Кто играет на контрабасе профессия. Возникновение и эволюция контрабаса

Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше.

История происхождения и развития инструмента

Настоящий контрабас впервые был упомянут в 1566 году. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D 1 , E 1 , A 1 , D, G (ре, ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами, - значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти . Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G 1 , D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до ) или по квартам (A 1 , D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом », однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C 1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века - в частности, Сергей Кусевицкий и Адольф Мишек .

Техника игры на контрабасе

На контрабасе играют стоя (как правило, солисты) или сидя на высоком табурете (преимущественно в оркестре), ставя инструмент перед собой. Высота инструмента регулируется длиной шпиля . Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограничена: большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо звучит пиццикато .

Практически применяемый диапазон контрабаса сравнительно невелик: от E 1 (ми контроктавы) до h 1 (си первой октавы). В сольных виртуозных сочинениях могут использоваться и более высокие звуки. Ноты для контрабаса пишутся в басовом, теноровом, реже ― скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.

Основная сфера применения контрабаса - симфонический оркестр , в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах. В рокабилли и сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом - за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника - успешно заменяет её. Да и вообще на контрабасе можно играть и пальцами, помимо смычков. В 1940-гг когда еще бас-гитар не существовало, контрабас использовался в джазовых оркестрах, однако его неудобно было носить с собой, поэтому ему придумали альтернативу- бас-гитару. Кроме того, в отличие от бас-гитары, контрабас в исполнении пальцами звучит гораздо тише. Его практически не слышно в оркестре, а у бас-гитары встроен магнитный звукосниматель, благодаря которому лучше слышится басовая линия

Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром . Поскольку низкий звук воспринимается как менее громкий (в сравнении с высоким звуком той же интенсивности), контрабас редко используется в качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием.

Известные контрабасисты

В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой .

Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.

Существует два самых известных способа держания смычка:

  • Немецкий способ , при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости.
  • Французский способ , при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при открытых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.

итал. contrabasso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass

Самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Непосредственной предшественницей контрабаса была контрабасовая виола да гамба со строем:

появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе "Пир в Кане", 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент - К. со строем (звучит октавой ниже написания):

Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы "Цезарь Александрийский". Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами - 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в "Бранденбургском концерте" и кантатe "Was mir behagt". Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый "сольный строй" (на тон выше натурального).

В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им "октобас". В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, "удлиняющий" нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре - сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы - П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они - авторы произв. для К.) - Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР - И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов

Пожалуй, нет ни одного инструмента, история которого была бы в такой степени полна неясностей, как история контрабаса. Истоки контрабаса относятся к эпохе Возрождения. Не будем останавливаться на различных типах басовых смычковых инструментов, бытовавших в Европе той поры (басовые скрипки, басовые лиры да гамба, лироне перфетто), и рассмотрим только семейство виол, в котором возникают предшественники контрабаса. Виолы появились в XV веке и широко бытовали в Европе до середины XVIII века. В семейство виол первоначально входили три типа инструментов: дискантовая, альтовая и теноровая виолы. Все инструменты семейства виол (кроме сконструированной в конце XVII века виоль д"амур) имели на грифе лады и независимо от размера держались вертикально у ноги – «da gamba» (gamba по-итал. – нога). Наименование «виола да гамба» закрепилось только за теноровой виолой. Этот инструмент был «главой» семейства виол и получил наибольшее распространение в сольном исполнительстве. Обычно он имел шесть струн, но на некоторых инструментах добавлялась седьмая – нижнее Ля. Строй теноровой виолы да гамба квартово-терцовый:

Позже дискантовой, альтовой и теноровой виол в XVI веке помнился еще один представитель этого семейства – большая басовая виола да гамба (Violone). Инструмент этот описан в ряде работ. Точно известны его конструкция и размеры. По форме виолоне был идентичен теноровой виоле да гамба, но превышал длину ее корпуса на 18-20 см. Виолоне имел шесть струн и шесть-семь ладов из струн, обвязанных вокруг шейки и грифа. Строился виолоне ниже теноровой гамбы. Приведем четыре варианта строя виолоне:

Этот инструмент едва ли не впервые проникает в область камерной музыки в одной из первых сонат А. и Дж. Чима (1610), затем он используется в качестве баса в скрипичных сонатах и сюитах, а также в трио-сонатах многих композиторов эпохи музыкального барокко (XVII – середина XVIII века). Появление низких по тесситуре смычковых инструментов, возможно, связано со складывавшимся уже в конце XVI века приемом basso continuo. Как только в музыке басовый голос начал приобретать самостоятельную мелодическую выразительность и становиться опорой ансамбля, у композиторов появилась потребность усилить и углубить его тембр.

Все инструментоведческие работы указывают, что она была сконструирована в конце XVI века. Однако самое раннее изображение этого инструмента сделано прославленным венецианским художником Паоло Веронезе (1528-1588): на его картине «Брак в Кане» (1563) в центре изображена группа крупнейших художников Венеции, играющих на различных музыкальных инструментах. Тициан, сидя, играет на громадной контрабасовой виоле. Таким образом, очевидно, что появление инструмента следует отнести примерно к середине XVI столетия.

Включение контрабасовых виол в оперный оркестр впервые осуществлено Клаудио Монтеверди в опере «Орфей». На второй странице партитуры, изданной в 1609 году в Венеции, в составе оркестра упоминаются две контрабасовые виолы. Первое, вполне достоверное описание контрабасовых виол дано в начале XVII века немецким инструментоведом Михаэлем Преториусом (1571-1621). По его мнению, контрабасовые виолы целесообразно использовать для октавного удвоения басового голоса, исполняемого виолоне, так, что это будет напоминать орган.

Далее Преториус указывает, что в партиях контрабасовой виолы ключ Фа ставился не на четвертой, а на третьей линейке нотоносца, а нижние ноты писались октавой выше своего звучания. Таким образом, уже в начале XVII века складываются некоторые элементы современной нотации партии контрабаса.

У контрабасовой виолы было пять, реже шесть струн. Очевидно, большее распространение получили пятиструнные инструменты, имевшие, по словам Преториуса, такой строй:

Во Франции эти струны получили следующие названия: первая – chanterelle (поющая), вторая – secondo, третья – tierce, четвертая – quatre, пятая – bourdon (буквально – шмель).

Приведем таблицу размеров трех низких по тесситуре разновидностей семейства виол (наряду с контрабасовой виолой мы для сравнения даем и размеры современного контрабаса):

Непосредственным предшественником контрабаса явилась контрабасовая виола, примерно равная ему по размеру. Если у этого пятиструнного инструмента отбросить одну нижнюю струну, то получится строй четырехструнного контрабаса.

Очень важно сообщение Преториуса о том, что уже в его время стремились облегчить игру на контрабасовых виолах путем внесения различных механических приспособлений. Преториус рассказывает, что из-за большого размера этих инструментов тонкие струны редко выдерживали натяжение. Чтобы сократить длину тонких струн, один пражский музыкант заказал шестиструнную контрабасовую виолу, у которой подставка была поставлена не перпендикулярно струнам, а наискось. В результате струны от нижней к верхней делались постепенно короче (разница в длине крайних струн была равна примерно 30,5 см) и лады имели неодинаковую длину, что затрудняло работу пальцев. Поэтому внизу, почти в конце шейки, было сделано шесть клавиш, к которым прикреплялись толстые латунные проволоки, нажимавшие на нужный лад.

О подобном же механизме упоминает и другой исследователь XVII века – Марен Мерсенн. Описанный им механизм имел восемь клавиш, каждая из которых была отмечена буквой; «поэтому те, которые не читают музыку по нотам, отличают их по буквам»1, – писал он.

Несмотря на то, что в описании Преториуса и Мерсенна указано различное число клавиш, сущность этого приспособления одинакова. Тут мы видим зародыш механизма, который в наши дни применяется для того, чтобы диапазон низкой струны Ми расширить вплоть до до или даже си.

У контрабасовой виолы поворачивать колки пальцами или кулаком из-за сильного натяжения толстых струн было совершенно невозможно и потому для этой цели пользовались специальным рычагом. Конструкция этого рычага хорошо видна на изображении контрабасовой виолы, помещенном в книге Преториуса.

