О чем говорится в главе переправа. «История создания и анализ поэмы "Василий Теркин" Твардовского А.Т
«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.
В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:
Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.
Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.
Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.
Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.План
- Монолог героя поэмы.
- Переправа.
- Раненый Теркин попадает в медсанбат.
- Рассуждение героя о возвращении домой.
- Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
- Бой Теркина с немцем.
- Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
- Мечты героя об отдыхе.
- Взвод переходит в наступление.
- Разговор со смертью.
- Встреча со стариком и старухой.
- Дорога на Берлин.
- Прощание с героем произведения.
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо воды н еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка - юмор, которым так богат русский фольклор.
Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.
После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует, прежде всего, не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.
Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.
Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вторую, брат, войну На веку воюю», - говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.
Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы - самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием:
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».
Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики:
Из Рязани, из Казани,
Из Сибири, из Москвы -
Спят бойцы.
Свое сказали
И уже навек правы.
В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.
Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.
Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом. Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым испытанием. Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.
В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику- хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сделать яичницу с салом.
Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.
В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций. Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»). Контраст множественного и единичного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.
На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными, обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе». Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.
Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и отраду.
Анализ произведения
«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значительных произведений литературы второй половины XX века.
Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Ее содержание и форма близки к народным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и героических сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает ее от начала до конца.
За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».
Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Некоторые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов прошлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:
…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описанием страшного боя:
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.
Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить —
Я не спорю — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Твардовский рассказывает и о любви. Бойцы с нежностью вспоминают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвращения.
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям Было,
может быть, теплей.
План
1. Монолог героя поэмы.
2. Переправа.
3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
4. Рассуждение героя о возвращении домой.
5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
6. Бой Теркина с немцем.
7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
8. Бой.
9. Мечты героя об отдыхе.
10. Взвод переходит в наступление.
11. Разговор со смертью.
12. Встреча со стариком и старухой.
13. Дорога на Берлин.
14. Прощание с героем произведения.
Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского.
Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.
Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так – без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.
Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
...................
Красотою наделен
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой-героем.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки
у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он, как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
-А еще нельзя ли стопку
Потому как молодец?
В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:
Сам стоит с воронкой рядом
И у хлопцев на виду,
Обратясь к тому снаряду,
Справил малую нужду...
В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:
-Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:
И сказал:
-Побьем, отец...
в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
............................
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленный,...
Наш же Василий намного слабей немца:
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.
В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:
-Вот что значит парню счастье,
Глядь – и орден, как с куста!
В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.
Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди».
Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.
Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».
За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.
Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.
Конспект урока по литературе
Предмет : русский язык
Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна
Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький
Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».
Цель : познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.
Задачи:
Обучающие :
Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;
Проанализировать главу «Переправа»;
Воспитательные:
Активизировать интерес учащихся к чтению.
Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.
Развивающие:
Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.
Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
Развивать навыки озвученного выразительного чтения.
Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький
План урока:
1.Организационный момент.2. Чтение отрывка из поэмы наизусть
3. Подготовка к первичному восприятию текста
4. Анализ главы «Переправа»
5. Объяснение домашнего задания
2 минуты
21 минута
7 минут
13 минут
2 минуты
Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.
Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы.
Чтение наизусть отрывков из поэмы
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.
Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно. Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2». Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе.
Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым?
Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
Выразительное озвученное чтение.
Подготовка к первичному восприятию текста
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.
Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».
Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.
Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.
Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.
Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
Анализ главы «Переправа»
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.
Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.
Давайте теперь обсудим эту главу.
На какие части разделяют главу слова « Переправа, переправа…» подобные рефрену?
Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?
- Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?
Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?
Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
Чтение.
Примерные ответы учеников:
Слова « Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.
Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.
Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий.
- В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.
Объяснение домашнего задания
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.
Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание.
Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
Итог урока
Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок.