Иван ефремов: «поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут. Цитаты, афоризмы, выдержки из личной переписки известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова

Имя: Иван Ефремов (Ivan Efremov)

Возраст: 64 года

Деятельность: писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, философ

Семейное положение: был женат

Иван Ефремов: биография

Иван Ефремов – носитель энциклопедических знаний, которым он нашел прикладное применение в потрясающих размахом и детальностью исторических и фантастических произведениях. Его книги стоят в одном ряду с трудами , и . Биография ученого и писателя не менее захватывающая, чем творчество.

Детство и юность

Отец Ивана Ефремова, Антип Харитонович, из простого крестьянина выбился в купцы, получил чин титулярного советника. После революции 1917 года и развода родителей будущему писателю пришлось поменять отчество и стать Иваном Антоновичем, чтобы не привлекать внимание принадлежностью к зажиточному классу.


Мать Варвара Александровна занималась детьми, большую часть времени уделяя младшему Васе. Брат рос болезненным, и семья в 1914-м переехала в украинский Бердянск. Там Иван пошел в гимназию.

С началом гражданской войны Ефремов попал на фронт, получил контузию и всю жизнь слегка заикался. Демобилизовавшись, перебрался в Петроград, работал грузчиком, шофером, окончил школу. В свободное время запоем читал, помимо художественной литературы, книги по биологии, зоологии и теории эволюции. Выучившись на штурмана, Иван год проходил по Охотскому морю, а по возвращении поступил в университет, на биологическое отделение.


В конце 20-х годов Ефремов заинтересовался геологией, бросил университет и отучился в Горном институте. С исследовательскими экспедициями объездил Урал и Монголию, Среднюю Азию и Сибирь. В 1935-м за совокупность работ по палеонтологии Ивану присвоена степень кандидата биологических наук. Перед самой войной писатель защитил докторскую диссертацию.

Литература

Отзывался о стиле Ефремова как о весьма холодном и одновременно изящном. Сам Иван в интервью говорил, что «чувство языка выросло не в поэтических салонах», а в результате долгой работы, преодоления трудностей и из сохранившихся в памяти детских впечатлений. И называть его точнее фантазером, а не фантастом.


К литературному труду Иван обратился во время эвакуации в Казахстан. Заболев тифом, Ефремов оказался надолго прикован к постели и начал писать рассказы и повести. В это время вышли «Последний Марсель» и «Звездные корабли», «Путями старых горняков» и «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Озеро горных духов» и «Бухта Радужных струй».

В «Эллинском секрете» речь шла о таком понятии, как генная память. Во «Встрече над Тускаророй» автор размышлял над проблемой накопления «тяжелой» воды в океанских глубинах. «Олгой-Хорхой» посвящен поискам гигантского червяка в недрах монгольских степей. «Катти Сарк», по словам Ефремова, способствовал спасению легендарного парусника от забвения. После публикации рассказа в Англии корабль перевели в категорию музея, о чем писателю сообщили британские читатели.


Автор, объединивший вымысел с научными фактами, невольно оказался провидцем – описанные им события нашли реальное воплощение. В разное время обнаружены ртутные месторождения и пещера с рисунками первобытных людей, кимберлитовые трубки в Якутии и особенности структуры жидких кристаллов. Изобретены глубоководные аппараты, способные исследовать морское дно и бурить в нем скважины, как в «Атолле Факаофо». А поезда со скоростью 300 км/ч и вовсе обыденное явление.

В основу сюжета «Теней минувшего» легли фантазии Ивана о том, как в горных породах под определенным углом освещения отражаются события прошлого. Через 3 года нобелевский лауреат Денеш Габор теоретически обосновал эффект голографии.


Научно-фантастический этюд «Пять картин» Ефремов написал в поддержку художника Андрея Соколова, мастера космической тематики в живописи. По мотивам его полотна «Лифт в космос» Артуром Кларком придуман роман «Фонтаны рая».

О повести «Сердце Змеи» Иван вспоминал как о кладези ошибок. Первая публикация не прошла надлежащую редактуру и вызвала немало возмущения у части читателей, подкованной в химии и анатомии. Дилогия «На краю Ойкумены» погружала в детали рабской жизни в эпоху Древнего Египта и Древней Греции.


Ефремов не видел будущее человечества без контакта с иными цивилизациями, без освоения глубин космического пространства. В экспедиции по пустыне Гоби ученому пришла на ум идея романа «Туманность Андромеды». В книге красочно описано то, с чем имели дело потомки фантаста: последствия небрежного обращения с источниками ядерной энергии и неопознанные летающие объекты, сверхтвердые вещества и искусственно синтезированные продукты питания.

Роман «Час Быка», посвященный жене Таисии - философская притча о том, как опасен тоталитаризм. Как герои далекого прошлого в нем упоминаются персонажи из «Туманности Андромеды». Этим произведением ученый хотел возразить коллегам, которые рассматривали жизнь как дорогу к гибели, где человек сдавался под натиском звериных инстинктов, где отрицался триумф светлого и прогрессивного.


Ефремов полагал, что человек, как существо мыслящее и наделенное памятью, а не только рефлексами, в состоянии переступить этап биологического развития. И в перспективе земная цивилизация поставит на первое место общественные и социальные ценности.

Последним трудом Ивана Ефремова стало повествование об афинской гетере Таис, спутнице и царя Египта . На этот раз фантастика уступила место историческим фактам. И в то же время роман оказался гимном любви, красоте, уму и верности. Книга «Таис Афинская» вышла уже после смерти писателя.

Личная жизнь

Первой женой Ивана Ефремова стала представительница научной среды. Ксения – дочь профессора геологии, академика Николая Свитальского, исследователя рудных месторождений, на которых затем возвели знаменитый Магнитогорский металлургический комбинат. Потому и поговаривали, что из этого брака писатель стремился извлечь карьерную выгоду. Героиня романа «Лезвие бритвы» Сима Металина списана как раз с Ксении. Детей в этой семье не было.


Переезд Палеозоологического института, где ученый работал, из Ленинграда в Москву преподнес и изменения в личной жизни. В столицу Ефремов перебрался уже со второй супругой Еленой Конжуковой. Вскоре родился сын Аллан. Имя ребенку выбрал отец в честь персонажа из романа «Копи царя Соломона» британского писателя Генри Хаггарда. Аллан пошел по стопам отца – увлекся геологией.


Елена умерла в 1961-м, через год Иван женился на Таисии Юхневской. С женщиной ученый познакомился еще в 1950-м, когда та работала машинисткой в институте, а потом стала личным секретарем Ефремова.

Несмотря на громкое имя, супруги жили скромно. Из материальных «излишеств» была только машина, которую Иван купил после получения Сталинской премии за научные изыскания. Писатель до последних дней оставался джентльменом, входящих в комнату женщин приветствовал стоя, подавал пальто даже девочкам.

Смерть

Иван Ефремов ушел из жизни в октябре 1972 года, за несколько часов перед этим консультировал коллегу по диссертации. Причиной смерти, по словам вдовы Таисии, стал сердечный приступ. Тело усопшего на 2-ой день кремировали, и этот факт почему-то вызвал подозрение у КГБ.


Через месяц после похорон 11 человек с Лубянской площади обыскали квартиру писателя, в том числе прошлись по потолку и стенам металлоискателем. В чем подозревали Ефремова, так и осталось неизвестным. Но до 70-х годов сочинения Ивана не публиковались, а имя в научных кругах упоминалось шепотом, несмотря на то, что ученый был основателем отдельного направления - тафономии. Из библиотек, по воспоминаниям современников, пытались изъять роман «Час быка», раскопав между строк антисоветскую пропаганду.


Прах Ивана Ефремова захоронен на кладбище в Комарово, под Санкт-Петербургом. На могиле установлена базальтовая плита, а на ней - многогранник из минерала лабрадорит с высеченными именем и датами рождения и смерти.

Цитаты

«Фантазия - это вал, поднявшись на который можно видеть значительно дальше, пусть порой еще в неясных контурах».
«Либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо вообще не будет никакого, а будут пыль и песок на мертвой планете».
«Настанет время - и в мире исчезнут представители так называемой "черной работы", как исчезли в нашей стране бурлаки, землекопы, кочегары паровозов и т. д. Не сомневаюсь, что в будущем материальные блага станут производиться в замкнувшемся кольце технологии - автоматами, роботами, электронно-вычислительными машинами, - а человек целиком отдаст себя творчеству».

Библиография

  • «Катти Сарк»
  • «Встреча над Тускаророй»
  • «Обсерватория Hур-и-Дешт»
  • «Телевизор капитана Ганешина»
  • «Звездные корабли»
  • «Последний марсель»
  • «Адское пламя»
  • «На краю Ойкумены»
  • «Бухта Радужных струй»
  • «Атолл Факаофо»
  • «Юрта Ворона»
  • «Лезвие бритвы»
  • «Туманность Андромеды»
  • «Час Быка»
  • «Таис Афинская»

Впрочем, некоторые поклонники советского фантаста отметили юбилей уже в прошлом году. Официальной датой рождения писателя считается 22 апреля 1908 года - именно она зафиксирована в метрической книге. Сам Ефремов в автобиографиях всегда утверждал, что родился в 1907. Он прибавил себе возраст в юности, чтобы пораньше получить возможность зарабатывать на жизнь.

Биография Ивана Ефремова способна стать основой для нескольких романов - конечно, не научно-фантастических, а приключенческих. Поначалу его детство было вполне благополучным: увлечение Жюлем Верном, учёба в гимназии, влюблённость в море. С революцией 1917 года тихую размеренную жизнь настигли серьёзные потрясения. Родители развелись и разъехались по разным городам, оставив детей на попечении родни. В годы гражданской войны Иван стал "сыном полка" при красноармейской автороте. В время одного из артобстрелов он был контужен, после чего приобрёл лёгкое заикание.

После войны Иван Ефремов взялся заполнять пробелы в образовании. Всего 2,5 года ему потребовалось, чтобы освоить школьную программу. Будущему писателю пришлось сменить немало профессий - он был грузчиком, пильщиком дров, шофёром, матросом. Незаурядные способности и тяга к новым знаниям привели его в науку. Карьера учёного складывалась стремительно - Ефремову не исполнилось и 20 лет, когда он стал руководить палеонтологическими экспедициями. Юный возраст компенсировался богатым жизненным опытом, обострённой наблюдательностью, глубокими познаниями, врождённой интуиций и самоотверженным мужеством. "Первое плечо под застрявшую машину — начальника, первый в ледяную воду — начальник, первая лодка через порог — начальника, потому-то он и начальник, что ум, мужество, сила, здоровье позволяют быть впереди", - позже напишет он в романе "Лезвие бритвы", словно формулируя жизненное кредо настоящего руководителя.

Иван Ефремов. Источник: nowimir.ru

Иван Ефремов с геологическими и палеонтологическими экспедициями прошёл Приуралье, Поволжье, Среднюю Азию, Дальний Восток. Результатами работы становились научные открытия и картографирование "белых пятен". Авторитет Ивана Ефремова в научном мире укреплялся: в 1935 году ему присвоена степень кандидата биологических наук, а в 1941 - доктора наук. Академический мир иногда требовал не меньшего мужества, чем экспедиции в самые отдалённые уголки страны. Ефремов инициировал попытку выбить новое помещение для палеонтологического института (старое было слишком тесным и неприспособленным для хранения редких экспонатов) у самого Сталина. Просьба была удовлетворена, хотя подобная дерзость могла привести к долгим годам лагерей.

