Игровая программа по сказкам шарля перро. Произведения шарля перро

Викторина по сказкам Ш. Перро для учащихся начальной школы


Викторина по сказкам Ш. Перро для учащихся начальной школы.

Предварительно на каникулы для самостоятельного чтения детям был дан список сказок Ш. Перро:
1. Золушка.
2. Красная Шапочка.
3. Кот в сапогах.
4. Подарки феи.
5. Мальчик-с-пальчик.
6. Ослиная шкура.
7. Спящая красавица.
После прочтения сказок, на уроке внеклассного чтения дети поделились впечатлениями о прочитанном, просмотрели видео иллюстрации к этим сказкам, после чего было сделано объявление о предстоящей викторине.

Викторина включает в себя 7 разделов, по количеству сказок.
Вопросы викторины получает каждый ученик. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
После подведения итогов викторины можно определить «Лучшего знатока сказок» Ш. Перро, а также самого внимательного читателя (отдельно по каждой сказке).
В итоге все получают дипломы юного читателя.

Викторина по сказкам Ш. Перро

Золушка.
1. Кем была тётушка Золушки?______________________________________________
2. Во что превратилась тыква?_______________________________________________
3. В кого превратилась мышь?_______________________________________________
4. В кого превратилась крыса?_______________________________________________
5. В кого превратились ящерицы?____________________________________________
6.Что строго-настрого наказала волшебница Золушке?___________________________
7. Что потеряла Золушка на балу?____________________________________________
Красная Шапочка.
1. Как начинается сказка о Красной Шапочке?__________________________________
2. Что передала мать бабушке, кроме пирожков?________________________________
3. Кто спас Красную Шапочку и бабушку?_____________________________________
Кот в сапогах.
1.Что оставил в наследство старый мельник своим сыновьям?_____________________
_________________________________________________________________________
2. Как кот назвал своего хозяина?_____________________________________________
3. Кто был хозяином всех лугов и полей, по которым проезжал король?____________
4. В кого превращался людоед?______________________________________________
Подарки феи.
1. Какой подарок сделала старушка младшей дочери?____________________________
2. Какой подарок сделала волшебница старшей дочери?__________________________
3.Что случилось в лесу с младшей дочерью?___________________________________
4. Что произошло в конце сказки со старшей дочерью?___________________________
Мальчик-с-пальчик.
1. Сколько сыновей было у дровосека?________________________________________
2. Кого встретил людоед, когда погнался за мальчиками?_________________________
3. Что сделал Мальчик-с-пальчик, увидев спящего людоеда?______________________
4. Какую работу нашел Мальчик-с-пальчик?___________________________________
5. Сколько он получал за каждое доставленное письмо?__________________________
Ослиная шкура.
1. Какое есть чудо у короля в конюшне?_______________________________________
2. Самое последнее желание у королевы?______________________________________
3. На ком решил жениться король?____________________________________________
4. Где нашла работу принцесса в ослиной шкуре?_______________________________
5. Какую первую просьбу принца должна была исполнить Ослиная Шкура?______
_________________________________________________________________________
6.Что нашёл принц в пироге?________________________________________________
7.Что просил принц во второй раз, когда заболел?_______________________________
8.Чем закончилась сказка?___________________________________________________
Спящая красавица
1. Какое было горе в королевской семье? _____________________________________
2. Кто родился в королевской семье?_________________________________________
3. Кого пригласили на праздник? ____________________________________________
4. Кем стала для фей принцесса? ____________________________________________
5. Почему забыли позвать старую фею? _______________________________________
6. Каким даром наградила принцессу старая фея?_______________________________
7. Почему принцесса и принц не видели, что все проснулись?_____________________

Ответы к викторине по сказкам Ш. Перро

Золушка.
1. Кем была тётушка Золушки? волшебница, фея
2. Во что превратилась тыква? карета
3. В кого превратились мыши? в коней
4. В кого превратилась крыса? в кучера
5. В кого превратились ящерицы? в слуг
6.Что строго-настрого наказала волшебница Золушке? вернуться в 12.00
7. Что потеряла Золушка на балу? хрустальную туфельку
Красная Шапочка.
1. Как начинается сказка о Красной Шапочке? Жила была в одной деревне маленькая девочка…
2. Что передала мать бабушке, кроме пирожков? горшочек масла
3. Кто спас Красную Шапочку и бабушку? дровосек, охотники
Кот в сапогах.
1.Что оставил в наследство старый мельник своим сыновьям? мельницу, осла, кота
2. Как кот назвал своего хозяина? Маркиз Карабас
3. Кто был хозяином всех лугов и полей, по которым проезжал король? Людоед
4. В кого превращался людоед? лев, человек, мышка
Подарки феи.
1. Какой подарок сделала старушка младшей дочери? цветок, камень
2. Какой подарок сделала волшебница старшей дочери? жаба, змея
3.Что случилось в лесу с младшей дочерью? царский сын встретил её и женился на ней
4. Что произошло в конце сказки со старшей дочерью? умерла в одиночестве в лесу

Мальчик-с-пальчик.
1. Сколько сыновей было у дровосека? 7 сыновей
2. Кого встретил людоед, когда погнался за мальчиками? королевскую карету
3. Что сделал Мальчик-с-пальчик, увидев спящего людоеда? стащил сапоги
4. Какую работу нашел Мальчик-с-пальчик? королевский гонец
5. Сколько он получал за каждое доставленное письмо? 1 тысячу золотых
Ослиная шкура.
1. Какое есть чудо у короля в конюшне? осёл, приносящий золотые монеты
2. Самое последнее желание у королевы? король должен жениться на той, которая краше королевы
3. На ком решил жениться король? на своей дочери
4. Где нашла работу принцесса в ослиной шкуре? на ферме, ухаживала за животными
5. Какую первую просьбу принца должна была исполнить Ослиная Шкура?
испечь пирог
6.Что нашёл принц в пироге? колечко
7.Что просил принц во второй раз, когда заболел? найти, кому кольцо в пору
8.Чем закончилась сказка? свадьбой, а в приданное королевство
Спящая красавица
1. Какое было горе в королевской семье? не было детей
2. Кто родился в королевской семье? дочка
3. Кого пригласили на праздник? фей
4. Кем стала для фей принцесса? крестницей
5. Почему забыли позвать старую фею? 50 лет не выходила из башни и все думали,
что она умерла
6. Каким даром наградила принцессу старая фея?
7. Почему принцесса и принц не видели, что все проснулись? они были влюблены

Литературная игра по сказкам Шарля Перро

Слайд 1.

Кто этот человек, портрет которого вы видите?

Как связаны эти даты с этим великим челове-ком?

Да, это Шарль Перро и даты его жизни.

Почему именно его мы вспоминаем и проводим неделю детской книги, посвященной его творчеству?

(В 2008 году ему исполнилось бы 380 лет.)

Что вы о нем знаете?

Слайд 2.

Жил-был в Париже один богатый дворянин и было у него четверо сыновей и три дочери. Стар-ший, Клод, был известным архитектором, автором Восточного фасада Лувра, физиком, археологом и механиком, один из средних братьев — Николя — стал священником, другой — Пьер — финансистом и адвокатом.

12 января 1628 года в одном из богатых париж-ских домов на свет появились близнецы, их назвали Франсуа и Шарль. Вместе им суждено было про-жить только шесть месяцев — через полгода малют-ка Франсуа умер. Шарль рос замкнутым, косноязыч-ным, скованным, испытывал трудности в общении со сверстниками. Родители не питали иллюзий, что из Шарля вырастет что-нибудь путное, они даже счита-ли младшего сына не совсем нормальным. Однако отец Перро старался дать всем своим сыновьям хо-рошее образование, и Шарля отправили в школу — в коллеж Бовэ. В первый же день он опозорился: на вопрос учителя, как его зовут, он не смог дать вразу-мительного ответа. Преподаватель был очень удив-лен «способностями» мальчика — ведь три старших брата Перро были его лучшими учениками! До три-надцати лет коллеж Бовэ был для Шарля сплошным кошмаром: дополнительные часы занятий, учителя, пытающиеся выдавить из него хоть один внятный ответ. Здесь у него не было друзей, разве что та-кой же, как и он, Борэн, толстяк-изгой, которому при-ходилось даже хуже, чем Шарлю. И если однокласс-ники боялись задевать Шарля, потому что за ним в школу приходили старшие братья, то Борэну доста-валось за двоих.

Однажды промозглым парижским утром трое подростков толкнули Борэна в лужу и с отврати-тельным удовольствием начали макать его лицом в грязь. Шарль, который присутствовал при этой сце-не, не выдержал. Вряд ли кто-то сможет объяснить, что произошло с ним в ту минуту, но он бросился на негодяев с такой дикой яростью, что они растеря-лись. Он кусал их, царапал, бил, выдирал волосы, не помня себя от гнева и ненависти. Обидчики, кото-рые принадлежали к знатнейшим дворянским фа-милиям Франции, не знали, как себя вести в подоб-ной ситуации — они были воспитаны в атмосфере позерства и галантности (разумеется, для своего круга), а тут такая неприкрытая грубость! Кроме того, они не привыкли, чтобы им давали отпор.

На следующее утро произошло чудо — впервые за пять лет Шарль вызвался сам ответить урок и под изумленными взглядами учителя и однокласс-ников без запинки на прекрасной латыни переска-зал огромный отрывок из Плутарха!

С этого дня жизнь Шарля круто изменилась — он вышел в число первых учеников, окончил школу и по-ступил в университет, где получил юридическое об-разование. Правда, как адвокат Перро практиковал очень недолго. Приблизительно в 25 лет Шарль начал писать поэмы, некоторые из них он посвящал королю.

Шарль Перро, оказывается, был важным прави-тельственным чиновником — с ним советовался сам король. Перро был даже президентом Французской академии, основанной в 1635 году кардиналом Ри-шелье. Его апартаменты были в Лувре, а затем и в Версале. По поводу богатства Перро ходили леген-ды, и не случайно: только в Париже у него было во-семь домов, а неподалеку от города Труа — соб-ственный замок Розье. Перро писал трогательные истории о бедной дочери лесничего Золушке, о ни-щем сыне мельника, которому после раздела имуще-ства достается всего-навсего лишь кот, о бедном дровосеке, который из-за нищеты и голода ведет в лес на съедение волкам своих семерых детей и среди них — Мальчика-с-пальчик...

Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался от-личным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоуче-ниями», причем озаглавлены они были вот так: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спя-щей в лесу красавице» и так далее. Потом появи-лись новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах. Скоро русские дети, так же как и их сверстни-ки в других странах, узнали о приключениях Мальчи-ка-с-пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

16 мая 1703 года Шарль Перро умер в Париже. Он был похоронен на парижском кладбище Сен-Бе-нуа. В начале XIX века его останки были перенесе-ны с закрывающегося кладбища в подземный не-крополь

Слайд 3.

Угадайте название сказки.

Сказка о бедной дочери лесничего.

(«Золушка».)

Слайд 4.

Сказка о нищем сыне мельника, которому после раздела имущества достается только кот.

(«Кот в сапогах».)

Слайд 5.

Сказка о бедном дровосеке, который из-за нище-ты и голода ведет своих семерых детей в лес на съедение волкам.

(«Мальчик-с-пальчик».)

Слайд 6.

Сказка о царевне, уснувшей после укола о пред-мет рукоделия на 100 лет.

(«Спящая красавица».)

Слайд 7.

Сказка о маленькой девочке в ярком головном уборе, навещающей свою больную родственницу. («Красная Шапочка».)

Слайд 8.

Сказка о некотором человеке с синей бородой. («Синяя Боро

(1628 - 1703) остается одним из самых популярных писателей-сказочников во всем мире. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка», «Золушка» и другие произведения автора, входящие в сборник «Сказки матушки Гусыни», всем нам хорошо знакомы с детства. Но мало кто знает реальную историю этих произведений.

Мы собрали 5 интересных фактов о них.

Факт №1

Существует две редакции сказок: «детская » и «авторская » . Если первую родители читают малышам на ночь, то вторая поражает своей жестокостью даже взрослых. Так, Красной Шапочке и ее бабушке никто не приходит на помощь, мать принца в «Спящей красавице» оказывается каннибалом и приказывает дворецкому убить своих внуков, а Мальчик с пальчик хитростью заставляет Людоеда перерезать своих дочерей. Если вы не читали авторскую версию сказок, то никогда не поздно наверстать упущенное. Поверьте, оно того стоит.

«Мальчик с пальчик». Гравюра Гюстава Доре

Факт №2

Не все «Сказки матушки Гусыни» были написаны Шарлем Перро . Лишь три истории из этого сборника полностью принадлежат ему - «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная шкура» («Ослиная кожа»). Остальные сочинил его сын - Пьер. Отец же отредактировал тексты, дополнил их нравоучениями и помог опубликовать. До 1724 года сказки отца и сына печатались по отдельности, однако впоследствии издатели объединили их в один том и приписали авторство всех историй Перро-старшему.

Факт №3

У Синей Бороды был реальный исторический прототип . Им стал Жиль де Ре - талантливый военачальник и сподвижник Жанны д’Арк, которого казнили в 1440 году за занятия колдовством и убийство 34 детей. Историки до сих пор спорят, что это было - политический процесс или же очередной эпизод «охоты на ведьм». Но все единогласно сходятся в одном - Ре этих преступлений не совершал. Во-первых, ни одного вещественного доказательства его вины так и не удалось найти. Во-вторых, современники отзывались о нем исключительно как о честном, добром и очень порядочном человеке. Однако святая инквизиция сделала все возможное, чтобы людям он запомнился как кровожадный маньяк. Никто не знает, когда именно народная молва превратила Жиля де Ре из убийцы детей в убийцу жен. Но его начали называть Синей Бородой еще задолго до публикации сказок Перро.

«Синяя Борода». Гравюра Гюстава Доре

Факт №4

Сюжеты сказок Перро не оригинальны . Истории о Спящей красавице, Мальчике с пальчик, Золушке, Рике с хохолком и других персонажах встречаются как в европейском фольклоре, так и в литературных произведениях предшественников. Прежде всего, в книгах итальянских писателей: «Декамероне » Джованни Боккаччо, «Приятных ночах » Джованфранческо Страпаролы и «Сказке сказок » («Пентамероне») Джамбаттисты Базиле. Именно эти три сборника оказали наибольшее влияние на знаменитые «Сказки матушки Гусыни».

Факт №5

Перро назвал книгу «Сказками матушки Гусыни», чтобы позлить Никола Буало . Самой матушки Гусыни - персонажа французского фольклора, «королевы с гусиной лапкой», - в сборнике нет. Но употребление ее имени в заглавии стало своего рода вызовом литературным противникам писателя - Никола Буало и другим классицистам, считавшим, что детей нужно воспитывать на высоких античных образцах, а не на простонародных сказках, которые они считали ненужными и даже вредными для подрастающего поколения. Таким образом, выход этой книги стал важным событием в рамках знаменитого «спора о древних и новых ».

«Кот в сапогах». Гравюра Гюстава Доре

Шарль Перро (1628-1703) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии. Получил всемирную популярность благодаря сказке «Спящая красавица» и книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями».

Сказки Шарля Перро нужно читать за особенную живость, веселую поучительность и тончайшую иронию, выдержанную в изящном стиле. Они не утратили актуальности даже в наши дни всевозможных информационных технологий, наверное, потому что источником вдохновения для автора являлась сама жизнь.

Сказки Перро можно читать, чтобы понять законы жизни. Герои его произведений аристократично галантны и практично интеллигентны, одухотворенны и высокоморальны. Неважно, кто они – добрые девушки из простонародья или избалованные светские барышни – каждый персонаж великолепно воплощает конкретный тип человека. Хитрого или трудолюбивого, эгоистичного или великодушного – такого, какой является всеобщим примером или такого, каким быть не стоит.

Читать сказки Шарля Перро онлайн

Целый удивительный мир, который может показаться наивным, необычайно сложен и глубок, поэтому способен искренне увлечь воображение не только маленького, но и взрослого человека. Откройте этот мир прямо сейчас – читайте сказки Шарля Перро онлайн!

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

с.Мироновка

КГУ «Мироновская средняя школа»

Социальный педагог Игибаева Ж.А.

Сценарий игры-путешествия
По творчеству французского писателя юбиляра 2013 года - Шарля Перро.
«По сказочным тропам» для учащихся 2-4 классов.

Цели:

1. Повышать творческий интерес детей.
2. Учить вдумчивому прочтению художественного текста; умению строить собственные суждения.
3. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок
4. Воспитывать в детях умение видеть и чувствовать прекрасное.

Перед началом игры учащиеся и педагоги собираются в актовом зале, где получают маршрутные листы, в соответствии с которыми ребятам предстоит побывать на различных сказочных станциях и выполнить различные задания. Ребята посетят 7 станций, а после этого вернутся в актовый зал, где будут подведены итоги игры. Каждая команда получает перед стартом конверт с буквами из которых необходимо сложить слово и узнать название своей команды. На станциях за каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. Предварительная подготовка к празднику заключается в чтении детьми сказок Шарля Перро.

1.Станция "Портреты" . Угадать персонаж сказки по описанию.

1. Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти? (Ответ: дровосеки.)

2. Кто умел превращаться в любого зверя? (Ответ: людоед-великан.)

3. Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля? (Ответ: гонцом.)

4. Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву - в карету, мышей -в коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера.)

5. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду... (Ответ: Спящая красавица.)



2.Станция «Математическая».

1. Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ:6.)

2. Сколько дней продолжался бал в сказке "Золушка"? (Ответ: 2 дня.)

3. Сколько фей было на дне рожденья принцессы? (Ответ: 8.)

4. Сколько братьев было у Мальчика с пальчик? (Ответ: 6.)

5. Сколько лет было Мальчику с пальчик? (Ответ: 7.)

6. Сколько сыновей было у мельника? (3).

7. Сколько раз Людоед совершал свои превращения? (2, лев, мышь)

8. Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (100 лет)

9. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

10. Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц?(7).

3 . Станция «Бюро находок». Назвать лишнее и объяснить свое решение.

1. Мельница, волк, кот, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)

2. Туфелька, часы, мышь, людоед. (Ответ: людоеда нет в сказке "Золушка".)

3. Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)

4. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено. (Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)

5. "Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Волшебницы". (Ответ: только три сказки принадлежат Ш. Перро, лишнее - сказка "Красавица и Чудовище".)



4.Станция «Перевёртыши» Отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1. «Чёрный берет» («Красная Шапочка»)

2. «Собачка в кроссовках» («Кот в сапогах»)

3. «Пьер без чёлочки» («Рике-хохолок»)

4. «Красные усы» («Синяя борода»)

5. «Девочка – великанша» («Мальчик-с-пальчик»)

6. «Недремлющая ведьма» («Спящая красавица»)



5. Станция «Отчего и почему?»

1. Почему волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу? (Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)

2. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

3. Зачем Коту понадобились сапоги? (Ответ: чтобы легче было бродить по лесу.)

4. Почему на праздник не пригласили старую фею? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)

5. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)

6. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)

7. Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты? (Ответ: только перед ним расступались деревья и колючие кустарники.)

8. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)

9. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая)

10. Почему Кот придумал своему хозяину новое имя? (Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успеха при дворе.)

6. Станция «Художник-иллюстратор» С закрытыми глазами нарисовать мордочку кота к сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»