Лингвистический анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка. Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».

Тематика

Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

Произведение написано четырехстопным ямбом (размер, при котором на каждый четный слог ставится ударение) с пиррихиями (пропуск ударения при чтении вслух, для достижения легкости и мелодичности), катренами (законченными по смыслу отдельными строфами), рифма перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее), с клаузулами (слогов, идущих за ударными). Жанр «Незнакомки» — рассказ в стихотворной форме.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Образ лирического героя

Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анна БРЮХАНОВА

Готовимся к сочинению

От мечты - к реальности?

О стихотворении А.Блока «Незнакомка»

1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание "бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.Волошин и многие другие поэты.

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о "Мировой душе", о "сродстве душ", обречённых на вечные поиски друг друга, о "вечной женственности" как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения ("иль это только снится мне?"), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: "вижу берег очарованный и очарованную даль"; анаколуф: "перья страуса склонённые".

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:

пьяницы с глазами кроликов.

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

и каждый вечер.

Звукопись:

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:

золотится крендель булочной.

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родил ось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino
veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Какова композиция стихотворения? Что является содержанием стихотворения в 1-й части?

Какие художественные приёмы использует поэт для создания картины реального мира? Как воспринимает этот мир лирический герой? В чём сложность его восприятия? В чём Блок видит выход из бессмысленности существования? Кто такая Незнакомка? Каковы средства создания её образа? Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д. Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и огпушён»). С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой грустью.

По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.

Сюжет

Итак, место действия – некий , в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно этому серому миру, она чужая в нем.

Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.

Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как , как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ

Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно