Просмотр полной версии. Инструментальная баллада Шопен баллада 1 история создания

Инструментальная баллада

Шопен. Баллада № 1

Шопен беседует с тобою
В часы раздумья и унынья,
В часы тревоги, немоты,
Растерянности и покоя…

(Л. Озеров)

Может быть, кто-то из вас вспомнил балладу о Робин Гуде, кто-то - баллады Жуковского, Пушкина. Но ведь главное в балладе - это рассказ о каких-то событиях - исторических или просто выдуманных, сказочных. И рассказ этот обычно ведётся подробно и обстоятельно, как в былине или в летописи, только, пожалуй, более взволнованно, более романтично, и сюжет более захватывающий. Может быть, некоторые сейчас вспомнили, что слышали ещё и баллады-песни, например, «Лесной царь» Шуберта, на текст великого немецкого поэта Гёте. Или «Ночной смотр» Глинки. Помните, как начинается баллада «Лесной царь»?

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой...

С самого начала баллады, с первого её тревожного вопроса вы чувствуете напряжённый ритм скачки, волнение и почти страх. Об этом же рассказывает и музыка Шуберта - порывистая, смятенная мелодия и ритмически чёткий аккомпанемент - тревожная скачка.

Но эту музыкальную балладу о страшном лесном царе и его прекрасных дочерях, которые чудятся в бреду больному, умирающему ребёнку, рассказывает словами певец.

А сейчас вам предлагают послушать балладу Шопена, но на сцене только пианист за роялем и больше никого нет. Кто же будет петь? Кто будет рассказывать балладу? Только рояль.

Существует предположение, что на создание этой баллады Шопена вдохновила поэма польского поэта Адама Мицкевича «Конрад Валленрод», в которой рассказывается о борьбе литовского на рода против тевтонов и о литовском герое, по имени которого названа поэма. Но это только предположение, и это всё, что я могу вам рассказать помимо музыки. А теперь слушайте.

Медленно и почти спокойно начинается вступление к балладе. И всё же в неторопливом и ровном движении музыки чувствуется особая поэтическая приподнятость, словно кто-то выразительно читает красивые, возвышенные стихи. Такие вступления встречаются часто и в балладах литературных.

Аккорд, взятый, словно на арфе,- ноты, составляющие аккорд, звучат не одновременно, а как бы переливаются одна в другую - и вы чувствуете, что вступление кончилось.

Появляется тихая и немного грустная мелодия. Грустной она кажется нам ещё и потому, что в ней слышатся как бы лёгкие вздохи. Пульсирующий ритм таких же тихих аккордов создаёт ощущение неясного беспокойства, тревоги... Это как воспоминания о чем-то хорошем, но далёком, позабытом. И волнуют эти неясные воспоминания, и чем-то радуют. И грустно, что это хорошее давно ушло, оставив в памяти только зыбкий, ускользающий след.

Мелодию-воспоминание сменила другая - нежная и грациозная. Пожалуй, она похожа на красивый, лирический вальс... впрочем, нет, это даже не вальс, а скорее мазурка, но только мелодия более напевная и одухотворённая, чем просто танец.

Отзвучала пленительная музыка, и мы снова слышим знакомую тему начала. Только теперь она звучит совсем иначе, словно музыка рассказывает нам о чём-то очень тревожном; и этот рассказ продолжает вторая музыкальная тема. Она тоже изменилась - теперь её не сразу узнаешь. В мощных героически-звучных аккордах слышится радость победы.

Начинается лёгкий и прозрачный вальс - но сразу же музыка вновь становится напряжённой и драматичной - возвращается первая тема, которая гонит прочь счастье и радость. Стремительный бег пассажей... и в ответ мрачные аккорды в басу. В этом пламенном и бурном вихре промелькнули интонации первой темы, но настоящий шквал музыки обрушивается на нас; в нём уже не слышно ни первой, тревожной, ни победной, светлой, второй музыкальных тем. Баллада окончена.

Конечно, невозможно, прослушав эту музыку, подробно рассказать, о чём она, какие именно события происходят в этой балладе. И всё же, слушая её, вы чувствуете - да, это баллада, романтическая повесть о каких-то событиях и о людях, мужественных и нежных, благородных и бесстрашных. Мы не знаем, кто эти люди, но понимаем их чувства, грустим и радуемся вместе с ними, волнуемся за них. И красота этой музыки трогает нас не меньше, чем самая замечательная поэзия.

Вопросы:

  1. Какую мысль композитор передаёт во вступлении в Балладе № 1?
  2. Из каких интонаций вступления вырастает главная тема Баллады? Что она напоминает: неторопливую речь человека, ритм вальса?.. Какое название можно дать главной теме Баллады № 1?
  3. Как звучит вторая тема Баллады? Что отличает средний её раздел?
  4. Сравни Балладу Шопена с его Этюдом № 12 и Прелюдией № 24. Что роднит эти произведения?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Баллада «Лесной царь»
Шопен. Баллада № 1 Соль минор, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Название «баллада» пришло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В дословном переводе это «пляска». Как поэтический жанр баллада возникла еще в средние века и сначала была хороводной плясовой песней. Но со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение эпико-повествовательного склада, насыщенное драматическими эпизодами, с неожиданной роковой развязкой. Наиболее характерные образы баллад - сказочные и легендарные, таинственные и фантастические, переплетающиеся с реальностью (Гете «Лесной царь», баллады Жуковского).

В XIX веке балладная поэзия переживала бурное возрождение. Этот жанр был необычайно распространен в романтической поэзии (в Англии к нему часто обращались поэты-лейкисты Кольридж, Саути, Вордсворт; в Германии - Гейне, в России Жуковский, в Польше Немцевич, Мицкевич). В обращении к балладе отразился интерес романтиков к историческому прошлому, к народному творчеству, фантастике.

В музыке баллада появилась сначала как жанр вокальный. Его основоположником по праву считается Шуберт. Шопен же явился создателем фортепианной баллады. Романтическое содержание, драматизм коллизий (острые ситуации, разительные контрасты, трагические развязки), лирическая насыщенность (субъективно-эмоциональная окраска событий, идущая от «рассказчика») и жанровая многоплановость (лирика, эпос, драма, фантастика, картинная изобразительность) — все эти черты баллады не могли не привлечь композитора. Чутьем истинного драматурга он угадал скрытые возможности этого жанра в инструментальной области. Его интерес к балладному жанру вполне закономерен:

1. В польской литературе XIX века баллада была связана с патриотическими, революционными настроениями. Таковы баллады Немцевича, Мицкевича, созвучные содержанию шопеновского творчества. Существует ряд версий, согласно которым сюжеты шопеновских баллад связаны с вполне определенными балладами Адама Мицкевича . Однако, в построении своих баллад композитор никогда не следовал за сюжетными линиями каких-то конкретных литературных первоисточников. Музыка баллад лишена описательности, хотя вполне оправдано сопоставление их идейных мотивов с освободительным пафосом баллад Мицкевича.

2. Обращение к жанру баллады открывало простор композиторской фантазии. В выборе музыкальной формы Шопен был здесь гораздо свободнее, чем в скерцо, полонезах или сонатах, конструкция которых освящена традицией. Драматургия всех четырех баллад Шопена развертывается не в рамках известной заранее традиционной формы. Композиция каждой неповторима, обусловлена природой музыкальных образов и, возможно, скрытым программным замыслом. Все баллады Шопена написаны в новаторских для своего времени формах, получивших название свободных. Это одночастные произведения, в которых свободно сочетаются признаки различных классических форм (сонатность, вариационность, рондообразность, трехчастность и т.д.). К сонатной форме ближе всего композиция 1-й баллады; в 4-й (f-moll) особенно велика роль вариационного развития.

Каждая из 4-х баллад Шопена отличается индивидуальным обликом. Вместе с тем, в их драматургии есть нечто общее, обусловленное опорой на основные черты поэтической баллады. Это:

  1. - повествовательность, связанная с образом рассказчика, народного сказителя. Многие темы имеют речевой характер, напоминают рассказ о каких-то событиях. Во всех балладах Шопена, несмотря на отсутствие поэтического текста, сохранился тот особый аромат взволнованного повествования, который создаст специфику этого жанра в поэзии;
  2. - переплетение лирических, эпических и драматических элементов;
  3. - рост напряжения к концу произведения, последовательная драматизация образов. Как правило, от повествовательности и лирики экспозиции, через обнажение конфликтов (в разработке), развитие устремлено к драматизированной репризе и трагической коде;
  4. - яркая контрастность образов;
  5. - прием неожиданной развязки. Особенно ярко он проявляется в трагедийных произведениях (1 и 4 баллады). 2-я баллада F-dur в этом плане стоит особняком. Трагическая развязка предчувствуется в ней с самого начала. Здесь 2 контрастных образа - идиллически безмятежный и бурный, беспокойный. Эти два образа сталкиваются дважды, и первый, лирический, полностью подчиняется драматизму второго.

Первая баллада появилась в трагический для Польши 1831 год - год неудавшегося польского восстания. Она написана под несомненным воздействием этого события, не случайно современники назвали балладу «польской».

Первая баллада, соль-минор ор.23 (1831-1835)

Баллада открывается небольшим вступлением - прологом повествовательного склада. Его неторопливая тема ассоциируется с образом сказителя. Широкая величавая эпичность первой фразы вступления сменяется ответной, вопросительной интонацией.

Два главных образа баллады - главная и побочная темы - в экспозиции не контрастны: главная (g-moll) отличается меланхолической задумчивостью, неторопливостью, речевой выразительностью интонаций и импровизационной манерой изложения. Многократные варьированные повторения как бы воссоздают процесс размышления вслух, который продолжается в лирически взволнованной связующей партии.

Побочная тема (Es-dur) характеризуется ласковым лиризмом, мягкостью звучания (pp , sotto voce), прозрачной фактурой с певучим басом. Вместе с тем, она имеет одну особенность: ее тихая скромность противоречит упругим, приподнятым, широким интонациям (на октаву, септиму). Создается ощущение, что нежный образ потенциально содержит большую силу. Сравнительная краткость изложения побочной темы компенсируется серией обаятельных мотивов дополнения.

В разработке и облик, и соотношение обеих тем существенно меняется. Главная утрачивает характер задумчивого рассказа. Она свертывается, превращается в предыктовую, напряженно-неустойчивую. Зато, сжавшись, она концентрирует свою энергию: на кратком расстоянии (12 тактов вместо 30) печальные интонации перерастают в настойчиво-вопрошающие (D о.п., вводные гармонии, настойчивые повторы). Но уже готовый прорваться драматизм внезапно сменяется бурным лирическим взрывом в ранее «тихой» побочной теме: минорный предыкт разрешается праздничным сиянием A-dur, а. В разработке «снимается» противоречие между приглушенностью звучания и приподнятостью интонаций побочной. Она масштабно расширяется и звучит открыто, страстно, восторженно. Этому способствует насыщенное аккордовое полнозвучие, охватывающее огромный фортепианный диапазон, сильная динамика. Кульминация побочной темы (fff ) переходит в бурлящие предыктовые пассажи к новому эпизоду в разработке.

Следовательно, вторичное сопоставление основных образов баллады обнаруживает их контраст и противоположные тенденции развития: сжатие, драматизация, омрачение одного и расширение, динамизация, просветление другого.

Эпизод в разработке (Es-dur) - это полный виртуозного блеска и изящества скерцозный образ. Его драматургическая роль заключается в продлении атмосферы ликования, достигнутой в разработке. Стремительность движения, прихотливость мелодического рисунка подчеркивают легкую непринужденную грацию.

Третье, решающее столкновение основных образов баллады происходит в репризе . По сравнению с разработкой, характер обеих тем не изменен, однако их перестановка (реприза зеркальная ) совершенно меняет смысл сопоставления. Теперь он носит остро трагический характер. Длительное господство радостных эмоций (П.П. в разработке, эпизод, П.П. в начале репризы) никак не готовят к катастрофе. Появление главной темы в g-moll воспринимается как горестное переключение от прекрасной мечты к реальной действительности. Как и в разработке, главная тема сжата. Но если ранее ее тенденция к драматизации не была завершена, то здесь она реализуется с огромной силой, особенно в бурной, полной отчаяния коде.

Итак, в репризе широкому размаху и динамизации побочной темы противостоит лаконизм остротрагической главной. От переемены мест этих двух тем меняется и смысл их сопоставления: в разработке переход от тоскливой главной к праздничной побочной открывал «путь к свету», в репризе появление драматической главной после побочной производит эффект трагического срыва, катастрофы.

Какие же отклонения имеет свободная форма Первой баллады от сонатной формы?

Не соблюдаются тональные соотношения главной и побочной, столь важные для сонатной формы: в репризе обе темы проходят в тех же тональностях, что и в экспозиции.

1 баллада Шопена и «Конрад Валленрод» Мицкевича, 3 баллада (As-dur) и «Свитезянка» Мицкевича.


09.01.2009, 23:08



20437

09.01.2009, 23:12

Привет всем. Вот мне 15 лет, живу в Германии. Здесь муз. учителя, вообще ничему не учат, даже программу для концерта всегда сама выбираю. Так вот скоро выступать, а учитель мне не помогает. Говорит что нужно играть. А что я по вашему делаю, только что и делаю учу этого Шопена.
Вот Баллада, все сама выучила, но одно место мне оч не нравится. Выдаю фото. Это место учила в медленном темпе и руки отдельно, но когда начинаю играть в Presto правая рука забалтывается. Что делать?
20437
Поучите аккордами пиано, объединяя воcьмушки в доле, с остановками в позициях.

09.01.2009, 23:25

Спасибо. Завтра, попробую

10.01.2009, 17:58

Может, попробовать более внятно акценты делать там где они написаны? Больше петь и интонировать?

10.01.2009, 22:27

Поучите с закрытыми глазами, мне это помогало...
и делайте акцент на аккорд.

11.01.2009, 12:49

Привет всем. Вот мне 15 лет, живу в Германии. Здесь муз. учителя, вообще ничему не учат, даже программу для концерта всегда сама выбираю. Так вот скоро выступать, а учитель мне не помогает. Говорит что нужно играть. А что я по вашему делаю, только что и делаю учу этого Шопена.
Вот Баллада, все сама выучила, но одно место мне оч не нравится. Выдаю фото. Это место учила в медленном темпе и руки отдельно, но когда начинаю играть в Presto правая рука забалтывается. Что делать?
20437
Играйте все пассажи как мелодическую линию - максимально выразительно и "прозвученно"...

11.01.2009, 13:15

Привет всем. Вот мне 15 лет, живу в Германии. Здесь муз. учителя, вообще ничему не учат, даже программу для концерта всегда сама выбираю. Так вот скоро выступать, а учитель мне не помогает. Говорит что нужно играть. А что я по вашему делаю, только что и делаю учу этого Шопена.
Вот Баллада, все сама выучила, но одно место мне оч не нравится. Выдаю фото. Это место учила в медленном темпе и руки отдельно, но когда начинаю играть в Presto правая рука забалтывается. Что делать?
20437
Могу также посоветовать - в сдержанном темпе: на свободные первые пальцы прав. руки (см. илл.) уверенно погружать руку и наладить ансамбль с левой, которая поддерживает пульс, остальные восьмушки - легче (это предохраняет от забалтывания - которое, по сути, есть утрата промежуточных смысловых опор). Попробуйте ещё в правой руке более "плоские" пальцы (несколько a la Горовиц:-)) - мне, например, так это место играть удобнее - легче контролировать "своевременность" восьмых в правой руке.

13.01.2009, 18:32

13.01.2009, 18:36

Че то у меня и рука начела зажиматься. Че делать. Уже и так и сяк. Может быть у меня рука еще маленькая для таких быстрых аккордов?
Попробуйте помочь себе локтевыми движениями... Поучите все в одной октаве сначала аккордами, потом как написано, опираясь на выделенный интервал.

13.01.2009, 19:26

По моему скромному мнению в этом эпизоде важны два момента. устойчивость и куполообразность кисти и позиционность.
первое можно потренировать, сместив сильную долю на одну восьмую. выделять наоборот - "верхушки" с пятым пальцем.
Это даст необходимую жесткость и устойчивость руки в пределах одной позиции.
А потом, помнить что позиций всего две и определяются они именно нахождением 5 пальца, который нежелательно убирать с его позиционного места. (или только лишь минимально сдвигать на соседние с ним ноты). лучше дотягиваться 1 пальцем, почти не сдвигая пятый с его положения.

В итоге получится, что кисть пр.р. перемещается всего в два положения (верхнее и нижнее), что и дает необходимую точность.

13.01.2009, 20:37

Есть вероятность, что у Вас зажаты плечи и корпус.

13.01.2009, 20:51

Че то у меня и рука начела зажиматься. Че делать. Уже и так и сяк. Может быть у меня рука еще маленькая для таких быстрых аккордов?
Типичные проблемы пианизма "ваще"... Рано или поздно начинаю сказываться... Мало времени в детстве уделялось навыку игры "свободными" руками и "слухового контроля" (вещи, в сущности, взаимосвязанные). Много отдается на "физику", "механику" - отсюда и "забалтывание с зажимами". Кого-то "проносит". Но чаще возникают проблемы. Что делать? В эпистолярной форме очень сложно помочь. Единственный совет, который вижу смысл дать - поиграть некоторое время в очень спокойном темпе, максимально "пропевая" каждый звук (это дает не только качество, но и необходимую свободу "подготовки" руки - ни один звук не должен быть сыгран неподготовленно, напряженной рукой). Культивируйте ощущение свободы, естественности и удобства...

13.01.2009, 21:00

13.01.2009, 21:27

Я это место могу ссыграть, но только один раз в день, а потом все хуже и хуже. Левая рука у меня четкая, а вот правая верхушки просто не успеваю в быстром темпе ссыграть, придержмваясь темпу.
Поиграйте восьмушки в долях в обратном порядке...

13.01.2009, 21:50

Выдаю фото. Лучше выдать видео в Ютуб.

13.01.2009, 21:51

Позвольте дилетантское замечание. Не все проблемы надо решать, и уж тем более не все надо решать техническими средствами. Если у Вас не получается этот эпизод, не играйте балладу, и все дела, её уже сыграли:). Этот эпизод - скорее страстная речь юноши, обращённая к девушке, если подыскивать внешние тривиальные сравнения, и я не могу представить его в исполнении девушки. А не почувствовав этих интонаций, Вы не почувствуете и соответствующих ласково-настойчивых до отчаяния движений рук на грани потери эмоционального контроля, когда говорят уже только руки, и движения рук в этом эпизоде по сути близки реальным в такой ситуации. Все советы - лишь попытки имитировать это состояние, а его имитировать нельзя, девушка сразу почувствует фальшь:)

Зачем Вам эта перемена пола? :lol:

13.01.2009, 22:08

Этот эпизод - скорее страстная речь юноши, обращённая к девушке, если подыскивать внешние тривиальные сравнения, и я не могу представить его в исполнении девушки. А не почувствовав этих интонаций, Вы не почувствуете и соответствующих ласково-настойчивых до отчаяния на грани потери эмоционального контроля движений рук, которые по сути близки реальным в такой ситуации. Все советы - лишь попытки имитировать это состояние, а его имитировать нельзя, девушка сразу почувствует фальшь:)

Разумеется, Шопен - хрустальная мечта любой девушки. Но ведь на всех его не хватит, а остальным надо ведь как-то устраиваться...

13.01.2009, 22:13

Девушка всегда устроится, если будет играть сама себя:)

13.01.2009, 22:15

Я вполне могу представить в исполнении девушки, не в пику Александру Петровичу будь сказано...
Есть запись такой девушки... Терезы Карреньо. Как раз 1 Баллада.
http://www.geocities.com/teresitaweb/Teresa_Bck003.jpghttp://www.geocities.com/teresitaweb/Teresa_Bck005.jpg
там большинству мужчин ловить нечего...

13.01.2009, 22:19

Девушка всегда устроится, если будет играть сама себя:)Любовь Тимофеева?

13.01.2009, 23:14

13.01.2009, 23:31

Кто бы спорил:-). Однако я не о спорте высших достижений. Тот факт, что отдельные девушки хорошо понимают мужскую психологию или даже сами обладают таковой, не даёт дополнительных шансов всем остальным, то есть подавляющему большинству. Другими словами, мне кажется невозможным дать методические указания, гарантирующие нужный результат, иначе это было бы эквивалентно утверждению, что можно дать инструкции о том, как стать Терезой Карреньо:)
А так ли уж обязательно к этому стремиться?..

14.01.2009, 12:06

14.01.2009, 19:52

Советы -- это безусловно хорошо и полезно. Но меня смущает одно слово в исходном сообщении.

А что я по вашему делаю, только что и делаю учу этого Шопена.
"Этого Шопена"... Вряд ли Вы, хоть отчасти проникнувшись образным строем произведения, шопеновским поэтическим миром, смогли бы так сказать. Слово это меня настраивает на пессимистический лад: Вы будете работать над разупрямым местом, не очень-то видя цель, плохо представляя себе, зачем вы над ним работаете. Результат нетрудно предугадать. Не отложить ли Вам эту Балладу (а может, и Шопена вообще) на годок-другой-третий?

14.01.2009, 19:59

Гм.. все это замысловато...




14.01.2009, 20:36

Кроме того, мало кто знает даже "Конрада Валленрода" (о чем там речь идет)

Читали, читали. Ужасно запутанная вещь! Совершенно не вяжется с кристально ясной музыкой баллады...

14.01.2009, 20:56

Гм.. все это замысловато...
Хм, поскольку это сказано сразу вслед за моей реплкой, могу предположить, что у меня тоже "замысловато". Если это так, то Вы меня озадачиваете: ну что может быть проще, чем это мое замечание: Шопен, в силу юного возраста исполнительницы, ею пока воспринимается совершенно формально -- как нечто чуждое, как набор нот, которые нужно проиграть на рояле.

Мало кто вообще может удовлетворительно воссоздать эту балладу со всеми ея непростыми образами.Стопроцентно верно, но речь-то как раз о том, что даже и совсем чуточку приблизиться к удовлетворительному воссозданию тут едва ли удастся.

14.01.2009, 21:43

Читали, читали. Ужасно запутанная вещь! Совершенно не вяжется с кристально ясной музыкой баллады...

Ну, может быть иному все "кристально ясно".... Тогда. непонятно, почему у него ничего "не вяжется".
Что касается сюжета, то музыка сюжеты не берет. Она выявляетс скрытую суть события. Своими средствами.
Для начала я бы выделил из поэмы - собственно, "музыкальные места".

Иногда Конрад поет песню на неведомом языке, и в глазах у рыцаря стоят слезы, а дух улетает в край воспоминаний. И нет в этой песне ни веселья, ни надежды…

Она поет, как обратил её, красавицу язычницу, рыцарь-христианин в свою веру и увлек в чужую страну. Конрад страдает: зачем несчастная последовала за ним?! Но она, потрясенная дерзким планом Конрада, «в немецком замке тайно появиться и, / местью поразив их стан немецкий, / за горести народа расплатиться»,

Что еще?
Старый литвин поет песню, срамя предателей, переметнувшихся к немцам. Устыдившись, Витольд «плащом закрылся и в черное раздумье погрузился». Старик же рассказывает о юном литвине, которого ребенком захватили в плен немцы, нарекли Вальтером Альфом и сделали крестоносцем. Великий магистр Винрих любил его, как родного сына.


К AVG - пока я печатал, появилось Ваше сообщение. к которому мое не относилось. Вы правы.

14.01.2009, 22:16

Кажется, я не улавливаю логику этого вопроса.
Какой логика? Зачэм логика? Точнее говоря, этот вопрос сам возник под влиянием "непонятия логики поста"... Мне, собствено говоря, не совсем ясно, каким образом возможна аналогия "Другими словами, мне кажется невозможным дать методические указания, гарантирующие нужный результат," и "иначе это было бы эквивалентно утверждению, что можно дать инструкции о том, как стать Терезой Карреньо"? И чтоб разобраться с этим, задал свой вопрос... Так вот, еще раз уточняю, для чего нужно стремиться "Стать Терезой Карреньо"?.. Получив ответ на этот вопрос, можно будет попытаться разобраться с тем, для чего нужны методические рекомендации. А там, глядишь, и выясним, можно ли считать эти "нужности" эквивалентными...

14.01.2009, 23:24

Гм.. все это замысловато...
Но, собственно, в 1 балладе нет особых технических трудностей именно этой баллады. Есть трудности общепианистические. И тот, кто грамотно умеет в них разбираться, обретет должную свободу для художественного выражения. Не привлекая внимания к "материальному" и преодолению оного.
А дальше, да, наступает очень непростая задача. Здесь пожалуй соглашусь и с Регардсом и с самыми заправскими консерваторами.
Мало кто вообще может удовлетворительно воссоздать эту балладу со всеми ея непростыми образами.
Кроме того, мало кто знает даже "Конрада Валленрода" (о чем там речь идет)... и, вообще - представляет себе степень "польского патриотизма" Шопена, приблизительно его равняя с "социалистическим патриотизмом" минувшей эпохи, и тут же с готовностью заменяя его на любовные коллизии.
Что не есть хорошо перед Истиной.
Я даже в программной музыке уже не рекомендую ученикам обращаться к прообразам, а в Шопене и подавно...

14.01.2009, 23:31

Нет, для меня это не просто набор нот, которые я должна ссыграть на рояле. Шопена я уже понимаю и играю с чуством. Вопрос был только в Presto, а не в общей картине Баллады. Я достаточно много произвидении Шопена уже играла и он мой любимый композитор, просто то место у меня заболтано, так как в начале сразу без разучивания начала быстро играть. Это у меня в природе. Все и сразу, если нравится. :-?

14.01.2009, 23:36

Нет, для меня это не просто набор нот, которые я должна ссыграть на рояле.

"ССЫГРАТЬ" - это круто!!! :)))

Такие опечатки зря не появятся...

14.01.2009, 23:39

14.01.2009, 23:41

Ага, понятно.. Вы значит отрицаете музыкальный образ, как таковой.
Конечно же! Музыка это пальцевой спорт и ничего больше.
Разве "Конрад Валленрод" - это музыкальный образ? Или у Вас музыкальный образ находится вне пределов музыки?:-)

14.01.2009, 23:51

Разве "Конрад Валленрод" - это музыкальный образ? Или у Вас музыкальный образ лежит вне пределов музыки?:-)
Чисто музыкальных образов не существует, потому что восприятие жизни человеком через органы чувств - нечто цельное.



А оно появляется как раз от нежелания понять дух и смысл баллады.
Нетронутые знанием мозги избирают самый пошлый путь. Это почти закон. Музыка не может быть нейтральной. Она каждую секунду должна быть определенной.
А вот то, что
Иногда Конрад поет песню на неведомом языке, и в глазах у рыцаря стоят слезы, а дух улетает в край воспоминаний. И нет в этой песне ни веселья, ни надежды… - дает очень верный ключ к образу.
Обсуждать тут нечего.

14.01.2009, 23:56

Чисто музыкальных образов не существует, потому что восприятие жизни человеком через органы чувств - нечто цельное.
Я кажется пояснил, каким образом нужно использовать знания о генезисе музыкального произведения. Это не иллюстрация (что вообще недостижимо) а побуждение к творческой фантазии и верной музыкальной интонации.
Представляю себе крайний случай невежества - как ваши ученики играют Шуберта-Листа, ничего не зная о содержании этих песен.
Короче. объясняя на пальцах - я не приемлю любовного томления в первой теме баллады. Его там и не должно быть.
А он появляется как раз от нежелания понять дух и смысл баллады.
А вот то, что - дает очень верный ключ к образу.
Обсуждать тут нечего.
Хм, для Вас дает, для меня - нет. Но при чем тут песни? Там ведь есть текст, определенное единство музыки и текста. Но в чистой музыке приклеивать к ней текст и утверждать, что именно он - ключ к образу...

15.01.2009, 00:05

Вы приписываете мне не мои мысли. Прочитайте внимательно. Уверяю Вас, что музыки без образов быть не может. А вот как и из каких ощущений и впечатлений они сублимируются в музыку - вопрос нейронных связей и работы отделов головного мозга.
Осмысливая звуковые раздражители, превращая их в музыку сознание совершает фантастическую работу.
Иногда очень важно вырастить образ из верного зерна.
Таким верным зерном является возможно полное знание о произведении, включая все, что доступно.
Знать о происхождении жанра баллад - доступно.
Знать о словах Шопена по поводу 1 баллады - доступно.
Искуственные "шоры" уберегающие от "развратного знания" - верх глупости, мне кажется.

15.01.2009, 01:32

Уже безотносительно к обсуждаемой теме возникло два логических сбоя.

Hdd:
уточняю, для чего нужно стремиться "Стать Терезой Карреньо"?.. Получив ответ на этот вопрос, можно будет попытаться разобраться с тем, для чего нужны методические рекомендации. Понятия не имею, для чего нужно стремиться "стать Терезой Карреньо", и такой задачи я не обсуждал. Речь шла о том, что яркие индивидуальные результаты достигаются не за счёт методических рекомендаций, а неяркие результаты в первой балладе никому не нада. И тем более не нада решать техническую проблему техническими средствами: куда эффективнее отталкиваться от точного представления о том, что должно звучать.

И тут в параллельном разговоре возникло второе противоречие. То, что хочешь услышать, всегда вытекает из МУЗЫКАЛЬНОЙ" логики, а не литературных или эмоциональных ассоциаций, это утверждение как доказывать, так и опровергать неинтересно. Всякого рода ассоциации из других областей могут послужить своего рода условными переключателями, но никак не указаниями на характер чисто музыкального образа, иначе музыку, которая им "соответствует", нет надобности писать.

Прошу заметить, что я не ставил в соответствие этому эпизоду никаких внешних любовных ассоциаций, а лишь путём условной иллюстрации указав на характер интонаций. Эти интонации могут в равной степени использоваться для выражения патриотических чувств, желания убедить работодателя в ходе интервью в своём желании работать именно в его компании и т.д. и т.п. :lol: Музыка никак не создаёт и не отражает никаких каких конкретных немузыкальных образов, и в равной степени не выражает никаких "чувств", будь то ярость по поводу потерянного гроша или красавицы. Разговоры о польских восстаниях и любимых дамах есть не более, чем ссылки на стереотипы, сокращающие количество буков, требующихся для описания характера нужной интонации ученику.

В данном случае я имел в виду тот простой факт, что интонациям этого эпизода вряд ли соответствует первичный стереотип в сознании дам, а потому и заниматься этой технической трудностью на этом конкретном примере как-то бессмысленно, естественно было бы взять миллион других случаев, когда тоже нужно выделять отдельные звуки в аккордах, исключать забалтывание и т.п.

Впрочем, прошу не рассматривать это как возражения Гтн или hdd, поскольку согласен с первым по сути, расхождение лишь в словах, и просто разошёлся в понимании самого предмета разговора со вторым, что тоже не исключает, что мы говорим об одном:).
Всех с окончанием праздничного марафона! :beer:

15.01.2009, 01:52

Для начала я бы выделил из поэмы - собственно, "музыкальные места".

Что мы имеем? точь в точь тему ГП.

Второй музыкальный образ - песня девушки, заключенной в башню. заметьте - эта песня патриотическая. Вылитая ПП.

Что еще?
Разумеется, тематика битв, сражений и жертвенной гибели ради Родины... -
переосмысленные в горниле личной своей биографии и истории польского восстания 30 года.
Мы никогда буквально не расшифруем музыку, потому, что это невозможно сделать. Но понять круг образов и максимально попасть в верную интонацию (в шаляпинском смысле) мы вполне способны. при творческой работе, вдумчивом анализе произведения, таланте и воображении.
Главное, как говорил Софроницкий - не потерять благоговения!

Спасибо за точные пояснения. Многое показалось убедительным и интересным.

Нельзя ли пояснить, с какими образами "Конрада Валленрода" Вы связываете то, с чего собственно началась ветка дискуссии - КОДУ баллады (и в особенности ее последние такты)?
Если присмотреться, то все баллады Шопена заканчиваются психологически сходно. Это какая-то "последняя битва" или вихрь (хотя бы и вальса), все уносящий, или хаос инфернальных сил, сметающий все на свете и этим - "разрешающий" (или разрушающий) все проблемы и коллизии.
Если искать сходства с поэмой Мицкевича, то прямой аналогии нет. Но отчаянная "последняя битва", в которой полководец ведет на самоубийство свое войско и гибнет сам - психологически достоверна.
Жестокая сеча со звоном сабель, криками и бешеной скачкой в отчаянном стремлении победить или погибнуть, могла бы вполне быть выражена в таком финале.
Шопен был великим актером. (Лицедейство не чуждо было характеру многих великих) Он вполне умел вживаться в чужие характеры и представляемые положения.
Конечно это не означает, что музыка что-то там иллюстрирует.
Вернее, она иллюстрирует только одно - своего творца. А творец живой человек, он остро чувствует и переживает жизнь. Он может и не отдавать себе отчета в происходжении тех музыкальных образов, которые слышит, но безусловно, что таким образом воплощается драматическая неравновесность мира. Говорил же сам Шопен, находясь в дрезденской галерее, что глядя на картины он как будто слышит музыку.
Глядя на мир и переживая его, он слышал эту музыку, в которую превращалась вся его жизнь. А мне охота остановиться в рамках здравого смысла.
Ясно что музыкальный звук, равно как и музыка без работы сознания не существует. Сознание делает музыку. Следовательно наделяет раздражители каким-то смыслом и располагает в системе координат человеческого внимания. Которое между прочим представляет собой отражение всей целостности бытия во взаимосвязи и сравнении.
Музыка соотносится с движением тела, с эмоциями человека со всей совокупностю воспринятой и осознанной информации.
Память делает музыку продленной и вмонтированной во время жизни.
Да, ладно...

без меня.

17.01.2009, 18:24

А что там разбираться...
Все - электроны, протоны, кварки, глюоны... если Вам охота дойти до самой сути всего. И это не предел...
А мне охота остановиться в рамках здравого смысла.
...
Охота пофилософтвовать, так есть гигантские потоки, где можно предаться этой склонности.
без меня. И, разумеется, не обойтись без тщательнейшего интонирования, нужно " пережить" каждый напряженны ход в мелодии правой руки.
Удачи вам!

АНАЛИЗ ПЕРВОЙ БАЛЛАДЫ ШОПЕНА.

Выполнил:

Студент 3 курса МПФ КГУ им. Некрасова

Никита Аккуратов

Г. Кострома, 2014 г.

ПЛАН АНАЛИЗА.

1. История создания.

2. Особенности формы.

3. Характеристика тем:

· Экспозиция

· Разработка

· Реприза

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Баллада соль-минор была написана в 1831 году в Вене. Этот год был трагическим для Польши. Это восстание было борьбой польского народа за независимость от Российской империи. В этом году восстание в Польше было жестоко подавлено. И под таким впечатлением Шопен написал балладу Соль-минор. Это было выражение одиночества автора, находившегося вдали от дома.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ.

Форма – сонатная. Но здесь своеобразное решение, то есть своеобразный тональный план: в репризе обе темы проходят в тех же тональностях, что и в экспозиции.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.

Вступление. Баллада открывается небольшим вступлением. Данная тема представлена октавным унисоном. Эта тема нетороплива, здесь звучит лейтмотив рассказчика. Характер величавый и эпичный. Затем звучит ответ, и фактура превращается в аккорд. Сначала это субдоминантовый секстаккорд, а затем – секундаккорд 6 ступени.

Экспозиция.

В экспозиции две темы не контрастны друг с другом.

Главная партияэто меланхоличный, задумчивый вальс. Эта тема меланхоличная, задумчивая, выразительная, неторопливая. Варьирование и повтор рисуют размышления автора вслух. Тут затактовый поток восьмых, среди которых можно заметить секундовое задержание как одно из проявлений «Шопеновской доминанты», то есть доминанты с секстой.

Связующая партия – лирическая и взволнованная тема. Здесь интонации становятся более острыми и порывистыми с опеванием тонического звука.

Побочная партия – более мягкая, более оптимистичная по настроению, душевная, мягкая и лиричная мелодия. Хотя здесь есть и скачки на широкие интервалы. Также эта мелодия звучит в виде аккордов в правой руке. Тональность - Ми-бемоль мажор. Эта тема доходит до совершенной каденции и начинается дополнение к ней.

Разработка.

Здесь и облик, и соотношение обеих тем существенно меняется. Главная утрачивает характер задумчивого рассказа. Меняется тональность на ля-минор. Главная партия свертывается, превращается в органный пункт. Печальные интонации перерастают в напряжённые. Побочная партия, которая была тихой, теперь становится мощной, но праздничной и ликующей, ля мажор. В разработке «снимается» противоречие между приглушенностью звучания и приподнятостью интонаций побочной. Она масштабно расширяется и звучит открыто, страстно, восторженно. Этому способствует насыщенное аккордовое полнозвучие, охватывающее огромный фортепианный диапазон, сильная динамика. Кульминация побочной темы переходит в бурлящие предыктовые пассажи к новому эпизоду в разработке.



Следовательно, вторичное сопоставление основных образов баллады обнаруживает их контраст и противоположные тенденции развития: сжатие, драматизация, омрачение одного и расширение, динамизация, просветление другого. Таким образом в разработке появляется явный конфликт.

Эпизод в разработке (Es-dur) – это полный виртуозного блеска и изящества скерцозный образ. Его драматургическая роль заключается в продлении атмосферы ликования, достигнутой в разработке. Стремительность движения, прихотливость мелодического рисунка подчеркивают легкую непринужденную грацию.

Зеркальная реприза носит остро трагический характер. Длительное господство радостных эмоций (П.П. в разработке, эпизод, П.П. в начале репризы) никак не готовят к катастрофе. Появление главной темы в g-moll воспринимается как горестное переключение от прекрасной мечты к реальной действительности. Как и в разработке, главная тема сжата. Но если ранее ее тенденция к драматизации не была завершена, то здесь она реализуется с огромной силой, особенно в бурной, полной отчаяния коде.

Кода насыщена драмой, и поэтому очень динамизирована. Таким образом, в балладе через музыкальный язык идёт повествование от прекрасного прошлого до трагедии и катастрофы в настоящем времени.

Баллада для композиторов эпохи романтизма являлась одним из любимых жанров. Через огромный арсенал художественно-образных средств, которым обладает баллада, музыканты могли выразить весь спектр чувств, от лирики, до эпики. Для гениального Шопена музыкальный жанр являлся олицетворением старинных преданий и легенд. Узнать, какое значение сыграли баллады Шопена в истории музыки, прочитать интересные факты и послушать музыкальные произведения можно на нашей странице.

Значение в истории музыки

Впервые балладный жанр был применен известным композитором Францем Шубертом в вокальной музыке. Первым произведением можно считать балладу «Лесной царь». В инструментальной музыке первооткрывателем жанра стал Фредерик Шопен .


Именно в творчестве музыканта были сформированы основные черты:

  • Сопоставление эпических и драматических образов;
  • Наличие косвенной или прямой литературной программы, яркая связь с эпосом;
  • Относительно свободная (смешанная) форма изложения музыкальной мысли;
  • Повествовательность, как способ изложения материала;
  • Стремительное развитие событий;
  • Одночастность;
  • Трагическое разрешение конфликта.

После Шопена баллада стала популярна в творчестве Ференца Листа , Иоганнеса Брамса и Анатолия Лядова .

Интересные факты

  • Жанр «Баллада» пришел в музыкальное искусство из литературы. Он относится к эпическому роду. Это повествование, сказание, легенда или предание, носящее в себе историческую подоплёку.
  • Четвертое сочинение в данном жанре изначально было написано в метре 6/4. Лишь потом Шопен усовершенствовал композицию и переписал ее в метре 6/8. Первый вариант авторской рукописи был продан на аукционе в Люцерне в 1933 году.
  • Первая баллада была написана в одно и то же время со знаменитым «Революционным этюдом». Так композитор хотел поддержать свою родную Польшу в сложный исторический период.
  • Вторая баллада посвящена Роберту Шуману .
  • Третью балладу нередко связывают с двумя литературными произведениями: «Свитезянка» Адама Мицкевича и «Лорелея» Гейне. Но трагичное содержание противоречит светлому образу композиции.
  • Роберт Шуман увлекавшийся творчеством польского композитора, после прослушивания первой баллады, написал письмо автору. По мнению Шумана, это самое лучшее произведение, которое было написано Шопена. Композитор ответил, что для него сочинение не менее значимо.
  • Многие исследователи утверждают, что баллада номер один создана после прочтения поэмы «Конрад Валленрод», автором которой является близкий друг Шопена Адам Мицкевич. Но точных сведений насчет данного факта нет.


За жизнь композитор сочинил 4 баллады, каждая из которых представляет собой шедевр.

Баллада №1

Сочинение было написано автором в 1835 году. Всего несколько лет прошло после подавления восстания в Польше. Во время работы над композицией переживания композитора, касающиеся темы Родины, еще не утратили боли и остроты. Возможно, именно поэтому музыка эмоционально наполнена, и, в какой-то степени, драматически напряжена. В героико-трагическом характере чувствуется небезучастность к судьбе народа своей родной страны.