Не только научные заслуги, но и сама личность Ивана Ефремова поражала современников. Будучи блестящим специалистом в области естественных наук, он прекрасно разбирался в философии и цитировал наизусть поэзию Серебряного века. Романтический настрой и мечтательные устремления вполне органично сочетались с богатырским телосложением и недюжинной физической силой.

Главным достижением Ивана Ефремова на ниве науки стала разработка тафономии - раздела палеонтологии, изучающего закономерности сохранения ископаемых организмов в осадочных породах. С опорой на теоретические положения новой дисциплины было предсказано наличие огромного "кладбища динозавров" в пустыне Гоби. Послевоенная экспедиция подтвердила истинность догадок: останки ископаемых рептилий вывозились оттуда целыми грузовиками.

Ранние произведения Ивана Ефремова основаны на строгих научных фактах. Неудивительно, что многие фантастические предположения довольно скоро превратились в жизнь. Прозорливость писателя озадачила компетентные органы, сотрудники которых всерьёз задавались вопросом: стоит ли считать разглашением государственной тайны и изменой родине сбывшееся предсказание о залежах алмазов в Якутии. От фантастики "ближнего прицела", сосредоточенной на открытиях, которые вот-вот будут сделаны, Иван Ефремов переходит к более масштабным вещам. Его "приключениям мысли" всегда сопутствовали полновесность, энциклопедичность и философская проработка материала.

Роман-дилогия "Великая дуга" обращается к событиям далёкого прошлого. Последнее произведение писателя "Таис Афинская" также основано на историческом материале, дополненном авторским вымыслом. В минувших эпохах Иван Ефремов старается отыскать истоки современного миропонимания. Ставшие вершиной творчества писателя романы "Туманность Андромеды" и "Час Быка", напротив, повествуют о далёком будущем. После войны в моду вошли мрачные прогнозы, но Иван Ефремов преисполнен веры в светлое будущее. По его мнению, писатель обязан показывать выход из тупиков, призывая к духовной и социальной эволюции. Что самое удивительное, в романах учёного-естественника, наука и техника отодвинуты на второй план - ключевая роль отведена людям и отношениям между ними. Например, мир, описанный в "Туманности Андромеды" лишён радикальных консерваторов или новаторов. Что осмысленнее - сделать остановку или изменить путь развития - определяется в зависимости от возрастания человеческого счастья.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды" (1967).

На фоне современной фантастики книги Ивана Ефремова кажутся очень туманными: слишком в них мало "экшена" и слишком много многостраничных теоретических рассуждений. Впрочем, он никогда и не стремился развлекать читателя интригами и приключениями. Наоборот, задача Ивана Ефремова состояла в том, чтобы растормошить человечество, напомнить о безграничных возможностях духа и вдохнуть жизнь в поблекшие мечты. Хотя писатель был убеждённым сторонником социалистического строя, а его произведениями зачитывались советские космонавты, ему не удалось избежать опалы и цензуры - полные версии некоторых книг увидели свет только после смерти автора.

Времена, обстоятельства и тенденции значительно изменились, но в эпоху, когда в жизнь одновременно воплощаются "1984" и "О, дивный новый мир", перечитать советского фантаста становится жизненно необходимым. Ведь именно он, вопреки мрачным прогнозам и веским аргументам, пришёл к выводу, что в противостоянии антиутопии и утопии победа окажется на стороне последней, если, конечно найдутся люди, готовые подняться над безысходностью современного инферно и воплотить в жизнь светлые идеалы.

Русский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии, философ-космист и социальный мыслитель, лауреат Сталинской премии второй степени (1952) - Иван Ефремов, известен благодаря своим книгам, в которых показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества.

Иван Антонович Ефремов в студенческие годы (1925-1926 гг.)

Иван Антонович (Антипович) Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье лесопромышленника 9 (22) апреля 1907 года… На самом деле, согласно записи в метрической книге, год рождения И. Ефремова 1908-й, но он ещё в ранней юности «состарил» себя на год, чтобы облегчить начало самостоятельной трудовой деятельности. С тех пор во всех автобиографиях Иван Антонович ставил годом своего рождения 1907-й.

Способности самородка проявились достаточно рано: в четыре года выучился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и безоглядно полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях, учёных. В 1914 году семья переезжает в Бердянск, где Иван Ефремов поступает в гимназию. Революция сопровождается давно назревшим разводом родителей, в 1919 г. мать с детьми перебирается в Херсон, выходит замуж за красного командира и уезжает с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умирает от тифа. Иван прибивается к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» доходит до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, с той поры слегка заикался. В 1921 году, демобилизовавшись, едет в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, оканчивает школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.

Учёбу приходилось совмещать с заработком на жизнь. Работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, а затем — шофёром в ночную смену. В 1923 году Ефремов сдаёт экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уезжает на Дальний Восток.

К палеонтологии молодой Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог возвращается в Ленинград и поступает в университет на биологическое отделение. С середины 20-х его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.

Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегают по Поволжью, Уралу и Средней Азии. А в первой половине 30-х он участвует в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже войдут в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.

В 1935 году Ефремов экстерном оканчивает Ленинградский горный институт. В том же году он становится кандидатом, а в марте 1941-го — доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»). В это время Иван Антонович уже живёт в Москве, поскольку в 1935-м сюда переезжает Палеонтологический институт. В соавторстве с А. П. Быстровым публикуется монография по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).

В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, навсегда заполучив тяжёлую болезнь сердца. «Меня, как доктора наук, прочно забронировали и держали в глубоком тылу.»

В 40-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания — тафономия. Так было названо учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950-м («Тафономия и геологическая летопись»), в 1952 г. её автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 70-е годы, однако выводы своей науки Ивану Антоновичу удалось успешно применить ещё во время экспедиции за «костями дракона» в монгольскую Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в МНР в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана увлекательная и познавательная во многих отношениях документальная повесть «Дорога Ветров».

Во время Великой Отечественной войны И. А. Ефремов начинает писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказывает открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. А небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно влияет на судьбу знаменитого британского парусника — теперь отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В монгольской Гоби, в экспедиции за «костями дракона», под фантастическим ночным небом у Ефремова рождается замысел создать произведение о космическом будущем. О Великом Кольце миров Вселенной и о красивых, «ненасытных в подвиге» людях. О подлинных человеческих отношениях и о планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Написать симфонию восходящего к звёздам человечества. Такой симфонией стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году и определивший жизненный путь многих людей — от подвижников альтернативной педагогики до космонавтов. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка, профессиональных органов власти…

Второй, любимый роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной и человечеством к началу 1960-х гг., когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое. Время властно требовало (и требует до сих пор!) новых подходов к управлению обществом и к воспитанию, развития наук о человеке, объединения всех здравомыслящих сил планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».



Но реальные тенденции мирового развития оказываются иными, всё более тревожными — и к концу 1960-х появляется роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждает о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое восприятие этого романа как карикатуры на СССР слишком примитивно. Безусловно, писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» — и высшими идеологами государства роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изъят из библиотек и запрещён к переизданию на 18 лет. Но смотрел Ефремов гораздо глубже, ведь не напрасно земляне — герои «Часа Быка» — так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса: из «муравьиного лжесоциализма» или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге Иван Антонович говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры». «Час Быка» создавался на фоне этих тревожных мыслей.

Годы перенапряжения сил подорвали мощное сердце, и 5 октября 1972 года Ивана Антоновича не стало. Он не дожил до окончания публикации своего четвёртого романа, «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой: «Т. И. Е. — теперь и всегда». Эта книга стала вершиной художественного мастерства писателя, «прекрасной грёзой для всех чего-нибудь стоящих людей», как говорит один из её героев.

Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя и художника. От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества. И дальше, к Великому Кольцу миров, — всё дальше и дальше идёт восходящая эволюция жизни.

Иван Ефремов был женат дважды: первый раз — в 1936 году на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов. После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович вторично женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил до своей смерти.

Иван Антонович Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».



Имя автора самых известных фантастических романов «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Лезвие бритвы» до сих пор окутано тайнами и мифами. В биографии писателя-фантаста и профессора палеонтологии Ивана Ефремова до сих пор не раскрыта одна тайна. Умер он 5 октября 1972 года, а через месяц, 4 ноября, в его квартире органы КГБ провели многочасовой тщательный обыск. Что хотели найти? До сих пор неизвестно. Но существуют версии, согласно которым писатель предстает то как английский шпион, то как агент... другой цивилизации.

По свидетельству жены писателя Таисии Ефремовой, обыск начался с утра и закончился за полночь, проводили его одиннадцать сотрудников московского Управления КГБ, — рассказывает историк, доктор философии, заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Никита Петров. — По протоколу, искали «идеологически вредную литературу». Однако вынесли из квартире совсем другое.

Историк Никита Петров

В перечне изъятого старые фотографии Ефремова и его друзей, письма его к жене и читателей, квитанции, «оранжевый тюбик с иностранными словами», образцы минералов, разборная трость, «металлическая палица из цветного металла», книга про Африку, «различные химические препараты в пузырьках и баночках», которые оказались гомеопатическими лекарствами. Всего — 41 предмет.
— Самое странное, что в поисках чего-то сотрудники КГБ прощупали все стены, потолки, полы металлоискателем, — продолжает Никита Васильевич. — На прямой же вопрос Таисиии, в чем обвиняется писатель, ответили: «Ни в чем, он уже покойник».
Однако обыск имел прискорбные последствия. Было приостановлено издание пятитомного собрания сочинений писателя — Ефремова не издавали до середины 1970-х годов. Даже не цитировали его в специальных трудах по палеонтологии, хотя Иван Антонович являлся основоположником целого научного направления.
За 8 лет, что прошли после смерти писателя, спецы Второй службы (контрразведки) Московского управления КГБ состряпали 40 томов(!) дела оперативной разработки против фантаста. На следы какого преступления вышли оперативники?

ВЕРСИЯ 1: АНГЛИЙСКИЙ РАЗВЕДЧИК

— Правда, что ходили слухи, будто бы что Ефремов — шпион?
— Гэбисты считали, что Иван Антонович, как минимум, это не тот человек, за кого себя выдает, — говорит доктор Петров. — Якобы он англичанин, на которого подменили настоящего Ефремова во время экспедиции в Монголию. Или еще раньше - в годы юности.
Шпионская версия, конечно же, ущербна. Представьте: подставной, тщательно законспирированный резидент — он же стоит дорого. Должен работать на очень высоком уровне. А Ефремов «внедрен» в рядовой, не секретный Институт палеонтологии. Хотя до войны он работал в геологии — отрасли, которая могла представлять интерес для иностранной разведки. В конце 1940-х, когда СССР занят созданием атомной бомбы, а геологи ищут урановую руду, — наш «британский резидент» исследует ископаемых позвоночных в пустыне Гоби. Нет, что-то не то.
Появление шпионской версии можно объяснить лишь одним: в конце 1960-х, поднимая престиж КГБ, новый его председатель Юрий Андропов породил шпионофобию, всюду искали иностранных агентов-нелегалов. Вот и Ефремова "нашли".

ВЕРСИЯ 2: ЖЕРТВА ОТРАВЛЕНИЯ

— Сама слышала однажды, что Ефремова убили...
— Было и такое подозрение. Дело в том, что при жизни за Иваном Антоновичем вели слежку оперативники. И один из них докладывал начальству: смерть писателя наступила в тот момент, когда «объект» вскрыл письмо, полученное им якобы из какого-то иностранного посольства. На основании этой справки было сделано следующее заключение: английская разведка, установив, что чекистское кольцо вокруг ее резидента замкнулось, убрала его, направив Ефремову письмо, обработанное сильнодействующим ядом.
Но только, по свидетельству жены Ефремова, тот скончался ночью в постели от очередного сердечного приступа. И в 1989 году в официальном письменном ответе Следственного отдела Московского управления КГБ подтвердили, что «возникшие подозрения о возможности его насильственной смерти не подтвердились».

ВЕРСИЯ 3: ЯРЫЙ АНТИСОВЕТЧИК

— В романе «Час быка» писатель порочит коммунистический образ жизни — наше светлое будущее. Может, он был тайным антисоветчиком?
— В 1970-м Ефремова, действительно, заподозрили в попытках иносказательно критиковать советскую действительность. Даже председатель КГБ Юрий Андропов 28 сентября 1970 года в письме в ЦК КПСС прямо пишет, что Ефремов в романе "Час быка" «под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торман» клевещет на советскую действительность». Секретарь ЦК Петр Демичев, отвечавший тогда за идеологию и культуру, пригласил писателя на беседу. Попросил внести кое-какие правки в текст. И Ефремов согласился. Роман, в итоге, издали. А изымать из библиотек начали уже после таинственного обыска.
Так что дело было не в «Часе быка». И в диссидентском движении писатель не участвовал.
— Очевидно, что все три версии выглядят сомнительными. В чем же тогда причина странного обыска? Удалось ли найти какие-нибудь свидетельства, которые бы проясняли загадку?
— Да, я изучал документы по делу Ефремова, заведенному в Отделе по надзору за следствием в органах государственной безопасности Прокуратуры СССР. Но и они, на удивление, никак не проясняют тайну. 22 января 1973 года — почти через 4 месяца после того, как писатель скончался, следственный отдел Московского УКГБ возбудил уголовное дело по факту смерти Ефремова «в связи с неясностью причины смерти и для проверки его личности». Несколько раз следствие продлевали, и, наконец, прекратили 7 марта 1974 года «за отсутствием события преступления».
Если бы писателя всерьез подозревали в сотрудничестве с иностранными разведками, то в деле имелось бы прямое указание на сей счет. Там же были заявлены иные мотивы, включая «проверку личности». Будто бы Ефремов и в самом деле был «не тот, за кого себя выдавал».
Среди тысяч надзорных дел Прокуратуры СССР дело Ефремова — единственное, из которого неясно, на предмет чего оно заведено.

МНЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ. Председатель секции прозы Союза писателей Санкт-Петербурга, писатель Андрей Измайлов: «В ОРГАНАХ СЧИТАЛИ: ВСЕ ФАНТАСТЫ — ЧЬИ-ТО АГЕНТЫ»
— Эту версию я услышал от ныне покойного Аркадия Стругацкого. По его словам, в конце 1960-х и начале 1970-х годов в двух организациях США — контрразведке и в армии были созданы учреждения, которые серьезно занимались «летающим тарелкам» и возможностью проникновения на Землю инопланетян.
Вот, что в свое время рассказал мне по этому поводу Аркадий Натанович: «У наших могла появиться аналогичная идея, — предполагал. — И тогда же у любителей фантастики родилась идея-фикс: мол, ведущие писатели-фантасты это агенты внеземных цивилизаций. Мы с братом получили не одно письмо про инопланетных шпионов. Можно себе представить, что вновь созданный отдел компетентных органов возглавил чрезвычайно романтически настроенный офицер, который поверил в абсурд «фантасты суть агенты». И потому за Ефремовым стали наблюдать. При жизни трогать боялись: бог знает, чего ждать от инопланетянина. А узнав о смерти, пришли в надежде что-нибудь найти.
Я ставлю себя на место гипотетического романтического офицера, и рассуждаю здраво: если Ефремов — агент внеземной цивилизации, то должно быть какое-то средство связи. Но как выглядит средство связи у цивилизации, обогнавшей нас лет на триста-четыреста, да еще и хорошенько замаскировавшей это средство?! Поэтому брали первое, что попалось. Потом, удовлетворенные тем, что взятое не есть искомое, все вернули».
И ведь в самом деле — все сходится: посмертный обыск, металлоискатель, изъятие химических препаратов. Они даже пытались вскрыть урну с прахом писателя, которая в ту пору хранилась дома. А на допросах все выспрашивали у его супруги, почему не проводилось вскрытие тела? Почему кремация, вопреки обычаю, последовала на второй день после смерти? Да и вообще как давно она знает мужа? Словно бы искали инопланетные артефакты и анатомические отличия замаскированного пришельца.
Кстати, если придерживаться внеземной версии, то и некоторые факты обычной, в общем-то, биографии писателя можно истолковать соответствующим образом. Например, вполне себе подозхрительными выглядят его геологические изыскания и раскопки останков позвоночных. Или тяга к «черепам динозавров». Был такой рассказ у Ефремова, как палеонтологи в могильнике ящеров нашли череп инопланетянина.
В среде любителей фантастики авторитет Ефремова был велик, за ним прочно закрепилась слава человека, предвосхитившего некоторые научные открытия. Вспоминали в этой связи, например, о голографии. Все это в совокупности мистифицировало сотрудников органов, которые даже за довольно невинными событиями видели некие «тайные пружины», «влияние извне». При таком подходе писатель мог стать подозрительной или удобной для отработки теорий фигурой.
Разработчики версии "Ефремов-пришелец" даже своему прямому руководству не могли прямо сказать о «внеземных подозрениях». И доверить бумаге не осмеливались. От этого, возможно, и нет прямых доказательств связи писателя с инопланетянами. Их и не может быть.

МНЕНИЕ СЫНА ЕФРЕМОВА: "ВОЗМОЖНО, БЫЛ ДОНОС"
На международном симпозиуме «Иван Ефремов — ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы», прошедшем в Биоцентре РАН, сын писателя, геолог Аллан Ефремов, на вопрос «а был ли донос перед обыском?», ответил:
— Несомненно. Но кто именно точно написал, мы не знаем. Да, мы имеем определенные подозрения, но пока они не подтверждены, говорить, считаю, не имеем права.
Однако старший следователь по особо важным делам следственного отдела УКГБ при СМ СССР по г. Москве и Московской области подполковник Ришат Хабибуллин, проводивший обыск, уверял в беседе с журналистами, что доноса не было.

МНЕНИЕ ДРУГОГО СПЕЦИАЛИСТА. Физик, исследователь околонаучной мифологии Павел Полуян:
«АСТРАЛЬНЫЙ» ШПИОНАЖ БЫЛ ПРОДУКТИВНЕЕ РЕАЛЬНОГО»
— Иван Ефремов был не просто писатель, а геолог-палеонтолог, профессор, лауреат Сталинской премии. Помимо раскопок динозавров в пустыне Гоби, он участвовал в поиске руд, в том числе урана, - знал многое. Однажды опубликовал рассказ с описанием алмазного месторождения в Якутии - то есть раскрыл гостайну. Пришлось Ефремову доказывать «в органах», что описание дал по наитию - еще до того, как нашли там первый алмаз. Не утечка информации, а сбывшийся научный прогноз. И это не единичное его прозрение.
Не в этом ли причина? Возможно, секретные службы Советского Союза озаботились не шпионством, а очевидной загадкой: как писатель получает пророческую информацию? Например, в рассказе «Эллинский секрет» говорится о странных снах. Герой видит себя в древней Греции и узнает рецепт вещества, размягчающего слоновую кость, что позволяет создавать изделия поразительной утонченности. Объяснение: генная память - знания предков передаются потомкам, записанные в ДНК.
Позднее генная память превратилась у Ефремова в «ноосферу». Так геохимик Вернадский называл сферу деятельности разума. Но писатель-фантаст «ноосферу» отождествил с тем, что в индийской мифологии именуется «Небесные хроники Акаши». Это уже не гены, а некая геофизическая структура, которая записывает и хранит информацию о происходящем на планете Земля. Возможно, с таким «банком данных» и вступал писатель в контакт — получал из «ноосферы» картинки времен египетских фараонов, Александра Македонского и Таис Афинской.
Но откуда вообще берется информация о будущем, об инопланетных мирах и продвинутой сверхнауке? На этот вопрос писатель отвечает в романе «Туманность Андромеды». Там говорится про «Великое кольцо»: космос заполнен визуальной информацией, которую посылают с далеких звезд наши братья по разуму. В романе эти радиосигналы улавливаются спутниками. Но сделан намек и на другие контакты: героя книги во время эксперимента посещает видение инопланетянки, она изрекает: «Оффа алли кор!» Как будто Ефремов рассказывает о своем собственном опыте сверхчувственного восприятия.
Загадочные слова «оффа алли кор» до сих пор звучат как заклятье, и любители книг Ефремова призносят их, как секретный пароль. Но что означают эти слова — так никто и не догадался. Может, узнаем, когда действительно встреча двух космических цивилизаций произойдет?
Но многие обвиняли Ефремова в излишнем мистицизме. На такие нападки Ивану Антоновичу даже пришлось дать ответ в статье в «Комсомольской правде» 28 января 1968 года: «Во второй половине нашего века уже нельзя больше проводить знака равенства между мистикой и парапсихологическими явлениями». В 1962 году членкор АМН СССР Леонид Васильев издал книгу «Экспериментальные исследования мысленного внушения», а в Чехословакии как раз тогда прославился Станислав Гроф, создавший трансперсональную психологию с внетелесными путешествиями.
Понятно, что спецслужбы не могли не интересоваться такой «экстрасенсорикой»: вдруг «астральный» шпионаж окажется продуктивнее реального? Вероятно, именно этим объясняется столь пристальный интерес советских разведывательных органов к личности писателя Ефремова…
Тайна писателя-фантаста стала пеплом, что захоронен под странным каменным многогранником на Комаровском кладбище.

ИЗ ДОСЬЕ «КП» Какие «предсказания» Ефремова сбылись?
*В 1944 году в рассказе «Алмазная труба» писатель рассказал об открытии месторождения алмазов в Якутии. А в 1954 году, всего на 300 км южнее от описываемых в рассказе мест, было открыто первое якутское месторождение алмазов — трубка «Мир».
*Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае — в рассказе «Озеро горных духов» (1943).
*Голография — в рассказе «Тень минувшего» (1945).
*Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо»(1944).
*В романе «Туманность Андромеды» (1955): трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном, геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности, и экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение.
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы направляем запрос в УФСБ по Москве и Московской области с тем, чтобы понять истинные причины обыска и уголовного дела, заведенного после смерти Ивана Ефремова.

(1907-1972) русский писатель и ученый

Фантастические романы Ивана Антоновича Ефремова сразу же обрели популярность среди миллионов читателей. Он создавал свои произведения в послевоенное время, когда страна только начинала залечивать нанесенные войной раны. Трагедия коснулась практически каждой семьи, и казалось, что живая память о пережитом требовала разговора именно об этом. Писатель же сознательно уводил своих читателей в глубину веков или в необъятные просторы отдаленных галактик. Но он удивительным образом предвосхитил читательский интерес к новым открытиям, которые будут совершены вместе с полетами человека в космос.

Жизнь Ивана Ефремова, можно сказать, распадается на две составляющие. Он был ученым и писателем, причем даже трудно сказать, какая его ипостась оказалась наиболее существенной для общества.

Еще в детстве, в деревне Вырица под Петербургом, Иван Ефремов увлекся чтением, поскольку в доме его родителей была большая библиотека. Правда, отец не имел никакого отношения к творческой интеллигенции: он был известным в городе лесоторговцем, однако считал, что книги являются свидетельством благосостояния семьи. Маленький Ваня перечитал практически все из домашней библиотеки и множество других книг, которые брал у друзей. Так получилось, что первыми авторами, которых он прочитал, стали Жюль Верн , Дж. Конрад, Р. Хаггард.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Ивана, если бы не болезнь младшего брата. Врачи посоветовали мальчику перемену климата, и вся семья перебралась на юг, в город Бердянск. Там Иван пошел в школу, но закончить ее не успел, поскольку началась революция. К тому же родители развелись, и мальчики оказались в доме своей тети, жившей в Херсоне.

Стихия революции и гражданской войны захлестнула не только взрослых, но и подростков. Как и многие другие ребята, Иван Ефремов отправился на фронт и оказался в автороте при штабе Шестой армии. Вместе с красноармейцами он участвовал в штурме Перекопа, а после разгрома Врангеля вернулся домой. К тому времени его отец разыскал и забрал к себе младших детей, а Иван оказался практически предоставленным самому себе.

В то время в Херсоне трудно было заработать на жизнь, и Иван Ефремов уезжает в Петроград. Там он работает то помощником шофера, то пильщиком дров, то просто чернорабочим. Одновременно учится в школе, стремясь как можно скорее наверстать упущенное и догнать сверстников. Именно в это время он заинтересовался палеонтологией - наукой об ископаемых животных.

Прочитав в журнале «Природа» статью известного ученого-палеонтолога П. Сушкина о северодвинской пермской фауне, Ефремов решил с ним познакомиться и написал письмо в редакцию. Письмо Сушкину передали, и он пригласил юношу к себе в Геологический музей. Так постепенно возникла их дружба, а позже и научное сотрудничество.

Однако Иван Антонович Ефремов еще не определился в выборе будущей профессии, он был полон романтики, мечтал увидеть дальние страны и потому отправился во Владивосток. К тому времени он уже имел диплом штурмана, но ему пришлось работать матросом на кораблях дальнего плавания. Ефремов посетил множество южных морей и навсегда заболел страстью к путешествиям.

Через год он поддался на уговоры Сушкина и поступил учиться в Ленинградский университет на геологоразведочный факультет. Одновременно он устроился препаратором в Геологический музей.

Однако страсть к путешествиям не оставляла его, и каждое лето Иван Ефремов неизменно отправлялся в различные экспедиции. Он искал ископаемых животных и открывал для себя неизведанные места. Уже во время первой поездки на север России в 1928 году он открыл обширные захоронения древнейших земноводных, необычайно хорошо сохранившихся. Ефремов обладал необыкновенной везучестью, которую сам объяснял достаточно просто: если отправляешься в экспедицию, обязательно должен что-то найти. И он пытался найти нефть, уголь, золото, рудные месторождения. Попутно уточнялись географические карты и велись топографические съемки. При этом работать часто приходилось в экстремальных условиях, без транспорта и радио.

С 1924 по 1935 год Иван Антонович Ефремов участвовал в экспедициях в Закавказье, Среднюю Азию и Восточную Сибирь, И отовсюду он привозил скелеты древних животных. На основе их изучения Ефремов постепенно отрабатывал научную методику исследования процессов формирования земного рельефа. Причем выводы ученого нередко опережали науку своего времени. Так, в частности, Иван Ефремов впервые заговорил о необходимости изучать рельеф океанического дна. Но его статья получила отрицательную оценку рецензента, который счел доводы молодого ученого фантастикой. Правота его стала очевидной лишь после открытия эхолокации.

Наиболее же примечательными оказались его поездки, совершенные в 1946-1949 годах в пустыню Гоби. Тогда Иван Антонович Ефремов не только открыл неизвестные скопления скелетов динозавров, но и опроверг теорию работавших там в 30-е годы американцев, которые утверждали, что на этом месте всегда была пустыня. Ефремов доказал, что в далеком прошлом здесь было обширное море, населенное множеством животных. Правда, сделанный им в 1957 году, а затем и в 1959 году в Пекине доклад «О биологических основах палеозоологии» вызвал неоднозначную реакцию ученых. Но позднейшие находки морских ископаемых снова подтвердили его правоту.

В то же время, Иван Ефремов постоянно ощущал недостаток знаний и поэтому поступил на геологический факультет Горного института, который закончил экстерном, всего за три года. Сочетание геологического и биологического подходов и привело Ефремова к созданию новой науки - тафономии. Он разработал методику, которая позволяла восстанавливать ландшафт, животный и растительный мир безмерно далеких геологических эпох. Открытие Ивана Ефремова позволяло заглянуть в прошлое и понять динамику процессов, происходивших на Земле в течение миллионов лет. Обобщением его наблюдений стала книга «Тафономия и геологическая летопись» (1950).

Казалось, Иван Ефремов добился всего, чего хотел: в 1940 году он являлся автором 65 научных работ, получил степень доктора биологических наук. Но как же случилось, что известный ученый-палеонтолог, чье имя уже приобрело международную известность, стал не менее известным писателем?

Несколько раз Иван Антонович Ефремов пытался писать рассказы о своих путешествиях, но всякий раз обстоятельства мешали ему, да и качество написанного не удовлетворяло. Так продолжалось до 1942 года, когда он заболел тифоидной лихорадкой и оказался надолго прикованным к постели. Тогда-то ученый и начал писать.

Всего за несколько месяцев, Иван Ефремов написал первый рассказ и отправил его в журнал «Техника - молодежи». Рассказ напечатали, и, вдохновленный своим первым успехом, Ефремов написал еще несколько рассказов, которые составили цикл «Семь румбов». Начиная с 1944 года он уже серьезно занимается литературой. Его рассказы печатаются в разных журналах, а в издательстве «Молодая гвардия» выходит первый однотомник.

