Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом

Лето - любимое время года для многих из нас. Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий. На картине «Летом» художник показал знойный летний день. Под березками отдыхают двое людей. Судя по всему, это мама с дочкой. Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть. На девочке изображено белое платье и красная косынка. Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой. Она очень устала от длительной ходьбы. Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака. День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы. С другой стороны от девочки спит ее мама. На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых. Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная. Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка. Она вся освещена ярким солнцем. Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес. Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше. Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж. Летняя природа щедра на подарки. Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод. Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

Биография

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова , а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский . Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов , А. Е. Архипов , А. С. Степанов, Л. О. Пастернак .

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

Творчество

Аркадий Пластов - «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение - «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин - жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность - отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете - хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова , 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина , 1948-1949; произведения Л. Н. Толстого , 1953; рассказ А. П. Чехова , 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

Память

  • В Ульяновске в честь Аркадия Александровича названа улица, а на ней установлен памятник художнику.
  • На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича.
  • В СССР выпущены почтовые марки с изображением картин Пластова.
  • Работы Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).

Награды и премии

  • народный художник СССР (1962).
  • Ленинская премия (1966) - цикл картин «Люди колхозной деревни» (1951-1965).
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за картины «Сенокос» (1945) и «Жатва» (1945).
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1972 - посмертно) - за картины «Костёр в поле», «Из прошлого» и портреты современников.
  • два ордена Ленина и медали.

Библиография

  • Русские художники, TEPPA-Книжный клуб, Москва, 2001.

Родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище . После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алешин и Федор Федорковский.

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен. В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня".

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 году на выставке "Индустрия социализма" была показана картина Пластова "Колхозный праздник", принесшая автору славу . Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе "Выборы комитета бедноты". В годы Великой отечественной войны художник создал картину "Немец пролетел" (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

В 1946 году картины Аркадия Пластова "Сенокос" и "Жатва" экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен - "Первый снег". Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина "Едут на выборы" (1947 год). Продолжают сельскую тему картины "Колхозный ток" (1949 год) и "Ужин трактористов" (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

В 1953-1954 годах художник написал картины - "Юность" и "Весна". В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого "Холстомер" (1952-1954) и "Три смерти" (1953-1954), выполненные акварелью и гуашью. Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах .

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964-1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964). В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.

Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально документальный музей Аркадия Пластова.

13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита "Большой Восьмерки" в Санкт Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

В 2010 году в Ульяновске был художника Аркадия Пластова.

25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области , созданный молодым скульптором Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым.

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 — начала 20 века. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

За свою творческую деятельность Пластов был награжден двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Аркадий Пластов был женат на Наталье Алексеевной фон Вик, происходившей из старинного дворянского немецкого рода. Их сын Николай Пластов (1930 2000) продолжил дело отца и стал художником. Внук живописца Николай Николаевич Пластов член Союза художников России. Закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.


Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.
В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба - 1945; Государственная премия СССР, 1946) - все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" ; "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) - Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972.

Музеи: ГТГ, ГРМ.



Купание коней. эскиз 1937. х.м.


Пора ягод. 1938-39. х.м.

Мишка Савин. 1941. х.м. 66 х 49.


Весна на Мирской горе. 1940-е. х.м.


Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГ.


Сенокос (фрагмент). 1945.

Летом. 1954. х.м.


Синий вечер. 1950-е. х.м. 64,5х110.


Юность. 1953-1954. х.м.

Весна. 1954. х.м.

Ужин трактористов. 1961. х.м. 200х167. ГТГ.


Лето.1959-1960. х.м.

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Фотографии:


Сенокос. Отдых (фрагмент).

Сенокос. Отдых (фрагмент).


Сенокос. Отдых фрагмент).

Выставки:

1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б) Рисунок, акварель, гравюра
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: РАБОТЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И НОВОСИБИРСКА
1945 г. Армянская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Групповые выставки:
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "30 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 1918-1948"
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1949 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Киргизская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА КНИГИ И КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ДЕТГИЗА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА "Н. В. ГОГОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ"
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1955 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В СИРИИ, ЛИВАНЕ, ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА СОЧИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ- XXVIII БИЕННАЛЕ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917-1956
1956 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1957 г. Белорусская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Ленинград: ВЫСТАВКА "ДВЕСТИ ЛЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР"
1957 г. Москва: ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛЬГИИ
1958 г. Киргизская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРГИЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
1958 г. Украинская ССР: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Невероятная красота мира
ЦНТ "Православная Энциклопедия" В Российском фонде культуры в Москве проходит выставка работ Аркадия Пластова. Многие знают его как официозного художника времен СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий. Но эта выставка показывает нам неизвестного Пластова: внука и сына иконописцев и храмоздателей, глубоко впитавшего традиции русской культуры, основанной на Православии.
«Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?» – с такими вопросами «Седмица.Ru» обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву: - Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова – деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Супруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь – это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это – дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба – над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника [см. комментарий «В аспекте культуры»].
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек – это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек – икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.

О деде (интервью)
Николай Пластов Николай Пластов - единственный внук и обладатель наследия Аркадия Пластова - в дни памяти художника, которые в майские дни проходят в Прислонихе, приезжал на родину деда. Ныне сам известный художник, участник многих международных, всероссийских, бывших всесоюзных, московских выставок, Николай считает Языково, Прислониху и своей родиной, поскольку здесь, рядом с дедом, прошло его детство, здесь он закончил школу и с благословения Аркадия Александровича уехал учиться в Москву, в Художественный институт имени Сурикова.
Николай Пластов побывал и в Ульяновске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Поэтому для меня было органично стать художником. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Он никогда не касался кистью или карандашом моей работы, а брал отдельный лист и на нем "исправлял" ошибки. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Физических экспериментов на мне не ставили. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал. Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.

- Бабушка - дворянка Наталья Алексеевна - к Вашему воспитанию руку приложила?
- От нее исходила только доброта. Она была очень религиозным человеком, своих дворянских корней не демонстрировала. Происхождение бабы Нали выдавали только великолепная эрудиция, знание французского языка, истории. И дома хранился альбом с фотографиями их имения с интерьерами XIX века. Отец бабушки был фотографом, благодаря ему родовое имение, прежде чем его стерли с лица земли, осталось запечатленным в разных ракурсах.

- Как получилось, что сын псаломщика Аркадий Пластов отхватил в жены дворянскую дочь?
- Он, можно сказать, спас ее семью от голода. После революции у фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. Прадед, Алексей Николаевич, лишенный всех гражданских прав, не мог устроиться на работу, никто не хотел иметь дело с "бывшими". Бабушка, Наталья Алексеевна, прислуживала в церкви. Там дед ее и увидел. В 1925 году увез в деревню, таким образом семья фон Виков избежала репрессий.

- Говорят, сам Аркадий Пластов не любил Ульяновск.
- Причиной, может быть, стала его учеба в семинарии, где ему сильно досталось. Сейчас говорят о дедовщине, тогда было примерно то же самое, но в семинариях. А педагоги деду встретились замечательные, благодаря одному из них - Дмитрию Архангельскому - он и стал художником. С Ульяновском у семьи Пластовых всегда были связаны какие-то неприятности. Начальство находилось здесь, приезжало в Прислониху, требовало налоги, "назначало" кулацкие хозяйства, нужно было сдавать молоко, мясо. Будучи художником, он оставался фактически крепостным. В те годы все крестьяне были беспаспортные. Чтобы поехать в Москву, требовалось особое разрешение.

