Занятие «Богатыри – защитники земли Русской. Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской

Конспект НООД на тему: «Русские богатыри»

Цель: дать детям представление о богатырях - защитниках Руси, формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.

Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков; дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа, желание подражать богатырям.

Предварительная работа : чтение сказки «Никита Кожемяка», сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Сказка о царе Салтане».

Используемые материалы: картины и иллюстрации с изображением богатырей, оружия и доспехов; карта России, белые листы, простые карандаши, цветные карандаши и мелки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живём в России. Много разных стран на нашей Земле и везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как папа и мама, это то место где вы родились. Давайте подойдём к карте и посмотрим, какая она - наша Родина? (ответы детей).

Дети: Большая, огромная, красивая.

Воспитатель: А ещё наша страна богатая. А богатая, она потому что есть в нашей стране океаны, моря, озёра и реки - в которых водится много разной рыбы; много лесов - где живут разные звери и птицы; много полей - где колосятся и растут золотые хлеба. Более 1000лет назад появилось на зеле Русское государство и называлось оно - Русь. Давным-давно на месте наших городов и деревень, были непроходимые леса и топкие болота. Жить в таких условиях могли только сильные, храбрые и выносливые люди. И звали их - русичи. Богатство нашей земли привлекало много врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние времена приходили враги на русскую землю - жгли и разоряли города и села, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное богатство. Как вы думаете, кто же в далекие времена защищал наше отечество? (ответы детей).

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: А кто из вас может нам сказать какие они были? (ответы детей)

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, доблестные.

Воспитатель: А каких вы знаете богатырей? (ответы детей)

Дети: Алеша Попович, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Откуда вы узнали о богатырях? (ответы детей).

Дети: Читали сказки и былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.

Воспитатель: Богатыри жили 1000 лет назад, а вот слава их подвигов, как о защитниках земли русской дошла до наших дней. А вы хотели бы стать богатырями?

Воспитатель: И я вам помогу в этом. (проводится физ. минутка)

Физкультминутка:

Богатырь - вот он каков.

Он силен, он здоров (показывают силу).

Он из лука стрелял, (показ).

Метко палицу бросал. (показ).

На границе стоя (стойка смирно).

Зорко - зорко наблюдал (показ).

Подрастем мы и смотри (поднимаются из положения сидя).

Станем, как богатыри! (показ)

Воспитатель: Еще, ребята, на наших занятиях мы с вами много читали про богатырей и даже выучили стихотворения про них. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети: читают стихи.

1.Силен, как вольный ветер 2. Славный молодец Добрыня

Могуч, как ураган. Взмылил конские бока,

Он защищает землю, Прямоезжую дорогу

От злобных басурман! Одолел в четыре дня.

Он силой доброю богат, О его победах слава

Он защищает стольный град. На Руси давно гремит;

Спасает бедных и детей, Налетел, ударил справа,

И стариков и матерей. Под огонь подставил щит.

Воспитатель: Мы с вами также знаем очень много пословиц и поговорок о доблести и любви к Родине. Давайте вспомним их и назовем.

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За край свой насмерть стой!

За правое дело стой смело!

Жить Родине - служить.

Не тот герой, кто награду, ждет - а герой, кто за народ идет.

Родимая сторона мать, чужая - мачеха.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько вы много знаете пословиц и поговорок. А чтобы побеждать в боях и сражениях у русских богатырей были помощники. А какие? (ответы детей).

Дети: Конь, оружие и доспехи.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки про оружие и доспехи, а вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать.

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. И я теперь вижу, что вы много знаете о русских богатырях. У богатырей была одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. А сейчас я вам предлагаю по желанию нарисовать богатырей, оружие или доспехи. А потом из ваших рисунков мы сделаем книжку, которая будет называться «Русские богатыри».

Конспект занятия

Богатыри Земли русской

Беседа «речью плавною»

Подготовительная группа

Провела: Ткачевская О.И.

Саратов 2014 г.

Цель:

  • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

  • Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

Материал:

  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • Элементы одежды и оружия богатыря.

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель: Правильно. А что такое «былина»? От какого слова произошло это название?

Дети: От слова «быль», «было».

Былина – это то, что было на самом деле.

Воспитатель: Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители.

Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.

«Расскажу я вам про дела старые да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!

Кто же такие богатыри?

Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.

Воспитатель: Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подвиг:

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В.М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Физ. Минутка.

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: Я хочу показать вам несколько иллюстраций, с кем бились и побеждали русские богатыри? (Змей Горыныч, Соловей – разбойник).

Воспитатель: Ребята, а ещё я вам хочу показать богатырское снаряжение, но оно не настоящее, но давайте представим на одну минуту, что это так.

Дети примеряют доспехи- шлем, плащ, меч, щит.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?

Дети: Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.


Вера Склярова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской »

Воспитатель : Склярова В. П.

Цель :

* Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях .

Задачи :

*Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме

*Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

*Развивать внимание, память, сообразительность

*Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

*Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная, самообслуживание.

Предварительная работа : чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Никита Кожемяка» , «Исцеление Ильи Муромца» , «На заставе богатырской » , проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » , изодеятельность «Богатыри » , «Щит и меч» , просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня к нам пришли много гостей, пожелайте им здоровья. А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно стихотворение Феодосия Савинова и сказать о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье ,

Это русская земля !

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины ,

Это Родина моя!

Воспитатель :

О чём стихотворение? Как называется страна в которой мы живём? (Ответы детей) .

Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна.

Воспитатель :

Дети :

Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель :

Как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети :

Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель :

Правильно. Произнесите эти слова с любовью и гордостью.

Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Максим Дуров : Родина – мать умей за неё постоять

Алёна : Человек без Родины, что соловей без песни.

Полина Грязнова : За родной край и жизнь отдай.

Тимофей Кобыльский : Родина любимая, что мать родимая.

Настя : Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель :

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может . Это святое дело защитников нашей земли русской .

Воспитатель :-

Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети :

Наша Армия.

Воспитатель :

Кто служит в армии?

Дети :

Солдаты, офицеры.

Воспитатель :

Как по-другому можно их назвать?

Дети :

Защитники Отечества.

Воспитатель :

Кто охраняет границы нашей Родины? (моряки, лётчики,танкисты,пограничники)

А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила »

Воспитатель :

Да, богатыри . Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями . О них слагали былины.

А что такое былина?

Дети :

Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель :

Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину

Воспитатель :

А вы хотите стать богатырями ? (ответы детей)

Давайте, удобнее встанем. И представим, что мы богатыри .

Физкультминутка.

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ.

Воспитатель : Ой, у нас в группе так много богатырей . А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую репродукцию картины. Кто написал эту картину?

Дети : Васнецов.

Воспитатель : Как называется эта картина?

Дети : Три богатыря .

Воспитатель : Кому посвящается эта картина?

Дети : Русским богатырям .

(Рассматривание картины)

Воспитатель : Вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей ?

Дети : Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель : Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети :Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель : Что делают в поле богатыри ?

Дети : Смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель : Кто из богатырей вам больше нравится ?

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. Он хорошо вооружён : с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель : Илья Муромец-крестьянский сын. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Настя Т.:А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой , а хитростью да ловкостью.

Воспитатель : Алёша Попович-сын попа. Он и воин и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Виталик : Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель : Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Исскусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет богато и нарядно .

Лера : А мне все богатыри нравятся . Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель : Чем схожи и чем отличаются богатыри ?

Дети : Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению

Воспитатель :Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами стих о богатыре (Полина Г.)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат ,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель : Всегда наши богатыри вместе , потому что вместе легче врага победить. Так как вы тоже богатыри , вам предстоит преодолеть трудности на пути : пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей )

Воспитатель : За вашу смелость, ловкость, быстроту, выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие мы узнаем, отгадав загадки :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель :

Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей .

Воспитатель : Ребята, понравилось вам занятие ? О ком мы сегодня говорили (ответы детей) . А теперь станьте в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий,выносливый,сильный,отважный. ,храбрый,бесстрашный,решительный,героический)

Выставка работ.

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми подготовительной группы может быть приурочено к проведению календарных праздников в детском саду. Занятие про богатырей наиболее актуально 23 февраля, 9 мая, в День незавимости России.

Занятие про богатырей проводится с целью:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
  • Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Закрепить знакомые физические упражнения.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Занятие про богатырей позволяет активизировать лексический запас ребенка: богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, гусли.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
  • Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
  • Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
  • Слушание в грамзаписи былины «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч».
  • Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

  • Иллюстрации богатырей Древней Руси.
  • Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат).
  • Костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея Горыныча.

Занятие про богатырей

Дети сидят в зале на стульчиках.

Воспитатель: — Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи — хазары и монголы -татары часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри — защитники нашей Родины в древности.

Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети: — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель:

— Правильно, а кем они были?

Дети: — Богатырями.

Воспитатель: — Богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, узнать про их подвиги?

Дети: — Да.

Воспитатель: — Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: — Дорогу.

Воспитатель: — Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо — Деньги и слава,
Пойдёшь налево — Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо — Ждет опасность и богатырская застава.

— Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: — Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель: — Молодцы, давайте для начала расскажем о себе.

1 мальчик:

— На лбу бывают шишки.
Под глазом — фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы богатыри.

2 мальчик:

— Царапины, занозы.
Нам страшен только йод!
Тут не стесняясь слезы
Сам полководец льет.

3 мальчик:

— Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.

— Для начала разомнитесь
И по кочкам вы пройдитесь,
Соступать вам с них нельзя
Пропасть ждёт вас там, друзья.

Командам нужно пройти на другую сторону зала, используя дощечки.

— Вот преграда на пути,
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!

Детям нужно рассказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить — Родине служить.
Счастье — Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: — Передохнуть бы пора! Привал! Да только во время отдыха нужно сил набраться. А для этого пляска русская народная — хорошая помощница.

Дети танцуют русский народный танец.

— Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти —
Соловей, разбойник злой,
Мост сломал здесь над рекой.

Детям нужно пройти по скамье, проползти через тоннель.

Воспитатель: — Ребята, в группе и дома вы прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?

Дети: — «Соловей — разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и другие.

Воспитатель: — Дети, а с кем боролись герои — богатыри?

Дети: — С Соловьем-разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: — Что такое Былина?

Дети: — Былина произошла от слова «быль», «было».

Воспитатель: — Кто слагал Былины о богатырях?

Дети: — Сказитель.

Воспитатель: — Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

— Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Дети рассказывают стихи:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Отечество моё! Россия
В тебе дух старины живет
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.

Россия — мать! Тебе хвала
В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла
Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Дети исполняют патриотическую песню о России.

— Здесь преграда, здесь Кащей,
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти,
Нужно доказать, что вы богатыри.

Дети должны взять меч, коня и преодолеть полосу препятствий.

Дети соревнуются в скорости — бегают с мячом в руках. Мяч символизирует отрубленную голову Змея Горыныча.

Звучит музыка.

Воспитатель:

— Вспомним, ребята.
Поехал Добрыня Никитич к славной речке —
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Ан Змеинищо да то Горынищо,
Ан о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу — сожгу,
Захочу — сожру».

Изловчился Добрыня, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.

Но срубил он ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Воспитатель:

— Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:

— Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И в конце мы должны вспомнить, какой завет оставили нам богатыри?
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Воспитатель раздает детям раскраски.

Марина Андреева
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.