Орфоэпические особенности русского языка. Основные правила русской орфоэпии

Орфоэпические нормы русского языка - это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos - правильный, epos - речь) - это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы , это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.

Тот русский язык, который мы впервые услышали в детстве, стал таким относительно недавно, так как современные нормы языка сформировались к середине XVII столетия, а базировались они на нормах московского городского разговорного языка. С того времени, несмотря на постоянное развитие русского языка, орфоэпические нормы претерпели относительно незначительные изменения.

Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам - она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже - негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего. Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения.

Произношение гласных звуков.

Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением . Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire - сокращать ). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове. Рассмотрим проявление закона редукции.

Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь . В остальных случаях, когда буква «о» находится в безударной позиции и следует за твердым согласным, читается она, как краткий неясный редуцированный звук, что-то среднее между [ы] и [а] (в зависимости от положения): г[ъ]лова, ст[ъ]рона, т[ъ]локно . Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] (губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и] , но произносится [е] ): п[и э ]ро - перо, с[и э ]ро - серо, [и э ]зык - язык .

После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы] : смех[ы]слезы - смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану - к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и] , если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза.

Орфоэпические нормы при произношении согласных.

При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения . Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] - друг, рука[ф] - рукав, смо[х] - смог . Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к] , [б] как [п] , [в] как [ф] , [з] как [с] . В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х] : ле[хк]о, ле[хч]е . Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: про[з"]ба, [ з]давать .

Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн] . Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн] , но есть несколько исключений:

  1. В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а .
  2. В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.

Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш] . Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц ] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а.

Слова иностранного происхождения.

Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов:

  • Отсутствие редукции звука [о] : м[о]дель, [о]азис .
  • Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е» , в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика .
  • В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта - как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др .

Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка . Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво.

Грамотная устная речь - залог успешного общения. Умение правильно изложить свои мысли поможет не только при устройстве на работу или в бизнес-переговорах, но и в повседневной жизни. Но чтобы в совершенстве овладеть устной речью, необходимо знать и соблюдать орфоэпические нормы русского языка. Этому и будет посвящена наша статья.

Что такое орфоэпия?

Слово «орфоэпия» состоит из двух греческих корней - «orthos» и «epos», которые переводятся как «правильный» и «речь». То есть наука о правильной речи - вот что такое орфоэпия.

Графические сокращения

К графическим сокращениям относят инициалы, стоящие рядом с фамилией, обозначения объема или расстояния, например, литров (л), метров (м), также страницы (с) и другие подобные сокращения, служащие для экономии места в печатном тексте. Все эти урезанные слова при чтении должны быть обязательно расшифрованы, то есть произносить нужно слово полностью.

Употребление графических сокращений в разговоре может быть оценено как речевая ошибка или ирония, которая может быть уместна только в определенных обстоятельствах.

Имена и отчества

Орфоэпические нормы русского языка регулируют также особенности произношения имен и отчеств. Отметим, что использование отчеств характерно только для нашего языка. В Европе же такого понятия вообще не существует.

Использование полного имени и отчества человека необходимо при разных обстоятельствах как в устной, так и в письменной форме. Особенно часто подобные обращения используются в рабочей обстановке и официальных документах. Такое обращение к человеку может служить и маркером степени уважения, особенно при разговоре со старшими и пожилыми людьми.

Большая часть русскоязычных имен и отчеств имеет несколько вариантов произношения, которые могут варьироваться в том числе и от степени близости с человеком. Например, впервые встречаясь, желательно произносить имя и отчество собеседника ясно, как можно ближе к письменной форме.

Однако в других случаях орфоэпические нормы русского языка (нормы произношения) предусматривают исторически сложившийся в устной речи способ употребления.

  • Отчества, оканчивающиеся на «-ьевна», «-ьевич». В женских вариантах необходимо соблюдать письменную форму, например, Анатольевна. В мужских - допустим и краткий вариант: Анатольевич / Анатольич.
  • На «-аевич» / «-аевна», «-еевич» / «-еевна». И для мужских и для женских вариантов допускается краткий вариант: Алексеевна / Алексевна, Сергеевич / Сергеич.
  • На «-ович» и «-овна». В мужском варианте допустимо стяжение формы: Александрович / Александрыч. В женском - обязательно полное произношение.
  • В женских отчествах, образованных от имен, заканчивающихся на «н», «м», «в», не произносится [ов]. Например, вместо Ефимовна - Ефимна, Станиславовна - Станиславна.

Как произносить заимствованные слова

Орфоэпические нормы русского языка также регулируют и правила произношения иностранных слов. Связано это с тем, что в ряде случаев законы употребления русских слов нарушается в заимствованных. Например, буква «о» в безударных слогах произносится так же, как если бы она стояла в сильной позиции: оазис, модель.

Также в некоторых иностранных слов согласные, стоящие перед смягчающей гласной «е», остаются твердыми. Например: кодекс, антенна. Существуют и слова с вариативным произношением, где можно произносить «е» и твердо, и мягко: терапия, террор, декан.

Кроме того, для заимствованных слов ударение фиксировано, то есть во всех словоформах остается неизменным. Поэтому при возникновении сложностей с произношением лучше обратиться к орфоэпическому словарю.

Акцентологическая норма

Теперь более подробно рассмотрим орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Для начала разберемся с тем, что же такое акцентологическая норма. Так называют правила постановки ударения в слове.

В русском языке ударение не фиксировано, как в большинстве европейских, что не только обогащает речь и увеличивает возможности языковой игры, но и предоставляет огромные возможности для нарушения принятой нормы.

Рассмотрим функции, которое выполняет нефиксированное ударение. Итак, оно:

  • дает возможность для стилистической окраски слов (серебрО - сЕребро) и появления профессионализмов (кОмпас - компАс);
  • предусматривает изменение этимологии (значения) слова (мелИ - мЕли, Атлас - атлАс);
  • позволяет изменять морфологические особенности слова (сОсны - соснЫ).

Также постановка ударения может изменить стиль вашей речи. Так, например, слово «дЕвица» будет относиться к литературному, а «девИца» - к нейтральному.

