Энциклопедия сказочных героев: Русалочка. Какой я вижу сказку "русалочка"

Сказка Г-Х Андерсена "Русалочка"

Главные герои сказки "Русалочка" и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки "Русалочка"

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки "Русалочка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки "Русалочка"

За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.

Чему учит сказка "Русалочка"

Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.

Отзыв на сказку "Русалочка"

Сказка "Русалочка" рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.

Пословица к сказке "Русалочка".

Одно сердце страдает, а другое не знает.

Верная любовь ни в огне не горит, нив воде не тонет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Русалочка"

Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек.

Самая младшая Русалочка была самой красивой, она любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду.

Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность.

И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика.

К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег.

Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца.

Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы.

Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной.

Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток.

Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц.

Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку "Найденышем".

Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет подводный народ.
Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя - стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по то-му, прилив или отлив, и это очень красиво: ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы.
Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках - принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.
День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатах, где из стен росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна открыты настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить.
Перед дворцом был большой сад, в нем росли огненнокрасные и темно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы - горячим огнем, а стебли и листья непрестанно колыхались. Земля была сплошь мелкий песок, только голубоватый, как серное пламя. Все там внизу отдавало в какую-то особенную синеву, - впору было подумать, будто стоишь не на дне морском, а в воздушной вышине, и небо у тебя не только над головой, но и под ногами. В безветрие со дна видно было солнце, оно казалось пурпурным цветком, из чаши которого льется свет.
У каждой принцессы было в саду свое местечко, здесь они могли копать и сажать что угодно. Одна устроила себе цветочную грядку в виде кита, другой вздумалось, чтобы ее грядка гляделась русалкой, а самая младшая сделала себе грядку, круглую, как солнце, и цветы на ней сажала такие же алые, как оно само. Странное дитя была эта русалочка - тихое, задумчивое. Другие сестры украшали себя разными разностями, которые находили на потонувших кораблях, а она только и любила, что цветы ярко-красные, как солнце, там, наверху, да еще красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня и спустившийся на дно морское после кораблекрушения. Возле статуи русалочка посадила розовую плакучую иву, она пышно разрослась и свешивала свои ветви над статуей к голубому песчаному дну, где получалась фиолетовая тень, зыблющаяся в лад колыханию ветвей, и от этого казалось, будто верхушка и корни ластятся друг к другу.
Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, не то что здесь, на морском дне, - леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься. Рыбами бабушка называла птиц, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц.
- Когда вам исполнится пятнадцать лет, - говорила бабушка, - вам дозволят всплывать на поверхность, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!
В этот год старшей принцессе как раз исполнялось пятнадцать лет, но сестры были погодки, и выходило так, что только через пять лет самая младшая сможет подняться со дна морского и увидеть, как живется нам здесь, наверху. Но каждая обещала рассказать остальным, что она увидела и что ей больше всего понравилось в первый день, - рассказов бабушки им было мало, хотелось знать побольше.
Ни одну из сестер не тянуло так на поверхность, как самую младшую - тихую, задумчивую русалочку, которой приходилось ждать дольше всех. Ночь за ночью проводила она у открытого окна и все смотрела наверх сквозь темно-синюю воду, в которой плескали хвостами и плавниками рыбы. Месяц и звезды виделись ей, и хоть светили они совсем бледно, зато казались сквозь воду много больше, чем нам. А если под ними скользило как бы темное облако, знала она, что это либо кит проплывает, либо корабль, а на нем много людей, и уж, конечно, им и в голову не приходило, что внизу под ними хорошенькая русалочка тянется к кораблю своими белыми руками.
И вот старшей принцессе исполнилось пятнадцать лет, и ей позволили всплыть на поверхность.
Сколько было рассказов, когда она вернулась назад! Ну, а лучше всего, рассказывала она, было лежать в лунном свете на отмели, когда море спокойно, и рассматривать большой город на берегу: точно сотни звезд, там мерцали огни, слышалась музыка, шум экипажей, говор людей, виднелись колокольни и шпили, звонили колокола. И как раз потому, что туда ей было нельзя, туда и тянуло ее больше всего.
Как жадно внимала ее рассказам самая младшая сестра! А потом, вечером, стояла у открытого окна и смотрела наверх сквозь темно-синюю воду и думала о большом городе, шумном и оживленном, и ей казалось даже, что она слышит звон колоколов.
Через год и второй сестре позволили подняться на поверхность и плыть куда угодно. Она вынырнула из воды как раз в ту минуту, когда солнце садилось, и решила, что прекраснее зрелища нет на свете. Небо было сплошь золотое, сказала она, а облака - ах, у нее просто нет слов описать, как они красивы! Красные и фиолетовые, плыли они по небу, но еще быстрее неслась к солнцу, точно длинная белая вуаль, стая диких лебедей. Она то-же поплыла к солнцу, но оно погрузилось в воду, и розовый отсвет на море и облаках погас.
Еще через год поднялась на поверхность третья сестра. Эта была смелее всех и проплыла в широкую реку, которая впадала в море. Она увидела там зеленые холмы с виноградниками, а из чащи чудесного леса выглядывали дворцы и усадьбы. Она слышала, как поют птицы, а солнце пригревало так сильно, что ей не раз приходилось нырять в воду, чтобы остудить свое пылающее лицо. В бухте ей попалась целая стая маленьких человеческих детей, они бегали нагишом и плескались в воде. Ей захотелось поиграть с ними, но они испугались ее и убежали, а вместо них явился какой-то черный зверек - это была собака, только ведь ей еще ни разу не доводилось видеть собаку - и залаял на нее так страшно, что она перепугалась и уплыла назад в море. Но никогда не забыть ей чудесного леса, зеленых холмов и прелестных детей, которые умеют плавать, хоть и нет у них рыбьего хвоста.
Четвертая сестра не была такой смелой, она держалась в открытом море и считала, что там-то и было лучше всего: море видно вокруг на много-много миль, небо над головой как огромный стеклянный купол. Видела она и корабли, только совсем издалека, и выглядели они совсем как чайки, а еще в море кувыркались резвые дельфины и киты пускали из ноздрей воду, так что казалось, будто вокруг били сотни фонтанов.
Дошла очередь и до пятой сестры. Ее день рождения был зимой, и поэтому она увидела то, чего не удалось увидеть другим. Море было совсем зеленое, рассказывала она, повсюду плавали огромные ледяные горы, каждая ни дать ни взять жемчужина, только куда выше любой колокольни, построенной людьми. Они были самого причудливого вида и сверкали, словно алмазы. Она уселась на самую большую из них, ветер развевал ее длинные волосы, и моряки испуганно обходили это место подальше. К вечеру небо заволоклось тучами, засверкали молнии, загремел гром, почерневшее море вздымало ввысь огромные ледяные глыбы, озаряемые вспышками молний. На кораблях убирали паруса, вокруг был страх и ужас, а она как ни в чем не бывало плыла на своей ледяной горе и смотрела, как молнии синими зигзагами ударяют в море.
Так вот и шло: выплывает какая-нибудь из сестер первый раз на поверхность, восхищается всем новым и красивым, ну, а потом, когда взрослой девушкой может подниматься наверх в любую минуту, все становится ей неинтересно и она стремится домой и уже месяц спустя говорит, что у них внизу лучше всего, только здесь и чувствуешь себя дома.
Часто по вечерам, обнявшись, всплывали пять сестер на поверхность. У всех были дивные голоса, как ни у кого из людей, и когда собиралась буря, грозившая гибелью кораблям, они плыли перед кораблями и пели так сладко о том, как хорошо на морском дне, уговаривали моряков без боязни спуститься вниз. Только моряки не могли разобрать слов, им казалось, что это просто шумит буря, да и не довелось бы им увидеть на дне никаких чудес - когда корабль тонул, люди захлебывались и попадали во дворец морского царя уже мертвыми.
Младшая же русалочка, когда сестры ее всплывали вот так на поверх-ность, оставалась одна-одинешенька и смотрела им вслед, и ей впору было заплакать, да только русалкам не дано слез, и от этого ей было еще горше.
- Ах, когда же мне будет пятнадцать лет! - говорила она. - Я знаю, что очень полюблю тот мир и людей, которые там живут!
Наконец и ей исполнилось пятнадцать лет.
- Ну вот, вырастили и тебя! - сказала бабушка, вдовствующая королева.
- Поди-ка сюда, я украшу тебя, как остальных сестер.
И она надела русалочке на голову венок из белых лилий, только каждый лепесток был половинкой жемчужины, а потом нацепила ей на хвост восемь устриц в знак ее высокого сана.
- Да это больно! - сказала русалочка.
- Чтоб быть красивой, можно и потерпеть! - сказала бабушка.
Ах, как охотно скинула бы русалочка все это великолепие и тяжелый венок! Красные цветы с ее грядки пошли бы ей куда больше, но ничего не по-делаешь.
- Прощайте! - сказала она и легко и плавно, словно пузырек воздуха, поднялась на поверхность.
Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотом, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Неподалеку стоял трехмачтовый корабль с одним поднятым парусом - не было ни малейшего ветерка. Повсюду на снастях и реях сидели матросы. С палубы раздавалась музыка и пение, а когда совсем стемнело, корабль осветился сотнями разноцветных фонариков и в воздухе словно бы замелькали флаги всех наций. Русалочка подплыла прямо к окну каюты, и всякий раз, как ее приподымало волной, она могла заглянуть внутрь сквозь прозрачные стекла. Там было множество нарядно одетых людей, но красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет. Праздновался его день рождения, оттого на корабле и шло такое веселье. Матросы плясали на палубе, а когда вышел туда молодой принц, в небо взмыли сотни ракет, и стало светло как днем, так что русалочка совсем перепугалась и нырнула в воду, но тут же опять высунула голову, и казалось, будто все звезды с неба падают к ней в море. Никогда еще не видала она такого фейерверка. Вертелись колесом огромные солнца, взлета-ли в синюю высь чудесные огненные рыбы, и все это отражалось в тихой, ясной воде. На самом корабле было так светло, что можно было различить каждый канат, а людей и подавно. Ах, как хорош был молодой принц! Он пожимал всем руки, улыбался и смеялся, а музыка все гремела и гремела в чудной ночи.
Уже поздно было, а русалочка все не могла глаз оторвать от корабля и от прекрасного принца. Погасли разноцветные фонарики, не взлетали больше ракеты, не гремели пушки, зато загудело и заворчало в глуби морской. Русалочка качалась на волнах и все заглядывала в каюту, а корабль стал на-бирать ход, один за другим распускались паруса, все выше вздымались волны, собирались тучи, вдали засверкали молнии.
Надвигалась буря, и матросы принялись убирать паруса. Корабль, раска-чиваясь, летел по разбушевавшемуся морю, волны вздымались огромными черными горами, норовя перекатиться через мачту, а корабль нырял, словно лебедь, между высоченными валами и вновь возносился на гребень громоздящейся волны. Русалочке все это казалось приятной прогулкой, но не матросам. Корабль стонал и трещал, вот подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль, переломилась пополам, как тростинка, мачта, корабль лег на бок, и вода хлынула в трюм. Тут уж русалочка поняла, какая опасность угрожает людям, - ей и самой приходилось увертываться от бревен и обломков, носившихся по волнам. На минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния, и русалочка опять увидела людей на корабле. Каждый спасался как мог. Она искала глазами принца и увидела, как он упал в воду, когда корабль развалился на части. Сперва она очень обрадовалась - ведь он попадет теперь к ней на дно, но тут же вспомнила, что люди не могут жить в воде и он приплывет во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть! И она поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и наконец доплыла до юного принца. Он почти уже совсем выбился из сил и плыть по бурному морю не мог. Руки и ноги отказывались ему служить, прекрасные глаза закрылись, и он утонул бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно...
К УТРУ буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце и как будто вернуло краски щекам принца, но глаза его все еще были закрыты.
Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду. Она поцеловала его еще раз и пожелала, чтобы он остался жив.
Наконец она завидела сушу, высокие синие горы, на вершинах которых, точно стаи лебедей, белели снега. У самого берега зеленели чудесные леса, а перед ними стояла не то церковь, не то монастырь - она не могла сказать точно, знала только, что это было здание. В саду росли апельсиновые и лимонные деревья, а у самых ворот высокие пальмы. Море вдавалось здесь в берег небольшим заливом, тихим, но очень глубоким, с утесом, у которого море намыло мелкий белый песок. Сюда-то и приплыла русалочка с принцем и положила его на песок так, чтобы голова его была повыше на солнце.
Тут в высоком белом здании зазвонили колокола, и в сад высыпала целая толпа молодых девушек. Русалочка отплыла подальше за высокие камни, торчавшие из воды, покрыла свои волосы и грудь морскою пеной, так что теперь никто не различил бы ее лица, и стала ждать, не придет ли кто на помощь бедному принцу.
Вскоре к утесу подошла молодая девушка и поначалу очень испугалась, но тут же собралась с духом и позвала других людей, и русалочка увидела, что принц ожил и улыбнулся всем, кто был возле него. А ей он не улыбнулся, он даже не знал, что она спасла ему жизнь. Грустно стало русалочке, и, когда принца увели в большое здание, она печально нырнула в воду и уплыла домой.
Теперь она стала еще тише, еще задумчивее, чем прежде. Сестры спраши-вали ее, что она видела в первый раз на поверхности моря, но она ничего им не рассказала.
Часто по утрам и вечерам приплывала она к тому месту, где оставила принца. Она видела, как созревали в саду плоды, как их потом собирали, видела, как стаял снег на высоких горах, но принца так больше и не видала и возвращалась домой каждый раз все печальнее. Единственной отрадой было для нее сидеть в своем садике, обвив руками красивую мраморную статую, похожую на принца, но за своими цветами она больше не ухаживала. Они одичали и разрослись по дорожкам, переплелись стеблями и листьями с ветвями деревьев, и в садике стало совсем темно.
Наконец она не выдержала и рассказала обо всем одной из сестер. За ней узнали и остальные сестры, но больше никто, разве что еще две-три русалки да их самые близкие подруги. Одна из них тоже знала о принце, видела празднество на корабле и даже знала, откуда принц родом и где его королевство.
- Поплыли вместе, сестрица! - сказали русалочке сестры и, обнявшись, поднялись на поверхность моря близ того места, где стоял дворец принца.
Дворец был из светло-желтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами, одна из них спускалась прямо к морю. Великолепные позолочен-ные купола высились над крышей, а между колоннами, окружавшими здание, стояли мраморные статуи, совсем как живые люди. Сквозь высокие зеркальные окна виднелись роскошные покои, всюду висели дорогие шелковые занавеси, были разостланы ковры, а стены украшали большие картины. Загляденье, да и только. Посреди самой большой залы журчал фонтан, струи воды били высоко-высоко под стеклянный купол потолка, через который воду и диковинные растения, росшие по краям бассейна, озаряло солнце.
Теперь русалочка знала, где живет принц, и стала приплывать ко дворцу почти каждый вечер или каждую ночь. Ни одна из сестер не осмеливалась подплывать к земле так близко, ну, а она заплывала даже в узкий канал, который проходил как раз под мраморным балконом, бросавшим на воду длинную тень. Тут она останавливалась и подолгу смотрела на юного принца, а он-то думал, что гуляет при свете месяца один-одинешенек.
Много раз видела она, как он катался с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами. Русалочка выглядывала из зеленого тростника, и если люди иногда замечали, как полощется по ветру ее длинная серебристо-белая вуаль, им казалось, что это плещет крыльями лебедь.
Много раз слышала она, как говорили о принце рыбаки, ловившие по ночам с факелом рыбу, они рассказывали о нем много хорошего, и русалочка радовалась, что спасла ему жизнь, когда его, полумертвого, носило по волнам; она вспоминала, как его голова покоилась на ее груди и как нежно поцеловала она его тогда. А он-то ничего не знал о ней, она ему и присниться не могла!
Все больше и больше начинала русалочка любить людей, все сильнее тянуло ее к ним, их земной мир казался ей куда больше, чем ее подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы выше облаков, а их страны с лесами и полями раскинулись так широко, что и глазом не охватишь! Очень хотелось русалочке побольше узнать о людях, об их жизни, но сестры не могли ответить на все ее вопросы, и она обращалась к бабушке: старуха хорошо знала «высший свет», как она справедливо называла землю, лежавшую над морем.
- Если люди не тонут, - спрашивала русалочка, - тогда они живут вечно, не умирают, как мы?
- Ну что ты! - отвечала старуха. - Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет; только когда мы перестаем быть, нас не хоронят, у нас даже нет могил, мы просто превращаемся в морскую пену.
- Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, - проговорила русалочка.
- Вздор! Нечего и думать об этом! - сказала старуха. - Нам тут живет-ся куда лучше, чем людям на земле.
- Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музы-ку волн, не увижу ни чудесных цветов, ни красного солнца! Неужели я ни-как не могу пожить среди людей?
- Можешь, - сказала бабушка, - пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами, сделает тебя своей женой и поклянется в вечной верности. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым - твой рыбий хвост, например, - люди находят безобразным. Они ничего не смыслят в красоте, по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжие подпорки, или ноги, как они их называют.
Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост.
- Будем жить - не тужить! - сказала старуха. - Повеселимся вволю, триста лет срок немалый... Сегодня вечером у нас во дворце бал!
Вот было великолепие, какого не увидишь на земле! Стены и потолок танцевальной залы были из толстого, но прозрачного стекла, вдоль стен рядами лежали сотни огромных пурпурных и травянисто-зеленых раковин с голубыми огоньками в середине, огни эти ярко освещали всю залу, а через стеклянные стены и море вокруг. Видно было, как к стенам подплывают стаи больших и маленьких рыб, и чешуя их переливается золотом, серебром, пурпуром.
Посреди залы вода бежала широким потоком, и в нем танцевали под свое чудное пение водяные и русалки. Таких прекрасных голосов не бывает у людей. Русалочка пела лучше всех, и все хлопали ей в ладоши. На минуту ей было сделалось весело при мысли о том, что ни у кого и нигде: ни в море, ни на земле - нет такого чудесного голоса, как у нее, но потом она опять стала думать о надводном мире, о прекрасном принце, и ей стало грустно. Незаметно выскользнула она из дворца и, пока там пели и веселились, печально сидела в своем садике. Вдруг сверху донеслись звуки валторн, и она подумала: «Вот он опять катается на лодке! Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла - только бы мне быть с ним. Пока сестры танцуют в отцовском дворце, поплыву-ка я к морской ведьме. Я всегда боялась ее, но, может быть, она что-нибудь посоветует или как-нибудь поможет мне!»
И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Еще ни разу не доводилось ей проплывать этой дорогой; тут не росли ни цветы, ни даже трава - кругом был только голый серый песок, вода за ним бурлила и шумела, как под мельничным колесом, и увлекала за собой в пучину все, что только встречала на своем пути. Как раз между такими бурлящими водоворотами и пришлось плыть русалочке, чтобы попасть в тот край, где владычила ведьма. Дальше путь лежал через горячий пузырящийся ил, это место ведьма называла своим торфяным болотом. А там уж было рукой подать до ее жилья, окруженного диковинным лесом: вместо деревьев и кустов в нем росли полипы - полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж больше не выпускали. Русалочка в испуге остановилась, сердечко ее забилось от страха, она готова была вернуться, но вспомнила о принце и собралась с духом: крепко обвязала вокруг головы свои длинные волосы, чтобы в них не вцепились полипы, скрестила на груди руки и, как рыба, поплыла между омерзительными полипами, которые тянулись к ней своими извивающимися руками. Она видела, как крепко, точно железными клещами, держали они своими пальцами все, что удалось им схватить: белые скелеты утонувших людей, корабельные рули, ящики, кости животных, даже одну русалочку. Полипы поймали и задушили ее. Это было страшнее всего!
Но вот она очутилась на скользкой лесной поляне, где кувыркались, по-казывая противное желтоватое брюхо, большие, жирные водяные ужи. Посреди поляны был выстроен дом из белых человеческих костей; тут же сидела сама морская ведьма и кормила изо рта жабу, как люди кормят сахаром маленьких канареек. Омерзительных ужей она звала своими цыплятками и позволяла им ползать по своей большой, ноздреватой, как губка, груди.
- Знаю, знаю, зачем ты пришла! - сказала русалочке морская ведьма. - Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе - на твою же беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц по-любил тебя.
И ведьма захохотала так громко и гадко, что и жаба, и ужи попадали с нее и шлепнулись на песок.
- Ну ладно, ты пришла в самое время! - продолжала ведьма. - Приди ты завтра поутру, было бы поздно, и я не могла бы помочь тебе раньше будущего года. Я изготовлю тебе питье, ты возьмешь его, поплывешь с ним к берегу еще до восхода солнца, сядешь там и выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они еще не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку - ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать, как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе.
- Да! - сказала русалочка дрожащим голосом, подумав о принце.
- Помни, - сказала ведьма, - раз ты примешь человеческий облик, тебе уж не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь: с первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской...
- Пусть! - сказала русалочка и побледнела как смерть.
- А еще ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма. - И я недешево возьму! У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча.
- Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне? - спросила русалочка.
- Твое прелестное лицо, твоя плавная походка и твои говорящие глаза - этого довольно, чтобы покорить человеческое сердце! Ну полно, не бойся: высунешь язычок, и я отрежу его в уплату за волшебный напиток!
- Хорошо! - сказала русалочка, и ведьма поставила на огонь котел, чтобы сварить питье.
- Чистота - лучшая красота! - сказала она и обтерла котел связкой живых ужей.
Потом она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подыматься клубы пара, принимавшие такие причудливые формы, что просто страх брал. Ведьма поминутно подбавляла в котел новых и новых снадобий, и, когда питье закипело, оно забулькало так, будто плакал крокодил. Наконец напиток был готов, на вид он казался прозрачнейшей ключевой водой.
- Бери! - сказала ведьма, отдавая русалочке напиток.
Потом отрезала ей язык, и русалочка стала немая - не могла больше ни петь, ни говорить.
- Схватят тебя полипы, когда поплывешь назад, - напутствовала ведьма, - брызни на них каплю питья, и их руки и пальцы разлетятся на тысячу кусочков.
Но русалочке не пришлось этого делать - полипы с ужасом отворачивались при одном виде напитка, сверкавшего в ее руках, как яркая звезда. Быстро проплыла она лес, миновала болото и бурлящие водовороты.
Вот и отцовский дворец; огни в танцевальной зале потушены, все спят. Русалочка не посмела больше войти туда - ведь она была немая и собиралась покинуть отцовский дом навсегда. Сердце ее готово было разорваться от тоски. Она проскользнула в сад, взяла по цветку с грядки у каждой сестры, послала родным тысячи воздушных поцелуев и поднялась на темно-голубую поверхность моря.
Солнце еще не вставало, когда она увидела перед собой дворец принца и присела на широкую мраморную лестницу. Месяц озарял ее своим чудесным голубым сиянием. Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто ее пронзили обоюдоострым мечом, она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце, во всем теле она чувствовала жгучую боль. Перед ней стоял прекрасный принц и с удивлением рассматривал ее. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез, а вместо него у нее появились две маленькие беленькие ножки. Но она была совсем нагая и потому закуталась в свои длинные, густые волосы. Принц спросил, кто она и как сюда попала, но она только кротко и грустно смотрела на него своими темно-синими глазами: говорить ведь она не могла. Тогда он взял ее за руку и повел во дворец. Правду сказала ведьма: каждый шаг причинял русалочке такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и шла рука об руку с принцем легко, точно по воздуху. Принц и его свита только дивились ее чудной, плавной походке.
Русалочку нарядили в шелк и муслин, и она стала первой красавицей при дворе, но оставалась по-прежнему немой, не могла ни петь, ни говорить. Как-то раз к принцу и его царственным родителям позвали девушек-рабынь, разодетых в шелк и золото. Они стали петь, одна из них пела особенно хорошо, и принц хлопал в ладоши и улыбался ей. Грустно стало русалочке: когда-то и она могла петь, и несравненно лучше! «Ах, если бы он знал, что я навсегда рассталась со своим голосом, только чтобы быть возле него!»
Потом девушки стали танцевать под звуки чудеснейшей музыки; тут и ру-салочка подняла свои белые прекрасные руки, встала на цыпочки и понеслась в легком, воздушном танце; так не танцевал еще никто! Каждое движение подчеркивало ее красоту, а глаза ее говорили сердцу больше, чем пение рабынь.
Все были в восхищении, особенно принц; он назвал русалочку своим маленьким найденышем, а русалочка все танцевала и танцевала, хотя каждый раз, как ноги ее касались земли, ей было так больно, будто она ступала по острым ножам. Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.
Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом. Они ездили по благоухающим лесам, где в свежей листве пели птицы, а зеленые ветви касались ее плеч. Они взбирались на высокие горы, и хотя из ее ног сочилась кровь, она смеялась и продолжала следовать за принцем на самые вершины; там они любовались на облака, плывшие у их ног, точно стаи птиц, улетающих в чужие страны.
А ночью во дворце у принца, когда все спали, русалочка спускалась по мраморной лестнице, ставила пылающие, как в огне, ноги в холодную воду и думала о родном доме и о дне морском.
Раз ночью всплыли из воды рука об руку ее сестры и запели печальную песню; она кивнула им, они узнали ее и рассказали ей, как огорчила она их всех. С тех пор они навещали ее каждую ночь, а один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове. Они простирали к ней руки, но не смели подплыть к земле так близко, как сестры.
День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее, но он любил ее только как милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и принцессой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе, если бы он отдал свое сердце и руку другой, она стала бы пеной морской.
«Любишь ли ты меня больше всех на свете?» - казалось, спрашивали гла-за русалочки, когда принц обнимал ее и целовал в лоб.
- Да, я люблю тебя! - говорил принц. - У тебя доброе сердце, ты пре-дана мне больше всех и похожа на молодую девушку, которую я видел однажды и, верно, больше уж не увижу! Я плыл на корабле, корабль затонул, волны выбросили меня на берег вблизи какого-то храма, где служат богу молодые девушки, самая младшая из них нашла меня на берегу и спасла мне жизнь; я видел ее всего два раза, но только ее одну в целом мире мог бы я полюбить! Ты похожа на нее и почти вытеснила из моего сердца ее образ. Она принадлежит святому храму, и вот моя счастливая звезда послала мне тебя; никогда я не расстанусь с тобой!
«Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь! - думала русалочка, - Я вынесла его из волн морских на берег и положила в роще, возле храма, а сама спряталась в морской пене и смотрела, не придет ли кто-нибудь к нему на помощь. Я видела эту красивую девушку, которую он любит больше, чем меня! - И русалочка глубоко вздыхала, плакать она не могла. - Но та девушка принадлежит храму, никогда не вернется в мир, и они никогда не встретятся! Я же нахожусь возле него, вижу его каждый день, могу ухаживать за ним, любить его, отдать за него жизнь!»
Но вот стали поговаривать, что принц женится на прелестной дочери со-седнего короля и потому снаряжает свой великолепный корабль в плавание. Принц поедет к соседнему королю как будто для того, чтобы ознакомиться с его страной, а на самом-то деле, чтобы увидеть принцессу; с ним едет большая свита. Русалочка на все эти речи только покачивала головой и смеялась - она ведь лучше всех знала мысли принца.
- Я должен ехать! - говорил он ей. - Мне надо посмотреть прекрасную принцессу; этого требуют мои родители, но они не станут принуждать меня жениться на ней, а я никогда не полюблю ее! Она ведь не похожа на ту красавицу, на которую похожа ты. Если уж не придется наконец избрать себе невесту, так я лучше выберу тебя, мой немой найденыш с говорящими глазами!
И он целовал ее розовые губы, играл ее длинными волосами и клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и любви.
- Ты ведь не боишься моря, моя немая крошка? - говорил он, когда они уже стояли на корабле, который должен был отвезти их в страну соседнего короля.
И принц стал рассказывать ей о бурях и о штиле, о диковинных рыбах, что живут в пучине, и о том, что видели там ныряльщики, а она только улыбалась, слушая его рассказы, - она-то лучше всех знала, что есть на дне морском.
В ясную лунную ночь, когда все, кроме рулевого, спали, она села у самого борта и стала смотреть в прозрачные волны, и ей показалось, что она видит отцовский дворец; старая бабушка в серебряной короне стояла на вышке и смотрела сквозь волнующиеся струи воды на киль корабля. Затем на поверхность моря всплыли ее сестры; они печально смотрели на нее и протягивали к ней свои белые руки, а она кивнула им головой, улыбнулась и хотела рассказать о том, как ей хорошо здесь, но тут к ней подошел корабельный юнга, и сестры нырнули в воду, а юнга подумал, что это мелькнула в волнах белая морская пена.
Наутро корабль вошел в гавань нарядной столицы соседнего королевства. В городе зазвонили в колокола, с высоких башен раздались звуки рогов, на площадях стояли полки солдат с блестящими штыками и развевающимися знаменами. Начались празднества, балы следовали за балами, но принцессы еще не было - она воспитывалась где-то далеко в монастыре, куда ее отдали учиться всем королевским добродетелям. Наконец прибыла и она.
Русалочка жадно смотрела на нее и не могла не признать, что лица ми-лее и прекраснее она еще не видала. Кожа на лице принцессы была такая нежная, прозрачная, а из-за длинных темных ресниц улыбались синие кроткие глаза.
- Это ты! - сказал принц. - Ты спасла мне жизнь, когда я полумертвый лежал на берегу моря!
И он крепко прижал к сердцу свою зардевшуюся невесту.
- Ах, я так счастлив! - сказал он русалочке. - То, о чем я не смел и мечтать, сбылось! Ты порадуешься моему счастью, ты ведь так любишь меня.
Русалочка поцеловала ему руку, а сердце ее, казалось, вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна ведь убить ее, превратить в пену морскую.
В тот же вечер принц с молодой женой должны были отплыть на родину принца, пушки палили, флаги развевались, на палубе был раскрыт шатер из золота и пурпура, устланный мягкими подушками, в шатре они должны были провести эту тихую, прохладную ночь.
Паруса надулись от ветра, корабль легко и плавно заскользил по волнам и понесся в открытое море.
Как только смерклось, на корабле зажглись разноцветные фонарики, а матросы стали весело плясать на палубе. Русалочка вспомнила, как она впервые поднялась на поверхность моря и увидела такое же веселье на корабле. И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда еще не танцевала она так чудесно! Ее нежные ножки резало как ножами, но этой боли она не чувствовала - сердцу ее было еще больнее. Она знала, что один лишь вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и терпела невыносимые мучения, о которых принц и не догадывался. Лишь одну ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звездное небо, а там наступит для нее вечная ночь, без мыслей, без сновидений. Далеко за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой на сердце; принц же целовал красавицу жену, а она играла его черными кудрями; наконец рука об руку они удалились в свой великолепный шатер.
На корабле все стихло, только рулевой остался у руля. Русалочка оперлась о поручни и, повернувшись лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца, который, она знала, должен был убить ее. И вдруг она увидела, как из моря поднялись ее сестры; они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше на ветру - они были обрезаны.
- Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож - видишь, какой он острый? Прежде чем взойдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теп-лая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживешь свои триста лет, прежде чем превратишься в соленую пену морскую. Но спеши! Или он, или ты - один из вас должен умереть до восхода солнца. Убей принца и вернись к нам! Поспеши. Видишь, на небе показалась красная по-лоска? Скоро взойдет солнце, и ты умрешь!
С этими словами они глубоко вздохнули и погрузились в море.
Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка
молодой жены покоится на груди принца. Русалочка наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены - она одна была у него в мыслях! - и нож дрогнул в руках у русалочки. Еще минута - и она бросила его в волны, и они покраснели, как будто в том месте, где он упал, из моря выступили капли крови.
В последний раз взглянула она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.
Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти, она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.
- К кому я иду? - спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.
- К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. - Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. В жарких странах, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, мы навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду... Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле.
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы.
На корабле за это время все опять пришло в движение, и русалочка увидела, как принц с молодой женой ищут ее. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и вознеслась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.

ТЕ
МА. Произведение Андерсена « Русалочка ».
Авторы проекта: Бабич Н.П.
Участники проекта: учащиеся 4 классов.
Срок выполнения:3 урока.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий
Продукт проекта: детский иллюстрированный журнал
Основополагающий вопрос проекта: Какую роль играют в жизни любовь и доброта? Краткая аннотация проекта: данный проект поможет детям детально разобраться в произведении, выразить свое отношение к прочитанному. А так же на примере поступков героев произведения дать оценку своим собственным поступкам.
Цель
Создать через проектную деятельность и представить материал в виде детского журнала для библиотеки.
Формировать у учащихся 4 класса личностных компетенций, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.
Учить соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями.
Наши действия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Выработка плана действия по реализации проекта.
Определение проблемных групп.
Учащиеся делятся на группы.
Знакомство с инструкциями педагога.
Знакомство с требованиями к презентации.
КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП
Поиск материалов по каждому направлению группы.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма".
Учащиеся создают папки для материалов.
Общая папка:
Ссылки
Иллюстрации, фото
Тексты.
Направления групп
Группа: «Библиографы»
Группа: «Художники»
Группа: «Фантазёры»
Группа «Мыслители»
Определить проблему, цели и задачи каждой группы.
Сформировать банк интересных идей.
Определить этапы работы.
Группа « Библиографы»
1.Узнать, кто такие библиографы и библиофилы. Какое основное направление их деятельности.
2.Поиск сайтов по теме и анализ материалов, найденных в интернете и библиотеке.
3.Сбор интересных фактов из биографии Андерсена.
4. Выбор портрета писателя.
5. Написание аннотации к произведению Андерсена «Русалочка»
Группа «Художники»
1. Узнать, кто такие художники- иллюстраторы. Найти информацию о наиболее известных художниках- иллюстраторах.
2. Анализ материалов в Интернете и библиотеке.
3.Нарисовать портреты главных героев сказки. Дать словесные портреты.
4. Создание папки материалов группы
Группа «Фантазёры»
1.Узнать, какие наиболее популярные детские журналы существуют в современном мире? Какие рубрики бывают в детских журналах?
2.Провести аукцион стихов собственного сочинения по сказке Андерсена «Русалочка»
3. Подготовить ребусы, кроссворды, загадки к прочитанному произведению собственного сочинения.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации занимательного материала.
6.Создание папки материалов группы.
Группа «Мыслители»
1. Обсудить поступки героев и выделить основную мысль сказки.
2. Найти наиболее подходящие пословицы, отражающие главную мысль произведения.
3. Придумать игру «Доскажи словечко» с целью выявления уровня запоминания хода произведения до мелочей.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации своего материала.
5.Создание папки материалов группы
Ожидаемый результат
Каждая группа должна создать свою страничку журнала:
1.Дать ей название, отражающие суть страницы
2. Отобрать на страничку наиболее интересный материал
3. Аккуратно оформить
4. Интересно презентовать
5. Оценить работу каждой группы
6. Скрепить все странички и подарить в школьную библиотеку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАПЫ
Тема: Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.
Ход урока:
I. Оргмомент
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Речевая разминка. Изобразить лягушку при помощи мимики.
Гимнастика для губ. Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видно.
Чтение текста «птичьим базаром». Читайте текст, не обращая внимания на то, что он как-то не так выглядит.
Квака лбюит убылстьая
Рот у Ккави до уешй
Хоть закязвочи пеширй
Тнуять гбуы пмяро к уашкм
Очень нравится луягшакм
Уыб лаются. Стюмеся.
А гзала у хин как бюлц да.
Собрать текст
-чтение шёпотом
- прочесть громко
- прочесть выразительно.

II. Сообщение темы и цели урока:
Звучит песня-клип «Сказки»
Есть на свете страна – это Сказка:
Чудесами полна, волшебством.
Дети любят её – там прекрасно.
Всех чарует своим колдовством.
Помнят сказки его наизусть…
В чудо - сказках есть радость и грусть.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству Андерсена. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.
Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.
Беседа:
- Какие вы знаете современные детские журналы созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)
- Сегодня я предлагаю по мотивам сказки Андерсена создать журнал?
- Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.(сообщения детей из группы «Художники»)
III. Инструктаж
- Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице.
1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)
2 страница Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)
3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)
4 страница Секреты Андерсена (доскажи словечко, пословицы)
IV. Работа над проектами. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Дети работают в группах. Каждая группа отбирает материал и размещает (наклеивают) на страницу журнала. Страница с названием заранее подготовлена.
V. Презентация проектов. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждая группа выходит и поочерёдно представляет свою страницу. Говорит название страницы, девиз группы и сообщает, что можно прочитать на их страничке.
- Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?
Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)
Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)
Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?
Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь в жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.
Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?
(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.) (докажи словами из текста)
Так что же такое любовь? В чем ее сила?
Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.
VI. Итог урока.
Заполнение индивидуальной таблицы «Для меня сегодняшний урок…»

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. Понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял

Знают Андерсена все на свете,
Помнят сказки его наизусть…
Их герои живут с нами вместе,
В чудо-сказках есть радость и грусть.

Цель урока. Познакомить учащихся с датским писателем Х.-К. Андерсеном и его сказкой “Русалочка”

Задачи урока.

  1. Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
  2. Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  3. Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  4. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
  5. Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
  6. Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.
  7. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Оборудование: Сказка Х.К. Андерсена “Русалочка”, Сборники сказок Андерсена. Портрет Андерсена, Фотография статуи Русалки в Копенгагене. Музыкальное сопровождение, Детские рисунки.

До урока детям дается домашнее задание: Прочитать сказку Андерсена “Русалочка”, проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

Ход урока

Проверка д/з (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем работать по группам. А начнём мы с проверки д.з. На урок вы подобрали отрывки из различных произведений. Сейчас каждая группа инсценирует по 2 отрывка, ваша задача отгадать это произведение. (кроссворд - слайд2 )

Что объединяет все произведения? (Андерсен написал все произведения)

К какому литературному жанру относятся эти произведения? (Сказки )

На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная ). Это, какие сказки? (авторские, т.к. её написал Г.Х. Андерсен.)

Каким писателем является Г.Х. Андерсен? (зарубежным ) Почему? (Жил в Дании).

Кто помнит столицу Дании? (Копенгаген )

(Слайд3) Книга - это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далекое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки. Чтение книги - это приобщение к волшебству.

С егодня мы отправляемся в путешествие по книгам, но не в простое, а в волшебное, в путешествие в нашем воображении по удивительным сказкам Г.Х.Андерсена и в интересную страну Данию.

Давайте посмотрим на карту Даниии. (слайд4) Вот страна Дания и главный порт этой страны Копенгаген. Ответьте на вопрос. Эта страна находится на материке или на островах? Какой вид транспорта мы выберем? (Корабль .) Итак, мы плывем на корабле. Путешественники, прежде чем прибыть в какое-либо место, стараются как можно больше об этой стране, о людях, о культуре. А что вы знаете о Дании? (слайд5)

Дания - морская страна. От любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает. Столица Дании - Копенгаген. Как переводится слово Копенгаген? Дословно "Торговая гавань".
Почему оно получило такое название? Это крупнейший порт Скандинавии .

Итак, мы выяснили, куда плывем. И пока мы будем находиться в пути, чтобы путешествие не казалось нам скучным и не мучила бы морская болезнь подумаем, почему и зачем мы плывём в Данию? (Там родился Г.Х. Андерсен, произведение, которого мы читали дома .) Расскажите, что вы о нём знаете. (слайд 6)

(На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс-Кристиан Андерсен. Ганс-Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Семья была очень бедной. Отец Ганса-Кристиана был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей белье богатым горожанам. Андерсен с невероятным трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из
воспоминаний детства. Подобно своему русскому современнику Пушкину, Андерсен сперва выслушивал сказки от простых людей, а после, волшебно преображая услышанное, пересказывал их друзьям. «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!.И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем»
Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. (слайд 7) Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и верящую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. Сказки и истории Андерсена впитали народную мудрость, фольклор датчан. Вот почему так важно знать страну, народ, традиции, чтобы лучше понять творчество писателя.

Итак, мы в порту самого крупного города, который называется Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле, что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к Родине, к земле, друг к другу. Ведь чему учит большинство сказок Андерсена? Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться стать лучше. Можно сказать одним предложением: жить в любви.

Давайте послушаем музыкальное произведение. (запись шума моря, слайд 8) Какое настроение придала музыка? Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней? (Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.)

А как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Еще, на какие группы можно разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные) Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности ).

У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. К какому виду относится эта сказка? (волшебная: Герои-злодеи, Герои-помощники, Волшебство, Необычные испытания, Таинственное настроение, Волшебные предметы)
Мы приближаемся к Копенгагенуи при въезде в гавань нас встречает статуя Русалочки - символ Копенгагена и всей страны. (слайд 9) Почему Русалочка является символом города? Это воплощение добра, красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому народу.

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание? У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?

(Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки .)

Несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

(Русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки, с человеческой душой и человеческими качествами.)

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку Запугивает, губит Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Так как мы на время покинули палубу корабля и вступили на берег, а ходить пешком долго и неудобно, я предлагаю вам другой вид транспорта. Велосипеды. (слайд 10) Сядем на них и в путь. Почему велосипеды? Велосипедов на датских шоссе не меньше, чем автомобилей и автобусов, на велосипедах ездят все - от школьников до стариков. На велосипедах отправляются в гости и на работу, хозяйки объезжают магазины, туристы едут рассматривать достопримечательности страны. Итак, в путь!

Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Найдите в тексте описание цветов. Копенгаген - город-цветник. А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому Сказочнику. (слайд 11) Какое общее впечатление осталось у вас после экскурсий? Что вы можете сказать о жителях Копенгагена?

(Они любят свой город. Помнят Г.Х.Андерсена. Город очень красивый, чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с любовью, творчески .)
И сказки Г.Х.Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая в нас желание, стать лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле. (слайд 12)

Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

А как вы понимаете последнюю строчку?

А убить зверя в себе - понять, где добро и зло, по какому пути в жизни идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто чтение, а вдумчивое чтение.

Когда вы читали это произведение вам встретилось много интересных слов. Давайте проверим, как вы помните их значение.

Словарная работа (кроссворд - слайд 13)

Внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. (Трюм)

Тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо (вуаль)

Звание, связанное с почётным положением. (Сан)

Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев (янтарь)

Морское не передвигающееся животное (полип)

Знатный и богатый человек (вельможа)

Морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна (кораллы)

Длинная земляная насыпь; очень высокая волна (вал)

Какое слово получилось по вертикали? Кем является Русалочка в произведении? (главной героиней)

Какое чувство испытывает Русалочка? (любви)

К чему? (докажи словами из текста) к родителям, к людям, к принцу, к музыке, солнцу, цветам, морю, небу.

В каких произведениях Андерсена встречается ещё это чувство? (Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик…)

Кто является положительными героями? А кто отрицательными?

Кто является в сказке героями-помощниками?

Составьте схему, которая показывала бы взаимоотношения главных героев (самостоятельная работа), проверка – (слайд 14)

Принц
Ведьма
Русалочка
Девушка
Сёстры

Какое же чувство возникает у русалочки, когда она видит принца? (Русалочке нравится принц, она очарована им и влюбляется в него .(докажи словами из текста)

Как вы думаете, почему, вопреки клятве сестер рассказать все, что она увидит на поверхности моря, русалочка ничего никому не говорила? (Хранила свое чувство, оберегала его.)

Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)

Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)

Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?

Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь к жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?

(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир .) (докажи словами из текста)

Так что же такое любовь? В чем ее сила? (слайд 15)

Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « Русалочка» (в.ф.)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Объясните, что же значит любить и кого или что вы можете любить?

1группа объясняет, что, значит любить природу, 2 группа - родных, 3 группа - окружающих тебя людей, 4 группа – ищет в словарях значение слова « Любовь».

Работа над пословицами и поговорками. (Слайд 16)

Прочитайте предложения, предложенные вам. Что это? Что такое пословицы?

Выбери из всех пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему произведению:

Для любви нет преград.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Лучше страдать да любить, чем не любя на свете жить.

Любви все возрасты покорны.

Итог урока.

Расскажите, что интересного и нового вы узнали о Дании?
Почему мы путешествовали в Данию? Как нам могут помочь географические знания при изучении литературы? И конкретно, чем нам помогли географические знания о Дании в понимании творчества Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, почему мы, приступая к изучению произведения или творчества писателя, всегда изучаем биографию? Нужно ли нам это?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Что значит любить природу», «Что значит любить родных», «Что значит любить окружающих тебя людей» по выбору.

Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка» (использование приёма моделирования)

Цели:

Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

Развивать универсальные учебные действия учащихся:

предметные :

расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

информационные :

развивать умения анализировать и представлять информацию в

виде схемы, модели, рисунка

коммуникативные:

развивать социально приемлемые формы поведения;

умения самостоятельного и совместного принятия решений;

навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

Личностные:

формировать позитивную самооценку, самоуважение;

воспитывать целеустремленность и настойчивость.

ХОД УРОКА.

I . Организационный момент .

II . Слайд 1

1. Стихотворение загадка.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

III . Творчество и жизнь писателя . Слайд 2. (Портрет писателя и годы жизни)


  1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)

  2. Викторина по произведениям.
- Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)

Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)

Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

Слайд 5

О чём эта сказка?

(О любви девушки к юноше.)

IY .Сообщение цели и задач урока.(формулируют учащиеся)

Y .Работа над сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

Слайд 6.

Кто главный герой сказки?

Русалочка

- Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

- С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

Какой она была из сестёр?

Самая младшая, милее всех

- Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

- Как это было?

Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

- Зачем?

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше, чем отца и мать.

Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела лучше всех

- Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

- Итак, на что пошла Русалочка?

Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

- Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

- Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

Кто и как пытался её спасти?

Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

Что для этого она должна сделать?

Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI . Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова: вода _________________________, _______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________


Эпитеты: деревья _________________________

окна _________________________

стебли __________________________
Сравнения: вода, как ______________________________________________________

рыбы, как______________________________________________________

солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.)

YII . Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.


YIII .Закрепление.

1.Общие выводы по сказке.

Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?

(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

Как бы вам хотелось закончить сказку?

(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над лексическим значением слова.

Как вы поняли лексическое значение слова любить?

Слайд 7

ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

Что это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

(девушки к юноше)

Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

IX . Тест

X . ИТОГ УРОКА.

Чему учит нас эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Свои варианты окончания сказки.