Глеб Жеглов: биография, звание, цитаты, актер. Жеглов, глеб егорович

» () и снятой по их же сценарию экранизации «Место встречи изменить нельзя » (), действие которого происходит в августе - ноябре 1945 года . Роль Жеглова в фильме сыграл Владимир Высоцкий .

В книге

Образ в литературном первоисточнике отличается от привычной кинематографической трактовки. Согласно книге, Жеглову 25-26 лет (он всего на несколько лет старше Шарапова). Высокого роста, ловок, подвижен, быстрые коричневые глаза навыкате. Смуглая кожа, иссиня-чёрные волосы. Очень широк в плечах.

Начальник отдела по борьбе с бандитизмом (ОББ). В МУРе уже пять лет, то есть с 1940 года. Чем занимался в период после окончания 9 классов (~ 1936 год) и до поступления на службу в милицию - неизвестно. Умеет ботать по фене. Имеющиеся награды, по словам Шарапова: «орден Красной Звезды , значки отличника милиции, парашютиста». Комсомолец .

Уже в XXI веке Георгий Вайнер признавался: «Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убежденность в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого» . Иван Дыховичный добавляет: «Володя упростил это, потому что ему безумно хотелось» .

В фильме

Пробы

По легенде, Высоцкий стоял у истоков создания ленты, уговорив братьев Вайнеров на написание сценария, по которому ему очень хотелось сыграть. Аркадий Вайнер вспоминает: «Высоцкий (…) буквально влюбился в Жеглова и в этот роман. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Он, получив от меня в подарок роман в день его выхода - так сказать, авторский экземпляр (их всего было 10), на другой день утром пришел весь проникнутый этим романом и воскликнул, что именно он сыграет Жеглова, потому что больше никто так хорошо его не сыграет» . Братья решили съехидничать, и заявили взамен, что эту роль хорошо бы сыграли и Сергей Шакуров , и Николай Губенко .

«Я пришёл застолбить Жеглова». - «В каком смысле „застолбить“?» Он говорит: «В буквальном смысле. Вы же не делаете вид, что не знаете, что это - сценарий гигантского многосерийного фильма, и Жеглова в этом фильме хотел бы играть я. И вообще, так, как я, вам Жеглова никто не сыграет» (из воспоминаний Аркадия Вайнера) .

Однако судя по воспоминаниям Говорухина, Высоцкий якобы не читал книгу к тому времени, как Вайнеры предложили ему Жеглова, но Высоцкий и Говорухин решили писателям этого не говорить.

Георгий Вайнер добавляет: «Роль писалась на Володю, и Володя с самого начала знал, что он любой ценой сыграет эту роль. Проблема была в том, что Высоцкий был не экранный артист, его не пускали на телевидение никогда, и поэтому главная задача была пробить Высоцкого на роль. Это стоило огромной крови, и надо отдать должное Говорухину, что он, будучи товарищем Высоцкого, пошел на риск закрытия картины, отстаивая именно кандидатуру Высоцкого перед всей этой чудовищной оравой с телевидения. И это удалось сделать» . Аркадий дополняет, что роль Жеглова была «подогнана» под Высоцкого .

Насчет проб Говорухин рассказывает: «Володю я мог бы утвердить и без проб , потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. „Конечно, только Высоцкий!“ - сказали они и довольно легко утвердили его на роль» . В число «подставных» Жегловых входил Евгений Стежко (ему в итоге досталась роль Топоркова) .

Съёмки

При работе над образом Высоцкий дотошно расспрашивал опытных сыщиков об их работе, выяснял каждую мелочь .

Характерен облик Жеглова, созданный костюмерами. Аркадий Вайнер указывает: «Одежду для своего героя Высоцкий выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и тщательно. Неизбежные для второй половины 1940-х годов элементы военной формы: галифе , сапоги. А ещё пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску. Примерно так был одет киногерой Аль Пачино в одном из фильмов , который очень нравился Володе» .

Высоцкий добавлял сценарий в образ и сюжет - так, именно Высоцкий придумал поместить фото Вари на стену кладовки; а с 19 по 21 и с 26 по 30 июня, пока Говорухин был в ГДР, вообще подменял его в качестве режиссёра; потом ещё раз в Москве . Говорухин упомянул две сцены, снятые Высоцким, - опознание Фокса и допрос Груздева .

В музее Одесской киностудии хранится расчётная ведомость фильма «Место встречи изменить нельзя». Согласно этому документу, Высоцкий получал 42 рубля за съёмочный день. В. Конкин получал на десять рублей больше

Песни

Высоцкий предложил для фильма несколько своих песен («За тех, кто в МУРе» , «Песня о конце войны» , «Баллада о детстве » и другие ), так или иначе созвучных с сюжетом, однако они в итоге были отвергнуты Говорухиным, который считал, что они не подходят к образу Жеглова. Когда Говорухин предложил ему спеть песню А.Вертинского «Лиловый негр» (этот эпизод отсутствует в книге), Высоцкий сначала отверг эту идею. Но в итоге он согласился - однако в сериале исполнение песни под фортепианный аккомпанемент перемежается прозаическими фразами. Вдобавок, в другом навязанном ему эпизоде (предшествующем - в единственной сцене, когда Жеглов появляется в парадном милицейском кителе капитана НКВД) , Высоцкий надевает китель (хотя носить эту форму сталинских времён артист также сначала отказывался категорически) и принижает его со словами: «…О, Шарапов. Моя домашняя одежда: нечто вроде пижамы. (…) Да потому, что никогда одевать не приходилось и, наверно, не придётся» .

Однако воспоминания Аркадия Вайнера относительно песен опять противоречат словам Говорухина: «Высоцкий написал заготовки всех пяти песен, но, когда шли съемки на Одесской киностудии, он вдруг сказал: „Ребята, а ведь это неправильно, если я буду выступать как автор-исполнитель. Мы тратим большие усилия, чтобы к десятой минуте первой серии зритель забыл, что я Высоцкий. Я - Жеглов. А когда я запою свою песню, все труды пойдут прахом“. Мы скрепя сердце вынуждены были с ним согласиться» . Георгий Вайнер говорит то же самое: «Высоцкий сказал, попробовав разные варианты: „По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий“» .

Трактовка образа

Георгий Вайнер хвалит исполнение Высоцкого: «Надо отметить одно важное обстоятельство: Высоцкий очень точно понимал социальную роль Жеглова… Такой яркий и сильный человек, как Жеглов, при определённых исторических предпосылках, предоставленный своим инстинктам и своему пониманию правосознания, превращается из обуха, при помощи которого держали в узде преступность, в кистень против людей порядочных» .

«…Вообще, ограничений было множество. В Главлит , например, поступил знаменитый приказ заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова , из которого следовало: литературным героям - сыщикам, следователям - запрещалось выпивать, расходиться с жёнами и, не дай бог, иметь любовницу! Для надзора за нами, писателями и журналистами, в то время существовала целая государственная система: Главлит, пресс-бюро КГБ, пресс-бюро МВД и пресс-бюро Прокуратуры СССР. Я специально рассказываю об этом цензурном маразме, чтобы было понятно: появление в литературе такого яркого антигероя, как Глеб Жеглов, - мощный прорыв братьев Вайнеров . Они уже были очень знаменитыми людьми, когда начали работать над „Эрой милосердия“. Я считаю - это их главный роман. Победа над цензурой произошла ещё и потому, что роман вышел в „Воениздате “. Военную цензуру не интересовал моральный облик сыщиков; их интересовало, нет ли в романе военных тайн - описания нового танка или дислокации войск. Ничего этого в романе не было. Так впервые в детективной литературе возник образ антигероя - высокого, с тонкой талией, цыганисто-красивого Глеба Жеглова. Он сложный человек. Мог отдать свои хлебные карточки соседке; а мог взять уголовное дело, забытое другом на столе, спрятать его и весь день наблюдать, как друг мучается. Вайнеры не любили своего героя - он больше нигде никогда не появляется, а Шарапов „переселяется“ в новую книгу „Гонки по вертикали“. Высоцкий сделал Жеглова другим. Песенное обаяние и мастерство актёра сделали из антигероя - героя. „Вор должен сидеть в тюрьме“ - это стало заповедью для многих сыщиков. Но, к сожалению, подбросить кому надо пистолет или наркотики, для некоторых стало таким же обыденным делом, как для Жеглова - запихнуть кошелёк в карман воришки Кости Сапрыкина, так незабываемо сыгранного Садальским ».

Предпоследняя роль

Высоцкий сыграл Жеглова в 41-летнем возрасте. Две роли - Жеглова и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях » того же 1979 года оказались последними для Высоцкого, скончавшегося на следующий год. Говорухин вспоминает: «10 мая 1978 года-первый день съемок. И день рождения Марины Влади . Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот - неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: „Отпусти Володю, снимай другого артиста“. И Володя: „Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер. Однажды, когда я рассказал этот случай на встрече со зрителями, из зала пришла записка: „А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?“ Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съемки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом - таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съемок, чтобы он мог осуществить все задуманное: побывать на Таити , совершить гастрольное турне по городам Америки» .

Биограф Высоцкого добавляет к этому эпизоду уговоров: «На минуту и сам Высоцкий поддается слабости: „Мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ На самом деле не думает он так: не работа убивает, а ощущение безнадежности. Жеглов как раз сейчас может вытащить. Это будет не стандартный советский милиционер, не „мент“, а персонаж вроде бальзаковского Вотрена : сам из „бывших“, досконально знает воровскую среду. В сценарии этого нет, но можно же такой подтекст чисто психологически протащить. Плюс возможность закольцевать творческую биографию, сомкнуть эту работу со своими ранними, „блатными“ песнями, показать всем, откуда они выросли. Пожалуй, „Баллада о детстве“ вполне подходит, чтобы прозвучать за кадром. И еще можно написать о конце войны… Да, какие сомнения - сам весь этот сыр-бор затеял, сам кашу заварил. Расхлебаем!»

В 1987 году за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно) .

Дальнейшая судьба Жеглова

В XXI веке Георгий Вайнер несколько раз (см. также выше) высказывался о личности своего литературного персонажа, обозначая контуры его развития и отмечая, что кинотрактовка все упрощает: «…в сознании миллионов людей он - герой, весельчак, бескорыстный замечательный человек. Никто не понимает, что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ , которые выворачивали руки, вышибали зубы: Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить» . (У позднейших критиков фильма эта идея доходит до обобщений, делающих Жеглова символом эпохи: «Самый доходчивый образ тов. Сталина в отечественном кино создал - ну, кто бы сомневался - Владимир Высоцкий (…) Они там все были - сталины. Независимо от фамилии и должности - будь то Глеб Жеглов или Иосиф Джугашвили, московский мент или властелин полумира» ).

Песни

Глеб Жеглов впервые появляется в песенном творчестве самого Высоцкого - в шутливой песне «Братьям Вайнерам»:

Граждане, ах, сколько ж я не пел, но не от лени -
Некому: жена - в Париже, все дружки - сидят.
Даже Глеб Жеглов, что ботал чуть по новой фене -
Ничего не спел, чудак, пять вечеров подряд . .

Также Высоцкий упоминает о нём в песне «Я не спел вам в кино, хоть хотел…» о съёмках:

Я не спел вам в кино, хоть хотел,
Даже братья меня поддержали:
Там, по книге, мой Глеб где-то пел,
И весь МУР все пять дней протерпел,
Но в Одессе Жеглова зажали . .

Возможно, это именно та песня, о которой вспоминает Аркадий Вайнер, рассказывая, как Высоцкий уговаривал их с братом написать продолжение: «Мы вынуждены были отказаться от продолжения, поскольку у нас был запланирован роман „Лекарство против страха“. Но надо знать упорство Высоцкого, он от нас не отступал. И однажды утром, когда собралась труппа, он спел шуточную песню „О вайнеризме“, посвященную нам с братом. Нам было это очень приятно». Всего братьям Высоцкий посвятил 2 песни «Чёрная кошка» в жанре русского шансона:

«Выследил Фокса капитан Жеглов.
На допрос к Шарапову просится Груздёв»
.

Действия этого фильма разворачиваются во второй половине 1945 года. На экране образ Жеглова воплотил в жизнь Владимир Высоцкий.

Биография персонажа

Глеб Жеглов руководит отделом по борьбе с бандитизмом в Московском уголовном розыске, по сути, он оперативный работник. Интересно, что Жеглов в книге и фильме отличается по возрасту. Если в книге ему около 25 лет, то в фильме - от 35 до 40.

Звание Глеба Жеглова - капитан милиции. Персонаж Высоцкого родился примерно в 1905-1910 годах, а герой романа в 1919-1920.

Герой романа

По роману братьев Вайнеров, Глеб Жеглов всего на несколько лет старше своего напарника Шарапова. Он описывается как ловкий, высокий, подвижный человек с коричневыми глазами навыкате.

Глеб Жеглов постоянно носит парабеллум, с пистолетом он не расстается даже ночью, когда спит. Хранит под подушкой. Важная черта героя - самолюбование. Он во всем хочет быть лучше окружающих, для этого даже постоянно начищает сапоги, чем сильно раздражает Шарапова.

При этом он живет аскетом, не женат, у него комната в общежитии на Башиловке. Со временем Жеглов переезжает к Шарапову на Сретенку. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что он пользуется большим успехом у женщин. Например, Шарапов несколько раз обращает внимание, что Жеглов прихорашивается и не ночует дома.

Он признается, что в детстве рос без отца, кроме него в семье было четверо детей. По всей видимости, не обладает высшим образованием, хорошо известна его цитата по этому поводу в ответ на вопрос Шарапова, где и когда он учился.

Девять классов и три коридора. Когда не курсы в институте заканчиваешь, а живые уголовные дела, то она — учеба — побыстрее движется. А вот разгребем с тобой эту шваль, накипь человеческую, тогда уж в институт пойдем, дипломированными юристами будем.

При этом он отличается тем, что обладает чистописанием и грамотен. Начальником отдела по борьбе с бандитизмом трудится уже более пяти лет, то есть приступил к этой работе в 1939 или 1940 году. Известно, что у Глеба Егоровича Жеглова есть награды - значки отличника милиции, орден Красной Звезды.

Прототип

У персонажа Жеглова был прототип, на который ориентировались братья Вайнеры. Об этом заявил которому это рассказывал сам Георгий Вайнер.

Примечательно, что у реального человека была такая же фамилия, только звали его Станислав. Он в 60-е годы трудился в уголовном розыске.

Но стоит отметить, что никакими другими источниками эти факты не подтверждаются, все остальные люди, знакомые с Вайнерами, утверждали, что это был собирательный образ.

Правила Жеглова

Многие знают и любят Жеглова, благодаря его знаменитым выражениям, которые ушли в народ. В частности, хорошо известны шесть его правил.

    Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.

    Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.

    Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

    С первого мига проявляй к человеку искренний интерес — понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.

    Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.

    Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Также в картине присутствует много знаменитых цитат Глеба Жеглова, которые стали настоящими крылатыми выражениями.

И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?

Значится, так и запишем — вы не жулик. Вы человека убили!

Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.

Не учи ученого, гражданин Копченый!

Я по пятницам не подаю.

Вор должен сидеть в тюрьме!

Ты не сознание, ты совесть потерял.

Теперь Горбатый! Я сказал: "Горбатый!"

Пробы на роль

На роль Глеба Жеглова актера Владимира Высоцкого утвердили практически сразу. Режиссер Говорухин даже заявляет, что именно Высоцкий привел его на картину, а не наоборот. Раньше они уже вместе работали на фильме "Вертикаль". До этого предполагалось, что ленту будет снимать Алексей Баталов, который сам и планировал сыграть Жеглова.

По легенде, Высоцкий уговаривал братьев Вайнеров переработать свой роман в сценарий, по которому сам очень хотел сыграть главного героя. По словам Аркадия Вайнера, он просто влюбился в саму книгу и образ Жеглова.

Съемки

После выхода фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов стали настоящими кумирами своей эпохи. При этом Высоцкий ответственно подошел к работе, он тщательно выяснял у профессиональных сыщиков особенности их профессии.

Интересно, что облик Жеглова детально создавался костюмерами, которые скрупулезно подбирали его костюмы. Его внешний вид заметно отличался штатской одеждой, в которой основную роль играют сапоги, галифе и кепка. По контрасту с главным героем, Шарапов в фильме всегда ходит в военной форме.

Высоцкий многое добавлял в сюжет картины от себя. Например, именно он придумал повесить фотографию Вари на стену кладовой, даже подменял Говорухина в кресле режиссера, когда тому пришлось на время уехать в ГДР.

Образ главного героя

Высоко оценивал то, как сыграл Глеба Жеглова Высоцкий. Он подчеркивал чрезвычайно важное обстоятельство: актер отлично понимал социальную роль своего персонажа. Это сильный и яркий человек, который в определенных исторических предпосылках повинуется собственным инстинктам и правосознанию, превращаясь в кистень против порядочных людей.

Критики отмечали, что в персонаже Жеглова много надежного, открытого, он всегда готов прийти на помощь. Именно поэтому он так полюбился многочисленным зрителям и до сих пор остается одним из самых известных героев советского кинематографа. У него много душевной грубости, при этом хватает самомнения, с которым невозможно смириться, и окружающие воспринимают это как опасную силу. Сам Высоцкий в одном из немногих интервью, посвященных фильму "Место встречи изменить нельзя", согласился с этим утверждением.

Интересно, что некоторые считали Жеглова исключительно отрицательным персонажем, причем оценивая это как настоящий прорыв в советской литературе. Ведь в то время в искусстве существовало большое количество ограничений. Например, сыщикам и следователям, которые становились героями литературных произведений, запрещалось разводиться с женами, выпивать и даже иметь любовницу. Для надзора над писателями существовала целая государственная система. Каждое произведение проходило через несколько рук, чтобы не допустить никакой крамолы.

Глеб Жеглов и Володя Шарапов - герои своего поколения. Многим особенно полюбилась и запомнилась эта роль, потому что она стала одной из последних для Владимира Высоцкого. В 1979 году, когда вышел этот фильм, Высоцкий снялся еще в советской трехсерийной драме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии" по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина.

Актер скончался на следующий год, так больше нигде и не сыграв. В 1987 году он получил посмертно Государственную премию СССР за создание образа Жеглова, а также авторское исполнение песен.

Судьба Жеглова

Уже в XXI веке Георгий Вайнер неоднократно высказывался о личности своего персонажа, обозначая контуры его развития, подмечая, что кинотрактовка несколько упрощает его образ.

Писатель подчеркивал, что в сознании многих людей это балагур и весельчак, которому симпатизируют окружающие. При этом Вайнер рассказывал, как бы могла развиваться его судьба. По мнению автора, уже через достаточно короткое время он должен был бы превратиться в сотрудника МГБ, которому пришлось бы выбивать зубы и выворачивать руки подозреваемым, будучи уверенным в своей правоте.

Вайнер подчеркивает, что и реальные сотрудники МГБ послевоенного времени делали эту работу без злорадства и желания мучить людей.

При этом Жеглов, в отличие от Шарапова, карьера которого прослеживается вполне определенно вплоть до генерала, а далее - главы МУРа, больше не упоминается ни в одной другой книге. Жеглов участвует только в романе "Эра милосердия".

По словам Вайнера, Высоцкий еще во время съемок этого фильма настаивал, чтобы писатели начали создавать продолжение истории под рабочим названием "Место встречи нельзя изменить 2". Основу сюжету нашел сам актер, раскопав в недрах МВД какую-то историю, которая сильно его увлекла. Однако после его ранней и внезапной смерти Вайнерам показалось кощунственным снова обращаться к этой идее. По всей видимости, с этим связано и исчезновение Жеглова из всех последующих их романов.

Вернулись к этой идее они уже только в конце 2000-х, когда стали относиться к ней, как в некоему памятнику Высоцкому. Как утверждает осталось такое количество неиспользованного материала, которого вполне могло бы хватить для начала полноценного сериала. Только пришлось кардинально изменить его сюжет, потому что в самом начале Жеглов погибает, став жертвой предательства одного из сотрудников. Все последующие серии посвящены раскрытию этого предательства и поиску виновных. В результате и эта идея так и осталась нереализованной.

