Ильхам шакиров биография на татарском. Вечер, посвященный юбилею Ильхама Шакирова


Шакиров Ильгам Гильмутдинович (тат. Илһам Гыйльметдин улы Шакиров , род. 15 февраля 1935 года) - выдающийся татарский певец и деятель культуры.

Биография

Ильгам Шакиров родился 15 февраля 1935 года в деревне Новый буляк (тат. Яңа Бүләк ) Сармановского района Татарской АССР.

В 1954 г. поступил в Казанское музыкальное училище. Уже через год Ильгам Шакиров был принят на вокальный факультет Казанской государственной консерватории в класс Е. А. Амбросимовой и З. Г. Байрашевой.

В 1960 году он окончил Казанскую Государственную консерваторию по специальности вокал. С этого же года является ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая.

Творческий путь

Ильгам Шакиров является выдающимся представителем татарской культуры, создавшим свою вокально-исполнительскую школу. Обладая народной манерой исполнения, он в свой репертуар включил не только народные татарские песни, но и классические произведения (арии, романсы) и произведения татарских композиторов (в частности, С. Сайдашева, М. Музафарова, Дж. Файзи, Н. Жиганова, Р. Яхина и многих других), а также современную татарскую эстрадную песню. Он исполнял также произведения казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского музыкального искусства.

Он написал также ряд своих песен.

Является художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая. Активно участвует в общественной деятельности: в течение долгих лет он является членом художественного совета Казанского городского радио и Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, работает с детьми, преподаёт вокал, является пропагандистом музыкального образования и знатоком национальной музыкальной истории Татарстана, выступает с публикациями и критическими статьями в периодической печати, на радио и телевидении.

Удостоен звания Народного артиста Республики Татарстан и Российской Федерации, является лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Обладатель награды «Золотой Аполлон».

Наиболее известные песни
  • «Кара урман»
  • «Зиләйлүк»
  • «Тәфтиләү»
  • «Әллүки»
  • «Хуш авылым»
  • «Сандугач»
  • «Өченче көн тоташ кар ява»
  • «Яшлегемә йөгереп кайтыр идем»
  • «Син сазыңны уйнадың»
  • «Бик еракта идек без»
  • «Бер алманы бишкә бүләек»
  • ария «Әдрән диңгез» («Адриатическое море») из музыкальной драмы Т. Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).
Звания и награды
  • Народный артист Республики Татарстан (1969)
  • Заслуженный артист РСФСР (1973)
  • Народный артист Российской Федерации
  • Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1970)
  • Обладатель награды фонда имени П. И. Чайковского «Золотой Аполлон»
Источники

Фахрутдинов Р. Шакиров Ильгам Гильмутдинович//Народные артисты: Очерки.- Казань, 1980. - С. 585-588.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Шакиров Ильгам Гильмутдинович
художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая

Родился 15 февраля 1935 года в деревне Яңа Бүләк Сармановского района Татарстана.
В 1960 году окончил Казанскую Государственную консерваторию по специальности пение.
Является ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая с 1960 года. Ярко одаренный, талантливый исполнитель, он обладает голосом красивого тембра (баритон), безупречно владеющий народной манерой исполнения.
Высокий профессионализм в сочетании с большим природным дарованием и глубокой народностью позволили ему создать свою вокально-исполнительскую школу. Его творчество составляет целую эпоху в исполнении народных татарских песен. Его голос способен передать всю глубину содержания и красоту эмоциональных форм старинных песен, в которых отражены историческая судьба и общественная борьба, формирование социально-политического сознания и психологии народа, его характер, думы и чаяния.
В творчестве наряду с народными песнями видное место занимают классические произведения (арии, романсы) и произведения татарских композиторов, а также современная эстрадная песня. Наиболее известными являются песни «Хуш авылым», «Сандугач», "Өченче көн тоташ кар ява", «Яшлегемә йөгереп кайтыр идем», «Син сазыңны уйнадың», ария "Әдрән диңгез" («Адриатическое море») из музыкальной драмы Т.Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).

Особое место в его творчестве занимают старинные татарские народные песни: «Кара урман», «Зиләйлүк», «Тәфтиләү», "Әллүки" и другие, нашедших своеобразную интерпретацию в его мелодичном задушевном исполнении. Он спел также сохранившиеся среди крещенных татар старинные песни «Бик еракта идек без», «Бер алманы бишкә бүләек».

Серьезный знаток истории музыкальной культуры. Часто принимает участие в творческих концертах, посвященных юбилеям писателей, поэтов и композиторов.

Является наставником молодежи, многие начинающие певцы стараются свои первые шаги в искусстве начинать именно с его уроков вокала.
Художественный руководитель Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая.

Народный артист Татарстана и России, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1970).
В 1986 году награжден Орденом «Дружбы народов».

Вечер, посвященный юбилею Ильхама Шакирова

Во Дворце съездов Московского кремля прошел вечер, посвященный 75-летнему юбилею Ильхама Шакирова . Надо отметить, что в этом здании еще ни разу не проходил концерт, состоящий только из татарских песен и татарской музыки. В этот вечер зрительный зал Дворца съездов Московского кремля вместимостью 6 тысяч человек был заполнен полностью.

С этого представления, организованного Министерством культуры Татарстана и продюсерским центром «Рух» города Москвы, москвичи получили чувства гордости, радости и праздничное настроение.
«Я приехал сюда поздравить юбиляра не только от своего имени. Во-первых, от Союза писателей, во вторых, от организации «Жыен», издавшей книгу к юбилею Ильхама Шакирова, в-третьих, мне есть, что сказать вам, как депутат. От писателей мы приехали сюда вместе с Гараем Рахимом. Мы хотим поздравить Ильхама Шакирова перед москвичами. Вместе с объединением «Жыен», его председателем, академиком Миркасымом Усмановым мы уже выпускали книгу к 70-летнему юбилею Ильхама Шакирова. Теперь издана новая книга. Первый экземпляр книги, изданный совсем недавно, мы привезли сюда и хотим вручить его Ильхаму», - сказал писатель, депутат Туфан Миннуллин.
«Когда я шел на эту встречу, волновался, думал, заполнится ли такой большой зал. И когда вас увидел, очень обрадовался тому, что в зрительном зале не осталось ни одного свободного места. Спасибо вам! Вы уважаете Ильхама! Народ, умеющий чтить талантливого представителя своего народа, является народом, достойным уважения. Как депутат, хочу сказать вам следующее, пусть в переписи населения, который пройдет совсем скоро, татары Москвы все как один запишутся великим татарским народом!», - сказал Т.Миннуллин.

Его слова зрители поддержали громкими апплодисментами. Поздравляя Ильхама Шакирова, Гарай Рахим прочитал стихотворение «Татар җыры» («Татарская песня»). Также с юбилеем Ильхама Шакирова поздравили руководители национально-культурных автономий Москвы и Московской области Расим Акчурин и Фарит Мухтасаров.
«Мы родились в Узбекистане. Там тоже слушали ваши песни. Татарский народ принес узбекам культуру. Послушать ваши песни собирались люди всех национальностей», - рассказал Расим Акчурин.

Видимо, в зрительном зале были не только москвичи. Гости, представившиеся татарами из Белоруссии, Азербайджана и других регионов и стран, поднимались на сцену и по-татарски поздравляли Ильхама Шакирова.
На этом вечере выступили и популярные исполнители татарской эстрады. Среди них были Альфия Авзалова , Ренат Ибрагимов , Венера Ганиева, Филюс Кагиров, Хамдуна Тимергалиева , Айгуль Хайри, Айдар Гайнуллин, Инсаф, Зухра Шарифуллина, государственный ансамбль песни и танца Татарстана, фольклорный ансамбль Татарстана, группа «Казан егетләре» , певица Алсу и другие.

Хочется рассказать и об интересном случае, который произошел в тот момент, когда Алсу допела свою песню. В конце песни на сцену поднялся мужчина крупного телосложения в сопровождении нескольких людей. Он вручил Алсу букет цветов и, взяв у нее микрофон, сказал: «Ильхам, выйди-ка на сцену, у нас есть подарок и для тебя». У Алсу не осталось другого выхода, как сказать «Спасибо вам» и уйти со сцены. Позже выяснилось, что этот мужчина является приехавшим из Самары известным борцом Хабилем Бикташевым.

И зачем я только родился? Никогда не понимал, никогда", - горячится Ильхам Шакиров, пытаясь объяснить, почему он против праздничного концерта, приуроченного филармонией ко дню его рождения.
У Ильхама Шакирова в этом году не юбилей: ему исполняется 69 лет. Но организаторов торжества я понимаю: это ради публики, радующейся любой возможности встретиться с "живой легендой". И ради самого Шакирова, ведь в форме праздничного действа можно лучше всего выразить свое восхищение певцом.
- Лично мне торжеств не надо. Это другим надо. Для меня день рождения - не праздник. Я уже давно говорю, что мне - сто пять лет. Уже сам в это поверил.

А в то, что вы - наше национальное сокровище, верите?
- Ой, не люблю похвалу. И хвастаться не люблю. С детских лет привык к отчужденности. Мне два года было, когда отца, как врага народа, сослали в лагеря. Я не помню его, но очень хорошо помню, как от меня все отворачивались, как не пускали в свой дом. Мама ругалась постоянно: "Вот родился ты, и начались в нашей семье несчастья". Она считала, что и мои грустные песни привлекают в дом беду. "Не пой!" - говорила раздраженно, когда мы лапти плели. Кстати, я совершенно не помню, когда начал петь. Если человек точно помнит, когда он запел, это не настоящий певец. Это значит, его кто-то заставил. Это не от Бога.

Ильхам-абый, а вы уже с детства знали, что будете певцом? Вы ведь и в опере могли петь?
- Да. Когда в консерватории учился, пел Онегина, Демона, Фигаро... Баритон же у меня. Но меня филармония уже "заказала". Стал выступать с концертами. Весь СССР объездил и не один раз! На правительственных концертах выступал с хрущевских времен, ни один не пропустил. До сих пор ведь приглашают.

Наверное, шагу не можете ступить, по крайней мере в Татарстане, чтобы вас не узнали?
- Да. А я же нелюдимый, меня это так утомляет. Просто бесит! Они ведь все сразу лезут с глупыми вопросами - люблю ли я Альфию Авзалову, кем мне приходится Салават...

А вы любите Альфию Авзалову? Кем вам приходится Салават?
- Альфия... Я не обижаюсь, когда она про меня небылицы сочиняет, рассказывает со сцены о нашей любви. Сам-то я отшучиваться привык. "Точно не знаю, была ли у нас любовь, но когда вместе гастролировали, она всегда была рядом", - говорю. А Салават - мой друг. Я же его очень давно знаю! Он еще популярным не был завклубом в своей деревне работал, когда познакомились. Теперь он всем говорит, что никогда бы не стал певцом, если бы не услышал меня. Что я для него - как отец. Вот 16 февраля вместе с ним концерт будем давать. Концерт-соревнование, кто кого перепоет.

Вы можете сказать, что Салават ваш любимый певец?
- На эстраде - да. Все остальные - как инкубаторские цыплята, - я даже Шаймиеву об этом как-то сказал. А если говорить об академическом вокале, то, на мой взгляд, у нас нет равных Рустему Маликову и Зиле Сунгатуллиной.

Ильхам-абый, а почему отказываетесь от машины, которую вам предоставляет филармония?
- Я не всегда отказываюсь. Просто иногда люблю пешком ходить - для здоровья. Вот у Шостаковича от недостатка движения отказали же ноги. А ему всего шестьдесят лет было.

