Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины

  1. Обучение дошкольников умению связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли является одной из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР.
  2. Обучение рассказыванию по картине или по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников с ОНР.
  3. Картина является один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.
  4. Картины для работы с детьми различают по формату, тематике, содержанию, по характеру изображения и по функциональному способу применения.
  5. При выборе картин следует учитывать постепенность (переход от более доступных до сложных сюжетов). Их содержание должно быть связано с окружающей действительностью ребенка.
  6. Картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок играют важную роль для развития связной речи дошкольников. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Известно, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. С её помощью дети развивают наблюдательность, совершенствуют мышление, воображение, внимание, память, восприятие, пополняют запас знаний и сведения, развивают речь, способствует формированию конкретных понятий, представлений (С.Ф.Руссова), способствует развитию умственных процессов, обогащает чувственный опыт.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком

Остановимся подробнее на видах картин, которые используются в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • по формату: демонстрационные и раздаточные;
  • по тематике: мир природный или предметный, мир отношений и искусства;
  • по содержанию: художественные, дидактические; предметные, сюжетные;
  • по характеру изображение: реальные, символические, фантастические, проблемно-загадочные, юмористические;
  • по функциональному способу применения: атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды.

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. Их содержание должно быть доступным детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью ребенка. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Рассматривая последовательно демонстрируемые картины, дети учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. На занятиях также используется и раздаточный материал, например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.

Детский сад должен стремиться к тому, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Педагоги, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Итак, картина в различных её видах при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Занятия по картине или по серии сюжетных картин имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Развивающие материалы по теме

Детский сад

Картинки по разным темам











Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картина как средство развития речи дошкольников.

Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Картина создаёт основу для сознательного овладения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое детьми для выражения своей мысли.

Рассказы по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи.

Перед детьми встает задача склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные с существительными. По словам Ушинского картина приводит в порядок нестройную фразу. Картина – одно из эффективных средств развития наблюдательности, внимания.

При рассматривании и обсуждении картин педагог решает и воспитательные задачи.

Готовить детей к жизни - это не только дать им определённые знания, выработать навыки, научить трудиться, закалить физически и нравственно, но и привить любовь к искусству. Это возможно лишь тогда, когда дети научатся самостоятельно и верно разбираться в живописном полотне, смогут определить своё отношение к художественным образам. На занятиях по ознакомлению с картиной педагог развивает активное отношение к жизни, учит детей видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, природе, но и в общественной жизни, учит самих создавать прекрасное.

Вот почему картина занимает все большее место в учебно-воспитательном процессе.

Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике как средство развития речи детей.

Интересная картина воздействует на чувства дошкольников, развивает не только наблюдательность, но и воображение.

Но всякая работа с картиной принесет пользу лишь при условии тщательной подготовки к ней.

Картина должна быть доступна дошкольникам по содержанию и настолько эмоциональна, чтобы вызвать желание высказаться. Эмоциональное восприятие детьми картины является стимулом их творческой активности.

Для описания педагог должен подбирать картины, простые по композиции с ограниченным числом, изображённых на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию.

Больше волнует детей тот живописный образ, который оживляет в их воображении жизненные ситуации. Вот почему особенно близки дошкольникам, прежде всего, произведения художников, посвященные маленьким детям, близким людям, животным, природе.

Реалистический пейзаж всегда проникнут живым чувством, несёт в себе своеобразную и глубокую мысль и потому возбуждает разнообразные эмоции. Как показывает практика целесообразно использовать такие пейзажи «Мартовское солнце» Юона, «Ранняя весна» Остроухова, «Золотая осень» Левитана. Организуя работу над картиной, воспитатель основывается на детских впечатлениях, полученных в результате наблюдений за природой.

Жизненный опыт детей - это не только увиденное и пережитое ими, но и изученное, услышанное. Одним из принципов отбора картин является близость содержания произведения живописи и литературного произведения, прочитанного детям.

Работа по картинам Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» связывается со слушанием былин. Работа по пейзажным картинам связывается со слушанием поэтических и музыкальных произведений. Такая работа способствует более глубокому восприятию и осмыслению произведений живописи и искусства.

Методы и приемы работы с картиной.

В работе с картиной педагог придерживается примерно следующей последовательности.

1.Подготовка детей к восприятию картины

2.Молчаливое рассматривание картины.

3.Свободное высказывание детей

4.Анализ живописного полотна.

5.Словарно-стилистическая работа.

6.Коллективное составление плана.

7.Устный рассказ по картине.

Перед тем как показать детям картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, т.к. дети будут её рассматривать, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной воспитателем работе. Во вступительной беседе полезно кратко познакомить дошкольников с автором картины или с историей ее создания.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ, диск, отрывок из какой-либо художественной книги. Чтобы лучше донести до детей содержание картины, особенно пейзажа, необходимо опираться на личные наблюдения детей за природой.