Из описания Преториуса мы узнаем, что уже в начале XVII века для этих больших инструментов придумали примитивные механические колки с зубчатыми колесиками. Наконец, примерно в середине XVII века, появилось еще одно важное изобретение: чтобы не делать низкие жильные струны чрезмерно толстыми, их стали обвивать медной проволокой, что значительно облегчило игру.

Поистине примечательно, что контрабасовые виолы долгое время сосуществовали наряду с инструментами скрипичного семейства. Это можно объяснить тем, что с появлением нового семейства смычковых инструментов – семейства скрипичного, проблема создания очень совершенного сопранового инструмента была сразу полностью разрешена, с басовым же голосом долгое время производились разные опыты, завершившиеся созданием виолончели классического типа (ее окончательные размеры и пропорции были установлены только в первом десятилетии XVIII века Антонио Страдивари). До этого основным басовым голосом скрипичной группы был так называемый «церковный бас» – инструмент типа виолончели очень большого размера, с низким, густым тембром. Несмотря на густоту своего тембра, церковный бас, как инструмент восьмифутовый, не мог полностью удовлетворить настоятельно назревавшую у многих композиторов потребность в октавном удвоении басового голоса. Эту роль могла выполнять только контрабасовая виола. Но в сочетании со скрипичным семейством виола была уже явно неорганична, прежде всего, потому, что, имея большее количество струн, значительно уступала в силе остальным инструментам, в частности виолончели. Таким образом, назрела потребность в новом, более звучном шестнадцатифутовом смычковом инструменте. Эта проблема была разрешена созданием контрабаса, имевшего подобно всем другим инструментам скрипичного семейства только четыре струны.

Контрабас современного типа появился в середине XVII века. Как остроумно заметил немецкий инструментовед Курт Закс, контрабас является «перебежчиком» из виольного семейства в скрипичное. Действительно, многие отличительные признаки виол сохранились и у контрабаса. Плоская задняя дека со скошенным верхом, пологие «плечи», мягкие, тупые углы – все это чисто виольные черты1. Однако наряду с этим были внесены существенные изменения в конструкцию шейки и грифа. Они стали уже, чем у виолоне, вследствие того, что инструмент вместо шести струн получил только три или четыре. Исчезли и лады, в чем также, несомненно, сказалось влияние инструментов скрипичного семейства. Резонансные отверстия в форме скобок заменились эфами скрипичного типа.

Честь изобретения четырехструнного контрабаса приписывается итальянскому инструментальному мастеру Микеле Тодини (1616-1690). В 1676 году Тодини издал в Риме небольшую книжку «Galleria armonica», в которой назвал себя «изобретателем большого виолоне, именуемого контрабасом». Есть сведения, что в том же году он ввел этот инструмент в римский оркестр и изготовлял отличные контрабасы. По-видимому, именно Тодини действительно первый внес существенные изменения в контрабасовую виолу: ликвидировал лады и установил четырехструнный строй, сохранившийся до наших дней.

Замечательные контрабасы изготавливались в Италии многими выдающимися скрипичными мастерами: Амати, Страдивари, Тесторе, Руджери, представителями семейств Гальяно, Гранчино, Гварнери и другими.

Существенную роль в развитии игры на контрабасе сыграло использование механических колков. Берлинский инструментальный мастер Карл Людвиг Бахман, чтобы облегчить настройку струн контрабаса, в 1778 году прикрепил к деревянному колку маленькое зубчатое колесо, приводившееся в движение винтом. Долгое время именно Бахман безоговорочно считался изобретателем механических колков. Однако в Тбилиси имеется итальянский контрабас с механическими колками, сделанными в том же 1778 году Карло Морелатти, мастером из Винченцо (Италия). Морелатти – современник Бахмана, и трудно определить, кто из них стал раньше делать такие колки. Более того, как мы упоминали, уже Преториус в начале XVII века описывал примерно такие же механические колки, употреблявшиеся для настройки контрабасовых виол.

Ряд источников указывает, что первое применение контрабаса в оркестре произошло в Италии. Самое раннее документальное свидетельство относится к 1699 году, когда композитор Д. Альдровандини включил контрабас в партитуру своей оперы «Цезарь Александрийский», написанной для театра Неаполя3. Вскоре после этого, около 1706 года, во Франции великий гамбист и крупный композитор Марен Маре использовал контрабасы в своей опере «Альциона».

Но эти первые попытки остались единичными. В оркестре эпохи музыкального барокко еще долго басовый голос исполнялся виолончелями, церковными басами или виолоне, для октавного же удвоения иногда включались контрабасовые виолы.

Отметим весьма примечательный факт. Слово «виолоне», первоначально (со второй половины XVI века) обозначавшее большую басовую виолу да гамба, затем (с последней четверти XVII века) отождествилось с новым инструментом – контрабасом. В Италии контрабас стал называться Violone, в Англии – Double bass, во Франции – Contrebasse, в Германии – der Kontrabass.

Таким образом, итальянский термин Violone в эпоху барокко в равной мере мог относиться к двум инструментам – большой басовой виоле да гамба и контрабасу. Неясность терминологии породила значительную путаницу в определении того, какой именно инструмент имел в виду композитор той эпохи, обозначая его как Violone.

Ответ может дать только внимательный анализ партий этих инструментов. Изучая произведения крупнейших композиторов конца XVII – первой половины XVIII века, можно вывести определенное заключение, что инструмент, называвшийся ими «виолоне», как правило, был не шестнадцатифутовым, а восьмифутовым. Так, в одной из своих партитур Д. Букстехуде (ок. 1637-1707) указывает возможную замену инструментов: «виолоне или фагот». Нередко встречается другая комбинация – «виолоне или виола да гамба». В сонатах А. Корелли (1653-1713) указано в сопровождении: «Violone e(o) cembalo». Известно, что эта партия часто исполнялась на виолончели другом Корелли, известным виолончелистом Францисчелло.

В таких случаях несомненно, что восьмифутовый, то есть звучащий в октаве своей нотации, инструмент всегда заменялся аналогичным по тесситуре.

В Сонате для виолы да гамба и виолоне с клавесином Букстехуде исполнение партии виолоне октавой ниже написания нарушает строго размеренное полифоническое развитие музыки, образует резкий отрыв одного голоса от другого. Примечательно, что партия виолоне изложена в довольно высоком регистре (в том же, что и партия виолы да гамба):

Особые неясности возникают при изучении партитур И.С. Баха, в которых он предусматривает участие виолоне. Из музыки видно, что употреблявшийся, например, в «Бранденбургских концертах» басовый инструмент, обозначенный как виолоне, имел нижнюю струну Ля контроктавы. Примечательно, что в партитуре Шестого «Бранденбургского концерта» Бах неоднократно пишет си-бемоль контроктавы:

Если считать виолоне Баха инструментом, играющим октавой ниже написания его партии, то си-бемоль субконтроктавы не могло быть исполнено ни на одном из известных нам смычковых инструментов. Кроме того, при исполнении этой партии на шестнадцатифутовом (звучащем октавой ниже нотации) инструменте, например на современном контрабасе, образуется необычное голосоведение с последовательно звучащими скрытыми октавами в басовых голосах (партия виолоне и виолончели). Наконец, во второй части Концерта можно наблюдать нехарактерное для Баха разделение басовых голосов (исполняющих одинаковые по музыке партии) на две октавы. Это касается и финала, где две гамбы исполняют одну фразу в унисон, после чего та же фраза звучит у басов в октаву (что вполне возможно), в других же местах в две октавы (что совершенно невероятно).

Все это наводит на мысль, что, так же как и у многих других композиторов той поры, под виолоне в Шестом «Бранденбургском концерте» подразумевалась большая басовая виола да гамба, звучавшая в той же октаве, в которой нотирована ее партия. Тембр басовой гамбы был таким низким и густым, что даже при исполнении музыки в унисон с теноровой гамбой или виолончелью общее звучание значительно сгущалось, уплотнялось.

Интересно, что в Первом из «Бранденбургских концертов» Бах указывает «Violone grosso», а в партитурах пяти остальных пишет «Violone» или «Violono». To же обозначение внесено в партитуру кантаты «Was mir behagt». Можно полагать, что в оркестре Баха только Violone grosso был контрабасовым инструментом и играл октавой ниже виолончелей. Это предположение подтверждается анализом фактуры оркестровых произведений Баха.

Примечательно, что в оркестре А. Вивальди в венецианской женской консерватории имелись не контрабасы, а две контрабасовые виолы (об этом можно судить по картине неизвестного венецианского художника, изображающей музыкантов этого оркестра). Столь же долго держались эти виолы в другом венецианском оркестре Conservatorio dei Mendicanti. По-видимому, не было контрабаса в оркестре выдающегося венецианского композитора Т. Альбинони, а также у А. Корелли в Риме. Как мы уже говорили выше, вряд ли контрабас имелся и в оркестре Баха.

Лишь с 50-х годов XVIII века слово Violone начинает обозначать только контрабас. С этого же времени контрабас окончательно вытесняет контрабасовую виолу и становится обязательным участником большинства оркестров Европы. Однако количество контрабасов в оркестре, как правило, не превышало четырех. Только в оркестре Неаполя, по свидетельству английского путешественника Чарлза Б.рни, имелось пять контрабасов1. В оркестре «Духовных концертов» Парижа (1751) было два контрабаса, а в Большой опере играл только один четырехструнный контрабас, и то лишь в особо важных спектаклях. Еще два контрабаса включили в этот оркестр лишь двадцатью годами позже, при К.В. Глюке.

Со второй половины XVIII века контрабас становится и сольным инструментом. Именно в это время появляется несколько выдающихся солистов-контрабасистов. Звучание четырехструнного контрабаса казалось им недостаточным для сольной игры в больших помещениях, поэтому получает широкое распространение новый тип контрабаса – трехструнный. При сольной игре очень низкие звуки не использовались, а общая сила звучания инструмента с тремя струнами значительно возрастала.

Во Франции трехструнный контрабас строился по квинтам (строй виолончели без нижнего До). Такая настройка удерживалась очень долго. В Италии и Испании сохранился квартовый строй (строй четырехструнного контрабаса без нижней струны Ми).

Наибольшее распространение для трехструнного контрабаса в XIX веке получил именно этот, квартовый, вариант строя. Казалось бы, для контрабаса с его громадной мензурой самым естественным был бы строй терцовый, но тогда значительно сужался бы диапазон инструмента. Тем не менее, и такой вариант строя одно время применялся для пятиструнных контрабасов.

Весьма своеобразный опыт создания совершенно новой разновидности контрабаса был проделан в 1850 году знаменитым французским скрипичным мастером Ж.Б. Вильомом. Он изготовил гигантский контрабас высотой в четыре метра и назвал его «октобас».

Во время игры исполнитель становился на скамейку, но даже в этом случае дотянуться пальцами до грифа было невозможно. Поэтому в верхней части корпуса (над правой обечайкой) прикреплялись семь рычагов, с помощью которых исполнитель приводил в движение механические «пальцы», прижимавшие струны к грифу. Несмотря на отличное звучание, этот гигантский инструмент, естественно, не получил никакого применения в оркестре.

Чешские музыканты продолжают настойчиво и весьма успешно культивировать игру на четырехструнном контрабасе. В 1828 году В. Гаузе опубликовал «Школу», в которой впервые были изложены тщательно продуманные аппликатурные принципы игры на четырехструнном контрабасе и предложена постановка правой руки в связи с применением смычка с высокой колодкой. Новая постановка отчасти использовала принцип Драгонетти, но в целом ее можно считать совершенно оригинальной. Не случайно этот тип смычка и постановки так широко распространился во многих странах и бытует до сего времени.

В 1844 году Гаузе описал приемы игры на изобретенном им новом инструменте, так называемом «басе-баритоне». Это – небольшой по размерам контрабас с таким строем:

Бас-баритон, по замыслу Гаузе, предназначался специально для сольной игры, однако никакого распространения этот инструмент не получил.

Зато обычный четырехструнный контрабас завоевывает признание и во Франции, где обучение на нем начинается с 1832 года в Парижской консерватории. Проходит еще три десятилетия, и четырехструнный контрабас, наконец, утверждается в Миланской, а затем в Петербургской и Московской консерваториях. Отметим, что в музыкальных учебных заведениях Англии и Испании преподавание на четырехструнном контрабасе было введено лишь в конце 70-х годов прошлого столетия!

Рассматривая историю контрабаса, нельзя не остановиться еще на одной существенной реформе – введении так называемого «сольного» строя. Для большей четкости и яркости звучания контрабас настраивается на тон выше обычного строя, но нотация его партии выписывается как для инструмента с натуральным строем. Таким образом, все ноты звучат на тон выше своего написания. Соответственно аккомпанемент пишется на тон выше нотации партии контрабаса.

Едва ли не впервые сущность сольного строя обосновал Ф. Симандл в своем сборнике пьес «Высшая школа игры на контрабасе»: «Контрабасы нормальных размеров, настроенные в квартах, звучат в сольной игре красивее и яснее, если их перестраивают на тон выше. В предлагаемых сочинениях контрабас перестраивается в такой более высокий строй:

При этом ноты партии контрабаса звучат на тон выше, чем они написаны». Ф. Варнеке, опираясь на свидетельство многих лиц, близко знавших Дж. Боттезини, пишет: «Как известно, Боттезини пользовался трехструнным контрабасом, который он настраивал на целый тон выше, чтобы получить более ясный тембр».

Заканчивая обзор истории контрабаса, вкратце коснемся его дальнейших частичных видоизменений. Развитие оркестровой музыки выдвинуло к концу XIX века еще одну важную проблему: диапазон контрабаса в его «нижней» части стал восприниматься как явно недостаточный. Это в равной мере ощущалось лучшими дирижерами Европы, как при исполнении старинной музыки, так и музыки нового времени. Когда удвоение басового голоса виолончелей контрабасами стало общепринятым, то сразу ощутилась неполноценность возможностей контрабаса из-за отсутствия у него четырех нижних звуков, имеющихся у виолончели (ми-бемоль, ре, ре-бемоль, до). Насильственная переброска партии контрабаса на октаву вверх иногда из-за одной отсутствующей у него ноты явно искажала музыку. Возник ряд предложений, которые мы и рассмотрим здесь.

Первое из них было внесено в конце XIX века чешским контрабасистом Г. Лаской – понизить в случае необходимости строй нижней струны Ми. Иногда такой способ применяется и в настоящее время, главным образом контрабасистами, играющими в камерных оркестрах, но считать его естественным выходом из положения, конечно, нельзя. Позже было предложено ввести пятиструнные контрабасы, хотя добавление До контроктавы, перегружая корпус инструмента, отрицательно сказывается на его звучании. Только немногие, очень большие контрабасы дают с пятью струнами достаточно хорошее звучание. Кроме того, пятая струна требует расширения подставки и грифа, что значительно усложняет игру на инструменте.

Поиски наиболее рационального решения этой проблемы привели к тому же принципу, который применялся уже в XVII веке, то есть к использованию клавишного механизма, дающего возможность понижать звучание струны Ми с помощью специальных механических «пальцев».

В отличие от механизма XVII века клавиши этого приспособления помещаются не внизу грифа, а в его верхней части, у головки инструмента3. Недостатком этого способа является то, что он не дает возможности подобрать правильную толщину струны. Удлинение обычной струны Ми приводит к тому, что для звука до она оказывается слишком тонкой; если же подобрать правильную толщину для звука до, струна при ее укорачивании будет слишком толстой для звука ми. Тем не менее, эта механика получила в настоящее время широкое распространение в большинстве оркестров Европы и, особенно, Америки.

Для следующей подгруппы оставить обычный строй, для самой высокой взять строй «баса-баритона», инструмента, предложенного более ста лет назад в качестве сольного контрабаса В. Гаузе. По мнению Варнеке, такое разделение группы контрабасов совместило бы требования композиторов к расширению диапазона контрабаса и в низкой и в высокой его части без нарушения качества звучания. Подчеркивая, что звук инструмента выигрывает от разгрузки деки, Варнеке даже предлагает инструменты самой низкой подгруппы делать трехструнными:

Трудно возразить против целесообразности предложения Варнеке, но такое деление контрабасов на несколько подгрупп потребовало бы переделки всех оркестровых контрабасовых партий.

В последнее время контрабасы стали оснащаться металлическими струнами, специально подобранными по толщине для сольной и оркестровой игры, что внесло некоторые изменения в приемы игры и звукоизвлечения на этом инструменте.

Контрабасовый инструментарий достиг значительного совершенства, но можно предположить, что его эволюция еще не закончилась. Наличие в оркестре двух типов контрабаса (четырех- и пятиструнные), отсутствие единого строя пятиструнных инструментов (нижняя струна До или Си), сосуществование двух строев (натурального и транспонирующего) и двух типов смычка (с высокой и низкой колодкой) – все это указывает на то, что процесс развития контрабаса еще не получил окончательного завершения.

Какой симфонический оркестр обходится без такой значимой музыкальной фигуры, как контрабас ? Этот струнный смычковый музыкальный инструмент, обладающий глуховатым, но глубоким тембром украшает своим звучанием камерные ансамбли и даже джаз. Некоторые умудряются заменить им бас-гитару. С каких времён чудесный контрабас завораживает и очаровывает публику по всему свету, представляя собой сразу все языки мира, и, не нуждаясь в переводчике?

Контрабасовая виола.
Наверное, контрабас единственный в мире музыкальный инструмент, у которого история создания и внедрения его в массовую культуру пестрит такими пробелами. Первые упоминания об этом струнном инструменте относятся к эпохе Возрождения.

Прародителем контрабаса считаются виолы, к чьему семейству причисляют контрабас и, по сей день. Контрабасовую виолу впервые изобразил на своей картине «Брак в Кане» венецианский живописец Паоло Веронезе ещё в 1563 году. Эту дату и считают отправной точкой для отсчёта истории контрабаса.

В XVII веке контрабасовые виолы были впервые включены в оркестр для оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» и упомянуты в количестве двух штук в партитуре. В то время было сделано и качественное описание самого инструмента Михаэлем Преториусом, тогда же и выяснилось, что у контрабасовой виолы было 5-6 струн.

Становление контрабаса самостоятельным музыкальным инструментом.
Контрабас в своем современном виде появился в середине XVII века. Его изобретателем стал итальянский мастер Микеле Тодини. Сам он считал, что создал большую виолоне, но назвал ее — контрабас. Нововведением стал четырёхструнный строй. Так контрабас и стал «перебежчиком» из одного семейства – виол в другое – скрипок, по мнению немецкого инструментоведа Курта Закса.

Документально подтверждено первое внедрение контрабаса в оркестр произошло в Италии. Сделано это было в 1699 году композитором Д. Альдровандини в опере «Цезарь Александрийский» на премьере в театре Неаполя.

Самое интересное, это постепенное сращивание двух понятий — «виолоне» с «контрабасом». По этой причине в Италии контрабас носил название «Violone», в Англии — Double bass, в Германии – der Kontrabass, а во Франции – Contrebasse. Только в 50-х годах XVIII века виолоне наконец стало контрабасом. Примерно в то же самое время европейские оркестры стали отдавать предпочтение контрабасу. В XVIII веке он «дорос» до сольных выступлений, но с тремя струнами на инструменте.

В XIX веке развивать данное музыкальное направление продолжили Джованни Боттзини и Франц Зимандль. А уже в XX веке нашлись их продолжатели в лице Адольфа Мишека и Сергея Кусевицкого.

Два века постоянной борьбы за существование привели к созданию гениального музыкального инструмента, способного соперничать с мощным органом. Стараниями великих музыкантов в настоящее время миллионы людей с нескрываемым удовольствием следят за ловкими движениями рук маэстро по струнам.

Музыкальный инструмент: Контрабас

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. Наверняка многие могут припомнить джазовый ансамбль, где контрабасист ловко исполняет свое ритмичное соло, используя прием пиццикато.

Историю контрабаса и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук контрабаса

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому. Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом.

Диапазон контрабаса не превышает четырех октав и зависит от мастерства исполнителя, и его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.


Контрабас – транспонирующий инструмент, нотный текст для которого записывается в разных ключах, но в основном в басовом - для удобства чтения и во избежание чрезмерных добавочных линий. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи, и это единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, как все инструменты скрипичного семейства, а по квартам: E, A, D, G. Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, для этого достаточно послушать как звучат на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «24-й каприс» Н. Паганини .

Фото:





Интересные факты о контрабасе

  • Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре .
  • Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.
  • В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись? музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.

  • В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.
  • Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.
  • В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.
  • Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.


  • Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.
  • В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.
  • Названия этого инструмента на разных языках: итальянский – Contrabasso; французский – Contrebasse, английский - Double Bass, немецкий- Kontrabass.
  • 10. 03. 2011 года в Сеуле (Южная Корея) состоялся концерт в котором участвовали 90 контрабасистов. Среди произведений была исполнена симфония А. Дворжака №9 «Из Нового Света». Все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах. Концерт прошел под руководством корейской ассоциации контрабасистов.
  • Некоторые производители изготавливают инструменты специально для гастролирующих музыкантов. Контрабас имеет небольшой по размеру корпус, а также съемный гриф. Такой инструмент не теряет звуковых качеств и очень удобен при транспортировке.
  • На сегодняшний день стоимость контрабаса, сделанного из качественного выдержанного материала, составляет примерно 24000 долларов.


В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы: виолы да гамба , скрипки , буссето, гитары и грушевидная форма.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.

Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений.

Размер контрабаса варьируется от самого большого, высотой 1,8 метра, до самого маленького - чуть больше виолончели. Высота контрабаса может незначительно изменяться при помощи шпиля, на который он опирается.

В 20-30-х годах прошлого столетия были сконструированы первые электроконтрабасы, которые имеют облегченный вес и легки в транспортировке. Сама идея была не нова: уже в прошлые века некоторые мастера в качестве эксперимента делали «немые» контрабасы, корпус которых был плоским. С появлением электронного воспроизведения звука, у производителей появились новые возможности, но потребовалось много времени, чтобы мастера довели качество инструмента до совершенства.

Применение и репертуар контрабаса

Контрабас является обязательным участником симфонического и камерного оркестров. Этот инструмент был создан специально для того, чтобы удвоить в оркестре басовую партию, исполняемую виолончелями и создавать четкий гармонический фундамент, звуковую насыщенность и ритмическую основу для группы струнных инструментов.

Поначалу, в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.


Контрабас также нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз , блюз, рок-н-ролл , рокабилли, сайкобилли, традиционной музыки кантри, блюграсс, танго и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом биг-бенде, где малый состав исполнителей, этому инструменту предоставлены очень большие возможности сольного исполнения, например, при построении красивых гармонических басовых ходов.

Появление таких современных новых стилей, как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей, так как контрабасисты любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

Контрабас вышел на сцену в качестве солирующего инструмента в конце 18 века. Первым исполнителем, который раскрыл богатые виртуозно-выразительные и певучие возможности контрабаса, был легендарный Д. Драгонетти – контрабасист и композитор. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, и в 20-м веке А.Мишек, С. Кусевицкий, Р.Браун, Э.Мэйер, Н. Горбунов, А.Коэн, В. Волков, Е. Колосов, Ч. Мингус, Л. Раков многие другие.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

Популярные произведения :

С. Кусевитский - концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор (слушать)

Д. Драгонетти - концерт для контрабаса с оркестром ля мажор (слушать)

Приемы игры

Из-за большого корпуса и несколько неудобного расположения смычка, игра на контрабасе требует значительных усилий. Играют на нем стоя, либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой.

Как и у других членов скрипичного семейства на контрабасе играют либо смычком, либо пиццикато (щипком струны). В оркестровом репертуаре или, например, в музыке танго применяется как смычок, так и прием пиццикато, а вот в джазе, блюзе и рокабилли – только пиццикато, причем очень виртуозное.

При игре на контрабасе применяются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле, тремоло, спиккато, рикошет и другие.

История

История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола.

В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы.

Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе.

Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках.

В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы: что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам.

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В. Бетховена , техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот.

Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения.