Почему рядом с ленинской стоит памятник достоевскому. Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ

Описание

В центре столицы, России на улице Возвдвиженка расположен - памятник Федору Достоевскому. Памятник находится рядом с библиотекой имени Ленина, известной в наше время, как Российская государственная библиотека. Достоевский сидит на скамье и задумчиво осматривает окружающую его площадь. Проходя мимо памятника, создается впечатление, что взгляд великого писателя обращен именно на тебя. Это чувство заставляет взглянуть на скульптуру и в очередной раз удивиться мастерской работе скульптора А. Рукавишникова. Стоит отметить, что памятник Федору Достоевскому, рядом с библиотекой имени Ленина, не первый в Москве. Другой, более ранний памятник писателю установлен на улице Достоевского, рядом с одноименным домом-музеем. Гранитная статуя писателя существует в Москве с 1918 года.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821г. в Москве,
По линии отца, Достоевские - одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт своё начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. В 1506 году Даниле Ртищеву пожаловали часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Достоевские». Отец Достоевского много пил, был чрезвычайно жесток со своими крепостными и они убили его. Ранее от чахотки умерла мать.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1843 г.Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака. Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым.
Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован и военный суд приговорил его «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием» В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в Семипалатинск. В февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером,а затем был произведён в прапорщики.
Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.
В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
В 1860 году Достоевский с женой вернулся в Петербург и вместе с братом начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах журнала появились такие произведения как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Достоевский предпринял поездку за границу в Баден-Баден увлёкся разорительной игрой в рулетку, женщинами, испытывал постоянную нужду в деньгах, потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение иллюзий юности, сформировал критическое неприятие Запада.
В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания».. Под угрозой потери прав на свои издания в октябре 1866 года за двадцать шесть дней был написан роман «Игрок».
С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: «Бесы», «Дневник писателя» «Подросток», «Кроткая».
В 1878 году Достоевский возвращается в Петербург, и проживает до дня своей смерти 28 января 1881 года. В 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы».
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения - славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея - «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались: и он превратился в религиозного консерватора, стал убеждённым монархистом.

Памятник Достоевскому - вещь крайне странная. Фактура у писателя совсем не та чтобы им легко было украшать города. Того же Толстого можно поставить куда угодно и везде он будет на своем месте. Особенно если это запущенный городской парк, в котором он, мелькая из-за деревьев, может ненавязчиво напоминать о добром и вечном. С Федором Михайловичем так не получится. У него в жизни были десять лет каторги, эпилепсия и патологическая зависимость от азартных игр. Да и известен он по большей части своими психологическими романами, в которых каждый жест - истерика больного сознания. В его текстах есть описания суицида, убийства и даже растления малолетней девочки. Ну и как такого человека отливать в граните? Как ты его не украшай, а больное нутро все равно себя покажет. Например, известный памятник писателю у Ленинской библиотеки. Достоевский там просто сидит и смотрит себе на руки. Если приглядеться, то сразу станет видно, что это арестант на допросе с пристрастием. Глаза прячет, чтобы на следователя не смотреть, а спину сгорбил, потому что ждет удара конвоира…

Говорят, что... ...у памятника Достоевскому есть «младший брат»-иностранец. Его установили в 2006 году в Германии в городе Дрезден. Автор скульптуры тоже А. Рукавишников. «Младший брат» почти точная копия московского памятника, хотя различия все же есть.

В библиотеку мы пошли классически, по-гайдаевски . Не в три часа ночи, конечно, а только в час, но зато - захватив с собой сменную одежду, тапочки и одеяло.

Все началось с того, что в «КП » позвонил москвовед, основатель проекта «Маленькие истории» Андрей Кирпичников. По словам Кирпичникова , благоустройство привело к тому, что главная библиотека страны превратилась в удобный сквот для бомжей.