Тональность – соль минор. Чтобы передать драму, автор обращается к сонатной форме. Именно эта музыкальная форма способна проявить музыкальный конфликт. Под романтическим влиянием конструкция становится более свободной. Вступление – это ярко выраженный речитатив, будто бы сказитель начинает собственное повествование. Архаическое по характеру начало помогает слушателю мысленно попасть в совершенно другой мир, где вершатся исторические события.

Данное произведение и сегодня не утратило собственное актуальности. Оно часто исполняется на крупнейших сценах мира и является одной из вершин в фортепианном исполнительском искусстве. Плавная, дымчатая тема звучит неторопливо, чем-то напоминает вальс. Будто бы всплывают воспоминания минувших лет. Это мир, который наполнен теплом, добротой. Постепенно краски начинают приобретать более темный характер. Будто солнце зашло за тучи. Омрачению способствует связующее между двумя темами построение. Акцентируются слабые доли, что придает напряженности. Но волнение сменяется поэтичной и нежной темой, написанной в тональности ми-бемоль мажор, тональности света и гармонии. Образная естественность характерна для данного музыкального построения.

Разработка открывает для нас другую сторону и позволяет развить драматическую коллизию. Обстановка нагнетается. В партии появляются стремительные пассажи. Кульминация строится на образном изменении второй темы. Мощная динамика и аккордовая структура подчеркивают эпический характер. Звуковой поток проносится на фантастической скорости. Вновь возвращается вторая тема, закрепляя за собой новый героический образ. Сумрачно появляется первая тема. Она тоже изменилась и приобрела черты страстной патетики.

В коде действие заканчивается. Напряжение уходит на второй план, сменяясь скорбью и неутолимой грустью о безмятежном прошлом. Декламационный эпилог подводит итог драматической коллизии. Трагедия произошла, ничего уже не изменить.


Баллада №2

Театральность, образная яркость - вот из чего состоит второе произведение в данном жанре. Многие связывают это сочинение с известным литературным творением Мицкевича, но сам Шопен не указывал сюжетной программы.

Свободная рондообразная форма позволяет использовать многообразные по настроению и краске образы. Между собой темы объединены тональным планом по терцовому соотношению. Постоянная смена мажора и минора создает эмоциональные качели от грусти к веселью и радости. Начинается музыкальная композиция с чисто фольклорной темы. В ней четко прослеживается объективность и светлость. Вдруг появляется контрастная тема на фанфарных интонациях. Постоянно изменяется характер музыки. Эпизоды контрастны теме, но и музыка рефрена видоизменяется и развивается. Получается нескончаемый музыкальный поток, приводящий к яркой и красочной кульминации. Хроматические интонации придают первоначальной теме инфернальный характер. Она стала более мрачной. Изменился ее жанровый облик, она стала олицетворением зла.

В коде происходит чувственный срыв. В минорной тональности звучит краткий отрывок первой темы. Тем не менее, композитор сумел обратить балладу от субъективного переживания к объективному мироощущению, что позволило завершить композицию, используя фольклорные интонации.

Баллада №3

Тональность – As-dur, хотя заметны значительные тональные отклонения. Сочинена в 1840 – 1841 годах. Считается одним из лучших и характерных для зрелого творчества Шопена произведений.

Несмотря на то, что баллада написана для фортепиано, можно проследить оркестровость композиции, которая выражается в регистровых перекличках. Плотная фактура сменяется солирующими разделами. Форма достаточно свободна, что характерно для жанра. Типичное начало – это речитатив сказителя, объективный взгляд на мир, повествование. Тема яркая, в ее основе лежит танец. Постепенно нарастает динамика, приводя к местной кульминации и спаду. Вторая тема ритмически похожа с предыдущей, но в отличии от нее тема имеет внутренний потенциал к развитию. Постепенно контрапунктом появляется одна из важнейших в драматургическом плане тема. Она прорезывается во вторую тему, искажая и отравляя ее. Создается напряжение, которое сменяется спокойным настроением. Постепенно движение становится более плотным и быстрым. Колорит омрачается, преобладают драматические интонации. Хроматические интонации придают большей трагичности кульминации. Тем не менее, возвращается свет и произведение заканчивается крайне оптимистично.

В композиции воплощается процесс борьбы мрака и света. Итогом становится победа добра над злом.

Баллада №4

Через год после создания третьей баллады Шопен вновь берется за написание композиции в данном жанре. На этот раз реализовывается трагическая концепция.

Тональность фа минор, но тональный план достаточно сложен и включает в себя яркое красочное развитие. Форма смешанная: рондо-соната. В отличии от предыдущих произведений в данном жанре, сочинение имеет светлое, безмятежное начало. Тонально вступление имеет неопределенную трактовку, что позволяет создать невесомость, неустойчивость и воздушность музыке. Вступает рельефная тема. Основной интонацией является диссонанс (тритон), который многократно повторяется, подчеркивая смутное и мрачное настроение. Особую аритмию создает ритмическая пульсация. Несколько волн развития, постоянная смена темпа позволяют сделать кульминацию логичной и яркой. В ней главенствует видоизмененная тема. Фактура становится более плотной и мощной. Происходит эмоциональный срыв пассажем. Резко от форте динамика падает до пианиссимо. Все растворяется в хроматических интонациях, преобладает пассажное движение.

Появляется вторая тема, которая характеризуется лирикой и светлостью. Яркий контраст по сравнению в предыдущим. Импровизационность, как основа. Тема активно разрабатывается, подключая материал первой мелодии. Вторгается вступление, раздел заканчивается пассажем в минорной тональности.

Это было затишье перед разразившийся бурей. Постепенно усиливается роль канонических ходов, которое ведет к появлению первой темы в более светлом значении. Дополнительным колоритным элементом в данном разделе можно считать вторую тему. Она словно возносит нас ввысь. Чувствуется влияние романтизма. Генеральная кульминация написана в светлой тональности – Des-dur. Но свет сменяется мраком, аккордовое звучание разрушает идиллию. Все рушится. Лавина сметает все на своем пути. Так завершается четвертая баллада Шопена.

Именно в 4 балладе заметен эволюционный рост мышления композитора. В произведении воплощены все характерные черты для его творчества.