Открытие памятника калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

Памятник Михаилу Калашникову был открыт 19 сентября 2017 года в сквере на пересечении Оружейного переулка с Долгоруковской улицей на , прямо перед громадой небоскрёба .

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 - 2013) - советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, вошедший в историю как создатель автомата Калашникова (АК) - самого распространённого стрелкового оружия в мире. Будущий оружейник вырос в многодетной крестьянской семье в Томской области и с детства интересовался техникой. В 1938 году Калашникова призвали в Красную армию, и там он впервые смог применить свой талант на практике, разработав инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки и счётчик моторесурса танка. В годы войны он разрабатывает сначала пистолет-пулемёт, затем самозарядный карабин и в итоге - автомат, который принимают на вооружение в 1947 году. Впоследствии автомат Калашникова неоднократно модифицировался и стал популярным оружием во многих странах мира.

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает оружейника в полный рост. Калашников одет в самую прозаичную в мире одежду - штаны со стрелками, ботинки и простую куртку - и держит в руках автомат собственной разработки, задумчиво глядя мимо него куда-то вдаль. Фигура с автоматом водружена на высокий гранитный постамент, на котором выгравированы слова: "Михаил Калашников. Герой Российской Федерации. Дважды Герой Социалистического Труда". Общая высота монумента составляет 9 метров (5 метров - сама скульптура, 4 метра - постамент).

Позади памятника установлена стела, выполненная в виде земного шара, на котором размещены рельефные изображения автоматов и пулемёта Калашникова на фоне композиции из чертежей и рабочих инструментов. По центру плиты выгравирована цитата - "Я создавал оружие для защиты своего Отечества" - и подпись Михаила Калашникова. Композицию дополняет скульптурное изображение Архангела Михаила, пронзающего копьём дракона, но вместо наконечника копья - дуло автомата. Символически такое решение призвано отражать тему вечной борьбы добра и зла, где автомат Калашникова представлен как оружие добра, которое используется по всему миру.

Монумент установлен по инициативе Российского военно-исторического общества при поддержке Мосгордумы и Госкорпорации "Ростех".

Критика

Памятник Михаилу Калашникову - одна из тех скульптур, которую начали критиковать ещё до момента открытия. Когда проект памятника был представлен публике, у многих вызвал недоумение его милитаристский вид, некоторые были обескуражены размером памятника человеку, изобретение которого стало едва ли не самым смертоносным оружием в мире. В целом, горожане отнеслись к идее установки фигуры человека с автоматом в центре Москвы со скепсисом.

Саму фигуру Калашникова при этом сравнивают со статуей "братка" из 90-х.

Сомнения в уместности памятника высказали и некоторые публичные люди; в частности, по мнению музыканта Андрея Макаревича, скульптура вышла "бездарной и уродливой", а в советские времена "этот истукан не прошёл бы худсовет".

Салават Щербаков в ответ на критику отметил, что многим памятник нравится.

Так или иначе, памятнику суждено стать одним из самых известных монументов Москвы: если его художественные качества можно подвергнуть сомнению, то скандальная слава определённо точно останется с ним навсегда.

Памятник Михаилу Калашникову находится на пересечении Оружейного переулка (Садовой-Каретной улицы) с Долгоруковской улицей. Добраться до него можно пешком от станций метро "Маяковская" Замоскворецкой линии, "Новослободская" Кольцевой и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской.

Памятник оружейному конструктору Михаилу Калашникову. Фотографии с церемонии — в репортаже РБК.

Общая высота скульптурной композиции составляет 9,8 м: на 4-метровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47.

У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

Автором памятника стал скульптор Салават Щербаков (на фото), который в числе прочего создал памятник князю Владимиру, установленный на Боровицкой площади возле Кремля. После прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы​ памятник Калашникову стал восьмым монументом работы Щербакова, установленным в столице

На сторонах постамента изображены модели оружия, созданные под руководством Калашникова, его чертежи и инструменты, а также воспроизведена его фраза: «Я создавал орудие для защиты своего Отечества».

Автор памятника назвал Калашникова образцом подвижнического служения своему делу. «Он — очень русский по характеру человек. Это такой человек из народа, как Платон Каратаев в толстовском романе «Война и мир». Очень скромный. Или — герой Лескова Левша — человек-гений, с большим интеллектом, верный своей Родине», — сказал Щербаков.

На фото: главный строитель монументов во времена Юрия Лужкова пришел поздравить молодого коллегу — президент Российской академии художеств (Зураб Церетели и скульптор Салават Щербаков (слева направо)

Инициатором установки памятника выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Его председатель, министр культуры Владимир Мединский представил проект памятника президенту Владимиру Путину в ​2016 году, во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске. В октябре того же года глава государства подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения Калашникова, намеченного на 2019 год.

Памятник был установлен при поддержке Мосгордумы и «Ростеха». Генеральный директор корпорации Сергей Чемезов (на фото), выступая на церемонии открытия, сказал, что прожитая Калашниковым жизнь — это пример беззаветно преданного отношения к своему делу и своей родине. «Это тот пример, которому должно следовать наше молодое поколение граждан России», — сказал он.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов рассказал, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — сообщил Кононов.

«Это очень необычный памятник. Михаил Калашников — это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант — это все то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — настоящий, можно сказать, культурный бренд России», — заявил на открытии памятника министр культуры Владимир Мединский.

У памятника нашлись и критики. Например, музыкант Андрей Макаревич в своем Facebook

Этот новый городской монумент стоит признать выдающимся за то, чем он не является. Это не памятник скромному человеку, который создал простое, дешевое и надежное оружие, сыгравшее ключевую роль в борьбе оппозиций со всевозможными режимами и ставшее символом повстанческого движения во всем мире, - революционеры помещают автомат Калашникова на свои гербы и флаги. Статуя также не является попыткой увековечить самый знаменитый русский бренд или отразить терзания Михаила Тимофеевича, который понимал, какое количество страдания принесло его имя на эту планету.

Бессмысленно задавать вопросы по поводу мотивов авторов памятника и тех, кто принял решение разместить его в Оружейном переулке (это глава «Ростеха» Сергей Чемезов и министр культуры Владимир Мединский). Например, почему крылатый архангел Михаил на крылатом же коне изображен как святой Георгий с копьем ? И какая тут связь с Ижевском? И почему там рядом навалена уйма штурмовых винтовок на манер похоронных букетов? Или почему скульптор Салават Щербаков изобразил Калашникова больше похожим на коммандо, чем на инженера-оружейника? Пускай это разбирают религиоведы и психоаналитики, потому что логичнее всего интерпретировать памятник как проявление всех комплексов российской власти.

Вместе с бесчисленным множеством скульптур и , испортившим виды на город за последние несколько лет, - от , памятника и гиперреалистичных статуй в Александровском саду до типовых граффити с древнерусскими богатырями - эта волна монументальной пропаганды не несет с собой какую-то особую идеологию или эстетику. Сегодняшней российской номенклатуре удается создавать поразительно незапоминающиеся вещи, и в деле подъема патриотических чувств у этих произведений не больше шансов заразить сердца любовью к родине, чем у протокольной речи какого-нибудь провинциального губернатора на 9 Мая.

Поразительно другое: то, что городская администрация одной рукой перерезает ленточку на открытии передового , а второй - насаждает в городе пещерный патриотизм. Однако, возможно, «Зарядье» и Калашников не такие уж разные явления. Да, парк, обошедшийся в 14 миллиардов, на который, как выяснилось, придется потратить еще 10, выглядит симпатичнее, чем мужик с автоматом. Но появился он в Москве таким же волшебным образом, как и Калашников, и ему также не хватает убедительности.

Кто знает, может быть, я не прав и памятник Калашникову состарится так же естественно, как церетелиевский Петр, которому уже 20 лет. Я, кстати, не всегда симпатизировал стометровому Петру. Наша первая встреча с ним произошла во время лужковских празднований . Я был тогда бедным иностранным студентом, и за несколько часов до этого меня выпустили из обезьянника - а посадили туда за то, что я не носил с собой паспорт. Но я полюбил Петра как символ времени, когда Москва была столицей другой цивилизации. Грубой, злой, жестокой, не задававшейся вопросами вкуса, исторической преемственности да и здравого смысла тоже.

Вместе с введением платной парковки, Армагеддоном палаток и битвой с шаурмой мэр Собянин методично разрушает наследие 1990-х. Времени, когда Москва была помешана на сексе и казалась самым свободным городом на планете. Сейчас колосс Церетели в семейных трусах служит напоминанием об эпохе русского максимализма на контрасте с постиндустриальным гламуром «Красного Октября», хипстерским уютом «Музеона» и советским шиком парка Горького. Он выглядит как воинственная антитеза современности и грозит кулачищем тем, кто пытается превратить Россию в еще одну былую империю, прикрывающую свой упадок страничками меню с фермерской курицей и крафтовым пивом.

Может, через 20 лет Калашников тоже станет напоминанием о времени, когда воинственный монументализм прокатился волной по Москве, врезавшись в программу по расширению тротуаров и облагораживанию площадей. А может, городу придется молча жить с этими статуями, как штаты американского Юга жили с памятниками расистам, которые прикрывали патриотизмом свое стремление разрушить страну. США понадобилась сотня лет, чтобы разобраться в истинном положении, и я боюсь, что новый Калашников может оказаться таким же долговечным, как и изобретенный им автомат.

Собой металлическую фигуру оружейника, держащего в руках АК-47. Автором скульптуры стал Салават Щербаков (автор монумента князю Владимиру Великому рядом с Кремлем). На сайте РВИО сообщается, что организация выступает с предложением назвать этот сквер именем Калашникова.

Видео: Константин Ив / YouTube

Во время церемонии открытия памятника полиция , сообщил корреспондент РБК.

Задержанный Андрей Киселев стоял с плакатом «Конструктор оружия = смерти конструктор» — надпись на плакате можно увидеть на трансляции Life (примерно 18.29). Киселева доставили в МВД «для беседы», как пояснили ему сотрудники полиции. Он рассказал полиции, что считает себя антимилитаристом и выступает против пропаганды «военной мощи в России». «После первого задержания меня отпустили через полчаса, предложили откатать пальчики — я отказался, отказался и подписывать какие бы ни было документы», — сообщил Киселев в разговоре с РБК.

Однако после этого активист решил вернуться к памятнику, где его . По его словам, в этот раз плакат он не стал разворачивать, а оставил в плакате и решил пообщаться со знакомыми, когда его «скрутили» и «попытались затащить в достаточно грубой форме в машину», и в конечном итоге доставили в ОВД Тверской. «Говорят, что мне будут «шить» статью 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции)», — рассказал он РБК.

В пресс-службе ГУ МВД России по Москве РБК заявили, что информация о задержании мужчины на открытии памятника Калашникову «в пресс-службу пока не поступала».


Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов на пресс-конференции, посвященной открытию памятника, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — рассказал тогда Кононов.

Сам Щербаков отмечал, что многие не понимают, почему памятник Калашникову таких «скромных» размеров. «Калашников — человек из народа, вроде Платона Каратаева. Не хотелось делать пафосный монумент скромному человеку», — пояснил тогда скульптор.

Разработчик системы автоматического стрелкового оружия Калашников умер в Ижевске в 2013 году. Конструктора похоронили 27 декабря на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах, где установили памятник. Памятники ему есть также на оружейном заводе в Ижевске, в студенческом городке Ижевского государственного технического университета им. Калашникова и на российской военной базе в Армении.