Что общего раскольникова и свидригайлова. Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Главный герой одного из самых психологических произведений русской литературы, романа «Преступление и наказание», носит имя Родион Раскольников. Он не похож на других, хлопоты обычных людей ему чужды.

Федор Михайлович Достоевский на страницах своего произведения знакомит нас со своеобразным двойником Родиона Романовича - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Этот герой заявляет о своем сходстве с Раскольниковым.

А действительно ли похожи Раскольников и Свидригайлов? поможет ответить на этот вопрос.

Внешность Раскольникова и Свидригайлова

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова невозможна без этих героев.

Они совершенно не похожи друг на друга. Родион Раскольников - статный молодой человек с темными глазами и волосами Свидригайлов - мужчина примерно пятидесяти лет, широкоплечий, голубоглазый блондин с алыми губами.

Ориентиры и идеалы героев

Совершенно разными путями по жизни идут Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика (сочинение каждого школьника обязательно содержит этот момент) невозможна без оценки того, какой образ жизни ведут герои. Раскольников - очень неглупый молодой человек, когда-то он учился. Аркадий Свидригайлов ведет разгульную жизнь, пьянствует.

Их, несомненно, объединяет то, что оба персонажа не принимают окружающую действительность, правда выказывают они это неприятие по-разному. Родион погружается в разработку теории, а Аркадий ищет истину в вине, распутничает.

Уникальность героев

Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика героев всегда отмечает этот момент) считают себя уникальными, неповторимыми. Раскольников старался подтвердить ту теорию, которую сам разработал, а Свидригайлов просто был убежден в своей неповторимости.

Однако, какой бы ужасный поступок ни совершил Родион, читатель невольно проникается сочувствием к нему. Возможно, это вызвано тем, что Достоевский очень хорошо знакомит нас с главного героя, погружает в его мысли, чувства.

Свидригайлов в своих поступках более меркантилен, он остается для читателя отталкивающим и загадочным.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова должна содержать момент, который указывает на сходство героев, а именно - на их убежденность в том, что поступки необыкновенных людей могут оставаться безнаказанными.

Теория, которую разработал Раскольников, отменяет нравственные устои и оправдывает не только преступление Родиона, но и безнравственность Свидригайлова.

Тем не менее оба героя приходят к раскаянию, Родион признает свое преступление и несет наказание, Аркадий лишает себя жизни.

Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика. Сходство героев

Итак, поговорим о том, что объединяет героев, кроме веры в собственную исключительность.

Раскольников и Свидригайлов, так или иначе, явились причиной смерти людей. Раскольников лишил жизни старуху-процентщицу, которую, согласно своей теории, считал «тварью дрожащей». Аркадий Свидригайлов тоже был виновен в гибели нескольких людей, считая, что подобные злодеяния обязательно сойдут ему с рук. Он был виновен в смерти 14-летней девочки, лакея Филиппа, собственной жены. Свидригайлов не разрабатывал теорию, он просто жил с убеждением о вседозволенности.

Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика не может не отразить этот момент) совершают и добрые поступки. Родион помогает Катерине Ивановне с детьми. Он способен проникнуться человеческой бедой. Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.

Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину. Аркадий Иванович заканчивает жизнь самоубийством, а Родион, узнав о его смерти, признается в преступлении.

Оказывается, эти герои действительно имеют много общего. Различия героев можно представить в виде таблицы.

Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика (таблица)

Родион Раскольников

Аркадий Свидригайлов

Внешность

Стройный кареглазый молодой человек с темно-русыми волосами.

Голубоглазый блондин с алыми губами, широкоплечий мужчина около 50 лет.
Ориентиры и идеалы, образ жизни

Живет замкнуто, разрабатывает теорию об уникальной личности, склонен к философствованию.

Ведет разгульный образ жизни, просто верит в свою неповторимость.

Особенности характера

Твердость в намерениях, желание произвести впечатление на окружающих своей теорией, ставит себя выше других людей.

Двойственный характер, тяга к удовольствиям.

Отношение читателя к героям

Вызывает симпатию.

Производит отталкивающее впечатление.

Итак, делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что Раскольников и Свидригайлов имеют разные характеры, они отличаются друг от друга по темпераменту, образу жизни. Однако внутренние убеждения героев весьма схожи. Раскольников разрабатывает теорию о том, что уникальной личности дозволено все, а Свидригайлов ведет образ жизни, подтверждающий эту теорию.

- 19.25 Кб

Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как “сильные” личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно понимают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”. Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном.
В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям.
Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между

Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным.
Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе. И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических “двойников” героя. Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ними, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая “теория” попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости.
Лужин - приверженец “экономической правды”. Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот”. Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен “единичной” и ничего не решающей помощью. Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно - рано или поздно -украдет.
Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони. Он очищает “арифметику” Раскольникова от “деятельного сострадания”.
Двойник Лебезятников - “прогрессист”. Он выступает против таких предрассудков, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”
Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается” к главному герою, желающему “взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.
Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов -загадка”, - думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.
“Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.
Свидригайлов - это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.

Прежде всего, бросаются в глаза внешние различия между персонажами: бедный студент Раскольников и зажиточный Лужин кажутся антиподами друг к другу. Несомненно, Лужин - «темная сторона» Раскольникова, но, в отличие от главного героя романа, Лужин - более часто встречающийся характер, намного меньший, чем «Наполеоновский тип», он не лучше от этого.

Наиболее яркий пример сопоставления описываемых героев - их диалог в каморке Раскольникова. Вначале контраст между ними несомненен, но позже можно заметить, что их мировоззрения поразительно схожи.

Раскольников - бедный студент, «живущий в долг»; Лужин же - преуспевающий делец. Раскольников мечется в поисках себя; Лужин - спокоен и рассудителен.

Но идеи «Право имеющего» и «Мелкого эгоиста» - практически идентичны, и разница между ними - только в масштабе.

Встать над другими. Это - то общее, что объединяет принципы Раскольникова и Лужина. Стать ли Судией с карающим мечом, или же ставить себя на первое место, считая уделом остальных «кафтан с барского плеча» - суть одна. Раскольников видит в этом свою схожесть с человеком, которого ненавидит, и ничего не может поделать.


Описание работы

На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

Раскольников замыкается в себе, становится совершенно отчужденным от мира. Даже каторжники относятся к нему негативно. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!». Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!».

Даже встречи с Соней не радовали Родиона. Раскольников похоронил себя заживо – и ему казалось, что девушка напрасно тратит время и душевные силы на его духовное возрождение. Жизнь потеряла для него смысл: он лишен свободы, возможности материально обеспечить себя, но больше всего терзала сердце не воплощенная в жизнь идея...

Раскольников влачит жалкое существование, пребывая в состоянии духовной апатии. Даже известие о смерти матери оставляет его равнодушным: у него нет сил на эмоции. Он не может жить ни в прошлом – до убийства, ни в настоящем, так как душа его не смогла принять кровавый поступок. Он будто находится в небытии, где нет времени, чувств, ощущений – лишь пустота. «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние... Муки и слезы – это ведь тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении». Лишь только злоба на себя, на весь мир находит место в его сердце. Он страдает от мысли: «Зачем я тогда себя не убил?».

Однажды Раскольникову снится чудовищный сон, который является трансформацией его мыслей о несчастном, грязном мире. Долго этот сон тревожил Раскольникова, не покидал его сознания, но это было последнее мрачное переживание.

Растаял сон... Сам Раскольников словно просыпается от духовного сна, воскресает. Умирают в нем предрассудки, старые убеждения, которые уносят тяжелые внутренние переживания, и начинается новая духовная жизнь Раскольникова. Это происходит, когда однажды вечером он увидел Соню, которая «стояла и как бы чего-то ждала». Маленький огонек зажегся в сердце Раскольникова, быстро разгорелся и согрел его, подарил силы.

Читая заключительную часть эпилога, я ощутил вместе с главным героем, как сильнейшее эмоциональное напряжение спало, прошло «чрезвычайно жаркое время» и наступило прохладное утро – «холодок еще не смягчился». А как же теория Раскольникова? Мы не слышим слов отречения от нее, но лишь потому, что «разум в нем уснул, теперь он только чувствовал». Душа Раскольников, пережив столько страданий, очищается. Именно через страдание главный герой обретает внутреннюю гармонию.

В своем произведении Достоевский превозносит прежде всего нравственное, духовное начало в человеке, над которым не властно разумное.

Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика)

Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов.

На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как «сильные» личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно понимают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого.

Свидригайлов нарочито откровенен с Раскольниковым и даже находит удовольствие в том, чтобы рассказать ему о самых постыдных фактах своей биографии. Но Свидригайлов – человек загадочный. Он очень скрытен и хитер. Несмотря на свое шутовство, очень умен. Свидригайлов кажется ужасным злодеем. О его злодействах ходит множество слухов, он становится источником всевозможных несчастий для окружающих. Свидригайлов вызывает страх и отвращение у многих людей. Дуня говорит о нем «чуть не с содроганием»: «Это ужасный человек. Ужаснее я ничего и представить не могу…». Но под маской « демонической» личности скрывается самый обычный человек. Свидригайлов не может освободиться от простых и естественных человеческих чувств: боязни смерти, любви, жалости. Не исключено даже, что любовь к Дунечке могла бы способствовать его нравственному перерождению, если бы была разделенной. Он даже испытывает что-то вроде угрызений совести: ему являются призраки из его прошлой жизни и снятся кошмары.

За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и, в конце концов, признается в содеянном.

Таким образом, Раскольников существенно отличается от Свидригайлова. По словам Порфирия Петровича, «недолго себя морочил», он способен воскреснуть к новой жизни. В отличие от Свидригайлова, он не совершает самоубийство, и это доказывает, что жизнь для него не утратила смысл, даже если сам он думает иначе. В нем еще живо нравственное чувство, несмотря на то, что Раскольников пытается переступить через него.

В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям.

Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.

В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали.

Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решением нравственного вопроса: «вошь» он или «право имеющий», и, если он не «тварь дрожащая», то дано ли ему право «переступить черту» законов божеских и человеческих, чтобы убедиться в этом.

У теории Раскольникова, в которой он находит оправдание преступления, два полюса. С одной стороны, он хочет облагодетельствовать человечество, загладив одно «крошечное преступление тысячами добрых дел», принеся в жертву одну жизнь ради спасения тысячи. Но не это является основой теории Раскольникова.

В воспаленном мозгу Раскольникова рождается отчаянное желание самому изменить жестокий мир, провозгласив свое «новое слово». Не хочет он быть в рядах «униженных и оскорбленных», не хочет повиноваться и поднимается на бунт.

Вынашивая свою идею, Раскольников разделил людей на «два разряда»: на «обыкновенных» и «необыкновенных». К низшему разряду принадлежат законопослушники, живущие в повиновении и являющиеся материалом для людей «необыкновенных», являющихся носителями теории, которая важнее всего, поскольку дает право «перешагнуть» черту во имя высокой цели.

И Базарову, необоснованно ставящего «nihil» над всем, что с таким трудом создавалось до него, и Раскольникову, изгнавшему бога из сердца, нечем заполнить душевную пустоту, они оба страдают.

/ / / Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Преступление и наказание» - многогранный психологический роман известного русского классика Федора Достоевского. Галерея образов удивляет яркостью и реалистичностью.

В центре романа главный мужской персонаж – . Его внутренний мир подробно описан автором. Но в качестве дополнения в романе есть много моральных двойников героя, которые помогает глубже понять его образ. Одним их таких есть Аркадий Иванович Свидригайлов.

Сравнивая Раскольникова и Свидригайлова, вначале можно подумать, что между ними не так много общего. Они, скорее, кажутся абсолютными антиподами. Однако постепенно между ними исчезает четкая моральная грань.

Что же общего между этими двумя героями? Во-первых, они, несомненно, сильные неординарные личности. Во-вторых, они оба преступают закон. Хотя мотивы у героев разные: Раскольников движем идеей доказать свою теорию, а Свидригайлов находится в плену своих низменных желаний. Перед тем, как совершить преступление, Родион долго размышляет и колеблется, а вот Аркадий Иванович давно забыл о муках совести. Главный герой становится преступником с мыслью, что таким способом он поможет другим обездоленным людям, ведь старуха-процентщица казалась ему воплощением зла. А его моральный двойник не боится замарать руки в крови, утоляя свой низменный «голод» к удовольствиям. Но, несмотря на разные мотивы, автор подводит к мысли, что за всякое преступление все равно придется платить.

Раскольников и – разные люди по многим внешним критериям: по возрасту, социальному положению и т.д. Родион – бедный студент, не имеющий возможности продолжить обучение из-за нехватки денег. А Аркадий Иванович – дворянин, имеющий деньги и связи. Бывший студент еще очень молод и красив. Его двойник уже человек в возрасте, но еще сохранивший некую привлекательность. Но внутренне они оказываются довольно похожими личностями. Первым это замечает Свидригайлов, как более опытный человек. Он говорит Родиону, что они одного поля ягоды. И со временем главный герой это тоже понимает.

Сближает их и то, что оба в финале получают наказание. И не потому что их раскрыли, а потому что их мучает совесть. Немаловажную роль в осознании ними совершенных преступлений играют женщины. Для Родиона такой женщиной стала Сонечка, а доя Свидригайлова – Дуня.

Сонечка помогает Родиону понять, что его теория неправильна, аморальна и то, что ему нужно принять наказание, чтобы жить дальше. Свидригайлова удивляет стойкость и чистота Дуни. Эта сильная гордая девушка смогла покорить его сердце. Он не смог добиться ее любви, но и обесчестить не решился. Что-то изменилось в его душе.

И вернули преступникам их утраченную человечность. Герои приняли наказание, хотя и по-разному. Свидригайлов не справился с муками совести и покончил с собой, а Родион встал на путь искупления. Писатель показал в образе Свидригайлова – возможную судьбу Родиона Раскольникова, если бы тот не отказался от своей негуманной теории.

Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Зосимов, говоря об убийстве старухи, замечает: «Слишком уж все удачно сошлось... и сплелось...точно как на театре». А Раскольников, встретившись со Свидригайловым, говорит ему: «Уж слишком вы складной человек». Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым - «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».
Сходства
Оба являются преступниками (Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Относят себя к «право имеющим»
сильные личности (переступают черту закона).
Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - «одного поля ягоды».
Судьбы похожи (Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».)
Различия
различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек. жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением,
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. – порок.
Св. весь мир- нелепость
Св. « и добро и зло творит равнодушно»
Св. пошлый, развратный человек.

Хозяин жизни творит добро и зло от скуки, понимая, что весь мир- нелепость, Справедливость в этом мире невозможна.
ему становится тошно в этой жизни – самоубийство!.
Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.о. создавая для себя морально этические нормы.
Окончательно признав себя “вошью”, Раскольников идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие - последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова - человека, живущего по принципу “все дозволено”.