). Глеб Жеглов - гениальный следователь Московского уголовного розыска, порой жесток и суров, но в то же время вызывает самые глубокие симпатии у читателей и зрителей. Именно под таким имиджем он «вторгается» в мотив этого мастерского произведения. Дальше же начинают проявляться иные, конфликтующие между собой признаки его персоны…

Железный принцип Жеглова: «Если человек вор - он должен сидеть в тюрьме! А людей не беспокоит, какими методами я его туда упрячу!», превосходит многочисленные формальности закона и «моральные» рамки дозволенного. Глеб Георгиевич берет закон в свои руки и его не останавливает простая «этическая» сторона своих действий, что часто вызывает смущения у его напарника, Володи Шарапова - героя донельзя «правильного» и работающего исключительно «по книжке».

Жеглов отличается великим умением поглубже «залезть» в психологию допрашиваемого им человека. Он легко находит «общий язык» с проституткой Манькой Облигацией, с биллиардным жуликом и вором-рецедивистом Копченым, с карманником высшей степени Кирпичем, с воровской сообщницей вора Ручечника и многими другими персонажами. Порой даже кажется, что задержанные преступники сами выкладывают ему нужную информацию, но это предположение конечно было бы ошибочным. На самом-то деле - это все заслуги того самого Жегловского умения «проникнуть» в глубины психологии задержанных, касаясь чуть ли ни самого подсознания. Каким образом? Теоретически, принцип довольно прост - К каждому индивидуальному лицу, нужен особенный специфический подход! Практически же - это не каждому лицензированному психиатору под силу. Но у Жеглова железно отработана техника допроса и задавая правильные вопросы (к тому же задавая их в самое нужное время), вовремя улыбаясь (по его же словам: «люди это любят»), используя правильные интонации и ударения в разговоре, и каких только еще психологических трюков нет в его арсенале - он способен «расколоть» любого уголовника.

К тому же существует еще и другая сторона Жегловского характера - он по своему добр. И не то что-бы мягок или скажем сентиментален, но чужое горе не проигнорирует и это железный факт! Примером служит его реакция на плачущую многодетную сосдедку, у которой в самом начале месяца украли все хлебные карточки. Даже не задумываясь, Жеглов просто отдает ей свои, да и те что принадлежали его напарнику, при том без спросу, ибо этот человек УВЕРЕН в правоте своих действий и не нуждается в никаком оправдании. Именно это и является его главным пороком - для Жеглова просто не существует концепции, что он может быть, хоть на волосок, не прав.

Эта черта Глеба Георгиевича неоднократно проявляется в деле доктора Ивана Сергеевича Груздева (по роману - микробиолога Ильи Сергеевича Груздева). Даже уперевшись в твердые факты о невиновности человека, подозреваемого в убийстве бывшей жены, Жеглов ни на шаг не отступает от своего решения. А в последствии, при полном оправдании задержанного, он все равно твердит, что «наказаний без вины не бывает» и не желает преподнести ему свои извинения.

В конце романа и кинокартины, Жеглов убивает бандита «Черной Кошки» при попытке к бегству. Вроде все правильно - команда «стреляю без предупреждения» была отдана еще до выхода бандитов из подвала склада. Предупреждал, что так сделает и не задумываясь даже на долю секунды - сделал, исполнил! Однако Глеб Георгиевич не знает, что этот самый уголовник - старый военный друг его напарника Шарапова. Но самое страшное в том, что узнав об этом, Жеглов не показывает малейшего сострадания о содеяном.

Шарапов: «Ты убил человека!»

Жеглов: «Я убил бандита!»

Шарапов: «Он пришел вместе со мной, чтобы сдать банду!»

Жеглов: «А-а-а….»

Вот именно это «А-а-а…» и показывает «нечеловечность» этого героя. Зрителям кинофильма и читателям романа, очень тяжело решить, каков он на самом деле этот Жеглов.

Ну как может один и тот же человек пойти навстречу ограбленной женщине, можно даже сказать - спасти от голодной смерти ее детей, и в то же время не показать малейшего сострадания, убив старого армейского друга своего напарника, пускай даже нынешнего бандита? Тяжелый вопрос - очень тяжелый!

Однако, именно персонаж Глеба Жеглова намного ближе к реальной жизни, нежели какой-либо другой. Жизнь - она ведь штука закрученная, непредсказуемая и жестокая! Резкие перемены обстоятельств, крутые повороты, короткая дистанция между любовью и ненавистью - вот она, эта жизнь - без всяких иллюзий и лакировки действительности. Как бы мы не старались плыть по ее потоку и оценивать прожитое в рамках черного и белого - все равно она покажет свои промежуточные оттенки. Вот и Жеглов умещает в себе множество конфликтующих черт характера и мы не знаем - питать ли к нему симпатию или яро ненавидеть за жестокость. А ведь любой из нас, прочитавший роман братьев Вайнеров или просмотревший кинофильм Говорухина - задался этим вопросом, не так ли?

Вот такой уникальный персонаж этот Глеб Жеглов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жеглов, Глеб" в других словарях:

    Глеб Георгиевич (Егорович в фильме) Жеглов один из из главных героев романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и снятому по его мотивам кинофильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) (роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов … … Википедия

    Владимир Высоцкий в роли Жеглова, первая серия Информация Пол мужской Звание Капитан милиции … Википедия

    - … Википедия

Глеб Жеглов

Глеба Жеглова подарил нам роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и, наверное, в большей степени снятый по его мотивам кинофильм «Место встречи изменить нельзя» (1979). Роль Жеглова в фильме сыграл Владимир Высоцкий. Этой ролью актер запомнился зрителям более всего, составляя своего рода портрет личности самого Высоцкого.

Кинолента разрушила стереотипы, характерные для советского кинематографа, в частности, старательно созданное предыдущей историей представление советских людей о сотрудниках милиции и чекистах как кристально честных, идеально-порядочных людях. В «Месте встречи…» сотрудники МУРа, пожалуй, впервые избежали идеализации.

Сюжет кинофильма «Место встречи изменить нельзя» построен на оппозиции двух героев. Авторы создали модель противостояния, в которой: интеллигентный, с развитым правовым сознанием Шарапов и склонный к произволу «совок» Жеглов, борясь за одно дело, выглядят как полные противоположности. «Литературная газета» после выхода в свет киноленты писала, что «в Жеглове выражена духовная и правовая сущность сталинизма». Но Жеглова играл Владимир Высоцкий. Актер, сохранив смысл модели, наполнил ее жизненной правдой, которую помнят все те, кому за пятьдесят. Поэтому, скорее всего, большинство людей старшего поколения признает, что в той конкретной исторической реальности был прав Жеглов, а не Шарапов. Более того, Шарапов только потому и мог позволить себе роскошь быть «чистым», что использовал результаты «грязной» работы Жеглова. Суть в том, что традиционное советское мышление охватывает взором всех участников правовой драмы и заботится о согласовании всех интересов (а не только интересов подозреваемого как потенциальной жертвы государства). Со временем, теряя идеологические корни, «маргинализируясь», образ Глеба Жеглова остается тем не менее любимым и нынешним поколением молодых кинозрителей.

Многие фразы из кинофильма («Вор должен сидеть в тюрьме», «Теперь - Горбатый! Я сказал - Горбатый!») вошли в общеупотребительную лексику.

Знаменитый сыщик Глеб Жеглов, следователь Московского уголовного розыска, известен нам по драматическим послевоенным событиям в г. Москве в августе - ноябре 1945 года.

Сотрудники МУРа - опытный оперативник Глеб Жеглов и фронтовик, но новичок в розыскном деле Владимир Шарапов противостоят банде «Черная кошка». Оперативная группа первое время занимается несколькими делами одновременно, но после того, как слухи о «Черней кошке» заполонили всю Москву, начальство требуют разрабатывать только эту банду. В действительности разоблачить участников банды сложно - подозреваемый Груздев может оказаться невиновным, сотрудник МУРа - трусом и предателем, а один из бандитов «Черной кошки» - фронтовым другом оперативника Шарапова.

Психологический портрет Жеглова хорошо иллюстрирует спор Шарапова и Жеглова по поводу подлога. Жеглов подбросил в карман преступнику-щипачу по кличке Кирпич улику, чтобы, шантажируя ею, получить от того необходимую для раскрытия преступления информацию. Затем он изымает кошелек в присутствии понятых, рассуждая при этом о годах, которые карманник проведет «на южном берегу Северного Ледовитого океана», то есть, по выражению журналиста газеты «Невское время», применяет «классический способ ментовской подставы». В. Высоцкий в одном из интервью по этому поводу корреспонденту Московского радио сказал: «Кстати говоря, очень многим людям нравится, что Жеглов специально засунул кошелек в карман вора так ловко, потому что это явный вор… От имени своего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними поступать: давить от начала до конца, если ты уверен на сто процентов, что перед тобой преступник».

Образ Жеглова неразрывно связан с уже сформировавшимся к моменту выхода фильма в массовом сознании образу народного поэта Владимире Высоцкого, сыгравшего эту роль. Оба образа как бы слились в один, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Известно также, что и для Высоцкого эта роль была его любимой киноработой до конца жизни.

Майским вечером 1978 года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!» Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», - вспоминал позже Говорухин.

Ценность образа Жеглова в его предельной реалистичности. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

Жеглов - нонконформист. Жеглов действует вопреки аморфному общественному мнению, являющемуся бесполезным оружием против жестко структурированной криминальной семьи. При необходимости он перевоплощается согласно воровскому нраву и обычаю. Поэтому пение Кирпича - карманника, относящегося к злите криминальной иерархии и разыгрывающего ущемленного в гражданских правах обывателя, не действует на Лису-опера. Высоцкий-Жеглов сродни былинным героям, защитникам униженных и оскорбленных, восстанавливающих реальность и осязаемость мира. Жеглов - хранитель смысла существования. «Но для кого я это сделал? Для себя, для свата, для брата? <…> Мы сейчас выйдем и спросим у ста человек: что им больше по сердцу - мое вранье или твоя правда? И тогда ты узнаешь, прав я или нет», - так защищал Жеглов свою позицию, находя оправдание «лжи во имя блага».

Памятник Владимиру Высоцкому в образе следователя МУРа Жеглова установлен в центре Мариуполя, рядом с рестораном «Место встречи». Памятник Жеглову и Шарапову есть также в Киеве возле здания Министерства внутренних дел.

В 1990 году группа «Любэ» впервые исполнила песню Александра Шаганова «Атас», посвященную героям фильма «Место встречи изменить нельзя».

Жеглов, в отличие от Шарапова, не упоминается ни в одной из других книг Вайнеров, кроме «Эры милосердия». Тем не менее, еще при жизни Высоцкого появилась идея написать сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя-2». К ней Вайнеры возвращались в середине 1990-х годов, затем в конце 2000-х годов. Однако идея так и осталась нереализованной.

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

БОРИС И ГЛЕБ У каждого человека моей судьбы хранятся в памяти встречи с людьми, чья жизнь поражает своей необычностью; с личностями яркими, оставившими в истории свой след. О некоторых я написал в те, сравнительно еще недавние годы, когда казалось, что эти люди навсегда

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

Глеб Смирнов НА ЭКСКУРСИИ У меня в юности было несколько встреч с Максимилианом Александровичем в Москве и Коктебеле, где довелось бывать его гостем. Особо ярко запечатлелась в памяти первая, совсем необычная для меня по обстоятельствам встреча. Было это летом двадцать

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГЛЕБ СМИРНОВ Глеб Борисович Смирнов (1908-ок. 1981) - живописец и искусствовед. Воспоминания написаны им в 1977 году. Текст - по рукописи, хранящейся в ДМВ.

Из книги Улугбек автора Голубев Глеб Николаевич

САЦЮК Глеб Петрович Майор РККАМайор ВС КОНРРодился 8 ноября 1906 г. в Радзивилово Подольской губернии. Украинец. Из крестьян. В 1918 г. окончил 6 классов высшего учебного училища в Кутаиси. Беспартийный. В РККА с 1 октября 1927 г.1 октября 1927 г. зачислен курсантом в Закавказскую

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

СПЕРАНСКИЙ Глеб Николаевич Поручик Русского Корпуса генерал-лейтенанта Б.А. ШтейфонаКапитан ВВС КОНРРодился в 1914 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Из семьи офицера Русской Императорской Армии. В 1920 г. вместе с родителями эвакуировался в Королевство СХС. В 1923 г. поступил в

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

Глеб Николаевич Голубев

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

СТРИЖЕНОВ Глеб СТРИЖЕНОВ Глеб (актер кино: «Необыкновенное лето» (1957), «Жизнь прошла мимо» (1959; Петька-артист), «Оптимистическая трагедия» (1963; пленный белогвардейский офицер), «По тонкому льду» (1966; Франкенберг), «Неуловимые мстители» (1967; священник), «Миссия в Кабуле» (1971;

Из книги Атланты. Моя кругосветная жизнь автора Городницкий Александр Моисеевич

3 октября – Глеб СТРИЖЕНОВ Этого актера часто путали с его знаменитым братом – звездой отечественного кинематографа Олегом Стриженовым. Действительно, они были очень похожи внешне, хотя актерские их судьбы сложились по-разному. Если Олег, младший брат в этом тандеме,

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

1. Глеб Скороходов Истинных друзей в самом глубоком понимании этого слова у Фаины Раневской было немного. Первая, как вы уже поняли, - Павла Вульф. Об их отношениях сказано уже немало. Анна Ахматова - и об этой дружбе вы прочитали. Марина Цветаева. Среди мужчин особым

Из книги Письма из Лозанны автора Шмаков Александр Андреевич

Глеб-гвардии Семеновского полка Наш студенческий сборник сожгли в институтском дворе, В допотопной котельной, согласно решенью парткома. Стал наш блин стихотворный золы неоформленным комом В год венгерских событий, на хмурой осенней заре. Возле топкого края

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич Из книги автора

БОРИС И ГЛЕБ У каждого человека моей судьбы хранятся в памяти встречи с людьми, чья жизнь поражает своей необычностью; с личностями яркими, оставившими в истории свой след. О некоторых я написал в те, сравнительно ещё недавние годы, когда казалось, что эти люди навсегда

Из книги автора

Фаина Раневская и Глеб Скороходов Глеба Скороходова представлять вряд ли нужно. Известнейший журналист, писатель, публицист. А главное – удивительной чистоты души человек. Он очень многое сделал для того, чтобы имена ярких и талантливых людей России не утонули во мраке

Глеб Жеглов – главный герой знаменитого фильма-сериала "Место встречи изменить нельзя", вышедшего на экраны в 1979 году и снятого по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Работник Московского уголовного розыска, или МУРа, Жеглов посвятил свою жизнь борьбе с бандитизмом. Его фраза "Вор должен сидеть в тюрьме" стала крылатой, а вообще этот фильм, ставший в какой-то мере культовым, весь буквально разобран на цитаты. Не последнюю роль в популярности Жеглова как персонажа сыграло и то, что играл его Владимир Высоцкий, справившись с неоднозначной и сложной ролью просто блестяще.


Глеб Георгиевич Жеглов – опытный оперативник, капитан МУРа, непримиримый, жесткий, бескомпромиссный и где-то очень скорый на расправу. На его фоне старший лейтенант Шарапов, новичок и поборник справедливости, выглядит наивным и даже инфантильным, однако именно на противопоставлении этих героев и построен сюжет.

Удивительно, но по задумке авторов, братьев Вайнеров, Жеглов – персонаж скорее отрицательный, продукт сталинской эпохи, маленький, но прочный винт огромной карательной машины, которая перемалывает всех без разбору. Но в 1979 году вышел фильм, и хотя снят он был очень близко к книжному сюжету, все в нем оказалось не так, и главным парадоксом оказалась как раз личность Жеглова. Так, зрители полюбили его. Жесткий, непримиримый, безжалостный и не слишком думающий, Жеглов тем не менее пришелся по душе советским зрителям. Ему верили. Неизвестно, было ли причиной тому личное обаяние Владимира Высоцкого, или люди тосковали по "сильным лидерам", но Жеглову сочувствовали, с ним соглашались, а гуманист Шарапов неизменно выглядел на его фоне чуть более "мягким", чем нужно было быть работнику отдела по борьбе с бандитизмом.



Есть история, что когда Высоцкий прочитал роман Вайнеров "Эра милосердия", он сразу же попросил "застолбить" для него роль Жеглова, заявив, что лучше него его не сыграет никто. И вообще, именно Владимир Высоцкий подсказал Вайнерам, что их книга очень кинематографична, и из нее надо делать сценарий. Зато позднее, когда уже пора было приступать к съемкам, Высоцкий с трудом согласился, ссылаясь на то, что у него слишком мало времени, чтобы тратить его на съемки в кино – ему нужно писать.

Как бы ни было, фильм получился серьезным, мощным и очень интересным – его смотрели всей страной. Говорят, что во время премьерного показа, который был приурочен к Дню милиции, именно в это время по стране было зафиксировано рекордно низкое количество преступлений, и это даже попало в официальный отчет МВД.

По сюжету, молодой оперативник Владимир Шарапов (его, как известно, играет Владимир Конкин) прибывает на службу в отдел по борьбе с бандитизмом МУРа. Его ставят в пару к опытному Глебу Жеглову, который ведет непримиримую борьбу с бандой "Черная кошка". Красной нитью в фильме проходит противостояние наивного поборника справедливости Шарапова и циничного, умудренного опытом, а потому безжалостного Жеглова, однако воспринимать это буквально все же не стоит. Несмотря на некоторую жестокость, Жеглова нельзя воспринимать как "красного садиста" - он по-своему неплохой человек, но, в отличие от молоденького идеалиста Шарпова, он знает наверняка – преступника невозможно "исправить". И именно с этой позиции он ведет свою личную и гражданскую войну с организованным бандитизмом.

Кстати, мнения по поводу образа и персонажа Жеглова сильно разошлись у зрителей – так называемая интеллигенция увидела в нем однозначный продукт эпохи сталинизма, в то время как люди "попроще" увидели в нем настоящего героя.

Трудно сказать, был ли Жеглов героем, да и уместно ли было быть героем в тех обстоятельствах, но негативным персонажем, как он изначально замышлялся у братьев Вайнеров, он все же не был, и это можно сказать абсолютно уверенно. Он был прямым и понятным - ненавидел трусов, презирал мещан и "мелких людишек", и в то же самое время ценил и уважал "простых и честных людей", которые платили ему тем же. Так, он сразу же пришелся по душе всем обитателям коммуналки, в которой поселился Шарапов – его уважали и даже обожали, и Шарапову было лестно и приятно дружить с таким человеком. Но все же дружбе этой не суждено было быть долгой – слишком уж разными людьми были Глеб Жеглов и Володя Шарапов .


Фильм "Место встречи изменить нельзя" оказался буквально разобранным на цитаты, и если посмотреть на эти крылатые фразы, то оказывается, что очень многие из них принадлежат Глебу Жеглову. Это он произнес "Вор должен сидеть в тюрьме", "Милосердие - поповское слово", "Здесь МУР, а не институт благородных девиц!", "Будет сидеть!!! Я сказал" и, конечно же, легендарную фразу "Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!".


Фильм "Место встречи изменить нельзя" собирает людей у экранов телевизоров уже четвертый десяток лет, и, несмотря на то, что некоторые сцены мы знаем уже наизусть, он по-прежнему смотрится интересно. Трудно сказать, в чем же секрет очарования этого советского мини-сериала; возможно, именно в его неоднозначности – в нем нет готовых ответов и однозначно положительных персонажей. Таков и Глеб Жеглов – сложный и простой человек одновременно, которого просто невозможно охарактеризовать. Он получился у Высоцкого сложным и мятежным - слишком прямым и в то же время думающим, жестоким и в то же время добрым. У Жеглова, вне всякого сомнения, была своя правда – он ненавидел бандитскую нечисть, и искренне верил, что победить ее можно, лишь уничтожив. "Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти - хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла", - уверен Глеб Жеглов .