Классические литературные произведения. Лучшие произведения классической мировой литературы, которые стоит почитать для души

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

Произведения классиков, как хорошее вино, – они выдержаны и проверены временем и огромным количеством читателей. Многие из этих книг универсальны: они исцеляют душу, ищут ответы на вечные вопросы бытия, развлекают, расслабляют, поднимают настроение, заставляют задуматься и дарят бесценную возможность приобрести уникальный жизненный опыт.

Русская классика

«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Блистательный шедевр мировой классической литературы. Необычайный многозначительный мистический роман, изобличающая людские грехи и пороки. В нем переплелись извечные темы борьбы добра со злом, смерти и бессмертия, а также невероятная линия любви, начавшаяся со случайной встречи людей, созданных друг для друга.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Хорошее произведение для тех, кто выбирает классическое произведение для саморазвития. Роман в стихах, в котором противопоставлены два характера: пресыщенного скучающего молодого человека Евгения Онегина и чистой наивной девушки Татьяны Лариной, последовавшей искреннему чувству. История о взрослении и развитии одной личности и внутренней опустошенности другой.

«Анна Каренина», Лев Толстой

Замужняя Анна Каренина влюбляется в молодого офицера Вронского. Тот отвечает ей взаимностью. Но окружение отворачивается от «падшей женщины». Отчаянные попытки влюбленных воссоединиться на фоне нравов и порядков дворянства того времени не увенчались успехом.

«Доктор Живаго», Борис Пастернак

История поколения начала 20 века, которое входило в новую эпоху с верой в большие перемены. Однако испытания, которые им пришлось пережить (гражданская и первая мировая война, революция), принесли лишь разочарования и поломанные надежды. Но, несмотря ни на что, люди приобрели бесценный опыт. Книга полна размышлений о судьбах людей и государства.

«12 стульев», Евгений Петров, Илья Ильф

История о двух авантюристах, ищущих бриллианты, спрятанные в стульях гостиного гарнитура мадам Петуховой. Роман-фельетон невероятно увлекательный, пропитан острым юмором и неиссякаемым оптимизмом. Обеспечит несколько увлекательных вечеров, тем, кто еще не читал книгу, и поднимет настроение тем, кто взялся за нее повторно.

«Собачье сердце», Михаил Булгаков

Профессор Преображенский исследует методы омоложения. Однажды он приводит с улицы бездомного пса Шарика и делает ему пересадку гипофиза умершего Клима Чугункина, пьяницы и хулигана. Вместо доброго покладистого животного получается существо с абсолютно отвратительным характером и повадками. Роман демонстрирует историю взаимоотношений интеллигенции с «новой породой» человека.

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», Владимир Войнович

Чудесный выбор произведения, чтобы почитать в отпуске, такой легкий роман-анекдот. Перед началом Великой Отечественной войны в небольшой деревушке из-за поломки садиться самолет. Отбуксировать его нет возможности, поэтому к нему приставляют простодушного и нелепого постового Ивана Чонкина, который со временем переносит место своей службы в дом почтальона Нюры…

«А зори здесь тихие», Борис Васильев

Трагическая история о неравном противостоянии пяти девушек-зенитчиц и отряда немецких диверсантов в составе 16 человек. Мечты о будущем и рассказы женщин о любимых создают ошеломляющий контраст с жестокой реальностью войны.

«Бесприданница», Александр Островский

Пьеса, о женщине, вынужденной связать свою судьбу с неприметным, неинтересным и нелюбимым человеком лишь потому, что она не имеет приданого. Мужчина, которого же она любит и считает идеалом, лишь развлекается с ней, не имея намерения менять на нее богатую невесту.

«Гранатовый браслет», Александр Куприн

Увидев однажды в ложе цирка княгиню Веру, Георгий Желтков влюбился в нее без памяти. Он слал ей письма, ни на что не надеясь, поскольку она была замужем. Любовь длилась несколько лет, пока он не решился подарить ей гранатовый браслет. Прекрасное произведение, которое подойдет тем, кто ищет, что почитать для души.

Зарубежная литература

«Поющие в терновнике», Колин Маккалоу

Эпическая история семьи бедняков, ставших впоследствии управляющими крупного австралийского поместья. Сюжет романа основан на сильных, полных драматизма чувствах между главной героиней Мэги и католическим священником отцом Ральфом. Что же победит любовь или религия? Произведение стало одним из самых востребованных у почитателей любовных романов.

«Унесенные ветром», Маргарет Митчелл

Роман о сильной женщине Скарлетт О’хара, взвалившей на свои плечи заботу о своей родне в тяжелые годы Гражданской войны в Америке. Книга повествует о невероятной истории любви и демонстрирует эволюцию чувств главной героини на фоне испытаний войной.

«Гордость и предубеждение», Джейн Остен

Англия 18 века. Мистер и миссис Беннет, воспитавшие пять дочерей, подумывают о замужестве юных барышень. Поселившийся по соседству мистер Бингли как нельзя лучше подходит на роль жениха. К тому же у него есть много приятелей. Книга о том, как зарождаются чувства, и как любовь помогает преодолеть гордость и предубеждение.

«Великий Гэтсби», Френсис Скотт Фицджеральд

Действие книги происходит в Америке во времена «эпохи джаза». Автор показывает обратную сторону пресловутой «американской мечты». В центре повествования история богача и транжиры Гэтсби, который пытается вернуть любимую женщину, ушедшую от него, когда он еще только добивался успеха. К сожалению, богатство так и не принесло ему счастья.

«Немного солнца в холодной воде», Франсуаза Саган

Этот отличный вариант произведения современной классики. История о романе парижского журналиста Жиля Лантье с замужней женщиной, покинувшей мужа. В произведении поднята тема усталости от жизни, того, что принято называть депрессией. Похоже, что отношения помогли Жилю преодолеть недуг. Но счастлива ли его избранница?

«Триумфальная арка», Эрих Мария Ремарк

Немецкий эмигрант Равик нелегально живет и работает хирургом в Париже довоенного времени. Поздно возвращаясь домой, он замечает женщину, которая пытается броситься с моста. Так, начинается роман между актрисой по имени Жоан и немецким беженцем. Необычайно красивая, страстная и грустная история любви, полная философских размышлений.

«Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго

Это настоящая классика исторического романа, описывающая средневековый Париж. В центре повествования невероятная романтическая история звонаря горбуна Квазимодо и уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды. Однако, главным героем романа автор позиционирует сам собор Парижской Богоматери, тем самым привлекая к нему внимание общественности.

«Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери

Мгновения лета, закрытые в бутылках – это и есть вино из одуванчиков. Книга соткана из больших и маленьких историй, происходящих на протяжении лета, каждодневных открытий, главное из которых, что мы живем, мы чувствуем, мы дышим. Само повествование теплое и неторопливое. Братья Дуглас и Том проживают в провинциальном городке и через них мы видим мир глазами 12-летних детей.

«Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок», Фэнни Флэгг

Эвелин, женщина средних лет, потеряла интерес к жизни и заедает депрессию шоколадом. Раз в неделю она вынуждена навещать в доме престарелых свою свекровь. Там Эвелин знакомится с 86-летней Нинни, которая полна любви и интереса к жизни. Каждый раз старушка рассказывает истории из своего прошлого, что помогает Эвелин пересмотреть свое мировоззрение.

«Над кукушкиным гнездом», Кен Кизи

Главный герой Рэндл опрометчиво выбирает между тюрьмой и психбольницей последнее. Здесь он пытается изменить устоявшиеся правила и научить радоваться жизни других больных. Пожилая угрюмая медсестра противостоит новшествам свободолюбивого пациента из-за страха потерять власть над персоналом и больными.

В понедельник брошу курить. На следующей неделе начну бегать и запишусь в спортзал. На выходных наведу порядок в комнате и найду работу. Надо бы еще и заняться, да?

На наши плечи опустился 2019-й. Самое время оторваться зад от дивана, продрать глаза, выпить минералочки и наконец-то начать. Я составила для вас 2 списка книг мировой и русской литературы, ознакомиться с которыми надо хотя бы в 2016, если вы этого не сделали ранее. Начнем, пожалуй, с «занудной» русской классики. Внемлите!

Федор Достоевский «Сон смешного человека»

Вы же тоже хотя бы раз в жизни задумывались о суициде? Если нет, то это не повод обойти рассказ Достоевского стороной. Все знают этого автора сугубо по книге «Преступление и наказание», однако, на мой взгляд, чтобы полностью понять суть Достоевского, начать следует именно с рассказа «Сон смешного человека». Как же перед последним выстрелом в голову понять суть существования человека? Как променять рай на мировые войны и ненависть к ближнему своему? И главное – как не спустить курок. Конец рассказа можно озаглавить выражением «Cherchez la femme», если вы поняли, почему, то все было не зря.

Антон Чехов «Палата номер 6»

Как думаете, русская классика под стопку водки идет лучше? У меня на этот счет субъективное мнение, а вот как дела обстоят с взглядами товарища Громова? Как совместить чтение книг, рюмку водки, психиатрическую лечебницу и двух гениальных людей с абсолютно разными и одновременно одинаковыми взглядами на существование в этом мире? Такой себе оксюморон пронизывает весь рассказ о грустной правде веселого Чехова. Вы уже поняли, чем запивать литературу?

Евгений Замятин «Мы»

Основоположником великого жанра антиутопии смело можно считать Евгения Замятина. Уверена, если вы остановили свой выбор на нем, то просто обязаны знать таких великих антиутопистов, как Орруэлл и Хаксли. Если эти фамилии вам о чем-нибудь говорят, то даже не думая приобретайте себе Замятина и начинайте поглощать его столовыми ложками. Строевая система, отношения по талонам и сплошные заглавные буквы. Вместо людей. Вместо имен. Вместо жизни.

Лев Толстой «Смерть Ивана Ильича»

На обложке этой книги я бы написала огромными красными буквами: «Осторожно! Вызывает разочарование, боль и осознание. Сентиментальным глупым людям строго запрещено». Забудьте о заезженной книге «Война и мир», перед вами совсем иная сторона Льва Толстого, которая стоит всех томов огромного романа. Пытаясь найти в рассказе «Смерть Ивана Ильича» глубокий смысловой подтекст, вы упустите самое главное, лежащее на поверхности. Банальная, простая истина которая доступна каждому, всякий раз ускользающая от нас. Если вы нашли ее в рассказе, да и к тому же научились жить по ней, мой вам поклон и белая зависть.

Иван Гончаров «Обломов»

Вот в чем-чем, а в романе «Обломов» найти себя проще простого. Увы. Как прекрасно созерцание этой жизни со стороны, когда глупая суета этого мира обходит тебя стороной. Первая любовь, которая почему-то заставляет подняться с дивана, навязчивые друзья, вечно пытающиеся вытащить твой ленивый зад в свет – как абсурдна вся эта «бурлящая жизнь». Обходить ее стороной, созерцать, мыслить и мечтать, мечтать, мечтать! Если вы единомышленник этого утверждения – поздравляю, ваша родственная душа найдена в главном герое романа «Обломов».

Максим Горький «Страсти-мордасти»

Произведение Горького не случайно получило такое символическое название «Страсти-мордасти», ведь рассказ невозможно прочесть без дрожи в коленях. Если вы чрезмерно любите детей – не читайте. Если вы впечатлительны и эмоциональны – не читайте. Если девушки с сифилисом вызывают у вас сугубо отвращение – не читайте. А вообще, не слушайте сейчас меня, открываете книгу и начинайте пугаться жестоким реалиям этой жизни. Социальное дно, грязь, пошлость и все-таки по-настоящему счастливые, «чистые» люди в детских и взрослых мечах о невозможном счастье.

Николай Гоголь «Шинель»

Маленький человек против огромного страшного социума или как потерять все то, что тебе дорого, даже если это простая шинель. Скупой чиновник, ненужное окружение, маленькое счастье вразмен на великое разочарование и смерть как единственное логическое завершение. Именно на примере Акакия Башмачкина будем рассматривать большую весомую и значимую проблему общества – кражу шинели.

Антон Чехов «Человек в футляре»

Как вы поддерживаете отношения со своими коллегами по работе, одногруппниками или друзьями? Посоветую один отличный способ повышения вашей коммуникабельности – приходите к ним в гости и молчите. Даю стопроцентную гарантию, общество будет от вас в восторге. Зонт в футляре, часы в футляре, лицо в футляре. Некая оболочка, за которую человек пытается спрятаться, оградиться от внешнего мира. Человек, который даже свою искреннюю любовь умудрился запихнуть в чехол и оградить ее не только от объекта любви, но и от себя самого. Так что там насчет поддерживания отношений? Помолчим?

Александр Пушкин «Медный всадник»

И снова мы встречаем большую проблему маленького человека, только на сей раз в произведении Пушкина «Медный всадник». Евгений, Параша, Питер и история любви, казалось бы, что может быть более идеальным для сюжета романтической драмы? Но нет, это же вам не «Евгений Онегин». Ломаем любовь, ломаем город, ломаем человека, добавляем к этому каплю символического образа медного всадника и получаем идеальный рецепт одной из лучших поэм Пушкина.

Федор Достоевский «Записки из подполья»

И замыкающим список русской классики станет тот, с кого мы, собственно, и начали – великий любимый Достоевский. Не случайно «Записки из подполья» я поставила на завершающее место. Ведь это произведение не просто волнующее, оно местами дикое, если можно так выразиться. Усиленное осознание бытия – смертельная болезнь. Деятельность – удел ограниченных и глупых. Если вам нравятся эти трактовки, то Достоевский вам по вкусу, а если вы еще и проституток хотя бы раз в своей жизни унизили, так «подполье» станет любимым местом вашего пребывания.

О 10 лучших зарубежных классических книгах читайте во второй части списка книг на 2016 год. Любите русскую классику.

Хорошая книга – это гораздо большее, нежели способ «убить время». Желая познакомиться с необычными мирами, таинственными и сильными персонажами и невероятными приключениями, читателю стоит поближе познакомиться с творчеством популярнейших современных писателей. Ниже представлены наиболее яркие и прославленные произведения последних десятилетий – топ 10 лучшие современные книги !

1. 11/22/63 (Стивен Кинг)

Возглавляет наш список лучших современных книг научно-фантастический роман Стивена Кинга 11/22/63. Первая публикация произведения состоялась в 2011 году.

Убийство Дж. Ф. Кеннеди стало одной из сильнейших трагедий американского общества. Популярного политика застрелили прямо во время огромного парада на глазах у тысяч американцев. Можно ли было спасти президента? Удивительно, но ответ на данный вопрос предстоит узнать простому учителю! Джейк Эппинг – обычный житель маленького городка, который работает в школе и мало чем отличается от тысяч своих сограждан. Однако волей судьбы именно ему выпадает шанс пройти через временной портал, который находится в подсобке кафе у его давнего приятеля Эла. Хозяин устройства уже давно хотел отыскать убийцу Кеннеди, но болезнь расстроила все планы, поэтому Джейк должен заменить его! Отправиться назад, прямиком в 60-е, прожить там несколько лет, вычислить будущего палача и остановить его в день ужасной трагедии! Сможет ли он изменить ход истории и вообще вернуться назад?

2. Американские боги (Нил Гейман)

«Американские боги» — одна из лучших современных фэнтезийных книг, которая была написана английским писателем Нилом Гейманом в 2001 году.

Америка. Пристанище огромного числа мигрантов со всех уголков света. В поисках лучшей доли люди отправлялись на неизвестный континент, надеясь устроиться там и обрести долгожданное счастье. Однако они путешествовали не одни: каждый приезжий гость вёз с собой частичку родной культуры. Боги, верования, обряды, обычаи — вот истинный багаж переселенцев! Смогут ли разные божества ужиться вместе и что сулит подобное соседство? Выяснить это придётся Тени, главному герою, недавно вышедшему на свободу из тюрьмы. Оказавшись на свободе, он попадает прямиком в череду странных событий и загадочных преступлений, которые нужно распутать.

3. Бегущий за ветром (Халед Хоссейни)

Замыкает тройку лучших книга современного американского писателя Халеда Хоссейни. На свет произведение появилось в 2003 году.

Что такое настоящая дружба? Подчас взрослым оказывается очень трудно ответить на этот вопрос. Гораздо проще детям. Амир и Хасан – два абсолютно разных мальчика, которых связывает настоящая дружба. Вот только один из них аристократ, а второй – бедный слуга! Выходцы из разных социальных слоёв они не обращают внимания на различия, которые так важны для взрослых. Играя, шутя, делясь секретами и впечатлениями, переживая неудачи и познавая скорбь мальчишки постепенно взрослеют, а их дружба лишь становится крепче. Однажды в стране грядут серьёзные перемены, которые проверят их на прочность и разбросают друзей по разным сторонам. Сможет ли уцелеть детская дружба?

4. Песнь Льда и Огня (Джордж Мартин)

Песнь Льда и Огня – одна из самых известных и лучших современных книг в жанре фэнтези. Это целая серия произведений, состоящая из пяти уже опубликованных томов. Еще две книги в проекте. Первая публикация состоялась в 1996 году. Особенную популярность книга получила после выхода сериала «Игра престолов», снятого телеканалом HBO по ее мотивам.

Уникальный фентезийный мир населяют далеко не добрые феи и весёлые гномы. Это мир нескольких мощных держав, которые отчаянно борются за всласть. Их цель - престол Вестероса. Их средства – оружие, козни, убийства и мятежи. Дворец Вертероса наполнен подлыми и алчными людьми, которые жаждут захватить престол любой ценой. Здесь больше нет места честности и благородству. Устраивая нешуточные интриги и организовывая перевороты, заговорщики сделают всё, что расшатать обстановку в королевстве. Однако опасаться стоит не только их, ведь хитрые правители соседних государств тоже не прочь отхватить «лакомый кусок» во время жестокой и слепой смуты! Грядёт настоящая война за власть, готовая навсегда похоронить старый порядок.

5. Дом, в котором… (Мариам Петросян)

«Дом, в котором…» – интересный современный фантастический роман армянской писательницы Мариам Петросян, опубликованный в 2009 году.

На краю города находится дом-интернат для брошенных детей. Это старое и серое место кажется очень неприветливым и угрюмым, но всё не так просто… Попав внутрь, человек может открыть для себя новый, необычный мир в котором больше доброты и света, чем на ярких городских улицах. Воспитанники дома разделены на группы, в каждой из которых есть свой лидер. Здесь нет имён и фамилий – лишь яркие клички. Здесь много непознанного и очень мало привычного. Это миниатюрные общества с их пороками и достоинствами. Дети познают мир, взрослея, меняясь и стараясь отыскать в нём своё место.

6. Книжный вор (Маркус Зузак)

«Книжный вор» — увлекательный современный роман австралийского писателя, написанный в 2006 году.

Лизель Мемингер – маленькая немецкая девочка, детство которой выпало на поистине чудовищное время. В 1939 году нацистский режим достиг своего расцвета, уничтожая непокорных и готовясь поработить мир. Ужас, убийства, грабежи и террор стали ежедневными спутниками жизни тех, кто не устраивал новую власть. После смерти мужа, фрау Мемингер переезжает, стараясь найти для дочери более спокойный уголок. Но тщетно… Оглядываясь по сторонам, Лизель видит творящийся хаос глазами невинного ребёнка, не понимающего этот жестокий и странный мир взрослых. Быстро взрослея ей приходится многое узнать и переосмыслить.

7. Исчезнувшая (Гиллиан Флинн)

«Исчезнувшая» — одна из лучших современных книг в жанре триллер. Произведение было опубликовано в 2012 году и стало основой одноименного фильма.

Как тяжело бывает узнать человека, даже если ты прожил с ним долгие годы! Необычное происшествие переворачивает судьбу главного героя, когда его супруга внезапно исчезает. Во время бурного празднования годовщины их свадьбы, женщина таинственным образом пропадает. Прибывшая полиция обнаруживает кровь и следы борьбы, решая, что мужчина убил супругу и спрятал её тело. Теперь растерянному мужчине остаётся самому разгадать эту невероятную головоломку. Кто знает, может разгадка окажется ещё более чудовищной, чем само исчезновение…

8. Облачный атлас (Дэвид Митчелл)

Роман «Облачный атлас» был написан в 2004 году английским писателем. Его сюжет — это сложное переплетение историй и судеб, которые на первый взгляд ничего не связывает. Американский юрист застрявший на тропическом острове на время ремонта корабля; молодой английский музыкант, вынужденный торговать музыкой и телом, чтобы заработать на кусок хлеба; отважная калифорнийская журналистка, борющаяся против могущественной корпорации; лондонский издатель, сталкивающийся с преступниками после выхода очередного бестселлера; клон из корейской анти-утопии и гавайский старик, наблюдающий закат человеческой цивилизации. Все события и персонажи проходят сложный путь в разных временах постепенно переплетаясь вместе.

9. Когда я был настоящим (Том МакКарти)

Роман Тома МакКарти «Когда я был настоящим» продолжает наш топ 10 лучших современных книг.

Внезапная катастрофа изменила жизнь молодого человека, перечеркнув его прошлое. Он оказывается в длительной коме, из которой ему, к счастью, удаётся выбраться. Но столь долгий процесс не прошёл бесследно: теперь ему нужно учиться жить заново. Ходить, двигаться, работать руками и говорить. Вся прошлая жизнь приходит в виде расплывчатых воспоминаний, а герой бесконечно желает вернуть себя прежнего. Более того, некая крупная корпорация готова платить ему огромные деньги, чтобы оставить в тайне причину случившегося происшествия. Как они связаны? Что случилось в тот день? И как стать полностью прежним?

10. Анафем (Нил Стивенсон)

И завершает десятку лучших современная научно-фантастическая книга «Анафем», написанная американским писателем Нилом Стивенсоном в 2008 году.

Арб – далёкая и загадочная планета, походящая на Землю. Здесь живут люди, поклоняющиеся науке. Науке, которая полностью заменила религию и сумела расколоть общество на два непримиримых лагеря. Хранители науки – монахи, которые некогда были учёными. Они когда-то работали и творили на благо прогресса, но их труд привёл к чему-то ужасному. Теперь монахи живут в обители, закрывшись от внешнего, светского мира. Их жизнь проста, спокойна и размерена, но раз в десять лет наступает особая дата – день, когда две стороны могут поменяться местами. Монахи увидят внешний мир, а светские люди смогут приобщиться к монашескому быту и мировоззрению. Однажды такая перемена привела к ужасающим последствиям, и теперь двум сторонам нужно объединиться, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу!

Самые лучшие книги - понятие относительное. Хорошее печатное издание в данный момент - это произведение, приносящее человеку утешение, совет, знания, мудрость, яркие впечатления. Таким образом, определяющим моментом является удовлетворение книгой спроса определенного читателя.

Для некоторых людей ценна исключительно специализированная литература: документальная, научная, техническая, медицинская, отраслевая. Но это, скорее, пища для ума. Однако все-таки большинство читателей интересуется книгами художественными. Именно они способствуют формированию духовного облика. О них и пойдет речь в данной статье.

Художественная книга - уникальное изобретение. Плеяды мыслителей разных времен и эпох доверяли бумаге свои надежды, наблюдения, понимание истины, жизни, человечности. Замечательно, когда созданные этими авторами яркие образы вместе с глубокими и уникальными цитатами (порой - десятилетия назад, а порой - века) озаряют жизнь нашим современникам!

Роль российского конкурса «Книга года»

Текущий в России необычайно плодотворен и имеет характерные черты, присущие декадансу:

Направить литературный процесс в конструктивное русло, избежать размывания национального и стимулировать в нем действительно талантливые начала - архиважная задача современной русской культуры. Индикатором успешности книг, которые пишут наши современники, являются ежегодные национальные конкурсы по типу «Книга года». Они организуются с целью стимулирования как писателей, так и издательств.

Например, в российском конкурсе 2014 года, традиционно проходящем в середине сентября месяца, участвовало 150 издательств, представивших на конкурс более полутысячи книг. Были объявлены победители в 8 номинациях:

  • прозаические произведения - роман «Обитель» (Захар Прилепин);
  • поэтическое произведение - перевод шекспировского «Короля Лира» (Гигорий Кружков);
  • художественная литература для детей - повесть «Куда скачет петушиная лошадь?» (Светлана Лавова);
  • арт-книга - «Каргопольское путешествие» (подготовлено местным архитектурно-художественным музеем);
  • номинация Humanitas - художественно-документальный альбом «Лермонтов» (госархив искусств и литературы);
  • электронная книга - медийный проект «Ясная Поляна» и «Ярославские храмы» (бюро проектов «Спутник»);
  • номинация «Напечатано в России» - альбом «Ветка. Книжная культура»;
  • главная премия конкурса «Книга года 2014» - трехтомник «Россия в I Мировой войне» (коллектив из 190 исследователей университетов, музеев, архивов).

Резюмируем: задачами вышеупомянутого конкурса является повышение статуса книги в текущей общественной жизни; стимулирование лучших авторов и издательств. За шестнадцать лет своего существования это мероприятие на практике доказало свою мотивирующую роль в развитии российской литературы.

По крайней мере, им номинировались российские писатели, которых можно по праву назвать классиками:

  • 2004 год, номинация «Проза» - «Искренне ваш, Шурик» (Людмила Улицкая); номинация «Бестселлер» - «Ночной дозор» (Сергей Лукьяненко);
  • 2005 год, номинация «Проза» - «Волтерьянцы и Вольтерьянки» (Василий Аксенов);
  • 2011 год, номинация «Проза» - «Мой лейтенант» (Даниил Ганин).

Международные книжные рейтинги

Как мы уже упоминали, самые лучшие, самые востребованные книги, благодаря закристаллизованной в них мысли, становятся для своих читателей настоящими друзьями, советчиками, отрадой. А написавших их авторов называют классиками.

Созданные талантом самые лучшие книги изучают в школах и высших учебных заведениях, их широко цитируют и в повседневной жизни.

По крайней мере, навигация в Интернете обнаруживает десятки вариантов «Ста лучших книг».

Подобные списки имеют определенную ценность. Благодаря им читателю-новичку становится значительно проще отыскать для прочтения действительно самые лучшие книги среди десятков и сотен тысяч произведений. Если человек ощущает свои пробелы в познании мировой культуры (неотъемлемой частью которой является отечественная и зарубежная литература), то подобный рейтинг сможет стать маршрутной картой.

Какое же направление выбрать для такого ориентира? Если вы действительно интересуетесь мировой литературой, то мы бы рекомендовали воспользоваться одним из рейтингов по версиям:

  • английской вещательной компании (BBC);
  • The Observer;
  • союза писателей России;
  • французской газеты Le Monde;
  • американского издательства Modern Library;
  • норвежского книжного клуба.

Конечно, информационное агентство каждой страны, перечисляя самые лучшие книги, пытается в составленных списках ведущие места уделить авторам-землякам. И это оправдано. Ведь таланты признанных классиков, создававших свои шедевры со времен древнего мира и до наших дней, в действительности несопоставимы. Каждый из них по-своему находит тропу к сердцу читателей.

Феномен, дошедший до нас спустя тысячелетия: литература древнего мира

Список книг, дошедших к нам сквозь тысячелетия и доставшихся в наследство от других эпох, достаточно ограничен. Однако они фигурируют и в современных рейтингах. Поэтому мы о них пишем. К сожалению, история не сохранила древние библиотеки: иноверцы воевали с книгами так же, как и с врагами. Так, например, была уничтожена богатейшая Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 000 свитков папируса.

Какие книги наших предков-классиков следует упомянуть в первую очередь, говоря о древнем мире? Безусловно, славы в латинском языке заслуживает Публий Вергилий Марон, автор «Энеиды», а в древнегреческом - Гомер, автор «Одиссеи» и «Илиады». Руководствуясь теорией Вергилия, русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал силлабо-тоническую систему стихосложения, которая послужила стартовой площадкой для дальнейшего развития отечественной поэзии.

Впрочем, не только Вергилий и Гомер считаются древними классиками. На латинском творили также Гораций, Цицерон, Цезарь, а на древнегреческом - Аристотель, Платон, Аристофан. Однако именно два упомянутых ранее имени в наибольшей мере презентуют литературу древнего мира.

Книги Европы эпохи становления капитализма

Зарубежная литература, конечно же, представлена гораздо более насыщенным перечнем авторов, чем Греция и Древний Рим. Этому способствовало бурное развитие европейских государств.

Франция своей Великой революцией пробудила к жизни романтические человеческие стремления к свободе, равенству, братству. В литературе Германии, приступившей к созданию своей государственности, в унисон французскому также превалировал романтизм.

В противовес этому индустриальная, урбанизированная и политически стабильная Британия - повелительница морей - демонстрировала наиболее мощный и зрелый литературный процесс, склоняющийся к реализму.

Общепризнано, что самые известные писатели, творившие на французском языке в то время, - это Виктор Гюго («Отверженные», «Собор Парижской Богоматери») и Жорж Санд («Консуэло»).

Впрочем, говоря о французском вкладе в мировую литературу, следует упомянуть имена Александра Дюма-отца («Железная маска», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»), Вольтера (поэма «Агафокл»), Шарля Бодлера (сборники стихов «Парижский сплин», «Цветы зла»), Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»), Стендаля («Пермская обитель», «Красное и черное»), Бальзака («Гобсек», «Евгения Ганде», «Годис-сар»), Проспера Мериме («Хроники времен Карла IX», «Таманго»).

Список книг романтических, характерных для раннебуржуазной Европы, продолжим, упомянув произведения испанцев и немцев. Блестящим представителем испанской классической литературы является Сервантес («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»). Из немецких классиков прославились Иоганн Вольфганг Гете («Фауст», «Дикая роза»), Генрих Гейне («Путешествие по Гарцу»), Фридрих Шиллер («Заговор Фиеско в Генуе», «Разбойники»), Франц Кафка («Пропавший без вести», «Процесс»).

Романтические книги-приключения отбрасывали антураж реальной жизни, их сюжет основывался на действиях исключительных героев в необычных условиях.

Расцвет британской литературы

В XIX веке законодателями «книжной моды» на европейском континенте по праву считались британские писатели. Французских авторов, инициированных Великой революцией, после краха Наполеона Бонапарта жаловали меньше.

Англичане же имели свою литературную традицию. Еще в XIV веке весь мир признал гений Уильяма Шекспира и инновационные социальные идеи Томаса Мора. Развивая свою литературу в условиях стабильного индустриального общества, британские авторы уже в XVIII веке начали эволюционный переход от классического рыцарского романа (романтизма) к произведениям социальным, психологическим.

Они более прагматично, чем французы, попытались ответить на философский вопрос: «Что такое Человек, и что такое Общество?» Такими новыми мыслителями стали Даниэль Дефо («Робинзон Крузо») и Джонатан Свифт («Гулливер»). Впрочем, одновременно Британия обозначила новое направление романтизма, что продемонстрировал Джордж Гордон Байрон, автор произведений «Дон Жуан» и «Паломничество Чайльда Гарольда».