Подивившись, чего только не придумают библиотеки для привлечения народа, провести ночь в библио-сковте решили и мы с коллегой Клоковым . Уже на подступах к РГБ впечатлились величественным пейзажем. Пышная растительность в виде трав, берез и сосен начисто скрывала трон Достоевского , от чего казалось, будто известный писатель сидит на корточках в кустах и тоскует на вышедшую луну.

У подножия памятника расположились большие удобные лавочки, каждая из которых была оккупирована либо хипстером, либо пьяным человеком. Один человек, на которого не хватило лавочки, спал прямо на ступеньках библиотеки, удачно замаскировавшись за ящиком с цветами.

Мужчина, вы пьяны? – поинтересовалась я.

НАГЛЫЙ БОМЖАРА

Отчаявшись найти себе лежанку близ классика, мы отправились в Римский дворик. Когда-то он был закрыт и использовался только для нужд библиотекарей, чтобы те, выползая из темных келий, могли насладиться солнышком. Некоторое время назад дворик сделали доступным для всех и приняли все усилия, чтобы все могли располагаться поудобнее.

Во дворике журчал фонтан. На огромной многоместной лавке, укрывшись пестрым одеялом, спала в обнимку семейная пара молодых бомжей. На другой лавке тыкали в ноутбук трое хипстеров.

Здесь обнаружилось некое сооружение со шкафчиками, напоминающее комод. Ящички в комоде открывались, и в них мы нашли много интересного. В одном лежал стакан, в другом - нижнее белье, в третьем - плохие стихи, в четвертом - кусок хачапури , завернутый в газетку, в пятом - самом большом ящике - обнаружилось одеяло. Забота о бездомных нас тронула, но одеяло мы не взяли, потому что у нас было с собой.

Заняв большую и удобную лавочку с видом на колокольню, мы постелили на ней одеяльце. Я переоделась в пижаму и шлепки и почистила зубы в фонтане. Клоков принялся распивать спиртные напитки.

Если нас загребут - так будет даже веселее, - мечтал он.

Но его желаниям не суждено было сбыться. Представители правопорядка в сквот под открытым небом носа не казали. Разве что в половине третьего ночи заглянула группа тетенек в оранжевых касках, тетеньки сели на скамейку и минут тридцать тыкали в телефон. К ним подошел Клоков и попросил прикурить.

Новенький какой-то. Наглый бомжара, - сказали тетки и дали огоньку.

ХОТЕЛИ ХРАНИТЬ КНИЖКИ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Не могу сказать, что спать было очень комфортно. Лавки удобные, но с улицы постоянно доносились модные шумы ревущих моторов. Зато я видела, как поливальные тракторы поливают площадь перед Достоевским. Как в половине пятого утра из невидимых гнезд в библиотеке вылетают голуби. Как мужчина с соседней лавки, проснувшись поутру сначала отправился к Достоевскому, потом -к фонтанчику. Стирал там нижнее белье, развешивал его на бортиках. Потом достал из комода кусочек хачапури и, разбудив подругу, разделил с ней трапезу.

После интересно проведенной ночи мы обратились в пресс-службу РГБ за комментариями.

Озеленение Достоевского - это не мы придумали, - вздохнули в пресс-службе. - Это сделал британский дизайнер Мэтью Чайлдс .

По непонятной прихоти дизайнера инсталляция с кустами и лавками называется «Покрытая сахаром» и создавалась бесплатно, в рамках фестиваля «Цветочный Джем».

Я хочу, чтобы здесь можно было расслабиться, даже полежать на скамейке среди цветов и деревьев, - сказал Чайлдс, когда его спросили, что он хотел сказать своим "Покрытым сахаром" творением.

Несмотря на то, что чаяния дизайнера воплотились на сто процентов, сотрудники РГБ клятвенно заверили, что с наступлением холодов «конструкции будут убраны и все вернется в прежний вид».

Что касается странного комода и скамеек в Римском дворике, то РГБ не стало валить вину на британца. Конструкцию установили еще два года назад вместе с бюро WowHaus.

По проекту предполагалось, что ящички будут использоваться для буккроссинга (обмен книгами - Ред.), но в итоге наша служба безопасности не разрешила нам это делать, поэтому они так и стоят, - отметили в библиотеке.

Про то, что бомжи хранят в комоде свои вещи, в библиотеке не знали и, поблагодарив корреспондентов "КП" за бдительность, пообещали "заняться этим вопросом и закрыть ящики на ключ".

Что делать с ночующими на лавочках гражданами - не уточнили.

*Сквот - пустующее пространство, превращенное захватчиками в бесплатное жилье.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Я видел, что Достоевского засадили кустами. Изумлен, почему авторы озеленения не посоветовались сначала со мной. Не сказал бы, что это выглядит сильно ужасно, но я бы посоветовал более удачный способ оформления. Видимо, у нас до сих пор живо преклонение перед британцами: раз супер-пуппер дизайнер из Британии , значит, можно с автором памятника не советоваться и хлопать в ладоши.

Российская государственная библиотека является самой крупной публичной библиотекой в стране одной из крупнейших в мире. Только на то лишь, чтобы пролистать в течение минуты хранящиеся здесь издания, потребуется 79 лет, и это без перерывов на сон, обед и другие надобности. Начиная с 1862 года в библиотеку обязательно отсылаются все издания, выходящие на русском языке. Несмотря на то, что с 1992 года официальное название учреждения звучит как "Российская государственная библиотека", многие по-прежнему называют ее библиотекой имени Ленина. Это название все еще можно увидеть на фасаде здания.

Фотографии библиотеки им. Ленина



История библиотеки им. Ленина

Библиотека была основана в 1862 году, фонды пополнялись как за счет библиотек Петербурга, так и стараниями москвичей, передававших ценные рукописи и издания в дар. С 1921 году библиотека стала национальным книгохранилищем. Через три года учреждению присвоили имя Ленина, под которым оно широко известно до сих пор.

Строительство нового здания библиотеки, в котором она размещается по сей день, началось в 1924 году. Авторами проекта Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко. Это великолепный образец архитектуры сталинского ампира. Здание с его многочисленными колоннами отдаленно напоминает древнеримские храмы, это очень масштабное и красивое строение, настоящий дворец. Ряд корпусов был закончен значительно позднее, в 1958 году.

Памятник Достоевскому у библиотеки им. Ленина

В 1997 году у библиотеки установили памятник Федору Достоевскому, скульптуру создал Александр Рукавишников. Памятник не выглядит величественным. Писатель изображен сидящим, слегка ссутулившимся, его лицо печально и задумчиво.

Как записаться в библиотеку имени Ленина

График работы библиотеки имени Ленина

C 9:00 до 20:00 с понедельника по пятницу, с 9:00 до 19:00 в субботу, воскресенье и последний понедельник месяца - выходные. Режим работы каждого из читальных залов опубликован на официальном сайте библиотеки.

Где находится и как добраться

Главное здание библиотеки располагается в самом сердце Москвы, рядом с . Прямо перед ней располагается станция метро "Библиотека имени Ленина", рядом также находятся станции "Александровский сад", "Боровицкая" и "Арбатская". Также рядом находится остановка автобусов и троллейбусов "Александровский сад".

Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. Сайт:

Первый памятник Ф. М. Достоевскому был установлен в Москве на Цветном бульваре в 1918 году в рамках ленинского плана монументальной пропаганды - гранитная статуя работы скульптора С. Д. Меркурова 1911-1913 годов. В 1936 году памятник был перенесён на улицу Достоевского к Мариинской больнице, где родился писатель. Во многих местах, связанных с именем писателя, установлены памятники или бюсты.

Установлен в 1936 году у здания Мариинской больницы, в северном флигеле которой писатель родился и жил до 16 лет. В больнице также расположена его музей-квартира. Автор скульптуры - Сергей Меркуров. Созданная ещё в 1914 году, является первым постоянным гранитным памятником ленинской монументальной пропаганды. В 1956 году архитектор Исидор Француз создал для статуи постамент.

