Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета. Платон каратаев

ПЛАТОН КАРАТАЕВ

ПЛАТОН КАРАТАЕВ - центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869), солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену и научивший его видеть жизнь так, как видят «они», простые русские люди. В первой завершенной редакции романа этого образа не было, он появился лишь в окончательной редакции, воплотив многие важные для понимания философии романа мысли. Традиционно П.К. трактуется литературоведами как тип патриархального крестьянина, который получит свое полное развитие в позднем творчестве писателя.

При встрече и знакомстве с П.К. Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие и ласковость, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. П.К. свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение «обжиться» в любых условиях.

В поведении П.К. неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои романа-эпопеи. Свои рассуждения П.К. излагает в притчеобразной форме (легенда о невинно осужденном купце, страдающем «за свои, да за людские грехи», смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь).

После гибели П.К., ослабевшего от лихорадки и застреленного французами, в сне Пьера Безухова предстает в символической форме суть той жизненной «правды», которой учил его Платон: человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Лит.: Краснов Г.В. Платон Каратаев и толстовская философия народной жизни

//Л.Н.Толстой. Статьи и материалы. V. Горький, 1963; Цетляк С.И. К проблеме диалектики авторского сознания Л.Н.Толстого: мифологические основы образа Платона Каратаева

Е.В.Николаева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАТОН КАРАТАЕВ" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War and Peace … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War And Peace … Википедия

    Инсценировка одноименного романа (1863 1869) Льва Николаевича Толстого (1828 1910). При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский Писатель, 1986. На автографе В. и м. Булгаков записал:… … Энциклопедия Булгакова

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 4 (16) марта 1889(1889 03 16) … Википедия

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Род. 1889, ум. 1970. Актер. Выпускник Петербургского театрального училища (1909). Дебютировал в 1909 г., играл на сцене театра петербургского Литературно художественного общества, в московском театре Корша (1919 27), МХАТа (с 1927 г.). Первая… …

    Топорков Вас. Осип - ТОПОРКОВ Вас. Осип. (1889 1970) актер, педагог, д р иск ведения. В 1909 окончил Петерб. театр. уч ще и вступил в труппу Петерб. т ра Лит. худож. об ва. Самая заметная роль, сыгранная на этой сцене, Платон Каратаев (Война и мир по Л. Толстому). В … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Семиотика искусства - (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения "Война и мир". Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Главным героем его является народ. Довольно сложна композиция романа. В нем присутствует множество различных сюжетных линий, которые часто сплетаются, пересекаются. Фото автора произведения, Толстого Льва Николаевича, представлено ниже.

Образ русского народа в произведении Л. Толстого

Толстой прослеживает судьбы семейств и отдельных героев. Персонажей произведения связывают любовные, дружеские, родственные отношения. Их разделяет нередко вражда, взаимная неприязнь. Лев Николаевич создал исторически правдивый образ народа - героя войны. В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в репликах некоторых персонажей видно, прежде всего, проявление "теплоты патриотизма", воодушевляющей всех бойцов: солдат, генералов, лучших офицеров, партизан.

Кто такой Платон Каратаев

Платон Каратаев показан в произведении русским солдатом. Его встретил в балагане для пленных Пьер Безухов и прожил рядом с ним 4 недели. По словам писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда остался самым дорогим и сильным воспоминанием, олицетворением всего доброго, русского.

В романе образ Платона Каратаева является одним из ключевых, отразивших народа. оторванный войной от привычного уклада жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко.

Таков образ Платона Каратаева, кратко описанный. Рассмотрим его подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся.

Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

После того, как Пьер становится свидетелем ужасного события - расстрела пленных, он теряет веру в человека, в то, что его поступки разумны. Безухов находится после этого в подавленном состоянии. Его возвращает к жизни именно встреча с Платоном в бараке. Толстой, описывая ее, отмечает, что Каратаев, человек, сидел, согнувшись, рядом с Пьером. Безухов его присутствие сначала заметил по крепкому отделявшемуся от него при любом его движении. Мужик и граф оказались в одинаковых условиях: они пленные. В подобной ситуации необходимо, прежде всего, остаться человеком, выжить и выстоять. Пьер учился такому выживанию у Каратаева. Смысл образа Платона Каратаева заключается, кроме прочего, во внутреннем перерождении Пьера Безухова. Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.

Платон Каратаев - собирательный образ

Платона Каратаева можно назвать собирательным образом, как и Представляясь Безухову, он не случайно себя называет во Он говорит: "Солдаты Однако Платон - полная противоположность Щербатому. Если последний к врагу беспощаден, то Каратаев всех людей любит, не исключая и французов. Если Тихона можно назвать грубоватым, а юмор его нередко сочетается с жестокостью, то Платон хочет во всем видеть "торжественное благообразие". Не отдельной личностью ощущает себя Каратаев, а частью народа, частью целого: крестьянства, простых солдат. Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрыты эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной немаловажной деталью. Платон пострадал из-за несправедливого в его отношении суда, и ему пришлось служить в армии. Но Каратаев воспринимает как должное любые повороты своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов принести в жертву себя.