Готовя детей к составлению описательного рассказа можно провести экскурсию с детьми в лес или парк. Объектами наблюдения детей могут быть: земля, воздух, небо, снег, деревья, птицы. Еще до рассматривания картины дети мысленно перенесутся в обстановку, схожую с изображенной на картине.

Во время беседы педагог помогает найти яркие слова, образные выражения, чтобы передать все, что они видели во время экскурсии.

Во вступительной беседе часто воспитатель обращается и к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию анализируемой картины. Например, рассмотрению картины Остроухова «Ранняя весна» предшествует беседа, во время которой дошкольники вспоминали произведения о весне (Тютчев «Весенние воды» и др.).

Прежде чем перейти к рассматриванию картины Шишкина «Зима», можно прочитать детям, как поэты и писатели описывают красоту зимней природы (Пушкин «Зимний вечер», «Зимнее утро», Никитин «Встреча зимы»). Можно привлечь и музыкальное произведение, вспомнить пословицы, поговорки, загадки.

Берем «Март» Левитана. Отмечаем изменения в природе, слушаем Пушкина «Гонимы вешними лучами». А затем слушаем Чайковского «Времена года», «Подснежник». Затем беседа.

Что представляете, когда слушаете?

Как звучит мелодия в музыке Чайковского? (робко, нежно)

Затем после беседы предлагается картина «Март». Всё это должно настроить ребят на более полное и глубокое восприятие картины.

Анализ картины - четвертый этап работы. Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса детей. Умелый анализ картины, направляемый педагогом - одно из активных средств, помогающих овладеть умением образно мыслить и говорить. Анализ полотна проводится в процессе беседы или рассказа воспитателя. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.

Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Какое впечатление навевает картина на вас? Какое настроение навевает картина на вас? Какое впечатление производит на вас изображенный на картине пейзаж? А дальше нужно выяснить, почему создается такое настроение? Выясняется тема картины. Не всегда дошкольники могут определить самостоятельно тему картины. Помочь в этом может задание. Озаглавить картину, т.к. в названии большей частью выражается мысль. По тем названиям, которые предлагают дети, можно сделать вывод, как они поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное. Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины. Сравнение этих двух названий между собой покажет, насколько глубоко и правильно дошкольники поняли содержание.

Иногда можно поступить по-иному: сообщить детям название, и спросить, почему художник именно так назвал картину. Часто название говорит не только о содержании картины, но и о замысле художника, о том, что он считал самым главным. Можно спросить, почему Шишкин И.И. назвал свою картину «На севере диком», а не просто «Сосна»? Нужно вспомнить первую строку из стихотворения Лермонтова «на севере диком стоит одиноко сосна. Это – Лермонтовская сосна, которая мечтает о далеком солнечном крае, изображена на полотне Шишкина. Название картины помогает понять выраженное чувство тоски и одиночества.

Картине присущи особые образные средства, как и любому другому искусству. Дети должны воспринимать ее эстетически. Воспитатель, работая с картиной, должен использовать знания детей по изобразительному искусству. (-Как построена картина? Какой цвет преобладает? Какие цвета холодные, а какие теплые? Где в картине главное действующее лицо? Кто главный? Как художник показал? Кого выделяет?)

Вопросы должны быть посильны для дошкольников. Задача вопросов - помогать умственному развитию детей, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Эта задача обязывает педагога приводить в систему свои вопросы на занятиях, но и ограничивать их количества. Главное не количество, а точность и последовательность.

Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у ребят начинает вырабатываться собственное отношение к произведению. Сравнения могут проводиться разные: двух или нескольких картин, сравнение картин и художественного произведения, картины и музыки. Сравнение может проводиться с целью выявления различия или установления сходства в рассматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание идейной направленности. Прием сравнения удачен при работе с картиной Грабаря «Февральская лазурь», «Март» Левитана.

Вначале ведется работа только по картине Грабаря. (Левитановский «Март» не вывешивается). Название картины Грабаря не сообщается. Выслушав первые высказывания дошкольников о картине, учитель задает вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Какое время суток?

Как написаны стволы берез?

На каком фоне изобразил их художник?

Сообщается название картины. Выясняется значение слова «лазурь», подбираются однокоренные слова (лазурный) и синонимы (голубое, светло-синее). Здесь можно рассказать и об истории создания картины.

Затем звучит вопрос:

Оправдывает ли картина свое название?

Затем вывешивается репродукция картины «Март».

А какие изменения вы заметили на этой картине?

По каким признакам можно определить, что это весна?

Как передал Левитан пробуждение природы?

Какие цвета использовал?