Есть и класс таких слов, вариативность ударения в которых не несет никакой смысловой нагрузки. Например, Обух - обУх, бАржа - баржА. Возникновение этих исключений обусловлено отсутствием единой нормы и равноправного бытования диалекта и литературного языка.

Также постановка ударений в некоторых словах может быть просто устаревшей формой. Например, мУзыка - музЫка, слУжащий - служАщий. По сути, вы меняете всего лишь ударение, а по факту начинаете говорить устаревшим слогом.

Чаще всего постановку ударения в слове приходится запоминать, так как существующие привила регулируют далеко не все случаи. Кроме того, иногда нарушение литературной нормы может стать индивидуальным авторским приемом. Подобное часто используется поэтами для того, чтобы стихотворная строка звучала ровнее.

Однако не нужно считать, что акцентология входит в орфоэпические нормы русского языка. Ударение и правильная его постановка - слишком обширная и сложная тема, поэтому обычно ее выносят в особый раздел и изучают отдельно. Тем же, кто желает более подробно ознакомиться с темой и исключить нарушения нормы постановки ударений из своей речи, рекомендуется обзавестись орфоэпическим словарем.

Заключение

Казалось бы, что может быть сложного в том, чтобы говорить на родном языке? На самом же деле большинство из нас даже не представляет, сколько норм русского языка нарушается ежедневно.

VI. НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ
РУССКОЙ РЕЧИ

VI.1. ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

Слово орфоэпия - интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же - систему правил произношения. В переводе с греческого orthos - "прямой, правильный", a epos - "речь"; "орфоэпия" буквально - "правильная речь".

Как известно, главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Норм, которые представляют собой единственную произносительную возможность, в языке много. Большинство явлений звуковой структуры языка реализуется на уровне нормы единообразно. Так, например, на месте орфографического о всегда произносится гласный, близкий к [а]: в[а]да′ (вода′), /о/кно′ (окно′), а на месте орфографических а, я, е - гласный, близкий к [и]: [ч"и]сы′ (часы′), [п"и]ти′ (пяти′), [в"и]ду′ (веду′). Обязательно в произношении оглушаются звонкие парные согласные на конце слова: го′ро[т] (го′род), ду[п] (дуб); местоимение что произносится как [што].

Однако многие орфоэпические нормы воплощаются одновременно в нескольких вариантах: бу′ло[шн]ая и бу′ло[ч "н]ая (бу′лочная); ви[ж"ж"]а′ть и ви[жж]а′тъ (визжа′ть); до[ш"ш"] и до[шт"] (дождь); [сэ′]ссия и [с"е′]ссия, творо′г и тво′рог, о′тдал и отда′л и т.д.

Как же возникают варианты произношения?

Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII века, но первоначально - как нормы московского говора, которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм.

Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX века. Но уже во второй половине XIX века у московской нормы появился конкурент - петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Однако и московское произношение, сохранив свои главные черты (например, аканье), во многих случаях утратило былую роль произносительного канона.

Действительно, многие черты "образцового" московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. Например, согласно старой московской орфоэпической норме большинство глаголов II спряжения в 3-м лице мн. числа произносились с окончанием -ут, -ют (т.е. так же, как и глаголы I спряжения): слы′[шу]т, хо′[д"у]т, хва′[л"у]т. Изменение произношения пошло здесь по пути сближения с орфографией. Теперь говорят: слы′[шъ]т, хо′[д"ъ]т, хва′[л"ъ]т, т.е. ближе к написанию -am, -ят.

По старой московской норме после согласных к, г, х в прилагательных "одинокий", "строгий", "тихий" и глаголах типа "постукивать", "отпугивать", "размахивать" произносится звук, близкий в произношении к очень краткому [а] (в транскрипции обычно передаётся как [ъ]). Говорили: одино′[къ]й, стро′[гъ]й, ти′[хъ]й; посту′[къ]ватъ, отпу′[гъ]-ватъ, разма′[хъ]вать.

В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Эти окончания часто писались через о. Поэтому в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус" следует читать:

Белеет парус одиноко й
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино′[к′и]й, стро′[г′и]й, ти′[х′и]й; посту [к′и]ватъ, отпу′[г′и]вать, разма′[х′и]ватъ.

Конкуренция твёрдого (старомосковского) и мягкого (старопетербургского) произношения возвратных частиц (в личных формах глагола и в формах прошедшего времени) сейчас практически закрепилась победой мягкого варианта. Общепринятым стало мягкое произношение возвратных частиц: бою′[с′], собра′л[с′а], а не бою′[с], собра′л[са], как это было свойственно старомосковской норме.

Таким образом, былое противопоставление московского произношения петербургскому потеряло прежний смысл и можно утверждать, что в современном русском языке сформировалась единая произносительная норма.

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С орфоэпической точки зрения произношение ударных гласных не вызывает никаких трудностей, так как гласные в этом положении произносятся в соответствии с написанием: д[а]л, с[а]м, д[о]м, ст[о]л, [л′ее], [м′от] (мёд), [п′ат′] (пять), [ч′ас]; в безударном положении после твёрдых согласных гласные [а], [о] совпадают в звуке, близком к [а], который в транскрипции обозначается как [∧]: д[∧]ла′ (дала′), с[∧]ма′ (сама′), д[∧]ма′ (дома′), ст[∧]лы′ (столы"). Такое произношение называется акающим.

После мягких согласных безударные [а], [о], [е] совпадают в звуке, близком к [и]: в [л′и]су′ (в лесу′), в [м′и]ду′ (в меду′),

к [п′и]ти′ (к пяти′), [ч′и]сы (часы′). Такое произношение называется икающим. Акание и икание составляют норму русского литературного произношения.

На месте букв а и о в безударных слогах после твёрдых шипящих звуков [ш], [ж] и [ц] в современном литературном языке по общему правилу произносится звук, близкий к [а], который в транскрипции обозначается [∧]: ж[∧]ра′ (жара′), ж[∧]бо′ (жабо′), ш[∧]ги(шаги′), ш[∧]фёр (шофёр), ш[∧]лаш (шала′ш), ц[∧]ри′ (цари′), ц[∧]ра′пать (цара′пать).