Откуда вы знаете?
- Сам видел. В 1972 году у меня был концерт в Москве. Ни билетов, ни пригласительных, ни просто входных - не достать. Помню, подходит ко мне Мстислав Ростропович. А мы уже знакомы были - он к нам в консерваторию не раз приезжал. Можно, говорит, я тебя из-за кулис послушаю? А потом в антракте говорит: "Слушай, старик, с первой песни (я "Кара урман" а капелла пел) ты меня просто убил! Завтра ко мне в гости приходи!". На следующий день я в "сборной солянке" во Дворце спорта пел. Только в девять вечера, говорю, могу у тебя быть. И ни на минуту не опоздал - ровно в девять нажал кнопку звонка. Купил шоколадок его дочкам... Приятно поразило, как меня приняли в этом доме. Вишневская вышла в вечернем платье, а на столе были только татарские блюда - губадия, эчпочмаки, бялиш... Кроме меня они пригласили еще своих друзей-татар. Петь не упрашивали, нет - мы просто разговаривали. А Ростропович хвастунишка такой! Горделиво показывал свою квартиру, импортную бытовую технику демонстрировал... Потом решили зайти к Шостаковичу - они в одном доме жили: так, проведать, как он жив - здоров. И вот тогда-то я и узнал, что у него ноги отказали.

Ильхам-абый, кто сейчас помогает вам в быту?
- Родственники. Семьи у меня нет - умерли у меня и жена, и ребенок... Но я неприхотливый. Стричься, например, хожу в обыкновенную парикмахерскую.

А седые волосы давно стали закрашивать?
- Давно. Это певица Венера Шарипова меня заставила. Только появилась у меня седина, как она мне: "Крась немедленно!". А Марат Тазетдинов с ней спорил. Это заслуженная седина, говорил, не надо ее скрывать. Решил все же закрашивать.

Скажите мне откровенно, вы довольны своей жизнью?
- Не скажу, что доволен. Кажется мне, что когда человек всем доволен - ему уже умирать можно...

татарский певец и деятель культуры

Биография

Ильгам Шакиров родился 15 февраля 1935 года в деревне Я?а Б?л?к Сармановского района Татарстана. В 1954 г. поступил в Казанское музыкальное училище. Уже через год Ильгам Шакиров был принят на вокальный факультет Казанской государственной консерватории в класс Е. А. Амбросимовой и З. Г. Байрашевой.

В 1960 году он окончил Казанскую Государственную консерваторию по специальности «пение». С этого же года является ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая.

Ильгам Шакиров является выдающимся представителем татарской культуры, создавшим свою вокально-исполнительскую школу. Обладая народной манерой исполнения, он в свой репертуар включил не только народные татарские песни, но и классические произведения (арии, романсы) и произведения татарских композиторов (в частности, С. Сайдашева), а также современную татарскую эстрадную песню. Он исполнял также произведения казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского музыкального искусства. Он написал также ряд своих песен.

Является художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая. Активно участвует в общественной деятельности: в течение долгих лет он является членом художественного совета Казанского городского радио и Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, работает с детьми, преподаёт вокал, является пропагандистом музыкального образования и знатоком национальной музыкальной истории Республики Татарстан, выступает с публикациями и критическими статьями в периодической печати, на радио и телевидении.

Удостоен звания Народного артиста Татарстана, Каракалпакстана, Российской Федерации, является лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая . Обладатель награды «Золотой Аполлон».

Наиболее известные песни

  • «Кара урман»
  • «Зил?йл?к»
  • «Т?фтил??»
  • «?лл?ки»
  • «Хуш авылым»
  • «Сандугач»
  • «?ченче к?н тоташ кар ява»
  • «Яшлегем? й?гереп кайтыр идем»
  • «Син сазы?ны уйнады?»
  • «Бик еракта идек без»
  • «Бер алманы бишк? б?л?ек»
  • ария «?др?н ди?гез» («Адриатическое море») из музыкальной драмы Т. Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).

Как знаменитая артистка боролась с онкологией, Салават Фатхетдинов продлил ее карьеру певицы, а Ильсур Метшин подарил персональный лифт

Сегодня на последнем ифтаре месяца Рамадан родные и близкие Альфии Авзаловой на 7-й день со дня похорон знаменитой татарской певицы проведут поминки у нее дома. «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с дочерью легенды Зульфией Нигмедзяновой, которая рассказала о том, как уходила «моң патшабикәсе», кто был рядом с ней все эти годы и чем будет заниматься учрежденный фонд имени ее мамы.

Альфия Авзалова

«МЫ, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ДУМАЛИ, ЧТО ОНА ВЫКАРАБКАЕТСЯ»

— Зульфия, что же все-таки послужило причиной ухода из жизни вашей мамы, «моң патшабикәсе» Альфии Авзаловой?

— Это, что называется, старость, маме было 84 года. У нее были инсульты, причем не один раз, а уже многократно. Первый случился 2002 году, потом наш лечащий доктор говорила, что у нее было много микроинсультов, которые, конечно, постепенно ухудшали ее состояние здоровья. Мама до последнего момента многое понимала, ходила, пела, хотя чувствовала себя не так хорошо, как, скажем, четыре - пять лет назад. Но по-прежнему очень любила анекдоты, шутки. До 5 мая ей стоило что-нибудь смешное рассказать — она с удовольствием хохотала, продолжала быть оптимистичной. Она очень любила смотреть телевизор в последние годы, очень часто сидела и обсуждала с нами увиденное. А как услышит или увидит поющего Салавата, сразу говорит: «Салават шәп!» («Салават — здорово!»)

5 мая у мамочки случился инсульт ишемический, 2/3 мозга были поражены, при этом в бывшей обкомовской больнице — сейчас это университетская клиника «Казань» — очень многое сделали. Врачи ее вытащили с того света, довели до реабилитационного периода. То, что от них зависело, они сделали, огромное спасибо руководству клиники, санитаркам, медсестрам. Я им всем очень благодарна! Было такое отношение к ней, причем не только к ней, а вообще к пациентам, там настоящие сестры милосердия! Это клиника «Казань»! А потом маму перевели в 7-ю горбольницу.

— Почему решили перевести?

— В 7-й горбольнице очень большие возможности для реабилитации таких больных, как мама. Главный врач Марат Наилевич — молодец, Зульфия Анасовна — завотделением, они старались делать все, чтобы ее вертикализировать. Ставили на ноги, развивали моторику, она велосипед крутила. Доктора нам говорили: «Девочки, надо ее сажать минимум четыре раза в день». У нас не всегда получалось, но старались. Мы, честно говоря, думали, что она выкарабкается, хотя нам и говорили, чтобы мы не сильно обольщались. От 10 дней до двух месяцев — это максимум для жизни и призывали быть ко всему готовыми. Мы ей песни пели, она их узнавала, подпевала, хотя ей было очень непросто. Она старалась говорить: «Алла бирса». В общем, мы верили, что идет восстановительный процесс хорошо.

И вот 14 июня наша племянница дежурила ночью, хотя обычно ночью дежурила моя сестра, а днем я. Хотели, чтобы мама видела: рядом с ней ее дочери. И вот 14-го числа мы с племянницей созванивались каждые 15 минут. Она сказала, что мама хрипит, сказали Розе, чтобы она срочно звала врачей, и сами приехали в больницу. За 20 минут до ее смерти мне удалось зайти в реанимацию, а потом уже вышел доктор и сказал: «Ваша мама умерла». Мы, говоря по правде, до сих пор не можем этого понять, что нашей мамы больше нет. Конечно же, мы не правильно поступаем по шариату — каждый день ходим на кладбище. Когда на третий день читал молитву Камиль хазрат Самигуллин, он нам сказал, что не желательно этого делать. А мы не плачем, просто приходим к могиле и разговариваем. Она полностью в цветах, ни кусочка земли не видно — цветы на цветах.


Алифа Валеева, внучка Ева, Зульфия Нигмедзянова и Гузель Авзалова

«КОГДА ВОЛОСЫ СТАЛИ ВЫПАДАТЬ КЛОКАМИ, ОНА ВЗЯЛА У МОЕГО МУЖА СТАНОК И СКАЗАЛА: «БРЕЙ МЕНЯ НАГОЛО!»

— Еще 20 лет назад татарскую культурную общественность всколыхнула новость, что у вашей мамы обнаружено онкологическое заболевание...

