин выбрал мелодию советского гимна.

Основные сочинения.

Оперы:

  • «Иван Сусанин» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1843)
  • Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский» (1840)

Для оркестра:

  • «Вальс-фантазия» (1845)
  • 2 испанских увертюры - “Арагонская хота” (1846) и «Ночь в Мадриде” (1848)
  • “Камаринская” (1848)

Камерные ансамбли:

  • 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова
  • цикл “Прощание с Петербургом» (слова Н. Кукольника).