Литературную традицию реализма в первой половине XIX века мощно развили следующие известные писатели:

Гениально талантливый (которого позже Ф. М. Достоевский назвал своим учителем);

Интеллектуальная до уникальности, стоически переносящая голод и бедность, Шарлотта Бронте, известная по роману «Джейн Эйр»;

Творец всемирно известного Шерлока Холмса - Артур Конан Дойл;

Коленонепреклоненный и преследуемый продажной прессой («Тэсс из рода Дэбервилей»).

Русская золотая литература XIX века. Самые громкие имена

Классика русской литературы ассоциируется в мире в первую очередь с именами Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова. Хотя в целом в XIX веке (что общепризнано) русская литература превратилась в наиболее яркое культурное явление общемирового уровня.

Проиллюстрируем вышесказанное. Непререкаемой классикой стал толстовский стиль написания романов. Так, американская писательница Маргарет Митчелл писала свою знаменитую эпопею «Унесенные ветром», подражая стилю Льва Николаевича.

Был также общепризнан в мире пронзительный психологизм высшей пробы, присущий творчеству Достоевского. В частности, известный ученый Фрейд утверждал, что никто в мире не сможет ему сказать ничего нового о внутреннем мире человека, никто, кроме Федора Михайловича.

А новаторство Чехова вдохновило авторов начать писать произведения, исходя из мира чувств человека. В частности, маститый британский драматург Бернард Шоу признавал себя его учеником. Таким образом, зарубежная литература в XIX веке получила и мощную идейную подпитку, и новый вектор развития от литературы русской.

Замечание о литературных рейтингах

Факт остается фактом: среди сотен лучших произведений значительную часть занимают книги, написанные в XIX веке. Именно этих писателей принято изучать в школах, для чего разработаны инерционные и неоправданно стабильные учебные программы.

Справедливо ли это? Отнюдь. Целесообразнее менять учебную программу, считаясь со вкусами реальной передовой читательской аудитории. По нашему убеждению, не меньшую долю, чем произведения XIX века, в учебной программе должны занимать работы писателей XX и XXI века.

Классика русской литературы сегодня - это уже не только произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, но и книги Михаила Булгакова, Виктора Пелевина. Мы намеренно выражаем мысль фигурально, упоминая лишь отдельные имена знаменитых поэтов и писателей.

Поднимая тему: «Какие книги - самые лучшие?», разумно подробней рассказать о произведениях классиков нынешнего и прошлого веков.

Лучшая книга по версии ВВС. Критический взгляд

Первое место в по версии BBC, занимает роман-трилогия Джона Рональда Толкиена «Властелин колец». Уделим особое внимание в данной статье этому произведению-фэнтези. Книги с подобной глубиной проработки сюжета, основанного на древних сказаниях, являются большой редкостью.

Что послужило экспертам рейтинга мотивом для столь высокой оценки? Действительно, профессор Оксфордского университета своим увлекательнейшим произведением сослужил Британии великую службу. Он, глубоко и всесторонне изучив фольклор Туманного Альбиона (дотоле разрозненный и фрагментарный), образно говоря, расплел его по ниточке и сплел в единой концепции борьбы Добра со Злом. Мало сказать, что проделал он это талантливо. Об уникальности трилогии свидетельствует любопытный факт. Однажды к автору «Властелина колец» после его лекции пришел разгневанный ученый-коллега и обвинил писателя в плагиате.

Современная художественная литература, пожалуй, доселе не имела подобных ассоциаций. Оппонент писателя оказался доказательным, он принес растерянному автору «Кольца» неведомые последнему копии рисунков из древних британских летописей, которые словно иллюстрировали произведение Толкиена.

Бывает же такое! Одному человеку удалось невозможное - объединить, систематизировать и, что немаловажно, презентабельно представить древний фольклор своей родины. Не зря королева Елизавета II наградила писателя почетным титулом кавалера Британии.

Некоторые другие рейтинговые книги по версии BBC

  • Детская фантастическая трилогия «Темные начала» (Филип Пулман).
  • «Убить пересмешника» (Харпер Ли).
  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Ребекка» (Дафна Дюморье).
  • «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер Джером).
  • «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Фицджеральд).

Мнение российских читателей

Какая оценка дается справедливости британского рейтинга на российских форумах любителей книг? Ответ краткий: неоднозначная.

Достаточно высокая оценка дается произведению писателя Джорджа Оруэлла. Для многих читателей любимой книгой стал захватывающий роман с непредсказуемым сюжетом - «Ребекка». К прочтению детям можно рекомендовать историю путешествия девочки Лиры Белаквы из Оксфорда по фантастическим мирам от Филипа Пулмана.

Однако есть и достаточно мотивированные замечания. Например, для отечественного искушенного читателя, полюбившего такие книги-романы, как реалистично-мистический булгаковский роман «Мастер и Маргарита», произведение «Доктор Живаго» от Бориса Пастернака, а также «Пикник у дороги» и «Град обреченный» от братьев Стругацких, мягко говоря, не совсем понятен критерий приоритетности рейтинга BBC.