— У нее была лимфосаркома щитовидной железы. На протяжении многих лет мамочка... мы от нее скрывали всю информацию про болезнь. Когда прилетели с мужем из Кипра в конце 1996 года, мама как раз приехала с гастролей. Слышу, она сипит как-то, она убрала шарфик на горле, а там шишка большая. Мой муж, доктор, сразу ее спросил: «А ты к врачам ходила?» Мама говорит: «Голос осип лишь два дня назад». Настояли, чтобы она пошла в больницу. Когда отправились в онкологическую клинику, сдали анализы и подтвердился диагноз, то позвонили нашему любимому Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, в его аппарат, сказали, что, возможно, понадобятся средства для лечения. В течение нескольких дней Шаймиев дал команду, чтобы поддержали, и деньги нашлись. Нашли клинику в Марселе, во Франции, которая занимается конкретно этой болезнью. Но онколог Тазиев сказал, что пока мы будем оформлять документы, визы, то упустим время. Мы ему за это очень благодарны. И наши врачи-онкологи ее вытащили.

— То есть ваша мама не знала , что у нее был рак?

— Она догадывалась, но мы ей не говорили. Это человек, которому нельзя говорить такую правду. Она бы сникла и умерла. Когда мы пришли в онкологическую клинику на первую химиотерапию, маме мы сказали, что у нее доброкачественная опухоль, которую можно вырезать, а если не вырезать, то она может превратится в злокачественную. Тогда мама согласилась на процедуры. После них стали выпадать волосы, а мы с сестрой поехали покупать парик. В те годы это было почему-то сложно, но мы нашли, как раз под ее стиль.

Самый трудный момент был, когда мы с мужем подошли и сказали: «Мама, у тебя немножко будут выпадать волосы, поэтому ты будешь надевать парик». Естественно, она не рыдала, она не любила показывать, что ей больно, но мы все видели. В конечном итоге, когда волосы стали выпадать клоками, она взяла у моего мужа станок и сказала: «Брей меня наголо!» Помню, сестра Гузель приходит тогда и говорит: «Ой, мама, да ты гуманоид». Мы старались все это в шутку превратить, чтобы отвлекать ее от грустных моментов. Потом она с этим париком ездила даже на гастроли. Чудеса пошли с того момента, когда взяли биопсию, а анализ показал, что у нее болезнь локализована. Удивительно, но после лечения ее голос стал даже звонче, она продолжила заниматься концертной деятельностью. Если бы не творчество, мы бы ее похоронили еще 20 лет назад.


«Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники» / Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ОНА НИКОГДА СЛОВА ПЛОХОГО НЕ ДАВАЛА СКАЗАТЬ ПРО ПРАВИТЕЛЬСТВО»

— Когда Альфия Авзалова последний раз выступала на сцене?

— Четыре года назад она выходила на сцену.

— Не забыли ее с тех пор чиновники, коллеги по цеху?

— Всегда помогала филармония имени Тукая, ее руководитель Кадим Надирович Нуруллин — это человек такой душевный, что просто с ума сойти. Он завел традицию, когда пожилым артистам оказывалось внимание. Он никогда не забывал маму: день рождения, 8 марта, день пожилых людей. Два раза в больницу приезжал. Минниханов никогда не говорил «нет»: когда маме было 80 лет, Рустам Нургалиевич подарил автомобиль. Минтимер Шарипович постоянно интересовался. Но он — это особый разговор...

— Так ведь Шаймиев — земляк, якташ!

— Да, якташ-земляк, но не просто земляк: у меня такое ощущение, что они дышали одинаково. Дай ему бог здоровья. Мама его просто обожала. Она говорила: «Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники». Она никогда слова плохого не давала сказать про правительство.

Энгель абый Фаттахов — бывший глава Актанышского района, а сейчас министр образования — несмотря на занятость, приходил в больницу с огромной охапкой цветов, мама его узнала. Министр культуры Айрат Сибагатуллин интересовался — мы соседи — всегда про маму спрашивал, про ее состояние. Фарид Мухаметшин — от него постоянно были знаки внимания. А Ильсур Метшин знаете, что сделал для мамы? Он сделал лифт в подъезде. Нашли спонсоров, и в нашем подъезде четырехэтажного дома появился лифт. Благодаря Ильсуру Раисовичу мама успела на нем покататься. Он включается только от нашего ключа, потому что оплачиваем лифт только мы. Остальные соседи не хотят, говорят, что это дорого.

«САЛАВАТ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО КУРИРОВАЛ ЕЕ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ»

— Но любимцем вашей мамы был Салават Фатхетдинов.