На отдельные слова норма произношения с [∧] не распространяется. По отношению к таким словам орфоэпическим следует считать произношение не с [∧], а с [ы]. Сюда относится прежде всего слово ж[ы]ле′тъ (жалеть) и производные от него: к сож[ы]ле′нию, пож[ы]ле′й, а также в словах рж[ы]но′й (ржаной), ж[ы]ке′т (жакет), ж[ы]сми′н (жасмин) и в формах мн. числа слова "лошадь": лош[ы]де′й, лош[ы]дя′м, в косвенных падежах числительных "двадцать" и "тридцать": двадц[ы]ти; тридц[ы]ти′. Произношение ж[∧]ле′ть, ж[∧]ке′т, лош[∧]де′й, двадц[∧]ти; тридц[∧]ти′ хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску.

ПРОИЗНОШЕНИЕ [О] в БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо; д[о]сье; п[о]э′зия, п[о]э′т, р[о]к[о]ко; ф[о]йе; ф[о]рпо′ст, ш[о]ссе′ (при допустимом произношении с [∧]). Только [о] произносится в словах б [о] а; б[о]мо′нд, кака′[о], ра′ди[о], ада′жи[о], три′[о], капри′ччи[о].

Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре′ де Бальзак, Фл[о]бе′р, М[о] пасса′н, 3[о]ля; Р[о]де′н, Ш[о]пе′н. [О] произносится в заударных слогах: ее′т [о], кре′д[о], маэ′стр[о], Кару′з[о], Джорда′н[о] Бру′н[о].

Произносительные варианты п[о]э′т и п[∧]э′т, с [о] не′т и с[∧]не′т, н[о]ктю′рн и н[∧]ктю′рн стилистически нетождественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует

высокий, специфически книжный стиль, в то время как звук [∧] в безударных словах свойствен обычному нейтральному стилю.

Следует помнить, что различение звуков [а] и [о] в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики. В огромном же большинстве слов иноязычного происхождения, прочно освоенных нашим литературным языком и вошедших в общенародный язык, о и ав безударных слогах произносятся по общим правилам: б[∧]ка′л (бокал), к[∧]нспе′кт (конспект), р[∧]ма′н (роман), пр[∧]гре′сс (прогресс), к[∧]стю′м (костюм), р[∧]я′лъ (рояль), пр[∧]фе′ссор (профессор) и многие другие.

ПРОИЗНОШЕНИЕ [ы ] в БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ

На месте буквы е после твёрдых шипящих [ш], [ж] и [ц] в предударных слогах произносится гласный, близкий к [ы]: ж [ы] на′(жена?), ж[ы]лте′тъ (желте′ть), ш[ы]пта′тъ (шеп-та′ть), ц[ы]на′ (цена′). Такое произношение называется ыкающим и вместе с аканием и иканием определяет орфоэпические нормы литературного языка.

Определённого рода исключением оказывается во многих иноязычных словах звук [э], который может сохраняться в большинстве безударных позиций: [э]поле′ты, бруд[э]рша′фт, д[э]′кольте′.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УДАРНОГО Е в О В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Употребление [е] или [о] после мягких согласных под ударением вызывает затруднения у носителей русского языка. В современной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов современный, пе′кло, опе′ка, афе′ра, атле′т, бытие; бытие′м (философский термин) с гласным [о] вместо правильного произношения с гласным [е]: современный, пекло, опека, афера, атлет, бытиё, бытиём (вместо правильного совре[м"е′]нный, [п"е′]кло, o[п"е′]ка, а[ф"е′]ра, am [л"е′]т, быти[е"], быти[е′]м ).

В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головешка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры. Хотя некоторые словари и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремление говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения.

Старая книжная традиция предполагала произнесение слов с е под ударением после мягких согласных (утомле′нный, сле′зный, коленопреклоненный ). Так, например, у Пушкина находим расколе′нный, а не раскалённый:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения о и в этих словах. В нормализаторской практике наших дней возникла парадоксальная ситуация: словарям приходится теперь оберегать не только традиционное произношение с е от вторжения варианта с о (ле′ска, опе′ка\ ненормативно: леска, опека), но и защищать уже также ставшее традицией произношение с о (жёлчъ, белёсый ). Это как бы обратное направление в развитии произношения обусловлено, по-видимому, в первую очередь графическим восприятием напечатанного слова с буквой е.

Правила употребления букв е - ё сводятся прежде всего к предупреждению от неверного опознавания слова: все и всё, узнает и узнаёт, небо и нёбо, железка и желёзка, крестный (ход) и крёстный (отец), истекший (год) и истёкший (кровью), но не служит для указания на правильное произношение читаемого слова.

Как уже отмечалось, следует предпочесть, например: манёвры, манёвренный, блёклый, блёкнуть, поблёкший, белёсый, а также твёрже (тверже - неправильно).

Причастия ушедший, приведший, забредший произносятся с гласным [е] (после твёрдых шипящих - [э]), а причастия плётший, заплётший, а также принёсший, привёзший - с гласным [о].

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД УДАРНЫМ Е
В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ

В соответствии с законом русского произношения перед гласным [е] произносится мягкий согласный. Это правило распространяется и на заимствованные слова, прочно вошедшие в русский язык, например: аква[р"е′ль, ака[д"е′]мик, ба[р"е′]лъе′ф, [д"е]к[р"е′]т, [д"е]фици′т, [т"е′]ма, [т"е]традь, с[п"е]кта′клъ, [л"е′]кция, ли′[д"е]р, пио[н"е′]р, му[з"е′]й, га[з"е′]та, фа[н"е′]ра, п[р"е]зи[д"е′]нт, [д"е]са′нт, [р"е]ф[р"е′]н, эф[ф"е′]кт и т.д.

Однако в речевой практике мы встречаемся с фактами, противоречащими этому правилу. Даже давно освоенные русским языком иноязычные слова, вошедшие в широкий речевой обиход, произносятся некоторыми с твёрдым согласным. Нередко можно слышать: [тэ′]рмин вместо [т"е′]рмин, брю[нэ′]т вместо брю[н"е′]т, му[зэ′]й вместо му[з"е′]й, фа[нэ′]ра вместо фа[н"е′]ра, ко′[фэ] вместо ко′[ф"е].

Дело осложняется ещё и тем, что многие слова (обычно это книжные слова и специальные термины) в соответствии с литературной нормой продолжают произноситься с твердым согласным: алъ[тэ]рнати′ва, ас[тэ]ро′ид, апар[тэ]и′д, а[тэ]и′зм, ге[нэ′]тика, ге′[нэ]зис, гео[дэ′]зия, [дэ]ма′рш, [дэ′]мпинг, [дэ]ко′р, [дэ]номина′ция, [дэ][тэ′]ктор, дис-пан[сэ′]р, ин[тэ]рвью′ ин[тэ]гра′л, ка[пэ′]лла, кибер[нэ′]тика, компью′[тэ]р, кон[дэ]нса′тор, ла[тэ′]нтный, [мэ′][нэ]джер, метрополи [тэ′]н, мо[дэ′]рн, морали[тэ′], [нэ]ореали′зм, пан[тэ]о′н, па[э′]тика, по[тэ]нциа′л, про[тэ]и′н, [рэ]ле′, [рэ′]квием, резю[мэ′], [сэ′]псис, [сэ′]рвис, со[нэ′]т, си′н[тэ]з, супер[мэ′]н, [тэ′]зис, [тэ′]мбр, [тэ′]рмос, [тэ′]ст, ти[рэ′], тон[нэ′]ль, фила[тэ]ли′я, фо[нэ′]тика, ше[дэ′]вр, экзис[тэ′]нция, экс[тэ′]рн, эс, эс[тэ′]тика, э[нэ′]ргия.

Некоторые иностранные имена и фамилии произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]ка′рт, Ква[рэ′]нги, Лафон[тэ′]н, Воль[тэ′]р, Гё[тэ], Шо[пэ′]Н и др.

С твёрдым согласным произносится немало "бытовых" слов, хорошо освоенных русским языком: а[тэ]лъе′ бижу[тэ′]рия, бифш[тэ′]кс, бу[тэ]рброд, [дэ]коль[тэ′], каба[рэ′], кок[тэ′]йлъ, ма[дэ′]ра, майо[нэ′]з, [нэсэсэ′]р, орхи[дэ′]я,

па[нэ′]ль, пар[тэ′]р, портмо[нэ′], про[тэ′]з, пю[рэ′], [рэ′]гби, сар[дэ′]лъка, [сэ′][тэ]р, стюар[дэ′]сса, [тэ′]ннис, [тэ′]нт, тур[нэ′], хризан[тэ′]ма, шос[сэ′].

Всё же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ] и доп. [т"е], велотрек [рэ] и доп. [р"е], водевиль [дэ] и доп. [д"е], девальвация [дэ] и доп. [д"е], дедукция [дэ] и доп. [д"е], дезодорант [дэ] и доп. [д"е], демонтаж [дэ] и доп. [д"е], кратер [тэ] и доп. [т"е], критерий [тэ] и доп. [т"е], пантера [тэ] и доп. [т"е].

В большинстве слов основным вариантом становится мягкое произношение согласного, а вариант с твёрдым согласным является дополнительным, например:

агрессия [р"е] и доп. [рэ], аллитерация [т"е] и доп. [тэ], артезианский [т"е] и доп. [тэ], бактерии [т"е] и доп. [тэ], глинтвейн [в"е] и доп. [вэ], дебет [д"е] и доп. [дэ], декан [д"е] и доп. [дэ], демобилизация [д"е] и доп. [дэ], депрессия [д"е, р"е] и доп. [дэ, рэ], дефис [д"е] и доп. [дэ], дефицит [д"е] и доп. [дэ], конгресс [р"е] и доп. [рэ], конфедерация [д"е] и доп. [дэ], корнет [н"е] и доп. [нэ], крейсер [р"е] и доп. [рэ], креп [р"е] и доп. [рэ], либретто [р"е] и доп. [рэ], прогресс [р"е] и доп. [рэ], протекторат [т"е] и доп. [тэ], регресс [р"е, гр"е] и доп. [рэ, грэ], рейс [р"е] и доп. [рэ], ренессанс [р"е, н"е] и доп. [рэ, нэ], сентенция [т"е] и доп. [тэ], стратегия [т"е] и доп. [тэ], термоядерный [т"е] и доп. [тэ], федерация [д"е] и доп. [дэ], фланель [н"е] и доп. [нэ], экспресс [р"е] и доп. [рэ].

Однако у отдельных слов - артерия, инертный, тенденция, темп, согласно словарям последних лет, наблюдается укрепление твёрдого произношения: ар[тэ]рия, и[нэ]ртный, [тэ]нденция, [тэ]мп.

В "Орфоэпическом словаре русского языка" (М., 1989) варианты с твёрдым и мягким согласным перед е представлены как равноправные, например, в следующих словах:

аксессуары [сэ] и [с"е], бассейн [сэ] и [с"е], дегустатор [дэ] и [д"е], дезодорант [дэ] и [д"е], дефиниция [дэ] и [д"е], демонтаж: [дэ] и [д"е], демография [дэ] и [д"е], деморализация [дэ] и [д"е], деформация [дэ] и [д"е], гейзер [гэ] и [г"е], иглотерапия [тэ] и [т"е], игрек [рэ] и [р"е], кредо [рэ] и

, маузер [зэ] и [з"e], нейлон [нэ] и [н"е], одесский [дэ] и [д"е], ретро [рэ] и р"е], сессия [сэ] и [с"е], сейм [сэ] и [с"е], терапевт[тэ] и [т"е], террорист [тэ] и [т"е], трек [рэ] и [р"е], хорей [рэ] и [р"е].

В связи с отсутствием твёрдых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.

Следует обратить внимание на то, что сложносокращённые слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв, их составляющих:

СНГ [эс эн гэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

ТВЁРДОСТЬ - МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО
В ПОЛОЖЕНИИ ПЕРЕД МЯГКИЬ СОГЛАСНЫМ

Согласные звуки в положении перед следующим мягким в соответствии с современной нормой могут произноситься как мягко, так и твёрдо. Раньше в языке действовала закономерность, в соответствии с которой многие согласные в позиции перед следующим мягким согласным могли произноситься только мягко: ла[п"к"]и (лапки), пе[т"л"]и (петли), [з"в"]еръ (зверь), че[т"в"]ерг (четверг) и т.д. На протяжении XX века происходило постепенное сокращение позиций мягкости первого звука в подобных сочетаниях.

Большинство сочетаний согласных могут произноситься вариантно - с мягким или твёрдым звуком перед мягким согласным, что представляет определённую трудность для говорящего.

В настоящее время мягкость или твёрдость согласного перед следующим мягким зависит от следующих факторов:

1. От положения сочетающихся согласных в слове. Наиболее последовательно смягчение осуществляется внутри корня: ле[з"в"]ие, ве[з"д"]е, о[д"н"]и, пе[н"с"]ия; менее интенсивно - на стыке приставки и корня: [з"д"в"]инуть и [здв"]инутъ (сдвинуть), [с"н"]ять и [сн"]ять (снять), но по[тп"]исатъ (подписать), о[тв"]ести (отвести), на[дв"]язатъ (надвязать).

Ещё реже наблюдается смягчение на стыке предлога и слова. Произносят: по[д з"]емлёй, на[д в"]ершиной, [в н"]изине, о[д б"]ерега;

2. От стилистической окраски. Так, согласный дольше сохраняет мягкость в положении перед следующим мягким в исконно русских, часто употребляемых и стилистически нейтральных словах: пу[с"т"], е[з"д"]ить, [в"м"]есте, ба[н"т"]ик, мо[с"т"]ик, ка[з"н"]итъ, ле[с"н"]ик. В заимствованных словах, реже употребляющихся в речи, согласно современной норме произносится только твёрдый согласный: ка[дм]ий, пер[сп"]ектива, да [рв"] инист, [сп"]ич, ко[нв"]енция, [сф"]инкс, [те"]ид, [тм"]ин и т.д.;

3. От качества первого и второго звука в сочетании. Более последовательно осуществляется смягчение согласных [с], [з], [т], [д], [н] в позиции перед [с"], [з"], [т"], [д"], [н"], [л"], а также [ч"], [щ"] не в начале слова:

в ма[с"с"]е, у[с"н"]и, пе[с"н"]я, ве[с"т"]и, го[с"т"]итъ, кла[с"т"], мы[с"л"]и, по[с"л"]е, не[с"л"]и, ра[з"д"]ел, ка[з"н"]итъ, ку[з"н]ец, ве[з"д"]е, жи[з"н"], во[з"л"]е, ис-че[з"л"]и, пя[т"н"]ща, ле[т"н"]ий, пу[т "" "]ик, вса[д"н"]ик, пере[д"н"]ий, нового[д"н"]ий, в ва[н"н"]е, ви[н"т"]ик, а[н"т"]ичный, стипе[н"д"]ия, ка[н"д"]идат, вака[н"с"]ия, реце[н"з"]ия, ко[н"ч"]итъ, одува[н"ч"]ик, каме[н"щ"]ик, же[н"щ"]ина.

В начале слова эти же согласные в данной позиции могут произноситься и мягко, и твёрдо: [з"д"]есъ и [зд"]есь, [с"н"]ег и [сн"]ег, [с"т"]ена и ена.

Все согласные перед [п"], [б"], [в"], [ф"], [м"] могут произноситься и мягко, и твёрдо, при этом мягкие варианты постепенно утрачиваются: и[м"п"]ерия и и[мп"]ерия, ари[ф"м"]е-тика и ари[фм"]етика, [з"в"]ерь и [зв"]ерь, че[т "]ерг и че[тв"]ерг, [с"п"]елый и [сп"]елый, зате[м"н"]ение и зате[мн"]ение, клю[к"в"]енный и клю[кв"]енный.

Перед [и] согласные [п], [в], [м], [ф], как правило, произносятся твердо: [п]ъют, о[б]ъём, се[м]ъя, [в]ью, тря[п]ьё, вер[ф]ью, а согласные [с], [з], [т], [д], [∧], [н] внутри корня, на стыке корня и суффикса произносятся мягко: обе[з"]ьяна, [д"]ьяк, па[с"]ьянс, [л"]ьёт, ко[н"]ёк, ко[з"]ья, су[д"]ья, жи[л"]ъю, жи[т"]ъю\ на стыке приставки и корня - твёрдо: о[т]ъезд, [с]ъезд, по[д]ъехатъ.

Описанные закономерности затрагивают большинство слов. Но имеются слова, в которых эти закономерности могут нарушаться. В подобных случаях указания о произношении конкретных слов следует искать в помете, сопровождающей слово в словаре.

ПРОИЗНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ

На месте букв чн в одних словах произносится [ч"н] или [ч"н"]: то[ч"н]ый, ве[ч"н]ый, пе[ч"н"]ик; в других словах произносится [шн] или [шн"]: коне[шн]о (конечно), ску[шн]о (скучно), праче[шн]ая (прачечная), двое[шн"]ик (двоечник); в третьей группе допустимо употребление обоих вариантов: бу-ло[шн]ая и було[ч"н]ая (булочная), порядо[шн]ый и поря-до[ч"н]ый (порядочный). В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному, в зависимости от сочетания, в котором оно находится: серде[ч"н]ое заболевание, но друг серде[шн]ый (сердечный); копее[ч"н]ая монета и ко-пее[шн]ая душа (копеечная).

Существует это различие с давних пор, и вот как оно отражено в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина:

  • (1) Сперва взаимной разнотой
    Они друг другу были скучны;
    Потом понравились; потом
    Съезжались каждый день верхом
    И скоро стали неразлучны.
  • (2) - Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    - Что, Таня, что с тобой? - Мне скучно.
    Поговорим о старине.

В конце XIX - начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [ч"н]. Произношение [шн] стало одним из признаков старой московской произносительной нормы. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить було[шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик и т.п.

В современной лингвистической литературе такое произношение характеризуется как уже устаревшее. Нормой теперь стало орфографическое произношение [ч"н]. Однако в некоторых случаях (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, прачечная, очечник, двоечник, пустячный) на месте орфографического чн должно произноситься [шн]. Это традиционное отступление от общей нормы произношения принято и узаконено словарями и справочниками. Кроме указанных слов произношение

[шн] сохраняется и в некоторых женских отчествах: Ильини[шн]а (Ильинична), Никити[шн]а (Никитична).

На месте букв чт обычно произносятся в соответствии с написанием звуки [ч"т]: по [ч"т] а (почта), ма[ч"т]а (мачта). Но в слове "что" и производных от него произносится [шт]: [шт]о (что), [шт]обы (чтобы), кое-[шт]о (кое-что), но не [ч"т] о (нечто).

Сочетание щи во всех словах произносится, как написано: изящный, насущный, будущность, сообщник, произношение изя[шн]ый, насу[шн]ый, буду [шн] ость, сооб[шн]ик является отклонением от нормы под влиянием просторечия.

Единственное слово, в котором произношение [шн] на месте щн является нормой, - помо[шн]ик (помощник).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Группа из нескольких согласных в положении между гласными может упрощаться, при этом один из согласных не произносится.

  1. В сочетании стн не произносится звук [т]: ме[сн]ый (местный), уча[сн]ик (участник). Если сочетание стн попадает в положение после согласного, возможно двоякое произношение: грубошёр[сн]ый и грубошёр[стн]ый, многовёр[сн]ый и многовёр[стн]ый.
  2. В сочетании здн в одних словах не произносится звук [д]: пра[з"н"]ик (праздник), по[зн]о (поздно); в других словах допускается произношение как со звуком [д], так и без него: бе[зд]на и бе[зн]а, безвозме[здн]ый и безвозме[зн]ый.
  3. В сочетании стл в большинстве слов не произносится звук [т]: сча[сл"]ивый (счастливый), жапо[сл"]ивый (жалостливый); но в некоторых словах в этом сочетании произносятся все три звука: по[стл]ать (постлать), ко[стл"]явый (костлявый).
  4. На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, флама[нтк]а, аспира[нтк]а, студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор вариантов зависит от значения слова: голландка "печь" - голла[нк]а, голландка "жительница Голландии" - голла[нтк]а, шотландка "ткань" - шотла[нк]а, шотландка "жительница Шотландии" - шотла[нтк]а.
  5. В сочетаниях стк, здк обычно произносятся все три звука: боро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка). Произношение боро[ск]а, пое[ск]а в соответствии со старыми нормами встречается только в разговорной речи.
  1. В сочетаниях ркс, ргс петербу[ркс]ий и петербу[рс]кий.
  2. В сочетаниях нгт допустимо двоякое произношение: ваши[нкт]онский иваши[нт]онский (вашингтонский).

ДИАЛЕКТНЫЕ И ПРОСТОРЕЧНЫЕ ЧЕРТЫ В ПРОИЗНОШЕНИИ

В нелитературном произношении (в речи малообразованных людей) часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием народных говоров. Наиболее типичные из них следующие:

1. Произношение южнорусского диалектного [γ] (напоминающего звук, который произносится на месте г в слове бухгалтер) на месте [г]. Например: [γ]ород вместо [г]ород, [γ]ерой вместо [г]ерой, ко[γ]да вместо ко[г]да, все[γ]да вместо все[г]да.

2. Диалектным влиянием следует объяснить и ошибочное произношение ко[∧]идор (коридор), [∧]егулярный (регулярный), тра[н]вай (трамвай), ко[н]форт (комфорт), бо[н]ба (бомба), о[м]ман (обман), ме[н]ный (медный), ради[в]о (радио), кака[в]о (какао).

3. В большинстве русских говоров наблюдается отвердение конечных губных согласных се[м], се[м]десят, голу[п], пригото[ф] и т.д. Такое произношение широко проникло в речь городского населения. Эти слова следует произносить с мягким губным согласным: се[м"], се[м′]десят, голу[п"], пригото[ф"]. Нелитературным является и произношение насы[п]те, пригото[ф]те вместо правильного насы[п"]те, пригото[ф"]те.

4. Особенно распространённым является южнорусское произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах т[о′]тит, запл[о′]чено, недопл[о′]тит, од[о′]лживать. Правильно: пла′тит, зата′чено, недоплатит, ода′лживать. Наблюдается и обратное явление: произношение ударного гласного [а] вместо [о]: приур[а′]чиватъ (при-уро′чивать), отср[а′]чивать (отсрочивать).

Но больше всего отклонений от литературной нормы наблюдается под влиянием просторечия. Эти отклонения могут

иметь разные причины, но главным образом определяются недостаточным владением литературным языком. Даже в парламентской речи можно услышать ошибки, вызванные вставкой лишних звуков: инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, компроме[н]тировать, компе[н]тентный, интриган[т], буду[ю]щий, заклеим [л] ённый, юрис[т]консульт вместо инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, компетентный, интриган, будущий, заклеймённый, юрисконсульт.

Многие отклонения обусловлены взаимодействием соседних звуков, например: кружовник (вместо крыжовник), мукулатура (вместо макулатура), полувер, полу "вер (вместо пуло′вер), тубаретка (вместо табуретка).

В словах, часто употребляющихся в повседневной речи, наблюдаются, с одной стороны, незакономерные вставки гласных и согласных, например: пирож[е]ное (вместо пирожное), пел[е]мени (вместо пельмени), руб[е]ль (вместо рубль), пер[е]спектива (вместо перспектива), дико[о]браз (вместо дикобраз), по[д]скользнутъся (вместо поскользнуться), по[д]черк (вместо почерк), про[д]чий (вместо прочий), дерма[н]тит (вместо дерматит), а с другой - пропуск звуков: тролебус (вместо троллейбус), флюрография (вместо флюорография), индивидум (вместо индивидуум), протьвень, протвенъ (вместо противень).

Распространены и явления опрощения, когда слово звучит не так, как правильно, а как проще его выговорить: друшлаг (дуршлаг), грейфрукт (грейпфрут), скурпулёзный (скрупулёзный), Азебаржан (Азербайджан) и многие другие.

Типичным отклонением от нормы следует признать и незакономерное смягчение согласного [з] в позиции перед [м] в заимствованных словах типа антагони[з"м], капитали[з"м], патриоти[з"м], карьери[з"м] и. д.

1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия,

отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.

2. Определите, один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге в словах:

живи-ка - ежевика, ожирение - ожерелье, оживать - а жевать, пожилая - пожелание, шитьё - шестёрка, широкий - шестьсот, шиповник - шептать, циничный - ценить, циновка - цена.

3. Прочитайте предложенные стихотворные отрывки. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому - [о]? Обратите внимание, что книжной системе произношения во многих случаях было чуждо произношение [о] после мягких согласных.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

(Ф. Тютчев)

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?

(Н. Некрасов)

Зачем чудовище над бездною,
И зверь в лесу, и дикий вой?
Зачем миры, с их славой звездною,
Несутся в пляске гробовой?

(К. Бальмонт)

4. Какой звук: [е] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по "Орфоэпическому словарю русского языка" (М.,1989).

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка,

планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике).

5. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите данные слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного в позиции перед [е]:

интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.

6. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

7. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры:

СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.

8. Произнесите данные слова. Каковы нормы произношения согласных перед мягкими губными в современном литературном языке?

Вместе, вбежать, амбиция, обмяк, обвить, бомбить, к рампе, ветви, дверь, затмить, Людмила, звезда, разве, змей, извините, свет, свеча, косвенный, сфера, спеть, смесь, косметика, известие, развитие, воспитать, отвести, подвал, отметил.

9. Какой характер согласных [с], [т] в словах свете, ветви обусловливает рифма?

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

(С. Есенин)

10. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Ст их, ст епь, гост ить, вест ибюль, шест ь, сд елать, с д елом, везд е, к звезд е, из д ерева, в касс е, сн имок, с н им, сн ег, во сн е, сл ед, гусл и, сл ить, зл ить, разн ять, разл ичие, с д ядей, с н им, без д ела, всадн ик, путн ик, от н его, под н ебом.

11. Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твёрдого согласного.

Царь затрясся весь от дикой злости,
Приказал своей покорной свите:
"Нуте-ко, в тюрьму девчонку бросьте,
Или лучше - сразу удавите!"

(М. Горький)

12. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

Пенсия, вакансия, консерватория, консилиум, рецензия, претензия, транзит, бензин, блондин, кандидат, Индия, командир, мундир, чванливый, посланник, сторонник, сарафанчик, обманчивый, бревенчатый, студенческий, анчар, анчоус, банщик, гонщик, военщина.

13. Вставьте пропущенные гласные:

пл...тишь, уплачено, заплачено, недопл...тит, переплаченный, припл...ченный, од...лживать, отсрочивать, приев...ивать, приур...чивать, обусл... вливать.

14. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении следующих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать,

бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства.

15. Распределите слова по двум группам:

а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;

б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.

16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких - отклонением?

Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.

17. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

В глуши, в деревне, всё нам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно

(А. Пушкин)

Я ль нёсся к бездне полуночной
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани
мощной Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

18. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, где произносится [чн];

б) слова, где произносится [шн];

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

19. Прочитайте правильно слова с сочетанием щн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких - отклонением?

Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.

План:

1. Задачи орфоэпии.

2. Современные орфоэпические нормы.

3. Русское литературное произношение и его исторические основы.

4. Общие и частные правила орфоэпии.

5. Отклонения от произносительных норм и их причины.

Орфоэпия – это совокупность правил произношения слов. Орфоэпия (греч. оrthos – прямой, правильный и eros – речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержании орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а так же отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой.

Орфоэпия – это термин, который употребляется в 2-х значениях:

1. Совокупность правил, которые устанавливают единство произношения в литературном языке (это правило литературного произношения).

2. Раздел лингвистики, примыкающий к фонетике, который описывает теоретические основы, нормы литературного языка с точки зрения произношения. Устная речь существует столько же сколько и человеческое общество. В древности и даже в 19 в. в каждой местности имелись свои особенности произношения – это были так называемые территориальные диалектные черты. Они сохранились и до настоящего времени.

В 19-20 веках возникла острая необходимость в едином литературном языке, в том числе, в единых, общих правилах произношения. Поэтому начала складываться наука орфоэпия. Она тесно связана с фонетикой. Обе науки изучают звучащую речь, но фонетика описывает все то, что есть в устной речи, а орфоэпия характеризует устную речь только с точки зрения ее правильности и соответствия литературным нормам. Литературная норма - это правило употребления языковых единиц. Эти правила обязательны для всех, кто владеет литературным языком.

Нормы литературного зыка складываются постепенно, а владение нормами - задача трудная и сложная, которая облегчается широким развитием средств коммуникаций. Нормы литературного языка, в том числе и произносительные закладываются еще в школе. Устная литературная речь имеет единые нормы, но она не единообразна. Она имеет некоторые варианты. В настоящее время существует три стиля произношения:



1. Нейтральный (средний) Это обычная спокойная речь образованного человека, который владеет литературными нормами. Именно для этого стиля создаются орфоэпические нормы.

2. Книжный стиль (в настоящее время используется редко, в научных ораторских вступлениях). Для этого характерна повышенная четкость произношения.

3. Разговорно-просторечный литературный стиль. Это произношение образованного человека в неподготовленных ситуациях. Здесь возможно отступление от строгих правил.

Современное произношение складывалось постепенно, в течение длительного времени. В основу современного произношения лег московский говор. Сам московский говор стал создаваться в 15-16 веках, в общих чертах сложился в 17 веке. Во 2-ой половине 19 века складывается система правил произношения. Нормы, основанные с московским произношением, нашли свое отражение в сценических речах московских театрах 2-ой половины 19 века. Эти нормы отражены в 4-х томном толковом словаре под редакцией Ушакова в середине 30-х годов и создан словарь Ожегова. Эти нормы не являются неподвижными. на московское произношение повлияли: а) нормы петербургские и ленинградские; б) некоторые нормы книжного письма. Орфоэпические нормы изменяются.

По своему характеру произносительные нормы делятся на две группы:

1. Строго обязательные.

2. Вариантные допустимые нормы

Современные орфоэпические нормы включают несколько разделов:

1. Правила произношения отдельных звуков.

2. Правила произношения сочетаний звуков.

3. Правила произношения отдельных грамматических звуков.

4. Правила произношения иноязычных слов, аббревиатур.

5. Правила постановки ударения.

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большей степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие языковые черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в 1-ой половине 17 века. К указанному времени московское произношение лишилось узко диалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось типичным выражение общенародного языка. М.В. Ломоносов считал основой литературного произношения московское «наречие»: «Московское наречие не …… для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается…»

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России 18-19 вв. в то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Литературное произношение часто называют сценическим. это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.

Все правила орфоэпии делятся на: общие и частные.

Общие правила произношения охватывают звуки. Они основаны на фонетических законах современного русского языка. Эти правила общеобязательны. Их нарушение считается речевой ошибкой. Это следующие.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (греч. оrthos – правильный и epos – речь). Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения . Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Соблюдение единообразия в произношении очень важно. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи; внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Рассмотрим основные правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться.

Ò Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).

Гласные а и о в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.

Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]: пятак – п[и]так, перо – п[и]ро.

Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут – мед[ы]нститут, из искры - из [ы]скры.

Особо следует сказать о словах с Е и Ё. Ошибки в их употреблении связаны с тем, что на письме обычно эти буквы не разграничиваются. Поэтому в устной речи часто происходит их смешение, т.е на месте Ё произносится Е и наоборот. Так, следует произносить опЕ ка, афЕ ра, осЕ длость, пещЕ ра, но манЁ вры, свЁ кла . В некоторых словах допускается вариантное произношение: блЁ клый – блЕ клый, жЁ лчь – жЕ лчь, позолО ченный – позолочЁ нный, белЁ сый – белЕ сый.

Ò Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х] . [Г] произносится как [х] и в сочетаниях гк и гч : лё[х’к’]ий – лёгкий, ле[х"ч"]е – легче.

Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.

По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный). Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, ску[шн]ый, двое[шн]ик, горчи[шн]ик, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о, горни[чн]ая и горни[шн]ая, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар - серде[шн]ый друг.

Ò Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель), т.е. в этих словах отсутствует редукция гласных, и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ]). В некоторых словах допускается и твердое, и мягкое произношение согласных перед [е] (декан и (дэ)кан). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.

Обратите внимание на таблицу, в которой описаны орфоэпические ошибки, перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ХАРАКТЕР ОШИБОК ПРИМЕРЫ
1. Ассимиляция (уподобление звуков) Лабор атория (НЕлабол атория ); брандсп ойт (НЕ бран сб ойт) ; кор идор (НЕ ко л идор) ; бид он(НЕ би т он ); карт он(НЕ кар д он ).
2. Эпентеза (неоп­равданная вставка звуков) Беспрецед ентный (НЕ беспреце н д ентный ; воена чальник(НЕвое нно начальник );дерматин (НЕ дерма н тин) ; дикобраз (НЕдикоо браз) ; компет ентный (НЕ компе н тентный) ; компромет ировать (НЕ компроме н тировать); конкуренто способный (НЕ конкурент н оспособный); констат ировать (НЕ конста н тировать) ; летос числение (НЕ лето и счисление) ; перс пектива (НЕпер е спектива) ; перт урбация(НЕ пер е турбация ); пос кользнуться (НЕ по д скользнуться ); светопрес тавление (НЕ светопре д ставление ); чр езвычайный (НЕ ч е резвычайный , яс тва(НЕ я в ства ). Следует запомнить : конъ юнк ктура – «создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация»; конъ ек тура – «восстановление испорченного текста на основании догадки».
3. Диереза (ошибочное устранение звуков) Следует говорить брел ока (Р.п., ед.ч.), а НЕ брелка ; Азерба йджан , а НЕАзербаджан; время препровождение, а НЕ времяпровождение.
4. Метатеза (мена звуков), опрощение Скр упулёзный (НЕ скур пулёзный ); травма (НЕтрамв а) ; ду ршлаг(НЕ дру шлаг ).

Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение». Орфоэпические словари фиксируют слова, вызывающие трудности с точки зрения произношения и образования грамматических форм.

Слова расположены в словарях в алфавитном порядке и снабжены ударением. Для отображения правильного произношения слов в словарях используется выборочная транскрипция.

Орфоэпические словари включают наиболее важные явления акцентологии, необходимые для формирования грамотной речи. Так, в орфоэпических словарях приводятся пары слов, одно из которых является нормой, а второе нет по каким-либо причинам. Например, в парах вЫ боры – выборА , договорЁ нность – договО ренность, доцЕ нт – дО цент вторая форма признаётся неправильной (её использование является распространённой речевой ошибкой).

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 31 – 33; 61 – 62)

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 59 – 61)

ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ

Что такое литературная норма?

В чем проявляется динамический характер нормы?

Что относится к источникам изменения нормы в языке?

Как соотносятся между собой языковые варианты и норма?

В чем отличие императивных норм от диспозитивных?

Каковы причины речевых ошибок?

Каковы характеристики русского ударения?

Какие функции присущи русскому ударению?

Какие нормы называются орфоэпическими?

Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.

Задание 2 . Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.

Задание 3 . Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие акцентологические и орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?

Задание 4 . Напишите рассуждение на тему: «Зачем нужны языковые нормы?»