Поймите правильно: мы отнюдь не пытаемся понизить художественную ценность ряда талантливых романов по типу «Уловка 22», «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи», когда констатируем факт: их жанр - идейный роман. Разве, говоря объективно, они могут быть конкурентами объемному и многопроблемному произведению «Мастер и Маргарита»?

Такие книги-романы, последовательно раскрывающие лишь одну мысль автора, должны быть рейтингом ниже! Ведь их глубина смысла изначально ограничена замыслом, лишена объемности, многомерности. Поэтому, по мнению наших читателей, совершенно абсурдным является сомнительное позиционирование романов-идей в списке книг на позициях, превышающих по рейтингу «Войну и мир» или «Мастера и Маргариту».

Современные книги постмодерна

Постмодернистские книги сегодня находятся, пожалуй, на пике популярности, поскольку представляют собой идейную антитезу стагнирующему обществу массового потребления. Современные писатели-постмодернисты препарируют окружающий их потребительский образ жизни, наполненный бездушной рекламой и примитивным глянцевым гламуром.

Такие идейные авторы есть даже в сытой Америке. Признан у себя на родине как подлинный знаток проблем потребительского общества писатель итальянского происхождения Дон Делилло (романы Underworld, «Белый шум»). Другой итальянский ученый, профессор семиотики Болонского университета Умберто Эко, погружает читателя в настолько интеллектуально-насыщенную канву произведения («Маятник Фуко», «Имя розы»), что его творения востребованы интеллектуальной аудиторией.

Более мягкий постмодерн демонстрирует другой автор. Одним из представителей русской современной литературы этого течения является Борис Акунин. Книги этого современного классика («Приключения Эраста Фандорина», «Азазель», «Приключения сестры Пелагеи») востребованы массовым читателем и даже экранизированы. Многие отмечают силу таланта автора, его мастерский слог, умение создавать увлекательные сюжеты. В своих рассуждениях он демонстрирует особую личную философию восточного характера.

Последнее особо заметно в его «Нефритовых четках» и «Алмазной колеснице».

Примечательно, что, увлекая читателя детективными сюжетами, происходящими в общей канве исторических событий России, не обходит проблем нищеты, коррупции и воровства современный классик Акунин. Книги его, впрочем, не выдержаны в строгих рамках исторического сюжета. На Западе этот жанр прозы называют folk-history.

Хронологической точкой, определяющей старт понятия «современная российская литература» является 1991 год. Начиная с этого времени, достоянием широких масс читателей стали закрытые дотоле произведения авторов-шестидесятников:

  • «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.
  • «Остров Крым» Василия Аксенова.
  • «Живи и помни» Валентина Распутина.

Вслед за ними в литературу пришли современные писатели, мировоззрение которых было инициировано перестройкой. Кроме упомянутого выше Бориса Акунина, ярко зажглись и другие российские литературные звезды первой величины: Виктор Пелевин («Числа», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Т», «Ампир В») и Людмила Улицкая («Казус Кукоцкого», «Искренне ваш, Шурик», «Медея и ее дети»).

Современные фэнтези-книги

Возможно, признаком эпохи декаданса стал ремейк романтического жанра, возродившегося в форме фэнтези. Чего стоит только феномен популярности цикла романов о Гарри Потере от Джоан Роулинг! Это действительно так: все возвращается на круги своя, романтизм отвоевывает утраченные позиции у реализма!

Сколько бы ни говорили, что реализм когда-то (в 30-х годах XX века) насмерть задавил романтизм, сколько бы ни скрывали его кризис, а он вновь на коне! Это трудно не заметить. Вспомним лишь одно из классических определений данного литературного стиля: «Исключительные герои действуют в необычных ситуациях». Разве последнее утверждение не соответствует духу фэнтези?! Что тут еще добавить...

  • «Ночной дозор», «Дневной дозор» (Сергей Лукьяненко).
  • «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис» (Василий Головачев).
  • Цикл романов «Тайный город», цикл «Анклавы» (Вадим Панов).

Напомним также о популярности в России фэнтези-цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Одним словом, книги-приключения нынче опять в фаворе у читателей.

Просматривая форумы отечественных читателей, мы обнаружили, что среди выдающихся писателей XX века гораздо реже упоминаются неевропейские и неамериканские книги. Однако среди них встречаются весьма яркие и талантливые произведения:

  • «Сто лет одиночества» (колумбиец Маркес).
  • «Женщина в песках» (японец Абэ Кобо).
  • «В ожидании варваров» (южноафриканец Джон Кутзее).

Заключение

Бездонна художественная литература! Книги ее авторов (имеется в виду - лучшие) среднестатистический человек, к сожалению, априори не сможет прочесть в течение всей своей жизни. Поэтому чрезвычайно важна навигация в безграничном книжном «море». «Зачем это нужно - целенаправленно читать?» - спросит непосвященный человек...

Мы ответим: «Да чтобы украсить свою жизнь, чтобы приобрести настоящих друзей! Ведь книги - это и советчики, и вдохновители, и утешители.

Заканчивая, отметим, что если вам в дальнейшем посчастливится найти хотя бы десяток книг, каждая из которых, как камертон, идеально подойдет вам, вашей душе в определенной жизненной ситуации, то мы будем считать, что не зря работали над этой статьей. Приятного вам чтения!