Анализ стихотворения Блока “О прекрасной даме”. Анализ стихотворения блока о прекрасной даме сочинения и текст

Русские поэты нередко посвящали свои стихотворения реальным или вымышленным объектам любви и обожания. Ими становились, таким образом, как самые обыкновенные женщины, так и неземные музы из мира грёз. Однако были случаи, когда в одном гармоническом единстве две ипостаси женственности сливались в символическое целое, и это целое для поэта становилось крайне важным, основополагающим, первостепенным. Именно такой лирике будет посвящен настоящий анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого до сих пор будоражат сердца, создал нетленный, живой образ, а потому не поговорить о нём нельзя.

История создания сборника

Лирический цикл о великой любви, посвященный лучшей из женщин, создавался поэтом в период с 1897 по 1904 год. Это было временем развития бурного, но напряженного, нервного романа Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, всю гамму чувств к которой Александр Александрович, словно исповедуясь, и отразил в стихотворениях сборника. Благовоспитанная и хорошо образованная Люба заставляла поэта бросаться от холодности к ревности, от одержимости к равнодушию, от счастья к радости. В стихотворениях же Блока, который относил себя к направлению символизма, вся палитра любовных эмоций приобретала ещё большее значение, возводилась к недоступным для сознания рядового обывателя пределам.

Но это ещё не всё, что предварит дальнейший анализ. Блок («Стихи о Прекрасной Даме» - это первый стихотворный сборник на счету поэта) относился к возлюбленной очень неоднозначно: он считал, что земная, плотская близость двух людей является препятствием для слияния душ, в то время как Любовь хотела простого женского счастья. Возможно, такое влияние на поэта оказал его негативный интимный опыт: физическая связь, по мнению Блока, могла иметь место только с проституткой, а в случае с достойной женщиной это в его сознании отождествлялась с пороком.

Как бы там ни было, они познакомились ещё в юности: ей было 16, ему - 17. Их общение, дружба и даже взаимная симпатия оказались прерваны, но впоследствии судьба свела их снова, и Александр Александрович увидел в этом таинственное предзнаменование, знак, посланный свыше. Они поженились, хотя счастье их оказалось шатким, непрочным: Люба всегда умоляла мужа оставит мистику и целовать её не на страницах книг, а в реальной жизни.

Кто она - Прекрасная Дама?

Без описания характера Любви Менделеевой не может состояться и сам анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку, одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, внучка великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви «позера с повадкам фата», как сама она однажды назвала Блока.

Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности, в связи с чем на разный манер истолковывало её жесты, поведение, настроение, наряды. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру. Находились и те, кто в Любви усматривал исключительно отрицательные свойства: так, Анна Ахматова именовала её «бегемотом, поднявшимся на задние лапы», и считала набитой дурой. Женщина стала буквально заложницей сложившейся ситуации. В результате она нашла то, что искала - любовь, понимание, поддержку… Но не в муже, а в другом мужчине.

Борьба двух (и более) рыцарей

Это последняя история, которая предварит стихотворный анализ. Блок, стихи о Прекрасной Даме которого не могли удовлетворить ту, которой они были посвящены, скоро оказался «за бортом»: у Любви, чувствовавшей себя ненужной и забытой, завязались отношения с близким другом мужа, поэтом Андреем Белым. Эта связь была окончательно прервана лишь в 1907 году. Впоследствии Люба вступила в неофициальные отношения с Г. Чулковым, от которого на свет даже появился ребёнок. Блок, всё это время продолжавший оставаться законным мужем Менделеевой, согласился стать отцом малыша, так как своих детей он иметь не мог, однако мальчик умер спустя чуть более неделю после своего рождения.

А что же поэт?

Сам Александр Александрович также не был безгрешен: он был замечен в связи с актрисой Н. Волоховой, которую Любовь даже просила взять на себя заботы о Сашеньке, т. к. он «нервен» и «к нему нужен особый подход». В итоге Волохова решила прервать свое присутствие в жизни этой странной семьи. Александр Александрович умер в 1921 году, Менделеева - спустя 18 лет после супруга. В течение оставшейся жизни замуж она больше не выходила.

Разделы сборника и ключевые стихотворения цикла. «Ветер принес издалека…»

Итак, как же воплотил в жизнь свое мировоззрение Блок? «Стихи о Прекрасной Даме» (анализ стихотворения, и не одного, будет представлен далее) как сборник открывается циклом «Ante Lucem», что в переводе с латинского означает «до света». Лирический герой здесь - потерянный, одинокий человек, блуждающий во мраке. Он оторван от мирского счастья и радости, не способен их испытать. Отчетливо прослеживается концепция двоемирия: творец с поэтическим мышлением и глубокой романтической душой хочет познать запредельные, небесные тайны, и в этом противостоит толпе, обитающей в ничем не примечательной земной плоскости.

Цикл стихов о Прекрасной Даме (Блок), анализ которых требует тщательного подхода, является второй и центральной частью одноименного сборника. Здесь все еще нет чувства реальности, стабильности, но творец обретает надежду - бесплотная, неясная, Прекрасная Дама должна спасти его, наполнить существование смыслом. Наблюдается трансформация средневекового мотива рыцарского служения.

Как же выглядят стихи о Прекрасной Даме? Александр Блок, анализ жизни и творчества которого уже был частично разобран, создал, например, стихотворение «Ветер принес издалека…», которое ассоциируется с ветром перемен, динамикой, изменением, перерождением. Непреходящая, мертвенная ночь из стихотворений первого цикла начинает играть новыми красками - читатель словно ощущает скорое наступление весны, слышит песни, различает цвета. Нет, Прекрасной Дамы здесь еще нет, но все говорит о ее скором приходе, о разрушении оков одиночества лирического героя, об обновлении.

«Вхожу я в темные храмы…»

Что же представляют собой наиболее значительные стихи о Прекрасной даме (Блок)? Анализ, кратко или полно описанная история появления сборника, упор на биографию поэта - ни в одном из разделов нельзя обойтись без лирического произведения «Вхожу я в темные храмы…». Написанное в 1902 году, оно являет собой квинтэссенцию символизма и мистики. Здесь читатель опять сталкивается с неопределенностью, бесплотностью описываемого образа, хотя определенность в портрете Дамы иногда встречается, например, в стихотворении «Она стройна и высока…».

Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь - это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.

Завершающая часть сборника

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе?..») остаются без разрешения.

Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.

Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 - 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах - понятиями...» Эта книга - наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи - это молитва, а поэт - это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический - Душа Мира; религиозный - Царица Небесная; бытовой - нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
«Вхожу я в тёмные храмы...», 1902

Земной мир и символический тесно переплетены. Звуки и голоса едва слышны, приглушены, таинственны. Господствует белый цвет - основной в образе героини.

Но разве мог не узнать я Белый речной цветок,
И эти бледные платья,
И странный, белый намёк?
«Тебя скрывали туманы...», 1902

Настроение лирического героя переменчиво - надежды и сомнения, любовь и предвидение гибели Прекрасной Дамы. Появляется тема рыцарского служения даме сердца. Лирический герой подчёркивает своё ничтожество перед её «глубинами», называя себя «тварью дрожащей». Не только к неземной любви стремится он, но и к земной, реальной женщине: «Я и молод, и свеж, и влюблён, / Я в тревоге, в тоске и в мольбе, / Зеленею, таинственный клён, / Неизменно склонённый к тебе...» Встреча героев реальна, образный ряд конкретен. Словно средневековый рыцарь, поэт создаёт «молитвенник любви» - книгу, которую всегда считал лучшей.

В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», - переживания перенесены в идеальный мир. Жизнь «мучит» поэта, земля для него - «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».

Анализ цикла стихотворений – О прекрасной даме

Стихи о” Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения…

Стихи о” Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева, особенно тезис:” сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш Поэт , создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к” Прекрасной Даме”, в красоте ее,”Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга; порою – милый;

И вечно – раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович сам начинает искать свою” Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих… Ищет бездушное, бессловесное творенье свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине” Прекрасная Дама»: грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые” кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки” двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее” Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто еревоплотилась, как и чувства Блока. Они стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью, дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его” Величавая Вечная Жена», та самая половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне:” Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о” Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным созвучием в цикле” О прекрасной даме».

Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме».

Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Цензура не приложила руку к сборнику поэта; это произошло благодаря протекции Э.К.Метнера, будущего известного руководителя издательства «Мусагет», с которым автор в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.

«Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выражает идею постоянства, верности, рыцарского служения Прекрасной Даме». В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи».

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Уже стартовое стихотворение «Обман», его название, скажет нам о многом. Лучезарность строк позади, многозначительность и откровенная дерзость – впереди. Вместо розовых зорь – фабричная гарь, в глаза мечется красный свет.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

Раздел «Ущерб», третий по счёту — переходного плана. Впереди новый сборник стихов — «Нечаянная радость».

«В одном из поздних писем (весна 1914 года) Блок изрёк вещие для него слова, относящиеся в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни, по которой он шёл «стезёю правды: «…искусство там, где ущерб , потеря, страдание, холод. Эта мысль стережёт всегда…». Название заключительного раздела книги «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в блоковском письме.

«Настоящее вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки » — так писал Блок своей невесте, делая комментарии к сборнику о «Прекрасной Даме». Выход этого поэтического труда Блока не прошёл незамеченным. Одним из первых критиков поэта явился его друг Андрей Белый (конфликтных ситуаций на тот момент между ними ещё не было). «Здесь в Москве есть люди, которые ставят Вас во главе русской поэзии. Вы и Брюсов нужнейшие поэты для России ».

«Стихи о Прекрасной Даме» - лирический цикл А.А. Блока. Цикл составил сердцевину первого тома собрания стихотворений Блока и стал важнейшим событием в духовной биографии поэта, а также в истории русской поэзии начала XX в. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых знаменовал определенный этап пройденного им жизненного и творческого пути. Три тома вместе составили целостную «трилогию», «посвященную одному кругу чувств и мыслей». В этой картине целого первый том воплотил блоковское переживание мистического идеала, а центральное место в нем отведено самому обширному по объему циклу — «Стихам о Прекрасной Даме». В последнем прижизненном издании блоковской лирики 1922 г. цикл включает 164 стихотворения, написанных в период с весны 1901 по осень 1902 г. Однако этот состав, воспринимаемый сегодня в качестве канона, сложился не сразу. История его формирования отражает движение во времени заветных поэтических идей Блока, который в одном из писем А. Белому признавался: «...Вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Название будущего цикла впервые появилось в печати в 1903 г. в связи с публикацией в московском альманахе «Северные цвета» десяти лирических стихотворений Блока и было предложено составителем и редактором альманаха В.Я. Брюсовым. В дальнейшем это название традиционно использовалось Блоком для обозначения своей ранней мистической лирики, издававшейся в разные годы в разных тематических и композиционных составах. Так, в конце октября 1904 г. в московском издательстве «Гриф» вышла первая отдельная книга поэта с тем же названием «Стихи о Прекрасной Даме». В позднейший окончательный текст цикла вошло вдвое больше стихотворений, а также существенно изменилась его композиция.

Первая поэтическая книга, написанная эзотерическим языком, адресована немногим «посвященным». Необходимость последующих переизданий была вызвана в том числе стремлением Блока «прояснить» содержание «Стихов о Прекрасной Даме». Второе издание этого корпуса стихов Блок начал готовить по предложению издательства «Мусагет» осенью 1910 г. Это издание, предназначенное уже для собрания стихотворений, Блок предварил предисловием, в котором называл всю лирику «трилогией». Первый том собрания, вышедший в мае 1911 г., включал «Стихи о Прекрасной Даме» в новом качестве. 300 стихотворений были разделены на семь частей, помеченных годами с 1891 по 1904. А.А. Блок использовал здесь хронологический принцип построения тома. В 1916 г. издательство «Мусагет» осуществило новое издание произведений Блока в четырех книгах. Это вызвало повторную переработку состава «Стихов о Прекрасной Даме»: исключение 89 стихотворений и введение других 27, не входивших в предыдущее издание. Впервые в этом издании стихи первого тома разделены на три лирических цикла: « Ante Lucem » (1898—1900 гг.), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1902 гг.) и «Распутья» (1902—1904 гг.). В пятом издании Собрания сочинений (Пг., 1922) Блок хотел написать прозаический комментарий к «Стихам о Прекрасной Даме», но замысел не был осуществлен. Именно в этом издании цикл включал 164 стихотворения и был разделен на шесть рубрик, отмеченных местом и временем написания стихотворений. Теперь можно сказать, что первое издание «Стихов о Прекрасной Даме» (книга 1904 г.) явилась основой не столько для последующего одноименного цикла, сколько для последнего раздела первого тома — цикла «Распутья».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» произошло открытие новой для всей литературы 1900-х гг. темы мистического женского начала мира. Родословная образа Прекрасной Дамы достаточно широка. Блоку близки характерный мотив средневековой культуры — рыцарского поклонения Даме; традиции мистической лирики Ренессанса, в особенности Данте и Петрарки, в творчестве которых освоение бытия происходит через любовное чувство, а женский образ (Беатриче, Лаура) отождествляется с образом мира в его идеальном воплощении, в примирении всех противоречий. В русской поэзии А.А. Блок видит своих предшественников в Жуковском и особенно в Фете, достигшем необыкновенной изощренности в изображении человеческих чувств и их соотнесении с явлениями природной жизни. Блок находит близкие для себя мотивы и в поэме Я.П. Полонского «Царь-Девица» с ее древнерусским и сказочным колоритом. Но главным источником влияний в момент написания стихотворений будущего цикла явилась поэзия В.С. Соловьева, с которым он познакомился на рубеже веков и которая «овладела всем его существом». От Соловьева Блок воспринял культ Вечной Женственности — Души Мира, плененной мировой пошлостью и ждущей своего освобождения. Молодой Блок охвачен в это время тревогой и ожиданием мировых катастроф. Наступление нового века воспринимается им как начало всеобщего обновления и перерождения человека. В 1901—1902 гг. поэта посещают видения. Ему является она, и в ее чертах он узнает Мировую Душу, образ которой причудливо переплетается в его сознании с чертами реальной женщины, его будущей невесты — Л.Д. Менделеевой (в 1901—1902 гг. развиваются их любовные отношения). Почитание неземной Прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину слились в единое чувство и породили творческое напряжение невиданной силы.

«Стихи о Прекрасной Даме» — единый текст, продуманный в каждой частности и организованный по законам большой музыкальной формы. В основе цикла лежит простой мотив: лирический герой — «рыцарь» (инок, юноша, поэт) стремится к ней. За этим стремлением скрыто самое разнообразное содержание: поиски жизненного пути и цельного мировоззрения, порывы к идеальному и красоте, постижение Бога. Эти мистические переживания, которыми был охвачен поэт, потребовали создания особого эзотерического языка. В цикле разработана всеобъемлющая система символов. В предметах и явлениях эмпирической действительности Блок провидел намеки на иной, совершенный трансцендентальный мир. Подлинное содержание символов соотносится с запредельным, но базу для них Блок ищет и находит в окружающей жизни. Вслед за Соловьевым Блок считал, что только в экстатическом состоянии можно проникнуть в тайны бытия. В философской лирике цикла, оформленной почти как дневниковые «записи» внутренних состояний лирического героя, его главным «поступком» становится углубленное созерцание, предчувствие посланницы «миров иных».