Мария луиза лабуре. Александр Дюма

Сейчас у меня в руках «Три мушкетера». Задумчиво разглядывая обложку книги, я невольно вспомнила, как впервые ее открыла. «Да, много придется читать, – вздохнула я. – Уверена, не дойду дальше пятой главы». Вы удивитесь – я прочитала роман дней за десять. «Три мушкетера» буквально поглотили меня. Читая, я с нетерпением следила за событиями, интригами героев, восторгалась знаменитыми короткими диалогами Дюма. В общем, мне понравилось. Вы спросите: почему это вдруг во мне проснулось желание прочитать такой массивный том? Да потому что до этого момента я прочитала книгу Андре Моруа «Три Дюма», которая увлекла меня с первых же строк. Так как я сама начинающий писатель, меня заинтересовала жизнь и творчество такого великого художника слова, как Александр Дюма-отец. Широкая натура, неистощимый автор, который отдавал творчеству всю свою душу, сказал когда-то: «Мечты мои не имеют границ, я всегда желаю невозможного. Как я осуществляю свои стремления? Работая, как никто никогда не работал, отказывая себе во всем, часто даже во сне…»

Давайте же узнаем, каким человеком был этот проворный и талантливый Дюма-отец…

Александр Дюма Дави де ля Пайетри родился в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Виллер-Котре. Потеряв отца в возрасте трех с половиной лет, маленький Александр в порыве отчаяния схватил ружье и принялся карабкаться по лестнице, чтобы «убить господа бога, который убил папу».

Юные годы Дюма прошли в провинции Виллер-Котре. Рослый мальчик с африканской наружностью, мускулистый и сильный, мечтал лишь о саблях, ружьях и пистолетах и почти все свободное время посвящал охоте. Однажды он увидел в театре постановку шекспировского «Гамлета», и игра актеров настолько впечатлила его, что Дюма решил воплотить нечто подобное. Он стал организатором театрального кружка у себя в провинции, где ловко учил актеров правильной интонации, показывал жесты, определял мизансцены. Когда его друг Адольф де Левен уехал в Париж, Дюма тоже захотел покинуть провинцию.

Не имея ни денег, ни связей, надеясь лишь на старых друзей отца, Александр приехал в столицу. Там ему посчастливилось устроиться в канцелярию герцога Орлеанского, будущего короля Франции Луи-Филлипа, где молодой провинциал, работая, постепенно изучал классическую литературу. Не забывал он посещать и театры, интересовался постановками, актерами.

Первый успех пришел к нему в 1829 году после постановки в театре «Одеон» своей драмы «Генрих III и его двор». Хотя до этого все попытки Дюма поставить другие пьесы в театре оборачивались неудачей. Везение и хитрость помогли ему заманить самого герцога Орлеанского на премьеру. Это был огромный успех.

В 1830 году во время революции во Франции Дюма участвовал в штурме королевского дворца в Тюильри. По прошествии двух лет он стал участником еще одного революционного восстания, который произошел во время похорон генерала Ламарка. Писателю грозил арест, и он решил укрыться в Швейцарии на несколько месяцев. Там им был написан первый исторический очерк под названием «Галлия и Франция».

В 1836 году во Франции начали выходить общедоступные газеты. Чтобы привлечь широкий круг читателей, газеты публиковали «захватывающие» фельетоны с формулой «продолжение следует», то есть, обрывали романы на самом интересном месте. Они платили самым талантливым авторам за каждую строку. В их число входил и Дюма. Так и возникли знаменитые короткие диалоги Александра, на которые позднее Вермерш, писатель того времени, написал пародию:

«– Вы видели его?
– Кого?
– Его.
– Кого?
– Дюма.
– Отца?
– Да.
– Какой человек!
– Еще бы!
– Какой пыл!
– Нет слов!
– А какая плодовитость!
– Черт побери!»

Самыми известными из произведений Дюма являются исторические драмы, написанные в соавторстве с Огюстом Маке «Три мушкетёра» (1844),» Граф Монте-Кристо» (1845), «Королева Марго» (1847).

Но не подумайте, что Дюма все время писал. Важную роль для него играли его друзья: Виктор Гюго, Альфред де Виньи, герцог Орлеанский. У него было множество любовниц, несмотря на то, что в 1840 году он женился на актрисе Иде Ферьер. Через четыре года супруги разошлись, не оформив развод. У Дюма было много внебрачных детей, и лишь одного он усыновил, хоть и с семилетним опозданием. Этим ребенком был Александр Дюма-сын, который впоследствии стал успешным писателем и драматургом, но превзойти своего отца он так и не смог.

Дюма-отец любил жить с размахом: разбогатев, он построил замок Монте-Кристо. Не прекращались и балы, которые он давал, и о которых потом с удовольствием сплетничал весь Париж.

Поскольку Дюма жил на широкую ногу, у него накопилось много долгов. В 1851 году он был вынужден бежать от своих кредиторов в Брюссель. Там он писал свои знаменитые «Мемуары».

В 1858 году Дюма посетил Россию и, ступив на русскую землю, произнес: «Я могу сказать по-русски «налево», «направо», «пошел», «стой» и «домой». С таким запасом, да еще памятуя о всюду восхваляемой смекалке русского мужика, я надеюсь, что не пропаду». Он давно мечтал побывать в России, но из-за исторического романа «Записки учителя фехтования» (1840), который был посвящен жизни декабристов Анненковым, не мог этого сделать долгое время. Проникнутые чувством сострадания к жертвам царского произвола, «Записки» запретили публиковать в России. Впервые они были напечатаны в русском переводе лишь в 1925 году.

Талантливый Дюма пытался основать театр и издавал журналы, но все попытки закончились крахом.

Последние годы жизни писатель провел в крайней бедности. От нищеты его спасали дети – дочь-писательница и сын Александр Дюма. Полупарализованный, писатель с трудом добрался до Пюи, к дому сыну. Позже Дюма-сын вспоминал: «Мне привезли отца, он был парализован. Скорбное зрелище, хотя эту развязку и можно было предвидеть. Избегайте женщин – таков вывод…»

6 декабря 1870 года Дюма не стало. Смерть великого писателя прошла незамеченной, поскольку совпала с поражением Франции в войне с Пруссией и оккупацией французской территории немецкими войсками.

Так закончилась история гениального писателя, работающего до изнеможения, любимца женщин и шутника, привыкшего жить роскошно. Так закончилась жизнь, подобная приключенческому роману. Однако Александр Дюма оставил после себя огромное наследие, более пятисот книг разных жанров, которые и до сегодняшнего времени увлекают читателей всего мира.

Забыть и не помнить – это большая разница.
Люди всегда так - по самолюбию ближнего готовы бить топором, а когда их собственное самолюбие уколют иголкой, они вопят.
Как бы хорошо человек ни говорил, помните: если он говорит слишком много, то в конце концов скажет глупость.
События меняют человека.
Женщина священна; женщина, которую любишь, - священна вдвойне.
Ведь воспоминания не так стесняют, как живое существо, хотя иной раз воспоминания терзают душу! (“Три мушкетера”)
Недоверие – свойство низких натур.
Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
Кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
Счастье в одиночестве - не полное счастье.
Опасайтесь не мертвых соперников, а живых врагов! Привидения являются только тем, кто должен их увидеть.

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas; 24 июля 1802, Вилле-Котре - 5 декабря 1870) - французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил стать драматургом. Он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами - в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен.

Дюма как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо.

В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетер», в которой печатал свои «Мемуары», выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу». В 1858-1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Дюма провёл год в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Мушкетер у плиты: Александр Дюма – писатель-гурман

И звестно, что Дюма был не только писателем и участником политических событий, но и, что тоже важно, большим гурманом и замечательным поваром. Он оставил в наследство после себя сотни литературных произведений, но вершиной своего творчества считал «Большой кулинарный словарь». Эта книга была издана только в 1873 году, после смерти писателя, который скончался 5 декабря 1870 года. В ней упомянуто практически все, что касается еды: от бамбукового масла до дельфинов, и даже слонов (действительно, Дюма привел в словаре рецепт приготовления мяса слонов). В кулинарном творении Дюма исторические анекдоты из жизни коронованных особ переплетаются с рецептами блюд и теоретическими рассуждениями писателя на темы аппетита и голода.


«Н ет ничего более волнующего, чем исследование множества поваренных книг и странных фантазий известных шеф-поваров, которым приходит на ум поливание соусом, поджаривание на гриле или на вертеле наших выдающихся людей», - пошутил Дюма по поводу обычая называть блюда в честь различных исторических деятелей. Тем не менее, в истории мирового кулинарного искусства остался рецепт салата а-ля Дюма. Писатель очень гордился своим салатом, который придумал сам – кроме специального соуса, в его состав входят свекла, сельдерей, трюфели, салат Рапунцель и отварной картофель.

О дин за всех, все за одного. Кто это сказал? Конечно же, Александр Дюма. А это? «Вино – это интеллектуальная часть еды». Да, именно Александр Дюма, романами которого зачитывались в детстве наши родители и деды, был также настоящим гурманом и знатоком кухни. Его жизнь, которую вполне можно назвать эпической, вместила многое. Дюма, в жилах которого текла кровь чернокожей рабыни и креольского маркиза, уже в детстве познал вкус нищеты и унижения и не забыл о нем даже тогда, когда добился славы и богатства. Он неоднократно становился банкротом, причиной чего были не только разгульный образ жизни и женщины, но и широкие идейные жесты – чтобы помочь Гарибальди, Дюма распродал свое состояние. Он много путешествовал – по Франции, Италии, Испании, России, Голландии, Англии, Венгрии, Греции и северной Африке. Чаще всего – от любви к странствиям, иногда – скрываясь от кредиторов или как политический эмигрант. Политика доводила его до белого каления, а еще больше – женщины. Дюма был женат, и – если не ошибаются в подсчетах биографы – имел сорок любовниц и несколько внебрачных детей. Его неспокойная красочная жизнь сама по себе была своеобразным приключенческим романом. Что еще? Дополняя образ, припомним тот факт, что наш авантюрист жил… в замке.



В 60-е годы XIX века Александр Дюма приступает к работе над кулинарным словарем. Его опубликует парижский издатель Альфонс Лемерр, известный изданиями произведений Теофиля Готье и Шарля Бодлера. Литературной правкой займутся Леконт де Лилль и Анатоль Франс, а кулинарным консультантом-редактором станет ученик великого Карема Жозеф Вийемо. Тот самый, который во время знаменитого ужина в честь возвращения Дюма из России приготовил омара а-ля Портос, раков а-ля Д`Артаньян, Мушкетерскую закуску и салат а-ля Дюма. Но откуда взялась такая заинтересованность Дюма кулинарной Вселенной?

П ервый источник и причина – дом. Мария-Луиза Лабуре, мать Дюма, была прекрасной поварихой, а его дед держал таверну. Пристрастие к хорошей еде Александр Дюма соединил с кулинарной жилкой. Он был не только частым гостем парижских ресторанов, но и хлебосольным хозяином, принимавшим гостей в собственном доме на роскошных ужинах и обедах. И часто сам для них готовил. «Он надел фартук, отправился в курятник, где лишил жизни пару цыплят; потом пошел в огород, набрал овощей; разжег огонь, достал масло, муку, нарвал петрушки, расставил горшки, насыпал соли, потряс, попробовал и отправил это все в печь» – так Дюма приготовил ужин для знакомого, который навестил его. Автор этого свидетельства – писатель, журналист и юморист Шарль Монселе оставил еще одно известное изречение: «Александр Дюма делит время между литературой и кухней: если не пишет очередной роман, то жарит в своей кухне лук».

В своей кулинарной страсти Дюма не был одинок. XIX век во Франции – время рождения гастрономии. На руинах революции открываются первые рестораны и бистро. Выходец из бедной многодетной семьи Мари-Антуан Карем делает блестящую карьеру шеф-повара и закладывает теоретические основы французской высокой кухни. Брилья-Саварен пишет ставшую знаменитой «Физиологию вкуса». По Парижу разносятся слухи об эксцентричных пирах у другого большого гурмана – Гримо де Ла Реньера, заложившего основы для развития кулинарной критики публикацией «Альманаха гурмана», прототипа позднейших гастрономических путеводителей. К кулинарным темам обращаются другие публицисты и журналисты – тот же Шарль Монселе и Барон Бриссе. Их друг Жозеф Фавр издает первый журнал «Кулинарная наука». Дюма не мог оказаться вне этого бурного течения – он был настоящим сыном своей эпохи.

«Я хотел бы, чтобы эту книгу читали все, а использовали на практике мастера этого искусства, – объясняет свои намерения Дюма во введении к словарю. – Моя книга не поразит практиков, но, кто знает, может быть, заслужит внимание уважаемых людей…». Дюма, прекрасный рассказчик, привыкший пробуждать воображение читателей, остался таким и в работе, у которой с плащом и шпагой мало общего. О кулинарии и гастрономии он пишет с изюминкой, с анекдотами, шутит, вспоминает, впечатляет эрудицией и удивляет ассоциациями. Говоря об омаре, автор цитирует стихи Байрона и делает комментатором Диогена. Он цитирует классику и современников: Ромео и Джульетту, Мюссе, Вальтера Скотта, Фенимора Купера, капитана Кука и некого парижского врача, которому благодарен за новость о том, что устрицы – единственный продукт, который не вызывает расстройство желудка.

Н о этот возбуждающий аппетит и воображение «гастрономический роман» – в первую очередь словарь. На 1200 страницах, от А до Z, в алфавитном порядке размещены словарные статьи, в которых автор описывает отдельные ингредиенты и целые блюда, напитки и соусы, виды мяса и способы его приготовления, фрукты, овощи и специи, посуду, необходимую в кухне, профессии, связанные с кухней и общественным питанием, биографии и достижения великих шеф-поваров, абстрактные понятия, такие как аппетит, или конкретные, например, зубы. Мы узнаем, среди прочего, что делать в случае ожогов, как важна кастрюля (чем бы было кулинарное искусство без кастрюли, любимого оружия и талисмана повара?), как выглядят церемонии приема в гильдию пекарей и какое необычное применение нашли для сельдерея древние римляне.

С ловарь содержит три тысячи рецептов блюд. Если верить автору – все им проверены. Но в нем нет никаких технических инструкций, таких как время приготовления блюда или количество отдельных компонентов. Но за это писатель может быть прощен – уже во введении Дюма сообщил, что практическая польза не является его целью. Мы имеем дело, скорее, с обширной энциклопедией, в которой рядом со словарными статьями можно обнаружить перепечатки фрагментов работ других людей, эссе «Несколько слов читателю» (но это «несколько» занимает... тридцать страниц), письмо к другу, меню известных парижских ресторанов, а также монографический текст о горчице.

«Б ольшой кулинарный словарь», вероятно, не появился бы, если бы не многочисленные дальние поездки и креольские корни писателя. Благодаря им словарь имеет международный, а не чисто французский характер (рецепты английского стейка, неаполитанских макарон, форели по-швейцарски соседствуют с блюдами французской кухни). К тому же автор проявляет интерес к восточным блюдами и кулинарной экзотике. Отсюда такие словарные статьи как алоэ, агава, жасмин, карри, куркума, плов, ваниль. Дюма охотно опирается на собственный опыт, более или менее эксцентричный. Упоминание о том, что он стал свидетелем добычи икры в Каспийском море, может, и не удивительно, но дегустация печени дельфина – вполне. И это только начало. Пеликан, пантера, головоногие моллюски, страусы, кенгуру, черепахи – Дюма пишет о них охотно, хотя новости, вероятно, из вторых рук. По поводу французских профитролей автор морщится: «Вы можете получить их в каждой кондитерской в большом городе. Мы не считаем, что есть необходимость писать о них». Зато вот такой рецепт вполне заслуживает внимание писателя: «15 желудков молодой акулы замачивайте в течение 24 часов, а затем бланшируйте…» ... или: «Возьмите одну или несколько лап медведя…» .

Д юма любил говорить: «Чтобы ужин был успешным, нас должно быть двое - я и мой отличный повар». А может, это также секрет успеха кулинарной книги? Работу над словарем больной Дюма закончил в Бретани, и человеком, который сопровождал его, была... кухарка Мари.

Дмитрий Вольский,
сентябрь 2015 г.

Еще статьи

Один из самых читаемых в мире писателей - француз Александр Дюма-отец, чьи приключенческие романы имеют миллионы поклонников во всем мире вот уже полных два столетия.

Детство и юность

Будущий создатель литературных шедевров родился в 1802 году в семье военного чиновника Тома Александра Дюма и дочери владельца отеля, имя которой было Мария Луиза Лабуре.

Детство и юность мальчика прошли в родном поселении - Вилле-Котре. Крепкая дружба Александра с Адольфом Де Левёном привела к тому, что юный Дюма проявил серьёзную заинтересованность драматургией в общем и театром в частности. Александр Дюма не видел себя актёром, выступающим на театральной сцене, но он мечтал о карьере драматурга.

На пути к творчеству

Не имея достаточно финансов и какой-либо серьёзной поддержки, Дюма перебирается в Париж. Его прекрасный почерк позволяет ему получить хорошую должность даже без должного образования.

Осознавая недостатки и пробелы в своём образовании, Александр Дюма начинает усердно читать. Один из новых знакомых помогает ему восполнить имеющиеся пробелы, составляя для молодого человека список книг, которые тот должен непременно прочесть.

Первая пьеса

Спустя какое-то время Дюма, впечатлённый скульптурой, повествующей об убийстве Мональдески, решается писать драматическую пьесу о шведской королеве. Он назовёт эту пьесу "Кристина". Из-за серьёзных разногласий, возникших между автором пьесы и влиятельными людьми того времени, пьеса так и не будет поставлена на сцене Комеди Франсез.

Участие в революции. Политические гонения

В 1830 году Александр Дюма становится активным участником революции, которой было суждено победить. Впоследствии Дюма не единожды лестно отзывался о молодых людях, ставших основой революционной борьбы.

Спустя год молодой писатель подвергся гонениям, которые имели политические причины. Широко распространились слухи о том, что он был арестован и расстрелян, даже не дождавшись судебного приговора. Слухи были ложными, но писателю действительно угрожали серьёзные проблемы с законом. На фоне сложившейся ситуации Александр принимает решение о бегстве за границу, в Швейцарию.

Жизнь за границей

Находясь за границей, Дюма не сидит сложа руки. В 1840 году писатель узаконил отношения с театральной актрисой Идой Ферьер, однако уже через 4 года супруги расстались. Его современники не раз отмечали тот факт, что, находясь в законном браке, писатель не отказывал себе в романах с другими женщинами. Заработки Дюма в этот период оцениваются как очень высокие, а образ жизни как роскошный и даже разгульный. Александр Дюма предпринимал решительные попытки развивать творческую деятельность: он организовал собственный драматический театр и начал издавать собственный литературный журнал. К сожалению, ни одно из начинаний не получило серьёзного развития.

Активная деятельность на литературном поприще

В 1851 году ситуация сложилась таким образом, что Дюма снова пришлось бежать: в этот раз причиной немедленного отъезда стали проблемы с кредиторами. Писатель был вынужден отправиться в Бельгию. В Брюсселе Александр начал писать знаменитые «Мемуары», которые были очень высоко оценены не только их автором, но и независимыми критиками.

За время активной фазы своего творчества Александр Дюма-отец написал огромное количество драм и комедий, большая часть из которых навсегда заняла своё почётное место в истории мировой литературы. Его авторству принадлежат такие шедевры, как «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра», «Парижские Могикане» и много других легендарных произведений. Всего из-под его пера вышло более двухсот произведений, в том числе и известный "Большой кулинарный словарь".

Умер Александр Дюма, биография которого описана в статье, в 1870 году во Франции. Его сын, также Александр, стал писателем. Чтобы различать их авторство, часто к фамилии старшего Дюма прибавляют приставку "отец".

Соавторы

Многие произведения Дюма-отца создавались в соавторстве с другими писателями. Одним из таких был Маке. Неудачный исход сотрудничества привёл к затяжным судебным разбирательствам. Победителем в них остался Александр Дюма, книги которого уже получили признание. Беседуя с его сыном уже после смерти коллеги, Маке утверждал, что никаких секретных соглашений между Дюма-отцом и Маке не было.


Биография

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas, père; 24 июля 1802, Вилле-Котре - 5 декабря 1870, Пюи) - французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Поскольку его сын также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение «-отец».

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу на новую тему. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами - в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“»

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Впоследствии в своих «Мемуарах» он писал:

Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах… Люди, совершившие революцию 1830 года, олицетворяли собой пылкую юность героического пролетариата; они не только разжигали пожар, но и тушили пламя своей кровью.

С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе национальной гвардии.

5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, поэтому по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности этого не произошло, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферьер, но продолжал связи с многими другими женщинами. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо. Издавал журналы и создал свой театр - и то, и другое закончилось неудачно. В опале после переворота 1851 года, бежал в Брюссель (Бельгия) от кредиторов, где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинством не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.

В 1858-1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт- Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и уже с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Впечатления от путешествия легли в основу книги «Кавказ», которая была издана в 1859 г в Париже, в 1861 г. на русском языке в Тифлисе, в 1862 г. на английском языке в Нью-Йорке. Во французском издании Le voyage au Caucase («Путешествие на Кавказ») 2002 г. впервые напечатаны черно-белые иллюстрации сопровождавшего А.Дюма в его путешествии Жан-Пьера Муане и князя Г.Гагарина.

Дюма провёл год в России (1858-1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России. Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Его произведения были переведены на множество языков и служили материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789-1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

В начале 1820-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.

Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».

«Генрих III» - историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:

Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного - бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло - по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «в картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Соавторы

В конце 30-х годов XIX века французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва».

Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ля Пресс», скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами, резко возразил Эмиль де Жирарден: в его глазах книгу обесценивало имя Маке, - читатель желал видеть только романы Дюма. «Шевалье…» вышел за подписью одного Дюма, Маке получил большие отступные - восемь тысяч франков и впоследствии продолжил сотрудничество. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.

Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета, он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал:

Доброй дружбы и честного слова нам всегда было достаточно; так что мы, написав почти полмиллиона строк о делах других людей, ни разу не подумали о том, чтобы написать хоть одну строчку о наших делах. Но однажды вы нарушили молчание. Вы поступили так, чтобы оградить нас от низкой и нелепой клеветы … вы поступили так, чтобы публично объявить, что я написал в сотрудничестве с вами ряд произведений. Вы были даже слишком великодушны, дорогой друг, вы могли трижды отречься от меня, но вы этого не сделали - и прославили меня. Разве вы уже не расплатились со мной сполна за все те книги, что мы написали вместе?

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…

Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма. И сегодня, в XXI веке, Дюма по прежнему держит первенство среди самых плодовитых писателей в мире.

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества.

Произведения

1911 Три мушкетёра
1913 Храбрец Д’Артаньян
1921 Три мушкетёра
1921 Три мушкетёра
1929 Железная маска
1932 Три мушкетёра - миледи
1932 Три мушкетёра - подвески королевы
1934 Загадка графа Монте-Кристо
1935 Три мушкетёра
1938 Три мушкетёра
1939 Три мушкетёра
1948 Три мушкетёра
1951 Клинок Д’Артаньяна
1952 Леди в железной маске
1952 С клинком наготове
1953 Граф Монте-Кристо
1953 Тайны Версаля
1953 Три мушкетёра
1954 Королева Марго
1959 Три мушкетёра
1961 Три мушкетёра
1961 Месть миледи
1962 Железная маска
1963 Сирано и Д’Артаньян
1971 Графиня де Монсоро (сериал из 7 частей)
1973 Джузеппе Бальзамо (сериал из 7 частей)
1973 Три мушкетёра
1974 Три мушкетёра
1974 Четверо против кардинала
1974 Четыре мушкетёра: Месть миледи
1974 Четыре мушкетёра Шарло
1975 Граф Монте Кристо
1977 Человек в железной маске
1979 Д’Артаньян и три мушкетёра
1979 Пятый мушкетёр
1984 Корсиканские братья
1989 Возвращение мушкетёров
1989 Узник замка Иф
1992 Мушкетёры двадцать лет спустя
1992 Эротические приключения трёх мушкетёров
1992 Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
1993 Три мушкетёра
1994 Дочь д’Артаньяна
1994 Круг мушкетёров
1994 Королева Марго
1996-1997 Королева Марго
1997 Графиня де Монсоро
1998 Человек в железной маске
2001 Мушкетёр
2009 Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини
2011 Мушкетёры (в 3D)
2014 Мушкетёры (телесериал)

«Дюма на Кавказе» - советский фильм 1979 года, в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы. Дюма был квартероном, чем гордился. Однажды он ответил пытавшемуся задеть его этим недоброжелателю: Мой отец был мулатом, мой дед негром, а прадед - обезьяной. Видите, господин, моя семья начинается там, где ваша заканчивается.

На самом же деле у Дюма никогда не было деда-негра, негритянкой была его бабка по отцу, рабыня и любовница его деда, маркиза де ла Пайетри.

В книге Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» рассказывается о соавторе Дюма (по некоторым источникам, «литературном негре») Огюсте Маке.