Очень большое значение для творчества Ивана Ефремова имела его встреча с известным писателем Алексеем Николаевичем Толстым , который сказал, что самое ценное в рассказах Ефремова - «правдоподобность необычайного», исходящая из глубокого знания всего, что он описывает. Позже ученый признавался, что после беседы с Толстым он окончательно поверил в свое призвание стать писателем. После разговора с маститым литератором, Иван Антонович Ефремов передал свои рассказы в журнал «Новый мир».

В его творчестве очень удачно соединился талант ученого и писателя. Занявшись литературой, он получил возможность описывать свои научные идеи в художественной форме. Не случайно сюжет одного из рассказов Ефремова - «Тень минувшего» - подтолкнул физика Ю. Денисюка к изобретению голографии.

Первые произведения Ивана Ефремова часто возникали из научных гипотез, некоторые из которых в будущем подтвердились. Таковой стала, например, гипотеза о существовании наскальных рисунков, которую он изложил в рассказе «Юрта ворона». В другом же рассказе, «Алмазная труба» (1945), писатель предсказал открытие месторождения алмазов в Якутии. Свои замыслы Ефремов брал не только из различных наук, но и из фольклора, с которым знакомился во время экспедиций. Так, в частности, появилась его повесть «Дорога ветров». Однако вымысел в произведениях Ивана Ефремова всегда связывается с реально допустимыми, хотя и маловероятными, на первый взгляд, причинами.

К концу войны, Иван Ефремов написал еще несколько рассказов, а уж потом перешел к более крупному жанру - повести. В 1949 году он публикует историческую дилогию «Великая дуга», которая имела еще одно название - «На краю Ойкумены» - и была переработана писателем в 1956 году. Вслед за этой повестью вышел роман «Путешествие Баурджеда».

В этих произведениях писатель показывает мир глазами древних египтян и ярко воссоздает не только картины быта, но и природу минувших эпох. Тогда же в творчестве Ефремова появляется космическая тема. Он пишет повесть «Звездные корабли», в которой впервые обращается к теме пришельцев с далеких планет. Она явилась как бы пробой пера на пути создания более крупных произведений. Вместе с тем Иван Ефремов одним из первых задумался о существовании других цивилизаций.

После большой экспедиции в пустыню Гоби писатель выпускает книгу очерков «Дорога ветров», в которых соединяет реальность и фантастику. Сам автор предстает в них сразу в двух временных планах - он видит настоящее и далекое прошлое. Так постепенно, от произведения к произведению, Иван Ефремов оттачивал литературную технику и раздвигал границы своих произведений. Одновременно он окончательно определил содержательную структуру своих книг, в которых будут соединяться зрительные картины прошлого и настоящего, анализ научных гипотез, философские размышления автора и некоторые его футурологические прогнозы.

От научно-технической утопии писатель переходит к фантастике. Роман «Туманность Андромеды» (1957) не только ознаменовал новую страницу в творчестве Ефремова, но и стал этапным в развитии всей фантастической литературы. Правда, другие писатели-фантасты не стали продолжать предложенную Ефремовым форму утопии.

Конечно, для современного читателя, многие новации Ивана Ефремова кажутся наивными, но в главном - жизнеутверждающем пафосе книги, ярких образах героев - его творчество нисколько не устарело и сейчас. Напротив, ставшие реальностью длительные космические экспедиции подтвердили, что во многих случаях Ефремов оказался прав.

В романе «Туманность Андромеды» он рассказывает историю звездолета «Лебедь», который отправился в путешествие к далеким мирам. Ефремов показывает мир будущего изнутри, он как бы становится современником описываемых событий и уже оттуда смотрит в прошлое, т.е. в наше время. Впоследствии, этот художественный прием Ивана Антоновича Ефремова прочно войдет в фантастическую прозу всех стран. Интересен и язык романа. Писатель делает его подчеркнуто литературным, старательно избегая вульгарных оборотов, бытовизмов. Вслед за первым романом он публикует повесть «Сердце Змеи», в которой завершает рассказ о своих героях. Повествование о встрече представителей двух разных миров, находящих взаимопонимание, несмотря на полную физическую несовместимость, прозвучало весьма актуально.

Действие следующего романа Ивана Ефремова - «Лезвие бритвы» (1963) - происходит в наши дни. В нем писатель соединяет фантастику и детектив. По мысли Ефремова, яркий, захватывающий сюжет произведения должен был привлечь самого разного читателя, независимо от уровня его образования. Но роман получился слишком рыхлым и перегруженным подробностями.

Возможно, поэтому писатель снова обратился к жанру чистой фантастики. Роман «Час быка» (1969) стал последним крупным произведением Ивана Антоновича Ефремова. Он вновь переносит действие в далекое будущее, используя уже привычную для себя форму утопии. Но пафос романа стал совершенно иным. Вместо привычного для писателя оптимизма в нем звучат ноты трагического предостережения. Это произведение, конечно, отражает изменения во взглядах и самого писателя - ведь в стране начиналась эпоха застоя. Поэтому практически сразу же после первого издания роман был запрещен, изъят из библиотек и вернулся к читателям лишь много лет спустя.

Иван Ефремов написал также несколько исторических произведений. Это романы «Таис Афинская» и «Рок Персеполиса». Однако историческими их можно назвать скорее условно, поскольку фантастика в них преобладает над исторической точностью, свойственной этому жанру.

В истории отечественной культуры Иван Ефремов остался не только как известный ученый-палеонтолог и основоположник новейшей советской фантастики, но и как интересный мыслитель, внесший немало любопытного в теорию цивилизаций, общения между мирами и прогнозирования будущего человечества.