Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. Фонвизина "Недоросль"

Стародум.

Стародум - человек просвещённый и передовой.

Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Называя героя Стародумом, Фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. Чем же дорог Фонвизину Стародум?

В комедии Стародум больше говорит, чем действует. Его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах.

Стародум - прежде всего глубокий патриот.

Честная и полезная служба отечеству - для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), - говорит Стародум, - рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф».

В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства.

Стародум - представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего - самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, но роль, которую отвёл ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милой а, В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на Софью. Но характерными для дворянства в то время, особенно провинциального, были те черты, которые так полно и ярко воплощены в образах Простаковых-Скотининых. От того-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными.

Речь положительных героев близка к книжному литературному языку того времени. Фразы построены довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т. е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» (Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут» (Правдин) и пр.

В речи Стародума проявляется его любовь к афоризмам, т. е. кратким, метким изречениям: «Начинаются чины - перестаёт искренность»; «Невежда без души - зверь»; «Золотой болван - все болван» и пр.

Обновлено: 2011-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как Д.И. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»?

Громкая слава пришла к Фонвизину после создания комедии «Недоросль». С первых моментов своей сценической жизни комедия привлекла внимание современников общественной значимостью поднятой в пьесе темы. Фонвизин рассказал о том, что больше всего волновало просвещенных людей того времени.

Тревожные воспоминания о недавних событиях крестьянской войны 1773-1775 годов заставляли лучших людей дворянской интеллигенции искать выход из положения, создавшегося в стране. К таким людям принадлежал и Фонвизин, считавший, что «государство требует немедленного врачевания». В безграничной власти помещиков над крепостными крестьянами писатель видел большое социальное зло. Поэтому главная тема созданной им комедии – помещичий произвол и его губительные последствия.

Фонвизин задался целью показать крепостничество таким, какое оно есть на самом деле. В центре внимания драматурга – быт захолустной усадьбы помещиков, злые нравы ее обитателей. «Пламя сатиры» автор направил против «злонравных» крепостников-помещиков. В ярких комедийных сценах писатель показал ограниченность и корыстолюбие господ Скотининых-Простаковых, низменность их интересов и побуждений. В помещичьей среде изувечены и изуродованы лучшие человеческие чувства.

Отрицательных персонажей комедии, особенно Митрофана и Простакову, трудно забыть – они нарисованы живо и достоверно.

Простакова, исполняя все прихоти своего дорогого сыночка, слепо убеждена, что воспитывает в нем истинного дворянина, хотя на самом деле нравственно калечит его. Образ этой женщины у Фонвизина не схематичен. Она выступает перед нами как очень злая помещица, угнетающая своих слуг. Ей чужды нравственные и моральные ценности. Однако она горячо любит своего сына и в своей любви способна на крайности. В конце пьесы мы видим ее несчастной, убитой горем, обманувшейся в надежде найти сочувствие и поддержку у Митрофана.

Диалоги и монологи отрицательных персонажей написаны Фонвизиным с подлинным мастерством. Впервые на русской сцене действующие лица заговорили естественно, просто и непринужденно.

Положительные герои комедии являются выразителями идей писателя. Особенно существенна для понимания смысла произведения фигура Стародума. Он критикует поведение знати, отсталость дворян и их ужасное обращение с крестьянами. В речах выразителя идеалов писателя, любимого героя Фонвизина, петровское время противопоставляется царствованию Екатерины II, позволившей помещикам забыть о своих обязанностях перед государством. Однако Стародум прошлому не принадлежит. Это мудрый человек передовых взглядов, представитель оппозиционного дворянства 80-х годов 18 века. Он сторонник просвещенной монархии и ограничения крепостного права. Мысли положительных героев комедии нашли отклик в сердцах его современников.

В финале пьесы, как и полагалось в классических комедиях, добродетель торжествует, зло наказывается. Драматург показывает, что бесчеловечность и невежественность помещиков должны неминуемо привести их к краху, как это и случилось с Простаковой, лишившейся власти над крестьянами.

Расскажите о жизни дворянского недоросля.

Вся жизнь Петруши Гринева до его во­енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу­чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла­ва и получила такое название).

Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба­тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив­шись разговорному русскому языку, Боп­ре зажил со своим учеником «душа в ду­шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест­надцати лет стали голуби, чехарда и про­чие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же­нился на дочери одного из своих сосе­дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет­руша. Матушка была занята по хозяйст­ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален­дарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален­дарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начина­ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз­вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо­ван их успехами. Это обстоятельство заста­вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан­том!

Объясните, как раскрывает смысл главы по­словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен­ным законам. И среди них один из глав­ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю­дей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу­ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра­щать. И это Петруша сделал. «С неспо­койной совестию и с безмолвным раска­янием выехал я из Симбирска».

Комедия Фонвизина «Недоросль» писалась автором в течение нескольких лет. Сначала он читал её своим близким и друзьям, а потом она стала настоящим шедевром литературы. Наверное, комедия Фонвизина «Недоросль» никого из читателей не оставила равнодушным, потому что она несёт в себе глубокий смысл.

Говорящие фамилии героев

Комедия Фонвизина является очень интересной, и в то же время заставляет читателя задуматься над тем, как ведут себя люди и к чему приводят их глупые поступки. Стоит отметить, что фамилии всех героев комедии являются говорящими: Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум и т. д. Простаковы - обычные простаки, которые совсем не блещут умом и не являются образованными людьми. Скотинин - дядя Митрофанушки, который идёт наперекор племяннику и своей сестре ради собственной выгоды. Правдин - борец за справедливость, человек, любящий порядок и правду. Стародум - дядюшка Софии, который всегда слушал мнения всех людей, однако всегда оставался только лишь при своих мыслях и не менял своих решений. Д. И. Фонвизин дал всем героям говорящие фамилии, которые сразу помогают понять и сформировать мнения о той или иной личности в «Недоросле».

Софию хотят выдать замуж

Недоросль - это один из героев. Так называют сына Простаковой - Митрофанушку, который не любил учиться и считал, что ему это не нужно. Матушка недоросля очень хотела женить его на Софье, у которой есть имение, - она узнала об этом из письма, написанного Стародумом своей племяннице. Так как никто из их семьи не умел читать, Правдин озвучил всё, что писал дядюшка. Стародум извещал племянницу о том, что она стала наследницей его имущества, нажитого в Сибири, которое даёт доход 10 000 в год.

Кроме недоросля, жениться на Софии изъявил желание и дядюшка парня - Скотинин. Но стоит отметить, что нравилась ему совсем не София, а её деревеньки.

Встреча Софии с Милоном

Позже через деревню Простаковых шли солдаты, предводителем которых был Милон. Здесь он встретил Правдина, который был его Милон поделился с товарищем, что уже полгода находится в разлуке со своей любимой, потому что она стала сиротой и какие-то родственники увезли её к себе. Неожиданно для себя во время своего рассказа Милон увидел Софию. Влюблённые были очень рады видеть друг друга. София решила рассказать ему о том, что Простакова хочет выдать её замуж за своего непутёвого сынка, после чего Милон стал ревновать. Но, узнав недоросля получше, возлюбленный девушки немного успокоился.

Недоросль - это необразованный и глупый сын Простаковой

Это парень шестнадцати лет. Он - совсем необразованный и глупый мальчишка. Комедия Фонвизина «Недоросль» выражает отношение автора к дворянству. Сын Простаковой не только неграмотный и необразованный, но и очень грубый. Мать нанимала для него учителей, которые так и не смогли научить недоросля хоть чему-нибудь. Он считал, что ему не нужно учиться, грубил своим учителям и неуважительно относился к ним.

Недоросль - это образ грубого, необразованного и глупого ребёнка, какими являлись дети дворян в то время. Этому мальчишке не нужно было абсолютно ничего, он постоянно повторял: «Не хочу учиться, хочу жениться!» Это в очередной раз показывает его отношение к учёбе и к жизни в целом.

«Недоросль» - это комедия, которой Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства в те времена. Парнишка, не желающий учиться, его мать, которая везде искала выгоду для себя. Скотинин, который не испытывал никаких чувств и, так же как и его сестра, хотел иметь только всё самое лучшее, но ничего для этого не делал. Все герои произведения показывают, насколько дворянство было глупым, злым и необразованным. Недоросль - это ребёнок, который воспитан неправильно, и именно это хотел донести Фонвизин до своих читателей.

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!