Деловая речь и словесная картина. Невещественность образов в литературе
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения . Словесная картина иначе называет-ся словесной иллюстрацией .
Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате-лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине , которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности : можно сбиться на прямой пере-сказ авторского текста, а при слишком активном непроизволь-ном воображении «забыть» об авторской картине и начать описы-вать свою собственную.
Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по-добрать точные слова и выражения для описания, логически вы-строить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает опи-сание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст : они перечи-тывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир про-изведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоз-дается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными де-талями . Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замыс-ла описание, а творческая картина, адекватная авторскому за-мыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оце-ночная.
Обучение приему протекает в несколько этапов .
1. Рассматривание графических иллюстраций . Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает автор-ский замысел, что помогает художнику создать настроение, вы-разить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети зна-комятся с понятием «композиция картины», со значением цве-тов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.
2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее под-ходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.
4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно ус-ложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения . Детям предлагаются иллюстрации, в кото-рых нарушена расстановка персонажей или других образов произ-ведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заме-нены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстра-ции.
7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопроса-ми помогает детям создать описание.
10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисова-ние героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.
11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопо-ставление созданной устной иллюстрации с графическими .
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования мож-но лишь после того, как освоены элементарные умения анализи-ровать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропе-девтики уже на самых первых порах изучения литературных про-изведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя ?», «Какой ты видишь обста-новку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст? » И т.п.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора »
Этап перечитывания текста и его анализа
— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как дей-ствовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются за-ранее записанные на доске действия солдата : приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то-пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; поме-шивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помеши-вал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла доба-вить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к вар-ке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим про-сит соли, крупы и масла; ест кашу .
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сде-лать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
Помогаем вопросами:
— На каком фоне происходит действие ? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в раз-ные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими во-просами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил ху-дожник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту ли-тературного произведения. При такой сложной аналитической дея-тельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются соб-ственное видение эпизода с видением художника. Это столкнове-ние является толчком для создания проблемной ситуации на уро-ке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения соб-ственных впечатлений и представлений .
Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих при-емов на этапе обучения чтению . Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произ-ведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием ва-жен и как самостоятельный , и как подготовительный к более слож-ным видам работы.
Назначение иллюстраций:
— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;
— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;
— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;
— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.
Требования к иллюстрации:
1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу , т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от пло-хих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современ-ными информационными технологиями и работать с произведе-ниями изобразительного искусства с помощью компьютера и муль-тимедийного проектора.
2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целе-направленности анализа , т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конф-ликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.
3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуа-ции , которые вызывают яркие читательские эмоции , т.е. при под-боре иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.
4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рас-смотреть иллюстрацию , в процессе анализа картина всегда долж-на находиться перед учеником.
Алгоритм анализа иллюстрации:
1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию , ставя конкретный вопрос :
— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.
— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?
— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настрое-нию, которое он вызывает? Почему вы так считаете?
— Что удалось передать художнику, а что у него не получи-лось? Почему вы так считаете?
2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.
3. Учитель выслушивает ответы , все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.
4. Опрос переходит в беседу , в процессе которой:
а) выявляется общее впечатление , а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональ-ная атмосфера эпизода и иллюстрации;
б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тек-сте и как она передается на картине , что помогает художнику выразить чувства и переживания;
в) сравнивается композиция картины с расстановкой персо-нажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в созда-нии эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в пе-редаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом по-могают и какую роль играют выбранные им изобразительные при-емы.)
г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста , допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литера-турного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?
Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способ-ствует развитию читательского воображения и формированию сле-дующих умений:
- видеть изобразительно-выразительные средства языка и осо-знавать их роль в тексте;
- анализировать композицию эпизода, образы персонажей;
- сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого чита-теля (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;
- понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Виды деятельности : на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из много-численных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наибо лее удачной, с точки зрения ребенка, иллю-страции; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформ-ления книги с текстом данного литературного произведения.
Список литературы:
1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30
2. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401
3.Корепина Л.Ф. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.27
4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101
5.Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию на уроках литературного чтения.- Литература в школе. - 1994.- №2.- С.77
В других видах искусства и его приемы
Метод претворения литературных произведений
Школьный анализ литературного произведения строится на законах не только научного, но и художественного творчества . Здесь речь пойдет о творческих приемах претворения художественного текста в других видах искусства. Эти приемы позволяют выразить позицию читателя, формируют и развивают способности к образной конкретизации и образному обобщению, а потому они актуальны для начальной школы.
Словесное рисование (устное и письменное) - это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения . Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией .
Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине , которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности : можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст : они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями . Тогда результатом работы, в основе которой - анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Обучение приему протекает в несколько этапов .
1. Рассматривание графических иллюстраций . Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.
2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.
4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения . Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
6. Коллективное устное рисование иллюстраций - жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.
10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее - в разных.
11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими .
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя ?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст? » И т.п.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора »
Этап перечитывания текста и его анализа
- Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата : приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу .
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
- Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
Помогаем вопросами:
- На каком фоне происходит действие ? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
- Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
- Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
Цели:
- формирование представления о разных стилях речи: речь деловаяи словесная картина;
- обучение использованию языковых средств с учётом задач и условий общения.
Учебник русского языка «К тайнам нашего языка», 2 класс, авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
На доске открывается запись №1:
Из чащи леса показался лесной великан. Как он был красив на белом фоне березняка! Огромные рога. Ноги длинные, стройные. Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.
– Прочитаем. Догадались, кто этот великан?
– Определите, как называется запись. (Текст)
– Докажите, что это текст. (Несколько
предложений, в которых говорится об одном и том
же и раскрывается общая мысль)
Открывается запись №2:
Лось – парнокопытное животное семейства оленей. Длина до 3м, высота до 2м. Вес от 200 до 500 кг. У самцов большие лопатообразные рога. У самок рога отсутствуют. Обитает в лесах Евразии и Северной Америки. Окраска бурая, на ногах белые полосы.
– Прочитаем. Просигнальте: текст или не текст. Докажите, что текст.
2. Выявление особенностей деловой речи и словесной картины
– Можно сказать, что в двух текстах говорится
об одном и том же?
– А одинаково ли рассказали о лосе в тексте №1 и
тексте №2? (По-разному.)
– Просигнальте: в каком тексте речь строгая,
деловая. А какая речь в тексте №1? (Эмоциональная.)
– Просигнальте: в каком тексте мы видим, как
автор относится к тому, о ком говорит. (В тексте
№1) Как относится автор к лосю? (Автор
восхищается животным.)
– А в тексте №2 можно понять, нравится ему лось
или не нравится? Зачем тогда автор создал текст
№2? (Чтобы сообщить нам точные научные сведения
о лосе. Рассказать о его внешнем виде, среде
обитания.)
– А с какой целью автор создал текст №1? (Чтобы
обратить наше внимание на красоту этого зверя, на
его величие. Автор словами рисует картину.)
– Какую картину вы увидели? (…) Появляется
иллюстрация (Лось на фоне березняка)
Итак, об одном и том же можно сказать
по-разному: можно сказать по-деловому (как
учёный), а можно словами рисовать.
3. Работа в группах
Учащимся предлагается таблица с пустыми ячейками и карточки.
Ваша задача – распределить, какие признаки характерны для деловой речи, а какие для картинной.
Проверка: на доске заполняется таблица.
4. Обучение использованию языковых средств с учётом задач и условий общения
– Будем использовать добытые нами знания о
речи.
– Перед вами две записи. Прочитаем.
Текст №1:
Вот и весна! Это заметно во всём. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада.
Текст №2:
Март – первый месяц весны. Как прип.кает солнце! Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи. Я люблю весну!
– Что объединяет эти записи? (Это тексты. В
текстах говорится о первом месяце весны.)
– Автор текста №1 должен был словами
нарисовать
раннюю весну, а автор текста №2
должен был рассказать по-научному
о
первом весеннем месяце. Как вы считаете,
справились авторы с поставленными задачами? Нет
ли в текстах «лишних» предложений?
– Будем работать в парах
: в каждом
тексте найдите «лишние предложения» и, если
возможно, перенесите в другой текст.
Проверка: выясняется, какие предложения «лишние» и почему. В результате редактирования получаются следующие тексты:
Текст №1:
Вот и весна! Это заметно во всём. Как прип.кает солнце! Раньше сугробы были мя.кие, как п.рина. А теперь они стали к.лючие, с корк.й. Небо синее – синее. На солнышке зв.нит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада!
Текст №2:
Март – первый месяц весны. Земля заняла такое положение относительно Солнца, что стала получать больше тепла и света. Температура воздуха повысилась на несколько градусов. Снег п.с.рел и стал таять. П.т.кли ручьи.
5. Запишите отредактированные тексты, решая орфографические задачи
Проверка. Какие орфограммы? Какие действия выполнили, чтобы узнать нужные буквы?
(Учащиеся оценивают ответы одноклассников сигналами: согласен-не согласен)
6. Итог урока. Рефлексия
– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (Говорить можно по-разному: по-деловому (как учёный) или рисовать словами.)
Заполните карточку.
– Сегодня на уроке было интересно…
– Сегодня на уроке было трудно…
– Могу себя похвалить…
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Подобные документы
Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.
контрольная работа , добавлен 18.06.2010
Стилистическая организация речи как система языковых элементов внутри литературного языка. Реализация cтилей в определенных формах и типах текстов. Совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей письменной речи в различных жанрах.
реферат , добавлен 23.05.2009
Культура речи. Стили речи. Богатство русской речи. Вкус эпохи и мода. Слово, являясь это первоэлементом языка, играет многогранную роль в речи. Оно характеризует человека как личность, передает опыт поколений и меняется вместе с ними.
реферат , добавлен 12.10.2003
Функциональный стиль научно-технической речи как объект переводоведения. Прогресс науки и техники как фактор создания особого стиля речи. Грамматические особенности и лексические закономерности научной прозы. Терминология, тенденции ее развития.
курсовая работа , добавлен 31.10.2013
Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.
реферат , добавлен 03.04.2010
Функциональные стили и смысловые типы современного русского литературного языка, возможность выразить различные оттенки и значения речи. Профессиональная и терминологическая лексика, культура научной и деловой речи, художественный характер описания.
контрольная работа , добавлен 19.02.2011
Основные условия выразительности речи. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи, выразительные возможности грамматики, лексики и фразеологии. Паралингвистические средства и функциональные стили в их отношении к выразительности речи.
Учитель: – А теперь найдите в первой строфе самые яркие определения – признаки , с помощью которых автор описывает осенний лес.Укажите их в тексте:
Дети: – Слова расписной, лиловый, золотой, багряный являются признаками, которые создают яркий образ осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: – Помните: лес сравнивается автором с теремом ? Загляните в словарик, прочитайте значение этого слова. Ученик обращается к словарику, чтобы прочитать значение слов.
Словарик читателя (работа со словариком читателя):
Терем – верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
Учитель: – А почему терем расписной? Запишите свой ответ в тетради. (Ученик пишет ответ в тетради.)
Учитель: – Прочитайте ответ на этот вопрос, данный другим учеником. Прав ли он?
Учитель: – В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто – золотыми, лиловыми, багряными.
Словарик читателя:
Расписной – расписной кистью, живописью, красками; пестрый.
Лиловый – светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубой.
Багряный – багровый, красный.
Учитель: А почему терем лиловый ? Почему терем багряный ? А теперь скажите, на какой вопрос отвечают все три слова: расписной, лиловый, багряный. Какой частью речи они являются? Каким членом предложения?
Учитель обобщает ответы детей, вводя новые понятия . В этом стихотворении Иван Бунин использовал особое изобразительное средство – художественное определение – эпитет. Запишите это определение.
Работа со словариком читателя
Эпитет – художественное определение.
Учитель: Эпитет помогает автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие. Устно укажите, где простое определение , а где эпитет в стихотворении И.А. Бунина
Учитель: Теперь вы знаете новое изобразительное средство – эпитет . Оно помогает авторам создавать образы природы. Теперь и вы сможете создавать свои тексты, в которых расскажите о природе, своем отношении к ней. И в этом вам поможет знание слов-художников : прилагательное как часть речи; определение как член предложения и эпитет как художественное определение.
Игра «Редакторы». Формирование речевой грамотности
Учитель: Сейчас вы побываете в роли редакторов и художников.
Задание №1 (индивидуальное задание для сильного учащегося у доски)
Дорисуйте картину прилагательными.
Признак по цвет форма или оценка
времени года размер
…небо …цвета с … облаками окутывало нас …светом .
(Осеннее небо серебристого цвета с громадными облаками окутывало нас волшебным таинственным светом) Какие из этих прилагательных являются художественными определениями – эпитетами (еще раз повторить сведения о том, что не всякое определение – эпитет).
Задание №2 (для сильных учащихся)
По карточкам. Ученик заполняет пустоты и читает работу.
Учитель: А теперь почитай, пожалуйста, свою работу в классе. Спроси у ребят о том, верно ли выполнено задание.
Задание №3 (для менее сильных учащихся)
«Раскрасьте» ваш рисунок «Дождь в лесу» (выполнен в графике)
Детям предлагается нераспространенное предложение . Каждый из вышедших к доске учеников, может добавить только одно слово – определение
1. Идет дождь.
2. Идет мелкий дождь.
3. Идет мелкий, холодный дождь.
4. Идет мелкий , холодный, осенний дождь.
5. Осенью идет мелкий, осенний, холодный дождь.
Какие части речи вы добавили?
Какими членами предложения являются эти слова?
Какой недочет вы заметили в последнем предложении?
Задание №4 индивидуальное у доски – 1 ученик)
Вставьте пропущенные определения, выразив свое отношение к осени; продолжите текст (2 предложения); сделайте синтаксический разбор второго предложения.
1) Щедра … осень!
2) Шуршат под ногами … монетки из … листьев. Учитель проверяет вместе с учащимися все задания.
Здоровьесберегающая зарядка для глаз (2мин.).
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6 (повтор. 4-5р)
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счёт 1-4. до усталости глаза не доводить, посмотреть вдаль на счет 5-6 (повт. 4-5 раз)
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль, прямо на счет 1-6. (повтор. Влево, вправо, вниз, вверх) 4-5 раз.
4. Перенести взгляд на диагональ: направо – вверх, налево-вниз и наоборот – 4-5 раз.