Любовь и доброта Платона Каратаева

Любовь ко всем - важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе "Война и мир". Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Он не случайно ласков с бездомной собакой. Согласно философии этого персонажа, необходимо жалеть не только людей, но и животных. Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: "возлюби ближнего своего". Платон жил со всеми любовно, с товарищами, французами, Пьером. Окружающих согревало такое отношение. Каратаев "лечил" словом, утешал людей. Он доброжелательно, сочувственно к ним относился, в голосе этого героя ощущалась простота, ласка. Первые слова, которые он сказал Пьеру, были словами поддержки: "Час терпеть, а век жить!"

Философия Платона Каратаева

Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле - воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит. Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей - отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.

Отголоски христианской религии в поведении Платона

Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев - пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: "Зачем?" Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева - христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.

Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами

Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, возможно, Платон слаб как солдат. Ведь настоящий боец должен, подобно Тихону Щербатому, ненавидеть своего врага. Но Платон, безусловно, патриот. Он очень мужественный и сильный как личность. Поистине велико значение образа Платона Каратаева в произведении, как и в действительности того времени таких как он. Если бы в русской армии не было подобных людей, готовых не только бить врага, но и относиться философски к различным трудностям в жизни, находить в себе силы преодолевать их, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона.

Таков образ Платона Каратаева в романе "Война и мир", одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.

Урок 2. Особенный герой Солженицына

Эвристическая беседа и работа в группах. Составление таблиц и работа с ними

I. Каковы ваши впечатления о герое? Что в нем удивляет? Что отталкивает? Что вызывает уважение? Что нравится? Проставим акценты: нравится в человеке, нравится в том, как изображает его автор. Это нужно, чтоб различали человека и художественный образ; это и путь для последующего изучения, как реализован авторский замысел.

II. Поинтересуемся мнениями других читателей. Справедлива ли мысль писателя Ю.О. Домбровского об Иване Денисовиче: «Платон Каратаев в лагере»? Почему? Если оно еще не звучало полностью, то теперь время пришло. Где основания для сопоставления? Сначала опросим многих, потом прямо перейдем к разговору о таблице.

Дети не всегда справляются с домашним заданием - целой таблицей. Тем важнее подготовка тех, кто справился хотя бы отчасти. Итак, или на основе выполненных индивидуальных заданий, или с опорой на записи большинства составляем общую таблицу.

Скажем о том, какие знания используют ученики и учитель.

Для учащихся Платон Каратаев герой чаще непонятный: очень уж терпеливый, смиренный. Например, его неспособность дважды одинаково повторить высказанную мысль с очевидностью проявляет бессознательность его бытия, а не столь дорогое для писателя живое ощущение текучести жизни. Однако если учитель при изучении смог акцентировать вопрос об авторском замысле, то герой этот осмысляется учащимися как один из важнейших в связи с темой национального менталитета и характера, народной нравственности, в связи с ролью в жизни и сознании главного героя «Войны и мира» – Пьера Безухова.

Зададим вопрос о том, как случилось, что именно принятое Безуховым каратаевское отношение к жизни помогло ему в плену обрести чувство внутренней свободы? Не углубляясь в текст романа-эпопеи, вспомним долгий «толстый» смех Пьера, удививший окружающих: «…Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня… Кого меня?.. Меня – мою бессмертную душу!..» (т.IV, ч.2, гл. 14). Он осознал то мироощущение, которое сложилось у него под влиянием народного восприятия мира как целого, протяженного в бесконечном времени и пространстве, гармонического единства, – «совершенную внутреннюю свободу». Именно это осознание, может быть, и даст опору графу Петру Кирилловичу Безухову во всей дальнейшей жизни?

Но сам Платон Каратаев, со своим миролюбием, ладностью движений, смиренным умилением перед Божьим замыслом человеческого бытия, что особенно заметно в любимых им историях-притчах, вызывает сожаление и не становится для старшеклассников примером человеческого достоинства. Этот герой, кажется, приспосабливался и к самой смерти, что казалось Толстому особенно благостным. Надо ли сегодня учить детей, что «труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий», чему учился Пьер в плену у Каратаева? Во всяком случае, вряд ли это задача именно учителя литературы.

Если в разговоре о «Войне и мире» целесообразно подчеркнуть задачу Л. Толстого, не случайно возвеличившего «маленького человека» с «роевым» народным сознанием, ставшего опорой «большому» Пьеру, то теперь, вероятно, важнее вспомнить о той горечи, с какой думал и писал о «рое мужиков» М.Е. Салтыков-Щедрин 9 . И сегодня тема достоинства, «самостоянья человека» – важнейшая.

Работая с текстом рассказа и таблицей «Платон Каратаев и Иван Шухов», читаем и обсуждаем свои наблюдения, авторские замечания. Записываем в тетрадь дополнения и выводы. Частично или полностью таблицу можно оформить и на доске. Что может получиться?

Иван Денисович Шухов и Платон Каратаев
(Из домашнего задания ко 2 уроку или для составления на уроке.)

Иван Денисович

Платон Каратаев

Крестьянин, ставший солдатом в Отечественную войну 1812 года.

2 дня был в плену у немцев. Теперь - в лагере под конвоем. Охранники – русские. Арестован своими.

Находится в плену под конвоем. Охранники – французы. Арестован в госпитале врагами.

Трудолюбив и очень умел: лучший каменщик, плотник, столяр; сделал ножик, шил; прикидывает, как красил бы ковры.

Трудолюбив, «все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно»: «пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги», «всегда был занят».

Иногда чувствует себя частью целого: «…мы тут. В уголку, ничего…»; «А миг - наш!..»; «…спим… нам-то горюшка нет…». (См. – грамматическое число.) «У нас нет, так мы всегда заработаем».

О себе: «…солдаты Апшеронского полка…», «Каратаевы…». Жизнь «имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Сочувственно относится к товарищам по несчастью («ребятки», «ребятишки»), дружелюбно – к тем, кто заслуживает. Может и помочь, научить (Цезаря), одарить (Алешку-баптиста, «терпельника» Семена Клевшина).

Дружелюбно относится ко всем, в том числе - к врагам. Помогает тому, кто оказывается ближе. Равно – человеку или собачонке («шельме»).

Любит своих детей, жену. Из ближних – Гопчика-хлопчика, («чертеныш»» – это ласково), Семена («бедолага», «горюня», «терпельник», «бессчастный»), Алешку-баптиста, ценит бригадира Тюрина, переживает за него.

Жену («солдатку») не вспоминает. Никого особенно не любит. Забывает о тех, кого нет рядом. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера… но …ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

Все делает споро, быстро, ловко, в том числе – быстро думает: «смекнул», «догадался», «доник», «придумал».

Все делает ладно, «кругло». «Непосредственность и спорость» речи.

Речь народная, говорит пословицами, поговорками, и некоторые явно сочиняет сам по аналогии с народными («за что не доплатишь, того не доносишь»; «тёплый зяблого разве когда поймет»…).

Речь народная, говорит пословицами, поговорками, принимая их как закон жизни, народную мудрость «стариков»: «Где суд, там и неправда», «Рок головы ищет»… Повторить своих слов и пословицы не может.

Всё вокруг, оценивает, сравнивает. Принимает не всё. Может бунтовать, ругаться. О начальстве: «как волк», «враги», в конторе – десятник из зэков – «сволочь хорошая», завстоловой – «гад откормленный»; о надзирателях и конвоирах – «псы клятые», «собаки». Одобряет тех, кто режет стукачей.

Никого не оценивает. Не вдумывается в смысл происходящего, больше чувствует – и вспоминает известные истории и притчи для объяснения и принятия происходящего. Терпит безропотно, ласково улыбаясь. Покорен судьбе, уповает на Бога.

Может хитрить, обманывать («обсчитал инструментальщика и лучший мастерок зажилил», конвоиров обманул). Надзирателям на дорогу воду вылил в мороз, развел сырость, моя пол.

Рубил чужой лес – по условиям крестьянской жизни. Знает, что грешен, готов пострадать (ср. любимая притча – о купце). Простодушен, искренен и доброжелателен.

Все и всегда осмыслял и оценивал. Слово «вспоминал» повторяется. «…голова, забегая вперед, располагала, что дальше». Активен и сознателен. Самостоятельное сознание личности.

«…никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…» «…не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова». Пассивное и полубессознательное состояние. «Роевое» сознание.

9 «…чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». («Дикий помещик»)

Анализ рассказа

«Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.

1) Познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.

Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте! Откройте тетради и запишите тему урока.

Слово учителя:

Произведению «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ, написанный в 1959 году, был
задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в лагерь. В 1941 году он, простой человек, крестьянин,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену. Бежав из плена, он попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это признание в том, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали, и он решил подписать признание. оказался в лагере.

У: Почему день, описанный в повести, кажется Шухову

«почти счастливым»?

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с

героем?

у: Ивана Денисовича не посадили в карцер. Он не попался на шмоне, купил табачку, не заболел.

«счастливый день»?

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять, остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания, несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

Он живет в согласии с собой, не мучается размышлениями:за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь. Здравый смысл помогает ему выстоять.

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе, кавторанге Буйновском, помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того, как « процентовку » закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли. Все работают на морозе, а Цезарь в тепле.

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно, эти два образа очень похожи. Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева, созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова, а 2 группа - характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.

ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ

Платон Каратаев

Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество, т.к. он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу

11.полное согласие с жизнью, внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой, радуется малому, чувствует себя свободным в условиях несвободы

У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: и воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.

И Шухов, и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя.

Закончить урок я хочу цитатой ак. Д. Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

2.Сопоставить этот рассказ с «Одн


В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.

Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.

Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.

Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.

Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.

Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.

Солдат в отпуску - рубаха из порток, - говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.

Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.

Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, - так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.