- Извечная проблема художника и власти коснулась Аркадия Пластова?
С одной стороны, он был титулован, получил Сталинскую премию, затем Ленинскую... - С другой стороны, он всегда остерегался власти. Однажды в 1929 году дед попал в руки НКВД. Его спасли крестьяне. С тех пор вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Он отдавал должное власти: богу - богово, кесарю - кесарево. Делал заказные работы. Но считал, что живописи ничто не может помешать. Написал "Колхозный праздник" - пусть там транспарантов многовато, но ведь такие веселые праздники в селах всегда проходили: то по случаю сбора хорошего урожая, то - проводов в армию.
Когда началось наступление власти на литераторов - Михаила Зощенко, Анну Ахматову, когда перешли на музыкантов - Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и других деятелей культуры и стали подбираться к художникам, Пластову кто-то посоветовал написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в разливе". Если отбросить политические моменты, картина получилась поэтичнейшая. В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога. Конечно, нелогично, что человек у костра сидит в галстуке. Но так принято было рисовать Ленина. У Веласкеса есть картина "Сдача Бреды", на которой одна группа вооруженных людей принимает от другой ключи от города и документ о капитуляции. Современникам художника эта картина казалась чудовищной, так как рассказывала о печальнейшем событии. А сейчас мы на нее смотрим только как на живопись. Я думаю, то же самое ждет и картину Пластова "Ленин в разливе".

- В трех поколениях художников Пластовых кто был самым удачливым, востребованным в своем времени - Аркадий Александрович, Николай Аркадьевич или Николай Николаевич?
- В 60-80-е годы мой отец - Николай Аркадьевич - был волен писать все, что он хотел. Он мог на заказ сделать портреты передовиков, но свободно мог и отказаться. Его работы закупало Министерство культуры, Союз художников России. Но Аркадия Пластова я считаю недооцененным художником. Нельзя, чтобы его творчество ушло. Мы сейчас пытаемся выйти на Юрия Лужкова с идеей создания музея Пластова в Москве. Юбилей - удачный для этого повод. В январе, к 110-летию со дня рождения деда, откроется большая выставка, на которой будут собраны работы из Третьяковки, Русского музея. Мечтаю хоть каким-то образом вытащить картины деда из музеев бывших союзных республик. Нужны ли они там вообще? На антисоветских настроениях и сжечь могут. В Кишиневе находится картина "Ярмарка", в Киеве - "Лето", "Стадо возвращается" - в Улан-Удэ, "Источник" - в Ереване.

- Что Вам оставил в наследство Аркадий Александрович?
- Свой метод работы. Дед учил: с натуры нужно сделать много-много этюдов, чтобы понять ее суть. Тогда можно рисовать и с закрытыми глазами. От деда к отцу, а после его смерти - ко мне перешла мастерская в Москве. Там же остались многие картины деда. Висит одна из его последних работ - копия с собственной картины "Фашист пролетел". Писал ее по заказу музея, но решил оставить себе. Она была выставлена в Тегеране на знаменитой встрече Сталина, Рузвельта, Черчилля как произведение, символизирующее бессмысленность войны.

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. Но до поры. А деревенские мужики, конечно, воспринимали его как чудака. Но потом оценили: не зря человек ковыряется кисточкой - вон оно что из этого выходит. Да и не в белых манжетах ходит. И физический труд любит. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах Фидия и Праксителя, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

- Фамилия деда Вам помогала в жизни?
- И помогала, и мешала. Когда был школьником и студентом, мне невозможно было поступить по-мальчишески безрассудно - ореол фамилии сзади подсвечивал, нельзя было его пятнать. Мне всегда хотелось показать, что я и сам что-то значу. Единственную поблажку я получил от фамилии, когда поступал в институт. Туда принимают обычно после окончания училищ, а я стал студентом сразу после школы.

- Вы встречались с Владимиром Шамановым по поводу празднования юбилея Аркадия Пластова?
- Мы говорили о том, что нужно развести празднование юбилея в Москве и Ульяновске. Решили, что основные торжества пройдут в Москве 31 января 2003 года, а в мае, в дни памяти Аркадия Пластова, здесь будет открыт памятник работы Анатолия Бичукова. Также откроется большая выставка картин деда.
Алсу ИДРИСОВА.