Статуя и постамент выполнены из шведского гранита. Писатель изображён во весь рост. Он ссутулился, ладони сцеплены на груди, одеяние сползает с левого плеча. Скульптор определял памятник как фигуру с двумя осями и одним центром, находящимся за пределами статуи. С изменением ракурса меняется и силуэт писателя.

Поэт Демьян Бедный посвятил монументу стихотворение:

Глубже и ниже, к подъёму крутому,
где отдаётся с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке

В 1960 году памятник взяли под государственную охрану.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Баден (Seufzerallee, 76530 Baden-Baden, Германия)


Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Бадене олицетворяет неустойчивость жизни писателя, знакомую по его биографии и романам. Памятник был сооружён скульптором Леонидом Барановым. В Баден-Бадене памятник появился в 2004 году.

Автор скульптуры хотел, чтобы памятник располагался на заднем дворе баденского казино, символизируя время пристрастия писателя к игре, однако было решено поставить памятник в долине Ротенбахталь. Чтобы добраться до памятника, нужно пройти мимо здания, в котором раньше располагалась тюрьма.

Достоевскому нравился Баден-Баден, и писатель любил прогуливаться по этому немецкому курорту, любуясь его великолепными видами.

Бюст Ф.М. Достоевскому в Висбаден (Германия, Hessen, Wiesbaden, Paulinenstrase, 19)


Благодаря достижениям и выдающимся подвигам некоторым устанавливают памятники. Но из каждого правила бывают и исключения. И вот одно из них.

В Германии в городе Висбаден Федору Михайловичу Достоевскому поставили бюст за то, что он проиграл в местном казино все деньги. 3 февраля 1997 (но на табличке 1996 год) года скульптор Гавриил Гликман подарил бюст Ф.М. Достоевского из серого гранита на розовом пьедестале. Отчего такой подарок был сделан не понятно, это конечно, совпало с датой рождения писателя – 175 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Достоевский Ф.М. приехал в Висбаден на лечебные воды, чтобы вылечиться от эпилепсии, но нелегкая его занесла в казино и там он потратил все деньги, что были при нем (120 талеров или 3 000 рублей). Имеются письма, в которых он просит об очередной порции денег у своей первой супруги. Но та видимо несколько раз помогла, но дальше отказалась. И когда в очередной раз Федор Михайлович Достоевский проигрался в казино, то взял займ у издательства под условие, что выдаст новый роман в крайне сжатые сроки.

Поэтому Ф.М. Достоевскому ничего не оставалось, как приступить к работе и так появился на свет роман « ». Казино в знак уважения даже назвало один из своих залов в честь Ф.М. Достоевского, хотя там бывали и другие знаменитости, такой величины, как Элвис Пресли, Михаил Горбачев, но залы больше не переименовываются.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Хомбурге (2014)


Памятник Ф.М. Достоевскому в Бад-Хомбурге

В Бад-Хомбурге (Германия, административный округ Дармштадт) в Кур-парке установлен памятник Достоевскому, в 2014 году, скульптор – Н. Карлыханов.

В Бад-Хомбурге Достоевский трижды бывал и играл в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались писателем при написании романа « ».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Усадьбе Даровое (1993)


Памятник Ф.М. Достоевскому в Усадьбе Даровое

За въездной аллеей на опушке липовой рощи стоит памятник Ф. М. Достоевскому, открытый 25 сентября 1993 года. Это один из лучших памятников писателю. Авторы: скульптор – заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов, архитектор – заслуженный архитектор России, профессор Н. А. Ковальчук.

Установлен памятник в той точке Дарового, от которой во все стороны тянутся живительные для Достоевского нити: писатель смотрит на Лоск, справа от него поле с Нечаевским погостом и «родным пепелищем», слева – маленькая усадьба, хранящая память о семейных чаепитиях под вековыми липами, а позади – тенистая липовая роща, любимый приют Феди, Миши и Андрюши Достоевских.

Воздвигнут памятник на средства гражданина России Б. В. Писарева. На постаменте слова «Пророку Отечество». Для Дарового этот факт – памятник писателю на частные пожертвования – весьма знаменателен. Он стал первым искренним даром той земле, на которой взрастал русский гений, даром, положившим начало благим бескорыстным делам по возрождению земли детства Ф. М. Достоевского.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Добрич, Болгария (2008)

Первый в Болгарии памятник Федору Михайловичу Достоевскому был открыт в 2008 году в Добриче. Великий русский писатель родился в этот день 187 лет тому назад. Монумент возведен в центральном городском сквере между Драматическим театром им. Йордана Йовкова и Художественной Галереей.

На церемонии открытия присутствовали советник посольства Российской Федерации в Болгарии Сергей Фошкин и генеральный консул России в Варне Анатолий Щелкунов.

Идея поставить памятник писателю принадлежит болгарскому Фонду “Достоевский”. Автор трехметровой бронзовой композиции – болгарский скульптор Христо Илиев. На пьедестале из белого и черного мрамора написано: “1876 ГОД. ГОЛОС-НАБАТ В ЗАЩИТУ БОЛГАР”. Это знак признательности писателю за его горячий призыв помочь страдающему болгарскому народу после турецкой резни во время Апрельского восстания 1876 года.

Достоевский многократно ставил вопрос о страданиях болгар перед русским императором, обществом и Церковью и вместе с другими великими представителями русского народа внес немаловажный вклад в дело освобождения Болгарии от османского ига.


Статуя была отлита в 2004 году российским скульптором Рукавишниковым, затем для неё выбирали место и согласовывали разные юридические моменты (Большая заслуга в этом принадлежит действующему в Дрездене Германо-российскому институту культуры). И уже в 2006 году 10 октября состоялось открытие памятника, которое было приурочено к 800-летию Дрездена и 185-летию Фёдора Михайловича. На открытии памятника присутствовали президент РФ Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель. В торжественной речи они отмечали символическое значение нового монумента, укреплению культурных связей между двумя странами.

Найти памятник несложно: он расположен на набережной реки Эльбы, рядом со зданиями конгресс-центра, ландтага земли Саксония и отеля “Маритим”. Оттуда рукой подать до главных достопримечательностей Дрездена, центральной площади и замка.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Люблино, Москва (2007)


Писатель жил в Люблино в 1866 году, недалеко от Дурасовского дворца. Установлен в Москве, на Краснодонской улице, дом 2 (на территории ГБОУ СОШ № 1148), во дворе школы, которая носит его имя. 10 ноября 2007 года состоялось открытие монумента, которому предшествовало семь лет подготовки. Автор проекта - скульптор Евгений Петрович Шишков.

Бронзовый бюст помещён на постамент из полированного гранита, на лицевой стороне которого высечены автограф писателя и надпись «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, и именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные „высшие“ идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Москве (1997)


Памятник Фёдору Достоевскому установлен в 1997 году перед зданием Российской государственной библиотеки в честь 175 годовщины со дня рождения писателя и 850-летия Москвы. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Михаил Посохин, Александр Геннадьевич Кочековский, Сергей Александрович Шаров.

Бронзовая скульптура изображает литератора, сидящего на скамье. Он о чём-то задумался, его поза неудобна, в выражении лица можно уловить ощущение безысходности и грусти. Статуя помещена на гранитный постамент нестандартной формы. На его передней части высечена надпись «Достоевский», на задней - барельеф набережной Невы в Санкт-Петербурге. Из-за необычной позы Фёдора Достоевского за монументом в народе закрепилось название «памятник русскому геморрою» или «на приёме у проктолога». Автор произведения так комментирует насмешливое прозвище своего творения:

«Что ж, по-моему, хорошо. Это иллюстрирует культуру жителей. Людей, которые всех достают, называют достоевскими. Федор Михайлович интересен тем, что не мог найти себе места. Он попытался копнуть немножко муравейник из человеческих страстишек. Мне это хотелось выразить.»


В знак уважения русскому писателю мирового значения Фёдору Михайловичу Достоевскому 12 ноября 2001 года в городе Омске открыли памятник.

Место, где установили монумент, не случайно. Он стоит на пересечении улиц Спартаковской и Партизанской. Это место является исторической частью города Омска, именно здесь, между Тарскими воротами Омской крепости и зданием, в котором сейчас располагается литературный музей имени Ф. М. Достоевского, русский писатель-каторжанин проходил множество раз.

Создателями монумента выступают – архитектор Альберт Каримов и скульптор Сергей Голованцев. Сергей Голованцев долгое время работал над монументом русскому писателю Ф. М. Достоевскому.
На монументе Фёдор Михайлович изображён преодолевающим порыв ветра, погружённым в свои мысли. По внешнему виду он представляется человеком с сильным характером.

В руке писатель-каторжанин держит Евангелие, только Священное Писание разрешено было читать Достоевскому в остроге. Именно здесь, у писателя произошло переосмысление жизненных ценностей, именно в остроге он обратился к Богу.

Вместе с пьедесталом высота скульптуры составляет пять метров. Изначально она была бетонной, а в 2007 году скульптуру заменили на бронзовую.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Санкт-Петербурге (1997)


Автор памятника - Любовь Михайловна Холина - создала эскиз гранитного памятника Достоевскому ещё в 1956 г. и в течение нескольких последующих лет дорабатывала его, но по разным причинам время для установки памятника ещё не настало. Лишь 31 октября 1988 г. Исполком Ленсовета издал постановление, по которому Главное Управление культуры, Ленинградские организации Союзов архитекторов и художников РСФСР объявили о проведении конкурса на разработку проекта памятника Ф. М. Достоевскому. Всего на конкурс было представлено 12 проектов, и первую премию получила работа Л. М. Холиной и архитектора В. А. Петрова. Однако этот проект не был осуществлён, поскольку потребовалось заменить гранитную скульптуру писателя на бронзовую.

Необходимые изменения в проект были внесены в 1993-1994 гг. с участием сына и внука Л. М. Холиной: художника Петра Александровича и скульптора Павла Петровича Игнатьевых. Разработанный эскиз скульптуры Достоевского был отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура».

Место установки памятника было выбрано по инициативе Музея Ф. М. Достоевского и главного художника города И. Г. Уралова: бульвар Большой Московской улицы около церкви Владимирской иконы Божией Матери рядом с домом на углу Кузнечного переулка и Ямской (Достоевского) улицы: именно здесь Достоевский окончил свои дни.

Памятник был открыт 30 мая 1997 г. Каждую первую субботу июля рядом с памятником открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге.

Бронзовая фигура Достоевского высотой 2 м изображена сидящей, в напряжении работы над своим произведением. Взгляд писателя обращён к церкви Владимирской Божией матери. Скульптура установлена на гранитный постамент высотой 1,5 м. На постамент нанесена простая врезными тонированными буквами надпись «Достоевскому».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Таллине (2002)

В центре Таллина, в парке Канути, прилегающем к Центру Русской Культуры, стоит памятник классику русской литературы, великому писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Как известно, в юности он часто бывал в Ревеле, где проживал его старший брат Михаил. Более того, «ревельский период» нашёл отражение и в творчестве Фёдора Михайловича: в частности, считается, что образ Великого Инквизитора в « » был списан с пастора фон Хууна, с которым писателю довелось пересекаться в Ревеле.

Памятник Достоевскому в Таллине был установлен в 2002 году. Он был преподнесен в дар столице Эстонии правительством Москвы, о чём свидетельствует надпись на высоком гранитном постаменте. Автором проекта является российский скульптор Валерий Евдокимов. Воздвигнут памятник был по инициативе Общества Славянских культур.

Выбор места установки памятника не случаен. Во-первых, в его пользу говорит близость Центра Русской Культуры. Во-вторых, о парке Канути, который в царское время был частью Инженерного сада у Ревельской инженерной команды, Фёдор Михайлович часто вспоминал в письмах, адресованных его брату Михаилу. Исходя из этого, более правильное место для установки памятника великому русскому писателю в Таллине вряд ли можно найти.


Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому в Тобольске расположен в одноимённом сквере рядом с храмом Петра и Павла. Открыт 29 октября 2010 г. Автором памятника выступил Михаил Переяславец - действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова.

Выполненный из бронзы памятник показывает сидящего на скамье Фёдора Достоевского, который провёл в Тобольске 10 дней в 1850 г. в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омске. Рядом с писателем на скамье лежат тюремные кандалы и Евангелие, которое ему подарила Наталья Фонвизина, жена декабриста Михаила Фонвизина. Писатель сидит на грубой деревянной колоде, у него усталый вид, грубые от тяжёлой работы руки.

Место установки памятника было одобрено членами исторического совета Тобольска, поскольку Достоевский именно в этом районе пребывал в пересыльном пункте.

Памятник русскому писателю Федору Достоевскому расположен в Саде скульптур во дворе ресторана «Эрмитаж» (ул. Ольминского, 18).

Федору Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, всемирная слава которому пришла после смерти.

Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

Мемориальные доски

По многим адресам, где проживал и работал Ф. М. Достоевский установлены памятные доски, в частности в Санкт-Петербурге на следующих домах:

  • 1971 - Владимирский проспект, 11 (дом К. Я. Пряничникова) со стороны Графского переулка, 10: «В этом доме с 1842 г. по 1845 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 1956 - Кузнечный переулок, 5/2 (дом У. К. Кучиной), ныне музей писателя: «В этом доме в 1846 г. и с 1878 г. по день смерти 9 февраля 1881 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 2000 - Вознесенский проспект, 8 (доходный дом Я. Х. Шиля)
  • 1995 - 3-я Красноармейская улица (бывшая 3-я рота Измайловского полка, 5) со стороны улицы Егорова, 8: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф. М. Достоевский и работал над “Записками из Мёртвого дома” и романом “ ”»
  • 1998 - Казначейская улица, 7 (ранее доходный дом И. М. Алонкина на Малой Мещанской): «В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “Преступление и наказание”». Здесь же был создан роман «Игрок»
  • 1986 - доска на фасаде курзала «Висбаденские воды» напоминает о том, что в Висбадене создавался роман «Игрок»
  • 2006 - в Вильнюсе на здании гостиницы по улице Диджейи № 20, в которой в 1867 году по пути в Берлин останавливался Ф. М. Достоевский с женой Анной Григорьевной, была открыта мемориальная таблица скульптора Ромуальдаса Квинтаса. Впоследствии Достоевский кратковременно бывал там по пути из Петербурга в Западную Европу и обратно

Достоевский был во Флоренции дважды: с Н. Н. Страховым летом 1862 года и с декабря 1868 года по июнь 1869 года с женой Анной Григорьевной. На площади Питти (Palazzo Pitti ) на доме № 22 имеется мемориальная доска: «Где-то здесь на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайлович Достоевский завершил роман „ ”» (итал. In questi pressi fra il 1868 e il 1869 Fedor Michailovic Dostoevckij compí il romanzo «L`Idiota» ). Уже после установления памятной доски Н. П. Прожогин обнаружил запись Достоевского в библиотеке с указанием своего действительного адреса во Флоренции: улица Гвиччардини (Guicciardini ), 8. Роман «Идиот» писатель завершил 17 января 1869 года.

Зона Достоевского


«Зона Достоевского» - так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. В домах № 1, № 7 (установлена памятная доска) и № 9 по Казначейской улице жил писатель, а в доме № 1 в квартире брата Михаила располагались редакции журналов «Время» и «Эпоха».

Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачиваются действия ряда произведений писателя (« », « » и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей - Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других.

На Гражданской улице (бывшей Средней Мещанской) в доме № 19 (угол Столярного переулка, 5) по мнению краеведов «жил» Родион Раскольников. Во многих путеводителях по Санкт-Петербургу это здание значится как «Дом Раскольникова», на углу которого 7 июля 1999 года был установлен горельеф Ф. М. Достоевскому.

«Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок расположенные здесь памятные места, которые связаны с именем писателя.