— Салават — это номер один, потому что у него мелизм. Она говорила: «Смотри, как закручивает песню, просто убивает наповал!» Ну и Ильхам абый Шакиров — это просто number one. Она считала, что после Шакирова идет Салават. Еще ей нравился тембр Нафката Нигматуллина, Искандера Биктагирова, Айдара Файзрахманова, Фердинанда Саляхова. А вот молодежь, которая сейчас... Мы включали ей «Майдан ТВ» , потом перестали это делать, потому что это ее раздражало. Если видела поющую молодежь, говорила: «Нет, уберите, уберите!»

Салават ей очень помогал, у него много работы, он много ездит, он профессор, семья у него огромная... При этом всегда находил время позвонить: минимум три раза в неделю. Когда мама заболела, то звонил каждый день. Где бы он ни был, писал: «Как, что нужно, как она себя чувствует».

— Правда, что Салават очень помог Альфие Авзаловой в самые трудные годы?

— Это так. Он был ей очень благодарен, говорил, что мама много сделала для начала его карьеры. И он продлил ей творческую жизнь, возил на гастроли, когда ее никто не приглашал. Да, было дело, звонил какой-нибудь глава администрации и приглашал на юбилей или Сабантуй. Мама отзывалась, но не любила петь среди жующих, говорила, мол, она тут выкладывается, душу отдает, а люди едят. Салават — единственный человек, который до последнего курировал ее творческую жизнь.

— Многих удивило, что Салават не пришел на прощания в филармонии.

— Он там был. Незаметно пришел, незаметно ушел. Он был маме так близок, она же его сыном называла: «Минем улым». Не «энекәш» («братец»), а именно сынок. Он зашел до начала церемонии. Вот так было у человека на душе. Салавату захотелось с ней проститься так — непублично.

— А еще некоторых почитателей творчества вашей мамы покоробило, что ТНВ не поменяло сетку вещания, хотя это сделали федеральные каналы, когда в этот же день умер Алексей Баталов.

—Мы в YouTube заглядывали только один раз. Нам, честно говоря, не до этого было. А про татарстанское телевидение... Не берусь ни осуждать, ни обсуждать никого и ничего.


Последняя встреча Ильхама Шакирова и Альфии Авзаловой в июле 2016 года / Фото: Шамиль Абдюшев

«ОНА СТАВИЛА УСЛОВИЕ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ АРТИСТОВ В СЕМЬЕ НЕ БЫЛО»

— Альфию Авзалову называют «мо ң патшабикәсе» — «царица песни». А у каждой царицы должны быть наследники...

— Она ставила условие, чтобы больше артистов в семье не было, потому что жизнь певца не сладкая. Я имела наглость, пока она была на гастролях, поступить в театральное училище на актерское отделение к Марселю Салимжанову. Тогда сотовых телефонов не было, чтобы об этом сообщить. Приезжает она с гастролей, и я ей заявляю: «Мама, я уезжаю на практику, поступила в театральное училище». Для нее это было шоком, но мамочка не отругала, просто сказала: «Зря». Но потом после окончания театрального училища мы вместе с ней ездили, пели. Мой муж уехал в Афганистан врачом на войну, а я работала в филармонии в литературном лектории, редактором эстрадного отдела, потом мама предложила вместе ездить на гастроли. Я вела ее концерты, и мы дуэтом исполняли много разных песен, но не дуэтом, а была на подпевке, как сейчас принято говорить — работала бэк-вокалисткой.

— Значит, она видела вас продолжательницей своего дела?

— Да, думала, что я стану певицей. А так из действующих артисток ей нравились Хамдуна Тимергалиева, Хания Фархи. Ханию вообще любила. Сахабиеву очень любила, называла «моңлы җырчы». Шарифуллина Зухра ей тоже нравилась.

— А среди молодых исполнительниц? Я имею в виду участниц конкурса имени Альфии Авзаловой, где сама Альфия апа была членом жюри.

— Одна девочка ей очень нравилась, не помню, как ее звали, но она дальше не пошла по певческой карьере.

У Ильхама Шакирова / Фото из личного архива

— Если ваша мама царица татарской эстрады, то Ильхам Шакиров, несомненно, король национальной песни. Он понял, что его старая подруга ушла из жизни?

— Он все понимает! Но есть такие вещи как склероз и возраст. Это возрастные изменения, от этого никто не застрахован. Когда мы после похорон на следующий день поехали к маме на кладбище, то мои муж, племяница, сестра позвонили Ильхам абый Хазиеву, который ухаживает за Шакировым, и сказали, что придем. Мы пришли, и у всех было ощущение, что и мама наша здесь. Попили чаю. Он вспомнил нас, целовал руки Гузель, моей сестре. Он ведь с детства нас знает, называл своими дочерями. Другое дело, что через полчаса он, может, уже забыл о нашем приходе. Это у кого как бывает: Зельдин в 100-летнем возрасте на сцене выступал. У всех старение идет по-разному. Они изношенные все — что Ильгам абый, что мама...

СЕМЬЯ, ХАРАКТЕР И ФОНД АЛЬФИИ АВЗАЛОВОЙ

— Насколько большая у вас семья?

— У моей мамы двое дочерей — я и Гузель. Внуки — Иделия, Лейсан, Аскар, Рената. На сегодняшний день в Америке живет моя дочь, у которой уже четверо детей. Это мамины правнуки — Ева, Кристан-Александр, Себастьян-Эндрю, Максимильян. Вплоть до смерти мама четко нас всех различала, помнила. С моей дочерью, которая живет за океаном, разговаривала по интернету. Когда дети приезжали, каждый год делали фотосессии. Интересно, что 4 мая, за день до того, как маму увезли в больницу, она с моей дочерью по FaceTime пели дуэтом песни, я жалею, что не засняла это.


Себи, полное имя которого Себастьян

— Ваша собачка тоже была членом семьи?

— Мы привезли ее из Америки, мама собачку обожала. Себи, полное имя которого Себастьян, уже два с половиной года здесь живет. Мама его кормила со стола. Она всегда любила животных, любила лошадей, даже куриц, гусей. Когда на гастроли ездила, часто останавливались по домам. И первым делом просила показать скотину. А дети! Очень любила малышей.

Моя младшая дочь Рената настояла на том, чтобы Себи попрощалась с әннәкой (так мы называли маму), когда ее привезли из морга. Собака вышла, постояла, увидела народ, пошла к телу, лаяла и после этого перестала, хотя 40 дней до этого после того как маму увезли в больницу, на беду соседей она непрерывно лаяла и скулила.

— А ваша мама не страдала от многочисленных сплетен, которые ходили вокруг ее знаменитого имени?

— Она всегда говорила: «Аллах есть, все видит, всем воздаст то, что человек заслужил». Она ненавидела людей, которые сплетничают. Про нее же было столько сплетен: что в дурдоме лежит, пьяная в канаве, родила ребенка — отдала в детдом. Поначалу ей было очень тяжело все это выслушивать, а потом научилась брать себя в руки. Она говорила, что пока живешь, про тебя будут говорить, а перестанут говорить, значит, ты не нужна народу.

Помню с сестрой ехали в трамвае. Это было лет 40 назад, слышим, две женщины разговаривают: слышали, мол, Альфия повесилась? Мы с Гузель долго хохотали над этим...

— Как она относилась к религии?

— Она говорила, что является любимицей Бога, Ходайның яраткан кызы. Она совершала намазы, правда, не пять раз в день. Все суры Корана помнила наизусть, когда год назад приглашали муллу читать, она все аяты знала, про себя повторяла за ним. Даже в больнице она парализованным языком говорила: «Алла бирса».

— Мы вам откроем большой секрет: по настоянию моего мужа лет десять назад мы решили создать фонд Альфии Авзаловой, который позволил бы отбирать талантливых исполнителей. Ей эта идея очень понравилась, и она с нами вместе ездила в регистрационную палату. 10 лет он был на нулевом балансе, только налоги платили. Сейчас будем стараться его запустить. Салават одобрил эту идею, у фонда есть имя: «Фонд сохранения и развития творчества певицы Альфии Авзаловой». Это название утверждала мама сама.