Нужно сравнить цвета у Грабаря и Левитана.

Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный прием работы над картиной. Однако необходимо разнообразить приемы и методы, и не забывать о силе устного слова. Живой рассказ воспитателя о картине обогащает восприятие, пробуждает дошкольников к активному словесному действию. Речь педагога служит образцом высказывания о картине.

Ознакомление с планом рассказа - пятый этап работы.

Устный рассказ по картине – шестой этап работы. К устному рассказу необходимо привлекать возможно большее число ребят. На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. Нужно учитывать возможности слабых детей. Они должны принимать участие в устной работе со всеми детьми, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

Анализ – восьмой этап работы.

Речевому развитию учащихся способствуют упражнения разного типа.

I группа упражнений – формирование умения определить тему.

  1. Молчаливое рассматривание
  2. Рассматривание под музыку
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и представьте)
  4. Какие звуки можно услышать при рассматривании.
  5. Чтобы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?
  6. Определение темы (что видите?)

II группа – формирование умения сравнивать, обобщать.

  1. Сравнение темы стихотворения, сказки, рассказа и картины
  2. Сравнение настроения картины и музыкального произведения
  3. Сопоставление основной мысли картины с пословицами
  4. Сравнение картин и различных по настроению
  5. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах

III группа – формирование умения выполнять анализ картины

  1. Объяснение названия
  2. Придумывание своего названия, сравнение с автором
  3. Выбор заголовка из нескольких
  4. Определение по заголовку содержания
  5. Анализ цветовой гаммы
  6. Выявление характера персонажа на основе его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды)

IV группа – упражнения по обогащению словаря

  1. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
  2. Подбор синонимов для определения цвета
  3. Подбор слов по микротемам
  4. Подбор прилагательных или глаголов для характеристики объекта.

Тема: Рассказывание по картине "Лошадь с жеребенком", из серии "Домашние животные", автора С.А. Веретенниковой.

В начале занятия дети без труда отгадывали загадку про лошадь:

Она стройна и горделива,

Есть и копыта, есть и грива.

Дети смогли обосновать отгадку. Внесение картины в занятие вызвало много эмоций. Картина "Лошадь с жеребенком" произвели на детей огромное впечатление, поэтому они с удовольствием рассказывали по ней. В процессе рассказывания мы смогли добиться полных ответов, насыщенных эпитетами и различными оборотами, демонстрируя свой образец рассказа.

С интересом прошла игра "Кто у кого?". Дети не ошибались, называя детенышей животных, лишь "ягненок" и "поросенок" вызвали затруднение.

Анализируя ответы детей на вопросы по рассказу Е.И. Чарушина "Лошадь", мы столкнулись с тем, что не все дети могут ответить на такие вопросы, как: Чем понравился рассказ? Почему ты так думаешь? Поэтому я давала свой образец ответа на вопрос, предоставляя возможность ребенку на последующие вопросы отвечать самому, опираясь на мой пример.

Дети свободно называли детенышей животных в единственном числе. Затруднения вызвали названия животных в винительном падеже множественного числа. Например: много тигренков, волченков. Нам приходилось неоднократно поправлять детей. В конечном итоге мы добились от всех детей правильных ответов.

Дети с большим желанием описывали зайца и подбирали эпитеты к настроению зайчонка.

Интересно прошла работа и по составлению рассказов по сюжетным картинкам. Мы выслушали рассказы троих детей. все рассказы были разными и интересными. По ходу рассказывания нами были заданны уточняющие вопросы: А за чем зайчонок вернулся в норку? А еще за чем он мог вернутся?

В процессе рассказывания мы наблюдали за грамматической правильностью речи: исправляли ошибки детей и просили повторить правильное слово.

Картинки с изображением животных, в названиях которых встречается звук "л", дети называли правильно – у детей развит фонематический слух.

Описательный рассказ.

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя. По картинке с изображение зайца мы рассказывали сами, давая тем самым образец

рассказа. Дети дополняли наш рассказ. После собственного рассказа мы

просили рассказать по той же картинке двоих детей. По картинке с изображением медведя дети уже рассказывали самостоятельно. Мы обращали внимание на детализацию, на подбор эпитетов к изображению медведя. Мы думаем, что эта работа прошла результативно.

Сравнительный рассказ.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображение двух птиц: сороки и воробья.

Опираясь на предыдущий опыт (описательные рассказы), учитывая наши требования дети очень подробно, образно описывали птиц и сравнивали их: находили сходства и различия. Мы призывали детей сравнивать не только внешний вид, но и повадки, и то, чем питается воробей и сорока. После чтения стихотворения И. Гришашвили "Охраняй птиц", мы провели беседу о том, как беречь птиц, заботиться о них.

Словесная игра – небылица.

От словесной игры дети получили огромное удовольствие. Ребятам было весело и интересно. Были предложены такие небылицы:

Лошадь по небу летает,

Рыба по полю гуляет.

Птица по морю плывет,

Корабль по полю идет и др.

Дети с легкостью исправляли небылицы, заменяя слова. После предложенных нами небылиц, дети придумывали свои, например:

Ежик по небу плывет,

Ножек по полю идет.

(Эту небылицу придумал Демин Костя).

Игра – небылица, была интересна не только детям, но и нам.

Индивидуальная работа.

Составление рассказа по сюжетным картинка. Дети были предложены рассказы: Н. Носова "Живая шляпа" и Н. Артюхова "Трусиха".

Рассказ "Живая шляпа", дети пересказывали после чтения произведения, опираясь на картинки. Затем задание усложнилось: детям нужно было разделить рассказ, состоявший из 6 картинок на три части – начало, основная часть, концовка. Дети пытались озаглавить каждую часть, но заголовки получались не очень удачными, на пример: "Как дети увидели бегущею шляпу" (Мурашов Д.); "Когда мальчики убежали с дивана" (Лобова М.). Видя, что у детей не получается озаглавить части рассказа, мы в качестве примера

прочитали коротенький рассказ "Кит" С. Сахарнова и попросили придумать название к рассказу. Затем прочитали настоящее название рассказа, и спросили: Почему он так называется? Вместе с детьми мы разделили рассказ на части, и озаглавили каждую.

Рассказ "Трусиха", дети придумывали по картинкам без чтения, они сами давали названия своему рассказу. Например: "Девочка и собака" и т.д.

Затем задание усложнилось: детям нужно разделить рассказ, состоящий из 4 картинок на три части – начало, основная часть, концовка.

Рассказ стихотворение "Орел и лягушка" с использованием картинок.

Каждому слову соответствовала картинка (кроме союзов и предлогов). Этот метод заучивания стихотворения оказался очень эффективным: дети с легкостью запоминали стихотворение. Обычно заучивание стихотворений не доставляет детям удовольствия, а картинки позволяют выучить стихотворение быстро и с интересом.

Работа с родителями. Ширма.

В ширму вошли 4 части:

1. Обращение к родителям, тема ширмы и ее обоснования, высказывания Л.В. Выготского;

2. "Развивать связную речь можно с помощью предметных картинок". В этом разделе приведен пример описательного и сравнительного рассказов ("Грибы");

3. "Развивать связную речь можно с помощью сюжетных картинок". В этом разделе приведен примерный перечень вопросов, которые могут задать родители детям, для описания сюжетных картинок;

4. "Поиграйте с ребенком". Игра-небылица "Эта правда или нет?". Л. Станчева. Здесь же указана литература, в которой родители могут найти и другие игры-небылицы для развития речи детей.

Ширма в течении двух недель стояла в раздевальной комнате, и была доступна всем родителям. Мама Зверева Ю. спросила: "Какие еще картинки можно использовать для развития связной речи?", "Можно ли использовать иллюстрации в книжках для рассказывания?"

Делая вывод можно сказать, что ширма для родителей была сделана не напрасно.

Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И.

Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.

Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова

"Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.

2.3. Программа формирующего эксперимента.

Описание

1.“Путешествие с признаками”.

Формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.

Логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.

2. “Опиши объект”.

Формирование умения описывать объект по имеющимся признакам.

Дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.

3. “Дорожка признаков”

Развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку.

Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.

4. “Поезд звуков”

Формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор.

Предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение: в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.

5. “Поезд времени”.

Формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.

Предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.

6. “Шифровщики”.

Развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте, используя значки – признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа.

Ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.

7. “Расскажи про нового соседа”

Упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.

Дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по близлежащим признакам.

8. “Путешествие по миру”.

Развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.

Ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.

9. “Солнышко”

Обучать детей по слоговому чтению, закреплять звуки речи.

Ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.

10. “Умные планшеты”

Закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.

Ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие.

Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.

11. “Придумаем рифмованные строчки”

Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был похож на что- то”.

12.“ Волшебные слова”.

Развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова.

Ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым

13.“Составь предложение”.

Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения.

Эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.

14. “Мнемодорожки”

Развитие умения составлять последовательные пересказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки.

Ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки

15. “Задаем вопросы”

Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.

Ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.

16. “Кольца Луллия”

Способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.

Ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю” .

17. “Системный оператор”.

Способствовать усвоению модели систематизации объектов.

Предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), над системой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.

18. “Составления рассказа по схеме”.

Учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме.

Ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.

19. “Опиши объект или явление”. (игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда)

Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.

Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.

20. “Составление рассказа по опорным картинкам ”.

Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.